Заседание № 128
О проекте федерального закона № 231551-8 "О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации" (о регулировании труда работников в возрасте до 18 лет; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации". Докладывает Екатерина Петровна Стенякина. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Государственной Думой данный проект закона был рассмотрен в первом чтении 4 апреля 2023 года. Его суть заключается в упрощении процедуры трудоустройства лиц, достигших возраста 14 лет, а именно законопроектом предлагается исключить обязательность получения согласия органов опеки и попечительства при заключении трудового договора с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо лицом, получающим общее образование и достигшим 14 лет, для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для получения основного образования. Предлагается исключить обязательность получения разрешения органов опеки при заключении указанного договора, достаточно будет только согласия одного из родителей. К законопроекту поступило 25 поправок, из них 11 поправок представлены в таблице поправок № 1 и рекомендованы Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов к принятию, 14 поправок представлены в таблице поправок № 2 и рекомендованы к отклонению. Поправки, рекомендованные к принятию, носят как технический, так и смысловой характер. Остановлюсь, с вашего позволения, на двух основных: трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться только с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя; исключена статья, отменяющая обязательный медицинский осмотр за счёт средств работодателя лиц, достигших 14 лет, при заключении трудового договора. При подготовке законопроекта ко второму чтению авторами были учтены мнения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, Правительства Российской Федерации, а также трёхсторонней комиссии. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Петровна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок № 1 ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 22 мин. 16 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, прошу вынести на отдельное голосование поправки 2, 9, 12, при этом мнение о поправках 9 и 12 я изложу пакетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 2, 9 и 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 23 мин. 14 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принимается. Поправка 2 - Нина Александровна Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Смысл поправки 2 заключается в том, что мы предлагаем всё-таки вернуть письменное согласие органа опеки и попечительства для всех детей, которые заключают договор на трудоустройство, - и тех детей, у которых есть родители, и особенно тех детей, которые воспитываются в семьях попечителей. Я понимаю степень недоверия к органам опеки сегодня, но ведь речь идёт не о конкретных личностях, а об институте, который может обеспечить превентивную защиту наших детей. А у нас сегодня в приёмных семьях воспитываются по 10-15 детей, и не секрет, что зачастую труд приёмных детей вообще жестоко эксплуатируется. В этой части, конечно, хорошо было бы вернуть всё-таки согласие органов опеки. Комитет поправку отклонил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. СТЕНЯКИНА Е. П. Комитет рекомендует данную поправку к отклонению, потому что вся суть законопроекта как раз таки и заключается в том, чтобы разбюрократить систему трудоустройства несовершеннолетних. И архаичные документы о разрешении органа опеки при наличии родителей либо законных представителей - это действительно излишний документ. Мы проводили консультации с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка: она солидарна с нами и поддерживает позицию комитета. Комитет данную поправку не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 2. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 04 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Отклоняется поправка 2. Поправки 9 и 12 - Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Вообще, я сожалею, что суть законопроекта всё-таки состоит только в разбюрокрачивании. Мы говорили о том, что суть законопроекта в том, чтобы не воспитывать из наших детей потребителей, чтобы наряду с получением образования они учились и трудиться. А разбюрокрачиваем мы систему для работодателей, которым облегчаем приём на работу несовершеннолетних подростков. Мне представляется, что было бы неправильно комментировать вот так смысл этого законопроекта, тем более со стороны всё-таки профильного комитета. Я сожалею, что вы не согласились с моей поправкой, которую я излагала, убрали ещё слова о том, чтобы труд детей только в каникулярное время... Вы от этого отказались, но вы частично учли поправку о предварительном обязательном медицинском осмотре, ежегодном обязательном медосмотре - это учтено, а почему тогда обе поправки в числе отклонённых? Скажите, пожалуйста, почему нельзя было хотя бы сказать, что они частично учтены? Что, не нравится автор? Причина какая? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. СТЕНЯКИНА Е. П. Нина Александровна, в отношении поправки 12 в таблице поправок указано, что она учтена в другой редакции. Те авторы поправок, которые присутствовали на заседании комитета, когда мы рассматривали данный законопроект ко второму чтению, вышли с предложением присоединиться к авторам поправок, которые были учтены. К сожалению, вас на заседании комитета не было. Вместе с тем, возможно, моё замечание было слегка некорректным, но мы с вами, когда принимали этот законопроект в первом чтении, точно так же здесь дискутировали и обсуждали, что данный законопроект прежде всего вызван запросом самих подростков, которые хотят трудиться, и мы помогаем и работодателям, и подросткам, они смогут проводить время действительно достойно, приучаться к труду, а не заниматься различными непонятными вещами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 9. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 27 мин. 26 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Отклоняется поправка. И ставится на голосование поправка 12. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 27 мин. 51 сек.) Проголосовало за 54 чел.12,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6 % Результат: не принято Отклоняется поправка 12. Коллеги, все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 18 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Екатерина Петровна Стенякина. СТЕНЯКИНА Е. П. Уважаемые коллеги, благодарю вас за поддержку. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов для принятия в третьем чтении. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений против того, чтобы сейчас рассмотреть? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие выступить по мотивам. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Киселёв Михаил Сергеевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КИСЕЛЁВ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Во-первых, хочу выразить благодарность от команды авторов Комитету по труду, социальной политике и делам ветеранов, Комитету по молодёжной политике, Государственно-правовому управлению, Правовому управлению, Совету Госдумы - всем, кто поддержал данный законопроект, ну и, конечно же, всем, кто его критиковал. Во-вторых, сегодня в телеграм-канале у Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина ведётся опрос о значимости общественно полезного труда, и порядка 90 процентов опрошенных поддерживают введение уроков труда в школах и приобщение подростков к труду. Сегодня первый день лета, и, наверное, самую большую радость в связи с этим днём выражают наши подростки, наши дети, но в День защиты детей мы должны спасти детей от скуки, потому что она может привести к определённым порокам, которые таит улица. Ну а наши дети благодаря данному законопроекту смогут получить, заработать свой первый рубль, а благородный труд преобразит их внутренне, ведь, как гласит татарская пословица, дерево украшают листья, а человека - труд. Ну и в-третьих, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ведёт поступательную работу по снятию барьеров в законодательстве и созданию возможностей для трудоустройства молодёжи, что закреплено в Народной программе. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта и призывает также всех поддержать данный законопроект прямого действия. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Сергеевич. Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Поправками, с нашей точки зрения, законопроект несколько улучшился, наши возражения были приняты, но осталось то, что невозможно изменить никакими законами. Знаете, что осталось? Вот детский труд (общественно полезный) на капиталистических предприятиях, каких-то там непроверяемых, непроверенных рынках, в ларьках, где никакого порядка нет и никакого должного контроля нет даже за трудом взрослых людей... вот туда детей посылать, я считаю, опасно. От скуки дети прозябают, да? А почему они не занимаются в кружках, секциях? Когда-то вы все имели возможность свободно и бесплатно заниматься. Этот вопрос почему не решён? Да, в законопроекте написано "без ущерба для освоения образовательной программы". А без ущерба для спортивного развития, творческого развития - почему бы это здесь не написать? Давайте предложим детям сначала обязательные для их развития формы борьбы со скукой, а потом отправим их работать. Второе, и последнее. Работать можно по-разному. Когда в стройотрядах это было организовано, ну, комсомолом было организовано, вы все помните, партией, предприятиями, там был особый подход, особый труд, действительно с элементами общественно полезного воспитания. А вот здесь этого почему-то нет. Почему наш комсомол сегодняшний, наши комитеты этим не занимаются? Давайте создадим для детей, в том числе на пришкольных участках, какие-то опытные сады, теплицы, где современные формы будут предложены, самые современные формы и обучения, и привлечения к труду. Вот тогда это будет совсем другой вид занятия. Остались вот здесь вопросы. Может быть, профильное министерство разовьёт эту нераскрытую строчку: что значит "без ущерба для освоения образовательной программы"? Если четыре часа ребёнок будет работать после уроков, как же это будет без ущерба? А домашнее задание, а факультативное развитие? Ущерб? Однозначно ущерб. Если бы каждому из вас пришлось бы - ещё раз говорю, не по желанию, а от того, что он вундеркинд и усваивает всё на раз, - работать четыре часа в день после школы, вы бы здесь находились? Я глубоко сомневаюсь. Конечно, мы все работали, но действительно без ущерба для образовательной программы и комплексного развития. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Пожалуйста, Останина Нина Александровна, фракция КПРФ. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, я с облегчением могу сказать, что законопроект действительно существенно изменился. Если в первом чтении мы принимали законопроект, который вносил поправки в целых четыре статьи Трудового кодекса, то теперь речь идёт о поправках только в одну статью, 63-ю. Но при этом опасения, которые мы высказывали при обсуждении законопроекта в первом чтении, остались, мы это обсуждали и во втором чтении, и в третьем чтении. Наши надежды на то, что к нам прислушаются и примут наши поправки, к сожалению, не оправдались. Мне кажется, что принятие этого закона сегодня, 1 июня, в День защиты детей - это сомнительный подарок нашим детям. Почему? Потому что, с нашей точки зрения, ущерб учёбе трудовая деятельность не может нанести только тогда, когда эта деятельность осуществляется в каникулярное время. В любом случае все мы понимаем, о чём идёт речь. И я согласна с коллегой Ниловым, который высказал свои опасения: сегодня право ребёнка на труд, которое поддерживают... да, действительно, 86 процентов, по данным опроса, поддерживают этот законопроект. Но при этом я обращаю ваше внимание, что параллельно, чуть ранее, мы уже внесли законопроект об общественно полезном труде. Сколько отрицательных отзывов я получила в своём телеграм-канале от бывших почитателей! Общественно полезный труд отрицается родителями: они считают, что это труд на капиталиста, а труд, который будет приносить 2 тысячи рублей и учитываться в общесемейном доходе, исключит эту семью из числа получателей пособия от государства... Родители просто недопонимают, чем грозит принятие этого закона. Мне представляется, что обещание комитета всё-таки отработать, обратиться в правительство, с тем чтобы доход ребёнка в 2, 3, 4, 5 тысяч не учитывался в общесемейном доходе и потом не распределялся на каждого члена семьи, не сказывался бы на получении семьёй пособия... Вот это в законопроекте никак не отражено. Наше предложение - не отрывать ребёнка от учебного процесса, он перегружен сегодня в школе, стонут родители, стонут дети, стонут педагоги... Мы не можем добавить ни дополнительные уроки, ни "Разговоры о важном" - это вызывает протесты со стороны родительского сообщества, потому что дети перегружены, а вот сейчас, сегодня, вместо того чтобы действительно дополнительное образование дать нашим детям, мы будем всё это замещать платным трудом. Ну и ещё, дети-сироты - новелла, которой не было, друзья мои, - получают сегодня не только право трудиться, но и, похоже, обязанность трудиться, поскольку должны обеспечивать сами себя. Не сможем поддержать этот законопроект по той простой причине, что для нас главный труд детей - это учёба, образование. Трудовая деятельность всегда должна сопровождать образование, но это должен быть труд, который... не труд на капиталиста, а труд на самого себя, обретение новой профессии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, выступления от фракций прозвучали, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 56 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 55 чел.12,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 111
О проекте федерального закона № 231551-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет". Докладывает Артём Павлович Метелев. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Дорогие друзья, хочу спросить: скажите, все ли помнят, когда вы заработали свои первые деньги? И если несложно, поднимите, пожалуйста, руку, кто это сделал до 18 лет. Спасибо большое. Значительная часть аудитории. Я надеюсь, что вы все были официально трудоустроены в это время. Я тоже работал, не жалею, уверен, что и вы благодарны за полученный опыт, за навыки дисциплины, за самостоятельность, за первые деньги, в конце концов, которые можно было потратить на себя и близких. Уважаемые депутаты Государственной Думы, сегодняшняя молодёжь требует от нас снять барьеры, мешающие найти подработку. Такую возможность им даст законопроект "ЕДИНОЙ РОССИИ" об упрощении трудоустройства несовершеннолетних, который я сегодня хотел бы вам представить. В стране больше 7 миллионов подростков от 14 до 18 лет. По данным ВЦИОМ, 91 процент школьников старших классов хотели бы подрабатывать во время летних каникул - 91 процент. В то же время ежегодно трудоустраивается не больше 600 тысяч, меньше 10 процентов - разница в 9 раз. Задумайтесь, почему так происходит? Ребят можно понять: они молоды, активны, амбициозны, они рвутся покорить этот мир, реализовать себя. Многие выдающиеся личности начинали свой трудовой путь с малых лет. Например, Заместитель Председателя Совета Безопасности Дмитрий Анатольевич Медведев в детстве каждое лето подрабатывал в колхозе, даже комбайнёром работал. Брежнев начал работать в пятнадцать. Что говорить, сам Александр Сергеевич Пушкин начал писать свои первые стихи в семь лет и стал одним из первых в России зарабатывать на этом деньги. Может, и хорошо, что тогда не существовало органов опеки? Я убеждён, мы должны дать возможность желающим работать подросткам проявить себя. Многие сегодня хотят это сделать, но не могут, из-за существующих барьеров они вынуждены работать в серую. Что это за барьеры? Первый - бюрократия. Сегодня, чтобы пойти поработать летом, подростку, его родителям нужно собрать только для органов опеки в среднем десять различных справок и документов. Месяц минимум на подготовку, ещё месяц на рассмотрение - а когда работать, коллеги, если летом всего три месяца? А на случай, если в документах будет ошибка или чего-то не будет хватать, конечно же, предусмотрены штрафы: для компаний - до 130 тысяч рублей, для директора - трёхлетняя дисквалификация. Это просто безумие! Почему, если у тебя живые родители, которые за тебя отвечают, с которыми ты решил поработать летом, нужно вообще получать согласование от, простите меня, незнакомой женщины на другом конце города, которая тебя видит в первый и последний раз? Мы не знаем. Мы предлагаем пересмотреть такой подход и сохранить процедуру согласования со службой опеки только для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это логично. Остальным детям для трудоустройства будет достаточно, как и сейчас, согласия одного из своих родителей. Второй барьер - это проверки. Я уверен, многие из вас это знают: работодателей, нанимающих подростков, порой просто душат проверками. Их причина не нарушения, а сам факт трудоустройства. Выезжает прокуратура, выезжает инспекция по труду, работодатель сталкивается с огромными непредвиденными организационными издержками. Разумеется, никто этого не хочет. Мы предлагаем, чтобы проверки инспекцией по труду проводились по заявлению самого работника, его законных представителей или органов опеки, то есть если есть проблемы, а не по самому факту трудоустройства. Есть разный взгляд на этот счёт, мы это знаем. Мы договорились ко второму чтению провести ещё раз широкое обсуждение этого вопроса вместе с Генеральной прокуратурой, уполномоченным по правам ребёнка и различными ведомствами, чтобы определить, в каком виде сохранится эта норма в тексте законопроекта ко второму чтению. Третий барьер - это финансовая нагрузка на работодателей. Сейчас работодатели обязаны оплачивать медосмотр несовершеннолетних за свой счёт, даже если есть актуальные анализы, точно такие же, от другого осмотра, например школьной диспансеризации. Эту коллизию мы предлагаем устранить. Министерство здравоохранения согласилось синхронизировать эти процедуры так, чтобы результаты проведённого медосмотра в школе или колледже подходили и для трудоустройства. И последнее. Сегодня есть список запрещённых видов работ, но нужно идти от обратного. Мы договорились с правительством, что Минтруд подготовит перечень рекомендованных видов работ для несовершеннолетних, а субъекты утвердят его с учётом особенностей своего рынка труда. Наличие такого перечня позволит методически сопровождать работодателей, находить наставников, вводить дополнительные меры поддержки. Всё, коллеги, это суть закона. И если мы сделаем это, нам скажут спасибо и родители, и школьники-подростки, и работодатели. Ряд журналистов и экспертов, которые не разбираются в вопросе, во время подготовки закона попытались обвинить нас в использовании детского труда, нарушении международных конвенций и так далее. Я, честно говоря, предлагаю даже не произносить сегодня таких слов. Мы тщательно на протяжении года готовили законопроект с учётом мнений всех сторон - правительства, уполномоченного по правам ребёнка (я с ней встречался только вчера, и она в очередной раз поддержала этот закон), движения детей и молодёжи и многих других. Получается, что школьники и студенты колледжей хотят работать, большинство родителей, по данным социологических опросов, поддерживают, количество вакансий со стороны работодателей растёт, а государство за всем этим не поспевает. Мы предлагаем изменения для того, чтобы вернуть рынок труда несовершеннолетних в правовое поле. Из-за всех барьеров, которые я перечислил, сегодня подростки в серой зоне, они вообще никак не защищены. Если заключается трудовой договор по нормальным правилам, поймите, на их сторону встаёт и государство, и контролирующие органы. И хочу подчеркнуть - это отдельно в законе прописано, - что речь идёт о подработке только в свободное от учёбы время, без какого-либо ущерба для образования, здоровья и развития. Для нас образование - это приоритет. Наш законопроект подготовлен во исполнение поручения президента по итогам заседания Госсовета по молодёжной политике. Владимир Владимирович поручил внести изменения в законодательство уже до 1 июня, чтобы летом ребята могли пойти на подработку. За законом последует запуск программы занятости подростков. Мы будем помогать ребятам находить проверенных работодателей, предоставлять наставников на рабочем месте, стимулировать наём, проводить широкую информационную кампанию, продвигая тезис, что труд крут, ведь именно трудолюбивые люди в большинстве своём становятся людьми успешными. Важно понимать, что закон имеет и огромное воспитательное значение: как говорил Вольтер, труд избавляет человека от трёх зол - скуки, порока и нужды. Дорогие друзья, депутаты Государственной Думы, я прошу вас поддержать наш законопроект в первом чтении и совместно его доработать в ближайшее время ко второму. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Павлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Екатерина Петровна Стенякина. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом по труду и социальной политике рассмотрен проект закона о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Прежде всего хочу остановиться на том, что в настоящее время частью третьей статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается возраст, начиная с которого несовершеннолетний может осуществлять трудовую деятельность, это возраст 14 лет, и эта норма остаётся неизменной. Также хочу остановиться на том, что не изменяется разрешённое время труда несовершеннолетнего, а также то, что до достижения 16 лет подросток не сможет самостоятельно заключать трудовой договор. Проектируемые нормы, которые мы сейчас рассматриваем, призваны, с одной стороны, упростить трудоустройство несовершеннолетних, не ухудшая их прав и не ухудшая уровня защиты и условий труда несовершеннолетних. Как уже доложил нам автор, основной новеллой данного законопроекта является исключение разрешения органов опеки для детей, которые проживают в семьях и хотели бы осуществлять трудовую деятельность, а также есть ещё ряд изменений. Я хотела бы остановиться на некоторых замечаниях комитета по труду и социальной политике, в частности на использовании результатов диспансеризации в качестве результатов медицинского осмотра при поступлении на работу. С одной стороны, да, мы считаем, что эта мера возможна, но, с другой стороны, здесь необходимо некоторое урегулирование с Министерством здравоохранения, итоги которого авторы вместе с комитетом готовы представить ко второму чтению. Также необходимо уточнение полномочий органов опеки при трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это замечание ко второму чтению тоже будет учтено. Я хотела бы подчеркнуть, что данный законопроект прежде всего совершенствует систему трудоустройства несовершеннолетних, не использование труда подростков, а участие наших несовершеннолетних в программах по трудовой адаптации и профориентации, которые в каждом регионе реализуют центры занятости. Мы прекрасно знаем, как трудно летом центрам занятости реализовывать эти государственные программы, потому что наши работодатели не готовы брать подростков на работу. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, являющийся соисполнителем, поддерживает законопроект при условии учёта ряда замечаний. Комитет Совета Федерации по социальной политике также поддерживает данный законопроект. Девять субъектов Российской Федерации высказались в поддержку законопроекта, остальные субъекты не высказали своего мнения. Также хочу отметить, что сторона Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая объединения профсоюзов, не возражает против принятия данного закона. Своих возражений не высказала и сторона, представляющая интересы работодателей. Уважаемые коллеги, необходимо совершенствовать правовое регулирование трудоустройства несовершеннолетних, не ухудшая их условия труда, а наоборот, легализуя работу несовершеннолетних в свободное от учёбы время. Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает данный законопроект при условии учёта ряда замечаний и рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Петровна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Много вопросов. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Артём Павлович, два вопроса. Первый. Написано, что в свободное от получения образования время: речь идёт только о каникулярном времени либо после учёбы соответственно человек тоже может работать, то есть в том числе во время учебного процесса? И второй вопрос - в части оценки ущерба для освоения образовательной программы. Кто, в какой форме будет оценивать, приносит ли дополнительная занятость ущерб освоению образовательной программы или не приносит? Только родители субъективно или ещё какие-то органы дополнительно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. Речь не только о работе летом, речь в том числе о возможности подростка работать в выходные дни или в то время, которое свободно от учёбы (бывают разные в жизни ситуации, вы это и сами знаете). В законопроекте довольно чётко это обозначено. Что касается того, кто будет оценивать. Заключение трудового договора оценивает в том числе инспекция по труду. Если коллеги усмотрят, что трудовой договор каким-то образом ухудшает образовательные условия для подростка, то, разумеется, он будет расторгнут, для этого у нас существуют соответствующие органы власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. У меня вопрос к представителю комитета по труду. Уважаемая Екатерина Петровна, любой работник - это гражданин страны, который должен хорошо понимать свои права и обязанности, понимать законодательство, тогда он будет умело работать и сможет отстоять себя. Трудовые отношения, Трудовой кодекс - это весьма специфическая сфера правовых отношений. Как вы, как представитель комитета, считаете... или даже шире - как комитет... Насколько комитет уверен, что понимание несовершеннолетними всех правовых нюансов в этой области, ну, будет адекватным, будет на уровне? СТЕНЯКИНА Е. П. Прежде всего, Николай Иванович, в Трудовом кодексе чётко прописано, что начиная только с 16 лет несовершеннолетний имеет право самостоятельно вступать в трудовые отношения без разрешения органов опеки. Эта норма неизменна. Мы предлагаем (комитет с этим согласен), чтобы только с разрешения родителя несовершеннолетний мог вступать в трудовые отношения. Поэтому мы не считаем, что проектируемые нормы как-то ущемят права несовершеннолетних и сделают их беззащитными перед работодателями, - ни в коем случае! Я ещё в самом начале своего доклада об этом сказала. Но мы готовы доработать вместе с вами, вместе с авторами законопроект ко второму чтению, если вы видите какие-то риски в этих нормах, сделать их более мягкими, для того чтобы, с одной стороны, легализовать трудовые отношения между подростками и работодателями (они и сейчас есть, только официально не оформлены, и подростки абсолютно не защищены, когда идут работать нелегально), а с другой стороны, упростить эту процедуру и разбюрократить её. Здесь смысл только в этом: не выгнать подростков на работу, а дать им возможность в правовом поле быть защищёнными Трудовым кодексом Российской Федерации, который мы очень уважаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Погорелый Дмитрий Викторович, пожалуйста. ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопросы к Артёму Павловичу. Артём Павлович, первый вопрос такой. Предлагается дополнить статью 265 нормой, в силу которой будет утверждаться региональный перечень рекомендуемых работ. Вы сказали, что будет осуществляться методическое сопровождение, наставничество и тому подобное. Вопрос: кто будет этим заниматься? Что планируется, есть ли понимание? И второй вопрос - о региональном перечне: что это за перечень такой? Имеется в виду трудовая функция, название должности либо что-то иное? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопросы. Предполагается, что рекомендации по формированию такого перечня видов работ подготовит правительство, а именно Министерство труда и социальной защиты, мы с ними такую договорённость имеем. А дальше коллеги в субъектах, исходя из своих реалий, особенностей рынка труда, его адаптируют, дополнят при необходимости. Что касается методического сопровождения, мы, понимая, что работодатели нуждаются в консультациях, как трудоустроить подростка, как не совершить каких-то ошибок, не налететь на штрафы и так далее, готовы здесь в проактивном режиме вместе с Минтрудом подготовить все необходимые проекты документов, должностные инструкции, ГПХ-договоры и так далее. Всё это будет размещено в разделе платформы "Работа в России", такая договорённость с руководством Роструда у нас есть, специальные вакансии для подростков будут там промаркированы. То есть работодатели, наоборот, получат от государства больше возможностей, чтобы не создавались какие-то потенциальные проблемы, и подростки будут ещё больше защищены. Но это история гибкая, ещё раз говорю, на этот перечень нужно будет смотреть регулярно: что туда стоит добавить, где расширить, что дополнительно сделать для работодателей и организации их работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Артём Павлович, я не так, в общем-то, давно ходил в школу, и мне всегда казалось, что труд детей - это как раз учёба и есть. Вот нормально ли вообще, что дети вместо летнего отдыха, вместо вечернего отдыха, вместо воскресного отдыха должны работать? Или потребность в отдыхе, предусмотренная в том числе летними каникулами, есть только у детей из богатых семей, а вот у детей из бедных семей её нет? Может быть, нам стоит сконцентрировать свои усилия на исполнении наших обязанностей по обеспечению нормальных условий жизни, в том числе и отдыха, а не возвращаться в Средневековье с выполнением работы вместо домашних заданий? Мы же понимаем, как у нас работает трудовая инспекция. Насчёт того, что от нас молодёжь требует, - скажите, а если от нас молодёжь наркотики потребует, мы тоже будем законопроект готовить на эту тему? И последний вопрос, про Александра Сергеевича Пушкина. Он в семь лет точно работал официально или всё-таки в серой зоне? Вот относительно приведённого вами примера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопросы, Михаил Геннадьевич. Ну, я предлагаю не интерпретировать законопроект, как вам хочется, а смотреть всё-таки на текст адекватно. Первое, что касается отдыха. Мы ни в коем случае не подменяем гарантии государства и меры поддержки, которые предоставляет страна подросткам, чтобы они отдыхали. У нас несколько миллионов подростков отдыхают, происходит реновация детских лагерей, вы должны, наверное, знать про эту работу. Мы лишь даём возможность тем, кто хочет во время, свободное от учёбы, поработать, сделать это беспрепятственно, не тратя на это излишнее количество времени и сил и не воздействуя дополнительно на государство, не затрачивая время сотрудников. Семья, человек сам выбирает, и если он хочет ребёнка отправить в детский лагерь, то он может это сделать, или, наоборот, ребёнок может поработать, если хочет. В Советском Союзе, к слову, тоже были детские лагеря труда и отдыха. Что касается того, что молодёжь требует. Если от вас потребуют подготовить законопроект о наркотиках - это ваше право. Нас попросили молодые люди в большинстве своём вот такую инициативу подготовить - мы её сделали. Поверьте, она будет позитивно воспринята обществом, огромное количество социологических опросов было проведено в преддверии этого законопроекта. Ну а Александр Сергеевич, я думаю, точно работал в серой зоне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос автору законопроекта. Уважаемый Артём Павлович, одной из целей законопроекта, заявленной вами, как автором, является необходимость улучшения материального положения семьи. Между тем у нас появилось новое единое пособие, критерием выплаты которого являются как раз доходы на одного члена семьи. В данном случае заработанное ребёнком тоже будет учитываться в общем доходе семьи. В случае многодетной семьи это вообще ударит тогда по семье, потому что семья может не получить вот это единое социальное пособие. Как вы считаете, можно ли ко второму чтению это как-то поправить? Или как вы собираетесь вообще с этим поступить? Это первое. Ну и второе. Вы ссылаетесь на социологию. Можно ли получить социальный портрет того самого молодого человека, который обратился с запросом в комитет: а) его успеваемость (это отличник круглый, у него много свободного времени?); б) сколько раз этот ребёнок отдыхал на море хотя бы, летом оздоравливался; в) материальное положение этой... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Нина Александровна, вы поднимаете очень важный вопрос, спасибо вам. Мы, соавторы, вместе с комитетом разделяем вашу озабоченность проблемой. Я хотел бы сказать, что у нас есть письмо, которое мы отправили сегодня председателю правительства Михаилу Владимировичу Мишустину, относительно этой темы, где просим не учитывать доходы, которые подросток получает, зарабатывает, в общем доходе семьи, и будем прорабатывать с правительством эту инициативу, надеюсь, что здесь правительство нас поддержит. Мы с вами здесь союзники. Ну а что касается опросов, Нина Александровна, ну, правда, их так много, десятки, я некоторые даже вам отдельно отправлял: 91 процент, по данным ВЦИОМа, подавляющее большинство родителей... Вот мы недавно проводили конференцию с Сергеем Сергеевичем Кравцовым: 4 тысячи ребят было в зале, и 4 тысячи ребят, подавляющее большинство, на вопрос, который я задал сегодня с трибуны, ответили точно так же. Это государственная политика, позиция и Министерства просвещения, и родителей, и наша. Мы не успели с этими решениями, нам нужно, наоборот, догонять и давать возможность ребятам как можно раньше получать профессиональные навыки, опыт, дополнительные знания параллельно с учёбой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон, пожалуйста. СТЕНЯКИНА Е. П. Нина Александровна, хотела бы тоже прокомментировать ваш вопрос, он абсолютно разумный. Год назад мы благодаря поддержке вашего комитета принимали закон, который позволяет сохранить социальную доплату к пенсии несовершеннолетним, которые идут работать летом. Тогда правительство пошло нам навстречу, и социальная доплата для детей-инвалидов, детей, потерявших кормильца, сохраняется, то есть вот этот доход, летний доход не учитывается в качестве основного дохода несовершеннолетнего. У нас впереди летние каникулы, мы прекрасно понимаем, что дети из многодетных семей пойдут работать и они могут попасть ровно в ту ситуацию, о которой вы говорите. Вот именно поэтому сегодня мы с Артёмом Павловичем это письмо направили председателю правительства: перечень доходов, которые учитываются в доходе семьи, определяется приказом Правительства Российской Федерации, и, дабы не ухудшить положение тех семей, где дети участвуют в программах трудовой адаптации и профориентации, о чём мы как раз таки говорим, мы просим исключить этот доход из семейного дохода. Спасибо вам большое за поддержку и за абсолютно разумное замечание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Артём Павлович, вопрос связан с темой работы на предприятиях, которые ранее относились к экологически вредным или с каким-то особым режимом вредного производства. Вот нужно ли в какое-то смежное законодательство вносить поправки, чтобы учащихся системы среднего профессионального образования в возрасте до 18 лет можно было в рамках программы "Профессионалитет" привлекать не только в летнее время к освоению профессии, но и фактически круглогодично? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Станислав Александрович, спасибо за вопрос. У нас есть перечень запрещённых специальностей, по которым нельзя нанимать подростков. Если указанные вами компании или, там, специальности попадают туда, то, мне кажется, здесь менять ничего не нужно, а если вы считаете, что есть какие-то компании, которые не попадают в список запрещённых, то они, соответственно, подпадают под действие этого закона. Я не вижу здесь каких-то проблем, необходимости вносить дополнительные изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Артём Павлович, я очень хорошо понимаю, почему возник законопроект: я сама часто езжу по регионам, посещаю колледжи и получаю запросы от детей, а часто и от педагогов. Просто тема касается детей, поэтому такое достаточно острое обсуждение. Скажите, пожалуйста, предусмотрен ли механизм защиты подростков от обмана со стороны работодателей? Ну и хотела спросить про перечень разрешённых профессий, но на этот вопрос вы уже ответили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. Ну, что касается обмана несовершеннолетних, у нас права граждан защищаются одинаково, и несовершеннолетних, и совершеннолетних, любой обман работника, если он доказан, является сферой ответственности контрольных (надзорных) органов, трудовой инспекции. Работник имеет право пожаловаться, родители или представители несовершеннолетнего имеют право пожаловаться, и все государственные механизмы встанут на его защиту, то есть работодатель будет отвечать за обман, если он ввёл в заблуждение по тем или иным причинам, в соответствии с законом. Также хотел бы, коллеги, сказать, что Минэкономразвития сейчас как раз разрабатывает концепцию закона по развитию контрольно-надзорной деятельности в трудовом законодательстве (это будет другой законопроект), как раз чтобы у работника было больше прав и защищённости, и мы тоже с ними здесь ведём разговор, чтобы защитить права несовершеннолетних. Так что этим законом, как сегодня мы уже с Екатериной Петровной сказали, мы, наоборот, защитим подростков, мы выведем их из тени, все государственные механизмы будут вставать на защиту сегодняшних старшеклассников и студентов колледжей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Ну, обоим докладчикам такой вопрос, пожалуй, даже реплика. Лукавство законопроекта заключается в том, что вы часто говорили о летних каникулах и зимних, а в закононопроекте говорится о свободном от учёбы времени - вот где лукавство, уважаемые коллеги! То есть прозвенел звонок с шестого урока - и всё: портфель забросил до завтрашнего дня и пошёл работать. 24 часа в неделю! Вопрос надо было задавать: вы, уважаемые депутаты, после уроков работали или ходили в секции, музыкальные школы? Вот тогда бы посмотрел я, сколько здесь было бы рук! И именно каждый день по четыре часа. Хотите ли вы, чтобы ваши дети вот так начали работать, вместо того чтобы развиваться? Делать уроки кто будет? Кто за успеваемостью будет следить, за это отвечать? Вы школу спросили в этом плане? Почему можно получать двойки и потом работать? Разве это добровольное... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. Да, Олег Анатольевич, мы спросили школу. У нас есть положительное заключение Министерства просвещения. И как я сказал, была отдельная конференция организована ведомством, 4 тысячи человек из всех регионов, включая преподавателей, поддерживают законопроект. Это первое. И второе. Никакого лукавства нет. Я сразу сказал, что это свободное от учёбы время. Никто не просит, никто не требует, чтобы дети работали после школы. Ещё раз говорю, мы даём такое право тем, кто считает, что для них в жизни это важно. У нас есть разные случаи. Представим, например, человека, который поступил в колледж и уехал из деревни, такие люди тоже есть, у нас для некоторых это будет просто вопрос выживания. Если человек, например, учится на повара, почему он на выходных, если хочет стать более конкурентоспособным, не может пойти в пекарню на подработку? Я понять этого не могу. Почему вы здесь пытаетесь в ваших выступлениях подменить положительное значение этого закона, пытаетесь доказать, что мы кого-то хотим эксплуатировать? Нет, не хотим! Ещё раз говорю, дети должны развиваться, учиться, ходить в кружки, но тем, для кого это важно - работать - и для чьих родителей это важно, мы создаём благоприятные условия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. СТЕНЯКИНА Е. П. Уважаемый Олег Анатольевич, я прошу вас не объединять всех несовершеннолетних в возрасте до 18 лет тем, что они учатся в школе. У нас есть подростки в возрасте до 18 лет, которые учатся в средних специальных учебных заведениях, и для них работа в свободное от учёбы время - это получение трудового опыта и даже та же самая практика, на которую они могут пойти, оформить трудовые отношения и получать заработную плату. И мне кажется, мы здесь все за это ратуем, говорим, что нам не хватает рабочих специальностей, высококвалифицированных специалистов с рабочими специальностями, а студенты колледжей у нас сейчас ровно в таких же условиях. Далее, мы не выгоняем подростков на работу. Данный законопроект в этой части нового не вносит ничего: у нас всегда можно было работать с 14 лет, до 16 лет подросток не имеет права самостоятельно заключать договор о трудовых отношениях - в этой части не изменяется ровным счётом ничего. А то, что государство ведёт... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СТЕНЯКИНА Е. П. Вы знаете, я работала подростком - всё в порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте дискуссию не будем вести таким образом. Продолжайте, Екатерина Петровна. СТЕНЯКИНА Е. П. Я закончила. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончили. Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Артёму Павловичу. Вот в пояснительной записке вы указываете, что принятие закона будет способствовать оптимизации кадровых процессов именно работодателя. Правильно ли мы понимаем, что в России есть предприятия, где труд несовершеннолетних является критически значимым? Возможно, они являются лоббистами закона, в соответствии с которым будет эксплуатироваться, использоваться детский труд для получения прибыли. Поясните, пожалуйста, что вы вкладываете в понятие "оптимизация кадровых процессов"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо, Ольга Николаевна. Очередное, новое обвинение от Коммунистической партии. Нет, здесь никто из лоббистов не выступает, я уже сказал, здесь главный лоббист - сама молодёжь. Что касается оптимизации, по-моему, ответ на этот вопрос очень подробно Екатерина Петровна дополняла. Мы рассказали, что сегодня проблематично для работодателя (на них действительно ложатся большие издержки) обеспечивать дополнительные медицинские осмотры, притом что есть точно такие же анализы, это ещё и нагрузка на медсестёр, на врачей, на систему здравоохранения, дополнительные бюджетные расходы, понимаете? То же самое касается проверок. Оптимизация, которая предлагается, подразумевает, что работодатель сможет свои ресурсы временные и финансовые направить, наоборот, на создание условий для работы несовершеннолетнего, например выделить наставника. И это ещё один законопроект, который готовит партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Год педагога и наставника, чтобы как раз у ребят, у молодых специалистов, у несовершеннолетних начиная с этого года появлялись наставники на рабочих местах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. СТЕНЯКИНА Е. П. Я представляю Ростовскую область, и в нашем регионе есть сезонные виды работ, а именно уборка урожая. Я думаю, все прекрасно помнят, как в советское время были лагеря труда и отдыха, о которых как раз говорил Артём Павлович Метелев, когда старшеклассники ехали на уборку винограда, картошки (это, кстати, разрешённый вид работ для несовершеннолетних): они отдыхали и зарабатывали деньги. Согласитесь, это была очень хорошая практика, которую хорошо было бы как раз таки вспомнить в части оптимизации трудовых ресурсов на сезонные работы, на разрешённые сезонные работы, чтобы привлекать молодых людей старше, например, 16 лет. Почему нет? Мне кажется, это выгодно и работодателям, и нашим подросткам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, можно объяснить, а зачем вводится такая норма, по которой, если сейчас буквально толковать, получается, что любая проверка соблюдения работодателем требований трудового законодательства, не только в рамках осуществления контроля (надзора) в отношении работников в возрасте до 18 лет, будет возможна лишь по инициативе несовершеннолетнего или его законных представителей? А как же прокуратура, а как же органы местной власти, а как же другие субъекты? Мы что, сейчас переходим вообще вот в этом отдельно взятом законопроекте на такой принцип, что, ну, закон надо соблюдать, но, если никто не жалуется, можно и не соблюдать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос, Андрей Анатольевич. Здесь предполагалась компетенция исключительно Роструда, но в ходе работы над законопроектом, в ходе подготовки его к первому чтению мы, услышав в том числе о рисках, услышав замечания, которые представили вы и коллеги, согласились, что до второго чтения... У нас на следующей неделе запланирована - я вас приглашаю - совместная публичная дискуссия с Генпрокуратурой, с Рострудом, с Роспотребнадзором и со всеми ведомствами, как именно нам правильно спроектировать эту норму, чтобы, с одной стороны, у государства были все полномочия и механизмы, с тем чтобы проверять работодателей, чтобы у самих несовершеннолетних были все необходимые права и чтобы в то же время, с другой стороны, не было тех издержек, которые сейчас несёт рынок труда. Я вас приглашаю 13 апреля принять участие в этом обсуждении. Ко второму чтению эта норма будет доработана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Не сработала кнопка при записи на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задавайте вопрос. МЕТШИН А. Р. Возможность трудоустройства несовершеннолетних, особенно в летний период, - это, безусловно, важное условие самореализации молодёжи. Вопрос авторам: как и кем, скажите более конкретно, будет обеспечиваться контроль за выполнением обязательств и при определении органами исполнительной власти субъектов региональных перечней работ, и при самой реализации права несовершеннолетнего работать в летний период? Как вами было справедливо отмечено в докладе, работодатель не всегда заинтересован в создании условий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос, Айдар Раисович. У нас не меняется конструкция: Росинспекция по труду отвечает за мониторинг трудовых договоров, которые заключаются с несовершеннолетними, работодатель информирует, если он трудоустраивает несовершеннолетнего. Перечень рекомендуемых работ - это, ещё раз хотел бы отметить, не значит, что те позиции, которые не входят туда, запрещены. У нас есть перечень запрещённых, а всё, что не запрещено, разрешено. Но мы с правительством обсуждали, что было бы правильно отдельно показать, куда мы рекомендуем - в воспитательных целях, в каких-то иных целях - трудоустраивать подростков. Поэтому мониториться будут в принципе оба перечня, и запрещённых, и разрешённых работ, и соответствующие органы власти, отвечающие за труд, будут этим заниматься и в регионах. Здесь ничего не меняется - будет так, как и сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравченко Денис Борисович, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Артём Павлович, ну, это очень хорошая и долгожданная инициатива. Мы знаем из запросов, что родители поддерживают эту инициативу, у нас очень активная молодёжь. Вопрос: планируются ли ещё какие-то действия помимо этого законопроекта, чтобы помогать ребятам находить работу, получать соответствующие профессиональные навыки и профессиональную ориентацию? И мы понимаем, что это, безусловно, будет полезно, это будет на благо промышленности, на благо отечественной экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо, Денис Борисович, за вопрос и поддержку. Да, это не последний законопроект, не последнее решение, которое предлагает государство. Мы сейчас с правительством прорабатываем инициативу о снижении страховых взносов, которые работодатель должен уплачивать в случае найма несовершеннолетних, что позволит как раз таки стимулировать работодателей больше их трудоустраивать. Это как раз звучало у нас на заседании Государственного Совета по молодёжной политике и было поддержано. В том числе мы с движением детей и молодёжи "Движение первых", которое мы вместе создавали, проектируем сейчас программу занятости подростков, это как раз и с уполномоченным по правам ребёнка Марией Алексеевной Львовой-Беловой. Программа занятости как раз позволит находить работодателей, находить наставников на этих местах работы, помогать подростку не совершать каких-то там ошибок, позволит правильно это упаковать, как в случае с программой "Пушкинская карта", чтобы для ребят было ценно и полезно в свободное время трудоустраиваться. Отдельно Министерство просвещения с комитетом готовит законопроект по профориентации, который тоже значительно изменит подход в школах к получению профессиональных навыков, появится минимум часов, которые будут включены в школе, появится возможность для ребят профориентироваться не только на тестах, но и решая реальные кейсы работодателей, посещая места работы, и многое, многое другое. Так что здесь ещё не раз мы услышим в этом году об инициативах, которые фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и в целом правительство будут предлагать, стимулируя наём молодёжи и несовершеннолетних. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Екатерина Петровна. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, если можно, всё-таки по одному выступлению от фракции, как-то отрегулируйте этот вопрос. Нилов Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Мы вчера на заседании фракции подробно обсудили эту инициативу и решили её поддержать. С одной стороны, мы понимаем, что эта инициатива сегодня рассматривается не в самых простых условиях. Уже многие средства массовой информации всё смешали, перемешали и подали это как молодёжный труд для замещения тех граждан, которые были мобилизованы, - конечно, это абсолютно не так! Если взять действующий Трудовой кодекс, то он позволяет сегодня с 14 лет трудоустраиваться. Да, работа не должна быть в ущерб здоровью и в ущерб учёбе. Всё остальное сохраняется. Кроме того, предлагается определить перечень тех профессий, которые допустимы. Что здесь такого крамольного, ну, я пока понять не могу, хотя вижу, что и в Интернете, и в СМИ, да и здесь - дискуссия в зале показывает - очень много вопросов, много недопонимания. И иногда происходит подмена понятий, когда в проектируемых нормах речь идёт об одном, а пытаются всё это совершенно по-другому обсудить. Я помню свои школьные годы. После 5-го класса нас вывозили в лесополосу, чтобы мы опахивали ёлочки, и потом нам за это платили деньги. Мы понимали стоимость своей работы, понимали цену заработанным деньгам. После 10-го класса также я работал на одном предприятии в летнее время полтора месяца, занимался разными работами и для себя сделал тогда вывод: для того чтобы иметь другую профессию, надо хорошо учиться, и понимал, сколько я заработал и какова цена этих денег. Обращаю внимание, что некоторые регионы идут дальше. Недавно был в Татарстане, в экономической зоне "Алабуга", так там есть колледж, в котором на стадии обучения ребятам дают возможность трудоустраиваться на предприятиях и зарабатывать. И они вообще вышли с предложением, после чего мы провели большие слушания в Общественной палате, - они предложили дать право при соблюдении, при жёстком соблюдении определённых условий трудоустраиваться подросткам до 18 лет (а сегодня это запрещено) на отдельных категориях промышленных предприятий, но при обязательном соблюдении требований охраны труда, при наличии наставника и при условии получения профильного образования. Это уже реализуется в Татарстане. Конечно, летом можно отправить ребёнка к бабушке, бабушка будет говорить: вон пирожки - возьми покушай, попей чай, посмотри мультики, потеплее оденься... А можно сказать: хочешь быть нормальным специалистом в будущем, хочешь понять, что такое зарабатывать деньги, - иди и зарабатывай! Да и у многих подростков у самих такое желание возникает, они хотят зарабатывать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Ярославу Евгеньевичу, от фракции выступление. НИЛОВ Я. Е. Я в принципе всё, что хотел, сказал. Фракция ЛДПР поддерживает. И мы, конечно, понимаем, что та дискуссия, которая развернулась вокруг этого проекта закона, должна привести к тому, что ко второму чтению некоторые моменты действительно надо будет поправить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. Три минуты поставьте. Коллеги, у нас практика была такая: либо одно выступление от фракции до семи минут, либо можно его разделить - выступят два человека, но тоже в рамках семи минут. Пожалуйста, Валерий Карлович. Три минуты поставьте. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Именно так. У нас разделились мнения во фракции. Я выскажу точку зрения той части фракции, которая считает, что надо поддержать этот законопроект. Ну, прежде всего, тут нам много говорили, что это классовый подход, что бедные будут работать, богатые нет. Я себя к бедным не отношу, но тем не менее я работал, когда учился. Мои дети работали, когда учились. И внуки, когда подрастут - до четырнадцатилетнего возраста немного осталось, - тоже будут работать, я их буду к этому приучать. Я даже сейчас их приучаю к тому, что нужно работать, потому что детям мы можем дать всё что угодно, но цена денег, которые они сами заработают, - это совсем другая цена. Совсем другая цена! И дать им такую возможность нужно, обязательно нужно! Это выбор родителей, и кто-то считает, что ему не нужно, чтобы его дети работали, - ну ради бога, пожалуйста, но выбор такой должен быть. Теперь к законопроекту. Первое - исключить необходимость получения согласия у органов опеки и попечительства при заключении трудового договора. Ну слушайте, если у вас дети, вы их законный представитель, вы отвечаете в том числе и в уголовном праве за то, как вы воспитываете детей, почему кто-то вам должен указывать, заключать вам договор или не заключать? Вы родители, у вас есть это право - всё, пожалуйста! Если речь идёт о семьях, где дети у опекунов находятся, там, конечно, контроль будет обязательно, он остаётся, ничего не меняется. Дальше. Органу исполнительной власти даётся право утверждать методические рекомендации по определению работ, рекомендуемых для трудоустройства несовершеннолетних, - конечно, это нормально. Что тут такого-то? Всё понятно. Здесь Минтруд и Министерство здравоохранения с учётом возрастных особенностей детей будут давать рекомендации, где они могут работать, где не могут. Сейчас, получается, если дети хотят работать, на них ничего не распространяется, они как бы в серой занятости находятся. Мало того, может быть, раньше это и было неактуально, но посмотрите, как у нас двигается прогресс, посмотрите, как идут технологии. У нас многие школьники в 14 лет владеют компьютерными технологиями существенно лучше, чем даже их родители или бабушки и дедушки. Ну и потом, попробуйте трудоустроить несовершеннолетних на какое-то предприятие - да никто не собирается, все будут только отталкивать! Из-за чего? Потому что усиленный контроль за этим идёт. Поэтому предлагается просто эти барьеры снять и дать возможность детям получать профессиональную подготовку, опыт зарабатывания денег, и чем раньше, тем лучше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. Нина Александровна, от фракции, да? Поставьте семь минут, выступление от фракции. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наш Комитет по вопросам семьи, женщин и детей был соисполнителем по этому законопроекту. Мы дважды обсуждали его с приглашением авторов, но, к сожалению, политический слух, что ли, у нас плохой, мы не смогли договориться с авторами о том, чтобы ещё до внесения, к первому чтению законопроект был хоть как-то изменён. Мнения депутатов у нас разделились, но при этом те, кто голосовал за этот законопроект, согласились с теми замечаниями, которые были высказаны нашим комитетом. Я против этого законопроекта, как и наша фракция, поэтому буду говорить об аргументах против, но не об обвинениях, как, Артём Павлович, вы сказали, - опять, мол, от коммунистов обвинения. Мы не против трудового воспитания. Более того, весь советский период трудовое воспитание мы рассматривали как часть учебного процесса, при этом главный труд ребёнка - это всё-таки учёба. И в этой части нельзя говорить о том, что физический труд гораздо более важный и учит ребёнка жизни больше, чем сама учёба. И ещё. Вот этот законопроект не про летние каникулы и вообще не про каникулярное время. Артём Павлович, нельзя некорректно формулировать вопрос, говорю вам как социолог. Вы попросили: поднимите руки те, кто работал в летние каникулы. Подняли почти все, большая часть зала. Но этот-то законопроект не про летние каникулы и вообще не про каникулы! Мы с вами говорим, что ключевая позиция этого законопроекта - в свободное от учёбы время. Вышел ребёнок за пределы школы - время свободное. Более того, из 24 часов 5 часов - это практически пятая часть, 4,8. В годы войны, когда в последний раз государство разрешало детский труд, было 6 часов, сейчас - 5 часов. У нас что, действительно сейчас всё население должно быть мобилизовано, в том числе и дети? Но ведь в годы войны, когда 20 миллионов советских граждан были на фронтах, подростки сами шли работать. При этом речь тогда шла о защите государства, а не о том, чтобы защитить свою семью от нищеты. А сейчас вы говорите в отношении этого законопроекта, что дети хотели бы работать, чтобы улучшить материальное положение семьи, то есть иметь какие-то карманные деньги. Наверное, хотели бы иметь, но до сих пор мы так и не получили действительно социологии. Да, можно отрицать, говорить, что это не только те дети, которые живут в семьях, доход которых ниже прожиточного минимума. Напомню, что у нас сегодня таких семей 11 процентов, 19 процентов всех детей живут в этих семьях. Но что-то мне подсказывает, что социальный портрет ребёнка, который как раз хочет идти работать... что этот ребёнок как раз в этих 19 процентах и находится. И 4 тысячи детей - корректна ли эта выборка? У нас 6,6 миллиона детей в возрасте от 14 до 18 лет. Мы не знаем, какие 4 тысячи вы опрашивали, но, во всяком случае, думается, что далеко не все дети, которые хотели бы получить хорошее образование, могут себе позволить работать в свободное от учёбы время. Что касается действительно летних каникул - вопросов нет. Более того, мы как раз за то, чтобы поработать Государственной Думе и обеспечить нашим детям вот эти лагеря труда и отдыха, где они могли бы работать в каникулярное время. Ну и ещё. Этот законопроект, скорее всего, всё-таки об облегчении возможности работодателям использовать детский труд, потому что элементарную ответственность за здоровье работодатель теперь уже не будет нести. Для того чтобы было пройдено медицинское освидетельствование, работодатель должен был заплатить деньги за справку - сейчас это общая справка о состоянии здоровья. Ребёнок здоров, но если у него сколиоз и он будет работать, я не знаю, грузчиком, сортировщиком, ещё кем-то, то к 30 годам он станет больным. И если девочка будет работать, там, разносчицей пиццы, то то же самое, а внешне она будет здорова. И конечно, на сегодняшний день такая работа никак не позволит ребёнку определиться с выбором будущей профессии, так как, скорее всего, это низкоквалифицированный труд, и не думается, что это самая высокая заработная плата. Сомнительна аргументация, что это улучшит материальное положение семьи, потому что - спасибо, что вы согласились с нашим предложением, - с введением единого социального пособия данный заработок ребёнка будет учитываться в общем доходе семьи и, естественно, семья может вообще выйти из числа получателей этого пособия. Чего вы так боитесь государства? Ссылаетесь на государство, а сами боитесь его! Вы же вывели сейчас государство, по сути дела, над тем, чтобы контролировать, как вы сами сказали, рынок детского труда: раньше он был серым, теперь с нашей помощью узаконивается рынок детского труда. Вообще, мы этим законом, уважаемые депутаты, всю государственную политику ставим с ног на голову, всю политику по защите детства! Потому что мы, по сути дела, три базовых положения - статью 7 Конституции, статью 80 Семейного кодекса, нормы Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка..." - перечёркиваем принятием только одного этого закона, который обсуждаем с вами сегодня. Ну и ещё. В пояснительной записке говорится о том, что это позволит сократить безработицу. Напомню вам, что сегодня у нас только официально Росстат даёт такие цифры: 3,5 миллиона безработных. При этом трудоустройство затруднено для мужчин в возрасте от 20 до 24 лет и для женщин в этом же возрасте и ещё в возрасте 30-34 лет, 17 процентов в первом случае, 18 процентов во втором, семь месяцев уходит на поиск работы. То есть получается, что у нас дефицита-то квалифицированных рабочих мест нет. Ну и наконец, что нам видится?.. Да, и когда говорится о том, что родители будут определять, работать ребёнку или нет, - вы же семью ополовинили! Вы в этом законопроекте убрали необходимость согласия обоих родителей, достаточно согласия только одного родителя. А у нас сегодня статистика разводов - 600 тысяч в год. Вот рассорились мама с папой, вот она, неблагополучная семья, подросток воспользовался этим, взял согласие одного из родителей - и пожалуйста, он уже трудоустроен и после школы пошёл себе зарабатывать деньги. С нашей точки зрения, недопустимо, если останутся эти положения. И прежде всего "в свободное от учёбы время" - обязательно в каникулярное время! Но если это меняет концепцию законопроекта, то и во втором чтении мы тоже его не поддержим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемые коллеги, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" последовательно выступает за то, чтобы у людей было право выбора. Человек в 14 лет получает паспорт гражданина Российской Федерации, он себя ощущает уже практически взрослым, и, конечно же, мысль, которая у него возникает: "Папа, мама, как мне сделать так, чтобы заработать денег?" А на данный момент такой возможности практически нет. Я многодетный отец, все мои дети проходили и один ребёнок сейчас проходит этот этап - "Как мне заработать денег?" И эту возможность, если родители считают нужным, если ребёнок хочет, ему необходимо, конечно, предоставить. Не мы с вами решаем, работать или нет, какие условия в семье, - это должны решать родители, это должны решать дети. Я сам работал с 14 лет. Да, низкоквалифицированный труд, но я благодарен, что мне тогда была предоставлена такая возможность. И вот это понимание, каким трудом зарабатываются деньги, очень важно для будущего ребёнка, да и, я бы сказал, для будущего страны. Поэтому спасибо огромное и Артёму Метелеву, и соавторам законопроекта за то, что они проблему увидели и взялись её решать, спасибо Комитету по молодёжной политике. Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" поддержит данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, второе выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". Поставьте четыре минуты. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, ну, вот сейчас может сложиться впечатление, что мнения разделились: кто-то считает, что дети должны работать и что воспитание должно быть трудовым и так далее, а кто-то якобы против этого, мол, детям не надо работать, давайте они будут только учиться и так далее. Я сразу хочу сказать, что это как бы неправильное, навязанное сейчас понимание. Не об этом сейчас идёт речь. Авторы законопроекта, когда говорили о причинах его подготовки, сказали следующее: процедура... Ведь, действительно, Екатерина Петровна сказала, что есть и сейчас возможность работать, но процедуры приёма, проверки детей, допуска их к работе забюрократизированы, и вот этот закон как бы призван упростить это. Но в чём здесь проблема-то самая главная? Я как раз представляю ту часть, которая считает, что в этом виде не надо принимать закон, что его надо очень сильно править, если мы действительно хотим, чтобы дети сказали нам спасибо. А дети скажут спасибо только тогда, когда у них появится возможность работать и получать за это деньги. Но данный законопроект не детям облегчает возможность, он облегчает возможность работодателям, может быть, контрольным органам каким-то. Что не устраивает? Значит, смотрите, ну, с тем, что опеку как бы отстраняют от участия в договорах, ещё хоть как-то можно согласиться, хотя здесь есть очень важный момент, связанный с тем, что, вообще-то, опека должна наблюдать и за родителями, правильно ли родитель ведёт себя. Ну хорошо, в отношении Валерия Карловича сомневаться не приходится, какой он родитель, но родители-то у нас разные бывают, и они могут толкать детей на совершенно разные вещи. Но ладно, это ещё полбеды. Дальше. Непонятно, что вообще происходит с этим списком. То есть вот сейчас есть запретительный список, который формирует Правительство России, список запрещённых работ, на которые нельзя привлекать детей в определённом возрасте. Вводится норма: рекомендательный... В этот рекомендательный могут не попасть те, которые запрещены, и те, которые рекомендованы. Что с ними делать? То есть появляется какая-то двусмысленность. Непонятно вообще, зачем эта норма вводится. Третье, медосмотры. Ну, есть понятие "профилактический осмотр", а есть предварительный осмотр для допуска к работе, когда человека изучают. Давайте мы не будем это путать. Это не бюрократическая препона, это то, что касается здоровья детей. И никаким медосмотром, который ребёнок прошёл в школе, мониторинговым медосмотром... Мы же все чётко знаем разницу между теми медосмотрами, которые проводятся в школе, и теми, которые проводятся на предприятии при приёме на работу, и здесь совершенно неактуальны ссылки на то, что это дорого, на это время надо тратить и так далее. Слушайте, ну тогда давайте, если никто не возражает, вообще не будем соблюдать никакие законы и никакие нормы. То есть это тоже неправильно. И последний момент, о котором я задавал вопрос, который тоже признан авторами, они говорят, что ко второму чтению что-то поправят. Ну зачем эту норму-то вводите? Всего четыре нормы новых у вас, и они все не выдерживают никакой критики! Давайте мы не будем, попытавшись выплеснуть бюрократию, которая сегодня мешает детям получить быстро работу, самих-то детей выплёскивать! Если мы хотим упростить процедуры, давайте упрощать процедуры, чтобы это было быстрее, давайте организовывать рабочие места, УПК в школах, колледжах и так далее. И важный момент ещё, пока есть время. Дети, которые учатся в школе, и дети, которые учатся в колледже, в техникумах, - это разные дети. И самое главное, в чём мы сейчас компромисс ищем, - хотелось бы ещё такой пункт ввести: при условии соблюдения требований к успеваемости, потому что, если это мешает учёбе, значит, этим, наверное, не надо заниматься. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дрожжина Юлия Николаевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ДРОЖЖИНА Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые единомышленники! Я уверена, что таких большинство в нашем зале, ведь каждый из вас, как мы сегодня уже слышали, пытался заработать, когда был подростком, свой первый рубль. Я выступаю от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но также соавтор данного законопроекта. На общественных началах я являюсь руководителем окружного штаба студенческих отрядов Центрального федерального округа и знаю, с какими проблемами сталкиваются ежегодно подростки, пытаясь получить свою первую работу. Наш закон помогает формировать позитивный образ государства в глазах подростка, а через них и в глазах родителей. Я хочу остановиться более подробно на трёх основных моментах. Первое. Подростков, желающих работать, в разы больше, чем могут трудоустроить центры занятости, общественные организации, вместе взятые. Последние соцопросы, как уже говорили, показывают, что 91 процент подростков желают работать. Мы, взрослые, конечно, можем закрывать на это глаза и делать вид, что ничего не происходит, а можем работать с этими цифрами во благо подростков. Ко мне несколько лет назад, когда я ещё была командиром московского штаба студенческих отрядов, приходили просто вереницей подростки, которые хотели работать, и мы могли трудоустроить только одного из пяти, а то и меньше. А остальным нам приходилось объяснять, почему мы не можем им помочь. И уж поверьте мне, это непросто - разочаровывать ребят, у которых вырастают крылья. Второй момент. У многих складывается впечатление, что трудоустроиться пытаются дети только из неблагополучных семей. Это далеко не так. Действительно, сегодня пытаются трудоустроиться ребята из разных, в том числе обычных, благополучных, семей, они идут работать, чтобы завоевать доверие родителей, развивать свои навыки, получать первый опыт, первые свои документы. И вот здесь они действительно хотят быть похожими на нас, взрослых, и наша задача - помочь им в этом. Но дело в том, что даже взрослые не всегда сейчас могут им в этом помочь. Приведу пример: Людмила, 37 лет, работает в одном из федеральных ведомств, прошлым летом хотела трудоустроить своего сына, четырнадцатилетнего подростка, но она не была готова пройти семь кругов ада... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. ДРОЖЖИНА Ю. Н. ...чтобы трудоустроить ребёнка. И никто не готов пройти эти семь кругов ада, а их должны пройти и работодатели, и родители, и дети. Так вот мы говорим о том, что таких Людмил (прошу прощения за сравнение с ней), которые в итоге трудоустраивают детей неофициально, очень много. И это пример благополучной семьи. Родители собственным примером транслируют подростку: если государство тебе не друг, ты всегда можешь использовать серые схемы, и подросток с такой установкой уже через несколько лет станет участником общественно-политической жизни нашей страны. А нам нужна совсем другая история, где есть торжество закона. И сегодняшний законопроект как раз об этом. И третий момент. Я вчера пересмотрела трогательный фильм "Республика ШКИД" из золотого фонда нашего кинематографа. Трудные подростки были всегда, были, есть и будут, им и без того сложно, у них зашкаливающая мотивация стать самостоятельными, заработать свой первый рубль, и, к сожалению, именно эта категория подростков попадает в рабство улицы и серых схем, где их не может защитить государство. Если мы не займём делом таких ребят, то их займёт улица, а это иногда очень кривая дорожка. Серые схемы - это зачастую плохие условия труда, отсутствие гарантий получения заработанных денег. Они так и останутся фактом нашей жизни, пока не появится закон, упрощающий систему трудоустройства. И в завершение. Давайте учить детей, что с государством не нужно общаться методом ухищрений и уловок, государство должно и может быть с ними рядом. Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" продолжает работу по упрощению системы трудоустройства, снятию барьеров, поощрению работодателей, созданию других системных мер поддержки, трудоустройства молодёжи, которая занимает важный блок в народной программе партии. Пусть в труде рождаются герои, как говорится в русской пословице, а не в сопротивлении, борьбе с системой. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Артём Павлович, вы можете выступить с заключительным словом. Депутату Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Я коротко, чтобы отреагировать. Спасибо, уважаемые коллеги. Ну, наша главная задача, Государственной Думы, партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", правительства, в том, чтобы поддерживать молодёжь. Дети должны учиться, дети должны развиваться. Мы все адекватные здесь, мы, понимая чувствительность этой темы, очень аккуратно прорабатываем этот законопроект и подходим к вопросу с главным принципом "не навреди", поэтому предлагаем, если успеем к лету (а у нас поручение президента именно к лету успеть), посмотреть после лета, как будет организована кампания по трудоустройству, вместе собраться, проанализировать и принять, если что, дополнительные решения. Относительно оптимизации контрольно-надзорных мероприятий вопрос дискуссионный. Я уже сказал, допускаю, что, возможно, ко второму чтению это из текста законопроекта будет изъято либо мы найдём с коллегами какое-то иное решение. Относительно необходимости согласия одного родителя. К сожалению, нас вводят здесь в заблуждение - мы здесь ничего не меняем. Необходимость согласия одного родителя есть и сейчас по закону, но, к сожалению, опека требует, чтобы ходили двое, - мы устраняем здесь коллизию. Третье, по медосмотрам. Минздрав синхронизирует... Как я уже сказал, то, что требует работодатель, будет синхронизировано с тем, что должно быть в школах. Это будет сделано отдельными изменениями в приказ. Мы ни в коем случае не создадим здесь каких-то дополнительных сложностей с профосмотрами подростков. Эта работа сейчас проводится. Ну и последнее, по рекомендованному списку. Мы услышали замечания коллег, обсудим и с Андреем Николаевичем, статс-секретарём - заместителем министра труда, и с другими коллегами, поймём, что с этим делать. Главное, что закон вызвал живой интерес, все неравнодушны, это самое главное. Всех приглашаем к дополнительной работе. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Екатерина Петровна, есть необходимость?.. Нет необходимости у содокладчика выступать с заключительным словом. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 11 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 47 чел.10,4 % Воздержалось 9 чел.2,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.