Заседание № 138
11.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 231523-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (о введении квоты для судостроения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5877 по 6113 из 6499
Есть ли у нас докладчик от Калининградской областной Думы Николай Фёдорович Волов? Здесь, да? Тогда пункт 19. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Пожалуйста, Николай Фёдорович. ВОЛОВ Н. Ф., представитель Калининградской областной Думы. Добрый вечер, коллеги! Ну, я вкратце скажу. Одной из важнейших задач, поставленных в Морской доктрине Российской Федерации, является систематическое обновление рыбопромыслового флота и создание условий для преимущественного размещения заказов на строительство рыбопромыслового флота на российских верфях. К вашему сведению, по состоянию на 1 января 2005 года весь рыбопромысловый флот Российской Федерации составлял всего одну тысячу шестьсот шестьдесят единиц, при этом почти 70 процентов морских судов работает за пределами нормативного срока службы. Новые промысловые суда в России после 91-го года серийно не изготавливаются, и есть только частичное строительство мелких судов на двух верфях. Так, в западном бассейне, откуда я приехал, флот в основном работает в открытых частях Мирового океана и в зонах иностранных государств. На 1 января 1992 года у нас находилось в эксплуатации двести сорок единиц крупных и среднетоннажных судов, на 1 января 2005 года - всего семьдесят восемь, причем все суда старые, изношенные, и, будем говорить так, 67 процентов судов этого флота находится за пределами нормативного срока службы. Если в ближайшие годы не произойдет замена подлежащих списанию судов, то через пять лет из порта Калининград не сможет выйти на промысел ни одного судно. В связи с этим Калининградская областная Дума предложила внести корректировки в закон "О рыболовстве...", дабы стимулировать строительство рыбопромыслового флота для российских заказчиков на российских верфях: предусмотреть 10 процентов квот на вылов биологических ресурсов для тех российских компаний, которые будут строить корабли, суда рыболовные на российских верфях. Создание вот таких благоприятных условий для постройки на отечественных предприятиях судов позволит снизить цену на рыбопромышленную продукцию и вывести рыбопромышленную отрасль из кризиса, в котором она находится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы закончили доклад? Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад Валерия Андреевича Мальчихина, а потом будут вопросы. МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, Комитет по природным ресурсам и природопользованию с большим уважением отнесся к инициативе калининградцев, ибо мы тоже считаем, что необходима государственная поддержка развития отечественного тралового флота, но в той редакции, в которой они внесли законопроект, мы его поддержать не можем. Дело в том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" пользователи получили право долгосрочного пользования водными биологическими ресурсами путем закрепления долей в общем объеме квот допустимого улова. Это право было предоставлено судовладельцам сроком на пять лет, и принятый нами 20 декабря 2004 года Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" закрепил это право долгосрочного пользования. Таким образом, в настоящее время все квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов переданы рыбодобывающим организациям до 2008 года и их перераспределение с постройкой каждого рыбопромыслового судна приведет к дестабилизации работы рыбопромысловых компаний, чего, естественно, допускать нельзя. На взгляд комитета, способами стимулирования со стороны государства строительства рыбопромысловых судов могли бы стать поэтапный переход к закреплению долей в общем объеме промышленных квот за промысловыми судами, а не рыбодобывающими компаниями, как это сейчас делается, и запрет на использование при промысле водных биоресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации судов, находящихся в собственности нерезидентов Российской Федерации. Таким образом, предлагаемый проектом федерального закона механизм государственной поддержки пользователей, осуществляющих строительство новых рыбопромысловых судов, не улучшает действующий Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и не обеспечивает решение назревших проблем на практике. Необходимо отметить, что ни один субъект Российской Федерации данный законопроект не поддержал. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич. Есть ли вопросы? Есть два вопроса. Первый - Борис Григорьевич Кибирев. Пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Валерий Андреевич, я хочу обратиться с вопросом к вам, как к представителю комитета, который является, если образно сказать, законодателем мод в вопросах природных ресурсов и природопользования. То, что мы услышали сейчас в очень убедительном выступлении Николая Фёдоровича Волова, собственно говоря, нам давно понятно. Флот заканчивается, с ним заканчивается и судьба России как рыбодобывающей страны. Квоты - это, скажем, обычный бартер, который судостроительной компании не нужен, так как судно будет продаваться. Так вот вопрос: кроме вашего не очень, скажем так, разностороннего предложения по вопросу выхода из этой ситуации, может быть, вы, комитет, предложите что-то посолиднее - использование бюджетных средств?.. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Андреевич. МАЛЬЧИХИН В. А. Уважаемый Борис Григорьевич, дело в том, что развитие флота, его строительство - это все-таки вопросы компетенции Правительства Российской Федерации, мы же касаемся здесь вопросов природопользования и создаем как бы прецедент. Вот вдумайтесь. Скажем, лесопользователь приобрел новый трелевочный трактор и говорит государству: "Теперь вы меня стимулируйте еще одной дополнительной делянкой". Природопользование - широкое понятие, оно касается и других отраслей, поэтому перекладывать всё именно на закон "О рыболовстве..." - значит создавать некий прецедент. Вопрос, который можно действительно решить с помощью государства, Правительства Российской Федерации, я уже в своем выступлении, содокладе, в общем-то, затронул: по-иному распределять доли в объеме общей квоты - в расчете на суда, а не на рыбопромысловые компании. Тогда всё встанет на свои места, рыбопромышленники действительно будут заинтересованы в том, чтобы строить новые суда и выводить из оборота отслужившие свой срок старые. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И вопрос Владимира Петровича Никитина. НИКИТИН В. П. Уважаемый Валерий Андреевич, мне показалась совершенно неубедительной ваша аргументация по поводу того, что все квоты распределены, поэтому появление новых каких-то притязаний на них полностью ломает этот порядок. Но ведь в законопроекте можно тогда сдвинуть срок и после 2008 года эти 10 процентов предусмотреть. Но больше всего меня поразило ваше предложение. Вы говорите о том, что должны перейти на новый принцип распределения долей и за судами закрепить квоты, то есть за теми судами, которые сейчас на 60, 70 или 120 процентов уже изношены, закрепить квоты и тем самым полностью поставить шлагбаум любому новострою. Получается, что у вас чисто лоббистская позиция - позиция нынешних рыбопромышленников, которые получили квоты и которые не стремятся вообще кому-то другому дать место, в том числе и тем, кто хочет, настроен обновлять флот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Андреевич. МАЛЬЧИХИН В. А. Я могу сказать только одно: все бизнес-структуры, которые заняты, так сказать, на рыболовном промысле, должны сами обновлять свою производственную базу, даже без участия государства. Почему для них нужно делать какое-то исключение? Да, может быть, действительно отрасль находится в некоем упадке, отечественных рыбных продуктов питания, морепродуктов недостает на наших прилавках. Но вот так, как вы ставите вопрос - что мы, наш комитет, что-то здесь в этом лоббирует... Я не считаю, что наш комитет лоббирует, но мы не можем поддержать эту редакцию. В принципе мы за то, чтобы была государственная поддержка, но вот такую редакцию мы не можем поддержать, и мы это разъясняли на заседании комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? По три минуты. Кондратенко Николай Игнатович и Владимир Петрович Никитин. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Не буду оспаривать аргументацию председателя комитета по конкретному вопросу, но только никак не могу согласиться с позицией Государственной Думы, которая отвергает отечественного производителя. Вот мы уже два года в Думе, сегодняшние депутаты, и нигде, ни в одном комитете не обсуждается, как выручать отечественного производителя. Всё зарубежье работает на собственного производителя, они ухищряются это делать. Если хотите знать, они нас, россиян, купили, давая 10 процентов откатных за все заказы, за приобретение их лекарств, оборудования, машин, комбайнов, и тебе в карман положат только за то, что ты приобретешь их оборудование. Они приманивают к себе: идите выручайте нашего производителя. Будут работать заводы и фабрики, будет крестьянин работать, будет налоговая база, жизнь в стране будет, детей рожать будут - нет, мы всё отвергаем! Мне стыдно вот за седого мужика, который занял эту позицию. Это позиция в пользу Израиля и Америки, в пользу, как говорится, сионистских центров: вали отечественное, российское производство. Это не я сказал, это мой друг, ваш "единоросс" Иван Саввиди подошел и говорит: "Батя, всё! Отечественное производство всё убивается, делать здесь, в России, нечего". И мы продолжаем вершить преступления. Что ж мы такие антинародные, друзья?! Какие же мы по сути своей гнилые, испорченные, подлые, коль вот такую позицию занимаем! Вместо того чтобы подсказывать, что надо делать, чтобы спасти каждый завод, каждую фабрику, мы, предав национальные интересы, отступаем без зазрения совести и голосуем. Мне стыдно и больно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитин Владимир Петрович. НИКИТИН В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. Я предлагаю все-таки принять этот законопроект в первом чтении, и те недостатки, которые в нем есть, на которые указано было и в выступлении представителя профильного комитета, ко второму чтению устранить. Ведь действительно ситуация достаточно сложная, запутанная, и не видно света в конце тоннеля. Флот стареет. В 90-е годы в период развала наиболее работоспособные суда угнали, под залог в заграничных портах отдали, деньги здесь получили и где-то в Куршавеле их уже прогуляли. А кто-то еще пытается как-то модернизировать оставшийся флот (вот здесь Николай Фёдорович приводил ужасающие цифры, сколько их, этих судов, осталось на ходу) и все-таки сохранить российское рыболовство в промышленных масштабах. Поэтому то, что предлагается Калининградской областной Думой, на мой взгляд, в принципе правильно: задействуется вот этот сложный механизм квотирования на вылов рыбных запасов - того, что представляет реальный интерес. Ведь вы помните, мы долго шли к тому, чтобы квоты распределялись на постоянной основе, чтобы в основном нашим рыбакам они доставались, чтобы их не перекупали иностранцы. Теперь предлагается просто сделать второй шаг: подумать о том, что механизм распределения квот можно увязать и со строительством судов, создать стимул для этих рыбодобывающих предприятий, понимая, что 2008 год, на который распределены сейчас квоты, не где-то там за горизонтом. Пока примут решение о том, что нужно строить новые суда и так далее, эти два года пройдут. То есть будет же - это же не мертвая система, - будет и перераспределение квот, речь-то идет всего о 10 процентах. Поэтому у меня предложение все-таки одобрить саму идею, скорректировать необходимые механизмы, нормы о сроках, о том, кто и как эти квоты будет иметь, какова будет компетенция правительства в этом, и все-таки продолжить работу над подготовкой ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента не хотели бы выступить? Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 08 мин. 28 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3% Результат: не принято Не принимается.