Заседание № 156
О проекте федерального закона № 231515-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (установление минимального размера собственных средств (капитала) действующих банков).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов в третьем чтении. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, представляемый к третьему чтению законопроект касается проблемы устойчивости банков и банковской системы в целом. Данным законопроектом вводится минимальный капитал для банков в размере 5 миллионов евро. Предусмотрено это с 1 января 2007 года. Для действующих банков, у которых на 1 января 2007 года уставный капитал, собственные средства составят менее 5 миллионов евро, делается "дедушкина оговорка", и при условии, что этот капитал не снижается, они продолжают работать. Данный законопроект прошёл лингвистическую и юридическую экспертизы, подготовлен к принятию в третьем чтении, и комитет просит его поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания по докладу? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. На "час голосования" выносится этот вопрос.
Коллеги, объявляется "час голосования". Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в третьем чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Не вижу. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 54 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1% Результат: принято Принимается закон.
Заседание № 152
О проекте федерального закона № 231515-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (установление минимального размера собственных средств (капитала) действующих банков; принят в первом чтении 16 декабря 2005 года с названием "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
У нас большой блок законопроектов, которые мы должны рассмотреть во втором чтении. Начинаем с пункта 2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который подготовлен нами ко второму чтению. Основной целью данного законопроекта является дополнение Федерального закона "О банках и банковской деятельности" нормой, в соответствии с которой с 1 января 2007 года устанавливается минимальный размер собственных средств для банков, создаваемых вновь, в сумме рублёвого эквивалента 5 миллионов евро. При этом предусматривается, что те банки, которые действуют и у которых на 1 января 2007 года размер капитала ниже 5 миллионов евро в рублёвом эквиваленте, будут продолжать свою деятельность при условии, что их капитал не станет ниже того уровня, который зафиксирован на момент введения этой нормы, то есть на 1 января 2007 года. Таким образом, к ним применяется так называемая дедушкина оговорка. В процессе доработки законопроекта ко второму чтению в него был внесён ещё ряд дополнений. Так, в частности, в законопроекте предусмотрена норма, которая устанавливает требования к минимальному размеру уставного капитала для создаваемых кредитных организаций. Мы это перенесли в закон. На сегодняшний день эта норма определяется непосредственно указаниями Банка России, сейчас это будет в законе. Кроме того, этот законопроект дополнен нормой, которая предусматривает изменения в статью 35 закона "О банках и банковской деятельности". В предлагаемой вам на утверждение редакции прямо устанавливается, что наличие у кредитной организации генеральной лицензии и собственных средств в размере не менее суммы, эквивалентной 5 миллионам евро в рублях, является обязательным условием для создания на территории иностранного государства филиалов, представительств и дочерних организаций. На сегодняшний день этой нормы нет. В проект закона также внесены нормы, которые направлены на приведение закона "О банках и банковской деятельности" в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации. Из закона "О банках и банковской деятельности" исключаются нормы об уплате лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии, размер которого согласно действующей редакции устанавливается Банком России. То есть опять же мы переносим это в закон. Взимание указанного сбора не предусмотрено Налоговым кодексом и частично дублирует уплату установленной кодексом государственной пошлины за предоставление лицензий на осуществление банковских операций при создании банка. Предложение это поступило от Центрального банка Российской Федерации, оно показалось нам обоснованным, и мы его поддержали. В заключение хотел бы сказать, что данный законопроект прошёл соответствующую правовую экспертизу, замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы полностью учтены, и, исходя из этого, мы предлагаем принять представленный законопроект во втором чтении. У нас есть только одна таблица поправок - это таблица поправок, предлагаемых комитетом к принятию. Таблицы поправок, рекомендованных к отклонению, у нас нет, поскольку эти поправки были отозваны авторами на заседании комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость вынесения на отдельное голосование каких-либо поправок из таблицы 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию? Здесь шестнадцать поправок. Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 34 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 15 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 134
О проекте федерального закона № 231515-4 "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (установление минимального размера собственных средств (капитала) действующих банков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ШЕВЕЛЁВ А. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, по 12-му вопросу замена содокладчика от комитета: вместо Медведева Павла Алексеевича содоклад сделает заместитель председателя комитета Губкин Анатолий Алексеевич. Спасибо.
Уважаемые коллеги, поступила письменная просьба пункт 12 обсудить до пункта 11. И напоминаю вам, что мы договорились о том, что по пункту 12 вместо Павла Алексеевича Медведева содокладчиком будет Анатолий Алексеевич Губкин. Нет возражений, коллеги, рассмотреть сейчас пункт 12? Нет. Приступаем к обсуждению проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Развитие банковской системы является сегодня одним из важнейших элементов экономического роста, экономической политики государства, и, конечно же, очень остро стоит вопрос о том, чтобы улучшить прозрачность банковского сектора, увеличить устойчивость этого сектора. Именно на это направлен законопроект, который предлагается сегодня вашему вниманию. Этот законопроект предлагает внесение поправок в два закона: один из них - это закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и второй - закон "О банках и банковской деятельности". Тема этого законопроекта - требование к минимальному размеру собственных средств (капитала) банковских учреждений. Сегодня эти минимальные размеры утверждаются Центральным банком в соответствии с теми полномочиями, которые предоставлены ему законом. Законопроектом предлагается эти полномочия изъять у Центрального банка и требования к минимальному размеру собственных средств кредитных учреждений устанавливать уже на уровне закона. Предполагается далее, что с 1 января 2007 года для всех вновь учреждаемых кредитных организаций этот минимальный размер должен быть не менее 5 миллионов евро, точнее, в рублевом эквиваленте соответствующим 5 миллионам евро. Для действующих банков, которые на 1 января 2007 года будут иметь собственные средства в эквиваленте менее 5 миллионов евро, предполагается "дедушкина оговорка", предусматривающая, что они могут функционировать и при тех минимальных размерах собственного капитала, которые были зафиксированы на 1 января 2007 года, при условии, что этот размер они снижать не будут в течение всего срока своей деятельности. Нарушение этих требований в течение трех месяцев будет приводить к тому, что у кредитных учреждений и у банков будут отзываться лицензии. Мы просим поддержать этот законопроект, поскольку с его принятием, конечно же, и у населения, и у бизнеса в целом увеличится доверие к банковской системе, она будет значительно более надежной. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Губкина Анатолия Алексеевича. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, просто заместителя, не первого... Это Павел Алексеевич Медведев первый зам. Ну ничего, может быть, станете первым, Анатолий Алексеевич. ГУБКИН А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Основной целью данного законопроекта является, как уже сказал Сергей Дмитриевич, дополнение федеральных законов "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке..." новой статьей, в соответствии с которой с 1 января 2007 года устанавливается минимальный размер собственных средств для банков в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. При этом банки, имеющие на 1 января 2007 года капитал ниже рублевого эквивалента 5 миллионов евро, могут продолжать свою деятельность при условии, что их капитал не снизится ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований. Рассмотрев законопроект, комитет отмечает ряд, с нашей точки зрения, недочетов, которые нужно дорабатывать во втором чтении. В частности, законопроектом не предусматривается изменение порядка установления Банком России минимального размера уставного капитала для создаваемых банков. Посмотрите статью 11, там подчеркнуто: действующие банки. То есть получается, что создаваемый и уже действующий банки после 1 января 2007 года будут находиться в разных условиях. По мнению комитета, целесообразно установить федеральным законом размер уставного капитала для создаваемых банков, ныне определяемый в соответствии с указаниями Центрального банка. При этом пункт 1 статьи 62 Федерального закона "О Центральном банке..." необходимо признать утратившим силу. Законопроект, по мнению комитета, содержит внутреннее противоречие. В соответствии с частью первой статьи 1 законопроекта минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для действующих банков, еще раз подчеркиваю, в размере 5 миллионов евро. Одновременно в части пятой статьи 1 законопроекта указывается, что действующие банки, имеющие на 1 января 2007 года собственные средства ниже установленного минимального размера, вправе продолжать свою деятельность. Тогда получается: а какие же банки с 1 января будут иметь 5 миллионов евро? Сегодня это, вот со слов Сергея Дмитриевича, вновь создаваемые банки, но в законопроекте этого нет. В указанной статье понятие "минимальный размер собственных средств для действующих банков" не соответствует контексту. В этой связи необходимо также отметить, что согласно пояснительной записке особый порядок вступления закона в силу связан с необходимостью для действующих банков нарастить размер собственных средств. Однако рассматриваемый законопроект не содержит норм, как-то принуждающих действующие банки наращивать размер собственных оборотных средств, кроме той, что нужно поддерживать достигнутый размер, и, если вдруг он окажется ниже, тогда уже наступят какие-то репрессивные меры. В результате предлагаемых изменений будут созданы неконкурентные преимущества для ранее зарегистрированных банков, так как на них будут распространяться более мягкие требования к минимальному размеру собственных средств. В связи с этим комитет считает необходимым распространить вводимые законопроектом требования к минимальному размеру собственных средств на все кредитные организации вне зависимости от даты их регистрации. Порядок этот может быть доработан ко второму чтению. Исходя из вышеизложенного Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона № 231515-4 "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Анатолий Алексеевич. У нас процедура первого чтения, поэтому, уважаемые коллеги, кто хотел бы задать вопросы докладчику и содокладчику? Депутаты Решульский, Глазьев и Махмудов. Подводим черту. Пожалуйста, депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Прямо скажу, что после ознакомления с данным законопроектом масса вопросов появилась. И тут же отмечу, что содокладчик, вообще-то, все эти вопросы поднял в своем выступлении. Тогда я хотел бы задать вопрос, наверное, Сергею Дмитриевичу Шаталову. Что понимать здесь под концепцией - то ли увеличение собственных средств до 5 миллионов евро, то ли сохранение для уже зарегистрированных финансовых организаций возможности остаться с действующей на сегодняшний момент или на 1 января суммой собственных средств? Определите концептуально, что здесь самое главное, иначе трудно ответить на те вопросы, которые поднимал содокладчик. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон в правительственной ложе. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Сергей Николаевич. Я уже говорил, что законопроект направлен на то, чтобы увеличить устойчивость банковской системы. Здесь есть два механизма, которые примерно соответствуют тому, каким образом в Европе вводились аналогичные требования к собственным средствам банковских учреждений. Во-первых, любой вновь учреждаемый, вновь создаваемый банк должен иметь достаточный капитал, в размере 5 миллионов евро, без этого он просто-напросто не будет зарегистрирован. В отношении действующих банков предлагается более мягкая конструкция, в соответствии с которой фиксируется размер собственных средств на 1 января 2007 года и устанавливается, что это уже неснижаемый минимальный размер. Если в течение какого-то непродолжительного времени произойдет снижение этого капитала, собственного капитала банка, то в этом случае у него тоже будет отзываться лицензия. Он должен поддерживать этот уровень. Сегодня этого фактически нет. То есть и с этой точки зрения здесь тоже ужесточение требований по отношению к действующим банкам. Но я согласен с замечаниями, которые были высказаны комитетом, что для банков, уже существующих в настоящее время, можно обсуждать и какие-то, может быть, достаточно длительные и аккуратные процедуры для того, чтобы требовать увеличения их собственных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Махмудову Махмуду Гаджулаевичу. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Сергей Дмитриевич, все-таки для того, чтобы какие-то нормы для банковской системы установить, необходим определенный уровень экономического развития финансовой системы. Вот соответствует ли нынешнее финансовое состояние российской экономики этому? Первый вопрос. Второй вопрос. Региональные банки, особенно в тех регионах, в которых тяжелое социально-экономическое положение, худо-бедно какие-то положительные функции в регионе выполняют: финансируют, кредитуют. Но если их средства не достигают уровня 5 миллионов евро, тогда что, их позакрывать? Регион еще в более сложном положении может оказаться. Может быть, мы торопимся с принятием этого законопроекта? Спасибо. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Начну со второго вопроса. Именно существование и устойчивость региональных банков были главной причиной того, что мы не ввели какого-то графика или процедуры, которая требовала бы от уже существующих банков быстро нарастить собственный капитал. Именно поэтому "дедушкина оговорка" сделана вот такой предельно-предельно мягкой, чтобы не зацепить, в максимальной степени сохранить действующую банковскую систему. А теперь по первому вопросу: насколько наша банковская система сегодня способна удовлетворять этим требованиям? Я приведу вам несколько цифр. Если в 99-м году только 8 процентов наших банков удовлетворяли вот этому требованию о 5 миллионах евро, то на октябрь 2005 года их было уже почти 47 процентов, то есть половина банков фактически этому требованию уже сегодня удовлетворяет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Глазьев Сергей Юрьевич, ваш вопрос, пожалуйста. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемый Сергей Дмитриевич, хотелось бы понять, есть ли у правительства прогноз последствий принятия такого решения с точки зрения анализа того, сколько банков у нас эту норму сумеют преодолеть, сколько банков по тем или иным причинам вынуждены будут реорганизоваться, скольких людей эти процессы затронут (я имею в виду вкладчиков этих коммерческих банков), будут ли какие-либо негативные последствия, связанные с закрытием банков, которые откажутся от выполнения данных требований или не смогут их удовлетворить, кто будет компенсировать возможные потери. Хотелось бы, чтобы, принимая столь чувствительное для экономической системы страны решение, мы имели все цифры. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Уважаемый Сергей Юрьевич, я вот опять должен сказать о том, что все те вопросы, которые вы сейчас поставили, касающиеся того, в какой степени банки способны удовлетворять этим условиям, как это отразится на вкладчиках, не будут ли закрываться банки, будут ли необходимы слияние, реорганизация, какие еще будут негативные последствия, - все они очень тщательно взвешивались. Именно поэтому мы предложили ту процедуру, о которой я уже говорил. Те банки, которые существуют сегодня, практически при этой системе не пострадают, точно так же, как не пострадают их вкладчики. На 1 января 2007 года фиксируется объем собственного капитала, а дальше следует только требование о том, чтобы этот минимальный размер не снижался. Новые же банки, любые новые банки, которые будут создаваться на территории России, будь то банки с участием российского капитала или банки с участием иностранного капитала, уже должны будут создаваться как достаточно серьезные и крупные банки, у которых собственные средства должны быть не менее 5 миллионов евро. Вот эта конструкция как раз и предлагается. Еще раз подчеркну, что наша банковская система очень уверенно сегодня наращивает свою капитализацию, быстро, энергично развивается. По основным показателям темпы роста - порядка 30 процентов в год. Это, конечно, совсем неплохие темпы. Могу назвать и цифры, характеризующие то, каким образом растут собственные средства. Я уже говорил, что в 99-м году только 8 процентов банков удовлетворяли этим требованиям, в 2004 году их было уже 35 процентов, на 1 января 2005 года эта цифра выросла почти до 39 процентов, сегодня она превышает 46 процентов. То есть банковская система развивается в этом плане нормально, и никаких кризисных ситуаций, связанных с принятием этого закона, не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, больше нет желающих задать вопрос. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Включите, пожалуйста, микрофон для выступления депутату Глазьеву. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вызывает сомнение главная идея этого законопроекта - идея увеличения требований к уставным капиталам создаваемых банков. Это требование объясняется тем, что мы таким образом якобы достигаем повышения устойчивости банковской системы. Я понимаю стремление денежных властей избавиться от "карманных" банков, тех или иных предприятий, структур, которые могут дестабилизировать финансовую ситуацию в стране. Но достигается эта цель, вообще говоря, в нормальной практике банковского регулирования путем использования общепринятых в мире нормативов, которые определяют соотношение между разными параметрами функционирования коммерческих банков, чем и должны заниматься органы банковского надзора и, конечно, Центральный банк. Сводить всё дело к величине собственных средств банков - это, мне кажется, большое упрощение, которое, в общем-то, сомнительно с точки зрения своей эффективности. Мы сужаем таким образом возможности региональной банковской системы. Мы сужаем таким образом возможности хозяйствующих субъектов на том простом основании, что считаем, что большое - это лучше, чем малое. Замечу, что во многих странах действует огромное количество малых кредитных институтов, и, скажем, ни в Европе, ни в Соединённых Штатах никто не ведет кампанию по укрупнению банков. Это было бы неразумно с точки зрения интересов субъектов хозяйствующей деятельности и населения. Еще хотел бы заметить, что данная тенденция прослеживается в течение многих лет. И возникает ощущение, - надеюсь, оно неверное, - что эта тенденция лоббируется интересами крупнейших московских банков, которые постепенно поглощают региональные банки, расширяя таким образом свои региональные сети в ущерб возможностям для развития регионов. Мы перед банками ставим задачу увеличения основного капитала, но почему тогда мы не ставим такую задачу перед структурами, которые будут собирать коммунальные платежи с населения? 10 тысяч рублей - таково минимальное требование к уставному капиталу для структур, которые будут оперировать сотнями миллионов рублей, собираемых с населения. У нас в законодательстве есть явные дыры, где требуется укрупнение масштаба экономической деятельности, но почему-то всё сводится к одной теме - увеличению средств коммерческих банков. Мне представляется, что данный вопрос является достаточно надуманным. Риск же дестабилизации банковской системы от таких случайных решений государства велик, в чем мы убедились по банковскому кризису в Московской области, в ходе которого, обращаю ваше внимание, разорилось немалое количество строительных организаций. Любое вмешательство государства - необоснованное и непонятное участникам рынка - в столь деликатную сферу, как банковская система, чревато разного рода неприятными последствиями. В моем округе, например, десятки тысяч человек, оплатив стоимость жилья в новых домах, сегодня не могут это жилье получить, потому что один из руководящих сотрудников Центрального банка заявил о том, что ряд кредитных организаций неблагополучны. После этого была искусственно создана паника, возник кризис ликвидности, Центральный банк не стал поддерживать региональные коммерческие банки, не предоставил им кредиты на рефинансирование. В итоге банки обанкротились, они перестали финансировать строительство, стройки остановились, люди, заплатившие деньги за приобретение жилья, остались без денег и без квартир. Кто за это отвечает? Никто не отвечает. А причина в том, что руководство Центрального банка позволяет себе волюнтаристские заявления, волюнтаристские решения, не делая ничего, чтобы сделать нашу банковскую систему реально более надежной. Надежность банковской системы определяется механизмами рефинансирования коммерческих банков. Давайте дадим возможность банкам развиваться естественным путем, создавая механизмы рефинансирования здоровых коммерческих банков, которые кредитуют производственную деятельность. Вот чем нужно заниматься, а не укрупнением банков. От того, что вместо двадцати мелких банков появится один крупный, ровным счетом ничего не изменится, только сузятся возможности многих хозяйствующих субъектов, работающих на территориях. Мне кажется, что данной постановкой вопроса не решается главная проблема - проблема повышения устойчивости банковской системы. Это связано с тем, что у нас нет механизмов рефинансирования коммерческих банков, Центральный банк не работает как кредитор последней инстанции. Из-за этого периодически возникают кризисы ликвидности. И в ситуации, когда у нас очень много денег в экономике, предприятиям не хватает средств для латания дыр, возникает, по сути дела, искусственное банкротство на пустом месте из-за бездарной деятельности денежных властей. Я думаю, что в отношении данного законопроекта следует воздержаться от принятия решения, заняться другими, более существенными вопросами совершенствования банковской системы, и прежде всего созданием механизма рефинансирования коммерческих банков под спрос на деньги со стороны производственной сферы. Когда заработает механизм рефинансирования, тогда система станет более надежной и более устойчивой к внешним шокам. Сам по себе уставный капитал эту задачу не решит. Хотел бы еще раз обратить внимание на то, что кризис, от которого пострадали десятки, может быть, уже сотни тысяч человек на рынке жилья, был спровоцирован неспособностью Центрального банка обеспечить устойчивость функционирования вполне здоровой региональной банковской системы, из-за того что Центральный банк не выполняет свои главные функции - рефинансирования и кредитора последней инстанции, сбрасывает всё дело на ответственность самих банков, думая наивно, что укрупнение уставных капиталов само по себе решит этот вопрос. Это наивное заблуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, все желающие выступили, единственным таковым был Сергей Юрьевич Глазьев. Есть ли необходимость у докладчика и содокладчика выступить с заключительным словом? Есть. Пожалуйста, включите микрофон депутату Губкину, представителю комитета. ГУБКИН А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Просто один ответ в связи с теми замечаниями, которые Сергей Юрьевич высказал нам, всем здесь присутствующим. Уже было сказано Сергеем Дмитриевичем и мною: то, что мы сегодня обсуждаем и принимаем в качестве законопроекта в первом чтении, действует в качестве ведомственного документа с 1999 года. И мы все, депутаты, здесь присутствующие, в зале, должны приветствовать, когда подзаконные акты переводятся в ранг законов, и мы должны эти процессы здесь регулировать, а не, как всегда, пенять на правительство, на Центральный банк. И то, что в последние годы приняты законы по страхованию вкладов, по кредитным историям, ряд других законов, говорит о том, что мы, как депутаты, больше влияем на эти процессы. И это только надо приветствовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в первом чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 24 час.) Проголосовало за 323 чел.71,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.