Заседание № 194
О проекте федерального закона № 231418-4 "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления особого правового режима использования земель, занятых объектами электросетевого хозяйства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по собственности Александра Александровича Агеева. Пожалуйста. АГЕЕВ А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации". Законопроект направлен на установление особого правового режима использования земельных участков, на которых размещены объекты электросетевого хозяйства и иные объекты электроэнергетики, включая установление охранных зон этих объектов. Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 30 июня этого года. В результате дополнительных консультаций, проведённых после принятия законопроекта во втором чтении, Комитет по собственности считает необходимым внести в текст законопроекта стилистические уточнения. Исходя из этого, Комитет по собственности предлагает вернуть законопроект к процедуре второго чтения, проголосовать за таблицу поправок, которая содержит две поправки с указанными уточнениями, и принять законопроект во втором чтении. Все необходимые документы имеются в розданных вам материалах по законопроекту. Уважаемые коллеги, прошу поддержать предлагаемое Комитетом по собственности решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вы выслушали доклад, сформулировано предложение о том, чтобы вернуть законопроект ко второму чтению, рассмотреть таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, там две поправки, и после этого проголосовать в "час голосования" законопроект в третьем чтении. Есть ли возражения против такой процедуры? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование вопрос о возвращении данного законопроекта ко второму чтению. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 38 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9% Результат: принято Законопроект возвращён во второе чтение. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок, которые комитет рекомендует принять? В таблице две поправки. Замечаний нет. Ставлю на голосование вопрос об утверждении таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Принимается... Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 21 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принимается таблица. Я почему так уверенно? Потому что видел, что даже Локоть поднимал руку "за", поэтому против, видимо, никого не было. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 01 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Включите микрофон на центральной трибуне. АГЕЕВ А. А. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Прошу вас поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения против данного предложения комитета? Нет. Выносим на "час голосования". Присаживайтесь, пожалуйста.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 25 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1% Результат: принято Принимается закон.
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 231418-4 "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления особого правового режима использования земель, занятых объектами электросетевого хозяйства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
КОВАЛЁВ О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я прошу снять с рассмотрения пункт 15 - это законопроект "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации". К сожалению, не удалось устранить некоторые шероховатости. Я думаю, что мы в начале осени примем этот законопроект. Спасибо.
Ковалёв Олег Иванович предложил снять 15-й пункт с повестки дня, в связи с тем что не уточнили вопросы, которые мы обсуждали на Совете Государственной Думы. Есть необходимость голосовать? Кто-то предлагает оставить? Нет. Значит, снимаем 15-й вопрос с повестки дня.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 231418-4 "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления особого правового режима использования земель, занятых объектами электросетевого хозяйства; принят в первом чтении 17 мая 2006 года с названием "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 26 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по собственности Александра Александровича Агеева. Где он? С места? Пожалуйста, с места. АГЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный Комитетом по собственности к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации". Законопроектом вносятся отдельные уточнения в названные статьи Земельного кодекса, направленные на установление особого правового режима использования земельных участков, на которых размещены объекты электросетевого хозяйства и иные объекты электроэнергетики, включая установление охранных зон этих объектов. Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 17 мая этого года. К законопроекту поступило семь поправок, из них пять предлагается принять, они включены в таблицу 1. Кроме того, в таблицу 1 включены две поправки редакционного характера по замечаниям Правового управления Аппарата Госдумы. В таблицу 2 поправок, предлагаемых к отклонению, включены две поправки. Прошу, уважаемые коллеги, принять решение по таблицам поправок, а также по подготовленному ко второму чтению тексту законопроекта, на который получено положительное заключение Правового управления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за доклад. Уважаемые коллеги, две таблицы поправок. Таблица 1 - это поправки, которые комитет рекомендует принять. Здесь семь поправок. Есть ли замечания по данной таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 10 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принимается таблица. Переходим к таблице 2. Это поправки, которые комитет рекомендует к отклонению. Здесь две поправки. Есть ли у депутатов замечания по этим поправкам? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 57 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование: принять проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 87 и 89 Земельного кодекса Российской Федерации" во втором чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 41 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении.
Заседание № 164
О проекте федерального закона № 231418-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (об установлении особого правового режима использования земель, занятых объектами электросетевого хозяйства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад Юрия Александровича Липатова. ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 октября 2001 года номер 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающий упорядочение правового режима использования земельных участков, на которых расположены объекты электросетевого хозяйства и иные объекты электроэнергетики, смежных с ними земельных участков и участков, расположенных в пределах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, для целей размещения и эксплуатации таких объектов. Необходимость разработки данного законопроекта обусловлена следующим. Согласно действующему закону "Об электроэнергетике", ключевыми элементами технологической основы единой энергетической системы России являются: первое - единая национальная общероссийская электрическая сеть напряжением от 220 до 1150 киловольт и протяжённостью более 45 тысяч километров с мощнейшими питающими центрами, второе - территориальные распределительные сети от 0,4 до 110 киловольт протяжённостью более 200 тысяч километров с огромным количеством трансформаторных подстанций и других объектов электросетевого хозяйства. Нет сомнений, что от безопасности и надёжности функционирования данных сетей и объектов в конечном итоге зависит безопасность и надёжность функционирования единой энергосистемы в целом. Думаю, коллеги не хуже меня знают, что энергетики-сетевики нередко сталкиваются с банальным воровством цветных металлов на линиях электропередач, хулиганством и вандализмом на подстанциях, несанкционированным строительством в зонах повышенного электромагнитного воздействия линий электропередач. В условиях стоящих перед энергетиками масштабных задач ликвидации энергодефицита в крупнейших промышленных зонах России, строительства новых ЛЭП для транспортировки на огромные расстояния, увеличения пропускной способности для оперативного принятия решений при согласовании проектных работ необходимо предоставить право Правительству Российской Федерации определять порядок установления и использования охранных зон объектов электроэнергетики для всех участков земель, независимо от формы собственности. Другими словами, препятствия для эффективной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства сводятся к тому, что существующий правовой режим использования земельных участков, на которых непосредственно расположены указанные объекты, а также смежных с ними участков, как правило, не соответствует тем условиям, в которых должна осуществляться эксплуатация данных объектов. В этой связи в проекте предусматривается в части внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации следующее. Первое - устранение коллизии между законодательством об электроэнергетике и земельным законодательством. Устраняются расхождения в терминологии, касающейся определения объектов, для размещения которых могут предоставляться земельные участки и для которых могут быть установлены охранные зоны. Положения Земельного кодекса приводятся в соответствие с содержанием определённых в Федеральном законе "Об электроэнергетике" понятий объектов электросетевого хозяйства и объектов электроэнергетики. Второе - формирование законодательных оснований для определения Правительством Российской Федерации содержания правового режима охранных зон объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики. Прописываются полномочия Правительства Российской Федерации по определению порядка установления и использования охранных зон. В настоящее время в Земельном кодексе нет таких полномочий, просто зафиксирована возможность установления охранных зон. Третье - устранение внутренних противоречий между нормами Земельного кодекса в части определения компетенции органов власти по регламентации порядка установления охранных зон. Четвёртое - формирование правовых оснований для регламентации порядка резервирования земельных участков для целей размещения объектов электроэнергетики. По аналогии с нормами пункта 7 статьи 90 Земельного кодекса, касающимися земель транспорта, предусматривается возможность резервирования земель для строительства объектов электроэнергетики и определяется, что порядок такого резервирования устанавливается в соответствии с федеральными законами. Внесение изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает возможность установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики на земельных участках всех категорий, что является необходимым условием соблюдения особого правового режима использования земельных участков, на которых установлены соответствующие зоны. Уважаемые коллеги, просьба поддержать данную законодательную инициативу и принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по собственности Александра Александровича Агеева. С места. Включите микрофон. АГЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по собственности рассмотрел предложенный вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", касающийся установления особого правового режима использования земель, занятых объектами электросетевого хозяйства. Поскольку о сути законопроекта вам уже доложил Юрий Александрович Липатов, я не буду ещё раз останавливаться на его основных положениях и сразу скажу, что комитет поддерживает концепцию законопроекта. Вместе с тем необходимо отметить, что в представленных в Комитет по собственности заключениях ряда комитетов-соисполнителей по законопроекту и Правового управления Аппарата Госдумы внимание обращено на нецелесообразность исключения из статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации пункта 5, так как данная норма, устанавливающая компетенцию органов власти всех трёх уровней в отношении порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, носит общий характер и касается всех категорий земель промышленности и иного специального назначения, а не только земель энергетики. Также высказаны сомнения в отношении включения положений, содержащихся в статье 2 законопроекта, в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ввиду того что положения данного закона носят временный характер. В этой связи Комитет по собственности считает возможным дополнительно обсудить указанные замечания при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Исходя из вышесказанного, Комитет по собственности предлагает принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич. И затем - Локоть Анатолий Евгеньевич. КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Любовь Константиновна. Закон нужный, действительно, все эти объекты электроэнергетики надо нормально эксплуатировать и обслуживать, поэтому расположенная под ними или вокруг них земля не должна служить препятствием в этом деле. Но у меня есть вопрос относительно вот этого пункта: в целях строительства объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики осуществляется резервирование земель; порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами. Поэтому я прошу вас, уважаемый Юрий Александрович, как основного докладчика, прокомментировать, исходя вот из чего. Резервирование - это действие, направленное в будущее. Значит, в связи с тем, что на сегодняшний день плана на строительство данного объекта нет, нет и никакого резервирования. А когда возникнет необходимость этот объект строить, окажется, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Александрович Липатов, ответьте на данный вопрос. Включите микрофон депутату Липатову. ЛИПАТОВ Ю. А. Как раз с учётом всех тех событий, которые проходили почти ровно год назад, в том числе и той аварии, которая была 25 мая, я должен доложить депутатам о том, что за этот год проделана колоссальнейшая работа в плане перспектив строительства новых линий электропередач по всей территории Российской Федерации. В первую очередь это касается линий электропередач магистральных, то есть тех, которые относятся к государственной собственности (федеральные сетевые компании). И безусловно, на сегодняшний день с учётом тех планов, которые есть, необходимо резервировать земли, по которым будут проходить линии электропередач. Вопрос в другом: насколько быстро удастся федеральной сетевой компании справиться с поставленными задачами - за год, за два, за три или за пять? Но с учётом принятого и утверждённого плана резерв должен быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И вопрос Анатолия Евгеньевича Локотя. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Юрий Александрович, мы два раза на заседании комитета подробно обсуждали этот законопроект. Но вот один момент мы обошли вниманием. Жизнь идёт вперёд, возможны изменения, то есть сегодня линия пролегает здесь, а завтра она, допустим, пройдёт не по воздуху, а через подземные коммуникации (к примеру, я говорю), произойдёт перенос объектов и так далее, и так далее. Предполагается ли по законопроекту возвращение земель в прежние категории? Понятно, да? Перевод туда и обратно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Липатову. ЛИПАТОВ Ю. А. Я должен сказать, что такая практика абсолютно редкая. И я думаю, что здесь вопрос возвращения земель конкретно не прописан и не предусмотрен. Но мне кажется, в первом чтении законопроект надо принимать. Вопрос сам по себе интересен. У нас есть возможность ко второму чтению рассмотреть поправки к законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Представитель правительства и президента? Нет желания. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 30 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1% Результат: принято Принято.