Заседание № 87
О проекте федерального закона № 231415-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к вопросу 17. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект внесён Правительством Российской Федерации и принят нами во втором чтении 13 декабря сего года. Напомню, что законопроект направлен на дальнейшее совершенствование правового регулирования вопросов проведения государственной дактилоскопической регистрации. Поскольку законопроект имеет отложенный срок вступления в силу, в предложенном проекте постановления Государственной Думы Правительству Российской Федерации определён срок представления информации о принятии нормативных правовых актов, необходимых для реализации данного закона. Законопроект полностью подготовлен для принятия в третьем чтении. Замечаний юридико-технического, лингвостилистического и правового характера не имеется. Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает принять законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, выступить от фракций по мотивам есть желающие? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российский Федерации в части проведения государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", вопрос 17 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 07 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 231415-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (принят в первом чтении 26 октября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
27-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! При подготовке ко второму чтению поступило 15 поправок, и комитет рекомендует все эти поправки поддержать, они представлены в таблице поправок № 1. Комитет предлагает принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 32 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 57 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 231415-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
61-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленный законопроект подготовлен на основании анализа практики применения миграционного законодательства и с учётом мирового опыта противодействия правонарушениям, связанным с миграционными процессами. Предлагается установить, что иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации без оформления разрешения на временное проживание, подлежат обязательной дакторегистрации. В настоящее время такие лица не дактилоскопируются, при этом в 2016 году их количество составило 11 460 человек, за восемь месяцев текущего года - 7624 человека. Предусматривается также обязательная дакторегистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. В настоящее время эта категория иностранцев дактилоскопируется только после получения разрешения на временное проживание. В 2015 году было принято решение о выдаче разрешения на временное проживание 383 186 лицам, в 2016 году - 323 186 лицам, за восемь месяцев 2017 года - 203 250 лицам. Мы предлагаем их дактилоскопировать не после получения разрешения, а до получения разрешения. Отсутствие требования обязательного дактилоскопирования до получения разрешения на временное проживание не позволяет идентифицировать иностранных граждан и лиц без гражданства, которым ранее было отказано в выдаче разрешений на временное проживание, в случае их повторного обращения за такими разрешениями с изменёнными анкетными данными. Принятие закона позволит устранить эту лазейку. С учётом международной практики предлагается установить, что в предусмотренных законодательством случаях обязательной дакторегистрации подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие шестилетнего возраста, в случаях, когда это обязательно требуется. Законопроект содержит ряд норм, обеспечивающих внедрение в правоприменительную практику современных методов электронного дактилоскопирования, снижение трудозатрат на дактилоскопическую идентификацию лиц в режиме реального времени, что позволит оптимизировать процедуру оформления получения патентов и разрешений на пребывание на территории Российской Федерации для многочисленных категорий иностранцев и лиц без гражданства, ранее уже проходивших дактилоскопирование. Уточняются также сроки, порядок хранения и уничтожения дактилоскопической информации о лицах, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Уничтожению будет подлежать дактоинформация только о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям либо в случаях вынесения оправдательного приговора. В Федеральном законе "О персональных данных" предлагается закрепить норму о том, что для обработки биометрических персональных данных в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации согласие субъекта персональных данных не требуется. Вступление федерального закона в силу предполагается по истечении шести месяцев со дня официального опубликования, поскольку для его реализации потребуются издание и внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства и МВД России. Перечень таких актов прилагается к законопроекту. Законопроект согласован со всеми заинтересованными государственными органами, а также поддержан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Высказанные Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации отдельные замечания и предложения по доработке законопроекта могут быть учтены при его подготовке ко второму чтению. Принятие федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов. На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов аналогичного содержания не имеется. С учётом изложенного прошу поддержать законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева. Пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен с учётом опыта правоприменения. Предлагается внести изменения в закон "О государственной дактилоскопической регистрации...", в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в закон "О персональных данных". Законопроектом расширяется понятийный аппарат с учётом современных методов получения отпечатков и дактилоскопической информации, уточняется круг лиц, в отношении которых будет применяться дактилоскопия - или добровольная, или обязательная, - и конкретизируются основные требования к хранению и использованию дактилоскопической информации. В целом законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в данной сфере, поэтому Комитет по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев этот законопроект на своём заседании, рекомендует поддержать его и принять в первом чтении. Есть отдельные замечания юридико-технического характера, которые могут быть учтены при подготовке ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Луговой Андрей Константинович, пожалуйста. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, вам вопрос. На сегодняшний день имеется два подхода к дактилоскопической регистрации: обязательный - для определённой категории лиц - и добровольный. Как вы считаете, не следует ли нам пойти по пути многих стран, которые сейчас переходят к обязательной дактилоскопической регистрации для всех граждан? ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос. Мы уже неоднократно обсуждали его и в Государственной Думе, и на различных конференциях. Я полагаю, что мировая практика доказала, что обязательное дактилоскопирование всех граждан является эффективным средством и борьбы с преступностью, и действий государственных органов в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе по опознанию погибших, по установлению личностей неопознанных трупов, граждан, которые не могут сообщить о себе данные, и предотвращения миграционных правонарушений и так далее. Вместе с тем это вопрос трудоёмкий, требующий финансовых затрат и готовности общества к принятию всеобщего дактилоскопирования. Мы полагаем, что по этому пути мы идём, но потребуется определённое время, и вот то, что мы с вами сейчас принимаем, - это ещё один шаг в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Уважаемый Игорь Николаевич, действительно, этот законопроект - шаг вперёд, но я прошу вас, поясните, пожалуйста, сколько сегодня, по вашим данным, у нас в стране нелегальных мигрантов, во сколько обходятся налогоплательщикам сутки содержания нелегальных мигрантов, подлежащих высылке, в местах принудительного содержания и в какие сроки, если закон будет принят, он заработает, чтобы вы всё-таки усилили контроль за миграционными потоками в стране? ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос. Прежде всего скажу, что скоро у вас состоится встреча с министром внутренних дел Владимиром Александровичем Колокольцевым, и я думаю, что он на эти вопросы тоже будет обращать внимание. Что касается общего количества мигрантов. Вот мы сейчас их делим на легальных и нелегальных, но общее количество мигрантов в стране с учётом нелегальной части, по оценкам, свыше 10 миллионов. Нелегальная часть в значительной степени находится в латентной зоне, и мы можем судить о её объёме лишь по количеству граждан иностранных государств и лиц без гражданства, привлекаемых к административной ответственности, а это несколько сотен тысяч, а иногда и миллионов человек в год, которые привлекаются по различным составам. Что касается лиц, которые подлежат выдворению. Вот только сегодня я докладывал о законопроекте, касающемся сроков содержания в спецучреждениях МВД лиц, подлежащих выдворению, и эти цифры приводились. Что касается тех, кто свыше шести месяцев... их не так много, это порядка 100 человек, в общем контексте это порядка 400 человек, а всего - свыше 4 тысяч человек. Это что касается тех лиц, которые подлежат выдворению с территории Российской Федерации. Большое это количество или маленькое, я не знаю, но мне кажется, что это довольно большое количество. Что касается дактилоскопирования, то оно у нас проходит по тому порядку, который сегодня действует, и в год это около 4 миллионов иностранцев, которые въезжают в Российскую Федерацию и дактилоскопируются в добровольном или обязательном порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Игорь Николаевич, правильно ли я понимаю из законопроекта, что остаётся два способа дактилоскопии - электронный и красковый? Неужели у нас нет финансовой возможности, чтобы эта процедура была только электронной? Во сколько это будет обходиться непосредственно человеку? И назовите, пожалуйста, для справки, для информации депутатам - вероятно, вы эту цифру знаете, - в скольких странах и в каких странах в обязательном порядке уже предусматривается данная процедура в аэропортах при въезде любого гражданина на территорию государства? ЗУБОВ И. Н. Давайте начнём с денег - это, наверное, самое основное. Я сказал о том, что дополнительных средств из бюджета не потребуется, и это обстоятельство связано с тем, что правительство и органы законодательной власти уделяют большое внимание проблеме. В 2017 году Министерству внутренних дел выделено 2 миллиарда рублей на закупку оборудования для электронного дактилоскопирования, и на данный момент укомплектованность подразделений органов внутренних дел данным оборудованием приблизилась к ста процентам, ещё не сто, но приблизилась к ста процентам, то есть в ближайшее время мы эту тему полностью закроем. И вопрос сегодня состоит даже не столько в том, есть у нас оборудование для электронного дактилоскопирования или нет, сколько в том, насколько мы в состоянии обеспечить быструю идентификацию гражданина по его отпечаткам в режиме реального времени в любой точке Российской Федерации, что связано с уровнем развития компьютерных сетей, их устойчивостью и прочим. Думаю, что этот вопрос тоже будет решён. Теперь что касается государств. Сейчас я не могу представить исчерпывающий перечень этих государств, их много, очень много, в том числе и наши ближайшие соседи - страны, входящие в СНГ, - уже приняли законы о введении обязательного дактилоскопирования при пересечении своей государственной границы и ввели также обязательное дактилоскопирование всех граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, я правильно понимаю, что дактилоскопирование будет проводиться для иностранных граждан при въезде в нашу страну именно на пограничных пунктах? И есть ли для этого у нас все необходимые условия? ЗУБОВ И. Н. Ну вы не совсем правильно поняли, я в своём выступлении говорил, о каких категориях идёт речь. Для всех иностранных граждан, без исключения, в этом законопроекте предлагается ввести право на добровольное дактилоскопирование, и для этого условия созданы. А что касается обязательного дактилоскопирования, то, помимо тех категорий, которые сегодня уже есть в перечне, - это те, кто обратился за политическим убежищем, в некоторых иных случаях, беженцы и прочие - оно вводится для лиц, обращающихся за получением разрешений на временное проживание в Российской Федерации, вот для этой категории лиц. И я уже объяснял, почему это нужно: если человеку уже отказали, он меняет одну букву в своём паспорте, получает по месту жительства новый паспорт - уже есть определённые расхождения - и снова приходит за разрешением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Николаева Виктория Викторовна, пожалуйста. НИКОЛАЕВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Принятие закона в итоге будет способствовать повышению эффективности предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, розыска пропавших без вести, установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. У меня вопрос не столько к Игорю Николаевичу и не столько к его министерству, сколько, если хотите, ко всем нам. Я услышал цифру: 10 миллионов мигрантов - это две Венгрии, то есть два европейских государства. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БОРТКО В. В. Шестнадцать, да? 16 миллионов - три! Что мы будем делать с этими людьми? Они, мягко говоря, влияют сильно на состояние страны, так мне кажется. И я понимаю, что приглашаются они теми, кто просто хочет на них заработать, они им платят. Что мы сделаем по этому поводу? Не с дактилоскопией, а с тем, чтобы прекратить этот поток - 4 миллиона в год? Меня этот вопрос сильно интересует! Ну это просто вопрос, я сказал бы так, в воздух, тем не менее он существует. Всё, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, поскольку вопрос риторический, он не требует ответа. Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Игорь Николаевич! Если вы обратили внимание, три вопроса были от фракции ЛДПР - почему? Потому что мы на самом деле в прошлом созыве этим вопросом - вопросом о дактилоскопической регистрации - занимались весьма предметно, серьёзно, более того, даже есть книга, выпущенная нами, называется "Совершенствование системы дактилоскопической регистрации", могу с теми, кто интересуется этой темой, поделиться. Друзья мои, к сожалению, на вопросы дактилоскопической регистрации - так принято в нашем обществе - смотрят с полицейской точки зрения, то есть в обществе считается, что это такая фискальная норма, которая позволяет ограничивать права граждан. Однако если мы проведём анализ, чего больше - пользы или вреда - от проведения дактилоскопической регистрации, то убедимся, что это весьма полезная вещь, это очень полезно и для государства, и для общества, и для обычных граждан Российской Федерации, поэтому наша задача - изменить мнение населения и доказать, что дактилоскопическая регистрация прежде всего средство обеспечения безопасности личности и общества, а не средство подавления. Давайте разберёмся в международном опыте. Возьмём для примера две страны - Турцию и Киргизию. В Турции давно уже обязательная регистрация - два года назад был мощный теракт в центре Стамбула, более ста человек погибло, и установить личность смертника удалось лишь благодаря тому, что он был одним из тех, кто прошёл обязательную дактилоскопическую регистрацию, то есть это средство обеспечения безопасности. В Киргизии в 2014 году был принят закон об обязательной регистрации, а в 2015 году был введён порядок дактилоскопической идентификации избирателей в день голосования - и в том же 2015 году выборы в парламент проходили с использованием идентификации личности через отпечаток пальца. В своём выступлении наш лидер Владимир Вольфович Жириновский обратил внимание на то, что с учётом развития современных IT-технологий нам давно надо переводить выборы в такую довольно удобную форму, ведь дактилоскопическая регистрация - это прежде всего средство идентификации. Вот Центральный банк пошёл дальше, чем правительство. Мы недели три назад приняли закон об удалённой идентификации, для которой, кстати говоря, предусматривается в том числе использование дактилоскопической регистрации. На самом деле ничего сверхсложного, сложного в этом нет. Во всём мире делается очень просто: когда человек приходит получить новый паспорт или поменять паспорт, он сдаёт отпечатки пальцев. Положительное значение законопроекта - мы его поддерживаем - заключается в том, что мы законодательно вводим норму электронной регистрации: если с использованием краски, всё-таки в народе это считается несколько унизительным, а вот с использованием новейших технологий - всё в порядке! Конечно, в этом смысле надо поддерживать. Вместе с тем, возвращаясь к законопроекту, - Игорь Николаевич правильно заметил, что мы наверняка будем вносить предложения и поправки, - хочу сказать, что мы должны расширить этот законопроект. Когда мы говорим об обязательной регистрации, то подразумеваем прежде всего преступников, подозреваемых, обвиняемых, ну и людей, связанных с особой формой деятельности, когда есть определённая угроза жизни, и на этом как-то замыкаемся. Наша фракция считает, что было бы неплохо предложить проводить обязательную дактилоскопическую регистрацию лиц, состоящих на учёте в психоневрологических и наркологических диспансерах, несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних, а также тех, кто претендует на замещение должности сотрудника подразделения транспортной безопасности (такие подразделения по закону "О транспортной безопасности" как бы существуют, но их пока ещё нет - надеемся, комитет по транспорту сдвинется с мёртвой точки с этом вопросе). Аргументацию мы свою изложим, чтобы не занимать время, в предложениях, которые сформулируем. Вообще, безусловно, было бы странно, если бы у нас в стране не было абсурдных историй с этой регистрацией. Одну из них я вам сейчас расскажу. Когда гражданин Российской Федерации хочет выехать за рубеж и получает шенгенскую визу, в посольстве у него берут отпечатки десяти пальцев, более того, отпечатки пальцев наших граждан уходят в их базу данных за пределы Российской Федерации. Теперь давайте посмотрим, как российский гражданин получает заграничный паспорт: он приходит и сдаёт опечатки двух пальцев, при этом эти два отпечатка остаются только в чипе загранпаспорта, никакой базы не существует. Не кажется ли вам это абсурдным? Ведь через десять лет другой гражданин или этот же может сдать отпечатки двух других пальцев и получить уже другой паспорт, на другую фамилию. Мне кажется, такими вопросами тоже следует заниматься, разбираться и предлагать поправки ко второму чтению. Мы поддержим этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, представители президента, правительства? Нет. Пожалуйста, докладчик. ЗУБОВ И. Н. Уважаемые депутаты, прежде всего я хотел бы выразить глубокую благодарность за поддержку законопроекта и внести маленькую поправку для ясности: что касается 10 миллионов и более мигрантов - цифра плавает - это все мигранты, включая трудовых мигрантов, включая тех, кто прибывает к нам с разными целями, а именно с туристическими, на лечение, на обучение и так далее. И вот - Владимир Александрович ещё будет об этом говорить - при том, что количество их велико, мы оперативную обстановку всё-таки держим хорошо и число преступлений, которые совершают иностранные граждане, постоянно уменьшается, что тоже очень важно, и в отношении их меньше совершается преступлений, хотя это, конечно, не по данной теме. А теперь что касается тех лиц, которые обращаются к нам в связи с ситуацией в Сирии, в связи с террактами, из находящихся под угрозой районов. Вот просто для примера: в год к нам обращается примерно тысяча беженцев - это не много, но и не мало; просят предоставить временное убежище 20 тысяч, 100 тысяч, 2 тысячи человек - по-разному, зависит от ситуации в мире; за получением вида на жительство обращаются 12-15 тысяч человек. Я не стал бы драматизировать. Да, миграция - потенциальная угроза, но не ужас-ужас, и в принципе мы выглядим в этой ситуации очень неплохо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 53 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.