Заседание № 133
О проекте федерального закона № 231364-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования". Докладывает Дмитрий Анатольевич Морозов. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 5 июля, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 09 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 231364-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учёта в сфере обязательного медицинского страхования".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учёта в сфере обязательного медицинского страхования". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Николаевны Стадченко. Пожалуйста. СТАДЧЕНКО Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Рассматриваемый проект федерального закона разработан в целях совершенствования персонифицированного учёта в сфере обязательного медицинского страхования. В целом законопроект направлен на прекращение страхования граждан, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию, на повышение качества планирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В законопроекте предусматриваются конкретизация категорий военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию; механизмы приостановления и прекращения обязательного медицинского страхования в отношении военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц; регламентация информационного взаимодействия федеральных органов государственной власти и Федерального фонда обязательного медицинского страхования при ведении персонифицированного учёта сведений о застрахованных лицах, включая регламентацию порядка, сроков представления сведений о застрахованных лицах, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию; наделение территориальных фондов обязательного медицинского страхования полномочием по проведению проверки достоверности сведений персонифицированного учёта о застрахованных лицах в части их соответствия документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению порядка и методики определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, для целей формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Реализация закона, в случае его принятия, не приведёт к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным в системе обязательного медицинского страхования лицам, осуществляется в пределах субвенции, утверждённой в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Оказание медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним в организации оказания медицинской помощи лицам обеспечивается в пределах утверждённых объёмов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Прошу поддержать предлагаемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дмитрия Анатольевича Морозова. Пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Доброе утро, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле это очень важный законопроект, который, по большому счёту, серьёзно наводит порядок в системе обязательного медицинского страхования. Я не буду повторять то, что подробно изложила Наталья Николаевна, я только скажу о том, что здесь, по сути, две проблемы. Первая касается военнослужащих и лиц, к ним приравненных. С этой проблемой мы хорошо знакомы с 2011 года, то есть уже шесть лет, - это отсутствие возможности навести порядок в двойном, по сути, финансировании оказания медпомощи военнослужащим: по линии бюджета, ведомственной медицины и по линии ОМС, так как любой военнослужащий может иметь полис ОМС. Мы не в состоянии были это отследить, и это приводило к тому, что бюджеты несли серьёзную дополнительную нагрузку. Вторая проблема связана с так называемыми неработающими. Вы помните, уважаемые коллеги, осенью прошлого года мы даже завершили обсуждение бюджета постановлением, в котором указали на необходимость срочного установления методики расчёта численности неработающих. Забегая вперёд, скажу, что Счётная палата Российской Федерации в своём заключении обратила внимание - это касается и Натальи Николаевны, и нашего комитета - на необходимость выделения категорий неработающих граждан: лица до 18 лет, студенты очной формы обучения, неработающие пенсионеры и так далее. Сразу же скажу, что мы считаем этот вопрос дискуссионным, требующим проработки и поиска оптимального решения ко второму чтению законопроекта. Наш комитет поддержал концепцию законопроекта, мы считаем его актуальным и своевременным, но, возвращаясь к проблемам, хочу сказать, что мы солидарны со Счётной палатой в вопросе, который требует дальнейшего рассмотрения ко второму чтению, - об иностранных гражданах, которые покинули территорию Российской Федерации, в связи с чем прекращается их финансирование по системе ОМС. Этот момент, на наш взгляд, детально не прописан, это же относится к лицам из категории беженцев. Ещё одно замечание, которое мы выносим в том числе и на ваш суд, уважаемые коллеги, связано с механизмом контроля за сдачей полисов обязательного медицинского страхования теми гражданами, которые поступают на военную службу. На наш взгляд, этот процесс может быть автоматическим, тем более что военные комиссариаты и Министерство обороны в соответствии с предлагаемым законопроектом будут постоянно находиться в информационном взаимодействии с ФОМС. Вы слышали, уважаемые коллеги, что Наталья Николаевна докладывала: в отдельной статье прописано информационное взаимодействие всех органов исполнительной власти, то, чего раньше не было, с ежеквартальным и ежемесячным анализом - это очень серьёзно. Более того, введена новая глава и три новые статьи - 49-1, 49-2, 49-3, которые описывают все варианты прекращения ОМС, а также вопросы контроля. Я уверен, что ко второму чтению требуется серьёзная работа, и она, без сомнения, будет проведена. По тексту законопроекта есть ряд замечаний юридико-технического характера, их тоже следует учесть. Поступили отзывы от 19 законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 45 органов исполнительной власти, все они положительные. Счётная палата поддерживает концепцию законопроекта с условием, что будут учтены высказанные ею замечания. Государственно-правовое управление также поддерживает законопроект. И мы, уважаемые коллеги, просим вас поддержать законопроект в первом чтении, его концепцию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мой вопрос к содокладчику. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, рассматриваемый законопроект действительно очень важен, его принятие приведёт в целом к более корректному учёту неработающего населения, а следовательно, к снижению платежа субъектов - платёж будет меньше. По идее, высвободившиеся деньги - а по итогам 2016 года, по данным Счётной палаты, это 22 миллиарда рублей - должны быть направлены на решение вопросов здравоохранения: лечение орфанных заболеваний, компенсацию дефицита программы ОМС, региональные программы и так далее. Но по факту так может не получиться - финансовые органы в субъектах направят эти ассигнования на иные цели. Не видите ли вы в этом проблему и не считаете ли необходимым этот вопрос урегулировать заранее? МОРОЗОВ Д. А. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Айрат Закиевич. Действительно, мы с вами в этом полностью солидарны. И когда мы говорим о нормированном страховом запасе и тех деньгах, которые освободятся в результате такой сбалансированности бюджета... Я напомню, на сегодняшний день в половине субъектов Российской Федерации платёж за неработающее население превышает все субвенции на сбалансированность бюджета, то есть имеются серьёзнейшие проблемы, которые требуют срочного решения. Мы с Натальей Николаевной обсуждали этот вопрос и в отношении оплаты труда медицинских работников, размер которой, к сожалению, в огромном числе субъектов тоже не отвечает требованиям "дорожной карты". На сегодняшний день этот вопрос стоит остро и в отношении подготовки кадров - в связи с аккредитацией и реализацией концепции непрерывного медицинского образования, ну и, наконец, в отношении лекарственного обеспечения в том числе при лечении орфанных, редких заболеваний. Мы договорились, что эти средства будут подконтрольны. Если вы считаете, что мы должны прописать это в постановлении Государственной Думы по итогам принятия данного законопроекта, я думаю, что мы с вами можем обсудить этот вопрос, я согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Вопрос представителю правительства - Наталье Николаевне. Уважаемая Наталья Николаевна, как вы относитесь к предложению, которое изложено в заключении Счётной палаты, и только что о нём сказал председатель Комитета по охране здоровья: внести в систему персонифицированного учёта неработающего населения сведения о категориях неработающих застрахованных граждан - лица до 18 лет, пенсионеры, инвалиды и так далее? СТАДЧЕНКО Н. Н. Большое спасибо за вопрос. Я хочу сказать, что это как раз будет предметом обсуждения ко второму чтению, и на площадке комитета по здравоохранению мы будем это обсуждать. Для определения неработающего населения и платежа за неработающее население данное категорирование не нужно, данное категорирование нужно, чтобы субъекты Российской Федерации определили, кто у них работоспособного возраста, но по разным причинам не работает, - иными словами, это категория граждан, указанная в подпункте "ж" пункте 5 статьи 10 закона "Об обязательном медицинском страховании...", - для того чтобы субъекты Российской Федерации работали с этими людьми для легализации их на рынке труда, чтобы они по закону уплачивали все страховые взносы, в том числе взносы на обязательное медицинское страхование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Анатольевич, добавить хотите? На трибуне включите микрофон. МОРОЗОВ Д. А. Если позволите, я поддержал бы Наталью Николаевну в логике этой процедуры, потому что, если подумать, именно субъекты Российской Федерации в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы категорировать неработающее население. Это будет очень серьёзно влиять на обратную связь, и, может быть, эта информация будет иметь для них большее значение, чем для территориальных фондов или для фонда медицинского страхования. Это на самом деле кажется нам очень разумным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Наталья Николаевна, мы пять лет поднимали вопрос о том, что фактически у нас субъекты переплачивают по этим ставкам за те категории, которые сегодня назывались и с которыми мы сейчас пытаемся что-то сделать, решить. Я понимаю, что у вас, скажем так, нет прямой заинтересованности, так как эти средства всё равно поступают к вам, а вы их потом перераспределяете, но для субъектов это существенная нагрузка. И я, конечно, абсолютно уверен, что вряд ли эти средства пойдут на медицинские цели, даже если мы пропишем это в постановлении. Ситуация критическая: у субъектов не хватает средств на исполнение своих полномочий, поэтому о каких-то дополнительных расходах вряд ли будет идти речь. А вопрос у меня такой. Скажите, нормы, которые мы сегодня принимаем в первом чтении, полностью закроют все лазейки или всё-таки субъекты не смогут вычислить абсолютно всех людей, которые имеют двойную страховку? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо, Сергей Михайлович, за вопрос. Вопрос абсолютно правильный, и я хочу сказать, что принятие данного закона полностью обеспечит чистоту персонифицированного учёта, потому что сверка с силовиками будет происходить ежемесячно. Не секрет, что человек сегодня может быть гражданским лицом, а завтра он устроился в силовые структуры и стал уже гражданином другой категории, так вот ежемесячная сверка позволит нам это устанавливать и сохранять регистр застрахованных граждан в чистоте. Помимо этого, будут приняты два документа на уровне Правительства Российской Федерации: это методика и порядок - данный проект уже существует, мы также его согласуем со всеми силовыми структурами и проработаем на площадке правительства, устранив этим все удвоения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Наталья Николаевна, скажите, пожалуйста, какие это отдельные категории лиц и какая численность? Правильно, что исключается неработающее трудоспособное население, уже давным-давно пора прекратить их лечить за счёт людей, которые делают такие отчисления. Но всё-таки что это за категории лиц? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Я хочу сказать, что на сегодняшний день регистр застрахованных включает всех людей, которые получили полис обязательного медицинского страхования. Каждый субъект ведёт свой регистр, сегмент своего регистра застрахованных, и сейчас, в нынешних условиях, субъекты самостоятельно работают с силовиками и вычищают оттуда людей, которые в силу закона не подлежат обязательному медицинскому страхованию. У нас таких данных нет, и сказать эмпирически не можем ни мы, ни силовые структуры. Принятие закона нам позволит регистр вычистить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемая Наталья Николаевна, хотел бы задать вопрос немного более широкий, чем предмет данного законопроекта. Зная позицию министра Скворцовой в отношении межведомственного взаимодействия, хотел бы обратить внимание на то, что Фонд социального страхования мог бы меньше денег тратить на выплаты в связи с профзаболеваниями, в связи с получением инвалидности работниками, если бы вовремя получал информацию о каких-либо предпосылках и давал необходимые рекомендации работодателям для перевода сотрудника, например, с вредного производства куда-нибудь в другое место или на другую должность, - таким образом, во-первых, сохранялось бы здоровье гражданина, а во-вторых, экономились бюджетные средства. Вопрос: когда вы наконец с руководителем фонда соцстраха Кигимом сядете и договоритесь, чтобы у вас происходил межведомственный обмен и данные, которыми вы обладаете и которые необходимы ФСС, могли бы более разумно, качественно использоваться и приносить необходимую пользу? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. В рамках работы над ЕГИСЗ в Министерстве здравоохранения у нас сейчас идёт тесное взаимодействие с Фондом социального страхования, для того чтобы решить все вопросы, которые вы назвали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наталья Николаевна, у меня к вам вопрос. Я даже не сомневаюсь в том, о чём сказал председатель комитета, - что вопрос, связанный с учётом иностранных граждан, выбывших с территории Российской Федерации, будет урегулирован, но я обращаю ваше внимание на то, что накануне принятия федерального бюджета, а потом, как следствие, бюджетов регионов ко второму чтению нам необходимо прописать чётко дату вступления в силу будущего закона. Я сейчас её не вижу, а это очень важно. СТАДЧЕНКО Н. Н. Это, безусловно, будет прописано в рамках второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синяговский Владимир Ильич, пожалуйста. СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наталья Николаевна, реализация проекта давно требуется, вы, как практик, это знаете лучше нас. Вопрос: потребуется ли разработка дополнительного программного обеспечения и сколько времени нужно, чтобы эта система заработала на практике? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Дело в том, что единый регистр застрахованных на территории Российской Федерации уже ведётся, есть программное обеспечение. Также во всех силовых ведомствах есть свои информационные программы, ведутся регистры служащих, военнослужащих, сотрудников МВД, поэтому дополнительных расходов не потребуется. Мы будем существовать в рамках бюджетов на содержание, которое предусматривает поддержание этих систем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Нет. Докладчик? Пожалуйста. СТАДЧЕНКО Н. Н. Считаем, что данный законопроект нужно принять в первом чтении. Мы, безусловно, учтём все предложения и замечания и доработаем его в рамках второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учёта в сфере обязательного медицинского страхования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 57 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.