Заседание № 138

27.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 231335-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, и установление видов, условий и форм их обслуживания; внесён депутатами Государственной Думы А. С. Ивановым, С. И. Колесниковым, Г. К. Леонтьевым, а также А. Н. Белоусовым, В. М. Топилиным и В. Н. Плотниковым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5467 по 5807 из 6525
Пункты 18 и 19, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений   
в Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской    
Федерации" и проект федерального закона "О государственных гарантиях            
восстановления и выплаты денежных сбережений граждан Российской Федерации".     
Совет Государственной Думы принял решение рассматривать законопроекты           
одновременно, с одним докладом и с одним содокладом. Доклад по двум             
законопроектам сделает Анатолий Семёнович Иванов. Пожалуйста, Анатолий          
Семёнович.                                                                      
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, как уже было объявлено Любовью Константиновной, я буду       
докладывать сразу по двум законопроектам, внесённым на рассмотрение             
Государственной Думы группой депутатов, в том числе и мною, ещё в августе       
2002 года.                                                                      
                                                                                
К тому времени был принят основной закон - "О восстановлении и защите           
сбережений граждан Российской Федерации" - и четыре федеральных закона в        
рамках реализации основного закона. Для окончательного решения проблемы         
выплаты гражданам их дореформенных сбережений необходимо было принять ещё       
один закон - "О порядке обслуживания целевых долговых обязательств...", -       
который в 1998 году Государственной Думой был принят, но на него было           
наложено вето президента. Сегодня мы его сняли с рассмотрения. В связи с        
возникшей тупиковой ситуацией и был внесён наш первый законопроект, в котором   
предусматривается, что порядок перевода гарантированных сбережений граждан в    
целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы   
их обслуживания устанавливаются не федеральным законом, а Правительством        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
С принятием этого законопроекта могла бы начаться реализация Федерального       
закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" в    
порядке, установленном правительством и, соответственно, приемлемом для него,   
но на принципах, заложенных в этом федеральном законе, то есть в основном       
законе "О восстановлении и защите сбережений граждан...".                       
                                                                                
Второй наш законопроект содержит иную концепцию по сравнению с концепцией,      
предусмотренной в принятых Государственной Думой и указанных мною законах. В    
период с 2000 года по 2003 год мне пришлось основательно заниматься проблемой   
восстановления и выплаты дореформенных сбережений. Мною были направлены         
запросы тогда во все страны СНГ в целях получения информации о решении там      
проблемы дореформенных вкладов. Получил информацию, что только в Украине,       
Белоруссии и Казахстане приняты были законодательные, иные нормативные акты     
по этой проблеме. Нам понравилась из-за её реалистичности идея закона           
Украины, и мы её взяли за основу в своём законопроекте.                         
                                                                                
Смысл её в том, что цена гарантированных сбережений в дореформенный период      
была в несколько раз ниже предусмотренных в принятых законах по причине         
необеспеченности их товарами в полном объёме, то есть на те деньги мало что     
можно было купить. Поэтому граждане, не имея возможности купить товары,         
вынуждены были помещать их на вклады в Сбербанк. По мнению специалистов в       
сфере социальной экономики, уровень обеспеченности товарами денежных средств    
граждан, помещённых на вкладах в Сбербанк России в период до 1 января 1992      
года, составлял примерно 30-35 процентов. Поэтому в нашем законопроекте         
предусматривается восстановление гарантированных сбережений граждан в           
соотношении 1 рубль сбережений по состоянию на 1 марта 1991 года - на 10        
рублей по состоянию на 1 января 2003 года, то есть это в три раза меньше, чем   
предусматривалось принятыми законами.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, с 2002 года прошло уже много лет, многое в стране с тех      
пор изменилось, и в первую очередь социально-экономическое её положение.        
Кроме того, уже несколько лет производятся выплаты в ином порядке по            
сравнению с концепцией, предусмотренной законом "О восстановлении и защите      
сбережений...". В связи с этим согласен с отклонением всех законопроектов о     
дореформенных сбережениях, в том числе и представляемых мною, с учётом          
создания рабочей группы по этой проблеме. И если фракция мне доверит, то        
готов даже в ней работать.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад по двум законопроектам, пункты 18 и 19, сделает Владислав Матусович    
Резник.                                                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, комитет Государственной Думы             
рассмотрел представленные законопроекты, которые были внесены нашими            
коллегами Ивановым, Колесниковым, Леонтьевым, а также Белоусовым, Топилиным,    
Плотниковым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной        
Думы, и отмечает следующее. В соответствии с Федеральным законом от 10 мая №    
73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации"       
порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые          
обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания    
и порядок определения долговой стоимости определяются федеральными законами.    
                                                                                
Первый проект, о котором сейчас доложили, предусматривает установление          
порядка перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые          
обязательства Российской Федерации, их видов, условий и форм их обслуживания    
Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая значимость          
проблемы восстановления и защиты сбережений наших с вами граждан, её решение    
представляется целесообразным осуществлять на уровне федерального закона, что   
обеспечивает участие в принятии решений всех субъектов права законодательной    
инициативы.                                                                     
                                                                                
Второй проект устанавливает обязательства Российской Федерации по               
восстановлению и выплате гарантированных сбережений граждан России. При этом    
восстановление сбережений предусматривается проводить в соотношении 1 рубль     
сбережений по состоянию на 1 марта 1991 года на 10 рублей по состоянию на 1     
января 2003 года. Выплаты предлагается осуществлять в течение десяти лет        
начиная с 1 января 2004 года с ежегодной индексацией в соответствии с           
индексом потребительских цен. Понятно, что часть текста очевидно устарела к     
этому моменту.                                                                  
                                                                                
Тем не менее хотелось бы отметить следующее. По оценкам авторов                 
законопроекта, даже по оценкам авторов, на 1 января 2003 года в соответствии    
с законопроектом сумма долга составляет 3,5 триллиона рублей. Можно             
посчитать, что при среднегодовой инфляции, скажем 12 процентов за последние     
семь лет, к 1 января 2010 года, цифра увеличилась почти до 8 триллионов         
рублей. Учитывая, что оба проекта были внесены 6 августа 2002 года (слишком     
много времени прошло с этого момента), выплатить эти средства - это средства    
огромные, сопоставимые с годовым бюджетом - нельзя.                             
                                                                                
Поэтому комитет не поддержал концепцию данных законопроектов и предлагает их    
отклонить. При этом, естественно, мы заинтересованы в том, чтобы рабочая        
группа сумела подготовить необходимый текст, который будет консенсусным,        
будет принят Думой и решит проблему сбережений граждан.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть два вопроса - у депутата Рохмистрова и у         
депутата Федоткина.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович.                                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к председателю комитета. Вы признали             
необходимость и важность настоящего законопроекта и в то же время говорите,     
что денег у нас нет. Но мне непонятно такое соотношение, ведь здесь же речь     
идёт не о том, чтобы в рамках одного года выплатить, а о выплатах в течение     
десяти лет. Мы не определяем форму выплаты в концепции законопроекта.           
Концепция законопроекта, который рассматривается в первом чтении, - это         
подтверждение обязательств государства и компенсации убытков нашим гражданам,   
которые в своё время этому государству поверили. Поэтому если уж мы             
выплачивали, извините меня, брали на себя обязательства СССР и царской          
России... Я думаю, у нас как-то нелогично получается: мы огромные долги СССР,   
в том числе за ряд союзных республик, погасили, а обязательства перед своими    
гражданами... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Матусович.                          
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Эти аргументы уже звучали при рассмотрении каждого вопроса, и на   
них были даны ответы. Видимо, вас просто в этот момент не было.                 
                                                                                
Я же со своей стороны хочу сказать, что концепция законопроекта не в этом       
заключалась. Государство платит по своим долгам. К сожалению, мало, но даже в   
трёхлетнем бюджете, который сейчас есть, у нас запланировано по 85 миллиардов   
рублей на текущие два года и на третий год - 100 миллиардов рублей. Поэтому     
выплаты идут, концепция законопроекта не в этом. Этот законопроект, к           
сожалению, в настоящий момент утратил свою актуальность и нереален для          
исполнения. И этот, и второй законопроекты комитет предложил отклонить.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Владислав Матусович, вы наверняка знаете и об этом говорили,     
что весь 92-й и 93-й годы Сбербанк России собирал деньги с населения и,         
выдавая документ от имени Сбербанка СССР, оставлял деньги у себя. Государство   
это видело, государство это знало, президент это знал, никто не возражал, все   
были согласны - так почему же сегодня мы снимаем с государства эту              
обязанность? Если это было незаконно, не по-государственному, тогда пресекли    
бы, но раз было по-государственному, были согласны, значит, сегодня нужно       
отвечать.                                                                       
                                                                                
Не вяжется это с вашим предложением эти законы отклонить. Наоборот, надо        
призвать государство вернуть тот долг, те деньги, которые от его имени, в       
общем-то, Сбербанк брал. Народ-то при чём?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Матусович.                          
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Я ещё раз готов повторить, что Сберегательный банк Российской      
Федерации, ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР,            
действовавшие на территории РСФСР, именно вот в этой части... Поэтому не от     
имени Сберегательного банка СССР принимались вклады, речь идёт только о         
РСФСР. Это первое.                                                              
                                                                                
Второе. Сбербанк выплачивает свои долги. Речь идёт об индексации, а             
индексация идёт только за счёт бюджета. Просто никого из нас с вами и граждан   
не устроит, если Сбербанк просто отдаст свои долги, а индексация - это,         
естественно, не долг Сбербанка, а долг государства, и государство выплачивает   
индексацию. Ключевой вопрос заключается именно в том, с каким коэффициентом,    
то есть какая стоимость рубля сейчас, какая стоимость рубля была в те годы,     
то, о чём мы говорили. Но сравнение настолько некорректное, что применять его   
невозможно, потому что мы помним рубль СССР, когда на этот рубль ничего         
купить нельзя было, когда всё было по талонам. Поэтому как расценивать, как     
сравнивать его - тогда и сейчас? Ну, коллеги, что вы...                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владислав Матусович.             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Рохмистров и Гартунг.                               
                                                                                
Пожалуйста, Максим Станиславович.                                               
                                                                                
Включите микрофон депутату Рохмистрову.                                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект. Те           
аргументы, которые приведены от комитета, на наш взгляд, аргументами для        
отклонения законопроекта в первом чтении не являются, так как процент           
индексации, то есть цифры, о которых мы говорим, рассматриваются при втором     
чтении, и для второго чтения можно было бы подготовить, провести                
исследование, что у нас по покупательной способности, какие проценты за это     
время начислялись.                                                              
                                                                                
То, что рубль, положенный в банк двадцать лет назад, должен стать другим,       
это, надеюсь, ни у кого не вызывает сомнений. В этот раз мы такими своими       
действиями показываем, что нашей стране и государству доверять нельзя. Мы       
много слышим историй, когда люди положили деньги в швейцарский, например,       
банк, или в английский, или в американский банк десять, двадцать, тридцать,     
пятьдесят лет назад и получают назад свои деньги с процентами за весь этот      
период времени. А здесь мы говорим нашим собственным гражданам, - которых мы    
агитировали принести эти деньги и положить их в сберкассу, говорили, что        
через какое-то время они получат эти деньги, которые уже приобретут             
добавочную стоимость, - сегодня мы фактически этим людям говорим: ребята, вы    
положили рубль - ну и получите свой рубль назад. Ну, это бесплатное             
кредитование на двадцать лет, и я думаю, что это не совсем правильно, тем       
более, насколько я знаю, долги и России, и СССР, другим государствам мы         
гасили со всеми процентами, и никто нам не прощал эти деньги просто так.        
                                                                                
Мне кажется, что для собственных граждан можно предусмотреть возможность,       
можно провести исследование, установить, может, не 10 рублей, а 8 рублей, это   
посчитают специалисты с учётом покупательной способности или общепринятых       
процентных ставок, чтобы люди не потеряли, а даже получили цивилизованный       
доход. В этом плане, я считаю, в этой части законопроект необходимо             
поддержать, мы только укрепили бы доверие граждан к нашей банковской системе,   
тогда люди пошли бы сберегать деньги в больших количествах, чем это делают      
сейчас, и не в иностранной валюте и не в иностранных банках. Здесь у нас        
появились бы дополнительные аргументы, чтобы, ну, наверное, добровольно         
прекратили вывозить капитал из страны. За последние восемь лет вывоз капитала   
увеличился в пять раз: если восемь лет назад вывоз из страны составлял 25       
миллиардов долларов в год, сейчас он уже зашкаливает за 120 миллиардов          
долларов. Это говорит о том, что люди не верят в долгосрочные перспективы, в    
то, что государство в России готово отвечать по своим обязательствам перед      
своими гражданами. Цель законопроекта не только защитить тех граждан, которые   
попали в эту ситуацию в начале 90-х, но в том числе и укрепить веру людей в     
то, что государство выполнит все обязательства по гарантиям, которые оно дало   
своим гражданам.                                                                
                                                                                
Очень грустно, что настоящий законопроект столько лет провалялся и не           
рассматривался Государственной Думой. Сейчас ставить в упрёк авторам, что       
текст устарел, я считаю по меньшей мере некорректным. Поэтому думаю, что        
возможно было бы его поддержать в первом чтении и доработать ко второму         
чтению, обновить текст, если он действительно устарел за этот период времени,   
получить заключения экспертов, которые скажут, во что должен был превратиться   
этот самый рубль, если бы он лежал, например, в банках Англии, Швейцарии или    
ещё где-то. Сравнивать то, что можно было купить на рубль тогда или сегодня,    
тоже некорректно, потому что были разные курсы в то время. Официальный курс     
рубля советского периода - 66 копеек за доллар, но если взять курс, по          
которому реально этот доллар на чёрном рынке можно было купить, то мы увидим,   
что цена зашкаливала и за 4, и за 5, и за 10 рублей. В начале 90-х всё-таки     
сохранялось два курса, официальный и чёрного рынка, 2 рубля и 160 рублей за     
доллар на чёрном рынке - это, как вы понимаете, две большие разницы. При        
наличии визы для выезда в какую-то капиталистическую страну можно было          
официально получить из расчёта 20 долларов в день, приобрести через банк по     
официальному курсу. А все остальные деньги - пожалуйста, иди на чёрный рынок,   
и покупай эти доллары по 160 рублей. Вот какой взять курс рубля к доллару? По   
покупательной способности тоже разные вопросы возникают.                        
                                                                                
Но даже не в этом дело, а в том, что государство в первую очередь должно        
нести ответственность перед своими гражданами. И пока мы не убедим наших        
граждан, что государство отвечает по своим обязательствам, не наносит ущерб     
собственным гражданам в собственной стране, будет продолжаться вывоз            
капитала, будут люди уезжать из нашей страны. И никогда мы не привлечём         
нормальных, стратегических инвесторов, которые будут заинтересованы             
вкладывать деньги в нашей стране, пока не появится уверенность, что наш         
закон, наше государство защищает людей, частные вклады, частную                 
собственность. Пока такой уверенности нет ни у иностранных граждан, ни, к       
сожалению, у наших граждан.                                                     
                                                                                
Поэтому законопроект, я считаю, необходимо поддержать в первом чтении, а ко     
второму чтению доработать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Гартунг Валерий Карлович от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, по этим законопроектам было много сказано, я не буду         
повторять то, что говорил коллега Рохмистров, многие доводы за принятие этих    
законопроектов он высказал, я их полностью разделяю.                            
                                                                                
Хочу только добавить, что вкладчики, о которых идёт речь, - это прежде всего    
пожилые люди, многих из них, к сожалению, уже нет в живых. И на встречах,       
многочисленных встречах, которые у меня проходили за эти годы с пожилыми        
людьми, они просили: вы примите решение, вы признайте это долгом. Они не        
требуют сразу этих денег, они готовы подождать, пусть они по наследству         
передадут их, пусть эти права перейдут к детям, внукам. В конце концов, если    
у государства нет возможности за десять лет рассчитаться, можно рассчитаться    
и за двадцать, за тридцать лет, это можно как-то по-другому оформить, в виде    
ценных бумаг, например. Но вопрос стоит принципиально - признать это            
внутренним государственным долгом.                                              
                                                                                
Мы, конечно, дорожим своей репутацией на мировых финансовых рынках,             
рассчитываемся по долгам СССР, но со своими пожилыми гражданами, к сожалению,   
мы так и не смогли рассчитаться.                                                
                                                                                
Конечно же, комитет привёл довод, что законопроект устарел, но, уважаемые       
коллеги, за восемь лет любой законопроект устареет. И к сожалению, за эти       
восемь лет комитет не внёс альтернативного предложения, хотя признаёт, что      
проблема актуальная.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует за этот            
законопроект и призывает вас сделать то же самое.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Требуется ли заключительное слово докладчику и содокладчику? Представители      
правительства и президента?.. Нет желающих.                                     
                                                                                
Коллеги, я ставлю на голосование пункт 18 - проект федерального закона "О       
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О восстановлении и         
защите сбережений граждан Российской Федерации". Кто за принятие данного        
законопроекта в первом чтении? Прошу определиться голосованием.                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     78 чел.                                          
Не голосовало                 372 чел.82,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Ставится на голосование пункт 19 - проект федерального закона "О                
государственных гарантиях восстановления и выплаты денежных сбережений          
граждан Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в   
первом чтении? Прошу определиться голосованием.                                 
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              132 чел.29,3%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    133 чел.                                          
Не голосовало                 317 чел.70,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.