Заседание № 112

11.09.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 231281-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение порядка расчёта размера платы за коммунальные услуги).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5604 по 5870 из 6322
Следующий, 13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в   
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".               
                                                                                
Павел Рюрикович Качкаев, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я выполняю поручение            
Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и вашему           
вниманию представляю законопроект № 231281-6, который вводит в Кодекс об        
административных правонарушениях ответственность за некачественное,             
неправильное начисление управляющими компаниями платы за жилищно-коммунальные   
услуги. Законопроект очень короткий, поэтому долго говорить о нём я не буду.    
Я далёк от мысли, что этот законопроект сегодня будет принят, потому что есть   
отрицательные заключения и профильного комитета, и правительства, но тем не     
менее я постараюсь всё-таки убедить вас в том, что этот законопроект несёт в    
себе очень хорошую, здравую идею.                                               
                                                                                
Основная задача, которая отводится правовым гарантиям осуществления             
гражданских прав и обязанностей субъектами жилищных правоотношений в сфере      
предоставления жилищно-коммунальных услуг, - содействовать формированию и       
укреплению правового порядка на рынке жилищно-коммунальных услуг, а именно      
стимулировать оказание качественных и своевременных услуг, способствовать       
начислению и взиманию оптимальной оплаты.                                       
                                                                                
Жилищный кодекс, 354-е и 307-е постановления правительства устанавливают        
порядок расчёта платы за коммунальные услуги, однако в силу крайней             
запутанности и непрозрачности вообще сферы жилищно-коммунального хозяйства -    
то, над чем сегодня в том числе и Государственная Дума работает, - вопрос       
соблюдения управляющими организациями порядка расчёта размера платы за          
коммунальные услуги, мягко говоря, сложный. Управляющие компании очень вольно   
обращаются с расчётом платы за жилищно-коммунальные услуги, начисленная плата   
зачастую не соответствует фактическому потреблению и не подтверждается ни       
тарифами, ни расчётами. Например, когда готовился законопроект по               
саморегулируемым организациям, экспертами были представлены цифры потерь -      
платежей, незаконно начисленных, выведенных из сферы жилищно-коммунального      
хозяйства: это объём где-то на уровне 140-160 миллиардов рублей, в том числе,   
по оценкам экспертов, порядка 7-8 миллиардов - это двойные квитанции,           
приписки и всё остальное. Вот об этом в основном идёт речь, я уж не буду        
говорить о том, что где-то 56 миллиардов - это потери от банкротства            
организаций, потери в сетях. Так вот целью этого законопроекта является         
защита прав граждан на предоставление коммунальных услуг - в частности,         
защита от возможного установления необоснованного размера платы - путём         
установления большой административной ответственности с наложением штрафа на    
должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей и на юридических лиц - в     
размере от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.                                      
                                                                                
Я думаю и Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан           
считает, что это предложение всё-таки позволит нам обезопасить себя в           
какой-то части от тех убытков, которые наносят нам приписки и неправильные      
начисления платежей, которые оцениваются в размере порядка 7-8 миллиардов       
рублей.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет,           
соглашаясь в целом с тем, что имеются проблемы с ценообразованием, с            
исполнением договоров и обязательств по договорам со стороны управляющих        
организаций, а также иных организаций, которые оказывают коммунальные услуги,   
которые оказывают услуги по содержанию и ремонту жилого фонда, тем не менее в   
своём заключении обращает внимание на то, что административная                  
ответственность наступает за нарушение тех или иных норм и правил. В том        
случае, когда взаимные обязательства двух сторон регулируются                   
гражданско-правовым договором, соответственно, должна наступать                 
гражданско-правовая ответственность.                                            
                                                                                
У нас в статье 14.6 Кодекса об административных правонарушениях уже             
предусмотрена ответственность за нарушение порядка ценообразования, если цены   
регулируются государством. В случае если цена - допустим, за обслуживание и     
ремонт - устанавливается фактически собственниками жилья и должен заключаться   
договор (а мы об этом говорим постоянно - говорим, что должно проводиться       
собрание, что должен заключаться договор, что управляющая компания обязана      
ежегодно предоставлять отчёт о том, куда были потрачены средства), то,          
конечно же, всё, что не записано в договоре, управляющая компания не должна,    
извините меня, включать в счета; это, по сути дела, гражданско-правовая         
сделка, которая, вне всякого сомнения, регулируется государством, порядок       
ценообразования договорный. В том случае, если мы говорим о регулируемых        
ценах и тарифах, должна применяться статья 14.6. Для того чтобы не создавать    
правовую коллизию, мы предлагаем данный законопроект отклонить.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Прошу записаться на вопросы.                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Павел Рюрикович, конечно, нарушения в начислении платы за        
коммунальные услуги управляющие компании допускают довольно часто, и с этим,    
несомненно, нужно бороться. По вашему мнению, как вы считаете, мы, как          
законодатели, не должны ли уделить больше внимания развитию механизмов по       
контролю за управляющими компаниями, например раскрытию информации,             
общественному контролю? Нужно активно поощрять собственников жилых помещений.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Дмитрий Иванович, если вы хотите моё мнение             
выслушать, лично моё, то моё мнение совпадает с вашим, и те законопроекты,      
которые сегодня находятся в Государственной Думе, - в частности, законопроект   
о саморегулируемых организациях, законопроект о ГИС ЖКХ - говорят именно об     
этом, поэтому тут я с вами согласен.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу.                              
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, вы согласитесь, что уже двадцать лет размер платы за         
жилищно-коммунальные услуги только растёт, растёт, растёт, ни разу не           
снижался. Уже некоторые отдают большую часть своей пенсии или зарплаты за       
эти услуги - и всё равно тарифы растут. Мы, фракция КПРФ, неоднократно          
требовали, чтобы на уровне правительства рассмотрели, из чего же складываются   
тарифы, от уровня монополий до уровня муниципальных поселений, - может,         
население наше уже платит в два-три раза больше того, что заложено реально в    
эти тарифы ЖКХ? В связи с этим вам вопрос: как вы считаете, не пора ли вообще   
полностью заморозить тарифы на услуги ЖКХ, разобраться, что в них заложено,     
принять меры административного воздействия там, где необъективно заложены       
цены, а потом уже говорить о том, что нужно дальше - увеличивать, держать на    
этом уровне или, может быть, правильнее будет снижать? Как вы относитесь к      
замораживанию тарифов ЖКХ до того, пока мы не разберёмся в финансовой           
составляющей?                                                                   
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, вы какие тарифы имеете в виду,      
вообще все? Дело в том, что ценообразование в системе ЖКХ, и вы не хуже меня,   
а может быть, даже где-то и лучше меня знаете, - это чрезвычайно сложный        
вопрос, мы по нему дискутируем, наверное, в Думе каждого созыва, причём         
каждый год и во время каждой сессии, и сказать о том, чтобы заморозить          
тарифы... А каким образом заморозить? Что вы имеете в виду? Мне достаточно      
сложно ответить на этот вопрос с точки зрения рациональной, а не                
эмоционально-популистской.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Павлович Таскаев.                                                      
                                                                                
СОБОЛЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Депутат Соболев по карточке Таскаева.                                           
                                                                                
Добрый вечер! К огромному сожалению фракции ЛДПР, очень мало инициатив с        
мест, из субъектов, мы, Государственная Дума, принимаем. Здесь, я считаю, как   
раз та инициатива, которую фракция ЛДПР поддержит, и всех хотел бы попросить    
тоже поддержать, и вот по какой причине. Прошла избирательная кампания, все     
мы были в субъектах и знаем: вопросы ЖКХ везде сейчас стоят на первом месте,    
потому что можно долго смотреть и рассказывать, как летают ракеты в космос,     
как бороздят океаны наши прекрасные корабли, обсуждать проблемы Сирии, - всё    
это очень важно, но платёжки, которые могут быть необъективными, мы получаем    
каждый месяц. Вот давайте посмотрим пояснительную записку - там сказано, что    
жилищные инспекции Башкортостана только в одном многоквартирном доме нашли      
излишки на 27 тысяч рублей! А сколько всего домов в Башкортостане? А сколько    
таких домов в Российской Федерации?!                                            
                                                                                
Если мы считаем, что, может быть, штраф здесь излишняя мера либо ещё какой-то   
момент не устраивает, давайте примем в первом чтении и будем дальше             
дорабатывать, но фракция ЛДПР эту инициативу поддерживает, потому что такого    
беспредела в жилищно-коммунальной сфере, какой творят эти управляющие           
компании... Когда мы приезжаем в города, тысячи людей нам говорят, что не       
могут получить хоть сколько-нибудь объективную информацию, поэтому мы должны    
этот вопрос поднимать, решать, наказывать виновных и защищать наших             
избирателей.                                                                    
                                                                                
Фракция ЛДПР эту инициативу поддержит.                                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна.                                
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной         
политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Уважаемый Виктор Васильевич, вот единственное, с чем я могу согласиться в       
вашем выступлении, это то, что действительно проблемы ЖКХ и проблема оплаты     
жилищно-коммунальных услуг - первая тема, которая звучит не только в            
избирательной кампании, но и буквально ежедневно при любых встречах с           
гражданами, но хочу обратить ваше внимание, во-первых, а также Дмитрия          
Фёдоровича Вяткина на то, что речь не идёт о договорных отношениях, речь идёт   
только и исключительно о коммунальных услугах, то есть речь идёт о              
государственном регулировании. Субъекты Федерации, региональные                 
энергетические комиссии у нас устанавливают тарифы, этот же уровень власти      
отвечает за нормативы, и поэтому в основном такие нарушения возникают тогда,    
когда необоснованные претензии предъявляет ресурсоснабжающая организация,       
особенно когда нет общедомовых счётчиков и расчёт идёт по методикам. В итоге    
это приводит к банкротству тех самых управляющих организаций, которые только    
ленивый сейчас не ругает, они у нас крайние.                                    
                                                                                
Обращаю внимание на формулировку в проекте закона: речь здесь идёт не только    
об управляющих организациях, у которых хоть какая-то прибыль бывает, здесь      
речь идёт о жилищно-строительных кооперативах, о товариществах собственников    
жилья. Я задаю вам вопрос, уважаемые коллеги: кто это? Это мы. Обратите         
внимание, какой штраф будет наложен, если какой-то бабушке неправильно с        
подачи ресурсоснабжающей организации предъявили платёжку по плате, например,    
за тепло, или за воду, или за какую-то другую коммунальную услугу: для          
юридических лиц - послушайте! - от 800 тысяч до 1 миллиона рублей, - значит,    
заплатят все! Мы думаем об этом, мы о последствиях думаем?! Совершенно          
недопустимые вещи, и нельзя такие нормы вводить в Кодекс об административных    
правонарушениях, потому что мы сами будем платить за это! В каждом конкретном   
случае надо разбираться, надо решать в судебном порядке - мне известны такие    
прецеденты, когда выигрывают суды те же председатели ТСЖ и ЖСК, к сожалению,    
реже управляющие организации у ресурсоснабжающих организаций за                 
необоснованные начисления. Нельзя вот так вот выпарывать самих себя,            
понимаете?!                                                                     
                                                                                
Категорически против того, чтобы здесь вводилась административная               
ответственность и налагались штрафы на юридических лиц от 800 тысяч до 1        
миллиона рублей - на жилищно-строительные кооперативы, на товарищества          
собственников жилья и, в конце концов, на управляющие организации, потому что   
они других денег не имеют, кроме тех, которые мы платим. Я предлагаю этот       
законопроект не поддерживать.                                                   
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", в целом признавая актуальность рассматриваемой проблемы, не    
поддерживает концепцию данного законопроекта, устанавливающего                  
административную ответственность за нарушение порядка расчёта и внесения        
платы за коммунальные услуги, поскольку статья 14.6 кодекса уже определяет      
ответственность за нарушение порядка расчёта размера платы за коммунальные      
услуги и дополнение кодекса новой статьёй 7.23-2 может нарушить принцип         
правовой определённости нормативного акта, так как на основании части 5         
статьи 4.1 кодекса никто не может нести административную ответственность        
дважды за одно и то же административное правонарушение. Вместе с тем в          
предлагаемой законопроектом редакции сужен круг лиц, ответственных за           
нарушение порядка расчёта платы за коммунальные услуги.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Рюрикович, будете ещё раз выступать? Нет.                                 
                                                                                
Дмитрий Фёдорович? Тоже нет.                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за               87 чел.19,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.