Заседание № 178
08.09.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 230693-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2046 по 2320 из 5740
Мы можем рассмотреть 7-й вопрос порядка работы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я довожу ещё раз до вашего сведения, что поручено нашей комиссии, которую возглавляет Райков Геннадий Иванович, рассмотреть этот вопрос и вынести своё решение на заседание пленарное. Мы поручили уже, у нас есть соответствующая процедура. 7-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов". Доклад представителя Новгородской областной Думы. Новгородская областная Дума просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ивана Яковлевича Мосякина. Пожалуйста. МОСЯКИН И. Я., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внести изменения в пять федеральных законов и Налоговый кодекс с целью улучшения социальной защиты инвалидов. Комитет по труду и социальной политике рассмотрел в установленном порядке законопроект и принял решение не поддерживать его в представленной редакции по следующим причинам. Первое. Многие предлагаемые законопроектом нормы дублируют нормы действующего законодательства или вступают с ними в противоречие. Законопроектом предлагается внести в статью 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" изменения, предусматривающие расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов. В то же время Федеральным законом от 31 декабря 2005 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" уже предусмотрены аналогичные предлагаемым нормы, устанавливающие участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов путём принятия законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов. Кроме того, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной защиты для инвалидов за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Предлагаемое дополнение пункта 4 статьи 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" положением об индексации размера ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) одновременно с базовой частью трудовой пенсии является излишним, поскольку порядок индексации этим пунктом уже определён. Реализация же положения законопроекта по установлению размера базовой части пенсии по инвалидности в зависимости от группы инвалидности (пункт 4 статьи 5) приведёт к снижению его в два раза. Предлагаемые законопроектом положения о налоговых льготах, как указано в заключении Правового управления (и комитет с этим согласен), дублируют нормы Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, включение указанных норм в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является некорректным, на наш взгляд, поскольку данный федеральный закон не входит в систему законодательства о налогах и сборах. Второе. Реализация отдельных положений законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, однако расчётов финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит, к сожалению. Например, предлагаемое изменение статьи 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в части предоставления компенсации в размере 50 процентов страховой премии всем гражданам (я подчёркиваю), которые самостоятельно приобрели и переоборудовали транспортное средство для использования инвалидом, а также для перевозки инвалидов, приведёт к значительному расширению круга лиц, имеющих право на данную компенсацию. Выплата компенсаций за счёт федерального бюджета осуществляется сегодня только инвалидам, получившим транспортное средство через органы социальной защиты населения. Законопроектом предлагается включить в перечень технических средств реабилитации инвалидов средства для передвижения, включая и транспортные средства с ручным управлением, что приведёт к необходимости увеличения средств, расходуемых из федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Законопроектом предусматривается вместе с этим дополнить ряд статей Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" понятием "иные средства реабилитации". В то же время отсутствие в законопроекте чёткого определения данного понятия может привести к произвольному расширению перечня средств реабилитации инвалидов. Имеется и ряд других замечаний по законопроекту, отмеченных в заключении комитета на представленный законопроект. Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект. На законопроект поступил тридцать один отзыв от законодательных и представительных органов государственной власти субъектов Федерации, из них двадцать пять положительных, два отрицательных, четыре с замечаниями. А от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации большинство отзывов отрицательные. Профильный Комитет Совета Федерации по социальной политике указывает на необходимость доработки этого законопроекта. Комитет Государственной Думы по охране здоровья, являющийся комитетом-соисполнителем, считает, что законопроект нуждается в доработке и в представленном виде не может быть принят Государственной Думой. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении отмечает, что многие предлагаемые законопроектом нормы дублируют нормы действующего законодательства, вступают с ними в противоречие, что законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе представленный законопроект в предложенном варианте отклонить в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к Ивану Яковлевичу? Будут. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Иван Яковлевич, как вы понимаете, меня в этом законе больше всего волнует проблема, связанная с группами инвалидности и степенями ограничения трудоспособности. Если можно, проясните, пожалуйста, позицию Комитета по труду и социальной политике по этому вопросу. Спасибо. МОСЯКИН И. Я. Уважаемый Олег Николаевич, наши коллеги знают, насколько чётко и последовательно вы отстаиваете, как и абсолютное большинство, все мы, депутаты Государственной Думы, интересы инвалидов в стране. Этот законопроект не касается данного вопроса. Вместе с тем вы хорошо знаете, что при рассмотрении инициативы новгородцев комитет поддержал их предложение об установлении размеров ЕДВ в зависимости от группы инвалидности. Мы разделяем положение о расширении мотиваций, причин для бесплатного проезда инвалидов на бесплатное лечение туда и обратно. Есть ещё ряд других вопросов. Комитет готов к сотрудничеству, и наши новгородские коллеги знают, и вы знаете, что мы готовы в установленном Регламентом Государственной Думы порядке эти вопросы рассматривать и обсуждать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Иван Яковлевич, ответьте, пожалуйста, в вашем выступлении, на мой взгляд, прозвучало противоречие. Вы говорите, что по законопроекту, если будет принята индексация базовой части пенсии по инвалидности, то это снизит её в два раза. Как это вы можете доказать? МОСЯКИН И. Я. Возьмите все материалы, которые представлены к этому законопроекту. Там и заключение правительства, и заключение Правового управления, и заключения всех профильных комитетов с серьёзной мотивацией. Я могу их зачитать, но нет необходимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли ещё вопросы? Нет. Присаживайтесь, Иван Яковлевич, спасибо. Есть ли желающие выступить? Я думаю, надо записаться тогда. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Девять человек записались. Есть предложение: дать слово от фракций. Да? От КПРФ - Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Конечно, законопроект, который мы сегодня рассматриваем, юридически несовершенен, конечно, есть вопросы, которые уже решены законодательством, о чём нам говорил уважаемый Иван Яковлевич. И тем не менее я хочу просить вас поддержать этот законопроект и остановлюсь только на одной проблеме, которую я в нём считаю центральной. Это всё та же известная вам проблема замены пенсионирования и социальной поддержки по группам инвалидности соответственно пенсионированием и социальной поддержкой по степеням утраты трудоспособности. Коллеги, если есть терпение, чуть-чуть послушайте, я просто расскажу, это важная проблема, она касается нескольких миллионов человек. Я начну с того, что впервые переход к пенсионированию по степеням утраты трудоспособности был произведён в пенсионном законе. С 2002 года закон вступил в действие. Тогда мы пытались объяснить нашим коллегам, что это ошибочная точка зрения, и сейчас я тоже так думаю, но тогда по крайней мере у наших коллег из правительства и профильного комитета была своя логика: пенсия компенсирует утраченный заработок, поэтому пенсию мы должны устанавливать в зависимости от степени утраты трудоспособности. Далее последовал 122-й закон. Проблема групп инвалидности и степеней утраты трудоспособности никакого отношения к его предмету не имела, даже близко, как говорят, даже рядом не лежала, и тем не менее через 122-й закон была проведена позиция о том, что и социальная поддержка должна оказываться по степеням утраты трудоспособности. Теперь Иван Яковлевич фактически от имени комитета признал эту позицию ошибочной, что нас радует, но представляется недостаточным. Я напомню, в чём дело, коллеги. Группа инвалидности - понятие медицинское и вполне объективное. Зрение ноль процентов - одна группа инвалидности, несколько процентов зрения - другая группа инвалидности, двух ног нет - одна группа инвалидности, одной ноги нет - другая группа инвалидности. Всё более или менее понятно. Попробуйте определить, что такое степень ограничения трудоспособности. Как вы определите степень ограничения трудоспособности у Николая Островского? С медицинской точки зрения - самая высокая, с человеческой точки зрения - работал лучше большинства, наверное, здоровых людей. К чему приводит существующая практика? Я просто приведу вам несколько примеров. Курган. Тотально слепая девочка заканчивает школу. Ей дают вторую степень ограничения трудоспособности, а не третью, то есть среднюю, а не самую высокую. Мотивировка учреждения медико-социальной экспертизы такая: у вас где-то есть предприятие, ты там можешь работать. На этом предприятии в "проклятую" эпоху застоя работало более трёхсот инвалидов, в то время, когда я там был, там работало двенадцать инвалидов. Санкт-Петербург. Тотально слепая девушка заканчивает школу, поступает в высшее учебное заведение. Теперь уже стандартно: при первой группе инвалидности ей дают вторую степень утраты трудоспособности, после чего ей дают путёвку в санаторий, но при этом не дают сопровождающего, поскольку сопровождающий при второй степени утраты трудоспособности уже не положен. Противоречие. Наконец, Москва. Парень заканчивает школу. В соответствии с приказом минсоцздрава от 22 августа прошлого года, как считает учреждение медико-социальной экспертизы, ему тоже дают вторую степень утраты трудоспособности и при этом говорят, что учиться он должен только в специальном вузе, а специального вуза, связанного с его специальностью, просто-напросто не существует. Между прочим, недавно на одних слушаниях инвалиды мне приводили пример. Леонардо да Винчи, который имел детский церебральный паралич, при таком подходе не имел бы возможности получить художественное образование в неспециальном вузе. Сорок пять тысяч семьсот инвалидов, по официальным данным, с 1 января прошлого года по февраль текущего не получили никакой степени утраты трудоспособности - нулевая степень утраты трудоспособности. Это что означает? Вот тебе 500 рублей, и ни в чём себе не отказывай. Помимо всего прочего я хочу обратить внимание, уважаемые коллеги, которые считают себя рыночниками, на то, что это положение явно дестимулирует реабилитацию инвалидов. В более выгодной позиции оказываются не те, кто пытается работать, заниматься спортом, физкультурой и так далее, а те, кто, наоборот, по каким-то причинам не хочет или не может себя реабилитировать. Вместе с тем в заключении правительства есть реальная проблема. Эта реальная проблема касается интересов старшего поколения. Дело в том, что, когда ввели степени утраты трудоспособности, поначалу оказалось, что людей с третьей степенью утраты трудоспособности больше, чем людей с первой группой инвалидности. То есть людям пожилым при второй группе инвалидности стали в основном давать третью степень утраты трудоспособности. Однако данные, которые были получены мною в ответ на протокольное поручение, показывают, что эта тенденция снижается, и с сентября 2005-го по февраль 2006 года процент таких, кому дали при второй группе инвалидности третью степень трудоспособности, сокращается. Расскажу вам последнюю историю, про омскую бабушку семидесяти восьми лет, которая, решив воспользоваться моментом, пришла в учреждение медико-социальной экспертизы, - я эту историю рассказывал Председателю Правительства Российской Федерации, вице-премьеру и Михаилу Юрьевичу Зурабову - и ей, бабушке семидесяти восьми лет, сказали: нет, третью степень утраты трудоспособности не дадим, потому что ты можешь работать в ограниченных пределах в офисе. Короче, законопроект в его нынешней формулировке явно бьёт по наиболее активной части инвалидов, которые стремятся реабилитироваться. Я думаю, что при втором чтении нужно было бы внести поправку, которая бы сохраняла более высокий уровень пенсий для тех, кто их уже получил по степени утраты трудоспособности. И тогда все проблемы были бы решены. И последнее, уважаемые коллеги. Я должен просто доложить, что в кругах инвалидов растёт недовольство существующим законом, уже создана организация "Наше право", это молодые люди, работающие, как правило интернетчики. Пока официальные общественные организации инвалидов сдерживают это движение, но первая акция протеста уже прошла в мае текущего года. Я боюсь, что, если мы проблему не будем решать, мы сами спровоцируем социальное напряжение в стране. Я прошу поддержать законопроект в первом чтении и внести в него поправку, о которой я говорил, ко второму чтению. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3870 по 4014 из 5740
Уважаемые коллеги, мы прервали обсуждение пункта 7 повестки дня. У нас выступил представитель фракции КПРФ, представитель фракции ЛДПР не записывался. От фракции "Единая Россия" - депутат Оськина Вера Егоровна, пожалуйста. С места или с трибуны? Пожалуйста, как хотите, это ваше право. ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, в своём выступлении я постараюсь акцентировать ваше внимание на следующих моментах, которые, возможно, когда выступал основной докладчик от комитета Иван Яковлевич Мосякин, вы, разговаривая, не услышали, возможно, отвлеклись на что-то более важное, чем обсуждение данного законопроекта. Предлагаемые законопроектом нормы дублируют нормы действующего законодательства или вступают с ними в противоречие. В Федеральном законе № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" уже предусмотрена норма, устанавливающая участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов путём принятия законов, разработки, утверждения и реализации региональных программ. Кроме того, 131-й федеральный закон предоставляет право органам государственной власти устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной защиты инвалидов за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Предлагаемое дополнение пункта 4 статьи 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" положением об индексации ежемесячной денежной выплаты одновременно с базовой частью трудовой пенсии является излишним, поскольку порядок индексации уже определён. И по выступлению Олега Николаевича Смолина, которого, к сожалению, в зале я не вижу. С его выступлением я категорически не согласна. При совершенствовании пенсионного законодательства действительно было введено новое понятие "степень утраты трудоспособности". Однако, Олег Николаевич, ранее установленные группы инвалидности не подлежали пересмотру. Степень утраты трудоспособности устанавливалась МСЭК только при новом обследовании. Чтобы не было очередей, был установлен мораторий на переходный период с 2002 по 2004 год, в связи с чем степени утраты трудоспособности не пересматривались и не переименовывались. Поэтому бабушки, о которых здесь говорил Олег Николаевич, восьмидесяти четырёх или семидесяти лет не находились в очередях и не могли находиться в очередях. И в заключение своего выступления хочу подчеркнуть, что наша фракция "Единая Россия" постоянно взаимодействует с Комитетом по труду и социальной политике в работе над совершенствованием законодательства в части усиления социальной защиты инвалидов. В комитете в настоящее время на рассмотрении находятся законопроекты, направленные на усиление социальной защиты инвалидов, в том числе в части квотирования рабочих мест для инвалидов, предоставления льгот по оплате жилого помещения независимо от его вида, а также предоставления им средства передвижения в виде автомобиля "Ока". При подготовке федерального бюджета комитет, в том числе, естественно, члены нашей фракции, и фракция будут отстаивать необходимость увеличения финансовых средств на оказание помощи общественным организациям инвалидов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, другие фракции не записались. Прошу прощения... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я знаю, что вы Бадалов, я поднимаю список записавшихся - вашей фамилии здесь нет. Уважаемые коллеги, мне секретариат передал список записавшихся, здесь девять человек, фамилия Бадалов здесь не значится. Я могу вам дать слово, но только тогда не опровергайте мои слова о том, что в списке записавшихся вас нет. Пожалуйста, включите микрофон депутату Бадалову от фракции "Родина". БАДАЛОВ Р. М., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Для регламентной группы: я нажимал клавишу и напоминаю, что было девять записавшихся, это в стенограмме должно быть зафиксировано. Потом было принято решение выступать от фракций. В данном случае я постараюсь очень коротко, потому что Олег Николаевич Смолин очень ярко и правильно всё сказал, и я, безусловно, его поддерживаю, это меня избавляет от необходимости перечислять всю вакханалию, которая была порождена введением степеней утраты трудоспособности параллельно группам инвалидности, точнее, в зеркальном отображении, причём не в полном, потому что там первая, вторая, третья, а здесь - третья, вторая, первая. И самое главное, что это было введено не случайно, как мы при обсуждении говорили, а, я думаю, намеренно, потому что сегодня при переосвидетельствовании, при пересечении этих всех положений фактически людям уменьшают степень утраты трудоспособности. При первой группе инвалидности - примеры приводились - дают вторую степень утраты трудоспособности, соответственно уменьшая выплаты. И наши новгородские коллеги, которые подняли эту тему сегодня, совершенно правильно делают. Просто сегодня ветераны-инвалиды пока не разобрались, что их очередной раз кинули при такой реструктуризации социальной сферы. Когда до конца поймут, что вот это ступенчато идёт и растянуто во времени, то эти люди, безусловно, будут на улице. Поэтому эту проблему нужно решать, чтобы не допустить в нашей стране социальных конфликтов. Ещё раз говорю, Олег Николаевич Смолин очень компетентно эту часть отразил. Концепция данного законопроекта, который нам предлагают, сводится к тому, что решение большей части социальных проблем готовы взять на себя регионы, и они просят, чтобы мы разрешили им это отражать в региональных бюджетах, что нужно, безусловно, сделать. Есть варианты решения проблем, которые они пытаются разрешить в законопроекте, авторы обосновали свои предложения. Действительно, это сегодня законодательно не закреплено в действующих нормативных актах. Наши коллеги говорят, что никто не запрещал. Да, безусловно, но никто и не разрешал, не давал это в законодательной базе. И я считаю, что здесь должно быть положительное решение, что это должно быть или может быть учтено, а не так: хотите - учитывайте, не хотите - не учитывайте в законодательстве субъектов Федерации. Ряд справедливых замечаний, которые отражены в заключении правительства и заключении комитета, вполне могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. Поэтому фракция "Родина" считает, да и логика подтверждает, что этот законопроект надо рассматривать и дорабатывать и что социальную защиту ветеранов и инвалидов (а это одна из самых незащищённых категорий лиц) надо повышать, потому что она не на должном уровне. Фракция голосует за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, больше нет записавшихся на выступления. Есть ли желание высказаться у представителя президента? У представителя правительства? У докладчика есть желание выступить с заключительным словом? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов", первое чтение. Мнение комитета - против, вы слышали его. Пожалуйста, включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 30 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.