Заседание № 85

14.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 230595-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования мер противодействия терроризму".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 940 по 1126 из 7490
Переходим к 3-му вопросу повестки дня. Проект федерального закона "О внесении   
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования     
мер противодействия терроризму".                                                
                                                                                
Пожалуйста, Отари Ионович Аршба.                                                
                                                                                
АРШБА О. И. Уважаемые коллеги, мы обсуждали эту тему в разных вариантах, в      
том числе то, что предложил наш друг, коллега и боевой товарищ Шхагошев и что   
поддержало более 30 наших коллег, знающих эту проблему не понаслышке, в том     
числе ваш покорный слуга: усиление ответственности за терроризм особой группы   
лиц - вербовщиков. Я напомню одну простую вещь: террорист-смертник может        
совершить террористический акт, погибнут сотни, иногда тысячи людей, но         
вербовщик воспроизводит таких смертников, как в инкубаторе, и эти люди могут    
принести десятки тысяч смертей. Выделение этой категории лиц и усиление         
ответственности этих лиц просто необходимая мера на сегодняшний день. Вы        
знаете, что будет переток разгромленных террористов из горячих точек, они       
будут плодиться, аки котята по весне, поэтому данная мера необходима, и я       
прошу поддержать законопроект в третьем чтении.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Отари Ионович, можете присаживаться.             
                                                                                
По мотивам от фракции есть желающие выступить? Есть.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Идти дольше, три минуты всего выступление...                                    
                                                                                
Это правильная поправка - изменение статей 205-1 и 205-2, - но надо,            
наверное, расширить понятие "терроризм". Вот на Украине террор против           
русских, убито уже 10 тысяч, а считают, что они выступили якобы против          
"революции достоинства". Значит, "революция достоинства" - это когда снайперы   
расстреливают на улице, на площади. Это ведь тоже террор, это тоже должно так   
расцениваться! И на Кавказ к нам приезжали террористы-снайперы, украинские и    
из Прибалтики, и на Северном Кавказе они были, и на Южном, сейчас вот на        
Украине.                                                                        
                                                                                
Нужно расширить понятие "терроризм". Березовский в своё время призывал          
перехватить власть в нашей стране - надо, чтобы такое тоже под эту статью       
подпадало, надо расширить, чтобы подпадали любые призывы к свержению            
действующей власти незаконным путём. Любая революция, всё, что связано с        
насилием, с участием вооружённых лиц, групп, должно подпадать под статьи        
Уголовного кодекса, за это должно быть пожизненное лишение свободы. Может       
быть, нам отдельный закон принять о тех, кто оправдывает массовый террор,       
который в нашей стране был в своё время? До сих пор же оправдывают, говорят:    
да немножко, там, полтора миллиона всего расстреляли... Или призыв войну        
империалистическую превратить в войну гражданскую - это же был прямой призыв    
к насилию! В царском Уголовном кодексе таких статей не было, хотя прокуроры     
возбуждали уголовные дела, но не успели...                                      
                                                                                
Шире надо сделать! Мы по частям делаем, а ведь кое-кто и сегодня... Вот у нас   
был Мальцев, "Артподготовка": прямой призыв к насильственному свержению         
строя, он хотел революцию у нас осуществить 5 ноября. И он не видел статьи,     
что даже за его призыв, когда он говорил: революция будет 5 ноября... Я с ним   
на дебатах встречался за год до этого... Но его никто не арестовал, он сбежал   
только тогда, когда начались реальные аресты его боевиков, вышедших на улицы    
Москвы. А если бы тогда за публичный призыв на всю страну, что будет            
революция у нас 5 ноября, насильственная, его арестовали, может быть, не        
вышли бы эти 400 молодых людей. Они теперь в тюрьме будут сидеть, а он гуляет   
по Парижу!                                                                      
                                                                                
Вот я думаю, что наш комитет должен поработать и расширить толкование этой      
статьи, учесть и любые оправдания террора в прошлом, и любые призывы к любой    
революции. Слово "революция" должно быть под запретом, её не только             
праздновать нельзя, но и должно быть уголовное наказание! И может быть,         
отдельный закон нужно принять, как вот есть ответственность за непризнание      
холокоста. Кстати, у русских тоже был холокост, но закона нет. Любые            
оправдания любой революции в прошлом должны быть уголовно наказуемы, то есть    
должны действовать законы. Оценки могут быть разные, пусть дома на кухне всё,   
что угодно, говорят... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рыжак Николай Иванович от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Три минуты - но такой         
важный вопрос, что хочется смотреть вам в глаза и вы должны видеть человека,    
который выступает с оценкой этих предложений.                                   
                                                                                
Мне кажется, что Россия оказалась в эпицентре вот этого страшного зла,          
страшного вызова XXI века, и, как поётся в песне, мы слишком долго отступали.   
А в этом вопросе отступление смерти подобно! Я не хотел бы драматизировать      
вопрос, тем не менее вербовщик - это слишком узко. Владимир Вольфович здесь     
прав, надо расширить толкование. Есть организаторы, у которых чёткое            
субъективное представление об этих преступлениях: они чётко представляют        
конечные цели, они понимают масштабы разрушения, они отдают себе отчёт в том,   
к чему призывают, к каким целям ведут, организуя эти преступления против        
человечества.                                                                   
                                                                                
Вспомним трагедию в небе над Синайским полуостровом. Тогда партия               
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" совершенно справедливо ставила вопрос о том, что надо     
дополнить наше уголовное законодательство - ввести, возможно, смертную казнь.   
Это не значит, что мы снимаем мораторий, но в уголовном законодательстве        
соответствующие статьи должны присутствовать, и эти злые гении должны           
отчётливо понимать, что их ждёт неминуемое суровое наказание.                   
                                                                                
Мне кажется, настало время нам сейчас возвысить свой голос, и Россия должна и   
здесь понимать, что она отвечает не только за себя - это вызов всему            
человечеству, а мы никогда не прятались за спины, мы всегда выступали за        
интересы всех людей, прогрессивных людей! Я считаю, что надо расширить          
толкование, поддерживаю эту инициативу, и, возможно, надо доработать            
соответствующие статьи - несколько, комплекс статей.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грибов Александр Сергеевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! 12 декабря, то есть два дня   
назад, состоялось заседание Национального антитеррористического комитета, на    
котором итоги работы представлял директор ФСБ Александр Бортников. Я хотел бы   
обратить внимание на несколько цифр, которые подтверждают, что мы движемся в    
правильном направлении. В течение года было выявлено 56 законспирированных      
террористических ячеек. Мы прекрасно понимаем, что речь идёт о так называемых   
спящих формах террористических организаций, которые потенциально представляют   
собой огромную угрозу для общественной безопасности, для безопасности страны.   
Поэтому и та работа, которая проводится и направлена именно на пресечение       
деятельности вербовщиков, и то её законодательное воплощение, которое сегодня   
рассматривает и поддерживает Государственная Дума, - это правильный шаг. Это    
первое.                                                                         
                                                                                
Второй момент. Было выявлено и заблокировано более 2 тысяч сайтов, содержащих   
противоправный контент, целью которых является склонение к совершению           
преступления, формирование идеального образа того, кто встаёт на путь           
террористической атаки.                                                         
                                                                                
В связи с этим мы с Адальби Люлевичем подготовили поправки к законопроекту,     
который вы поддержали во втором чтении, о введении понятия пропаганды           
терроризма и об установлении особой ответственности за осуществление этой       
деятельности посредством СМИ и Интернета.                                       
                                                                                
Кроме того, эксперты высказали мнение, что необходимо не только устанавливать   
жёсткие санкции, но и вести профилактическую работу. Коллеги, я напомню - я     
сам непосредственно этим занимался в регионе, будучи заместителем               
губернатора, - что с 2012 года при поддержке администрации президента           
реализуется комплексная программа гармонизации как межнациональных отношений,   
так и взаимодействия с религиозными конфессиями. Введена специальная            
ответственность для заместителя главы субъекта и заместителей глав              
муниципальных образований, которые должны как раз выявлять потенциальную        
опасность - с этой трибуны звучали фразы, что среди причин терроризма есть и    
экономические причины, и социальные причины, - должны работать в этой среде и   
понимать, где может быть потенциальная угроза.                                  
                                                                                
Закончить хочу также примером, который привёл директор ФСБ: удалось             
предотвратить вот сам факт того, что люди хотели встать на этот путь, то есть   
изменить их понимание, взгляды. Это тоже такая комплексная работа, которую      
должны проводить все органы.                                                    
                                                                                
Хочу поблагодарить все фракции, всех, кто работал над поправками, это очень     
важное и нужное дело. Мы будем голосовать за.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении           
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования     
мер противодействия терроризму", 3-й вопрос повестки дня.                       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                

Заседание № 83

08.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 230595-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования мер противодействия терроризму" (принят в первом чтении 16 ноября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статью 205-1 Уголовного кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1799 по 1847 из 6205
Переходим к 12-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях              
совершенствования мер противодействия терроризму". Доклад Виктора Витальевича   
Пинского.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Витальевич.                                                  
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К данному       
законопроекту поступило пять поправок, комитет рекомендует их к принятию.       
Комитет просит утвердить таблицу поправок и принять данный проект закона во     
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По таблице поправок № 1 есть замечания, коллеги? Нет.     
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным        
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования мер             
противодействия терроризму", вопрос 12 повестки дня.                            
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               
                                                                                

Заседание № 77

16.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 230595-7 "О внесении изменений в статью 205-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за вовлечение в организацию и финансирование преступлений террористического характера).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2802 по 3332 из 8187
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 205-1    
Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад Адальби Люлевича Шхагошева.    
                                                                                
Пожалуйста, Адальби Люлевич.                                                    
                                                                                
ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Экстремизм, терроризм, его    
пропаганда, вовлечение в террористические организации, связь с международными   
террористическими организациями - это самый сильный, ударный вызов и самая      
большая угроза национальной безопасности нашей страны, да и, собственно         
говоря, любой страны. Противодействие этой угрозе и есть суть нашего            
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Мы предлагаем внести изменения в статью 205-1 Уголовного кодекса Российской     
Федерации и выделяем из части первой статьи 205-1 следующие преступления        
террористического характера: организация террористического сообщества,          
организация террористической деятельности, угон транспорта с целью              
осуществления террористического акта, захват заложника, который повлёк смерть   
человека. За склонение, вербовку и вовлечение в эти преступления мы             
предлагаем наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет или вплоть   
до пожизненного лишения свободы, а за склонение, вербовку, вовлечение с         
использованием служебного положения - до 20 лет со штрафом в размере до 1       
миллиона рублей либо также пожизненное заключение.                              
                                                                                
Конечно, мы предусматриваем достаточно жёсткое наказание, но, естественно,      
когда приводили свои аргументы, доводы, обсуждали внутри фракции эту            
инициативу, мы вспоминали последствия террористических актов, когда погибали    
дети, женщины, старики, когда один террористический акт уносил сразу десятки,   
а то и сотни жизней, и, конечно, весы склонились к тому, что на самом деле      
это абсолютно разумный срок для тех, кто занимается вербовкой.                  
                                                                                
Очень важно отметить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вносит этот законопроект на   
рассмотрение именно сейчас, потому что в Сирии международные террористические   
организации, в том числе "ИГИЛ", "Аль-Каиду" и другие международные             
террористические организации, понесли серьёзнейшие потери, которые выражаются   
в самых разных цифрах - от 60 тысяч до 100 тысяч человек, и, естественно,       
перед международными террористическими организациями сейчас стоит глобальная    
задача, глобальный проект - воспроизвести боевиков, завербовать новых людей     
как во внутренние ячейки в отдельных странах, так и в международные             
террористические организации. Без всякого сомнения, такая операция будет        
осуществляться. Об этом говорят данные специальных служб, да и, честно          
говоря, логика, дорогие друзья, потому что сегодня международный терроризм      
финансируется целыми государствами, финансовыми институтами, и с деньгами у     
них всё в порядке.                                                              
                                                                                
Естественно, террористы, которые не были уничтожены, убиты в Сирии,             
вернувшись к себе на родину, будут заниматься вербовочной деятельностью и       
подготовкой террористических актов - это очевидный факт, об этом говорит        
статистика правоохранительных органов, статистика уголовных дел: сейчас более   
5 тысяч человек у нас - я хочу, чтобы вы обратили внимание на эту цифру, -      
арестованы по подозрению в совершении именно террористических преступлений.     
                                                                                
Без всякого сомнения можно сказать, что сегодня вербовщик является главным      
орудием, причём он действует подпольно, абсолютно незаметно. И для того чтобы   
специальные службы с соответствующим настроем занимались этим видом             
преступлений, необходимо, чтобы было жёсткое наказание, потому что лишение      
свободы на срок от 5 до 10 лет и штраф 500 тысяч рублей вербовщиков не пугает   
и не останавливает. Тюрьма тоже не останавливает, потому что в тюрьме           
продолжается их работа: организовывают "братство", как они сами говорят, что    
позволяет им осуществлять свою деятельность и находясь там.                     
                                                                                
Коллеги, вербовщик - это тот человек, который создаёт живого робота, такой      
радикальный тип интеллектуальных роботов. Для этого вербовщики индивидуально,   
по одному выдёргивают молодых людей из нашей среды и, так скажем, посылают в    
лес, а потом правоохранительные органы нам говорят: тысяча человек              
уничтожено. Я говорю о 90-х годах, я говорю о начале нулевых годов, когда       
было так: на учёте состояло 1,5-2 тысячи боевиков, два года прошло - на учёте   
уже 2-3 тысячи боевиков и уничтожено не меньше. И мы точно знаем, что           
встретить тех, кто возвращается из Сирии, необходимо нормально подготовленным   
законом.                                                                        
                                                                                
И сегодня, мне кажется, коллеги, мы с вами с авторитетной площадки, которой     
является Государственная Дума, с площадки с растущим авторитетом должны         
обратиться к парламентам европейских стран, потому что и в Европу               
возвращаются боевики. Воевало более 700 выходцев из Германии, коллеги! Кто-то   
может не знать этих цифр, но, поверьте, не все боевики из Российской            
Федерации или из стран Центральной Азии (обычно эти регионы называют            
подвергающимися террористическим угрозам). Нет, не только: 700 немцев воюют в   
Сирии, 600 французов, более 500 американцев, австралийцы - можно и дальше       
перечислять. Мы на самом деле слишком хорошо знаем природу международного       
терроризма и поэтому предлагаем этим странам прислушаться к нашему совету и     
посмотреть, провести ревизию своего законодательства.                           
                                                                                
Мы очень часто оставались одни в борьбе с международным терроризмом - так       
получалось. Конечно, мы будем это делать и одни, но сегодня к нам               
присоединяется Китай, с которым мы недавно заключили договор и ратифицировали   
этот договор, подключаются другие страны. Ну, если спецслужбы нас не слышат,    
то, может быть, нас услышат парламентарии?                                      
                                                                                
И в самом конце, коллеги, о чём я хотел бы ещё сказать? Мы не можем             
достучаться до элиты, но, например, до офицера нью-йоркской полиции мы          
достучались, и он поддержал на своей странице в социальных сетях акцию          
"Работайте, братья!" - посмотрите, это есть в социальных сетях. Это очень       
важно.                                                                          
                                                                                
Коллеги, призываю вас поддержать наш законопроект. Я считаю, что                
концептуально он очень зрелый и имеет, так скажем, прицельную юридическую       
силу. Технически он открыт для корректировок и поправок, и мы готовы работать   
со всеми нашими коллегами, со всеми фракциями. Спасибо за внимание.             
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Адальби Люлевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Отари Ионович Аршба.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Отари Ионович.                                                      
                                                                                
АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам             
депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Наш друг и товарищ Адальби Шхагошев весьма      
детально и аргументированно обосновал необходимость внесения этого              
законопроекта. К инициаторам законопроекта присоединились более 30 наших        
авторитетных коллег, которые не понаслышке знают, что такое терроризм,          
которые стояли на линии фронта, на передовой борьбы с этим злом, ну и ваш       
покорный слуга в том числе. Я полностью поддерживаю усиление санкций в          
отношении вербовщиков. Это особый род людей - высокообразованные, технически    
вооружённые, они используют все достижения и современные технологии для         
осуществления своей преступной деятельности. В результате одного акта,          
совершённого одним смертником, мы теряем людей, а этот человек, вербовщик,      
воспроизводит десятки таких людей. Понимаете, о чём речь? В предыдущих          
редакциях статей, 205-й и других, вот этот элемент выпадал.                     
                                                                                
Комитет детально, подробно обсуждал этот законопроект, эту инициативу наших     
коллег, и мы считаем, что концептуально нужно и должно поддержать этот          
законопроект. Технические, юридические моменты можно обсудить ко второму        
чтению. Предлагаю всем поддержать.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть вопросы докладчику, содокладчику? Есть.                           
                                                                                
Отари Ионович, вернитесь, пожалуйста, вдруг вам будут вопросы. Докладчик уже    
на своём месте.                                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Я не знаю, кто из докладчиков соизволит ответить. Вот, смотрите,   
по статье 205-2 "Публичные призывы к осуществлению террористической             
деятельности..." санкция - от 5 лет, вернее, если публичное выступление, то     
до 5 лет, а если с использованием средств массовой информации - до 7 лет.       
Получается, если вы публично это делаете, то вот такая санкция, а если кто-то   
на ушко кому-то сказал: "Займись этим делом", то он получит пожизненное         
заключение. Не кажется ли вам, что тут есть противоречие?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Адальби Люлевич.                              
                                                                                
Включите микрофон депутату Шхагошеву.                                           
                                                                                
ШХАГОШЕВ А. Л. Я вам должен сказать, что вообще очень много противоречий в      
законодательстве, которое призвано бороться с терроризмом. Я поэтому и          
сказал, что законопроект технически открыт для дальнейшего обсуждения.          
                                                                                
Ну, конечно, есть большая разница: публично ты призвал, и перед тобой стоит     
100 или даже 500 человек, или ты выходишь в средства массовой информации и      
миллионы обращают внимание на то, что ты говоришь, - количество людей,          
которые прислушаются и посмотрят в сторону международных или не международных   
террористических организаций, в этих случаях абсолютно разное.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Маринин Сергей Владимирович.                  
                                                                                
МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вопрос Адальби Люлевичу.                                                        
                                                                                
Терроризм - страшное зло, поэтому подобные преступления должны жёстко           
наказываться. У нас в Уголовном кодексе высшая мера наказания - это смертная    
казнь, и почему, например, за посягательство на жизнь государственного          
деятеля она предусмотрена, а вот за терроризм нет? Почему граждане              
государства, против которых направлена деятельность террористов, должны всю     
свою жизнь содержать их в тюрьме? Как вы считаете, остановила бы эта мера       
террористов, я имею в виду смертную казнь?                                      
                                                                                
ШХАГОШЕВ А. Л. Я смертную казнь не предлагал, мы говорили о пожизненном         
заключении.                                                                     
                                                                                
А что касается смертной казни, то это вопрос, обсуждаемый сегодня. Вербовщик    
- это человек очень хитрый, очень безнравственный и очень образованный, как     
мы отмечали, поэтому он всегда уходит от ответственности, но в этой цепи        
террористической он как раз таки человек, который боится, ему действительно     
страшно, а террорист, который идёт с взрывчаткой совершать террористический     
акт, ничего не боится. Именно поэтому для вербовщиков, которые вооружают        
молодых людей и десятками отправляют их совершать террористические              
преступления, мы предлагаем сегодня пожизненное заключение. Смертник со         
взрывчаткой не боится... Но вот тут я ещё хочу уточнить: надо посмотреть,       
каким образом его обрабатывают, перед тем как отправить со взрывчаткой на       
смерть, совершать террористический акт, речь идёт о том, что на него ведь и     
медикаментами воздействуют. То есть это вопрос комплексный.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Вопрос тоже Адальби Люлевичу.                                                   
                                                                                
Адальби Люлевич, о каком приблизительно количестве потенциальных боевиков,      
террористов, вербовщиков идёт речь в случае их возвращения из Сирии, если       
речь идёт о российских гражданах?                                               
                                                                                
И второе. Верховный Суд регулярно, когда идёт ужесточение ответственности по    
какой-либо статье, требует привести соответствующую статистику в части того,    
что предыдущие меры оказались неэффективными. Есть ли такая статистика, или     
это полностью потенциальная мера сегодня?                                       
                                                                                
ШХАГОШЕВ А. Л. Спасибо за вопрос. Я думаю, что это самый лучший вопрос,         
потому что, когда мы обращались в Верховный Суд, нам говорили, что статистики   
недостаточно. Должен вам сказать, что это было четыре-пять месяцев назад, а,    
как вы помните, именно четыре-пять месяцев назад у нас в стране как раз был     
совершён ряд террористических актов, которые непосредственно были связаны с     
вербовочной деятельностью. Это касается и теракта в Санкт-Петербурге, и тех     
девяти вербовщиков-террористов, которых взяли в Твери, и в Тульской области,    
это касается и множества других регионов. Более того, - хорошо, что вы об       
этом сейчас сказали, - я перечисляю вам центральные регионы, и мы даже забыли   
про Кавказ, хотя раньше говорили, что всё это с Кавказа идёт. Вот сейчас мы     
это объясняем миру, и наконец-то дошло, что это угроза всем.                    
                                                                                
Что касается количества вербовщиков, террористов, я статистику в своём          
выступлении не привёл, но скажу, что 2,8 тысячи человек были убиты в Сирии из   
тех, кто туда выехал, 54 тысячи в целом - это последние цифры Федеральной       
службы безопасности. Должен сказать, что конкретные цифры, скольких человек     
это может коснуться, вам никто и не скажет, но если у нас, например, в конце    
90-х количество террористов, по официальным данным, было около 2 тысяч, то      
уже в 2002-2003 годах их было более 5 тысяч, а это означает, что если           
разделить это число на два, на три или на четыре, то получается, что как        
минимум 500-1000 человек на сегодняшний момент занимаются непосредственно       
вербовкой. Более того, есть примеры, когда они уже получили деньги на           
вербовочную деятельность и им сказали, просто дали команду, мол, в Сирии нам    
делать уже нечего, нас просто подавили военные силы России, поэтому давайте     
снова заполнять ячейки, чтобы солдат было достаточно, чтобы где-то в Африке     
или в другой стране опять начать заниматься строительством так называемого      
халифата.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Ну, разумеется, никто с этой       
трибуны вам не скажет, что терроризм - это хорошо и бороться с ним не нужно,    
однако, когда мы с вами рассматриваем какие-либо законопроекты, в комитетах,    
как правило, нам говорят: приведите статистику. Вот я хотел бы тоже задать      
вам вопрос по поводу статистики, но не той, которую сейчас Адальби Люлевич      
приводил, в отношении убитых в Сирии и других местах, а статистики,             
касающейся эффективности борьбы с терроризмом.                                  
                                                                                
Терроризм - это явление абсолютно не новое, и люди занимаются этим нехорошим    
делом с того момента, как только они стали жить в более-менее организованном    
обществе. Как правило, борьба с ними происходила по принципу "око за око, зуб   
за зуб": ты что-то сделал - с тобой поступают примерно так же, погибли люди -   
и тебя, значит, не будет. Раньше это более-менее, ну, по крайней мере,          
морально общество как-то успокаивало: он убил, ну и его убили. Сколько бы мы    
ни боролись с терроризмом, все наши законодательные инициативы об увеличении    
сроков заключения ну абсолютно ни к чему не приводят. Мы с вами, пойдя на       
поводу у Европы, приняли решение о моратории на применение смертной казни, а,   
допустим, Китай на это не пошёл - так что, в Китае, где смертная казнь          
предусмотрена за коррупционные преступления, снизилась коррупция? Ничего        
подобного! Очередь стоит, очередь! Потому что, во-первых, они рассчитывают на   
то, что, может, не поймают, а во-вторых, они, так скажем, морально              
выигрывают, вернее, не выигрывают, а понимают, что вроде как денег-то много     
получают они за это дело. Поэтому что касается борьбы с терроризмом и данного   
законопроекта, в отношении тех, кто вовлекает, - понимаете, здесь то же         
самое, и надо учесть два момента.                                               
                                                                                
Первый - надо, чтобы в стране не было бедных людей. Вот сейчас сказали, что с   
Кавказа, - сейчас уже не с Кавказа эти люди идут, они идут из Средней Азии.     
Последний террористический акт - это граждане Узбекистана, Киргизии и так       
далее. Понимаете? Бедные люди идут на это, чтобы подработать. То есть надо      
сделать всё, чтобы не было бедных. Это первое.                                  
                                                                                
Второе. Есть, конечно, фанатики, которые считают - может, им кто-то сказал, -   
что их религия самая правильная, а все остальные люди нехорошие. Давайте с      
ними воевать! И вот здесь как раз надо пропагандой заниматься, а не             
показывать нам постоянно глупые шоу, которые у нас по первому, по второму и     
по другим федеральным каналам идут. Надо вести нормальную работу, надо          
заинтересовывать, чтобы молодёжь могла понять, что это не главное -             
превосходство одной религии над другой. В конце концов, коллеги, 100 лет        
назад - вот мы сейчас отмечали юбилей революции - точно так же кто-то           
вовлекал в занятие террористической деятельностью людей, молодых людей,         
говоря: "А ты знаешь, почему ты так бедно живёшь? А потому, что вот у этого     
товарища десять домов, десять экипажей, десять - ещё чего там? - судов, яхт и   
так далее". И молодой человек говорил: "Действительно, ой, как плохо,           
пойду-ка я его взорву" - шёл и взрывал, уважаемые коллеги.                      
                                                                                
Поэтому ещё раз говорю... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции.                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. ...мы сейчас с вами просто-напросто галочку ставим, якобы мы всё   
сделали, чтобы не было вот этой заразы. Будет эта зараза, будет, пока мы с      
вами не устраним основные причины! А для того чтобы устранить эти основные      
причины, мы с вами, к сожалению, мало что делаем, практически ничего.           
Расслоение у нас такое - ну, об этом уже только ленивый не говорил, - что у 3   
процентов населения сосредоточены богатства всей остальной страны. Вот          
последний пример: недавно Дима Рыболовлев купил за 100 миллионов одну           
картину, вчера, по-моему, её на аукционе за 450 миллионов продал - хорошо       
живёт товарищ! Что по этому поводу скажут наши ребята, которые сидят            
где-нибудь и мечтают о новом айфоне и так далее? А им ещё и папа скажет:        
смотри, зажрались, такие-сякие. И на нас точно так же показывают!..             
Разумеется, он потом идёт злой и сначала начинает кирпичи кидать, а потом       
бомбы собирает.                                                                 
                                                                                
Так что, уважаемые коллеги, можем принять, но вот в том, что будет эффект, я    
сильно сомневаюсь.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович.                       
                                                                                
РЫЖАК Н. И. Тоже выступление от фракции, чтобы иметь небольшой резерв...        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Когда-то один известный       
классик сказал, что такое право: право - это возведённая в закон воля           
господствующего класса. В данном законопроекте возводится в закон воля всего    
российского народа, и, если есть какие-то разночтения относительно жёсткости    
санкций, 22-го числа мы заслушиваем министра юстиции и сможем задавать ему      
соответствующие вопросы. Но вот то, что сейчас ужесточение мер борьбы с         
терроризмом является актуальным, не вызывает никакого сомнения.                 
                                                                                
Другое дело, что Иванов Сергей Владимирович совершенно правильно поднимает      
вопросы относительно причин и условий вызревания идей терроризма. У нас будет   
возможность обсудить и этот вопрос при рассмотрении 43-го вопроса, проекта      
федерального закон "Об Общественном совете Российской Федерации по              
телевидению", он непосредственно затрагивает и эту тему.                        
                                                                                
Однако вопрос в целом носит сугубо политический характер, это целиком           
соотносится с идеей противодействия тем вызовам и угрозам, которые стоят        
перед Российской Федерацией, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всецело            
поддерживает этот законопроект.                                                 
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
Выступление от фракции.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!              
Действительно, тема поднята знающими людьми, Адальби Люлевич, в общем-то, всю   
свою жизнь этому посвятил и является героем в борьбе с терроризмом -            
преклоняюсь перед его мужеством. Но, мне кажется, этот вопрос, как и говорили   
коллеги ранее, комплекснее, скажу так, и шире.                                  
                                                                                
Терроризм - это, с моей точки зрения, вообще-то, инструмент гибридной войны.    
Ведь не только в Сирии, но и в Грузии тоже, совсем рядом с Северным Кавказом,   
уже более десяти лет работают две американские базы, на которых 1600            
американских инструкторов готовят боевиков для Средней Азии, для Кавказа, для   
Поволжья - одним словом, против бывшей Российской Империи, бывшего Советского   
Союза. Но ведь не только там - сегодня на Украине, в районе Николаева,          
американцы строят очень большую базу, а вдоль линии фронта ДНР и ЛНР            
существует несколько подсобных баз, и, скажем так, география присутствующих     
там боевиков ничуть не уже, чем в Сирии, но мы на это не обращаем внимания.     
                                                                                
Я совершенно согласен и с Сергеем Владимировичем, и с Николаем Ивановичем.      
Ведь проблема в чём? Проблема в том, что пока Банк России не будет отвечать     
за рост экономики, а будет таргетировать инфляцию, выжимая последние соки из    
финансовой системы нашей страны, количество желающих слушать вот этих           
агитаторов будет только увеличиваться, потому что Северный Кавказ - это самая   
этнически сложная точка мира. Если вы посмотрите на количество вековых          
конфликтов, на концентрацию народов и народностей, которые там исторически      
живут, то поймёте, что такие агломерации могут развиваться только в условиях    
экономической стабильности. Посмотрите, Дагестан - это, с моей точки зрения,    
вообще самая сложная точка мира, это гора народов, - так ведь? - но если мы     
туда... Мало слов о помощи, должны целенаправленно реализовываться реальные     
программы по возрождению технологических отраслей. Дагестан в советское время   
был самой технологически развитой республикой Советского Союза: там была        
масса оборонных предприятий, там была масса НИИ, там было очень развитое        
сельское хозяйство. Конечно, не только в Дагестане, но Дагестан - это самая     
сложная республика, с моей точки зрения.                                        
                                                                                
Нам с вами надо пересмотреть подходы и к бюджетному проектированию. Сегодня     
мы обсуждаем целый блок налоговых законопроектов, и я вас спрашиваю: вы на      
нищие субъекты, у которых и так 2,3 триллиона рублей долгов, берёте и тихой     
сапой добавляете ещё 164 миллиарда и говорите, что, мол, это же субъекты, -     
они с кого должны их взять? С предприятий! А я вам напомню, что именно налог    
на имущество в 90-е годы стал самым главным инструментом уничтожения            
производственных отраслей, потому что ввели налог на имущество 2,5 процента и   
вымели сразу всю оборотку.                                                      
                                                                                
Нам надо комплексно мыслить и, с моей точки зрения, кроме развития экономики,   
надо уделить внимание, конечно же, вопросам более жёсткого наказания. Вот       
здесь на Китай необоснованно ссылались: вы поймите, там 1,5 миллиарда человек   
заняты делом, и они за последние десять лет 700 миллионов перевели в средний    
класс, а у нас за это время на 3 миллиона увеличилось количество людей,         
которые живут за чертой бедности. Эти вопросы комплексные безусловно.           
                                                                                
Относительно того, что сказал Николай Иванович: если мы с вами не будем         
следить за информационным полем, его регулировать... Все страны его             
регулируют: во Франции есть общественные советы, в Америке косвенно есть, в     
Японии есть, в Китае есть, а у нас непонятно кто - офшорные компании,           
зелёные, белые, синие квадраты - определяет информационное поле страны. Ведь    
вдумайтесь, у них люди - там, деньги - там, дети - там, на них же точно так     
же воздействуют. Причём стоит учесть, что, кроме ЦРУ, у МИ-6 есть свои базы.    
Я уверен, что Николай Иванович и Отари Ионович лучше меня знают, что МИ-6       
культивирует все радикальные религии, есть специальные отряды, которые          
посылают в другие страны как раз для такой культивации на территории            
пребывания.                                                                     
                                                                                
Комплексный вопрос надо решать комплексно. Я согласен с теми, кто предлагает    
ужесточить наказание, ведь вы же сами говорите, что это хитрый, изощрённый,     
подготовленный человек. С учётом информационных возможностей сегодня тюрьма,    
где содержатся осуждённые, незанятые люди, - это большое поле для объединения   
и подготовки новых боевиков. Наверняка вы знаете ситуацию в СИЗО в              
республиках Северного Кавказа. Наверняка вы знаете ситуацию со                  
старшекурсниками в университетах не только Северного Кавказа: молодые люди не   
знают, куда им трудоустроиться, а рядом кто-то говорит, мол, я тебе дам 300     
долларов, чтобы ты вот на эти курсы ещё походил. Кем уже будут молодые люди,    
окончив университет?                                                            
                                                                                
Вопрос комплексный, и мы просили бы, Вячеслав Викторович, продолжить            
практику, которую вы ввели, став Председателем Государственной Думы, когда      
серьёзные вопросы обсуждаются здесь с привлечением представителей регионов.     
Мы всё-таки настаиваем, что кредитно-денежная политика, которая проводится в    
государстве, по большому счёту, не даёт нам возможности возрождения страны.     
Налоговая система... Президент говорит на всех встречах о том, что хотя бы на   
пять лет, по просьбе предпринимателей, надо оставить без изменений то, что      
есть. Многим нашим предпринимателям надо дать "героя капиталистического         
труда" только за то, что они сохраняют большие системы занятости людей в        
постоянно меняющихся условиях. Сегодня 11 законов меняете, вчера было не        
меньше.                                                                         
                                                                                
Все вопросы надо рассмотреть комплексно, на заседании Госсовета надо            
рассмотреть вопрос изменения кредитно-денежной, бюджетной и финансовой          
политики в нашей стране, ведь это главный инструмент борьбы с терроризмом и     
со всем остальным.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Грибов Александр Сергеевич.                                         
                                                                                
ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба поставить время для выступления от       
фракции.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, предыдущие выступающие были абсолютно правы: в этом зале     
нет ни одного человека, кто был бы против борьбы с терроризмом. При этом        
давайте посмотрим на предлагаемые поправки немного под другим углом. Для того   
чтобы повышать качество законопроектной деятельности, нужно не только           
анализировать практику решения этой проблемы, опыт передовых стран, наших       
партнёров, но и часто обращаться к науке. Здесь звучали фразы о том, что        
сегодня является причиной международного терроризма. Мне посчастливилось        
работать с Вячеславом Александровичем Михайловым, который недавно получил из    
рук президента премию за вклад в укрепление единства российской нации, он       
говорил: изначально считали, что причины терроризма экономические, потом        
наука склонялась к тому, что причины терроризма психологические, людей нужно    
просто лечить, все усилия нужно направлять на то, чтобы поставить их на путь    
психологического исправления. Сейчас наука сходится на том, что причины         
терроризма социально-психологические, - это означает, что людей, которые        
вовлечены в этот процесс, условно можно разделить на две категории: первая -    
это те, для кого не важно, какой размер санкций, потому что они идут на         
смерть, им не важно, что написано в Уголовном кодексе; вторая - это люди,       
которые умышленно применяют все свои организационные, психологические навыки,   
самое главное - из корыстных побуждений, для того чтобы поставить на поток      
сложный и злой - давайте называть это прямо - процесс вербовки.                 
                                                                                
В чём главный смысл предлагаемых инициатив? Они немного заглядывают вперёд.     
Соединённые Штаты Америки в 2001 году проделали огромную работу и внесли        
огромный блок поправок, но - я позволю себе такую фразу - это удар по           
хвостам. Когда происходит какое-то событие, мы начинаем изменять                
законодательство, а инициаторы законопроекта посмотрели немного вперёд,         
предложив сейчас комплекс мер, чтобы ответственность вербовщиков была           
усилена. На мой взгляд, коллеги как раз пошли немного дальше: предложенные      
сегодня изменения, готовность работать над этим в дальнейшем - это как раз и    
есть работа с учётом как современных передовых тенденций, так в том числе и     
ошибок, для того чтобы повысить качество законотворческой работы.               
                                                                                
Добавлю. Буквально вчера были опубликованы данные исследования "Глобальный      
индекс терроризма", и в подтверждение того, что коллеги стоят на правильном     
пути: в прошлом году терактов было больше - больше именно с точки зрения        
количества стран, в которых они происходят. И вы заметили, что эти теракты не   
такие массовые, они одиночные? То есть вербовщик, который организует эту        
работу, запускает людей именно точечно, потому что неизвестно, где в конечном   
итоге его будет ждать успех, где террорист дойдёт до конечной цели.             
                                                                                
Мы призываем эти поправки поддержать, мы будем вместе над ними работать, и      
ещё раз отмечу, что коллеги смотрят в завтрашний день и предлагают адекватные   
меры борьбы с терроризмом.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.                             
                                                                                
Будет выступать полномочный представитель президента? Правительства? Нет.       
                                                                                
Заключительное слово будет, Адальби Люлевич? Да.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШХАГОШЕВ А. Л. Дорогие друзья, я очень коротко. Ну, во-первых, благодарю все    
фракции за подробное обсуждение. Я, конечно, выступил бы с большим докладом о   
терроризме в целом, но хочу всё-таки вернуть вас к нашей инициативе, к нашему   
законопроекту: речь идёт только о вербовке, и ко второму чтению у меня тоже     
есть поправки, о чём мы обязательно скажем позже.                               
                                                                                
Единственное, я, Вячеслав Викторович, хочу всё-таки вас поблагодарить. Дело в   
том, что в первый раз я выступил с этой инициативой ещё в шестом созыве и       
законопроект на самом деле мог уйти в подполье, как вербовщики, но так          
получилось, что седьмой созыв пошёл на вынесение этого законопроекта на         
рассмотрение, - за это и благодарю. Спасибо большое, коллеги! (Аплодисменты.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Адальби Люлевич.                                 
                                                                                
Отари Ионович, будете выступать? Нет.                                           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 205-1 Уголовного кодекса Российской Федерации", вопрос 20 нашей          
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.