Заседание № 229

23.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 230341-7 "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (по вопросу об ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2488 по 2551 из 7039
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 97       
Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".   
Докладывает Владимир Игорьевич Афонский.                                        
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении            
изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта    
Российской Федерации" готов к принятию в третьем чтении. Все необходимые        
экспертизы проведены, замечаний к законопроекту нет. Комитет просит вас,        
коллеги, принять законопроект в третьем чтении, поддержать позицию комитета.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игорьевич.                              
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть.                                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет    
голосовать против предложенного законопроекта. Мы считаем, что этот             
законопроект крайне вреден для экономики Российской Федерации. Объясню, о чём   
идёт речь.                                                                      
                                                                                
В действующем законодательстве сегодня установлено, что штраф, скажем так,      
пеня за просрочку поставки груза железнодорожным транспортом составляет всего   
9 процентов в день. Законопроектом предлагается снизить её до 6. Уже сегодня    
те санкции, которые несёт перевозчик за просрочку груза, не соответствуют       
тому ущербу, который наносится грузоотправителю и грузополучателю в             
результате этой задержки, этот, скажем так, ущерб вообще несопоставим. И тем    
не менее мы принимаем решение о снижении этих санкций! Коллеги, у нас и так     
экономика не растёт, товарное производство не увеличивается, а сегодня мы       
создаём ещё дополнительные препятствия тому, чтобы у нас экономика росла. Мы    
категорически против этого выступаем! И ещё раз призываем вас: вы подумайте     
об этом, зачем мы своими руками наносим российской экономике ещё очередной      
удар?                                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской     
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против           80 чел.17,8 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 228

18.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 230341-7 "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (по вопросу об ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3293 по 3374 из 6353
44-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 97       
Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".   
Докладывает Владимир Игорьевич Афонский.                                        
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко         
второму чтению. В первом чтении законопроект был принят 7 марта 2019 года. К    
законопроекту поступило 10 поправок, все они были рассмотрены Комитетом по      
транспорту и строительству: девять поправок наших коллег рекомендованы          
комитетом к принятию, одна поправка - к отклонению. Замечаний правового         
характера по законопроекту нет.                                                 
                                                                                
Комитет рекомендует принять таблицы поправок и законопроект во втором чтении.   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игорьевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок №1? Нет.                           
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.31,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против           21 чел.4,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.26,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Спасибо большое, коллеги.                                        
                                                                                
Комитет по транспорту и строительству просит включить законопроект для          
рассмотрения в третьем чтении в план работы Государственной Думы на 23 июля.    
                                                                                
Благодарю.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                

Заседание № 193

07.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 230341-7 "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (по вопросу об ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2340 по 2858 из 4692
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 97    
Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".   
Докладывает Владимир Игорьевич Афонский, заместитель председателя Комитета по   
транспорту и строительству.                                                     
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В статье 97 Федерального закона     
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" ответственность        
железнодорожного перевозчика (ОАО "РЖД") за просрочку доставки груза,           
порожнего вагона, контейнера определена в размере 9 процентов платы за          
перевозку за каждые сутки просрочки, а максимальный размер ответственности -    
100 процентов платы за перевозку. Данная норма не создавала ранее столь         
существенных рисков и потерь для перевозчика в основном в связи с тем, что      
парк находился в собственности перевозчика и под погрузку подавались любые      
имеющиеся на станции порожние вагоны. В настоящее же время подаче вагона под    
погрузку предшествует заключение договора между грузоотправителем и             
владельцем вагона, оператором, на его предоставление, соответственно, под       
погрузку требуется подача вагона конкретного владельца, что приводит порой к    
необходимости размещения порожних вагонов, принадлежащих разным операторам и    
следующих под погрузку, на прилегающих железнодорожных станциях для их          
равномерного подвода. При этом ОАО "РЖД" обеспечивает вывоз всего заявленного   
объёма груза вне зависимости от того, прибыли порожние вагоны с просрочкой      
или без таковой. Следует отметить, коллеги, что компания "РЖД" существенно      
улучшила качество и скорость доставки, в том числе за счёт увеличения           
участковой скорости, снижения продолжительности начально-конечных операций,     
сокращения простоев вагонов на сортировочных станциях.                          
                                                                                
Международными нормами и правом иных государств ответственность                 
железнодорожного перевозчика за нарушение срока доставки установлена в          
значительно меньшем размере, чем у нас в Уставе железнодорожного транспорта.    
Нами было проанализировано международное и российское законодательство о        
грузовых перевозках: перевозчикам на всех видах транспорта предъявляют          
совершенно обоснованные требования о доставке груза в установленный срок, но    
вот ответственность, которую несёт перевозчик за просрочку доставки грузов,     
отличается в зависимости от того, везёт он груз в пределах России или за        
границу, является он железнодорожным перевозчиком, перевозчиком авиационным     
или водным. При железнодорожной перевозке во внутрироссийском сообщении за      
просрочку доставки груза или вагона перевозчик уплачивает пени в размере 9      
процентов от платы за перевозку в сутки, максимальный размер пеней составляет   
100 процентов платы, но, как только наш перевозчик переходит в международное    
сообщение, ответственность за просрочку значительно снижается: день просрочки   
обходится в 6 процентов, общие выплаты не превышают 30 процентов - это в        
соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом             
сообщении, соглашениями между Правительством Российской Федерации и рядом       
других государств, в частности Финляндской Республикой, и другими               
международными договорами. Ответственность железнодорожного перевозчика в       
других государствах значительно ниже, в Казахстане, например, за каждые сутки   
просрочки выплачивается 6 процентов, общий размер пеней не должен превышать     
50 процентов платы. Ответственность водных и авиационных перевозчиков также     
отличается от той, которую несёт железнодорожный перевозчик, например, предел   
ответственности за нарушение сроков доставки грузов при перевозке внутренним    
водным и авиационным транспортом ограничен 50 процентами провозной платы;       
Кодексом торгового мореплавания установлено, что ответственность за просрочку   
доставки не превышает размера фрахта, который устанавливается по соглашению     
сторон.                                                                         
                                                                                
Необходимо отметить, что возможности инфраструктуры не увеличивались, а         
средства, которые могли бы пойти на её ремонт, развитие и модернизацию,         
возвращаются в основном владельцам вагонов. В настоящее время в Российской      
Федерации - хотелось бы, коллеги, это отметить - приблизительно 1,26 миллиона   
вагонов, из них на балансе "РЖД" только 20 тысяч вагонов, и то для              
внутреннего, технического пользования. Также хотелось бы отметить, что ОАО      
"РЖД" за последние годы в связи с просрочкой доставки грузов потеряло           
значительные средства, уплаченные в виде пеней и штрафов.                       
                                                                                
Данная ситуация сложилась, на наш взгляд, в связи с несовершенством             
действующего законодательства в области международного транспорта, поэтому мы   
считаем, что предложенное авторами законопроекта уменьшение штрафа, который     
железнодорожный перевозчик уплачивает за каждые сутки просрочки, до 6           
процентов провозной платы и ограничение максимального размера пеней 50          
процентами - это справедливое решение.                                          
                                                                                
Кроме того, не стоит забывать, что на ОАО "РЖД" государством возложены очень    
важные задачи не только по предоставлению услуг по перевозке грузов, но и по    
содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры. На наш взгляд, в данном   
случае освободившиеся деньги обеспечат в том числе строительство и ремонт       
существующих путей, развитие локомотивного хозяйства перевозчика, а также       
повлияют на увеличение скорости доставки. В данной ситуации нам видится также   
необходимым выравнять условия деятельности железнодорожного перевозчика в       
России с условиями в иных отраслях и соотнести с опытом международных           
соглашений иных государств.                                                     
                                                                                
Принятие данного решения позволит обеспечить надлежащее состояние               
инфраструктуры и локомотивного парка, сдержать рост тарифов, повысить           
конкурентоспособность железнодорожного транспорта и, конечно, гармонизировать   
действующее законодательство. Законопроект, по нашему мнению, гармонизирует     
ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних вагонов,     
контейнеров при осуществлении перевозок во внутрироссийском и международном     
железнодорожном сообщении, выравняет условия его деятельности с условиями       
деятельности перевозчиков других видов транспорта, а также создаст              
дополнительную возможность направить средства на развитие инфраструктуры и      
локомотивного хозяйства.                                                        
                                                                                
На законопроект имеется положительное заключение правительства. Вопрос о        
необходимости выравнивания условий функционирования железнодорожного            
перевозчика с условиями функционирования перевозчиков других видов транспорта   
обсуждался в Совете Федерации и также был поддержан нашими коллегами. Вместе    
с тем у членов комитета есть замечания по данному законопроекту, в том числе    
юридико-технического характера, которые, по мнению членов Комитета по           
транспорту и строительству, могут быть учтены при доработке законопроекта в     
рамках процедуры второго чтения.                                                
                                                                                
Принимая во внимание изложенное, комитет Государственной Думы считает           
возможным поддержать данный законопроект и предлагает принять его в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Прошу, коллеги, поддержать указанный законопроект.                              
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игорьевич.                              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Владимир Игорьевич, безусловно, вы правы, "РЖД"         
сегодня добилось успехов и увеличило скорость доставки. Но время ожидания       
вагонов под погрузку из-за их недостатка - а именно об этом сегодня идёт        
речь... Дело в том, что штрафы взимаются, а порожние вагоны стоят, в то время   
как они нужны под погрузку в другом месте, - это большая проблема! - и          
грузоотправители несут огромные убытки, это вообще один из сдерживающих         
факторов роста экономики.                                                       
                                                                                
Вы скажите мне, пожалуйста: у вас есть статистика по ожиданию вагонов под       
погрузку? Какая ситуация с этим? Если вы снижаете штрафы за нарушение           
обязательств, соответственно, вы должны проанализировать ситуацию, как это      
отразится и на времени доставки грузов.                                         
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Валерий Карлович, вы глубоко погрузились в тему                  
железнодорожного транспорта, что очень важно, но также вы соглашаетесь, что     
скорость действительно выросла.                                                 
                                                                                
Я ещё раз хочу сказать, что у "Российских железных дорог" сейчас на балансе     
всего 20 тысяч вагонов, и то для собственных, технических нужд, все остальные   
вагоны - это вагоны операторов, которые работают на рынке. И если погрузочные   
станции загружены разными вагонами, а "РЖД" обязано предоставить вагон именно   
того оператора, у которого с грузоотправителем и, соответственно, с             
владельцем груза заключён договор на перевозку, это влечёт за собой             
определённые сложности и это не всегда вина "РЖД".                              
                                                                                
Повторю, я искренне рад вашим словам о том, что скорость действительно          
увеличилась. Конечно, есть нерешённые вопросы, вы абсолютно правы, их надо      
решать системно, взвешенно, возможно, корректируя в том числе Устав             
железнодорожного транспорта, но в данном законопроекте мы говорим именно об     
оптимизации и гармонизации действующего законодательства в соответствии в том   
числе с положениями международных договоров.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Зубарев Виктор Владиславович.                                                   
                                                                                
ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Владимир Игорьевич, я поддерживаю законопроект, при этом хочу спросить: а       
если перевозчик умышленно задерживает вагоны?.. Раньше стимулом выдавать        
вагоны для него был большой штраф, а сейчас, а если он будет задерживать        
осознанно, для каких-то своих целей, чтобы получить большую прибыль?.. Будут    
ли при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении предусмотрены   
санкции, чтобы у перевозчика не появился такой интерес?                         
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Поверьте, перевозчик как раз не заинтересован в том, чтобы       
задерживать груз, - он заинтересован в максимально короткие сроки доставить     
груз из пункта А в пункт Б. Вопрос может быть в точности времени доставки       
груза - вот этот вопрос, коллеги, нам, видимо, тоже нужно будет обсудить,       
внести изменения в Устав железнодорожного транспорта. Но перевозчик, уверяю     
вас, не заинтересован в том, чтобы задерживать отправку груза.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Владимир Игорьевич, вы сейчас по Фрейду оговорились.                  
                                                                                
Скажите, пожалуйста, сколько было вагонов 15 лет назад и куда они делись? И     
на каких условиях 11 компаний получили даже те 1,26 миллиона? Я утверждаю,      
что столько же вагонов было порезано и вывезено в Турцию как металлолом,        
понимаете? И сколько сейчас брошенных составов, есть ли у вас данные? Я вам     
могу сказать.                                                                   
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Николай Васильевич, если бы вы в своём вопросе сказали,          
сколько составов брошено, я был бы вам очень признателен. Если вам нужна        
такая статистика, я с удовольствием запрошу её в "РЖД" и представлю вам, но     
мы в этом законопроекте ведём речь о скорости и о гармонизации действующего     
законодательства и рассматриваем нынешнюю ситуацию, согласитесь?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Владимир Игорьевич, в данной редакции допускается неоднозначное       
толкование норм: неясно, какие обстоятельства могут быть отнесены к             
обстоятельствам, не зависящим от перевозчика, какие обстоятельства имеете в     
виду вы. Не возникнет ли в дальнейшем разночтений в связи с вносимыми сегодня   
изменениями? Это первый вопрос.                                                 
                                                                                
И второй, короткий, вопрос (может быть, он не совсем относится к этому          
законопроекту): от представителей малого бизнеса, которые занимаются            
железнодорожными перевозками, поступает много обращений в связи с тем, что      
сейчас острая нехватка полувагонов, что все полувагоны замкнуты на одном-двух   
ведущих предприятиях в стране и представители малого бизнеса вообще не могут    
получить полувагоны в аренду.                                                   
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Отчасти вы правы, если полувагоны резервируются отдельными       
компаниями и оформляются соответствующие договоры, возможна ситуация, когда     
полувагонов на рынке действительно не хватает, но то же самое мы можем          
сказать о колёсах, ведь есть вопросы и к производству колёс, но это отдельная   
тема для разговора, а если говорить о количестве полувагонов, их достаточно.    
Мы считаем, что операторским компаниям и тем, кто заказывает полувагоны,        
нужно планировать деятельность на несколько лет вперёд, тогда, возможно,        
таких случаев и не будет.                                                       
                                                                                
Что касается первого вопроса, который вы задали, отвечу, с вашего разрешения,   
просто: это обстоятельства непреодолимой силы, чрезвычайные обстоятельства,     
которые могут возникнуть. Мы в комитете обсуждали этот вопрос, это              
действительно надо более чётко сформулировать, чтобы не было двойного           
толкования. Коллеги, если вы поддержите законопроект в первом чтении, мы        
займёмся этим вопросом в рамках процедуры второго чтения.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Владимир Игорьевич, скажите, пожалуйста, каково мнение         
профессионального сообщества, того же Российского союза промышленников и        
предпринимателей, о данном законопроекте? Насколько я знаю, металлурги          
открыто выступили против данной инициативы, так как опасаются, что это          
приведёт к снижению мотивации "РЖД" доставлять грузы в срок, что может          
снизить оборот локомотивов, вагонов в сети и так далее. Это первое.             
                                                                                
И второе. Как вы думаете, может быть, нам дифференцировать ответственность за   
просрочку доставки продукции? Есть продукция, грузы, товары, за просрочку       
доставки которых можно снизить ответственность, а есть продукция, грузы, за     
которые, наоборот, надо увеличить ответственность "РЖД", потому что если не     
довезти в срок скоропортящиеся продукты, то бизнес понесёт колоссальные         
убытки, а есть товары, которые непосредственно, напрямую влияют на развитие     
экономики Российской Федерации, и недоставка таких товаров в срок будет очень   
сильно влиять...                                                                
                                                                                
Выскажите своё мнение.                                                          
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. С вашего разрешения, начну со второго вопроса. Вопрос            
действительно очень важный, злободневный. Мы понимаем, что "Российские          
железные дороги" - это государственная компания. Заинтересованности в           
недоставке в срок скоропортящихся товаров у "РЖД", конечно, нет, и "РЖД", как   
перевозчик, несёт ответственность за доставку грузов в срок, в случае порчи     
груза "РЖД", вне всякого сомнения, будет нести убытки в соответствии с          
договором, то есть такой договор существует. При этом "РЖД" - публичная         
компания, и мы в том числе через Счётную палату можем проверить её              
деятельность: если такие проблемы возникают, мы можем проверить работу          
"Российских железных дорог". Олег Валентинович докладывает и в комитетах, и     
во время встреч с фракциями - с вами, коллеги, - о существующих вопросах и      
проблемах. Действительно, существует проблема со сроками доставки грузов, с     
доставкой вовремя и в срок, но причины могут быть разные. Применительно к       
этому законопроекту мы говорим о гармонизации действующего законодательства и   
о конкурентоспособности "Российских железных дорог" как государственной         
компании. С учётом того что здесь пробел и нормы 97-й статьи устава устарели,   
мы, авторы законопроекта, и предлагаем внести в эту статью изменения.           
                                                                                
А по поводу того, что у операторского сообщества есть вопросы, - да, они        
есть. Я являюсь членом Союза операторов железнодорожного транспорта, и я, как   
ваш коллега, депутат Государственной Думы, слышу операторские компании.         
Конечно, эти вопросы мы рассматриваем и на площадке СОЖТ, и на площадке         
"Российских железных дорог", обсуждая эти вопросы и с Олегом Валентиновичем,    
и с профильными заместителями, и, конечно, в обязательном порядке на площадке   
комитета. Будем рады, если вы будете присутствовать при этих обсуждениях для    
работы с уставом в дальнейшем.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Иван Иванович, я хотел бы извиниться перед коллегами за то, что     
дал им неполную информацию. Из федерального бюджета Свердловской области был    
дан целевой кредит 2 миллиарда рублей на создание "Ельцин-центра" в 2012        
году, так что не все деньги региона туда ушли. А что касается ветеранов         
боевых действий, с 2005 года ни один не поставлен на очередь, но целевой        
кредит был выдан, и налогоплательщики Свердловской области его будут            
возвращать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, приняли к сведению.                               
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Игорьевич.                                             
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что депутатам Альшевских и Шерину надо           
встретиться и между собой переговорить.                                         
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
От фракции поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот               
законопроект как раз следствие приватизации, проведённой в сфере                
железнодорожного транспорта Беловой (я напомню вам фамилию), которая            
приватизировала несколько базовых государственных монополий, в принципе         
прикладных по отношению к экономике. Вообще странная позиция: сначала           
приватизировали, сделали 11 компаний-операторов, уничтожили, пока экономика     
стояла, значительную часть подвижного состава, а теперь предлагают снять        
ответственность за доставку с того, у кого подвижной состав, и рассказывают,    
что это улучшит работу. Не улучшит!                                             
                                                                                
Товарищ Афонский, я вам докладываю: я имел счастье (или несчастье) работать в   
крупной организации, которая вынуждена была выгружать до 500 вагонов в сутки,   
для этого существовало целое железнодорожное подразделение, которое работало    
напрямую с управлением железной дороги, и надо было только грузить продукцию    
минимум на 250 платформ, это не считая завоза по металлургии и всего            
остального, поэтому могу сказать, что вы вот этим законопроектом ухудшите       
работу железной дороги, если не будете поднимать дисциплину в "РЖД". "РЖД",     
как и другие госкорпорации, по закону являясь госкорпорацией, по сути           
является коммерческой структурой с необоснованно завышенными зарплатами у       
топ-менеджмента и с пониженной ответственностью за выполнение своих             
обязанностей. И каким образом в данной ситуации уменьшением наказания за        
несвоевременность поставки вы улучшите эффективность? Да никаким!               
                                                                                
И самое страшное, что в результате реформирования у нас сегодня, особенно за    
Уралом, масса брошенных составов, причём некоторые из них превратились в        
бесхозные, в то время как товароперевозчики потеряли товар и понесли            
колоссальные убытки. Кроме того, реформа "РЖД" нанесла колоссальный ущерб       
самой железной дороге, уничтожены многие заводы. Многие не знают, что раньше    
за каждым отделением железной дороги обязательно был закреплён завод, который   
делал колёсные пары, - большая часть из них обанкрочена, и некачественно.       
Колёсная пара независимо от её качества должна выработать определённый          
ресурс, после этого её надо снимать, переплавлять и делать новую. Сегодня       
ушлые предприниматели от железной дороги заключают договоры и завозят           
значительное количество колёсных пар, как утверждают эксперты, из Китая, а      
своя металлургия, не только связанная с железной дорогой, но и на               
промышленных предприятиях, у нас, к сожалению, в значительной мере утрачена,    
и это составляет национальную угрозу. Вот сидит Гартунг, он в этом деле         
разбирается, может быть, глубже, чем я, но я вам скажу, что это серьёзная       
проблема.                                                                       
                                                                                
С моей точки зрения, принятием данного закона мы только ухудшим ситуацию с      
оборотом вагонов на железной дороге и со своевременностью поставки под          
погрузку, потому что никогда в жизни уменьшение наказания не являлось           
стимулом. Да, дополнительная прибыль для выплаты дивидендов у "РЖД" появится.   
Я вам с этой трибуны неоднократно говорил, что - не при этом руководителе, а    
при предыдущем - в три раза снизилась эффективность работы железной дороги,     
но в пять раз были увеличены выплаты дивидендов топ-менеджерам. Где сегодня     
предыдущий руководитель "РЖД"? В Лондоне, даёт интервью на английском языке.    
Где его дети? В Доминиканской Республике, очень небедные люди.                  
                                                                                
На мой взгляд, эффективность "РЖД" надо повышать не путём снижения их           
ответственности за своевременность поставки вагонов, а путём улучшения          
инфраструктуры, увеличения подвижного состава, что даст, кстати, работу и       
промышленности, тому же "Трансмашхолдингу". А в данной ситуации, с моей точки   
зрения, это чисто лоббистский законопроект, уменьшающий ответственность "РЖД"   
за своевременность доставки и эффективность работы самой инфраструктуры         
"РЖД". Мы не будем поддерживать такой законопроект.                             
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Васильев Александр Николаевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                       
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, проблем у железной   
дороги очень много, и даже скорость перевозки грузов по ней об этом             
красноречиво свидетельствует: всего порядка 380 километров в сутки, что по      
идее уже показывает стабильное неувеличение, поэтому инфраструктуру надо        
развивать. Давайте представим себе: вагон едет на довольно-таки протяжённое     
расстояние (например, везёт уголь) и его задержка составляет порядка 11 дней,   
а перевозчик уже не платит железной дороге ни рубля - получается, что           
железная дорога делает это бесплатно?.. Конечно, такие вещи будут негативно     
влиять на развитие инфраструктуры, и, если железную дорогу так и оставить       
работать, тогда все грузы повезут по автомобильным дорогам. На автомобильных    
дорогах это приведёт к росту аварийности, и мы не выполним указ президента о    
снижении аварийности в два раза к 2024 году, это приведёт к дополнительному     
коллапсу, поэтому нам надо, безусловно, создавать условия, чтобы железная       
дорога была конкурентной.                                                       
                                                                                
Этот законопроект помогает найти средства для развития инфраструктуры           
железной дороги, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает его и будет       
голосовать за принятие в первом чтении.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
От фракции, Валерий Карлович?                                                   
                                                                                
Выступление от фракции - поставьте, пожалуйста, время.                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! За этот               
законопроект голосовать нельзя, и вот почему.                                   
                                                                                
Тут говорилось, что надо изыскать средства для модернизации железных дорог...   
Это о чём вы говорите, о чём речь в законе? Речь идёт вот о чём: штрафы за      
то, что железная дорога не выполнила обязательства перед грузоотправителями,    
снижаются, значит, она будет меньше платить, меньше убытков будет покрывать.    
Но что такое железнодорожный тариф? Даже если вы взимаете 100 процентов         
стоимости железнодорожного тарифа за недоставку в срок (а это максимальная      
ответственность), это в стоимости недоставленного товара составляет 5-7         
процентов, представляете? А вы не сравнивали с тем, какие убытки из-за          
санкций несут компании, которые по вине железной дороги не выполнили свои       
контрактные обязательства? Вы понимаете, о чём речь?! То есть даже сейчас       
санкции минимальные!                                                            
                                                                                
Следующее. Да, железная дорога стала быстрее возить, "Российские железные       
дороги" стали быстрее возить, это надо признать, но давайте сравним - всё же    
познаётся в сравнении, - а как за рубежом, какие там скорости? И вот тут мы     
не блещем, мы в разы хуже работаем, понимаете?                                  
                                                                                
Здесь много говорилось о том, что есть проблемы с подвижным составом. Они       
действительно есть: за то, что порожняк стоит и не может поступить туда, где    
он должен быть, предусмотрены штрафы, но потери в экономике на два порядка      
больше, чем штрафы, которые заплатит железная дорога грузоотправителям.         
Нельзя этого делать! Да, нужно повышать скорость, нужно вкладывать деньги в     
инфраструктуру, но, извините, это регулируемый вид деятельности, это            
монополия. У нас тарифы установлены государством - закладывайте и смотрите,     
смотрите инвестиционную программу "РЖД", где и что нужно, пожалуйста,           
привлекайте механизмы государственно-частного партнёрства. У нас много          
компаний, которые не развиваются из-за того, что не могут вывезти грузы, и      
они готовы свою железную дорогу строить, но им ведь не дают, понимаете? Вот в   
чём проблема! А вы сейчас приходите и говорите: вот они бедные и несчастные,    
они штрафы большие платят за то, что не выполнили свои контрактные              
обязательства, поэтому давайте-ка мы... Ещё раз хочу сказать: эти штрафы не     
покрывают даже десятой доли ущерба, который наносится, а вы сейчас ещё хотите   
их уменьшить?! Наша фракция категорически против, мы будем голосовать против.   
Не этих законов мы ждём.                                                        
                                                                                
По поводу того, что тут было сказано о недостатке колёсных пар. Локомотивных    
и вагонных осей в стране достаточно, мощности позволяют не только покрыть все   
потребности страны, но и продавать на экспорт, но колёсная пара состоит из      
колеса и оси, и как раз имеется дефицит колёс. У нас в чём проблема-то? У нас   
два предприятия, которые эти колёса делают. В Казахстане построено новое        
предприятие, которое может обеспечить, может компенсировать дефицит колёс в     
России, но они не могут получить сертифицированную заготовку, которая           
производится этими двумя российскими предприятиями, производящими и колёса.     
Вот и всё! Если вы хотите решить проблему, для этого есть Федеральная           
антимонопольная служба - легко можно решить, но почему-то не решается. Вместо   
этого мы обращаемся в Китай, и теперь мы в Китае сертифицируем производителя,   
который будет нам завозить железнодорожные колёса. Это уже касается тех двух    
российских предприятий, которые не могут закрыть спрос: они должны понимать,    
что, если Китай сюда зайдёт, он заберёт у них рынок. И потом мы будем вводить   
запретительные пошлины. Понимаете, какие качели? Что мы делаем, собственно      
говоря?                                                                         
                                                                                
Вообще государство могло бы вмешаться в эту ситуацию и отрегулировать:          
мощностей по производству вагонов достаточно, они не загружены, можно           
производить даже больше вагонов, чем надо, мы можем это сделать! И вагоны,      
которые стоят, надо списывать, надо новые производить. Когда создаётся          
дефицит вагонов, это ненормальная ситуация, у нас в стране вообще никаких       
условий, никаких объективных причин для дефицита вагонов нет, вообще нет,       
понимаете?                                                                      
                                                                                
А вот если мы сейчас уменьшим штраф за просрочку доставки грузов, мы увеличим   
дефицит вагонов, потому что, ну, меньше штраф будут платить. Нельзя этого       
делать! Нужно принимать меры для снижения дефицита вагонов, а так как мы не     
можем быстро нарастить производственные мощности по объективной причине, о      
которой я сказал (и это тоже решаемая проблема), стало быть, нужно более        
эффективно использовать тот вагонный парк, который есть. Он используется        
неэффективно: запросите у промышленников информацию, и они вам дадут данные,    
покажут всю картину, сколько вагонов, где и что стоит! У предприятий уже все    
пути забиты, стоят вагоны, и стоят не из-за того, что не нужны, а из-за того,   
что "РЖД" не может их вовремя в нужный пункт назначения отправить.              
                                                                                
Коллеги, ситуация совсем другая - не эти законы мы ждём!                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Игорьевич, пожалуйста. Заключительное слово.                           
                                                                                
Включите микрофон депутату Афонскому.                                           
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И. Уважаемые коллеги, спасибо за вопросы, хотел бы также            
поблагодарить вас за яркие, эмоциональные выступления. Буквально несколько      
слов скажу.                                                                     
                                                                                
Николай Васильевич, вы очень любите приводить в пример китайскую экономику,     
поэтому я хотел бы акцентировать ваше внимание: в Китае штрафные санкции        
максимум 5 процентов за день просрочки. Николай Васильевич, я всего лишь        
привожу факты и цифры: вы часто приводите в пример Китай, поэтому я позволил    
себе это сделать.                                                               
                                                                                
Коллеги, я благодарю за заинтересованность в работе над важным                  
законопроектом, на наш взгляд, и уверен, что вы выражаете готовность к          
дальнейшей работе над корректировкой, внесением изменений в Устав               
железнодорожного транспорта.                                                    
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 29 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против           37 чел.8,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении законопроект.