Заседание № 137
23.12.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 230275-4 "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов от 28 марта 1996 года".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1729 по 2028 из 5529
Пункт 11. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов от 28 марта 1996 года". Докладчик - Александр Алексеевич Чекалин. Пожалуйста. ЧЕКАЛИН А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! 22 сентября 2003 года в Москве был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов. Ратификация протокола способствует совместному разрешению на государственном уровне имеющихся миграционных проблем, упрощению процедур, связанных с трудоустройством, совершенствованию механизмов предотвращения незаконного привлечения и использования в России киргизской рабочей силы, порядка осуществления трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Киргизской Республике и граждан Киргизии в России. Положения протокола стимулируют трудовых мигрантов оформлять трудовые отношения в соответствии с законодательством принимающего государства. Целью протокола является упрощение процедуры трудоустройства и регулирование порядка осуществления трудовой деятельности граждан Киргизской Республики в России и граждан России в Киргизской Республике. Вопрос о ратификации протокола в Российской Федерации согласован с Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Министерством финансов, Пенсионным фондом и Министерством юстиции. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Присаживайтесь. Содоклад сделает Сергей Владимирович Антуфьев. Пожалуйста. АНТУФЬЕВ С. В. Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел проект федерального закона о ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов и считает, что ратификация настоящего протокола отвечает возрастающим требованиям России к рабочей силе и будет способствовать легализации трудовой миграции из Киргизии. Протокол вводит две новации. Одной новацией определяется возрастной ценз: трудящиеся из Киргизии должны быть не моложе восемнадцати лет. Второй новацией определяется порядок оплаты работодателями обратного проезда трудового мигранта после того, как он отработает год в России. Комитет предлагает принять федеральный закон о ратификации. Комитет-соисполнитель - Комитет по труду и социальной политике - также поддерживает нашу позицию. Прошу поддержать позицию комитета по делам СНГ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Присаживайтесь. Будут ли вопросы? Два депутата записались на вопросы. Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, у меня к представителю комитета вопрос. Забота о благе любого человека любой национальности - это, в общем, благородное дело, и можно было бы с учетом внутренних мотивов, как говорится, нажать на кнопку, проголосовать. Но, конечно, внутренняя боль у русских не утихает. Как вы там, в комитете, думаете: почему такое безразличие у нас к тому, что русских на миллион - полтора миллиона каждый год меньше, вымирают, что деградируют наши области, исконно русские территории, и в это же время на этом фоне такая вроде бы нормальная политика в отношении других народов? Безразличие к своему народу и в то же время, казалось бы, такое нормальное отношение к другим! АНТУФЬЕВ С. В. Я думаю, Николай Игнатович, мы должны все-таки вчитаться в текст соглашения. Это текст соглашения о взаимных гарантиях для трудящихся - мигрантов из Киргизии на территории России и граждан России на территории Киргизии. Да, сегодня диспропорция, о которой говорил мой коллега, Андрей Николаевич, но мы же с вами принимаем соглашение не на один год. Предполагается, что экономические связи будут расширяться и что, Николай Игнатович, в том числе люди, которые сегодня в России не нашли применения своим инженерным мыслям, способностям, поедут поработать в Таджикистан на строительство Сангтудинской ГЭС, в Киргизию на предприятия, которые будут созданы, в том числе в интересах экономики России. Мы должны комплексно подходить к этой проблеме. А тем, что сегодня существует проблема и в России экономически активного населения уже меньше семидесяти одного миллиона, мы в комитете так же, как и вы, озабочены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алкснис Виктор Имантович, вопрос, пожалуйста. АЛКСНИС В. И. У меня вопрос к Александру Алексеевичу. Александр Алексеевич, данный протокол был подписан 28 марта 1996 года, то есть девять лет назад. Девять лет он лежал, не требовалось ратификации - и вдруг почему-то именно сейчас его срочно вынесли на ратификацию. Ну неужели, если он девять лет лежал, он не мог бы полежать еще лет десять? И что он был, что его не было - этого мы не ощущали. Чем вызвано то, что именно сейчас его вносят? ЧЕКАЛИН А. А. С вашего позволения, я адресую вопрос первому заместителю директора Федеральной миграционной службы, который непосредственно занимался этой темой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Каланда Владимир Александрович. КАЛАНДА В. А., первый заместитель директора Федеральной миграционной службы. Уважаемые коллеги, дело в том, что девять лет назад было подписано само соглашение, а мы сейчас говорим о ратификации протокола, которым предполагается внести коррективы в данное соглашение, которыми предусматриваются определенные, так скажем, преференции при трудоустройстве граждан Киргизской Республики и граждан Российской Федерации в процессе разрешения миграционных проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Двое желающих, трое. Всё, закончилась запись. Алкснис Виктор Имантович, пожалуйста. АЛКСНИС В. И. Уважаемые коллеги, я начну с цитаты. Вчера посол Российской Федерации в Киргизии Евгений Шмагин заявил: четырнадцать лет российский бизнес работал в Киргизии с некоторыми сложностями, но всё же не испытывал большого прессинга со стороны тех или иных политических, экономических, финансовых или правоохранительных органов - и вдруг после мартовских событий у российских компаний начались серьезные проблемы. Если уж посол Российской Федерации, лицо официальное, заявляет о том, что на российские компании в Киргизии после "оранжевой революции" в марте начались наезды, началось вытеснение российских компаний из Киргизии, то в этой ситуации выносить на ратификацию это соглашение, ну, я не знаю... У нас левая рука знает, что делает правая? Почему не учитывается, что этот протокол подписывался в совершенно других условиях, когда действительно в Киргизии, скажем так, находился пророссийский Акаев, когда в Киргизии русский язык был объявлен вторым официальным языком, когда в целом курс Киргизии, ну, скажем так, был пророссийским. В той ситуации я обеими руками голосовал бы за то, чтобы протокол был ратифицирован. Сегодня ситуация в корне изменилась. Я напоминаю, Шанхайская организация сотрудничества принимает обращение о необходимости вывода американских войск из Средней Азии - Узбекистан идет на это, Киргизия демонстративно оставляет американскую базу в аэропорту "Манас". Сегодня в Киргизии местными националистами поднимается вопрос о том, что необходимо исключить из конституции Киргизии положение о том, что русский язык является вторым официальным языком в Киргизии. Сегодня наши российские компании в Киргизии давят, и Россия при этом молчит. А мы ратифицируем это соглашение! Я тоже с большим сомнением отношусь. Стоит ли нам горячиться? В целом вот то, что именно сегодня вносятся на ратификацию два соглашения по миграции, - ну, это весьма симптоматично. На мой взгляд, все-таки сегодня допускается серьезная ошибка, когда принимается концепция ликвидации демографической катастрофы в России за счет увеличения миграции из бывших республик Советского Союза. Ну, действительно, получается дешево и сердито. Ведь чтобы поднимать рождаемость в России, нужно принимать социально ориентированные программы, надо отказываться от монетизации льгот и, наоборот, вводить различные льготы для подъема этой рождаемости, необходимо думать о социальных проектах, строительстве дешевого жилья, создании детских садиков. То есть это дорогостоящее мероприятие. Намного дешевле завозить по миллиону в год мигрантов из Таджикистана, Киргизии - они не требуют заботы никакой. Взял да ратифицировал соглашение: они приезжают сюда, где хотят устраиваются, сами о себе думают, где хотят живут. И поэтому у чиновника не болит голова, что они здесь делают и чем они занимаются, зато можно президенту доложить по результатам переписи через некоторое время, что вот, видите, за год население России выросло на один миллион человек, проблема демографическая решена. А в результате во что превратится Россия?! Я не призываю сегодня закрывать ворота в Россию, не призываю ставить препоны полностью, но миграционная политика должна быть продуманная, с перспективой, должны оцениваться те угрозы, которые она несет, те выгоды, которые она дает России. И в этой ситуации наша фракция будет голосовать против этого соглашения, против этого протокола. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Андрей Николаевич, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемые коллеги, данное соглашение принимать по меньшей мере преждевременно, поскольку киргизская государственность находится в стадии разрушения, киргизская нестабильность вместе с киргизскими работниками будет переселяться на нашу территорию. Да, возможно, отдельные бригады киргизских работников достаточно эффективны и необходимы где-то там за Уралом, но в целом мы прекрасно понимаем, в каком состоянии находится сегодня Киргизия. И ратификация каких-либо международных соглашений с этой республикой, в которых участвует Российская Федерация, преждевременна, поскольку судьба этого государства еще не ясна. Мы находимся в опасной ситуации, когда огромные миграционные потоки из Киргизии могут выплеснуться именно в Россию. Неконтролируемый поток этой миграции тяжко скажется и на российском рынке трудовых ресурсов, и на криминогенной ситуации. Криминогенная ситуация и сегодня у нас уже не стабильна в связи с потоком иностранных мигрантов, легальных или нелегальных, а здесь мы уже как бы показываем, что готовы к тому, чтобы миграционные потоки увеличивались, и, пока не умеем их контролировать, как бы готовы к той нестабильности, которая будет перемещаться из Киргизии на территорию Российской Федерации. Я хотел бы еще возразить Борису Николаевичу Пастухову, который говорил о том, что нам надо компенсировать отсутствие трудовых ресурсов. А все-таки, может быть, нам надо заняться воспроизводством собственных трудовых ресурсов? Иначе мы так докомпенсируемся до того, что у нас только название государства будет Россия, а жить тут будут какие-нибудь другие народы с другими культурными установками и вся наша историческая судьба будет для них пустым звуком, те музеи, в которых русская культура до сих пор еще хранится, будут стоять как археологические ценности. Я хотел бы возразить также, что киргизы и таджики нам не братья вовсе, это иностранцы, а никакие нам не братья, это граждане других государств, тех государств, которые образовались в результате восстаний сепаратистских режимов, которые отторгли эти территории от единого государства. И теперь проблема граждан этих государств, если они хотят жизнь в мире с Российской Федерацией и спокойно сюда ездить, состоит в том, чтобы принудить свои собственные власти к дружественному отношению к Российской Федерации, к тому, чтобы границы, которые образовались после 91-го года, становились всё более прозрачными и в конце концов стирались. А сегодня эти границы стоят стеной между нами. Поэтому говорить о том, что все, кто живет в бывших союзных республиках, для нас братья, - это по меньшей мере опрометчиво, поскольку это также направлено на то, чтобы заменить одно население другим, каким-нибудь другим, чтобы русский народ как хозяин российской земли, перестал существовать, а на его место пришли бы и жили какие-либо другие народы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оськина Вера Егоровна, пожалуйста. ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, меня по крайней мере удивляют выступления господина Савельева и господина Алксниса. Миграция сегодня - это реальность, и мы должны выстраивать нашу политику таким образом, чтобы миграционные потоки шли в Россию на законных основаниях. И чтобы, как вы говорите, уважаемые господа, они здесь не были рабами, нужно ратифицировать эти соглашения. Это просто необходимо. Кроме того, меня удивляет... Да, сейчас проживающие в этих государствах люди - иностранцы, но вместе с тем это наши бывшие соотечественники. Нельзя забывать о том, что среди этих иностранцев проживают и русскоязычные люди. Я выделяю это специально, потому что это наши соотечественники. И чтобы выстраивать отношения между нашими государствами таким образом, чтобы, простите, в Киргизии сохранялся второй государственный язык - русский, чтобы по крайней мере парламентом не было принято решение об отмене русского языка, мы должны выстраивать отношения и вот в этой части - в части миграционных потоков. Кроме того, когда обсуждалось упрощение процедуры принятия в российское гражданство, вы также говорили о том, что самое главное - привлечение к труду в России именно наших бывших соотечественников, потому что именно они могут быстрее интегрироваться в наше общество, в нашу культуру, принять наши обычаи. Нас объединяла одна большая страна, они знают нашу культуру, они знают пока наш русский язык, и вот их интеграция будет более оптимальна. А для того чтобы это происходило на законных основаниях, нужно ратифицировать, на мой взгляд, соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Махмудов Махмуд Гаджулаевич и Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста, до минуты. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. Действительно по мотивам. Я тоже иногда удивляюсь, когда некоторые выступающие спрашивают, что и кто мешает России развивать ситуацию в сторону воспроизводства рабочей силы внутри страны. Конечно, никто не мешает, но тем не менее в этом зале раздавались реплики о том, что не надо давать какие-то льготы при рождении детей, что это касается каких-то периферий российских. Это вызывает удивление. Хоть бы эти уважаемые выступающие изучили международную практику. В цивилизованных странах везде с удовольствием берут мигрантов. А у нас, в России, ученые предсказывают, что через пятьдесят лет будет демографическая катастрофа из-за уменьшения населения страны. И в этой связи я хотел бы обратить внимание всех наших служб миграционных и внутренних дел: нам нужны не только мигранты из стран СНГ, нам надо подумать о том, как привлекать свои внутренние ресурсы... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, всё, минута прошла. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, мне кажется, что сиюминутные положительные или отрицательные моменты в той или иной стране не должны влиять на долгосрочную внешнюю политику. Высказывания о том, что вчера был Акаев и было лучше, а сегодня нет - мне кажется, это нельзя учитывать. Это первое. Второй момент. Я работаю еще в комиссии СНГ по социальной политике. Такой модельный закон о защите мигрантов уже принят во всех странах. И нам было бы стыдно, если бы у нас его не было. Кроме того, я хотела бы сказать, что следить за вот этим потоком бесконтрольным, который идет и будет идти, - это задача уже других совершенно органов. Но если мы сегодня откажемся защищать права мигрантов, это будет неправильно. И последнее. Мы уже и своих братьев оттолкнули, Украину, например. Это наши братские народы, теперь мы уже начинаем с ними выстраивать отношения тоже как с иностранцами... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у полномочного представителя президента? Нет. У докладчика с заключительным словом? Нет. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2390 по 2409 из 5529
Пункт 11. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов от 28 марта 1996 года". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 41 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принято.