Заседание № 105

15.07.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 230210-5 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части организации азартных игр в тотализаторах, расположенных на ипподромах, находящихся в государственной или муниципальной собственности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8701 по 9020 из 10413
Переходим, уважаемые депутаты, к рассмотрению пункта 15 порядка работы          
Государственной Думы. О проекте федерального закона № 230210-5 "О внесении      
изменения в статью 15 Федерального закона "О государственном регулировании      
деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений    
в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета   
по экономической политике и предпринимательству Виктора Фридриховича            
Звагельского. Пожалуйста. Извиняюсь, Звагельского. Пожалуйста.                  
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Надежда Васильевна.                                  
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение           
представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15     
Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по            
организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые        
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Данным законопроектом предлагается дополнить пункт 5 части 2 статьи 15          
Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по            
организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые        
законодательные акты Российской Федерации" положением о возможности             
расположения тотализатора, в котором заключаются пари на конные скачки,         
конные бега, на ипподромах, находящихся исключительно в государственной или     
муниципальной собственности, по перечню, определяемому Правительством           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Действующая редакция пункта 5 части 2 статьи 15 ограничивает возможность        
размещения тотализаторов в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся   
в государственной или муниципальной собственности и в которых расположены       
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти        
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,                 
государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, а также на   
земельных участках, на которых расположены указанные объекты. Однако в          
результате указанных ограничений государственные ипподромы оказались            
лишёнными доходов от конного тотализатора как основного источника               
формирования доходной части бюджетов ипподромов, что обусловило отсутствие у    
них возможности обеспечивать регулярное и качественное проведение испытаний     
лошадей на своей базе в рамках единой системы испытаний.                        
                                                                                
В связи с этим мы считаем целесообразным в целях способствования развитию       
российского коневодства поддержать предложение о предоставлении Правительству   
Российской Федерации права определять государственные и муниципальные           
ипподромы, в которых будет разрешено проведение конного тотализатора. Я хочу    
обратить ваше внимание на то, что это право предоставляется исключительно       
Правительству Российской Федерации.                                             
                                                                                
Поддерживая данный законопроект, комитет рекомендует принять его в первом       
чтении и в целом. Все необходимые для этого материалы имеются. Правовое         
управление Аппарата Госдумы замечаний к данному законопроекту не имеет.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Фридрихович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Уважаемые депутаты, есть вопросы:          
депутат Локоть, депутат Федоткин, депутат Рябов и депутат Горячева. Всё,        
четыре депутата.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Виктор Фридрихович, предполагаю, что все вопросы будут   
на одну тему. Запретили казино - казино прыснули кто куда. Зоны эти игровые     
не заработали, ничего там не сделано. И вот мы выносим законопроект, мы         
говорим этим казино: вы там закрывайте свою деятельность, а приходите           
развивайте теперь свой бизнес здесь. Вроде как вывеска сменилась, а суть-то     
одна и та же. Послушайте, о чём идёт речь. Речь идёт о том, что ипподромы       
государственные, то есть там должна быть всё-таки какая-то часть бюджетных      
средств, и, я предполагаю, она есть. Если она маленькая, давайте ставить        
вопрос о поддержке, как вы сказали, российского коневодства. Развивать же       
российское коневодство за счёт игровых вот этих всех действ, - вообще говоря,   
это по меньшей мере странно. Ну не есть ли это просто скрытая форма развития    
вот тех же казино?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Вы абсолютно правильно сказали, что у всех будет вопрос на    
одну и ту же тему, поэтому я, естественно, знаю на него ответ.                  
                                                                                
Смысл очень простой. Во-первых, тотализаторы существуют на частных              
ипподромах, их никто не отменял. Вообще, вот то, что этот законопроект сейчас   
вышел, - это никакого отношения не имеет к тому, что запретили казино, это      
просто так совпало, поверьте. То есть на самом деле на сегодняшний день у       
государственных ипподромов возможности получения каких-то средств, кроме        
дотаций, которые даёт государство, нет. Частные ипподромы получают эти деньги   
от тотализаторов.                                                               
                                                                                
Теперь дальше. Что такое тотализатор? Почему мы говорим о тотализаторе          
конном? Когда мы говорим про ипподром, это, вообще, самое основное. Когда       
люди приходят на ипподром, они в первую очередь, 90 процентов людей, играют     
на тотализаторе. Когда люди ходят на футбол, 95 процентов людей просто          
смотрят футбол, они не играют на тотализаторах. Но при этом на футболе или на   
хоккее никто тотализатор не отменял, он как был, так и остался. А на            
государственных ипподромах тотализаторов нет. Мы, конечно, говорим про то,      
что нужно какое-то финансирование. Почему частники могут эти средства           
использовать, а государственное предприятие должно эти тотализаторы делать в    
подъезде? Это же неправильно!                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос.                               
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос очень конкретный, я хотел бы получить очень        
конкретный ответ. Скажите, пожалуйста, сколько в год на этих ипподромах         
прокручивается денег?                                                           
                                                                                
И второй вопрос, раз мы принимаем такой закон: сколько денег поступает от них   
в бюджет? Раз это проходит, простите за грубое слово, под крышей                
правительства, то мы должны иметь право знать, сколько денег вернётся в         
бюджет.                                                                         
                                                                                
Итак, два вопроса: сколько денег в год прокручивается и сколько из них          
поступает в бюджет? Только конкретно.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Фридрихович.                           
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Мы как раз с вами говорим о том, что мы хотим, чтобы деньги   
от тотализатора, когда владельцем ипподрома является государство, поступали в   
бюджет. Мы не говорим про частные ипподромы. Вы сейчас спрашиваете про          
государственные ипподромы? Да практически нисколько, потому что тотализаторов   
нет. От частных поступают. Для частных есть определённый процент, я вам         
сейчас не готов сказать цифры, но есть, например, закон по тотализаторам, и     
10 процентов от оборота отчисляется государству в виде налога. Откройте         
закон, это есть. Это касается всех букмекерских контор и лотерей, это точно     
так же распространяется на частные тотализаторы. Посмотрите, сколько это        
будет в деньгах. Если часть денег пойдёт от государственных ипподромов, что в   
этом плохого? Это в любом случае будет лучше, чем ноль.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Рябов Николай Фёдорович, ваш вопрос.                                    
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Виктор Фридрихович, вот вы сейчас пытаетесь подробно ответить на    
поставленные вопросы, и создаётся впечатление, что действительно законопроект   
вам принесли, а вы его выносите как инициаторы. Хочется услышать всё-таки: а    
что, ипподромы являются предприятиями по разведению, содержанию и проведению    
испытаний племенных лошадей, им нужно много денег? Это первое.                  
                                                                                
Второе. Что, в советское время игра на тотализаторах была основной системой     
финансирования? Почему мы сейчас всё превращаем... говорим, что главные         
доходы - от тотализаторов? Почему вообще ипподромы государственными             
называются? Тогда давайте их все переведём в частные.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Фридрихович.                                                 
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо.                                                      
                                                                                
Во-первых, мы говорим: в том числе и доходы от тотализатора. Во-вторых, вы      
правильно абсолютно сказали, что в советское время, поскольку все ипподромы     
были государственными и, как вы знаете, тотализаторы и лотереи были             
разрешены, доходы поступали. То, что часть средств в том числе идёт на          
коневодство... Только вы мне не задавайте вопрос, какая часть, я не могу вам    
это сказать, естественно, но она идёт в любом случае. Даже если это             
минимальная часть средств, это лучше, чем если государство будет дотировать     
ипподромы из своих средств. Значит, какая-то часть всё-таки будет идти. По      
крайней мере, государство может задавать руководству этих ипподромов,           
назначенному им же, вопросы, почему те средства, которые поступают, не          
расходуются эффективно, почему государство должно продолжать их дотировать.     
                                                                                
Но это лучше, опять же я повторю, это лучше, чем ничего, чем ноль. А            
переводить их... Я специально обратил ваше внимание на один вопрос - о том,     
что Правительство Российской Федерации само определит те ипподромы, где будут   
располагаться данные тотализаторы. Может быть, они скажут: знаете, нам нигде    
не нужно, нам достаточно давать деньги, и всё будет замечательно. Мы в данном   
случае даём Правительству Российской Федерации такое право - определять, где    
устанавливать тотализаторы, а где нет на принадлежащих государству              
ипподромах.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Горячева Светлана Петровна, ваш вопрос.                                 
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вот я хотела задать вопрос докладчику, который находится на трибуне. Скажите,   
пожалуйста, а что, у нас особый порядок внесения законопроектов уже появился?   
Я смотрю по датам: вчера этот законопроект был внесён в Государственную Думу,   
он не рассылался в субъекты Федерации, мы не знаем реакции субъектов            
Федерации на этот законопроект - и сегодня в спешке он выносится на пленарное   
заседание!                                                                      
                                                                                
Задаю конкретный вопрос. Мы уже приняли, у нас есть, так скажем,                
антикоррупционное законодательство, определяющее обязанность различных          
органов давать нам ответы по поводу законопроектов, в которых могут             
содержаться коррупционные нормы. Направляли ли вы в эти органы данный           
законопроект? Какие решения приняты, допустим, органами прокуратуры и другими   
по этому законопроекту?                                                         
                                                                                
И второе. Сколько же у нас в России сегодня этих самых государственных          
ипподромов, о которых мы так печёмся? Назовите число, пожалуйста.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна.                               
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Фридрихович.                                                 
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. По поводу скорости. Есть заключение Правового управления.     
То есть это не вчера было, несмотря на то что это конный вид спорта, очень      
быстрый, так сказать... То есть на самом деле заключение есть.                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Нет, секундочку. Заключение есть, оно уже давно есть.         
Посмотрите внимательно, там было перевнесение ещё, его переделывали. Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. На сегодняшний день насчитывается двадцать девять государственных       
ипподромов. На самом деле часть их ещё законсервирована, их будет гораздо       
больше, наверное. Я не гарантирую вам точно цифры, сколько их всего будет, я    
вам говорю, сколько есть.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту?        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Горячева Светлана Петровна.                                 
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Моё выступление будет очень кратким. Мне кажется, вот это как раз пример        
того, как нельзя вносить законопроекты в Государственную Думу. Я не             
поленилась - вот у меня все материалы в руках - и посмотрела: 14 июля, вчера,   
внесён, от 14 июля заключение Правового управления, от 14 июля заключение       
Комитета по экономической политике и предпринимательству. Всё за один день!     
Куда мы торопимся? - задаю я вопрос. У нас что, не будет времени осенью с       
соблюдением всей процедуры, предусмотренной Регламентом, рассмотреть его, как   
это положено?                                                                   
                                                                                
Вот на самом деле, понимаете, и хочется проголосовать за него, но возникает     
вопрос: а почему мы не направляем на экспертизу? Мы приняли закон "Об           
антикоррупционной экспертизе...", определили обязанность различных органов      
давать нам заключения на законопроекты, в которых могут содержаться             
коррупционные нормы. И вот в такой спешке вдруг, минуя этот закон, мы тут же,   
на ходу, так скажем, принимаем такие решения - вносить быстро и быстро          
рассматривать! Мне кажется, вот это образец, такой яркий образец того, как      
легко можно сомнительные инициативы проводить сегодня через Государственную     
Думу. И только потому, что нарушен порядок, мне кажется, нельзя голосовать, я   
уже даже не говорю о сути этого законопроекта. Нельзя за него голосовать,       
чтобы было понятно авторам законопроекта, что нужно соблюдать и уважать тот     
Регламент, который есть в Государственной Думе.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна.                               
                                                                                
Полномочный представитель президента не желает выступить? Правительство также   
не желает. С заключительным словом докладчик?.. Нет.                            
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона № 230210-5   
"О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственном        
регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о         
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".      
Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием.                    
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 56 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против           32 чел.7,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, докладчик поставил вопрос о том, чтобы данный закон         
принять в целом. Я должна спросить вас: имеются ли возражения у кого-нибудь     
против данного предложения (в соответствии с Регламентом, статья 119, часть     
восьмая)? Есть ли возражения против данного предложения? Есть.                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Горячевой Светлане Петровне.            
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Я считаю, что просто необходимо этот законопроект направить в    
те органы, которые в соответствии с принятым нами антикоррупционным законом     
обязаны дать нам заключение, и только после этого можно решать вопрос, будем    
ли мы голосовать во втором и в третьем чтениях. Иначе зачем мы пишем законы,    
если сами их нарушаем?                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна.                               
                                                                                
Я должна спросить сейчас докладчика, чтобы он ответил, снимает ли он данное     
своё предложение или нет. Пожалуйста, ответ депутату Горячевой и ваше решение   
по поводу предложения о принятии в целом этого законопроекта.                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Звагельскому.                           
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. С учётом всего вышеизложенного, с учётом заключения           
Правового управления, с учётом решения комитета мы считаем, что данный закон    
надо принимать сегодня.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, не снят законопроект с рассмотрения в целом, поэтому        
выношу на голосование. Кто за то, чтобы принять закон, минуя процедуры          
второго и третьего чтений? Прошу определиться голосованием.                     
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 58 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против           37 чел.8,2%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.