Заседание № 142
17.02.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 230182-5 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, образованных в счёт невостребованных земельных долей, в аренду без проведения торгов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5508 по 6096 из 7475
Переходим к пункту 19 порядка работы Государственной Думы - проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Доклад представителя Государственной Думы Ставропольского края Александра Петровича Алфёрова. Пожалуйста, Александр Петрович. АЛФЁРОВ А. П., представитель Государственной Думы Ставропольского края. Уважаемая Надежда Васильевна, депутаты, приглашённые! Значительное количество земель сельскохозяйственного назначения как в Российской Федерации вцелом, так и в Ставропольском крае отнесено к категории невостребованных земельных долей. В Российской Федерации их насчитывается 27,8 миллиона гектаров, в том числе в Ставропольском крае свыше 200 тысяч гектаров таких земель. Процедура обращения указанных земель в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования достаточно сложная и продолжительная по времени. В результате миллионы гектаров земель не используются, зарастают сорняками, а использование таких земель сельскохозяйственными организациями без правоустанавливающих документов органами Роснедвижимости и прокуратуры признаётся незаконным, руководителям сельскохозяйственных организаций выписываются штрафы и предупреждения. Несмотря на это сельскохозяйственные организации в Ставропольском крае используют эти земельные участки с исполнением всех обязанностей, установленных статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации. В целях устранения данной коллизии депутаты Государственной Думы Ставропольского края подготовили поправки в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Мы предлагаем предоставить право субъектам Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальным образованиям до истребования собственниками долей или признания судом права собственности на них субъекта Российской Федерации или муниципального образования предоставлять такие земельные участки в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным организациям, в границах владений которых земельные участки находятся. На наш взгляд, предлагаемые поправки восполнят правовой пробел по данной проблеме и обеспечат надлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, это позволит ввести в сельскохозяйственный оборот миллионы гектаров земель сельскохозяйственного назначения и повысить уровень наполняемости местных бюджетов за счёт арендных платежей, которые в целом по России составят ориентировочно 27 миллиардов рублей, в том числе по Ставропольскому краю - около 200 миллионов рублей. Однако в Государственной Думе Федерального Собрания данный законопроект не находит поддержки у части депутатов. В частности, аграрный комитет представил заключение на указанный законопроект, в котором указал, что предлагаемый нами проект федерального закона противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно норме, согласно которой только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. С таким заключением мы согласиться не можем по следующим основаниям. Во-первых, к невостребованным земельным долям относятся доли, собственники которых получили свидетельства на земельную долю, но не распорядились ею в течение трёх лет и более либо имели право на получение свидетельства на право собственности на землю, но не получили его, а в списках остались. Таким образом, указанные лица являются виртуальными собственниками. Чтобы стать собственником земельного участка как имущества в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации указанным лицам надо оформить её в соответствии с требованием, нормой Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которая регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. Во-вторых, передача земельного участка, состоящего из невостребованных земельных долей, в аренду не лишает права собственности виртуальных собственников. Кроме того, они вправе определиться со своей земельной долей на любой стадии процесса - и в период оформления земельного участка, и в период рассмотрения заявления в суде. В-третьих, в период оформления земельных участков в муниципальную собственность соблюдается земельное законодательство, в частности, это касается надлежащего использования земли как средства производства, так как Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве. Таким образом, никаких норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации либо иному нормативному правовому акту, внесённый законопроект не содержит, а, наоборот, даёт право собственнику определиться со своей земельной долей на любой стадии указанного процесса с соблюдением дополнительной гласности при оформлении земельного участка и обращении в суд. Далее. В указанном заключении аграрного комитета предложено использовать земельные участки из невостребованных земельных долей до признания судом права государственной или муниципальной собственности на них в порядке, установленном главой 50 "Действия в чужом интересе без поручения" Гражданского кодекса Российской Федерации. С указанным предложением также не можем согласиться, так как гражданское право исходит из необходимости юридической определённости любого правового явления. В данном случае главным условием указанной нормы является обязанность лица, действующего в чужих интересах, сообщить об этом заинтересованному лицу и выждать в течение разумного срока его решения об одобрении или о неодобрении предпринятых действий. Однако использовать данную норму не представляется возможным по причине отсутствия адресата, так как в течение семнадцатилетнего срока со дня проведённой приватизации земель сельскохозяйственного назначения часть собственников земельных долей выбыли из населённых пунктов, на территории которых находились приватизированные земли, в разных направлениях - как на территории Российской Федерации, так и других государств. Вся проблема и заключается в том, что собственника, не распорядившегося земельной долей, нет на данной территории и решить с ним проблему распоряжения его земельной долей не представляется возможным. По указанной причине также затягивается рассмотрение данных дел в судах. Что можно сказать депутатам, которые не поддерживают данный законопроект? В стране кризис, бюджеты муниципальных образований - сельских поселений в основном формируются за счёт налога на землю и арендной платы за земельные участки, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Если вы не поддерживаете эту законодательную инициативу, то вы лишаете дополнительных источников дохода бюджеты муниципальных образований в целом по стране более чем на 20 миллиардов рублей, Ставропольского края - на 200 миллионов рублей. Президент объявил борьбу с коррупцией, и если вы не поддерживаете данную инициативу, то вы косвенно стимулируете коррупционную составляющую. По действующему закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, состоящие из невостребованных земельных долей, использовать нельзя, но их используют сельскохозяйственные товаропроизводители и, таким образом, получают неучтённую продукцию. Сумма выручки от реализации этой продукции идёт на взятки, поскольку в районах знают, сколько невостребованной земли и на какую сумму с неё собрано урожая. Вот и идут эти деньги не в бюджеты, а в определённые карманы. Но ведь есть и честные руководители, которые не хотят участвовать в этой незаконной кутерьме, а вы, принимая сегодня отрицательное решение, заставите их и дальше заниматься противоправными действиями. В действующем законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" явный пробел. Сельскохозяйственный регион в лице Государственной Думы Ставропольского края исходя из семнадцатилетнего опыта правоприменительной практики предлагает вам выход из положения. Восемнадцать сельскохозяйственных регионов России поддержали нашу инициативу. Хотелось бы отметить такие регионы, как Ростовская область, Краснодарский край, Алтайский край, Башкирия, Тюменская область, Оренбургская область, Чувашская Республика. Почему же вы её должны отвергать? Предложенный проект закона не нарушает прав собственника, в нём предусмотрена норма передачи таких земельных участков в аренду до истребования собственниками долей или признания права собственности на них в суде. В случае если собственник отыщется и распорядится своей земельной долей, то ничего ведь страшного не произойдёт. Если собственник земельной доли отыщется до формирования земельного участка, то земельный участок в дальнейшем будет формироваться без указанной доли. Если собственник объявится после формирования участка, то будет внесена корректировка в землеустроительное дело. Уважаемые депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, прошу вас поддержать законодательную инициативу Государственной Думы Ставропольского края. И в заключение, пользуясь предоставленной мне возможностью, хочу обратиться к однопартийцам-"единороссам" как от своего имени, так и от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Ставропольского края с просьбой о поддержке данного законопроекта. Также хочу сослаться на тезисы новой редакции программного документа Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", где чётко указано: Россия - аграрная держава, необходимо устойчивое развитие села, земля - главное богатство народа России. В рамках последнего тезиса хочу процитировать слова председателя партии Владимира Владимировича Путина: "Партия убеждена, земля должна принадлежать тем, кто на ней эффективно работает". Необходимо создать механизмы, побуждающие собственников земель, в том числе сельскохозяйственных, к их обустройству и эффективному использованию. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает член Комитета по строительству и земельным отношениям Ринат Шайхимансурович Сагитов. Пожалуйста. САГИТОВ Р. Ш. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Я не буду много говорить, Александр Петрович рассказал всё о проблеме, которая, он считает, имеется. Комитет не может принять законопроект в том виде, в котором он предложен, комитет-соисполнитель тоже против. 29 января мы приняли законопроект № 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", сейчас у нас формируется комиссия. Мы предлагаем Александру Петровичу войти в эту комиссию, и мы сможем найти точки соприкосновения и решить те вопросы, которые сегодня были высказаны. Поэтому комитет предлагает в первом чтении отклонить тот законопроект, который сегодня мы рассматривали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Три вопроса. Пожалуйста, депутат... Четыре. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к авторам законопроекта такой: не могли бы вы рассказать о процедуре и практике истребования долей из общей долевой собственности, которая применяется в Ставропольском крае. И второй. А знаете ли вы законный способ вовлечения в хозяйственный оборот земель, о которых идёт речь в законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, пожалуйста, отвечайте. АЛФЁРОВ А. П. Надежда Васильевна, я извиняюсь, ко мне подошли, я начало вопроса пропустил. Можно повторить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Рохмистрову. РОХМИСТРОВ М. С. Первая часть вопроса: какова реальная процедура истребования долей из общей долевой собственности, которая применяется конкретно в Ставропольском крае? И вторая часть вопроса: а знаете ли вы нормальные, законные способы использования сегодня этих сельскохозяйственных земель? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. АЛФЁРОВ А. П. Значит, по первой части. Эти земли из общей долевой собственности не изымаются, потому что сформированы уже земельные участки, заключены договора аренды, земельные участки поставлены на кадастровый учёт, они все сформированы с учётом невостребованных земельных долей, невостребованные земельные доли в эти массивы входят. По закону их использовать нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Александру Петровичу у меня вопрос. Безусловно, вопрос, который вы подняли, он очень важный, он имеет место быть и в нашей области, и в любом регионе. Но вот представьте на одну минуту, что получили вы право распоряжения этими невостребованными долями. Кому в первую очередь вы их отдадите? Ведь жалоб очень много, от фермеров например. И представьте себе на минуту, что каждая область будет распоряжаться по своему усмотрению, не имея общего решения, федерального закона. Как вы себе это представляете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. АЛФЁРОВ А. П. В моём докладе, может, я быстро зачитывал, там чётко прозвучало, что эти невостребованные доли предоставляются, без проведения торгов сельхозорганизациям, в границах которых находятся данные земельные участки. Если там частник, он тоже сельхозтоваропроизводитель, если в его границах находится - пожалуйста, пусть подаёт заявку, обрабатывает. Это вообще вопрос, я считаю, текущий. А коррупционная составляющая появится, если мы будем предоставлять их после проведения торгов: человек уже вкладывается в эту землю, ухаживает за ней, проводит весь комплекс сельскохозяйственных мероприятий, а потом приходят к нему, сельхозтоваропроизводителю, и просто за деньги у него это забирают. Вот это, я считаю, неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Борис Сергеевич, ваш вопрос. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Вопрос к представителю комитета. Я всё-таки не понял, ни одного аргумента против этого закона не было приведено. Вы можете хотя бы кратко сказать, что вас больше всего беспокоит в этом законопроекте? САГИТОВ Р. Ш. Борис Сергеевич, я не стал просто время занимать. Александр Петрович всё рассказал, обо всех проблемных вопросах. Я ему предложил войти в комиссию, которая у нас создаётся. Уже принят в первом чтении законопроект, который я называл, просто ко второму чтению будем дорабатывать его с учётом всех предложений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гайнуллина Фарида Исмагиловна, ваш вопрос. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Александру Петровичу. Александр Петрович, знаете ли вы текст законопроекта, который мы большинством Государственной Думы, ваших коллег по "ЕДИНОЙ РОССИИ", 29 января приняли? Там предлагается механизм разрешения обозначенной вами проблемы. Знаете ли вы об этом? Это первое. И второе. Тогда в чём разница, чем отличаются ваш механизм и механизм принятого нами в первом чтении законопроекта? И простите, поскольку вы достаточно нелицеприятно в наш адрес, "единороссов", здесь высказались, у меня деликатный вопрос: какова цена командировки вашей в Государственную Думу, с учётом того что бесперспективен законопроект, который вы предлагаете? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. АЛФЁРОВ А. П. Спасибо за вопрос. Я не думаю, что к "ЕДИНОЙ РОССИИ" как-то обратился нелицеприятно, я обратился к "ЕДИНОЙ РОССИИ" с просьбой о поддержке. Это первое. Про цену командировки. Проживание суточное в гостинице - 10 тысяч, плюс перелёт из Ставрополя, билет стоит 8 тысяч. Полная информация, да? По законопроекту, который был принят 29 числа. Я владею полной информацией. Закон дополняется статьёй 12-1, в которой речь идёт о невостребованных долях. В чём разница, какова суть вопроса? По данному законопроекту у нас уже сложилось своё мнение. Если сегодня отклонят наш законопроект, мы будем пытаться присоединиться к работе над этим законопроектом или иным способом постараемся принять участие в решении этой проблемы. Значит, в чём суть? Первая часть данной статьи ничем не разнится. Второй момент. Там прописано, в этом законопроекте, что путём собрания собственников земельных долей принимаются решения. Я хотел бы отметить, что собственники земельных долей, которые приняли решение, принимали участие в собраниях согласно Земельному кодексу, когда есть протоколы, договора аренды, также всё это зарегистрировано в регпалате, они свои земельные участки или сами обрабатывают, или предоставили кому-то в долгосрочную аренду, к невостребованным земельным долям не имеют никакого отношения и не могут принимать участие в решении этих вопросов, для этого есть органы государственной власти. И ещё. Где будут брать эти собственники информацию об этих людях и кто будет заниматься делами инициативной группы этих собственников, которые будут делать запросы, розыски, давать информацию в СМИ, Интернете в полном объёме, чтобы данный вопрос имел полную гласность? И третье, чем отличаются эти поправки, - это такой момент. Мы предлагаем до решения вопроса в суде давать в аренду, чтобы эта земля не пустовала, чтобы не было вот этих поборов, чтобы какой-то временный порядок был определён и сельхозтоваропроизводитель мог ухаживать за этой землёй, следить за плодородием этих почв и так далее, и так далее, о чём сегодня с этой трибуны, кстати, говорили - и о программе повышения плодородия, и о гумусе, и что деньги выделяются. А если мы посмотрим, то увидим: фактически растёт бурьян, грызуны бегают и так далее, и так далее. Я вам скажу, если вы не сельхозтруженики: чтобы почву с нуля поднять, чтобы поле заработало, пять лет минимум надо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Депутат Лекарева Вера Александровна, ваш вопрос. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна. Прежде всего я хочу поблагодарить Александра Петровича за смелость и коллег из Ставропольского края за работу. Но тем не менее мой вопрос таков. Ведь 200 тысяч гектаров бесхозных земель образовались не вчера, и нужно действовать в рамках действующего законодательства. Закон суров, но он закон. Что вас сдерживало, что мешало, применяя законодательство о торгах, всё-таки эффективно использовать эту землю? Это вам вопрос. И вопрос представителю комитета. Как я поняла, докладчик говорил о том, что хотят избавиться от посредников в конкурсах и торгах, где процветают взятки. Я не вижу препятствий для совершенствования во втором чтении этого законопроекта. Уважаемый представитель комитета, вы что, подозреваете всех своих губернаторов и мэров в том, что они будут раздавать землю направо и налево? Вот мой мэр, глава города Самары, попросил меня поддержать законопроект, хотя решение фракции - голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. АЛФЁРОВ А. П. Спасибо за вопрос. Почему раньше не выносился этот вопрос, я сказать не могу, я в Думе два года работаю. Этот законопроект уже был внесён нами в прошлом году, поэтому проблема была обозначена, и мы идём к её решению так, как можем. Если поддержите, решим быстро. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Ринат Шайхимансурович. САГИТОВ Р. Ш. Вера Александровна, я уже, выступая с содокладом, говорил, что мы во втором чтении будем дорабатывать принятый законопроект. Пожалуйста, все... Сегодня мы голосуем против того, чтобы этот законопроект принимать, но все вопросы, которые поставлены, мы готовы рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Пожалуйста, депутат Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР не поддерживает настоящий законопроект. Мы считаем, что и тот законопроект, который разрабатывается в комитете, и этот законопроект, они фактически направленность имеют одинаковую. В комитете говорят, что надо забрать доли у бедных собственников, которые не соизволили вовремя истребовать их, здесь предлагают вообще сейчас их использовать. Ну, к сожалению, использование чужой собственности, которая числится за людьми, чьи фамилии, имена и отчества указаны в имеющихся базах, с целью извлечения прибыли, наверное, не совсем правильно. Вот в чём вопрос. Если бы уважаемый докладчик сказал: мы хотим использовать эту землю, отдать её для использования, сегодня на каждого владельца, который сохранился (фамилия, имя и отчество), нами будет открыт депозитный счёт в банке, куда его доля арендной платы будет складываться, мы оттуда будем вычитать налог на землю, который должен поступать, но будут складываться деньги на тот счёт, того владельца, который у нас сегодня номинально числится, мы бы двумя руками поддержали. Тогда собственники этих невостребованных долей узнали бы о том, что, оказывается, у бабушки, у дедушки была доля, на эту долю сегодня капают какие-то деньги в банк, они бы востребовали свою долю. Вот сейчас наследник бабушки получит свою долю, наследник знает, что у него где-то есть 2-3 гектара, которые выделить в натуре невозможно, продать невозможно, и ничего с них получить невозможно, но, для того чтобы их истребовать, надо пройти целые круги ада бюрократических процедур, поехать в другой регион, бегать там месяц по разным инстанциям, чтобы как-то оформить своё право, потерять деньги и ничего на этом не получить. Поэтому и не востребуют, наверное, эти доли, потому что принимали мы закон об этой долевой приватизации земель, собственно говоря, через одно место, не думая о том, кто в этом деле будет участвовать и что дальше людям с этим делать. В наш адрес упрёк, потому что возникли эти невостребованные доли. Ну кто мешает сегодня подготовить законопроект, в котором мы сохраним права собственников на получение доходов с той собственности, которая им принадлежит либо по праву наследства, либо ещё как-то? Нельзя так: давайте, мол, мы эту землю будем использовать, сами получать от неё доходы, и если вот кто-то проснётся, придёт к нам, пройдёт суды и докажет, что он имеет право, тогда, может быть, ему что-нибудь в дальнейшем и будет перепадать. Сегодня надо сделать нормальный, цивилизованный шаг, как это делают в других странах. Есть номинальный владелец, на него... Вы принимаете решение об использовании этих земель, они не используются, сдаёте в аренду, так как доля не выделена в натуре, то есть фактически нет конкретного участка и вы не можете его исключить, вы всем этим людям, которые числятся у вас в реестре как владельцы долевой собственности, открываете счета в банке и за вычетом налога на землю все эти деньги от аренды на эти счета идут. Я думаю, что тогда появятся собственники, которые не будут отбирать свою землю, которые не будут лезть в управление или ещё куда-то, они скажут вам большое человеческое спасибо - все, как правило, люди небогатые - за те деньги, которые будут поступать, и докажут наследованием или ещё каким-то образом своё право на эти счета, и пойдут в суды, потому что они будут знать, за что судятся. Они будут судиться за тот источник доходов, который достался им от бабушки, всю жизнь проработавшей в этом колхозе и получившей какую-то долю земель. Но к сожалению, как правило, наследники не хотят заниматься вот этими тяжбами. Упростить надо жизнь, и налогов будет больше поступать, и земля будет использоваться, и те люди, которые имеют это право собственности на эти участки, будут получать какой-то доход. Ну и в рейтинге мы поднимемся, если мы таким образом будем соблюдать право собственности на землю. Поэтому в том виде, в котором концептуально представлен этот законопроект, фракция ЛДПР поддержать не может, как, впрочем, и в том виде, в котором разрабатывается в комитете законопроект, потому что концепция и вашего, и их законопроекта в этой части состоят в одном: отобрать, отобрать землю. Мы кардинально против, и позиция фракции ЛДПР - дать людям землю, дать людям доходы и сохранить в неприкосновенности право собственности людей, особенно на землю. Тогда и инвесторы к нам пойдут, и люди станут жить чуть-чуть лучше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. По ведению - депутат Асеев Владимир Михайлович. Включите, пожалуйста, микрофон. АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Учитывая, что у нас осталось ещё тринадцать вопросов, я предлагаю всё-таки продлить заседание до окончания рассмотрения всей повестки. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, поступило... По ведению - депутат Москалец Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в таком случае более разумно было бы рассмотреть до конца блок экономических вопросов и пункт 30, как мы обещали депутату Жириновскому, его вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Гайнуллиной. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. У меня аналогичное предложение: завершить рассмотрение экономического блока, вопроса коллеги Жириновского, который мы на 22-е место поставили, и на этом завершить сегодня работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Лекаревой Вере Александровне. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна. У меня предложение: завершить тот вопрос, который мы сейчас обсуждаем, и закончить заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение депутата Асеева. Кто за данное предложение? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 13 сек.) Проголосовало за 34 чел.7,6% Проголосовало против 184 чел.40,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 218 чел. Не голосовало 232 чел.51,6% Результат: не принято Не принято. Ставится на голосование предложение, которое внесли депутаты Москалец и Гайнуллина. Кто за данное предложение? Прошу определиться голосованием. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 47 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4% Результат: принято Принято, продолжаем работу. Депутат Лекарева, вы не возражаете против того решения, которое принято? По ведению - депутат Плетнёва. По этому же вопросу? Включите, пожалуйста, микрофон депутату Плетнёвой. ПЛЕТНЁВА Т. В. Решение уже принято, поэтому что говорить? Я просто взяла распечатку голосования: совершенно верно, Захарьящев так нас убеждал, а голосует сам никак. Это вообще цинизм просто, цинизм! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по этому вопросу, Тамара Васильевна. Уважаемые депутаты, обсуждение вопроса закончено. Александр Петрович, вам, как докладчику, нужно заключительное слово? Включите, пожалуйста, микрофон депутату Денисову Валентину Петровичу. Ещё выступление. ДЕНИСОВ В. П. Спасибо, Надежда Васильевна. Я внимательно выслушал выступление Александра Петровича, я уважаю твёрдость его позиции как представителя ставропольской Государственной Думы. Но если отбросить политес и эмоции, которые прозвучали в его выступлении, и встать на правовую основу, я ещё раз хочу подтвердить, что комитет аграрный - а о нём говорилось несколько раз - очень взвешенно рассматривал этот вопрос, всесторонне, на профессиональной основе, без эмоций и без политики, и мы считаем, что принятый в конце января закон вполне может поглотить то, что предлагается ставропольцами. Возникает ситуация: вам шашечки или ехать? Если ехать - подключайтесь к комиссии, как комитет предлагает, и будем эту проблему прописывать в этом законе, тем более она там уже присутствует. Поэтому я предлагаю согласиться с решением Комитета по строительству и земельным отношениям и отклонить данный законопроект ставропольский. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Петрович. Александр Петрович, ваше заключительное слово коротко. АЛФЁРОВ А. П. Спасибо, Надежда Васильевна. Что хотелось бы сказать? Поправки, предложенные Государственной Думой Ставропольского края, в закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не нашли поддержки, то есть вопрос опять остался нерешённым, хотя мы все понимаем, что проблема эта очень серьёзная. Что сказать мне сегодня, вернувшись домой, нашим сельхозтруженикам, хлеборобам: мужики, бросайте работать на этой земле, ухаживать за ней, содержать её в порядке, сохранять плодородие почвы и так далее? Я думаю, что не тот у нас крестьянин, который просто возьмёт и бросит землю. Но я сегодня уже полностью уверен в том, что, обозначив данную проблему и её масштабы, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в ближайшее время примет те законодательные акты, которые решат все эти проблемы, так как Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик не желает выступить с заключительным словом? Полномочный представитель президента? Правительства? Также не желают. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 42 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8% Результат: не принято Не принято.