Заседание № 105

15.07.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 230178-5 "О ратификации Договора об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества и Соглашения об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1501 по 1988 из 10413
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 4. О     
проекте федерального закона "О ратификации Договора об учреждении               
Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества и Соглашения об     
управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического          
сообщества". Доклад официального представителя Президента Российской            
Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Дмитрия            
Владимировича Панкина.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАНКИН Д. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Решение об учреждении               
Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества принято главами     
государств на заседании Межгосударственного Совета Евразийского                 
экономического сообщества 4 февраля 2009 года. 9 июня 2009 года этот договор    
подписан главами правительств государств - членов ЕврАзЭС и Армении.            
                                                                                
Фонд учреждён в целях преодоления негативных последствий мирового финансового   
и экономического кризиса, обеспечения экономической и финансовой устойчивости   
национальных экономик и в целях дальнейшей интеграции экономик государств -     
участников фонда.                                                               
                                                                                
Договор об учреждении фонда предусматривает предоставление займов               
государствам-участникам, а также кредитование инвестиционных                    
межгосударственных проектов.                                                    
                                                                                
В соответствии с договором взносы государств-учредителей уплачиваются либо в    
долларах, либо в евро и в течение шести месяцев после вступления в силу         
договора. При этом первоначальный взнос, уплачиваемый в течение шести           
месяцев, составляет 10 процентов от общей суммы взноса, а на остальные 90       
процентов выписывается вексель, и при необходимости средства будут              
предоставляться в рамках данного векселя.                                       
                                                                                
Средства фонда предоставляются на условиях платности, срочности и               
возвратности. Расходы на участие Российской Федерации в этом фонде              
предусмотрены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год..." в     
размере 750 миллионов долларов, что составляет 10 процентов от                  
предполагаемого взноса Российской Федерации в данный фонд. Таким образом,       
общие расходы федерального бюджета на участие в данном фонде составят 7,5       
миллиарда долларов США.                                                         
                                                                                
Другой крупнейший участник, который вносит реально деньги, - Казахстан, он      
вносит 1 миллиард долларов.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и    
связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста,      
Алексей Владимирович.                                                           
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В дополнение к выступлению     
официального представителя президента замечу следующее. Ещё в декабре 2008      
года во время неформального саммита президентов Армении, Казахстана,            
Кыргызстана, России и Таджикистана в Боровом была обозначена необходимость      
проведения оперативной работы по направлению оказания помощи государствам -     
участникам данного соглашения в период финансового и экономического кризиса,    
а также с целью создания эффективного инструмента для осуществления             
совместных мер по стабилизации экономической ситуации в целом. Решение об       
учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 10 миллиардов долларов США    
- это серьёзная попытка сохранить прежде всего однородное экономическое         
пространство за счёт свободы передвижения людей, капиталов, товаров и других    
услуг.                                                                          
                                                                                
Руководство России согласилось с тем, что доля нашего государства в фонде       
будет составлять 7,5 миллиарда долларов США. И это обусловлено, безусловно,     
тем, что развить интеграцию, сохранить и довести до конца реализуемые в         
формате ЕврАзЭС ранее принятые программы можно только в том случае, если        
Российская Федерация выступит основным вкладчиком.                              
                                                                                
В системе мер по противостоянию мировому финансовому кризису в рамках ЕврАзЭС   
работу Антикризисного фонда можно рассматривать как деятельность фонда          
взаимопомощи. Управлять фондом будет, как известно, Евразийский банк            
развития. Председателем фонда назначен министр финансов Российской Федерации    
Алексей Леонидович Кудрин.                                                      
                                                                                
Не детализируя содержание договора и соглашения, хочу заметить, что основной    
составляющей работы этого фонда будет предоставление государствам -             
участникам фонда займов, стабилизационных кредитов для поддержания экономики    
и реализации межгосударственных инвестиционных проектов на условиях             
платности, срочности и возвратности. Помимо прочего фонд будет выступать        
действенным инструментом внешней политики России, поскольку каждый              
представитель участника фонда при голосовании в совете фонда наделяется         
голосами пропорционально размеру взноса государства.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё до рассмотрения этого вопроса были высказаны разные      
точки зрения о целесообразности вложения нашей страной этих средств. Думаю,     
что в данной аудитории нет необходимости лишний раз подчёркивать, что России    
необходимо инициировать и создавать систему единых координационных              
экономических органов, направленных на формирование единой финансовой системы   
в рамках ЕврАзЭС, единых финансовых институтов, вплоть до перехода на расчёты   
в рублях или в другой единой валюте. Как известно, в настоящее время в          
ЕврАзЭС уже введён в действие режим свободной торговли, отменены экспортные и   
импортные пошлины на произведённые внутри сообщества товары и продукты, не      
применяются антидемпинговые меры. К моменту ратификации настоящего договора и   
соглашения все его участники определились с размером взноса, в том числе и      
братская Белоруссия.                                                            
                                                                                
Проведённые экспертные работы позволяют сделать вывод, что предлагаемый         
законопроект "О ратификации Договора об учреждении Антикризисного фонда         
Евразийского экономического сообщества и Соглашения об управлении средствами    
Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества" по форме и         
тексту соответствует пункту "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации и    
Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации", другим    
общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным             
конституционным законам, правилам юридической техники.                          
                                                                                
Исходя из изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать   
данные договор и соглашение. Мы считаем, что, несомненно, ратификация этих      
документов будет способствовать интеграции экономик стран, принявших решение    
об учреждении Антикризисного фонда, возможно, будет в целом способствовать      
всем интеграционным процессам на постсоветском пространстве.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику или содокладчику? Один         
вопрос. Два вопроса... Проснулись.                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Селезнёв Валерий Сергеевич.                                 
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Спасибо. У меня вопрос к представителю Минфина.                                 
                                                                                
Очередная ратификация, очередные льготные кредиты, возможности, 7,5 миллиарда   
вносит Россия... Почему валютой фонда выбран именно доллар, если мы постоянно   
декларируем необходимость придания рублю статуса региональной валюты и при      
этом есть исключительная возможность сделать это в нашей валюте, так как это    
наш регион?                                                                     
                                                                                
И второй вопрос. Продуман ли механизм кредитования, исключающий нарушения       
пусть даже негласных условий соглашения, потому что не секрет, что такого       
рода льготные кредиты, особенно во время кризиса, выделяются другим странам     
под определённые условия? Мы имеем печальный опыт выделения гигантского         
кредита Киргизии и последовавшее за этим обсуждение закрытия американской       
военной базы в Манасе. Сейчас мы будем иметь проблемы с дружественными нам      
Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном.... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ, Дмитрий Владимирович.                  
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Благодарю.                                                         
                                                                                
По первому вопросу. Вы правы, действительно, вопрос такой был, он серьёзно      
обсуждался, было два варианта: взносы в национальных валютах и взнос в          
свободно конвертируемой валюте. Если бы мы пошли на внесение взносов в          
национальной валюте, то это означало бы, что Российская Федерация делает        
взнос в рублях, которые фактически являются свободно конвертируемой валютой,    
а другие страны вносят взносы в своих манатах, тугриках, с которыми несколько   
непонятно, что дальше делать. Поэтому, чтобы фонд стал действительно            
серьёзным экономическим механизмом, инструментом, было принято решение взнос    
делать в свободно конвертируемой валюте. Ну, вот определили 10 миллиардов       
долларов.                                                                       
                                                                                
Что касается второй части вопроса. Действительно, механизмы реализации и        
механизмы контроля за эффективностью предоставления кредитов, за выполнением    
обязательств, которые берёт на себя заёмщик, - это серьёзная проблема,          
которая имеется в межгосударственных финансовых взаимоотношениях, кредитных     
отношениях. Что предусматривается? Здесь предусматривается механизм, скажем,    
управляющей компании, то есть средствами фонда будет управлять Евразийский      
банк развития, который должен будет отслеживать соблюдение заёмщиками всех      
условий предоставления кредитов, отслеживать целевое использование кредитов и   
собственно эффективность использования данных средств. Так что мы надеемся,     
что такой механизм послужит, так сказать, более чёткому контролю за             
соблюдением заёмщиком взятых на себя обязательств.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Губкин Анатолий Алексеевич.                                 
                                                                                
ГУБКИН А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
У меня вопрос к представителю президента.                                       
                                                                                
Дмитрий Владимирович, вот вы сказали, что будет поручено Евразийскому банку     
развития. Вы знаете, что мы его создали более трёх лет назад, тоже из бюджета   
и там около 1,5 миллиарда долларов. А может быть, стоило бы сказать или         
представить какие-то материалы в Думу: а чем он вообще эти два года             
занимался, как он инвестировал, какова его эффективность? Потому что к этим     
1,5 миллиарда мы ещё добавляем 10.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Вопрос об эффективности работы Евразийского банка развития - это, на мой        
взгляд, всё-таки самостоятельный вопрос. Банк создавался прежде всего для       
работы с инвестиционными проектами, и реально работа по многим из них           
началась. Деньги предоставлены, допустим, на Экибастузскую ГРЭС, ведутся        
работы, по месторождениям полиметаллов, хромитов - ряд месторождений в          
Казахстане. В Российской Федерации начинается работа в порту Усть-Луга,         
проект финансируют, на Тихвинском вагоностроительном заводе, то есть            
начинается работа по ряду серьёзных проектов, средства реально предоставлены.   
                                                                                
Но повторяю, что это самостоятельный вопрос, который может и должен стать       
предметом обсуждения. А фонд создаётся прежде всего не для предоставления       
кредитов по конкретным инвестиционным проектам, а для предоставления кредитов   
странам, которые сталкиваются с трудностями платёжного баланса, с трудностями   
исполнения государственного бюджета в связи с финансовым кризисом. Так что      
здесь будет немножко другая природа средств и другая природа кредитов.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.                                  
                                                                                
КАШИН В. И. Дмитрий Владимирович, нас не очень-то устраивают ваши объяснения    
в отношении рубля, поскольку в Конституции чётко указано, что наша              
национальная валюта - это рубль. И поскольку мы являемся основными              
учредителями, безусловно, это можно было решать именно с этой точки зрения.     
                                                                                
А самое главное, вас не настораживает, что в последнее время перезагружен       
министр финансов? И его поведение в Белоруссии, по большому счёту, нанесло      
вред нашим отношениям, российско-белорусским. Не получится и дальше, что        
подобное поведение станет большим тормозом в развитии вот этой организации?     
Почему он снова является руководителем фонда и так далее, и тому подобное?      
Что, нет других людей в России, что ли?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Уважаемые депутаты, мне кажется, что создание фонда как раз и      
должно позволить избежать вот такого индивидуального принятия решений. Здесь    
решения принимаются коллективно: есть совет фонда, в котором участвуют          
представители всех стран-учредителей, и принимается коллективное решение о      
направлении средств фонда, но, конечно, при определяющей роли Российской        
Федерации. Так что, повторяю, здесь, мне кажется, будет приниматься             
коллективное решение.                                                           
                                                                                
А что касается Белоруссии, то, на наш взгляд, говорить о том, что произошли     
какие-то кардинальные изменения в наших взаимоотношениях, нельзя, работа        
продолжается.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Игорь Владимирович.                               
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к заместителю министра финансов.                                  
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Владимирович, объясните всё-таки, пожалуйста, принцип         
формирования размеров первоначальных взносов. Российская Федерация - 7,5        
миллиарда, Армения, Киргизия и Таджикистан - по миллиону. Разница в семь с      
половиной тысяч раз. Мы что, опять по принципу дружбы народов будем за счёт     
нашей страны поддерживать экономику так называемых братских народов?            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Ну принцип... две страны вносят реальные суммы: 7,5 миллиарда - Россия и        
миллиард - Казахстан. Размеры определялись исходя из размеров валового          
продукта, исходя из накопленных золотовалютных резервов. То есть эти две        
страны будут реально предоставлять средства. Что касается остальных             
государств-участников - Армении, Таджикистана, Киргизии, - конечно, их взносы   
символические - миллион, ну, Белоруссия - 10 миллионов, это чисто               
символические взносы. Понятно, что мы будем кредитовать эти страны. И здесь     
нам никуда не деться. Если мы хотим жить на данном постсоветском                
пространстве, строить нормальные экономические взаимоотношения с этими          
странами и думаем о безопасности наших границ, о нормальном самочувствии        
нашего бизнеса в этих странах, их надо кредитовать. Нам от этого никуда не      
деться, надо на это трезво и реально смотреть. Другое дело, что эти кредиты     
должны быть максимально эффективными, должны сопровождаться условиями,          
которые будут способствовать, так сказать, продвижению наших экономических и    
других интересов в данных странах. Вот над этим надо работать.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович, ваш вопрос.                     
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".                                     
                                                                                
Очевидно, один вопрос я повторю. Конечно, очень странно создавать... говорить   
о необходимости укрепления региональных валют, усиления роли и значения рубля   
в международных расчётах и тут же создавать фонд в иностранной валюте. Но об    
этом уже было сказано, я только своё недоумение к этому добавляю. А вот что     
касается вообще создания этой структуры... Ну если мы даём основную сумму,      
зачем вообще нужна эта структура? Ну напрямую будем кредитовать, если надо, в   
целях безопасности, в целях развития отношений, мы и Казахстан напрямую будем   
кредитовать. Какой смысл собираться вместе, когда 85 процентов голосов у двух   
стран? Совершенно же очевидно, кто будет заказывать музыку. И это правильно,    
нормально. Только зачем создавать псевдоструктуру, когда можно всё это делать   
просто, ясно и понятно - кредитовать от имени Правительства России?             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПАНКИН Д. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
В данном случае просто создаётся ещё один механизм координации экономических,   
финансовых политик, дополнительный механизм, помимо того, что, допустим,        
кредит просто предоставляется Российской Федерацией другой стране. В данном     
случае это механизм обсуждения с другими странами-участницами,                  
взаимодействия, возможно, выстраивания системы, когда не только Российская      
Федерация, но и, допустим, Казахстан предоставляет кредит, то есть это как      
дополнительный инструмент. И его введение не подразумевает, что мы исключаем    
двусторонние кредиты - нет, они тоже предусматриваются в программе наших        
внешних заимствований, - это лишь дополнительный механизм вот такой             
многосторонней работы, и понятно, что при определяющей роли Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончены.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Владимирович, присаживайтесь.                               
                                                                                
Есть ли необходимость у кого-то выступить? Записался один депутат.              
                                                                                
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы должны обязательно выступить по этому законопроекту,       
потому что организационно, конечно, такая структура нужна, и пускай она         
будет, но по сути что это будет означать? Это скрытая форма финансирования,     
поддержки, оказания помощи тем же самым национальным окраинам, которые были и   
в Советском Союзе. Уже тогда была применена неправильная формула, когда за      
счёт проседавшего центра поднимали национальные окраины, и подняли их до        
отрыва от центра. Теперь они уже самостоятельные государства, но подход         
остаётся неверным: снова давайте их содержать, давайте им помогать, давайте     
им прощать.                                                                     
                                                                                
Вот там написано, в проекте закона: на основе возвратности. Красиво написано,   
должны вернуть. Ничего не вернут, ни одной копейки, никогда! Потому что мы      
уже помогали всему миру: нам весь мир должен 150 миллиардов долларов. Где       
деньги? Вот однажды прозвучала фраза: "Где посадки?", а я спрашиваю: "Где       
деньги?" Сажать не надо, просто верните деньги, а ещё лучше: не давайте         
денег. Самый хороший совет вам, тем, кто отвечает за российскую финансовую      
систему: никому не давайте ни одной копейки никогда, хоть сто раз там           
поменяются режимы. Потому что все, кто берут, - это лентяи, бездельники,        
мошенники. Они берут, чтобы не отдавать, и прикидываются бедными: мы бедные,    
простите нам долг. Так они ничего не делают, они не работают!                   
                                                                                
Долг Йемену 10 миллиардов долларов мы простили. Почему простили? А Британия     
не простила, она взяла бесплатно в аренду лучшие части территории Йемена на     
сто лет вперёд. Вы почему так не сделали, российский Минфин? Почему вы не       
взяли у них ту же самую часть территории бесплатно на сто лет вперёд? Нам       
нужны причалы для наших кораблей, нам нужны пляжи, Красное море. А вы просто    
отдали деньги. Вьетнам мог нефтью рассчитаться - вы ему просто так отдали,      
Монголия скотом может рассчитаться - 30 миллионов голов скота - вы простили,    
всем простили. А от чьего имени вы прощаете? Значит, нас за дурачков здесь      
держат: вы тут голосуйте. Минфин будет давать всем деньги и прощать потом, а    
нам, как дурачкам, перед избирателями стоять: да, маленькая пенсия, да,         
маленькая зарплата, да, нету детских садов, нету больниц. Вы нас ставите в      
неловкое положение, нам нечего сказать избирателям. Да, надо повышать, а        
Минфин или другие структуры говорят: нету денег. Деньги есть! Пока не           
вернёмся к царской внешней политике и кредитам... Российская Империя никому     
не помогала, поэтому она стала процветающим государством. Если бы она ещё и     
не воевала, было бы ещё лучше. Но цари засиживались, им было скучно,            
проблем-то не было, кризиса, хотелось где-то армию свою потренировать - в       
этом была ошибка. А Советский Союз стал снова помогать всем, вернее, впервые    
мы стали помогать всем. Мы думали, что мир будет благодарен.                    
                                                                                
Сейчас вот поднимается вопрос о том, что ОБСЕ какую-то резолюцию вынесла. Так   
мы им сами повод дали! Освободить Европу от фашизма мы имели полное право, и    
нам Европа будет всегда благодарна, но насаждать советские режимы в             
освобождённых странах - нам такого права народы этих стран не давали. Поэтому   
не надо сегодня, через шестьдесят лет, говорить: ах, как это нас к чему-то      
приравнивают! А кто вам дал право насаждать ваш режим? У нас за советский       
режим никто не голосовал, за КПСС никто не голосовал. А вы говорите, чтобы      
Восточная Европа согласилась с тем, что мы их шестьдесят лет... Так             
добровольно должно быть, добровольно! Скажите, что вы можете дать нам, - а мы   
не хотим брать у вас, а мы не хотим ваш режим, вашу идеологию, ваши деньги.     
Не хотим! И дайте тем, кто хочет, речь только об этом идёт - о                  
добровольности.                                                                 
                                                                                
Вот здесь мы навязываем сами: мы будем содержать вас в рамках этого             
Антикризисного фонда. Кризис у нас с 17-го года. Когда он закончится?           
Никогда. А когда деньги закончатся? Когда умрёт последний русский человек,      
ибо вся помощь идёт с 92-го года за счёт русских: они работают, а остальных     
мы с вами содержим.                                                             
                                                                                
Ведь есть другой вариант антикризисных мер: наоборот, перед лицом               
экономического кризиса прекратить приглашать иностранную рабочую силу из вот    
этих самых стран, которые входят в этот Антикризисный фонд. И всё, и сразу      
будет другое отношение к нам. Деньгами вы их не купите - кроме вас, там         
другая касса есть: китайская, турецкая, американская, пакистанская и так        
далее.                                                                          
                                                                                
В этом смысле впустую расходы. Если при Советском Союзе давали деньги и там     
хоть для видимости флаг поднимали красный с серпом и молотом, или партию        
назвали коммунистической, или что-то ещё делали, хоть какую-то имитацию - там   
никогда не было ни коммунистов, ни советской идеологии, но они, восточные       
люди, эти Африка и Азия, как бы думают: Москва, дай денежки, а мы тут флажки    
расставим, так сказать, - то как только перестали давать денежки - ни           
флажков, ни тех, кто их ставил. Все разбежались, всех посажали в тюрьмы и       
даже тех, кто русский язык изучал, прижали.                                     
                                                                                
Это скрытая форма - продолжать оказывать помощь. Конечно, можно создать         
структуру, но это неразумно. Неразумно! Посчитайте, сколько мы потеряли, если   
бы мы хотя бы остановились, а мы продолжаем терять деньги. Мы продолжаем им     
давать и надеемся, что они это учтут. Не учтут! Вы сперва, прежде чем           
приступать к раздаче денег, изучите такой предмет, как этносоциополитология.    
Вы даже понятия не имеете, что такое этносоциополитология. Вы не видели моего   
учебника, вы прочтите его сперва, он допущен министерством высшего              
образования для студентов высших учебных заведений, и тогда вы поймёте, в       
окружении каких народов мы живём. А так легко быть финансовым чиновником:       
сюда отдал, туда отдал, здесь заключил, там подписал - раздали все деньги.      
Значит, для своих предприятий у них нет денег, а как касается международной     
обстановки, так сразу появляются миллиарды, сразу и для всех: и для Исландии,   
и для Киргизии, и для Армении. А в Армении вешают ордена тому, кто начал        
войну, вот 8 августа будет годовщина. Он, наш армянский друг, получает от нас   
деньги, русские пограничники истекают кровью на армянско-турецкой границе, а    
он зовёт своего друга: "Мишико, на тебе лучший орден Армении". Это же           
издевательство, это насмешка над нами. Это преступник, президент Грузии, от     
него весь мир отвернулся. А всё потому, что вы не знаете, вот те, кто там, в    
МИДе, сидит, наш международный комитет, вы не знаете, что такое Кавказ.         
Пожить нужно там! Царь, прежде чем ставить чиновников в центральных             
ведомствах, направлял их на Кавказ, в Среднюю Азию: вот там поживите лет        
двадцать, послужите, потом - в Петербург в соответствующие ведомства. А здесь   
ничего не понимающие люди начинают заниматься Кавказом или вот сейчас Средней   
Азией. Это ошибка.                                                              
                                                                                
Мы должны это всё учитывать, потому что нет безобидных вещей. Нельзя            
разбрасываться деньгами! Ведь мы же с вами видим ситуацию: вот Туркмения        
повернулась опять к "Набукко" - то с нами, то с "Набукко", туда-сюда,           
туда-сюда - и Азербайджан. То есть где платят больше, туда и бегут, как дети.   
Дети всегда бегут к тому мальчику, у которого новая игрушка, вот к нему         
бегут, с ним начинают играть. Если у другого мальчика или девочки новая         
игрушка - туда бегут. Но это дети, они безумные, они ничего не понимают, они,   
как животные, смотрят: о, красивое что-то там, огонёчки разноцветные...         
                                                                                
А что, Россия такая безумная страна? Раздаёте девяносто два года наши деньги!   
Газ не подключён ещё, представляете? Снова они этой Азии дают деньги, а я был   
вчера в Тверской области, город Осташков: газа нету. Где газ? А когда жил в     
Казахстане пятьдесят лет назад, вы туда дали газ. Вот также депутаты            
Верховного Совета СССР: туда газ, в Среднюю Азию, - у всех газ есть, в каждом   
доме есть газ, а в России, рядом Тверская область, без газа сидят, дровами      
топят, мазутом, живут в покосившихся домах. А там дворцы, и ещё этим ханам,     
султанам деньги давайте в рамках Антикризисного фонда ЕврАзЭС.                  
                                                                                
Ещё тут брат Лукашенко, говорят: не трогайте его. Наш русский министр Кудрин    
не имеет права критиковать. Мол, Лукашенко - это всё, он делает всё отлично.    
Ничего он не делает! Он нахлебник, живёт за счёт России! Уберите нашу помощь    
в 50 миллиардов долларов - и его народ Белоруссии выгнал бы давно уже.          
Пятнадцать лет сидит! Что это за европейская страна, где президент пятнадцать   
лет у власти и не собирается уходить? Не собирается, пожизненно будет сидеть    
там. Пускай едет в Монголию! Даже в Монголии меняются каждые два года. В        
Японии премьер-министр каждый год уходит в отставку - ему стыдно перед          
японцами! А вашему Лукашенко и нашим некоторым министрам не стыдно, они         
никогда в отставку не уйдут! Поэтому не надо защищать Лукашенко и всё           
остальное.                                                                      
                                                                                
Фонд создавайте, а денег не давайте. И никогда никому, никогда никому не        
давайте денег - ни в долг, ни в качестве подарка! Никто никогда не отдаст,      
потому что кругом одни мошенники, весь мир!.. (Микрофон отключён.)              
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, имеется возможность выступить у представителей президента    
и правительства. Не настаивают они. Докладчик и содокладчик хотели бы           
высказаться? Также нет.                                                         
                                                                                
Объявляется "час голосования". Я хотел бы просто напомнить по процедуре, что,   
когда мы голосовали по пункту 3, по технической причине не было сказано, что    
это мы делаем в рамках "часа голосования", поэтому я для стенограммы это        
говорю: пункт 3 у нас проголосован в рамках "часа голосования". А по пункту 4   
голосуем сейчас. Я ставлю этот вопрос на голосование.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается проект федерального закона о ратификации.