Заседание № 107
О проекте федерального закона № 229781-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает Ольга Юрьевна Баталина. БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы и полностью подготовлен к голосованию и принятию в третьем чтении, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Юрьевна. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
9-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 16 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 229781-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает Ольга Юрьевна Баталина. БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, об основных изменениях, которые нам предстоят во втором чтении, я уже говорила сегодня на политической пятиминутке. У нас сформированы две таблицы поправок - таблица поправок, рекомендованных к принятию, и таблица поправок, рекомендованных к отклонению. Действительно, законопроект ко второму чтению существенно изменился - текст увеличился почти в три раза, появилось большое количество нормативных актов, в которые вносятся изменения. Я прошу поставить на голосование таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и поддержать её. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 54 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Данная таблица поправок принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я прошу вынести из таблицы поправок поправку 6 на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправки 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 00 сек.) Проголосовало за 247 чел.54,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 248 чел. Не голосовало 202 чел.44,9 % Результат: принято Принимается. Сергей Михайлович Катасонов. Микрофон включите, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, на самом деле надо признать, что работа проведена большая - принято двадцать две поправки к тексту законопроекта, но вместе с тем мне хотелось бы отметить, что один из вопросов, а именно вопрос экономической обоснованности вот той суммы, которую мы выплачиваем в случае усыновления, так и не прозвучал. Мы задавали вопрос правительству, когда законопроект обсуждался в первом чтении, и на заседании комитета Третьяк сказала, что вроде бы кому-то она написала, но, к сожалению, фактически цифры не названы. Мы не спорим о том, что конечная цель - и комитет об этом говорит, и фракция ЛДПР - в том, что всё-таки ребёнок должен быть в семье, об этом свидетельствует опыт и наших регионов, России, и других стран, это действительно оптимальная ситуация, и, на мой взгляд, это является оптимальным и с точки зрения бюджета, но для того, чтобы мы правильно определили вектор, цифру и условия, на каких мы будем делать выплаты в случае усыновления, нам нужно реально видеть государственные расходные обязательства, а их не называют. Я не знаю, может быть, партия власти стесняется такие вопросы задавать правительству, но это нужно всем нам. Вынося эту поправку на отдельное обсуждение, я ещё раз хочу сказать: давайте мы посмотрим цифры. По моим оценкам, более 100 миллиардов мы тратим на содержание детей в детских домах и на предоставление им жилья. Если мы увидим эту цифру, может быть, и комитет, и, скажем так, большинство совсем по-другому будут относиться к тем предложениям, которые высказывает оппозиция. Я хочу сказать, что есть не только моя поправка о пособии в размере 2 миллионов рублей в случае усыновления, есть и поправка Плетнёвой - 500 тысяч, и так далее. Я ещё раз обращаюсь: давайте мы, как сказала Ольга Юрьевна, возьмём задание на лето и всё-таки запросим у правительства эти цифры, а когда будем дорабатывать законопроект, я думаю, мы всё-таки придём к другой сумме, экономически обоснованной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Юрьевна, пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое за поправку. Действительно, коллега Катасонов был на заседании комитета, и мы очень подробно обсудили его поправку - видно, что он заинтересован в продвижении решения этого вопроса. Мы очень внимательно относимся к тем предложениям, которые делает любой депутат. Вместе с тем я хотела бы отметить, коллеги, что у нас меры материальной поддержки делятся на федеральные и региональные. Какие меры поддержки существуют на федеральном уровне? Во-первых, это единовременное пособие при устройстве ребёнка в семью, с 1 января текущего года оно проиндексировано и составляет 13 тысяч 87 рублей. Во-вторых, одновременно мы определили категорию детей, которая сегодня нуждается в первоочередном устройстве в семью, потому что с точки зрения возможностей устройства в семью эти дети находятся в достаточно сложной ситуации, - именно поэтому выделены в отдельную категорию дети старше семи лет, кровные братья и сёстры и дети-инвалиды. Нет никакого секрета в том, что 80 процентов всего государственного банка данных составляют сведения именно об этой категории детей, поэтому с точки зрения стимулирования семейного устройства, в частности усыновления как наиболее устойчивой, стабильной формы семейного устройства, предложение и сделано в отношении этой категории. И третья форма поддержки на федеральном уровне касается детей-инвалидов - необязательно сирот, эти дети могут воспитываться и в кровной семье: как вы знаете, в четыре с половиной раза с начала года было увеличено пособие родителям, на иждивении которых находятся такие дети и которые, соответственно, не заняты трудовой деятельностью и занимаются воспитанием этих детей, сегодня оно составляет 5 тысяч 500 рублей в месяц, и также увеличена социальная пенсия, которая выплачивается детям-инвалидам, она составляет 8 тысяч 871 рубль. На этом федеральный компонент материальной поддержки завершается и начинается региональный компонент. В регионах введены дополнительно единовременные выплаты при устройстве ребёнка в семью, они в разных регионах разные. На детей, которые находятся в семье на условиях безвозмездной опеки, выплачивается пособие по содержанию ребёнка в семье - как правило, эта сумма колеблется сегодня по регионам от 6 до 8 тысяч рублей в месяц. Если же ребёнок находится на воспитании в приёмной семье, то дополнительно к пособию на воспитание ребёнка выплачивается вознаграждение приёмным родителям, потому что воспитание ребёнка - по сути это труд; эта сумма также колеблется по регионам от 8 до 13 тысяч рублей. Разумеется, мы задумываемся и о том, - как я уже сказала, берём домашнее задание, Сергей Михайлович, - как упорядочить меры материальной поддержки замещающих семей, и здесь у нас выделено три ключевых направления: во-первых, очень важно, чтобы устройство ребёнка в семью в дальнейшем не привело к вторичному социальному сиротству, то есть к возврату ребёнка, а для этого мы прежде всего должны создать систему сопровождения детей в замещающей семье, чтобы те проблемы, с которыми сталкивается семья, решались не только силами самой семьи, но и при содействии медицинских, образовательных и иных учреждений... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 6 из таблицы поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 50 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 81 чел. Не голосовало 369 чел.82,0 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ольга Юрьевна, ещё что-то у вас есть?.. БАТАЛИНА О. Ю. Нет, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 22 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 91
О проекте федерального закона № 229781-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас на 16 часов, на фиксированное время, стоит 14-й пункт порядка нашей работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Владимировна Третьяк. Пожалуйста, Наталья Владимировна. ТРЕТЬЯК Н. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемые депутаты, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот...". Законопроектом предусматривается создание механизмов правовой и психолого-педагогической поддержки кандидатов, замещающих родителей, а также семей, уже воспитывающих приёмных детей, обеспечение упрощения процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. Также предусматривается уменьшение объёма отчётности опекунов и приёмных родителей и увеличение с 1 января этого года размера единовременного пособия при передаче ребёнка в семью. В частности, законопроект возлагает на органы опеки и попечительства обязанности по оказанию семье помощи в реализации и защите прав подопечных, а также помощи в получении услуг по социальному, медицинскому, психологическому или педагогическому сопровождению. Также законопроект освобождает от обязанности проходить специальную подготовку лиц, которые уже являются усыновителями или опекунами и готовы принять в семью ещё детей. Законопроектом исключается разница в возрасте. В настоящее время существует требование о наличии разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребёнком - она составляет не менее шестнадцати лет. При этом суд вправе отказать в усыновлении ребёнка, если разница в возрасте не позволяет обеспечить ребёнку полноценное физическое, психическое, духовное или нравственное развитие. Также законопроектом сокращается срок обжалования решения суда об усыновлении с тридцати до десяти дней. Сокращение срока, в течение которого ребёнок продолжает находиться в учреждении для детей-сирот, безусловно, положительно отразится на психологическом состоянии ребёнка и облегчит процесс его адаптации в семье усыновителей. Также законопроектом увеличивается срок передачи ребёнка под предварительную опеку с одного до шести месяцев с возможностью продления указанного срока до восьми. Мы полагаем, что такая мера позволит во многих случаях предотвратить помещение ребёнка в организацию для детей-сирот до того, как будет подготовлен необходимый пакет документов для установления опеки или усыновления. В части упрощения процедуры отчётности опекунов законодательством исключаются требования о предоставлении ими документов, подтверждающих произведённые за счёт средств подопечного расходы на питание, предметы первой необходимости, предметы личной гигиены и прочие мелкие бытовые нужды. Также в целях материальной поддержки граждан, которые усыновляют детей, требующих особой защиты государства и особой поддержки, устанавливается единовременное пособие в размере 100 тысяч рублей на каждого ребёнка при передаче ребёнка в семью в случае усыновления ребёнка-инвалида, ребёнка в возрасте старше семи лет, а также детей, которые являются братьями и сёстрами. Для обеспечения указанной выплаты в федеральном бюджете будут предусмотрены следующие дополнительные средства: в 2013 году - почти 438 миллионов рублей, в 2014 году - более 518 миллионов рублей и в 2015 году - 579,5 миллиона рублей. Принятие законопроекта позволит снизить число детей, оставшихся без попечения родителей, и сократить контингент организаций для детей-сирот. Уважаемые депутаты, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна, присаживайтесь. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Юрьевна Баталина. Так, Ольга Юрьевна, сказали, идёт. Нет Ольги Юрьевны? Ну, наверное, паузу больше держать уже невозможно, коллеги, мы вынуждены прервать рассмотрение этого вопроса... Ну вот, замечательно, подошла Ольга Юрьевна. Ольга Юрьевна, мы вас уже объявили, поэтому сразу на трибуну, пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, добрый день! Я приношу извинения - завершила совещание. Коллеги, чем нам важен этот законопроект? Этот законопроект один из ключевых, которые мы принимаем во исполнение указа Президента Российской Федерации, направленного на поддержку детей-сирот. Вы помните, что именно с этого указа в декабре стартовала действительно серьёзная, комплексная и масштабная работа по наведению порядка с сиротством в Российской Федерации. Конечно, проблема комплексная, и у нас в Государственной Думе работают и межфракционная рабочая группа под руководством Людмилы Ивановны Швецовой, и рабочая группа, которую возглавляет Сергей Иванович Неверов, которая в постоянном формате отрабатывает предложения, прежде всего законодательные предложения, предложения для субъектов Российской Федерации, с тем чтобы эта проблема действительно сдвинулась с мёртвой точки и решалась не частным образом, а комплексно, системно, чтобы многие вопросы, которые сегодня не имеют федерального отражения, нашли федеральное регулирование. При всей значимости законопроекта необходимо отметить, что он, конечно, не в полной мере охватывает все те задачи и вопросы, которые поставил президент в своём указе, поэтому мы рассчитываем на то, что ко второму чтению этот законопроект будет серьёзно усилен. Что в нём должно появиться, на наш взгляд? Во-первых, коллеги, когда мы с вами говорим о причинах такого плачевного положения дел с детьми-сиротами, мы понимаем, что одна из основных причин - это социальное сиротство. Если каждый год порядка 70 тысяч детей остаются без попечения родителей, имея живых родителей, - это ненормально. Конечно, это болезнь, запущенная болезнь российского общества, это где-то и недостаточность мер поддержки государства, это где-то потеря духовности и нравственности, когда человек, который имеет, воспитывает детей, в то же время не осознаёт своей ответственности за их судьбу и ведёт себя ровно так, как считает нужным, и в дальнейшем доводит свою семью до того, что дети лишаются попечения. Я считаю, что ко второму чтению в этом законопроекте должно появиться понятие сопровождения семей, понятие помощи семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это главное и ключевое, с чего мы с вами должны начать. Очень важно сделать всё, чтобы сохранить ребёнку кровную, родную семью. Если эта семья действительно борется с трудностями, пытается с ними справиться, но у неё нет для этого достаточных возможностей, вот здесь должна включиться комплексная система сопровождения. Это должно быть и педагогическое, и психологическое сопровождение, конечно, должны быть меры необходимой материальной поддержки, должно быть и медицинское, и правовое, и юридическое сопровождение. Самое главное, что подход к помощи такой семье должен быть индивидуальным и, конечно, только добровольным. Невозможно никому оказать помощь, если человек сам от неё отказывается. Это первое. Второй момент. Когда мы говорим о тех детях, которые сегодня воспитываются в учреждениях для детей-сирот, что мы видим? Что в основном это дети старше семи лет, это дети-инвалиды или дети, которые испытывают трудности с состоянием здоровья, это дети, которые имеют кровных братьев и сестёр, потому что далеко не каждая семья готова взять их всех на воспитание. И мы сегодня должны найти такие формы семейного устройства и так стимулировать эти формы семейного устройства, чтобы и эти дети получили опыт семейной жизни, чтобы они были социализированы в рамках семьи и смогли выйти во взрослую жизнь подготовленными, а это значит, что мы должны проработать и систему сопровождения тех семей, которые взяли детей на воспитание. К сожалению, нередки сегодня ещё возвраты детей в учреждения. Это страшная психологическая травма для ребёнка. Для того чтобы этого не происходило, нужно понимать, что, несмотря на то что гражданин взял на себя ответственность за ребёнка, он может нуждаться в помощи, и не нужно ему в этой помощи отказывать, поэтому такая же система сопровождения должна действовать и для тех семей, которые взяли ребёнка на воспитание. Есть и другие вопросы, которые, на мой взгляд, должны быть отражены в этом законодательном акте, но самое главное, что тот набор мер и предложений в проекте закона, который мы сегодня рассматриваем, отвечает требованиям указа президента, а это значит, что планомерная работа по его реализации у нас ведётся, и мы надеемся на успех в этой работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Юрьевна. Есть ли вопросы? Есть. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Лахова Екатерина Филипповна. ЛАХОВА Е. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Наталья Владимировна, законопроектом предлагается отменить статью 128 Семейного кодекса, предусматривающую разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребёнком, которая сегодня составляет шестнадцать лет. Например, в Италии эта разница семнадцать лет, во Франции - пятнадцать лет. Исходя из Семейного кодекса усыновитель приравнивается у нас к родителю, это должен быть человек зрелый, способный вырастить и воспитать ребёнка. Сегодня 128-я статья работает в интересах ребёнка и только в исключительных случаях, опять же в интересах ребёнка, позволяет суду уменьшить разницу в возрасте. В указе президента говорится об изменении установленной разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребёнком, но не об отмене этой нормы. Отмена статьи 128 только в интересах педофилов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд. Я прошу вопрос сформулировать. ЛАХОВА Е. Ф. Исходя из законопроекта молодой человек в возрасте двадцати лет может усыновить десяти-, четырнадцати-, пятнадцатилетнего ребёнка - для чего это делается? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Владимировна. ТРЕТЬЯК Н. В. Уважаемая Екатерина Филипповна, закон сохраняет право судов отказать в усыновлении, если суд посчитает, что разница в возрасте не позволяет обеспечить ребёнку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное воспитание. Если же мы сохраним норму в том виде, в котором она действует, то в тех случаях, когда есть необходимость усыновления ребёнка, например, родным братом или сестрой, а разница, предположим, составляет десять лет, это будет невозможно. Если человек самостоятельный, работает, он вполне может стать отцом или матерью для своего родного брата, но при этом он даже не сможет подать документы в суд, потому что такая разница уже зафиксирована в законе, и зачастую это препятствует возможности передачи ребёнка в семью. Сохранение права за судом отказать в усыновлении по причине разницы в возрасте позволит обеспечить интересы детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Юрьевна, добавить хотите? Пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю. Коллеги, вот мне абсолютно понятна позиция Екатерины Филипповны и её озабоченность, потому что одно дело, когда суд отказывает людям, которые имеют право на усыновление, а мы, собственно, сегодня об этой норме и говорим, и другое дело, когда суд, принимая во внимание весь комплекс, так сказать, всю ситуацию, которая сложилась у конкретного брата или сестры, принимает решение в его пользу. Я полагаю, что не стоит так уж безоговорочно эту норму поддерживать, надо подумать над ней ко второму чтению и, возможно, предусмотреть отмену возрастного ограничения только для кровных братьев и сестёр. В любом случае требования и правила, которые предусматриваются в законопроекте, надо сделать более жёсткими. Неоднозначная норма, и здесь я позицию Екатерины Филипповны поддерживаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос Наталье Владимировне. Наталья Владимировна, скажите, пожалуйста, за последние два года какое количество обращений в суды было по данной тематике? И почему мы вынуждаем усыновителей самим заниматься этими вопросами, не поручаем это каким-то другим органам? Ребята, как правило, находятся в тяжёлой жизненной ситуации и не всегда позиция суда и органов опеки направлена на то, чтобы защитить их интересы. ТРЕТЬЯК Н. В. Кирилл Игоревич, прошу прощения, не очень поняла вопрос: сколько было обращений по мотивам отказа судом в усыновлении при наличии разницы в возрасте - вы это имеете в виду? Такой статистики быть не может, потому что сейчас действует норма - разница в шестнадцать лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На второй вопрос отвечайте, Наталья Владимировна. ТРЕТЬЯК Н. В. Извините, повторите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Черкасову включите микрофон. ЧЕРКАСОВ К. И. Второй вопрос вытекает из контекста: почему мы перекладываем вот эти решения на судейские органы? Когда органы опеки приходят в суд, они не всегда отстаивают интересы заявителя. ТРЕТЬЯК Н. В. Мы полагаем, что только суд может полно и объективно учесть и установить все обстоятельства дела. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. У меня к обоим докладчикам вопрос. Было сказано, что это не полный набор мер и предложений по реализации указа. Вопрос: почему? Почему нельзя было полностью проработать этот законопроект и не оставлять что-то на поправки, что-то на другие законы? Например, приоритет усыновления родственниками - где он в этом законопроекте? А самое главное - финансирование. То, что вы написали: до 100 тысяч рублей, - какая великая щедрость, особенно после принятия сегодня решения о прощении долга в сотни миллионов долларов! У нас были предложения о финансировании ну хотя бы в пятидесятипроцентном размере от средств, которые сегодня государство тратит на каждого ребёнка в детском доме, - где эти предложения и почему их нужно именно поправками принимать, когда уже концепция будет принята? Тем более потом, во втором чтении, - как правило, так и бывает - скажут: а вот не соответствует концепции, принятой в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Владимировна, пожалуйста. ТРЕТЬЯК Н. В. Олег Анатольевич, к сожалению, для подготовки законопроекта министерство имело весьма ограниченные сроки. Дополнительное экспертное обсуждение законопроекта, в том числе на площадке Государственной Думы в рамках заседания профильного комитета, позволило выявить те вопросы, которые могут быть дополнительно урегулированы этим законом. В частности, это касается уточнения полномочий субъектов Российской Федерации по оказанию сопровождения семей - не только тех семей, которые приняли ребёнка в семью, но и семей, нуждающихся в такой поддержке. Это касается и мер дополнительного материального стимулирования семей, принявших ребёнка в семью, и других вопросов. Что касается увеличения размера выплаты приёмным родителям, эти вопросы находятся в области компетенции субъектов Российской Федерации, и многие субъекты Российской Федерации идут по этому пути и увеличивают размер такого вознаграждения при наличии бюджетных средств либо специально изыскивая эти средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Юрьевна, пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю. Коллеги, я считаю, что это хорошо, что ко второму чтению законопроект будет обогащён. Работа ведётся, она не стоит на месте. Действительно, появилась и инициатива по сопровождению семей, появилась инициатива, которая была озвучена и поддержана, в том числе президентом, по созданию в федеральном банке данных отдельного раздела по потенциальным родителям, которые хотели бы взять на воспитание ребёнка, и очень важно, чтобы вот эти две базы данных работали синхронно - и база данных по детям, проживающим в учреждениях, и база данных по тем людям, кто хотел бы взять ребёнка на воспитание, потому что сегодня, к сожалению, из-за самого разного рода барьеров, в том числе информационных и коммуникационных, не всегда люди, имеющие желание, намерение усыновить, могут его реализовать. Это во-первых. Что касается мер материальной поддержки. Вопрос, безусловно, очень сложный и деликатный, потому что, на мой взгляд, материальная поддержка не должна быть стимулирующим фактором, она должна носить обеспечивающий, поддерживающий характер, постольку поскольку положение семьи изменилось, в ней появился ребёнок, причём ребёнок с повышенными потребностями, и в этом смысле, конечно, финансовая поддержка должна быть. И в частности, обсуждается предложение распространить норму об увеличении единовременной выплаты в связи с усыновлением ребёнка, пусть в меньшем объёме, на безвозмездных опекунов, потому что всё-таки значительное количество детей, в том числе инвалидов, детей старше семи лет, братьев и сестёр, прежде всего у нас идут под опеку, а не на усыновление. Эти вопросы мы тоже обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Ольге Юрьевне. Ольга Юрьевна, здесь очень много говорили о том, что нам необходимо принять этот закон, - мы его примем, безусловно, он очень нужный, - но вот конкретики было очень мало, а ведь нам нужно будет ко второму чтению править его. Несмотря на то что вы думаете, что стимулирующий фактор не столь важен, он очень важен: многие семьи взяли бы детей, просто материально не могут. Предусмотрена выплата в размере 100 тысяч при передаче ребёнка в семью, но ещё важнее, будет ли материальная поддержка - нам это нужно прописать во втором чтении - по жилью, потому что очень многие семьи, усыновив ребёнка, потом начинают искать тех, кто бы им помог с жильём. Что вы можете сказать? БАТАЛИНА О. Ю. Большое спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. Я всех депутатов приглашаю к активной работе совместно с членами нашего комитета при подготовке поправок. Что касается мер материальной поддержки, ещё раз скажу: безусловно, они важны, но также важно, чтобы люди не брали детей ради денег, - вот это очень страшное и опасное явление, которое может быть. Ребёнка берут в семью, потому что хотят сделать его счастливым, и, если семья нуждается в финансовой поддержке, такая поддержка должна быть оказана. У нас существуют разные формы передачи ребёнка в семью, в том числе и опека, в таком случае предусмотрено пособие на опекаемых детей. Если человек испытывает большие материальные потребности и трудности, есть форма - приёмная семья, и в этом случае помимо пособия на ребёнка выплачивается также вознаграждение приёмным родителям за выполнение функций по воспитанию ребёнка. Безусловно, эти выплаты должны быть увеличены, но надо только помнить, уважаемые коллеги, что это региональные полномочия, полномочия субъектов Российской Федерации, то есть вопрос выплат приёмным родителям пособий на опекаемых детей не находится в ведении федеральных законодателей. То же самое относится и к мерам обеспечения жильём, и к мерам жилищной поддержки, уважаемая Тамара Васильевна. Мы готовы рассмотреть все предложения, которые поступят от вас и от ваших коллег, но, конечно, сможем учесть в федеральном законе только те нормы, которые подпадают под федеральное регулирование. Со своей стороны, мы плотно работаем сегодня с регионами, работаем сегодня в рамках нашего партийного проекта, но я считаю, что такой проект - "России важен каждый ребёнок" - может быть абсолютно у любой партии, и я думаю, что любая партия в этом вопросе может активно работать. Настрой работы в конкретном регионе, вы абсолютно правы, - ключевой фактор. Все регионы очень разные, есть регионы, которые уже сегодня вводят по миллиону выплаты для усыновителей, а есть регионы, у которых и ежемесячные пособия на детей-инвалидов, скажем прямо, не очень значительные, хотя должны быть значительными, поэтому стимулировать, подсказывать регионам, как нужно построить эту работу, а самое главное, там, где возможно, вводить типовое федеральное регулирование, чтобы всё-таки единства в этой работе было больше, несмотря на наши различия в территориальном развитии, - конечно, мы это будем делать в рамках данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. У меня вопрос к обеим уважаемым докладчицам. Уважаемая Наталья Владимировна, уважаемая Ольга Юрьевна! Очень хорошо, что закон принимается под влиянием указа президента, хотя очень хотелось бы, чтобы Дума и правительство принимали такие законы и по собственной инициативе, независимо от указов президента. Конечно, закон заслуживает поддержки, причём дважды: и в части материального стимулирования (как говорят, обеспечения), хотя, может быть, 100 тысяч недостаточно, и в части дебюрократизации. Мой вопрос вот о чём. Здесь прозвучала идея, что семьи, усыновившие детей, нуждаются в социальном сопровождении, - это правильно, но ещё более в социальном сопровождении нуждаются дети, которые выходят из детских домов или из приёмных семей. Вопрос: ко второму чтению либо в рамках отдельного законодательного акта можем ли мы рассчитывать на то, что будет внесён проект, предусматривающий социальное сопровождение после выхода из детских домов и из приёмных семей? ТРЕТЬЯК Н. В. Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Действительно, этот вопрос обсуждался, и мы уже сейчас ищем конкретные формулировки, предполагающие закрепление на уровне законодательного акта таких механизмов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Юрьевна, добавите? БАТАЛИНА О. Ю. Я могу дополнить. Безусловно, вы очень важный вопрос подняли, Олег Николаевич, потому что по-разному складывается судьба выпускников детских домов и в значительной степени она зависит от того, насколько они готовы к взрослой жизни. Вопрос постинтернатного сопровождения - это целый комплекс мер, который должен быть организован и реализован на базе, как минимум, действующих учреждений. Это могут быть прежде всего учреждения, работающие в сфере социальной защиты, это могут быть те же самые учреждения, которые работают сегодня в системе образования, мы обсуждали этот вопрос с министерством образования. Действительно, мы будем прорабатывать нормативное регулирование, не обязательно только в форме этого федерального закона, но и в рамках тех возможностей, которые есть у правительства, в частности принятия постановлений правительства, которые будут регулировать этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. У меня вопрос к вам, уважаемая Наталья Владимировна. Вы предлагаете 100-тысячное пособие для тех, кто берёт ребёнка-инвалида, для тех, кто берёт, допустим, в семью братьев и сестёр или детей старше десяти лет. Вы сказали, что потребуется сумма не очень большая - в пределах 800 или 900 миллионов рублей, это просто смешные деньги для России сегодня! Но не приведёт ли вот эта стимулирующая мера для определённой категории к тому, что других детей просто могут не брать, понимаете? Просчитывали ли вы, какие нужны суммы, для того чтобы каждый в России, кто усыновил ребёнка, в том числе и ребёнка пяти лет, шести лет, получил на федеральном уровне вот это 100-тысячное пособие? Может быть, эти суммы меньше, чем те, которые госчиновниками уворованы у нас в России, и, вернув эти деньги, мы сможем обеспечить все категории усыновителей, которые берут детей в семью? ТРЕТЬЯК Н. В. Уважаемая Светлана Петровна, более 80 процентов детей, состоящих в банке данных тех детей, которые нуждаются в устройстве в семью, составляет как раз эта категория детей - дети-инвалиды и дети старше семи лет, - и именно эта категория детей меньше всего принимается российскими семьями к усыновлению. Поверьте, маленькие дети устраиваются в семьи достаточно быстро, основное пополнение банка данных происходит именно за счёт этой категории детей - детей, от которых отказались живые родители, и поэтому для того, чтобы в том числе стимулировать семьи на принятие таких детей в семью - особенно сложно решается вопрос, когда принимается решение об усыновлении брата и сестры, - и было принято решение о поддержке именно этой категории выплатой в размере 100 тысяч рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, мы сегодня как-то парадоксально, на мой взгляд, обсуждаем эту проблему, потому что любая мысль, которая в этом зале витает, всегда упирается в средства и нам всегда говорят: где взять деньги? Будут средства - будет выше зарплата, будут средства - будет больше спортивных комплексов... У нас единственный вопрос - дети, где нужно всё поменять, но оказывается, что, когда дело касается детей, деньги не главное! Я хотел бы задать вопрос всё-таки представителю правительства. Наталья Владимировна (понятно, что это полномочия субъектов), скажите, пожалуйста, чтобы оценить и правильно, выверенно определить меры, которые необходимо принять, каков размер статьи консолидированного бюджета на содержание детей в детских домах, первая статья, и вторая статья - на предоставление этой категории жилья? Вот назовите суммы по этим двум статьям в консолидированном бюджете России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Владимировна. ТРЕТЬЯК Н. В. Я вот так сейчас не готова назвать точно суммы по этим статьям. Я прошу прощения, я не буду вводить в заблуждение Государственную Думу и отвечу депутату письменно на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы все заданы, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Ольга Юрьевна, присаживайтесь. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемые авторы законопроекта! Я ещё раз хочу обратить внимание на те предложения, те очень сущностные поправки к этому законопроекту, которые мы в обязательном порядке внесём либо в виде поправок, либо как отдельные законопроекты. Итак, это касается приоритета усыновления детей, находящихся в детских домах, ближайшими родственниками. Я считаю, что это должно быть одной из самых главных норм закона, чтобы не получилось повторения таких ситуаций, когда, как в псковском случае, есть родственники, ближайший родственник, - бабушка, а ребёнок тем не менее решением суда отправлялся в Америку или куда-то в другую семью. Я, например, считаю, что должно быть прописано: только в случае отказа ближайших родственников, письменного отказа, может рассматриваться вопрос о других усыновителях. Это первая часть предложения. Вторая, о финансировании. Я ещё раз повторю, что это должно быть именно главной, мотивирующая функцией законопроекта, потому что главная задача, которая поставлена в том числе и в указе президента, - сделать так, чтобы в ближайшее время в России не было детских домов. Извините, если это не мотивировать разными способами - и моральными, и этическими, и убеждениями, и финансовыми рычагами, - то это нам быстро сделать не удастся. О чём идёт речь? Речь идёт о том, чтобы половина объёма финансирования, которое сегодня выделяется на ребёнка в детском доме, была предложена пусть не каждому усыновителю, но тем, кому не обойтись без вот этой материальной поддержки. Я имею в виду в первую очередь ближайших родственников, но не тех людей, которые, не дай бог, захотят на этом как-то ещё и своё материальное положение поправить, - вот здесь должен быть жесточайший контроль, должно быть жесточайшее наказание, если вдруг такие случаи будут, но из-за того, что мы опасаемся, как бы на этом кто-то не заработал, исключать вот эту меру совершенно неразумно. У нас уже есть такой законопроект, мы обращаем внимание на то, что до 50 процентов объёма финансирования, выделяемого на ребёнка в детском доме, нужно и должно предлагать... (Микрофон отключён.) Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Уважаемые депутаты, конечно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект, но нельзя всё же не видеть того, что некоторые его нормы отличаются половинчатостью и противоречивостью. Кстати, посмотрите на балкон - где те журналисты, которые нас так сильно тогда ругали за "закон Димы Яковлева"? Они почему-то отсутствуют сегодня, их не интересуют те меры, которые мы собираемся принимать, для того чтобы защитить в России детей-сирот, хотя вообще-то должно быть наоборот, но что делать, такова у нас сегодня реальность! Теперь по сути законопроекта. Вот сегодня уже говорили, и я тоже хочу сказать, что упрощённый порядок усыновления, он, конечно, может быть, и правильный, но нельзя ни в коем случае исключать норму, которая предусматривает наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым. Почему? Потому что, и об этом уже говорила Екатерина Филипповна, как раз опыт развитых стран показывает, что такая разница должна быть. Но в то же время мы предлагаем это требование о наличии разницы в возрасте исключить для близких родственников - для братьев и сестёр, а также для дядей, тётей и племянников. Кстати сказать, я согласна с тем, о чём сказал Олег Нилов: только с письменного согласия этих близких родственников можно производить усыновление другими лицами, это нужно закрепить обязательно. Вот в случае усыновления близкими родственниками не обязательно должна быть разница в возрасте, во всех остальных случаях это необходимо. Почему? Потому что нельзя исключить возможность педофилии под видом усыновления малолетних, и такие факты, к сожалению, известны, они были не только в нашей стране. Второе. Что ещё необходимо сделать? Упрощается порядок усыновления - что правильно, конечно, - в то же время не делается фактически ничего для того, чтобы законом не допустить повторных недобросовестных усыновлений. Допустим, усыновитель оказался недобросовестным, так бывает, и достаточно часто, - откуда мы знаем, что после этого произойдёт, не получится ли так, что он вновь захочет взять ребёнка? Поэтому мы предлагаем в законопроекте прописать обязанность органов опеки и попечительства, вплоть до федерального уровня, вести банк данных на недобросовестных усыновителей или приёмных родителей, чтобы всем было ясно, что вот этой категории давать детей больше нельзя. И третье. Всё же закон должен не только выполнять стимулирующую функцию, но и быть справедливым в глазах общественного мнения. Конечно, мы не будем спорить с тем, что необходимо стимулировать тех, кто берёт детей-инвалидов, кто берёт детей старше десяти лет, но, мне кажется, совсем несправедливо то, что в этой ситуации обходят вниманием детей в возрасте до десяти лет, это не совсем правильно. Это было бы не столь важно, если бы российская семья всё же не была такой нищей, какой она является сегодня, поэтому мы предлагаем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ГОРЯЧЕВА С. П. ...выплачивать при усыновлении детей до десяти лет пособие, допустим, 70 тысяч рублей, если уж мы не можем 100 тысяч найти. Почему? Потому что если необходимо 900 миллионов для вот той категории, о которой сказало правительство, то можно найти ещё 5-10 миллиардов, для того чтобы стимулировать усыновление в целом по Российской Федерации, - это, как я уже сказала, крохи по сравнению с тем, что воруют наши чиновники! И ещё. Нам в этом законопроекте обязательно нужно установить нижний предел, так скажем, меньше которого нельзя платить, для стимулирующих мер, которые устанавливают для усыновителей, для приёмных родителей субъекты Российской Федерации, иначе получается, что наши дети зависят от того, где они проживают, а это не совсем правильно. Мы живём всё же не в конфедерации, а в федеративном государстве, и эти нормы, полагаю, тоже были бы очень уместны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна, журналисты внимательно следят за нашей дискуссией - им не нужно для этого быть на балконе, они это делают со своих рабочих мест. За выступление спасибо. Елена Владимировна Афанасьева. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но фракция ЛДПР не согласна с тем, что предлагается признать утратившей силу статью 128 Семейного кодекса, которая устанавливает необходимость наличия разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым. Главная причина в том, что в принципе и сейчас в соответствии с действующей редакцией Семейного кодекса суд может принять иное решение, в том числе о сокращении разницы в возрасте, если это необходимо. Напомню, что не зря была установлена разница в возрасте в шестнадцать лет. Обычно родителями становятся в совершеннолетнем возрасте - в возрасте после восемнадцати лет, случаи раннего отцовства или материнства, безусловно, присутствуют, но всё-таки остаются в Российской Федерации редкостью. Разница в возрасте накладывает отпечаток на взаимоотношения между родителем и ребёнком как между старшим и младшим, как между воспитателем и воспитанником. Эта разница позволяет в принципе родителям выполнять свои родительские обязанности, свой родительский долг - воспитывать, образовывать ребёнка, и с учётом жизненного опыта в том числе. Особенно важно иметь этот опыт тогда, когда усыновлённый ребёнок знает о том, что он усыновлён: нужно иметь и жизненный опыт, и чувство такта, чтобы завоевать родительский авторитет у этого ребёнка. Безусловно, если это будет сверстник, ровесник, человек, который только чуть старше, то восприниматься он будет как старший брат или старший товарищ, и родительского авторитета мы можем просто не получить. К сожалению, мы даже можем получить обратную реакцию, поскольку невозможно рассчитывать на то, что родительское воспитание усыновлённого ребёнка будет осуществляться надлежащим образом. Именно в целях обеспечения выполнения усыновителем своих родительских обязанностей как раз и была установлена вот эта разница в возрасте. Считаем, что нельзя признать правильным исключение из закона нормы о разнице в возрасте между усыновителем и усыновлённым, так как это не отвечает интересам ребёнка. И мне кажется немножко странным, что наш комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей не отметил этого факта - что есть всё-таки психологические причины для установления разницы в возрасте при усыновлении. Безусловно, усыновление должно оставаться приоритетной формой устройства ребёнка в семью и всячески материально стимулироваться. Я прошу обратить внимание правительства на закон Курганской области, который действовал два года. Ну, это закон местный, субъекта Российской Федерации, и законодатели исходили как раз из бюджета этого субъекта, но там была установлена поэтапная выплата за усыновление ребёнка: когда усыновили ребёнка - 100 тысяч, по прошествии некоторого времени, если ребёнок оставался в семье, семья получала ещё материальную поддержку в размере 200 тысяч рублей и по достижении ребёнком совершеннолетия получала ещё раз материальную поддержку - в размере... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции, Елена Владимировна, да? Четыре минуты добавьте. АФАНАСЬЕВА Е. В. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы всё-таки мы обратили внимание на законы, которые принимаются в субъектах. И очень важно, чтобы мы всё-таки вернулись к вопросу о том, что детство - это не вопрос отдельно взятого субъекта, а защита наших детей - это не вопрос отдельно взятого губернатора, это должно быть решено на федеральном уровне, это должно стать задачей государства и задачей исполнительного органа власти в лице Правительства Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы вас всех призвать задуматься всё-таки: кто, какая категория семей у нас усыновляет приёмных детей? Вот, Ольга Юрьевна, как ни парадоксально, как раз берут детей в семью люди, которые имеют низкий доход: так уж получилось почему-то, что вот сострадание, душевные переживания у нас ближе тем людям, которые имеют малый доход, чем людям, которые имеют высокий достаток. И что значит для семьи, имеющей доход в размере прожиточного минимума на члена семьи, принять решение взять ещё одного человека? Когда мы говорим о том, что, мол, подождите, надо не о финансах в первую очередь говорить, - я считаю, это вообще кощунство! Другое дело, что да, мы должны проверять и контролировать, но говорить, что не надо давать, - я считаю, это вообще парадокс и глупость! Давайте вернёмся к цифрам, которые я просил назвать и о которых сегодня несколько депутатов спрашивали, и давайте просто порассуждаем: у нас таких детей 118 тысяч, в среднем содержание... Вот в Оренбургской области - 36 тысяч, Голодец нам говорит - от 50 до 100 тысяч. Ну, возьмём миллион - в год содержание этих детей обойдётся в 120 миллиардов. Теперь давайте определим, сколько будет выделено средств на квартиры: возьмём хотя бы 10 процентов от этого числа - тех, которые уже ближе к выпускному возрасту, - это ещё порядка 30 миллиардов. Ну, можно взять для примера субъект, вот в Оренбургской области порядка 500 миллионов мы закладываем. Можно посчитать: на сто субъектов получается 150 миллиардов - это сегодня консолидированный бюджет России именно по этой категории детей. И мы сегодня говорим: что это за цифра - 100 тысяч?! Да даже если мы всем детям отдадим по 100 тысяч, это будет 10 миллиардов! То есть мы видим, что то предложение, которое вносит правительство, оно фактически ущербно, оно наносит экономический ущерб бюджету России: вы заставляете нас тратить гигантские средства при минимальной эффективности. Поэтому у нас, здесь конечно, вопрос. Мы будем поддерживать законопроект, это шаг вперёд, но при этом это шаг в сторону какую-то. Поэтому давайте посмотрим: а можем ли мы защититься, чтобы здесь не было наживы? Да, конечно, можем: у нас существует целый ряд законов и программы переселения молодых семей, где мы чётко говорим, при каких условиях такие сертификаты будут работать. И давайте определим, что в течение двух лет мы сможем предоставить только миллион или два миллиона этой семье, и всё, а если два года выдерживают - пожалуйста... Но это - решение, это решение и для бюджета, и для ребёнка. Поэтому я считаю, что начинать нужно с финансов, делать чёткое экономическое обоснование, приходить заново в Думу и вносить реальный проект, тогда мы его будем поддерживать категорически и полностью! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Наталья Владимировна, пожалуйста, вам слово. ТРЕТЬЯК Н. В. Я хотела поблагодарить всех коллег за поддержку этого законопроекта и его конструктивное обсуждение. Я надеюсь, что с вашей помощью он будет существенно улучшен в рамках подготовки его ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Юрьевна? Нет. Выносим на "час голосования".
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 57 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.