Заседание № 25
15.05.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 22926-6 "О ратификации Договора о партнёрских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3557 по 3903 из 6301
Следующий вопрос - о проекте федерального закона "О ратификации Договора о партнёрских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили". Докладывает Сергей Алексеевич Рябков. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. РЯБКОВ С. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О ратификации Договора о партнёрских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили". Договор был подписан в ноябре 2010 года, он носит рамочный характер, состоит из преамбулы и двенадцати статей. В договоре отражены те направления, по которым стороны рассчитывают развивать отношения. Заключение договора связано с тем, что в отношениях с Чили документ такого рода до последнего времени у нас отсутствовал. Дипотношения с этой страной были установлены в 44-м году, однако затем дважды прерывались, оба раза на семнадцатилетний период, в последний раз - с 73-го по 90-й год, и договорно-правовая база в целом не очень насыщенна. Мы рассчитываем, что с принятием этого документа, с его вступлением в силу - договор, кстати, требует ратификации и чилийской стороной - будут созданы более благоприятные условия для развития отношений с Чили в разных областях. В настоящее время Президент Чили является председателем нового регионального объединения Западного полушария - группы СЕЛАК, в которой не участвуют США и Канада. Чили также входит в АТЭС, и ратификация данного документа политически была бы для нас весьма выигрышна в том числе в свете предстоящего в сентябре саммита АТЭС во Владивостоке. Реализация договора не требует дополнительных расходов из федерального бюджета. Просили бы поддержать внесённый законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Владимировна Терешкова. ТЕРЕШКОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Договора о партнёрских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили". Подобный договор в практике российско-чилийских отношений заключается впервые, носит рамочный характер и имеет своей целью создание правовой базы для развития взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Чили в политической, экономической, научно-технической, культурной и иных областях. По мнению Комитета Государственной Думы по международным делам, указанный документ в полной мере отвечает интересам Российской Федерации и его ратификация будет способствовать укреплению доверия и взаимопонимания между Российской Федерацией и Республикой Чили. Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор о партнёрских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, коллеги? Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Василий Николаевич Лихачёв. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Сергей Алексеевич, мой вопрос касается того периода, который наступит после ратификации. То, что необходимо принимать этот акт, никаких сомнений не вызывает. Чили настроена на очень активное многофакторное сотрудничество с Российской Федерацией, я сам в этом убедился некоторое время назад, когда подписывал в Министерстве юстиции договор о сотрудничестве двух стран от имени России. Вопрос такого рода: будет ли по итогам этой ратификации подготовлена программа практических действий и как в ней будут отражены вопросы модернизационного сотрудничества? РЯБКОВ С. А. Спасибо, Василий Николаевич. Хотелось бы отметить, что у нас с Чили существует механизм межправительственной комиссии, работающий достаточно ритмично. Сопредседателем комиссии со стороны Российской Федерации является Сергей Алексеевич Данкверт. Комиссия последний раз заседала в апреле и, по сути дела, разработала некоторые решения, которые вписываются в канву договора, в том числе в научно-технической сфере. Мы, в частности, начинаем развивать сотрудничество с Чили в сфере энергетики, электрогенерации. У нас есть большая заинтересованность в том, чтобы на практике реализовать планы создания на чилийской территории по крайней мере двух станций для обеспечения функционирования спутниковой группировки ГЛОНАСС, и есть перспективы для этого. В научной сфере по Антарктике давно и эффективно сотрудничаем, в практическом плане - гляциология, исследование океанов. Все эти вопросы на ходу, и новый договор позволит решать их эффективно, тем более что разработка соглашения о научно-техническом сотрудничестве практически завершена и мы рассчитываем по окончании определённых процедур подписать этот документ, то есть будет чилийский вклад в развитие нашей инновационной сферы, будет подкрепление, и немалозначительное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Алексеевич, я думаю, что это правильный шаг для России, которая укрепляет свои связи с латиноамериканским континентом. Латинская Америка пришла в мощное движение, и мы понимаем, что когда там создаются межрегиональные ассоциации с отодвижкой Соединённых Штатов, то, может быть, для американцев это и горькая хина, но объективно это закономерный процесс. Я хотел уточнить: вот мы сейчас о ратификации договора с Чили говорим, а много ли на этом континенте стран, с которыми у России нет хотя бы подобного уровня взаимоотношений? РЯБКОВ С. А. Практически не осталось стран, с которыми у нас не заключены базовые межправительственные, межгосударственные договоры, за исключением некоторых небольших стран Центральной Америки и Карибского бассейна. С такими государствами этого региона, как, скажем, Сальвадор, Доминиканская Республика, особенно с учётом нарастающего потока туристов из России в эти точки, мы будем в ближайшие годы развивать отношения с позиции наращивания нашего дипломатического присутствия и расширения договорно-правовой базы. Со всеми остальными государствами Латинской Америки отношения развиваются ровно, в последние годы их динамика возросла. Есть определённые пробелы с точки зрения документов, но мы их восполняем, эта работа ведётся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Вопрос к Сергею Алексеевичу. Вот на сегодняшний день у нас заключён целый ряд деклараций и соглашений с Чили: декларация о принципах взаимоотношений между Россией и Чили, декларация о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашение о взаимодействии в финансово-кредитной отрасли, соглашение о научно-техническом сотрудничестве между РАН и Университетом Чили. А вот скажите: у российских предприятий с чилийскими предприятиями на сегодняшний день заключены сколь-нибудь значительные договора в таких отраслях, как энергетика, горная промышленность, строительство, реконструкция объектов транспортной инфраструктуры, то есть такие договора, которые, во-первых, способствуют сотрудничеству между предприятиями наших стран и, во-вторых, могут принести России реальную экономическую выгоду? РЯБКОВ С. А. Спасибо. Взаимодействие в сфере торговли машинно-технической продукцией налаживается, в том числе к вопросам поставки российской авиатехники с чилийской стороны проявляется интерес. Что касается энергетического оборудования, сотрудничества в этой сфере, то "ИНТЕР РАО ЕЭС" и "РусГидро" находятся в процессе активных переговоров. У "Интер РАО ЕЭС", в частности, есть опыт работы в соседних латиноамериканских странах. По инфраструктурному и горнодобывающему направлениям ситуация сложнее, но интерес есть с обеих сторон, и работа будет продолжена. Я, кстати, хотел бы обратить ваше внимание на то, что одним из результатов заседания межправительственной комиссии, состоявшегося в апреле, о котором я упоминал, стала сертификация российского зерна для поставок на чилийский рынок - это тоже вклад в наращивание нашего экспортного потенциала и диверсификацию торговли. Будем подтягивать производство, экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, то есть машин и оборудования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос к уважаемому представителю исполнительной власти. Скажите, как решаются визовые вопросы с Чили и, кстати, с рядом других латиноамериканских государств, скажем, с Колумбией? Есть ли попытки установить безвизовый въезд с нашей стороны и есть ли возможность его установить? Каков вообще физический объём, сколько наших граждан вообще ездят в Чили? РЯБКОВ С. А. Соглашение с Республикой Чили о безвизовом режиме взаимных поездок граждан действует уже более года. Что касается Колумбии, то такое соглашение подписано и в ближайшее время вступит в силу. Мы продвигаемся в направлении превращения всего латиноамериканского региона в зону безвизовых поездок для российских граждан, соответственно и наоборот. К сожалению, в силу удалённости и недостаточной раскрученности, извините за такое слово, туркомпаниями чилийского направления количество российских туристов, выезжающих туда, составляет не более двух-трёх тысяч в год, но потенциал есть. Количество граждан Чили, прибывающих с туристическими целями в Россию, ещё меньше. То есть здесь потенциал большой, и безвизовые соглашения с этой страной, как и с другими странами региона, конечно, способствуют развитию туристических связей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Алексеевич, вот видите, как много вопросов задают, но практически их можно свести к одному: всем интересно, какую выгоду будет иметь Россия, решение каких вопросов это соглашение предусматривает. Поэтому хотелось бы, конечно, в будущем, поскольку соглашения уже существуют де-факто, чтобы нам представляли их уже с программой. А вопрос у меня следующий, такой ещё не задавали: не предусматривает ли ратификация этого соглашения военную помощь в случае необходимости этой стране, как, впрочем, и другим странам Латинской Америки? Бывая там, мы очень часто слышим такие вопросы, обращённые к нам, потому что, как вы видите, там рядом сильный сосед и, естественно, эти вопросы немаловажны для стран Латинской Америки. РЯБКОВ С. А. Что касается первой части вашего выступления, то мы это возьмём в работу и будем стараться сопровождать подобного рода документы дополнениями в виде программ, которые разрабатываются или уже реализуются в отношениях с теми или другими странами. На ваш вопрос ответ мой отрицательный: такого положения в документе нет, по взаимной договорённости сторон эта тема не отражена. Хотел бы обратить внимание на то, что в принципе вопросы оказания военной помощи, как правило, являются предметом отдельных соглашений, так же как и вопросы военно-технического сотрудничества и связанные с этим другие аспекты, например защита прав интеллектуальной собственности и так далее. С теми странами, с которыми у нас более продвинутые отношения, чем с Чили, - я подчёркиваю, здесь мы пока ещё если не в начале пути, то, так сказать, на начальном восходящем отрезке определённой траектории, - такие соглашения имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Антон Анатольевич Ищенко, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Сергей Алексеевич, уважаемые депутаты! Хочу сразу сказать, что фракция ЛДПР поддержит ратификацию Договора о партнёрских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили. Мы считаем, что российско-чилийские отношения являются важными и могут быть взаимовыгодными, так как Чили - одна из наиболее динамично развивающихся в экономическом отношении стран Латинской Америки. Всем известен её потенциал в горной добыче, в обрабатывающей промышленности, Чили сохраняет первое место в мире по производству меди. Лесопереработка, сельское хозяйство, рыболовство и другие отрасли экономики достаточно выгодно отличают Чили от соседей. Страна показывает устойчивый экономический рост, увеличивая объёмы ВВП на душу населения, значительны объёмы притока в страну иностранных инвестиций, а также чилийских капиталовложений за рубежом. Всё это позволяет говорить об эффективности чилийской модели развития. Выгодно отличает страну от большинства соседей по региону финансово-экономическая и неплохая социально-политическая стабильность, а устойчивый авторитет в глазах ведущих членов международного сообщества даёт Чили основание претендовать на роль эталонного государства Южной Америки. Мы всегда чувствуем присутствие Чили, когда заходим в отечественные магазины и видим на прилавках отличное чилийское вино. В связи с отменой виз для туристов возрастает туристический поток между Россией и Чили, наши страны удачно дополняют друг друга: когда в России зима, в Чили лето, и наоборот. Нас связывают более чем шестидесятилетние дипломатические отношения, несмотря на то что они дважды прерывались. На сегодняшний день отмечается высокий уровень развития политических отношений между Россией и Чили. За последние десять лет было проведено множество встреч на самых разных уровнях, в том числе встречи глав государств, министров иностранных дел, поддерживаются межпарламентские связи. В 1993 году создана Межправительственная российско-чилийская комиссия по торговле и экономическому сотрудничеству. Здесь уже говорилось, что председатель российской части комиссии - руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт. В 2009 году был создан Деловой совет Россия - Чили. Вы знаете, я не поленился, посмотрел информацию о нашем экономическом сотрудничестве с Республикой Чили и хочу вам рассказать о результатах этого экономического сотрудничества. В 2011 году внешнеторговый оборот России и Чили составил 454 миллиона долларов США, при этом импорт из Чили... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста, это семиминутное выступление. ИЩЕНКО А. А. Так вот, импорт составил 422 миллиона долларов США, при этом экспорт из России в Чили - соответственно всего 32 миллиона. Основное направление, основная составляющая импорта - это сельхозсырьё, притом что экспорт - это в основном минеральные удобрения. Замечу, что в 2011 году поступило инвестиций в Россию из Чили 3 миллиона долларов, при этом изъято 9 миллионов долларов, соответственно, накоплено на конец отчётного периода всего лишь 3 миллиона долларов инвестиций. При этом инвестиции из России в Чили за 2011 год составили 475 тысяч долларов, из которых изъято 10 тысяч долларов, накопленных инвестиций осталось 480 тысяч долларов. Это данные Федеральной таможенной службы. При этом доля Чили в объёме экспорта России снизилась по сравнению с 2010 годом: если в 2010 году она составляла 0,01 процента, то в отчёте за 2011 год в графе "Объём экспорта России" стоят одни нули. Ну и доля Чили в объёме импорта России балансирует между 0,1 и 0,2 процента. Таким образом, напрашивается вывод, что экономическое сотрудничество между странами не улучшается, объём внешнеторгового оборота, а также инвестиций для таких стран, как Россия и Чили, недопустимо мал. И на этом фоне, мягко говоря, интересно выглядит заявление Сергея Данкверта о том, что принято решение об экспорте зерна в Чили - без дополнительных деклараций с указанием мест, где оно выращено. Для справки хочу сказать, что объём экспорта продовольственных товаров и сельхозсырья в Республику Чили в 2011 году составил 760 тысяч долларов США, - можно было в карманах туристов наших вывезти такое количество продовольствия. Необходимо переходить от слов к делу, наращивать объёмы внешнеторгового оборота и инвестиций. Есть большие перспективы торговых связей в отношении продукции растительного происхождения. Здесь уже говорилось про электроэнергетику, про систему ГЛОНАСС. Мы можем также обеспечить потребности чилийского рынка в зерне. Не могу также не сказать о студенческих манифестациях, проходивших в Чили в 2011 году и возобновившихся в 2012-м. Учащиеся выражают свою озабоченность проблемами в сфере образования, требуя запретить коммерческую деятельность учебных заведений, которые получают финансирование из бюджета, а также передать государственные школы под юрисдикцию центральных властей от местных муниципалитетов, испытывающих недостаток в денежных средствах. Сегодня в России действует пресловутый федеральный закон номер 83, который предоставляет российским бюджетным учреждениям право заниматься приносящей доходы деятельностью и распоряжаться поступающими в эти учреждения доходами самостоятельно. Очень бы не хотелось, чтобы в ближайшем будущем и российские учащиеся столкнулись с похожими проблемами и вышли на улицы наших городов, поэтому давайте учиться на ошибках наших партнёров (тем более что мы сегодня ратифицируем этот договор), а не совершать свои. Завершая своё выступление, хотел бы пожелать Министерству иностранных дел реальных результатов в деятельности, направленной на развитие взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Чили в политической, культурной и особенно в торгово-экономической областях, ведь теперь для этого есть все основания. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анвар Анасович Махмутов. Анвар Анасович, я обращаю ваше внимание, что до перерыва осталось четыре минуты, и попросил бы вас уложиться в это время. МАХМУТОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я коротко. Уважаемые Сергей Евгеньевич, Сергей Алексеевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию этого договора. И хочу подчеркнуть, что кроме установления прямого соглашения с Чили договор также способствует установлению и развитию контактов между Российской Федерацией и Союзом южноамериканских государств и в целом с Латинской Америкой, поэтому такое соглашение будет в широком плане полезно для Российской Федерации. Предлагается поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик будет ещё раз выступать? Нет. Нет и других желающих. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5206 по 5222 из 6301
Ставлю на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора о партнёрских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 19 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 23
27.04.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 22926-6 "О ратификации Договора о партнёрских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1124 по 1131 из 6408
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! У меня просьба такого же плана: так как, действительно, график рассмотрения ратификационных законопроектов с комитетом был уточнён, мы тоже просим пункт 7 перенести на 15 мая.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1305 по 1315 из 6408
ТЕРЕШКОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, извините, не сработала кнопка. Я хотела бы от имени Комитета по международным делам высказать согласие со снятием с рассмотрения 7-го вопроса - проекта федерального закона "О ратификации Договора о партнёрских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1319 по 1321 из 6408
Гарри Владимирович Минх предлагает перенести на 15 мая рассмотрение пункта 7. Нет возражений? Переносим.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1414 по 1416 из 6408
И Валентина Владимировна Терешкова поддержала предложение о снятии пункта 7. Мы это и сделали.