Заседание № 147
17.02.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 228633-4 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части, касающейся береговых квот добычи (вылова) водных биоресурсов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3116 по 3797 из 4989
Продолжаем рассматривать блок законопроектов первого чтения. Пункт 12. Проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Доклад представителя Мурманской областной Думы Василия Владимировича Калайды. Пожалуйста. КАЛАЙДА В. В., представитель Мурманской областной Думы. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Спасибо за предоставленную возможность выступить по данному вопросу. У меня вот здесь есть хороший, на мой взгляд, текст выступления в защиту нашей законодательной инициативы, но, учитывая, как сегодня заинтересованно обсуждалась антикоррупционная конвенция, я решил выступить покороче, объяснить кое-что своими словами. И дело здесь вот в чём. Дело в том, что, как вы сами понимаете, был когда-то создан рыбохозяйственный комплекс, ещё в советское время. В этот рыбохозяйственный комплекс входили те, кто добывает рыбу, кто перерабатывает, судоремонт, портовые дела и те, кто сбывает рыбопродукцию. Но пришли соответствующие времена, началась приватизация, и что касается нас, Мурманской области в частности, то произошло следующее: вначале отдали судовладельцам суда, потом отдали рыбу, а потом вся законодательная, нормативно-правовая база Российской Федерации и все остальные нормативно-правовые документы стали работать в пользу только одной структуры, которая входила в рыбохозяйственный комплекс,- судовладельцев. Судовладельцам не только дали право владеть рыбной квотой, то есть тем, что является национальным достоянием, но и дали право реализовывать эту рыбу там, где они пожелают, то есть там, где дают больше, там, где платят больше. Как вы знаете, мы, наш Северо-Западный бассейн, добывали примерно 30 процентов всей рыбопродукции бывшего Союза. В настоящее время, естественно, эта доля добычи несколько сократилась, но главное, наша рыбопродукция стала уходить в другие государства, в первую очередь западные, Норвегию, Исландию, Германию, а также в Китай. Наши рыбопереработчики остались без работы. Сегодня ситуация такова. Некоторые предприятия загружены максимум на 10 процентов, некоторые предприятия - на 15 процентов. За эти годы мы лишились порядка сорока тысяч рабочих мест в целом в рыбохозяйственном комплексе. И естественно, снизились доходы, мы стали терять очень много доходов. Я приведу только один пример. У нас есть рыбоперерабатывающий комбинат в Мурманске. В нормальные времена там работали более пяти тысяч человек. Сейчас работают в зависимости от сезона от двухсот до трёхсот человек. В прошлом году на этот рыбокомбинат не поступило ни одной тонны рыбы, выловленной нашими так называемыми рыбаками, то есть судовладельцами, ни одной тонны! Всё поступило только из-за рубежа. Мы в прошлом году получили продукции на пятьдесят миллионов банок консервов меньше, чем в 2004 году. Вот принят так называемый национальный проект развития сельскохозяйственного производства, но, спрашивается, зачем он нужен, этот сельскохозяйственный проект? Естественно, для того, чтобы решить проблемы питания в нашем государстве. И каким образом мы можем решать эти проблемы, если ценнейший вид продукции уходит за пределы нашей страны? Я говорил об антикоррупционной конвенции, которую вы сегодня утвердили. Я полагаю, что наш законопроект о внесении дополнений в действующий ныне закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в существенной мере как раз и является антикоррупционным. Почему? Потому что мы вводим, предлагаем, точнее, ввести такое понятие, как "береговая квота". Что это означает? Рыбная береговая квота - это означает, что часть той квоты, которая сегодня выдаётся судовладельцам, должна быть передана субъектам Российской Федерации, которые бы закрепляли её за рыбоперерабатывающими предприятиями. Таким образом, если мы обеспечиваем закрепление за рыбоперерабатывающими предприятиями этой рыбной квоты, а это примерно от 15 до 20 процентов, то решаются буквально все проблемы: мы загрузим все свои предприятия, выпустим свою рыбную продукцию, которая будет значительно дешевле, чем та, которую мы покупаем уже у иностранцев (нашу же собственную рыбу!), и решим в существенной мере вопрос с таким видом продовольственного питания, как рыбная продукция, по крайней мере значительно улучшим эту ситуацию - это раз. Во-вторых, существенно поправим дела с безработицей в тех же самых прибрежных субъектах Российской Федерации. В-третьих, наполним свои бюджеты, существенно наполним доходную часть своих бюджетов. Ну казалось бы, настолько простое предложение! Тем не менее мы не могли найти понимания на заседании комитета, я имею в виду Комитет Государственной Думы по природопользованию. Не хотелось бы, конечно, высказывать какие-то резкие суждения по этому поводу или домыслы, но тем не менее я ещё раз говорю: мне очень понравилась антикоррупционная конвенция. Я хочу просто вас попросить вот о чём. Один из руководителей, когда узнал, что я еду сюда, сказал следующее: "Вы знаете, я уже не могу бороться, я готов отдать это предприятие кому угодно, но прежде чем отдать, я готов даже пойти на акт самосожжения на Горбатом мосту". Это я вам говорю вполне серьёзно. У нас бастуют люди, собирают по пятьдесят тысяч подписей, обращаются к вам сюда, в Государственную Думу, в Совет Федерации, к президенту и так далее. Я вас убедительно прошу, уважаемые коллеги, принять нашу законодательную инициативу хотя бы в первом чтении. И если эта законодательная инициатива будет принята в первом чтении, то в конечном итоге, я полагаю, судовладельцы начнут действовать конструктивно, не против данной законодательной инициативы, а в её пользу, и будет процесс упорядочен. Я вам приведу ещё один только пример. У вас здесь в повестке дня 11-й вопрос - о российско-норвежских экономических отношениях. Я думаю, что они между нашими странами прекрасные, ведь под объёмы нашей рыбы, поставляемой в Норвегию, там уже построено порядка восьмидесяти заводов рыбоперерабатывающих. А наши рыбоперерабатывающие заводы просто-напросто уже рухнули, можно сказать. Более веских аргументов, думаю, больше и не надо приводить. Я вас убедительно прошу поддержать нашу законодательную инициативу и принять наш законопроект в первом чтении, а если будут какие-то дополнения и предложения, я полагаю, мы, конечно же, не будем настаивать на том, чтобы они не были приняты. Мы готовы их конструктивно обсуждать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Владимирович. Пока присаживайтесь, а потом, если будут вопросы, вы ответите на них из ложи правительства. Содоклад сделает член Комитета по природным ресурсам и природопользованию Валерий Андреевич Мальчихин. МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, несмотря на всю сложность положения в рыбохозяйственном комплексе страны, наш комитет, Комитет по природным ресурсам и природопользованию, всё-таки не может поддержать законодательную инициативу мурманчан. Наша аргументация будет та же самая, какая была в январе при рассмотрении аналогичного законопроекта, аналогичной инициативы калининградцев, которые предлагали ввести так называемые судовые квоты, для того чтобы стимулировать строительство новых рыбопромысловых судов. Дело в том, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года № 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" был определён порядок распределения квот путём закрепления долей в общем объёме квот на вылов. И здесь правильно было сказано, что эти квоты закрепляются за судовладельцами на длительный срок, на пятилетний срок. Мы с вами, принимая в 2004 году закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", по существу, закрепили именно долгосрочное пользование квотами на добычу водных биоресурсов. А авторы же законодательной инициативы из Мурманска не указывают, из каких источников должны формироваться береговые квоты и как они должны осваиваться, то есть механизм ими фактически не предложен. В пояснительной записке к своему законопроекту мурманчане пишут, что с 2004 года береговая рыбопереработка находится в условиях нерегулируемых рыночных отношений. О каком регулировании может идти речь, если рыбопереработка - это предпринимательская деятельность, которая регулируется соответствующим законодательством и Гражданским кодексом. Кроме нашего отрицательного заключения на этот законопроект отрицательное заключение дал и Комитет по экологии. Я лишь одну выдержку из их заключения здесь приведу: "...вопросы в области определения направления стимулирования и развития предприятий береговой инфраструктуры относятся к компетенции иного отраслевого федерального закона, регулирующего развитие рыбопромышленного комплекса России, оборот добытых водных биоресурсов и продукции из них". Положение действительно сложное. Выход из него надо искать не посредством закрепления каких-то береговых, судовых и прочих квот. Тяжёлое положение сложилось, скажем, в Архангельске на предприятиях судоремонта, которые ведь к тому же комплексу относятся, и не исключено, что они тоже выйдут с законодательной инициативой, чтобы ввести квоты на судоремонт. Простаивают портовые мощности, из-за того что суда не заходят в порты и нет перевалки груза, и портовики ведь то же самое могут сказать: "Дайте нам портовые квоты!" То есть мы как бы расширим тем самым доступ к биоресурсам, и надо будет их переделить, поскольку они выделены на долгое время. Хороший опыт есть в Норвегии. Вот здесь Василий Владимирович упоминал своих соседей-норвежцев. Надо, может быть, мурманчанам его и использовать, этот опыт? Я был в Норвегии, видел, как разгружаются рыболовецкие суда в Тромсё. Там все формальности по заходу судна в порт оформляются в течение двух-трёх часов, а в наших портах оформление идёт до суток и более. Рыбопереработчики Норвегии пополняют на судах, которые привозят им рыбу, запасы продовольствия, питьевой пресной воды, топлива, и всё это учитывается в стоимости передаваемой в порт рыбы. Почему бы нам это не перенять? Почему мы не создаём холдинги? Тогда бы это был единый комплекс! Эти вопросы освещались на заседании нашего комитета, на котором присутствовал и представитель Мурманской областной Думы. Мы пытались всё это терпеливо ему разъяснить и надеялись, что всё-таки мурманчане поймут нас правильно: вопрос надо решать, но не посредством такого регулирования. На основании изложенного наш комитет предлагает всё-таки отклонить законодательную инициативу Мурманской областной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть вопросы, вижу пять рук. Тогда прошу записаться, чтобы у нас потом не было желающих снова подключиться к списку задающих вопросы. Включите, пожалуйста, запись. Покажите результаты записи. Первый вопрос. Черепков Виктор Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВА И. В., фракция Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Савельева по карточке Черепкова. Вы знаете, у меня возникает такой вопрос: почему комитеты всегда дают отрицательные заключения тогда, когда речь касается жизни наших людей, жизни отраслей и вообще всего того, что нам необходимо? Вот перед вами стоял человек, который криком кричал, его душа кричала, - никто его не слушал. До каких пор у нас это всё будет продолжаться? Ну неужели непонятно, что здесь дело в больших деньгах? Естественно, нам нужно сейчас как-то ориентироваться на регионы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите на трибуне, пожалуйста, микрофон. МАЛЬЧИХИН В. А. Мы с вами, уважаемые депутаты, принимали в 2004 году закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", голосовали по этому закону. идёт, так сказать, наделение квотами или долями от общей квоты рыбопромысловых компаний, науки, в учебных целях, и там прописан ещё ряд моментов. Ведь мы с вами за это проголосовали, а теперь пытаемся вот такими поправками растащить, так сказать, эти квоты, которые на пятилетний срок выделены, и теперь их надо переделить заново. А что мешает рыбоперерабатывающим предприятиям иметь собственный флот? Что мешает?! (Шум в зале.) Наш комитет стоит вот на такой позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к Валерию Андреевичу. Вот я слушала вас внимательно, Валерий Андреевич, и совершенно вы меня не убедили, почему этот законопроект нельзя принимать. То, что мы принимали, вернее, за что вы голосовали, "Единая Россия", можно и другим законом поправить. А для того, что вы предлагаете, - создавать флот, создавать хорошие условия, для того чтобы быстрее рыбу разгружать, - для этого деньги нужны, а деньги все в рыбе, в квотах. Неужели это не понятно?! Вот мы действительно не поддерживаем ни одного предложения из тех, которые вносят нам регионы. Ну как им развиваться?! Вы знаете, что из-за этой рыбы уже и люди гибли, и стреляли, и пограничников жгли, и чего только не было! Мы все прекрасно понимаем, какие огромные деньги крутятся вокруг этого рыбного бизнеса. И восемьдесят заводов Норвегия построила за счёт этого бизнеса, а мы ходим у них опыт перенимаем и свою рыбу туда отдаём. Не понимаю! Вообще не понимаю! Что мы... (Микрофон отключён.) МАЛЬЧИХИН В. А. Тамара Васильевна, я полагаю, что многие вопросы были бы сняты, наверное, и никто никого не подозревал бы ни в чём, если бы у нас в каждом регионе, где развит рыбный промысел, были созданы оптовые рынки рыбы-сырца, тогда бы рыбоперерабатывающие предприятия закупали рыбу-сырец и никто не был бы в обиде. Но этого не делается в нашей стране. А мы пытаемся через закон... Я вам в прошлый раз приводил пример. Ведь мы вторгаемся в очень тонкую, так сказать, область - природопользование - и пытаемся все бреши в экономике за счёт биоресурсов закрыть. А их у нас с вами хватит, чтобы все бреши в экономике закрыть? Я ведь вам в прошлый раз приводил пример: когда калининградцы с аналогичной инициативой вышли - поощрять строительство новых судов. А давайте мы другую отрасль возьмём. И я вам тоже приводил пример. Допустим, я, лесопользователь, купил трелёвочный трактор. И что, государство меня дополнительно делянкой должно поощрить? У нас же рыночные отношения! На аукционах идёт продажа этих квот. Должны быть чисто договорные отношения, вот договор - это цена, так сказать, вопроса о рыбе-сырце к обоюдному согласию сторон. Это же рынок! А мы хотим директивно что-то сделать. Да, и это возможно, особенно если это касается строительства судов. Но этими вопросами должна быть обременена исполнительная власть, раз у нас простаивают мощности везде и всюду. И в Архангельске они простаивают, и в Мурманске, и в Калининграде, и на Дальнем Востоке не всё в порядке. Может быть, исполнительная власть должна обратить внимание на эту проблему? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна, вы потом, ладно?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А мы не голосуем. У нас выступления по мотивам перед голосованием. Кравец Александр Алексеевич, ваш вопрос. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Валерий Андреевич, я понимаю, что у человека, стоящего на трибуне, в общем-то, непростая задача. Но я не понимаю, Валерий Андреевич, почему вы, российский парламентарий, избрали такую линию защиты позиции комитета - отвергая законопроект мурманчан? То, что вы перечисляете, только подтверждает правильность подходов, обозначенных в законопроекте мурманчан. Это с одной стороны. А с другой стороны, вы работаете, так сказать, отбоем, то есть вы прекрасно понимаете и видите проблемы отрасли, но прикрываетесь прежними нашими решениями, неправильными решениями, неверными подходами, как показала жизнь, и пытаетесь всё свалить на исполнительную власть. У меня вопрос: у комитета в ситуации, которая сложилась у нас в рыбной отрасли... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАЛЬЧИХИН В. А. Вопрос задан таким образом: есть ли у комитета какие-то предложения, да? При обсуждении этого вопроса мы Василию Владимировичу поясняли и предлагали, как выходить из этого положения. Мы думали, что мурманчане отзовут свой законопроект. И многое из того, что мы там предлагали, я здесь, кстати говоря, тоже озвучил. Выход из положения действительно надо искать, раз в таком состоянии рыбоперерабатывающие предприятия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швец Любовь Никитична, по ведению. Только по ведению, Любовь Никитична. ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Что бы мы тут ни обсуждали, мы о рынке говорим, как о Господе Боге. Но это же идиотизм сплошной! Не может рынок быть выше государства, выше интересов народа. Это говорит о дикой безграмотности людей, которые собрались в Государственной Думе, и политической безответственности. Над нами смеются японцы, над нами смеются... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Никитична, это не выступление по ведению, это ваша реплика, связанная с обсуждением законопроекта. У вас будет возможность выступить. Викторов Иван Кириллович, ваш вопрос. ВИКТОРОВ И. К., фракция Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Спасибо, Любовь Константиновна. У меня к Валерию Андреевичу вопрос. Мы выделяем российские квоты российским судовладельцам, а рыбу вывозят в другие страны. Как же тогда мурманчане, которые имеют сегодня 7 процентов загрузки своих предприятий, могут в перспективе работать? Вот я никак не пойму, какую вы отстаиваете позицию. Я даже думаю, что вы сами себе не верите. Вот как дальше мурманчанам работать? МАЛЬЧИХИН В. А. Ну что привлекает рыбопромысловиков за рубежом? Ведь не цена рыбы-сырца привлекает, она такая же практически на треску и на другую рыбу, как и в Российской Федерации. Упрощённая процедура сдачи рыбы - вот что привлекает. И есть возможность ремонтироваться там быстро и качественно, без всяких проволочек и так далее, и так далее. Вот что привлекает наших рыбаков там. Создадим аналогичные условия у себя - и ситуация изменится, резко изменится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бабурин Сергей Николаевич. БАБУРИН С. Н. У меня вопрос к Валерию Андреевичу. Валерий Андреевич, что произошло за тот период, с того времени, когда по вашей инициативе или с вашим участием Дума приняла закон о рыбных ресурсах? Насколько изменилась ситуация с квотами, которые используются на территории России и при вывозе нашего рыбного сырья за границу? Почему за это время не появились оптовые рынки рыбы-сырца? Где ошибки в том законе, который вы провели полтора года назад, и что нужно изменить? Почему мы сегодня в таком положении? МАЛЬЧИХИН В. А. Чтобы ответить на этот вопрос, Сергей Николаевич, надо, наверное, побывать в тех регионах, где ведутся добыча и переработка рыбы. Нужен очень серьёзный анализ. Я думаю, что эти вопросы требуют, так скажем, обоюдного решения - и нашего, может быть, в части какого-то законодательного регулирования, и, безусловно, Правительства Российской Федерации. Готовой статистики, чтобы вам сейчас дать, у меня нет под рукой, но в комитете она есть, и эти данные в комитете мы вам дадим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свиридов Валентин Валентинович. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к содокладчику. Вообще, парадоксальная, конечно, ситуация складывается у нас в области рыбной ловли. Мы все осознаём проблемы, с которыми сталкиваются рыбодобытчики, но вот мне непонятна ссылка комитета на то, что нужно какие-то базы развивать в субъектах. Ну не можем мы развивать эти базы в субъектах, нет денег на то, чтобы образовывать эти холдинги! Вообще, можно найти какой-то выход из ситуации с учётом тех возможностей, которыми мы в настоящий момент располагаем? И вот эти ссылки комитета, для меня они, например, непонятны. Вы, вообще, видите сами какие-то возможности для урегулирования этой ситуации, минуя создание в регионах холдингов, крупных перерабатывающих предприятий, которые мы создать просто не можем? МАЛЬЧИХИН В. А. Новые предприятия, я полагаю, нет необходимости создавать в регионах. Кто их будет создавать? У нас всё приватизировано, сами бизнес-структуры нащупывают свою нишу, государство в этом не участвует. Если есть необходимость развиваться и это будет выгодно предпринимателям, они создадут предприятия, и необязательно на морском берегу, эти предприятия могут быть и внутри России, глубоко внутри России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Махмудов Махмуд Гаджулаевич. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Валерий Андреевич, всё-таки ещё раз хотел бы обратить ваше внимание на то... Вот вы сказали, что были в Норвегии. В чём этот опыт Норвегии, к которому вы рекомендуете обратиться российским рыбопромышленным предприятиям, заключается? В том, что там более цивилизованный сервис в портах или что там подороже принимается рыба? И если 80 процентов рыбы уходит за рубеж и даже в 15-20 процентах мы отказываем своим, внутрироссийским переработчикам, то есть от того, что наши квоты, рыба уходят за пределы страны, что Российское государство, бюджет, скажем, от этого получает? МАЛЬЧИХИН В. А. Много из чего складывается норвежский опыт, его надо действительно нашим рыбопромысловикам и рыбопереработчикам изучать. В Норвегии необязательно заходить судну в порт: есть терминалы, есть склады охлаждаемые, холодильники, которые имеют собственные причальные стенки. То есть судно по фьорду не заходит далеко в порт, оно раньше останавливается, идёт разгрузка рыбы с этого судна, рыба перекладывается в тару, пересыпается льдом и помещается в ангар, на склад, накапливается. Далее приходит другое судно, забирает рыбу и везёт во Францию, например. Все процедуры, я ещё раз говорю, оформляются предельно просто и очень быстро. Мы с вами будем очень скоро рассматривать правительственный законопроект по изменению некоторых законов, который позволит упростить порядок оформления пограничных и таможенных процедур для наших рыбопромысловых судов, упростить вот этот механизм. Когда процедура эта упростится в значительной степени, может быть, тогда и не повезут в Норвегию или куда-то ещё наши рыбаки свою продукцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. У меня первый вопрос Василию Владимировичу. Вы не могли бы привести цифры: сколько сегодня вылавливается рыбы, сколько уходит за рубеж и сколько остаётся у нас? И Валерию Андреевичу вопрос. Уважаемый Валерий Андреевич, ну давайте кислое с пресным не путать или там мух от котлет отделять, как президент говорит, - давайте не о ремонте, давайте о рыбе говорить. Вот если убрать все словеса, так сказать, и всякие рассуждения, вы не можете ли конкретно ответить: позволит этот закон непосредственно загрузить работой наши рыбозаводы и насытить внутренний рынок рыбой, чтобы её жевали наши потребители, а не иностранные? МАЛЬЧИХИН В. А. Сразу отвечаю вам: не позволит, мы проблему загоним дальше, вглубь. До 2001 года у нас была сблокированная квота, то есть тогда была совместная квота для рыбодобытчиков и для переработчиков. Передрались они между собой, не смогли договориться о цене на рыбу-сырец. В результате от этой идеи отказались. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И пожалуйста, я прошу докладчика, Василия Владимировича, несколько слов сказать, к вам тоже был вопрос. КАЛАЙДА В. В. Уважаемый коллега, я точно вам сказать не могу. Дело в чём? Дело в том, что, вот если бы на моём месте сейчас стоял, скажем, судовладелец и вы бы у него спросили, как же ему не стыдно, почему он рыбу не поставляет на российский берег, ведь ему дали национальную квоту, он бы вам сказал: "Да вы что? Пожалуйста, вот 70 процентов поставляю!" И он был бы прав. Он действительно поставляет на берег, в Россию, порядка 70 процентов. Но я сам был там, видел те самые морозильные камеры, где хранится рыба. Я спрашивал у рыбопереработчиков: "Почему не берёте эту рыбу?" И спрашивал у тех, кто должен её реализовать, а они говорили: "Она уже продана, её покупает Китай". Я хочу сказать, что, вы понимаете, даже учёта нет такого, чтобы установить... Наш самый крупный рыбоперерабатывающий комбинат не получил от наших рыбаков, а точнее, от судовладельцев, ни одной тонны в 2005 году - можете сами судить, сколько уходит этой рыбы, рыбопродукции! И я вот ещё хотел бы просто реплику такую добавить. Нам рекомендуют норвежский опыт, исландский опыт и так далее. Я как раз был в мае в Исландии, по обмену опытом ездил, и задал такой вопрос парламентариям: сколько рыбы Исландия поставляет другим государствам в виде сырца? Там сделали большие глаза и говорят: "Да вы что? Мы же живём за счёт этого, мы рыбное государство. У нас сегодня средняя заработная плата составляет 5,5 тысячи евро в основном за счёт рыбопереработки". Понимаете? А мы, рыбный субъект Российской Федерации, Мурманская область, рыбу покупаем уже в Москве, нам Москва поставляет рыбу, она в Норвегии покупает, а потом нам поставляет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Я прошу записаться, и мы потом определимся. Покажите список записавшихся. Восемь человек. Как поступим? По три минуты от фракций? Не вижу рук, какие предложения? Депутат Родионов Юрий Николаевич. Включите микрофон депутату Родионову Юрию Николаевичу. РОДИОНОВ Ю. Н., фракция "Единая Россия". Предлагаю: по три минуты от фракций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за предложение Родионова? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 14 сек.) Проголосовало за 273 чел.96,5% Проголосовало против 10 чел.3,5% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 283 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принимается. От фракции КПРФ записались Кондратенко, Швец Любовь Никитична и Махмудов Махмуд Гаджулаевич. Кто будет выступать? Депутат Квицинский, пожалуйста. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я буду говорить исходя из того, что я знаю, как бывший посол в Норвегии. Положение там с нашим рыбодобывающим флотом ненормальное абсолютно. Вопрос этот примерно 2 миллиарда крон стоит ежегодно. Большая часть нашей рыбы уходит через наших судовладельцев на норвежский берег, перепродается затем и там перерабатывается. Конечно, порядок в портах играет свою роль, но на самом деле эти судовладельцы очень часто не являются таковыми, они получили свои суда в долг от норвежцев или купили квоты за норвежские деньги, которые им подкинули, поэтому они должны эту рыбу сдавать на норвежский берег, чтобы расплатиться с норвежцами. Это безобразие продолжается уже в течение очень многих лет, и, кажется, то же самое происходит на Дальнем Востоке. Вопрос о том, как выходить из этого положения, стоит уже много лет, все знают, что это так, и ни черта не делается на самом деле. Закон, который действует, этого порядка не меняет. И я думаю, то, что предлагает Мурманская область, - это совершенно правильно, это шаг в правильном направлении, хотя и недостаточный. Если говорить о норвежском опыте, то главный рычаг для получения рыбы на свой собственный берег - это то, что никакой судовладелец там никаких квот не получает, получают квоты перерабатывающая промышленность или рыболовецкий союз, а суда, судовладельцы работают на подряде и больше никуда эту рыбу они поставить не могут. Я думаю, что когда будет подобная ситуация у нас... Правда, надо это делать исходя из объективных возможностей переработки, потому что промышленность развалена, но в этом направлении двигаться надо. И с этой точки зрения законопроект поддержать тоже надо, хотя он нуждается в доработке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Единая Россия" никто не желает выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы не записывались. Чернышенко не записывался. Бабурин Сергей Николаевич, от "СЕПРа", пожалуйста. БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, депутаты - члены партии "Народная Воля..." и наши соратники по фракции будут поддерживать предлагаемый Мурманской областной Думой законопроект по основаниям, на наш взгляд, вполне очевидным. Первое. Действующее законодательство неэффективно, оно не обеспечивает защиту национальных интересов, не обеспечивает интересы наших жителей, тех, кто участвует в процессе переработки рыбного сырья и на Дальнем Востоке, и на Севере. Второе. Проект действительно реалистичен, предлагаемая модель вписывается в современную экономическую систему. Валерий Андреевич Мальчихин говорил о том, что нужно поехать посмотреть и тогда, дескать, не будет вопросов. Я хочу сказать, что я побывал на предприятиях по переработке рыбы на Сахалине, на Камчатке, в Мурманске, в Калининградской области, и могу сказать, что вот эта рыбная мафия сегодня существует, это не миф, это реальность, и покончить с ней можно только через законодательство, делающее эффективной и прозрачной экономику. Поэтому мы предлагаем сейчас сделать первый шаг в этом направлении, поддержав мужественную, я хочу подчеркнуть, позицию Мурманской областной Думы. Я представляю, какое давление было на депутатов, ибо лобби их оппонентов сегодня в России гораздо сильнее, страшнее, мы с вами можем привести много примеров, когда убивали противников разбазаривания наших морских флотов и на Дальнем Востоке, и на Севере. Все поправки можно будет рассмотреть во втором чтении, а сейчас, уважаемые коллеги из фракции "Единая Россия", давайте посмотрим правде в глаза. Это действительно продуманный документ. Можно сделать его лучше - давайте сообща сделаем, но нам необходимо выходить из той тупиковой ситуации, о которой сейчас на конкретном норвежском примере говорил Юлий Александрович Квицинский. То же самое на Дальнем Востоке, та же самая ситуация у нас с Японией, Кореей и другими соседними странами. Поэтому мы предлагаем поддержать законопроект, и я прошу проголосовать по этому вопросу в режиме поимённого голосования... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Андрей Николаевич - от фракции "Родина". И потом Чернышенко - от "Единой России". Действительно, не сработала система связи. САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемые коллеги, есть простой принцип, который оздоровляет экономику, - это когда на экспорт поставляют возможно более переработанный продукт, а оттуда забирают возможно менее переработанный. А в этом случае, по поводу которого предлагается законопроект Мурманской областной Думой, мы имеем ситуацию, когда вообще речь идёт о внутреннем рынке. Мы же этот внутренний рынок открыли для иностранных переработчиков и теперь ожидаем какой-то эффективности. Да никакой эффективности не будет ни с рынком, ни без рынка! Это просто похищенные у нас природные ресурсы. Они похищены только потому, что законодательство позволяет это делать. А то, что предлагают мурманчане, - иной порядок, который, конечно, не изменит ситуации с той коррупцией, которая стоит между добытчиками рыбы и переработчиками, но он по крайней мере замкнёт рынок, наш внутренний рынок, не позволит вывозить ресурсы за рубеж. Ведь что привлекает за рубежом того, кто сдаёт туда рыбное сырьё? Вовсе не лучшие условия сдачи рыбы, а отсутствие коррупционера, который у нас, в наших портах, сидит и не позволяет нормально работать экономике. Я думаю, что в данном случае мы имеем дело с экстренной мерой, и, может быть, поэтому она недостаточно проработана, но тем не менее экстренные, чрезвычайные меры необходимы на этом направлении, причём необходимы уже в течение многих лет. В связи с этим фракция "Родина" будет поддерживать этот законопроект и предлагает правящей партии также не забывать об интересах народа и не быть только партией власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. И Чернышенко, пожалуйста, включите микрофон. ЧЕРНЫШЕНКО И. К., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Мы сегодня рассматриваем одну из проблем, связанную с работой рыбопромышленного комплекса, и вот само обсуждение показало, что вопрос гораздо шире, объёмнее и сложнее, чем те поправки в закон "О рыболовстве...", которые предлагает Мурманская Дума. Я хочу напомнить всем участникам нашего сегодняшнего заседания, что не случайно закон "О рыболовстве..." мы с вами принимали почти десять лет: там настолько многое связано, настолько много противоречивых интересов, в том числе есть и коррупционная составляющая, о которой все говорили. И не случайно премьер-министр Фрадков недавно заявил, что, может быть, следовало бы в число национальных приоритетных программ ввести и проблему восстановления рыбопромышленного комплекса. Закон в 2004 году принят, он действительно несколько систематизировал и стабилизировал работу прежде всего рыбопромышленных предприятий. Я много общаюсь с рыбаками, и вот Василий Владимирович согласится с тем, что в принципе судовладельцы, рыбаки стали работать чуточку лучше, они довольны имеющейся системой распределения квот, но при этом закон практически ни в какой мере не отрегулировал работу других составных частей рыбопромышленного комплекса - рыбопереработки, судоремонта, портовых хозяйств. Не случайно цена на рыбу в московских, мурманских магазинах больше, чем цена на мясо, в разы, а в объёмах поставляемой на российские прилавки рыбы сегодня импорт, по-моему, составляют большую долю, чем в любой отрасли сельского хозяйства. Я согласен с Юлием Александровичем, что он лучше меня знает ситуацию в Норвегии, что много проблем, связанных с тем, что Норвегия пытается этот рынок и в северных морях в основном взять на себя, но много и других проблем. Знаете ли вы, например, что для того, чтобы доставить рыбу, судно, которое прошло капремонт в Норвегии, Финляндии, Германии, не может войти в порт, не заплатив двойной, тройной цены за установленные на этом судне новые детали, что ни одно новое судно не может войти в российский порт в течение двадцати лет, потому что деньги, которые будут взиматься с судовладельца, желающего доставить рыбу на наш берег, будут больше в три-четыре раза, и для него это судно никогда не будет рентабельным, даже если он построил его не на норвежские деньги? Знаем ли мы о том, что, работая в нашей двухсотмильной экономической зоне, рыбаки должны каждый заход в родной порт оформлять через пограничный и иной контроль - таможенный и другой? Вот этот закон у нас сегодня в работе есть. То есть проблем гораздо больше, а инициатива Мурманской областной Думы действительно заслуживает очень серьёзного внимания, это очень важный и правильный шаг, который позволил бы стабилизировать рыбопереработку, оставить рыбу на родном берегу, оставить у себя налоги, создать новые рабочие места. Я не имел возможности принимать участие в работе комитета, который обсуждал эту проблему, и не видел всех... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Время. Коллеги, все желающие высказались? Представитель президента и представитель правительства хотели бы высказаться? Требуется ли заключительное слово докладчику и представителю комитета? Не требуется. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 07 сек.) Проголосовало за 138 чел.30,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 138 чел. Не голосовало 312 чел.69,3% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4144 по 4149 из 4989
ЗАПОЛЕВ М. М. Любовь Константиновна, при голосовании по "рыбному" вопросу депутаты Заполев и Кравец проголосовали за, однако не сработала машина. Прошу внести поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается для стенограммы.