Заседание № 227

19.03.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 228549-3 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части, касающейся надбавок к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1337 по 1372 из 6953
Приступаем к работе, рассматриваем пункт 2, законопроект в третьем чтении: "О   
внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском   
профессиональном образовании". Докладчик - Александр Владимирович Шишлов.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШИШЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и       
науке, фракция "ЯБЛОКО".                                                        
                                                                                
Уважаемая Ирина Муцуовна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается в     
третьем чтении законопроект "О внесении изменений в статью 30 Федерального      
закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Речь идет об   
увеличении в три раза надбавок за ученые степени докторам и кандидатам наук.    
Мы с вами законопроект этот приняли единогласно во втором чтении совсем         
недавно. Сейчас он подготовлен к третьему чтению. Прошу проголосовать.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть? Вопросов нет. Ставится на голосование       
проект федерального... А, переносим на "час голосования". Объявляется "час      
голосования". Ставится на голосование: принять законопроект "О внесении         
изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском            
профессиональном образовании". Пожалуйста, голосуйте.                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              270 чел.             60,0%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    271 чел.                                          
Не голосовало                 179 чел.             39,8%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Законопроект принят в третьем чтении.                              
                                                                                

Заседание № 223

05.03.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 228549-3 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части, касающейся надбавок к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук; принят в первом чтении 24 декабря 2002 года с названием "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3314 по 3393 из 6276
Пункт 10 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений в       
статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном       
образовании". Доклад председателя Комитета по образованию и науке Александра    
Владимировича Шишлова.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Александр Владимирович.                                             
                                                                                
ШИШЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и       
науке, фракция "ЯБЛОКО".                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение вносится во втором чтении проект        
федерального закона, который увеличивает надбавки за ученые степени для         
кандидатов и докторов наук. Мы с вами практически единогласно приняли этот      
законопроект в первом чтении. На него поступили отзывы из 33 субъектов          
Российской Федерации. Все отзывы положительные и не содержат замечаний. От      
Правительства, Президента и членов комитета поступили поправки, замечания,      
которые носят юридико-технический и редакционный характер и связаны, главным    
образом, с тем, что не требуется вносить изменения. Для того чтобы этот закон   
вступил в силу, не требуется вносить изменения в Федеральный закон "О порядке   
установления размеров стипендий и социальных выплат...", достаточно лишь        
внести изменения в закон "О высшем и послевузовском профессиональном            
образовании". Поэтому я предлагаю поддержать таблицу поправок - я надеюсь,      
что мы это сделаем, - и после этого я бы предложил принять проект закона в      
третьем чтении, поскольку все замечания Правового управления учтены.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Владимирович, мы сейчас будем голосовать        
розданную сегодня таблицу из 13 поправок. Не из 11, которая раньше была в       
подборке, а из 13 поправок. Правильно?                                          
                                                                                
ШИШЛОВ А. В. Да, мы будем сейчас голосовать таблицу, которая содержит 13        
пунктов и на которой написано "взамен розданного". Дело в том, что от           
Правительства замечания поступили уже после того, как была роздана предыдущая   
таблица, но фактически замечания Правительства уже были учтены.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Спасибо.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице? Нет вопросов. Ставится на        
голосование таблица 1 поправок, состоящая из 13 поправок, которая была          
сегодня роздана взамен ранее розданной таблицы. Кто за то, чтобы принять        
данную таблицу поправок?                                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.             79,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.             20,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование: принять данный законопроект во втором чтении.          
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Нет таких.                           
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.             78,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.             21,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Александр Владимирович, мы не можем, к сожалению, поставить в третьем чтении,   
потому что у вас нет решения комитета о принятии в третьем чтении и нет         
заключения Правового управления на законопроект третьего чтения. Это вы         
внесите, пожалуйста, завтра на Совет Думы.                                      
                                                                                

Заседание № 211

24.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 228549-3 "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части, касающейся надбавок к должностным окладам (ставкам) научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6397 по 6541 из 6622
Коллеги, пункт 26 - проект федерального закона "О внесении изменений и          
дополнений в федеральные законы "О порядке установления размеров стипендий и    
социальных выплат в Российской Федерации" и "О высшем и послевузовском          
профессиональном образовании". Докладывает председатель Комитета по             
образованию и науке Шишлов Александр Владимирович.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШИШЛОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!                
Законопроект, который предлагается вашему вниманию, содержит поправки в два     
закона: в закон "О порядке установления размеров стипендий и социальных         
выплат в Российской Федерации" и в закон "О высшем и послевузовском             
профессиональном образовании".                                                  
                                                                                
Речь идет о том, чтобы увеличить надбавки, которые получают к должностным       
окладам научно-педагогические работники высших учебных заведений за ученые      
степени кандидата и доктора наук. Сегодня, как вам, наверное, известно,         
размер этих надбавок составляет соответственно 300 и 500 рублей. Такой размер   
действует уже в течение последних шести лет, и сегодня такой размер надбавок,   
конечно, утратил стимулирующий характер и не является инструментом для          
привлечения квалифицированных научных кадров в сферу высшей школы, не           
является инструментом для повышения своего уровня. И поскольку при всех         
возможных критических аргументах против действующей системы надбавок за         
ученые степени сегодня такая система действует и является одним из              
инструментов стимулирования квалифицированного труда, то нужно привести в       
соответствие размер этих надбавок с изменяющейся стоимостью жизни, чтобы        
использовать возможности для привлечения квалифицированных кадров.              
                                                                                
Поэтому еще весной этого года Комитет по образованию и науке предлагал при      
планировании бюджета на 2003 год предусмотреть средства на повышение этих       
надбавок, и в правительственном проекте бюджета средства на увеличение          
надбавок для научно-педагогического состава были уже предусмотрены. Однако до   
настоящего времени мы не приняли изменений в закон, которые необходимы, чтобы   
средства, предусмотренные в бюджете, действительно пошли на увеличение этих     
надбавок. Я, кстати, напомню вам, что при рассмотрении бюджета в третьем        
чтении мы выделили также дополнительные средства, для того чтобы были           
увеличены надбавки и научным работникам, а не только научно-педагогическим. И   
сегодня мы предлагаем принять решение о том, чтобы надбавки были увеличены в    
три раза.                                                                       
                                                                                
На данный законопроект поступило большое количество отзывов. Из тридцати        
четырех субъектов Российской Федерации пришли отзывы от законодательных         
органов и из пятидесяти трех - от исполнительных органов государственной        
власти. Все отзывы положительные. Имеется положительное заключение Правового    
управления. И сегодня в зале роздано положительное заключение Правительства.    
Первоначально Правительство имело иную точку зрения, сегодня Правительство      
поддерживает этот законопроект. Правительство предлагает, правда, несколько     
изменить стилистику и не вносить изменения в закон "О высшем и послевузовском   
профессиональном образовании", а ограничиться только внесением изменений в      
закон "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат...". В     
этом есть определенная логика, потому что абсолютные значения цифр этих         
надбавок, возможно, в базовый закон - "О высшем и послевузовском                
профессиональном образовании" - и не следует включать. Но, по-видимому,         
изменения в действующую редакцию закона "О высшем и послевузовском              
профессиональном образовании" в части этих стимулирующих выплат, по-видимому,   
внести все-таки потребуется. Поэтому я предложил бы этот вопрос обсудить,       
когда мы будем готовить законопроект ко второму чтению, а сегодня принять       
этот законопроект и сделать давно обещанный подарок тем научно-педагогическим   
работникам, кто имеет ученые степени.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович.                          
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? У кого есть вопросы, прошу записаться. Но не          
забудьте, что у нас осталось 9 минут. Мы не голосуем, мы записываемся.          
                                                                                
Лабейкин, пожалуйста. Один записавшийся.                                        
                                                                                
ЛАБЕЙКИН А. А. Скажите, пожалуйста, почему в три, а не в пять, не в семь раз    
увеличились надбавки? Это первый вопрос.                                        
                                                                                
И второй вопрос. Какова теперь будет ставка доцента профессора при полной       
учебной нагрузке с учетом этой надбавки? Спасибо.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, наверное, ставка определена уже...                    
                                                                                
ШИШЛОВ А. В. Увеличение предлагается в три раза, а не в какую-то иную           
величину, поскольку такие средства были предусмотрены в проекте федерального    
бюджета. И я уже вам говорил, что, когда мы бюджет обсуждали, мы такое же       
увеличение предусмотрели и для научных работников в бюджетных организациях.     
Первоначально мы предлагали увеличивать надбавку в пять раз, но для этого       
средств в бюджете не нашлось. Сегодня мы имеем реальную возможность увеличить   
в три раза.                                                                     
                                                                                
Что касается размеров ставок, то этот вопрос несколько преждевременный,         
потому что реформа оплаты труда работников бюджетной сферы, в частности         
работников образования, еще предстоит, и вы знаете, что имеется проект          
концепции, в основе своей одобренный Правительством. Я со своей стороны могу    
сказать, что в нынешней редакции этот проект концепции в части работников       
образования, на мой взгляд, неприемлем. Мы будем проводить парламентские        
слушания 14 января (и я всех приглашаю принять участие), мы будем обсуждать     
как раз новую концепцию оплаты труда, отраслевой системы оплаты труда в части   
образования.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Смолин хотел бы выступить.    
                                                                                
Олег Николаевич Смолин, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, конечно, законопроект надо поддержать. Есть     
положительное заключение Правительства, вы на это обратили внимание. Конечно,   
мы прекрасно понимаем, что 900 рублей за кандидатскую степень и 1,5 тысячи за   
докторскую степень - это слезы. Но то, что было сейчас, а именно 300 рублей     
за кандидатскую и 500 рублей за докторскую степень, - это вообще просто         
гомерический смех. Есть возможность сделать шаг вперед - надо его сделать.      
                                                                                
Но еще об одной важной вещи хотел сказать. Коллеги, я глубоко уверен, что мы    
совершили ошибку, когда зафиксировали все эти вещи в твердых суммах. До сих     
пор не исполнена та часть закона, условное название которой: об отрыве,         
вернее, о порядке выплаты стипендий и других социальных выплат. Ключевая        
позиция заключается в следующем: оторвали от минимального размера оплаты        
труда - надо привязать, и достаточно жестко, к прожиточному минимуму. Тогда     
не придется каждый год в бюджете писать странные суммы: 500, 900, 300 и так     
далее.                                                                          
                                                                                
Прошу поддержать закон. Спасибо.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие? Представитель Правительства? Поддерживает.                
Представитель Президента? Поддерживает. Я думаю, заключительного слова не       
требуется, потому что было одно выступление. Или требуется? Не требуется. Я     
вижу, Александр Владимирович Шишлов уже не намерен никакие слова                
заключительные говорить.                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона    
о внесении изменений в законы "О порядке установления размеров стипендий и      
социальных выплат в Российской Федерации" и "О высшем и послевузовском          
профессиональном образовании"? Законопроект голосуется в первом чтении. Кто     
за это предложение? Прошу проголосовать.                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.             89,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.             10,4%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.