Заседание № 177

06.09.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 227567-3 "О внесении дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о введении ограничения на совместную службу лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4415 по 4693 из 6279
Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении дополнения в Трудовой       
кодекс Российской Федерации". Государственное Собрание - Курултай -             
Республики Башкортостан просит рассмотреть законопроект без участия своего      
представителя. Я знаю, что Сергей Иванович Неверов готов доложить и пункт 13    
одновременно, да? Это инициатива Камчатской области, они также просят           
рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Здесь предлагается   
поправка в статью 66 Трудового кодекса. Пожалуйста, Сергей Иванович.            
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, перед тем как приступить к рассмотрению блока                
законопроектов, касающихся внесения изменений и дополнений в Трудовой кодекс,   
я хотел бы вам напомнить, что в период весенней сессии 16 июня нами был         
принят большой блок, серьёзный блок поправок в Трудовой кодекс Российской       
Федерации, были внесены изменения более чем в триста статей и кодекс был        
дополнен тринадцатью новыми статьями. 13 июня 2006 года данный документ был     
подписан Президентом Российской Федерации, и вот буквально в ближайшее время,   
2 октября, он вступит в силу. Работа над этим законопроектом проходила в        
рамках рабочей группы, созданной решением Государственной Думы. Были            
рассмотрены более тысячи поправок, из которых около шестисот нашли отражение    
в принятом документе. Все рассматриваемые сегодня поправки обсуждались          
рабочей группой, и часть из них тоже отражена в документе.                      
                                                                                
Что касается предлагаемых на рассмотрение законопроектов. Законопроект,         
подготовленный Государственным Собранием - Курултаем - Республики               
Башкортостан, был внесён в Государственную Думу 23 июля 2002 года. Как я уже    
сказал, положения данного законопроекта рассматривались рабочей группой и ею    
не были поддержаны. Суть данного законопроекта: предлагается дополнить          
Трудовой кодекс новой статьёй 64, запрещающей совместную службу лиц,            
состоящих между собой в близком родстве или свойстве, в одной и той же          
государственной или муниципальной организации, если их служба связана с         
непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому.    
В круг указанных лиц входят родители, супруги, братья, сёстры, сыновья,         
дочери, а также братья, сёстры, родители и дети супругов. Предлагая дополнить   
Трудовой кодекс данной статьёй, запрещающей совместную службу лиц, состоящих    
в близком родстве, авторы законопроекта не учитывают того, что                  
государственные и муниципальные организации могут иметь различные               
организационно-правовые формы. Распространение этих ограничений на все виды     
организаций представляется неправомерным и не соответствует конституционным     
принципам, которые допускают ограничение прав и свобод граждан лишь в           
определённых случаях, предусмотренных статьёй 55 Конституции Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Трудовой кодекс Российской Федерации не исключает возможности устанавливать     
отдельные сферы деятельности, где можно частично ограничивать права             
работников, исходя из специфики выполняемых работ. Так, для государственных     
служащих ограничения по совместной службе родственников установлены             
Федеральным законом "О государственной гражданской службе...", и существует     
также перечень ограничений, связанных с муниципальной службой, он закреплён в   
статье 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской     
Федерации".                                                                     
                                                                                
В соответствии с этим Комитет Государственной Думы по труду и социальной        
политике предлагает отклонить в первом чтении предлагаемый законопроект.        
                                                                                
Что касается законопроекта о внесении дополнения в статью 66 Трудового          
кодекса, подготовленного Советом народных депутатов Камчатской области, он      
также рассматривался рабочей группой и не был поддержан. В нём предлагается     
дополнить часть четвёртую статьи 66 Трудового кодекса положением о внесении в   
трудовую книжку сведений о тяжёлых, вредных и особых условиях труда, с тем      
чтобы стаж работы в этих условиях в последующем учитывался при назначении       
работнику пенсии по старости. Сведения о работе в этих условиях должны          
вноситься в соответствии со списком производств, работ, профессий, должностей   
и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.                 
                                                                                
По мнению комитета, данный вопрос достаточно детально урегулирован              
действующим законодательством, в частности, форма трудовой книжки, порядок      
ведения, хранения трудовых книжек определены постановлением правительства в     
соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном)     
учёте в системе обязательного пенсионного страхования", периоды работы          
рассчитываются на основании сведений индивидуального (персонифицированного)     
учёта. Страховщик - Пенсионный фонд Российской Федерации и его                  
территориальные пенсионные фонды - обязан вести индивидуальный учёт сведений    
обо всех категориях застрахованных лиц. Страхователи - лица, производящие       
выплаты, - обязаны представлять в территориальные органы соответствующие        
документы. Страховщик имеет право проводить проверки, связанные с               
начислениями.                                                                   
                                                                                
И что очень важно, в статью 62 в период подготовки тех изменений, о которых я   
вам говорил, была внесена поправка, в соответствии с которой застрахованные     
лица имеют право беспрепятственно получать от работодателей информацию о        
начисленных страховых взносах и осуществлять контроль за их перечислением в     
бюджет. В случае нарушения этих прав они имеют право обращения в судебные       
органы с требованием того, чтобы эта информация им была предоставлена.          
                                                                                
В соответствии с этим комитет Государственной Думы считает, что, повторю,       
вопрос достаточно урегулирован и предлагает в первом чтении отклонить           
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть два вопроса. Я спрашиваю про вопросы пока.       
Вопрос у депутата Локотя.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Анатолию Евгеньевичу Локотю.                      
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Сергей Иванович, что касается первого законопроекта, понятно, там спорный       
вопрос. А вот что касается второго, я, честно говоря, не очень вас понял,       
вашу позицию. Потому что наверняка и у вас тоже было много случаев, когда       
избиратели утрачивали документы о работе в особых, тяжёлых условиях, в          
частности в шахтах или где-то на Севере. И вот такая форма позволила... Ну      
это определённая страховка. Понятно, откуда это возникло, то есть               
предлагается просто застраховаться, чтобы люди имели, выйдя на пенсию...        
чтобы могли потом доказать, потому что сколько угодно случаев... В частности,   
вот моя мама - пример у меня перед глазами, - она не может ничего доказать,     
утрачены документы, сгорели в своё время.                                       
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И. Спасибо за вопрос, но вы противоречите сами себе. Вы              
предлагаете внести запись в тот документ, который впоследствии был утрачен,     
то есть получается как бы масло масляное. Мы говорим о том, что в трудовую      
книжку вносится. Форма определена, но дополнительные сведения, которые          
предлагается туда внести, если трудовая книжка потеряна...                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И. Нет, вы говорите... А здесь предлагается именно в трудовую        
книжку вносить. Все вопросы, которые непосредственно касаются профессии,        
прописаны в трудовой книжке. Предлагается просто записать, что человек          
работал в опасных условиях в соответствии со списком производств, который       
утверждён правительством, поэтому... (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Был один вопрос (присаживайтесь, Сергей Иванович) и был один желающий           
выступить, да? Пожалуйста, Бадалов Рубен Михайлович.                            
                                                                                
Включите микрофон депутату Бадалову.                                            
                                                                                
БАДАЛОВ Р. М., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                 
                                                                                
Непонятно, почему мы комплексно стали рассматривать такие законопроекты, они    
совершенно разные.                                                              
                                                                                
Что касается первого законопроекта, обращаю внимание всех на то, что в          
трудовом законодательстве, которое действовало до введения Трудового кодекса,   
совершенно аналогичные нормы были предусмотрены. Оппонируя выступающим,         
хотелось бы сказать, что перечень предприятий муниципальных, которые...         
Действительно, можно относиться к этому по-разному, но, наверное, есть такие    
предприятия, где используются федеральные деньги, и такие родственные           
взаимоотношения работников этого предприятия и руководителей скорее всего       
могут служить коррумпированности этих чиновников и незаконному использованию    
государственных средств. Поэтому, наверное, огульно на все предприятия          
распространять такие нормы нельзя, а ко второму чтению нужно определить те      
предприятия и те муниципальные и государственные учреждения, где такие          
особенные нормы нужно применять.                                                
                                                                                
Второй законопроект, который мы рассматриваем, - о внесении дополнений в        
статью 66 Трудового кодекса. Уважаемый Сергей Иванович, я обращаю ваше          
внимание вот на что. У меня первая трудовая запись в книжке: электрослесарь     
подземных... и потом такая поправка: с полным рабочим днём под землёй.          
Наверное, такая же запись и в вашей трудовой книжке. Мы с вами на нашем         
опыте, на нашем опыте житейском... Уже несколько раз менялась система           
пенсионного страхования и взаимоотношений, и я надеюсь, что та система,         
которая сегодня сложилась, тоже поменяется, потому что она недопустимо...       
преступная, я хотел сказать. Поэтому действительно она поменяется. И такая      
запись в трудовую книжку, отметка особенности самого трудового процесса, дала   
бы в перспективе право и возможность рассматривать те случаи, когда упущены     
нормы назначения пенсий за особые условия труда.                                
                                                                                
Поэтому я и фракция "Родина" считаем - в частности, я выступаю от фракции, -    
что такие изменения могли бы иметь место. Единственное, есть предложения        
редакционного порядка, поэтому в рамках второго чтения можно было бы внести     
соответствующие коррективы. Мы поддерживаем и первый, и второй законопроект.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я спросила, сколько будет выступающих. Был один           
желающий - Бадалов. Докладывал от комитета Неверов. Давайте соблюдать           
Регламент.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Исаеву.                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной   
политике, фракция "Единая Россия".                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, Сергей Иванович обращал на это ваше внимание, но я хочу      
обратить ещё раз. С октября вступит в силу закон о поправках в Трудовой         
кодекс, который был нами принят в конце весенней сессии. Принятию этого         
закона предшествовала длительная работа, в течение трёх лет, специальной        
рабочей группы, в которой работали представители всех трёх сторон социального   
партнёрства - профсоюзов, работодателей и правительства. Были рассмотрены все   
предлагаемые сегодня, вынесенные на ваше обсуждение законопроекты. Частично     
они учтены. Всё, что не было учтено, отклонено по общему согласию сторон        
социального партнёрства. На чём-то настаивали профсоюзы, на чём-то настаивали   
работодатели, на чём-то настаивало правительство. Но тем не менее - Любовь      
Константиновна, как человек, возглавлявший рабочую группу по подготовке         
Трудового кодекса, подтвердит - никогда невозможно добиться полного согласия    
всех трёх сторон по данным вопросам. Нам удалось достичь компромисса.           
Трудовой кодекс - очень сложная конструкция, которая может быть обрушена        
одним нарушением этого компромисса.                                             
                                                                                
Поэтому убедительная просьба от лица комитета и от лица всех сторон             
российской трёхсторонней комиссии (они все подтвердили эту позицию) все         
законы, которые сейчас вынесены на обсуждение, отклонить. Я предлагаю не        
вдаваться в длительное обсуждение, поскольку есть решение фракции, есть         
позиция комитета, есть позиция РТК. Я думаю, что эти законопроекты надо         
отклонять, потому что они не вписываются в единый согласованный компромиссный   
вариант.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оськина Вера Егоровна.                                    
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Я по мотивам, по первому законопроекту хочу возразить Рубену Михайловичу.       
                                                                                
Трудовой кодекс не исключает возможности устанавливать отдельные сферы          
деятельности, где можно применять вышеуказанные ограничения, которые должны     
закрепляться в федеральном законе. Так, например, для госслужащих               
соответствующие ограничения уже установлены Федеральным законом от 27 июля      
2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской              
Федерации". Подобные же ограничения установлены в статье 15 проекта             
федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации",            
внесённого Президентом Российской Федерации.                                    
                                                                                
А что касается второго законопроекта, под номером 13, то нормативно-правовые    
акты правительства не могут быть вписаны в трудовую книжку.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Бабурин Сергей Николаевич.                                         
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Я просто      
хочу выразить сожаление по поводу выступления Андрея Константиновича Исаева.    
Когда вы, Андрей Константинович, говорите, что есть решение фракции, поэтому    
что тут долго думать, надо голосовать и отклонять, как быть нам, тем, кто       
состоит в другой фракции? Может быть, другие фракции уже просто не нужны?       
Если фракция "Единая Россия" приняла решение, наши выступления, наши            
голосования уже для вас никакой роли не играют? Поэтому у меня просьба - с      
аргументами всё-таки быть более корректным.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание высказаться у представителей президента   
и правительства по двум законопроектам? Требуется ли заключительное слово,      
Сергей Иванович? Не требуется.                                                  
                                                                                
По пункту 12. Кто за то, чтобы принять поправку по внесению дополнения в        
Трудовой кодекс? Прошу проголосовать. Законопроект первого чтения.              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за               87 чел.19,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     87 чел.                                          
Не голосовало                 363 чел.80,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Пункт 13, поправка в статью 66 Трудового кодекса, законопроект первого          
чтения. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу            
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               83 чел.18,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     83 чел.                                          
Не голосовало                 367 чел.81,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.