Заседание № 59
О проекте федерального закона № 227519-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за склонение к совершению самоубийства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к 4-му вопросу нашей повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на ужесточение уголовной ответственности за склонение к совершению суицидов, а также за доведение до самоубийства. Законопроект рассмотрен комитетом, проведены все необходимые экспертизы, он готов для принятия в третьем чтении. Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает Государственной Думе принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР, пожалуйста. (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, давайте хождение по залу прекратим. Понятно, что каждый хочет друг с другом поговорить с учётом того, что заседание завершающее, но выступает руководитель фракции - давайте уважать друг друга. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ладно бы ходили, а то ещё обнимаются и целуются. (Оживление в зале.) Со стороны кто-нибудь посмотрит: "Да однополые!" - скажет. Почему такие слишком тёплые отношения-то? Что, с фронта вернулись? Разве пять минут назад не виделись? Я почему об этом говорю? Вот это всё признаки определённые. Закон мы не хотим принимать по лесной амнистии - сколько здесь вчера прибежало людей?! Сам факт, что они прибежали, уже говорит о чём-то плохом, сидели бы у себя где-то, но нет, бегут - то есть волнуются, потому что это их собственность! Ну, я думаю, нас всё-таки заставят голосовать, тогда по мотивам голосования я уже по тому законопроекту скажу. А сейчас по этому проекту. Вот эпидемия самоубийств. Мы, ЛДПР, первыми это заметили - нас остановили: не надо, не надо, давайте не будем об этом публично говорить, может быть, стихнет. Ну, стихло это всё? Это же идёт не через публичные выступления, а через Интернет - это самое страшное оружие! Интернет - это хорошо, правильно, но это как с автомобилями: они нужны, но тысячи людей погибают каждый год на дорогах, у нас 20 тысяч, по всему миру - 200 тысяч, может быть, даже ещё больше. И здесь, естественно, нужен контроль за теми, кто уже выявлен как организатор вот этого процесса доведения до самоубийства. Здесь, видимо, и органы опеки должны работать: они же навещают больных и могут посмотреть, ведь дети больные находятся дома. Некоторым взрослым это выгодно: ребёнок сел за компьютер, и всё, тихо дома, сидит молча! Если бы книгу читал, ещё можно было бы понять, какую он книжку взял почитать, а так... Вот мы сколько психологов выпускаем, а толку мало! Факультет психологии МГУ, целый Институт психологии Академии наук - вот они должны этим заниматься, по месту жительства должны заниматься, в школах должны наблюдать; наблюдать - не давить на людей, а наблюдать! Я помню, меня три года мучила одна после выборов президента: звонит и звонит, оскорбляет и оскорбляет. Ну, я подключил полицию, выяснилось, она не со своего телефона звонила, а от лежачей соседки. То есть это надо под контроль взять, это всё нужно вовремя заметить! Участковые должны быть тонкими психологами, учителя, домоуправления, общественные организации... Самое страшное - когда воздействуют на детский ум. И программы, наверное, заложены из-за рубежа: склонять к алкоголю, к наркотикам, к самоубийству, к антиобщественным действиям. Это всё, так сказать, мощная машина пропаганды, но у нас достаточно сил, чтобы с этой пропагандой бороться, поэтому и закон принимаем, но надо всё-таки активизировать те службы, которые за это отвечают. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Пожалуйста, Баталина Ольга Юрьевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, когда мы говорим о суицидах, мы понимаем, что здесь бьют по самому больному - бьют по детям, понимая, что у них неокрепшая психика, понимая, что они, может быть, не всегда объективно оценивают предложения, реальность, а Интернет - это ещё и особая реальность. Законопроект, который, я надеюсь, сегодня поддержат представители всех фракций, собственно, делает главное: во-первых, ужесточает ответственность, переводя составы преступлений в разряд особо тяжких, а все мы понимаем, что это позволяет и более ответственно относиться к раскрытию таких преступлений, обеспечивать профилактику таких видов преступлений, ограничивается возможность условно-досрочного освобождения, ну, и собственно всё то, что вытекает из таких видов преступлений; во-вторых, вводит дифференциацию ответственности - она теперь соразмерна с ответственностью за умышленное убийство. А ведь, по сути, это так и есть: склонение к суициду - это в конечном счёте и есть умышленное убийство. Поэтому прошу вас, коллеги, поддержать законопроект. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", вопрос 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 36 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Федеральный закон принят, коллеги.
Заседание № 58
О проекте федерального закона № 227519-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за склонение к совершению самоубийства; принят в первом чтении 19 июля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 110-1 и 110-2 Уголовного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 29, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Рафаэль Мирхатимович Марданшин, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был рассмотрен Государственной Думой и принят в первом чтении. Ко второму чтению в комитет поступило четыре поправки. Комитет их рассмотрел: три поправки включены в таблицу № 1 и рекомендованы комитетом к принятию, одна поправка - в таблицу № 2, она рекомендуется к отклонению. Прошу рассмотреть данные таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 27 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 53 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 20 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, Комитет по государственному строительству и законодательству просит включить данный законопроект в порядок работы Государственной Думы на завтра, 21 июля, для рассмотрения и принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет. Включаем.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 227519-7 "О внесении изменений в статьи 110-1 и 110-2 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за склонение к совершению самоубийства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
63-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 110-1 и 110-2 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Концепция представленного вашему вниманию законопроекта заключается в дифференциации уголовной ответственности и её усилении в зависимости от степени общественной опасности деяния и тяжести его последствий. Цель законопроекта - принятие дополнительных мер для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, главным образом несовершеннолетних, путём пресечения распространения практики побуждения их к суицидам и привлечения виновных к строгой уголовной ответственности. Разумеется, принят во внимание опыт и пожелания общественности о том, что те, кто посягает на жизнь и здоровье детей, должны быть привлечены к строгой уголовной ответственности. В этих целях, а также с учётом того, что объектами посягательств сегодня являются в основном несовершеннолетние с их неокрепшей психикой, проектом федерального закона предлагается ужесточить меры уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 110-1 и 110-2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Стоит отметить, что данные статьи Уголовного кодекса приняты нами весьма своевременно и уже начали работать. На сегодня возбуждён и расследуется ряд уголовных дел, в частности в Челябинской области, в Хабаровском крае, в Самаре. Однако для понимания проблемы, коллеги, которая на сегодня не решена, не могу не привести следующую статистику суицидов несовершеннолетних: в 2015 году зарегистрировано 685 самоубийств несовершеннолетних, в 2016 году их стало уже 720, за первый квартал 2017 года совершено 178 самоубийств, происходит рост на 9,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правоохранительные органы констатируют появление иных деструктивных проектов, таких как "АУЕ", "Беги или умри", "Огненная фея", "Уйди из дома", "Зацеперы", "Руферы" и многие-многие другие. Среди участников "групп смерти" выделяют организаторов, кураторов, идеологов, вербовщиков, волонтёров, прослеживается участие психологов, там участвуют в том числе и иностранные граждане, то есть такая деятельность носит межрегиональный и весьма организованный характер, и всё это действует против детей. Предлагается за совершение преступления, предусмотренного частью четвёртой статьи 110-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, вместо максимального наказания в виде пяти лет лишения свободы ввести наказание от пяти до десяти лет лишения свободы, за совершение преступления, предусмотренного частью пятой статьи 110-1 УК РФ, а именно за содействие и склонение к совершению суицида, повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости, либо женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, вместо максимального наказания в виде шести лет лишения свободы предлагается наказание от шести до двенадцати лет лишения свободы. Кроме того, предлагается ввести новый состав - часть шестую статьи 110-1 Уголовного кодекса, в соответствии с которой за содействие и склонение к совершению суицида, повлёкшие за собой смерть двух и более лиц, вводится наказание от восьми до пятнадцати лет лишения свободы, что соразмерно ответственности за умышленное убийство и является весьма справедливым. Одновременно полагаем необходимым ужесточить уголовную ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, в том числе посредством средств массовой информации и сети Интернет, для лиц, которые объединены в указанные или иные так называемые группы смерти, установив для них вместо максимальных шести лет лишения свободы наказание до пятнадцати лет лишения свободы. Кроме того, в случае принятия закона указанные составы автоматически перейдут в категорию особо тяжких преступлений, что будет способствовать более ответственному подходу к раскрытию и расследованию преступлений, а также профилактике этих видов преступлений. Будет применяться более строгая мера пресечения, как правило в виде ареста, в случае вынесения обвинительного приговора суда виновным будет назначаться реальный срок наказания в колонии со строгим режимом его отбывания. Одновременно усложняется процедура условно-досрочного освобождения: больший срок погашения судимости, возможности установления административного надзора после отбытия наказания и многие другие меры ограничения для лиц, которые совершили эти преступления, что, разумеется, будет способствовать оздоровлению обстановки в обществе в целом. Свидетельством необходимости ужесточения уголовной ответственности по рассматриваемым сегодня составам может являться дело Филиппа Будейкина, всем оно известно, на слуху, и в Интернете много обсуждалось: он за подстрекательство к самоубийству привлечён к уголовной ответственности на срок 3 года и 4 месяца в колонии-поселении. Предлагаемые нами дополнения в указанные статьи Уголовного кодекса будут способствовать вынесению жёстких приговоров с длительными сроками лишения свободы в колонии со строгим режимом отбывания наказания, что будет весьма позитивно воспринято в нашем обществе. На законопроект имеются положительные отзывы Верховного Суда и Правительства Российской Федерации, отмеченные же замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта для рассмотрения ко второму чтению. Уважаемые коллеги, прошу поддержать предложенный законопроект и проголосовать за его принятие. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за доклад. Содоклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как уже было сказано докладчиком, в данном законопроекте предусматривается внесение изменений в ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно в статью 110-1 "Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства", а также в статью 110-2 "Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства". В статью 110-1 предлагается внести несколько изменений. В части четвёртой предлагается повысить ответственность за действия, повлёкшие за собой самоубийство, путём установления ответственности, как уже было сказано, от пяти до десяти лет лишения свободы вместо действующего в настоящее время срока до пяти лет. В части пятой предлагается установить ответственность за деяния, повлёкшие самоубийство или покушение на самоубийство несовершеннолетнего, или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, или женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, и вместо существующего наказания до шести лет лишения свободы предлагается установить ответственность от шести до двенадцати лет лишения свободы. Также предлагается эту статью дополнить частью шестой: за деяния, предусмотренные частью пятой (о которой я только что говорил) настоящей статьи, если это повлекло самоубийство двух или более лиц, предлагается предусмотреть наказание сроком от восьми до пятнадцати лет лишения свободы. В статью 110-2 предлагается внести две поправки: в части первой вместо срока лишения свободы до четырёх лет предлагается установить срок лишения свободы от пяти до десяти лет; в части второй вместо срока до шести лет установить ответственность от пяти до пятнадцати лет лишения свободы. В целом комитет поддерживает концепцию законопроекта, вместе с тем обращает внимание, что действующая редакция статьи 110 Уголовного кодекса Российской Федерации "Доведение до самоубийства" предусматривает максимальное наказание до восьми лет лишения свободы. С учётом того что сам состав (доведение до самоубийства) включает в себя такие способы совершения, как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего, то есть действия насильственного характера, в дальнейшем обсуждении нуждается дифференциация наказаний за рассмотренные деяния, в том числе предусмотренные статьёй 110 Уголовного кодекса Российской Федерации. Как уже было сказано, получены отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Концептуально законопроект поддерживается. Комитет предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к депутату Пискарёву. Василий Иванович, мы буквально недавно, чуть ли не месяц назад, принимали такой же закон, о наказании за склонение к суициду и за содействие, обсуждали все нормы, о которых и сейчас идёт речь, все мы сидели тут, в зале, была рабочая группа - так в чём теперь дело? В своё время мы с Синельщиковым вносили поправку в "закон о шлепках" о том, что беременных женщин трогать нельзя, - трогать! - не приняли, а тут за склонение - сразу двенадцать лет... Да мы хоть двадцать поддержим, потому что это подонки делают, но так работать, как мы с вами работаем, можно? Месяц назад работали-работали, наработали закон, а теперь всё по новой! Объясните, в чём дело! Может быть, мы чего-то не знаем, не понимаем? Я задаю вопрос, потому что наш комитет был соисполнителем по тому закону. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. Я говорил о том, что наказание должно назначаться с учётом тяжести наступивших общественно опасных последствий. Мера наказания от двенадцати до пятнадцати лет лишения свободы - только в случае, когда наступили общественно опасные последствия, когда наступила смерть одного или нескольких несовершеннолетних. На мой взгляд, деяния, повлёкшие такие последствия, должны караться так же, как карается умышленное убийство. И это, в общем-то, мировая практика - мы изучили опыт других стран в части наказаний за подобные преступления и выяснили, что за аналогичные преступления предусмотрена примерно такая же мера наказания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Я разовью вопрос к Василию Ивановичу. Василий Иванович, вот месяц назад мы приняли закон, обсуждали его героически здесь, вносили в него необходимые поправки - что мешало тогда увидеть это несоответствие международной практике, понять, что там что-то не работает? Хотя бы исходя из принципа процессуальной экономии: опять марание бумаги, опять дополнительная потеря времени... Вы тогда не могли договориться со своими однопартийцами, коллегами, когда обсуждали тот законопроект, или в чём дело? И второй момент. Когда у нас вносятся ужесточающие изменения, Верховный Суд обычно пишет заключение, должна быть чёткая картина несрабатывания действующих механизмов, практика - только тогда ужесточается ответственность. Ничего этого нет, и за месяц, естественно, возникнуть не могло. И третий вопрос, в части количества самоубийств подростков. Я понимаю, что не все они с "группами смерти" связаны, это общее число самоубийств, а сколько из этих подростков покончили жизнь самоубийством исключительно вследствие работы этих "групп смерти" в социальных сетях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пискарёву включите микрофон. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопросы. По порядку. В подготовке закона, касающегося этих статей Уголовного кодекса, который был принят совсем недавно, комитет по безопасности не принимал участия, не был соисполнителем, очевидно, по этой причине и не было особого мнения. Что касается практики, то здесь её быть не может, потому что предложенный вашему вниманию законопроект предусматривает норму, которой раньше не было в этом законе: мы предлагаем ввести часть шестую статьи 110-1 - самоубийство двух и более лиц, - поскольку в ранее действующей редакции не было разграничения в этом плане, то есть наказание было одинаковое как в случае одного самоубийства, так и в случае, когда происходят самоубийства двух и более лиц. Мы считаем, что должен быть дифференцированный подход: в случае, когда более одного потерпевшего, должна быть более жёсткая ответственность. Собственно так и предложено, мы указали: в случае самоубийств двух и более лиц - наказание до 15 лет лишения свободы. Практики применения этой статьи быть не может, поскольку она ещё, как говорится, не вступила в законную силу. А что касается статистики, которая приведена, эта статистика взята из данных, которые мы получили из МВД. Здесь нет такой градации, поскольку события, о которых вы говорите, начали у нас фиксироваться лишь только тогда, когда закон вступил в силу, а он вступил в силу с 18 июня 2017 года. То есть статистики о том, какие причины побудили несовершеннолетнего к самоубийству - либо склонение "группами смерти", либо другие причины, - такого разграничения не существует пока ещё, эту работу только сейчас начали проводить. Мы сможем получить информацию, наверное, всё-таки попозже, по итогам работы за год. Если вас интересует, то мы, разумеется, эту статистику запросим, но тогда уже с точки зрения того, насколько эффективно работают наши законы в этом плане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Милонов Виталий Валентинович. МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Василий Иванович, вы, собственно говоря, сейчас пытаетесь оспорить одну из фундаментальных, прописных истин либеральной философии, ведь право на самоубийство является неотъемлемой частью современного либерального мира, и многие страны даже законодательно закрепляют это право. Безусловно поддерживая эту инициативу, я хотел бы отметить, что необходимо затронуть также такой момент, как пропаганда суицида, которая на сегодняшний день у нас лишь слегка наказывается в административном плане. Именно создание атмосферы толерантности к суициду должно быть калёным железом выжжено из нашего общества, и те, кто сейчас толерантно об этом пишет, должны сидеть на тех же нарах, что и Филипп Лис, которому дали всего-навсего лишь три с небольшим года, - действительно следователи постарались, и уже в существующих условиях судьи дали ему такой срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Пискарёву. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо, Виталий Валентинович. Я с вами согласен на сто процентов, что и пропаганда суицида должна наказываться не менее строго, чем сама попытка побудить к суициду. Вы обратите внимание на статью 110-2 Уголовного кодекса, её название звучит таким образом: "Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства" - на побуждение, а под побуждением подразумевается и пропаганда попыток суицида. В предлагаемом нами законопроекте за организацию деятельности, направленной на побуждение к самоубийству, на склонение к суициду, мы предлагаем наказание от шести до пятнадцати лет. Таким образом, в этом плане ваше недоумение, в общем-то, должно быть развеяно - предлагаемая нами конструкция предусматривает именно такое, жёсткое наказание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста. РЫЖАК Н. И. У меня вопрос тоже к Василию Ивановичу. Конечно, это уродливое явление набирает силу. Как вы думаете, не спланированная ли это кампания и в какой степени это характерно для западной цивилизации? Я думаю, что, когда вы будете запрашивать статистику, надо бы, видимо, иметь под рукой и вот эти данные, чтобы мы квалифицировали с двух сторон это явление - не только с точки зрения падения, утраты морально-нравственных ценностей, но и, возможно, имея в виду вероятность спланированной акции, которая осуществляется в отношении Российского государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пискарёву включите микрофон. ПИСКАРЁВ В. И. Николай Иванович, я согласен с вами, проблема организации вот этих "групп смерти" требует дополнительного исследования. Так вот проект закона, который мы предложили для рассмотрения, предусматривает не просто расследование, а всестороннее и полное изучение всех причин, условий, которые способствовали совершению преступлений. Давайте всё-таки примем законопроект, а потом во время "правительственного часа" спросим у министра внутренних дел, каковы всё-таки основные причины, откуда тянутся нити вот к этим "группам смерти", кто их организует. По предварительным данным, которыми мы располагаем, это всё на самом деле организовано против наших детей, против населения страны, поэтому реакция наша должна быть очень жёсткой, очень решительной и оперативной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Василий Иванович, скажите, пожалуйста, будут ли после принятия этих изменений рассматриваться как содействие - о чём идёт речь в изменениях - продажа или угощение подростков, несовершеннолетних наркотиками и прочими там солями, табаками, в результате употребления которых действительно, возможно, к сожалению, произойдут суициды? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пискарёву микрофон включите. ПИСКАРЁВ В. И. Олег Анатольевич, знаете, я вот по опыту скажу, что если использовали наркотики и склонили потерпевшего к самоубийству, то возможна квалификация по двум статьям Уголовного кодекса - как незаконный оборот наркотиков и как склонение к суициду. Поэтому должно быть ещё более строгое наказание, по двум статьям Уголовного кодекса - и по статье 228, и по статье 110-1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Василий Иванович, вы профессионал высокого уровня, но, извините, о каком жёстком наказании может идти речь, если человеческая жизнь бесценна? Когда мы даём такой большой разбег, от шести до пятнадцати лет, это, естественно, будет вызывать непонимание у населения. Я считаю, что в этой статье мы должны исправить срок, установить от десяти до двадцати лет, тогда люди поймут, что мы действительно защищаем своё население, своих детей от суицидальных войн. Прошу ко второму чтению внести такую поправку. ПИСКАРЁВ В. И. Виктор Петрович, мы исходили из общей практики, которая существует при подготовке такого рода инициатив, из теории права, тем не менее ваше предложение заслуживает внимания. Время для поправок у нас имеется, Виктор Петрович, поэтому вы можете внести свою поправку, передать в комитет Крашенинникова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Василий Иванович, статья 110 Уголовного кодекса Российской Федерации подразумевает наказание за фактически насильственный характер этого деяния, но там максимальное наказание - восемь лет. Как вы считаете, справедливо ли соотносится наказание в новых статьях и в уже имеющихся? ПИСКАРЁВ В. И. Сергей Владимирович, на этот вопрос уже дан ответ содокладчиком. Вы обратили внимание, что появился некоторый диссонанс в статьях 110 и 110-1, 110-2, появился большой разбег по мере наказания. Я думаю, что ко второму чтению будет внесена поправка об ужесточении ещё и наказания по статье 110 Уголовного кодекса Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Василий Иванович, я хотел бы, чтобы вы более подробно осветили вопрос, которого так или иначе уже касались в своём выступлении и в ответе на вопрос коллеги. Всё-таки появление таких суицидальных групп - это мировое явление, оно присутствует и в других странах? Если это так, то в каких и какие меры всё-таки там принимаются для борьбы с этим злом? А если это сугубо российский феномен, то тогда всё-таки кто тащит эту заразу на нашу почву и откуда она появилась? ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо, Михаил Васильевич, за вопрос. По опыту, который я имею, эта тенденция, вот эти "группы смерти" - их много, кстати говоря, и названия такие страшные, - это явление последних нескольких лет. Что касается международного опыта. Я уже начинал говорить о том, какая существует судебно-следственная практика в других странах. Если взять за основу англосаксонское право, там есть понятие подстрекательства и помощи в самоубийстве - примерно такая же квалификация, примерно такой же состав преступления, и по этому праву предусматривается наказание до четырнадцати лет лишения свободы, это в Англии, в Уэльсе, в Канаде. Что касается стран романо-германской системы, там примерно такое же наказание предусмотрено, в частности, в Германии, в Италии наказание от пяти до двенадцати лет лишения свободы за аналогичные преступления. Что касается того, существуют ли "группы смерти" в других странах, я такими данными не обладаю, но, мне кажется, действительно будет правильно обратиться в МИД с просьбой проанализировать ситуацию по другим странам, скажем по Европе, и тогда мы сможем получить более развёрнутую информацию. А пока то, что мы имеем, - это то, что у нас в стране происходят такие вот явления, с которыми нужно срочно, оперативно бороться самыми жёсткими способами. И одним из них является тот вариант, та инициатива, которую мы сегодня предложили, - усилить ответственность за склонение к суициду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Василий Иванович, вы совершенно правы, в последнее время мы всё чаще и чаще сталкиваемся с различными "группами смерти", "играми смерти" в социальных сетях, и остаётся надеяться, что ужесточение наказания станет эффективной профилактической мерой. В то же время что помешает преступнику вернуться к своей преступной деятельности после отбытия наказания? Несмотря на то что контроль за преступником, ведущим свою деятельность в Интернете, весьма проблематичен, может быть, нам предусмотреть в данном законопроекте долгосрочный контроль за людьми, которые совершили такие преступления и отбыли наказание, чтобы не допустить возвращения их к этой преступной деятельности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пискарёв, пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Дмитрий Иванович, спасибо за вопрос. Что касается контроля за поведением отбывшего наказание, это немножко из другой системы права. Мне кажется, нужно подумать о предложениях, которые можно внести в Уголовно-исполнительный кодекс, скажем, в части УДО. Вот мы же приняли решение о более жёстком подходе к освобождению по УДО лиц, которые ранее были осуждены за сексуальные преступления против детей, за педофилию. Я не против того, чтобы вернуться к этому вопросу, давайте вместе с коллегами посмотрим, тем более вы в комитете по безопасности, я думаю, мы найдём по этому поводу контакт. Если в самом деле есть хорошие предложения, инициативы, мы можем рассмотреть их, в том числе предложения о внесении не только в Уголовный кодекс, но в Уголовно-исполнительный кодекс изменений, предусматривающих более жёсткие подходы в части, касающейся УДО, а также в части последующего контроля за освобождённым, чтобы он не вернулся на прежний путь, за который был привлечён к уголовной ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Василий Иванович, раскройте, пожалуйста, секрет: 20 июня вы обращаетесь в Верховный Суд и правительство - и буквально через девять дней уже получаете положительный отзыв Верховного Суда и меньше чем через месяц отзыв правительства, а мы, подавая свои проекты законов, ждём месяцами! Кроме того, возникает следующий вопрос: 20 июня вы направляете законопроект для получения отзывов, но только за два дня до этого вступил в силу закон, поправки в который вы вносите. Вот раскройте, пожалуйста, секрет! Во-первых, с чем это связано, может, какая недоработка была при принятии закона? Во-вторых, как достигается такая космическая скорость получения положительного отзыва? Поделитесь опытом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Валерий Карлович, не знаю никакого секрета. Я понимаю это только таким образом: оперативность ответа на обращение обусловлена тем, что заинтересованы в принятии закона не только инициаторы законодательной инициативы, но и те, кто даёт отзыв. Я понимаю, что эта проблема волнует очень многих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Эх, если бы проблема, уважаемые коллеги, так просто решалась: приняли закон - и всё, наша молодёжь ни действий никаких противоправных не совершает, ни тем более не лишает себя жизни! Я, честно говоря, не знаю, рекомендовать вам поддерживать данный законопроект или нет, поскольку наказать-то мы, может быть, накажем человека, но, во-первых, кто будет этот человек, которого мы накажем, а во-вторых, самое главное, ребёнка, который покончил жизнь самоубийством, к сожалению, не вернуть. К сожалению, мы не услышали статистики, а я специально посмотрел: как утверждает Всемирная организация здравоохранения, каждые сорок секунд - вдумайтесь, каждые сорок секунд! - кто-то в мире кончает жизнь самоубийством. Это печальная статистика, но тут, к сожалению, ничего не поделаешь. А самое печальное, что чаще всего этим злоупотребляют, если можно так выразиться, дети, то есть, ну, не дети, а молодые люди в возрасте до 20 лет, потом кривая резко идёт на спад и возрастает уже в отношении людей пожилого возраста. Каковы основные причины, по которым это случается? Много разных причин, в различных источниках им даются разные оценки, но в основном это боязнь побоев, это тяжёлая, асоциальная обстановка вокруг, то есть ребёнка загнобили, грубо говоря, одноклассники, это несчастная любовь, это алкоголизм, наркомания - вот в таком состоянии люди совершают подобные поступки. А то, против чего мы сейчас боремся, не так давно приняли такой замечательный закон, знаете, даже сотой доли процента не составляет. Я не говорю, что это не важно, - каждая жизнь, конечно, важна, тем не менее на все эти группы в соцсетях, к сожалению... не к сожалению, а к счастью, очень маленькая доля в общем количестве самоубийств приходится. Коллеги, поймите меня правильно! Вот когда я служил в армии, у нас один парень пытался покончить жизнь самоубийством: его девушка не дождалась. Он получил от неё письмо - и напился уксуса, еле-еле откачали, но он фактически без желудка остался. Второй поджёг себя - это ещё, кстати, в советское время, - загнобили человека, бывает такое. Вот по данному закону всю роту, там, или весь наш батальон привлекли бы по этой статье: следователь по особо важным делам работал бы и прочее, и прочее, и прочее. Вот я в прошлый раз вопрос задавал и сейчас говорю: поймите, коллеги, дети так устроены, мы все в молодости в какой-то степени экстремисты. Если кто-то в детском коллективе кому-то говорит: "Докажи, что ты не трус, прыгни с моста!" - тот прыгает и, к сожалению, расшибается, то по этому закону теперь ребятишек будут привлекать к ответственности, а надо ли нам это? Лично я воздержусь голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович, от фракции. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, к сожалению, данный законопроект - пример того, как не следует заниматься законотворчеством. Первое. Уголовная ответственность за указанные в законопроекте деяния введена федеральным законом от 7 июня 2017 года, который вступил в силу 18 июня, то есть всего месяц назад. По-видимому, вначале следовало бы проанализировать судебную и следственную практику по статьям 110-1 и 110-2 Уголовного кодекса, сделать вывод об их эффективности, а потом вносить законопроект - на это специально обратило внимание Правительство Российской Федерации в своём заключении, которое подписано месяц назад. Надо сказать, проанализировать есть что, ведь упомянутый закон содержит весьма неопределённые формулировки, и следовало бы посмотреть, как он работает. Так, например, статья 110-1 предусматривает уголовную ответственность за склонение к совершению самоубийства путём обмана, в связи с чем мне задавали следующие вопросы: что же такое обман в этом случае и что делать с многочисленными парапсихологами, экстрасенсами, религиозными проповедниками и, наконец, учёными нетрадиционных направлений, которые пытаются доказать, что существует загробная жизнь, то есть мир иной, где человек избавлен от всех бед и забот? Многие самоубийцы руководствуются именно этой философией, которую не разделяет большинство нашего общества. Впрочем, оппоненты возразят, мол, и так всё ясно, надо ужесточать ответственность - и всё. Но если это ясно сегодня, то почему же не было ясно два месяца назад, когда мы рассматривали проект этого закона во втором и в третьем чтениях? Подобные вопросы здесь задавали, но ответа на них я не услышал. Второе. Предлагаемые в законопроекте санкции являются явно завышенными. Так, за склонение к совершению самоубийства путём уговоров, предложений и обмана, повлёкшее самоубийство или покушение на самоубийство, даже при отсутствии признаков доведения до самоубийства в проекте предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком от пяти до десяти лет. Между тем за доведение лица до самоубийства, то есть за деяние, результат которого - труп, или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего - это часть первая статьи 110 Уголовного кодекса - у нас сегодня установлена ответственность намного меньше: лишение свободы лишь на срок от двух до шести лет. Разница весьма заметна. В соответствии с проектируемой статьёй 110-1 в случае, когда склонение к уходу из жизни привело к самоубийству или к покушению на самоубийство несовершеннолетнего, наказание назначено может быть от шести до двенадцати лет лишения свободы, а если таких несовершеннолетних двое, то от восьми до пятнадцати лет. Однако в соответствии с ныне действующей частью второй статьи 110 "Доведение до самоубийства" - а это более серьёзный состав, - когда путём жестокого обращения доводят до самоубийства одного или двух несовершеннолетних, может быть назначено наказание от пяти до восьми лет, то есть заметно меньше. Санкции явно неадекватные. На это обратил внимание Верховный Суд в своём отзыве на законопроект. Верховный Суд отметил, что санкции статей 110-1, 110-2 требуется согласовать со статьёй 110. Но как можно согласовать эти статьи? Если уменьшить предлагаемые санкции статей 110-1 и 110-2, то разрушится сама суть законопроекта, а если увеличить санкции статьи 110, то придётся перетряхивать значительную часть статей действующего Уголовного кодекса. К примеру, законопроект предлагает установить уголовную ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к самоубийству путём использования публичных выступлений, в виде лишения свободы на срок аж до пятнадцати лет. Такая же ответственность в Уголовном кодексе предусмотрена за убийство, изнасилование несовершеннолетней, разбой, совершённый организованной группой, и террористический акт. При этом отмечу, что публичные призывы к осуществлению террористической деятельности с использованием средств массовой информации наказываются лишением свободы на срок до семи лет. Получаются совершенно несоразмерные вещи, ведь в законопроекте предлагается сейчас установить срок до 15 лет, когда речь идёт лишь о призывах к самоубийству. Чем вызвано такое ужесточение наказания? Кто-то думает, что это обусловлено желанием устрашить потенциальных преступников. На самом деле это далеко не так: оно продиктовано желанием переместить эти составы из преступлений средней тяжести в тяжкие, что значительно упростит работу правоохранительных органов по раскрытию и доказыванию данных составов, и, кстати говоря, правоохранители этого не скрывают. Третье. Мы делаем совершенно пустую работу. Обе новоиспечённые статьи, к сожалению, не будут востребованы правоохранителями. Действующая на протяжении десятилетий статья 110 Уголовного кодекса, предусматривающая уголовную ответственность за доведение до самоубийства, фактически не работает: в 2016 году по ней осуждено всего-навсего девять лиц по всей России. Статьи же 110-1 и 110-2 более трудоёмки в плане сбора доказательств, и по ним показатели будут ещё более скромные. Ну и наконец, хочу заметить, что в последние десять-пятнадцать лет уголовный закон в нашем обществе становится главным регулятором общественных отношений, между тем в предотвращении самоубийств на первом месте должны стоять меры педагогического, психологического, психиатрического, нравственного и иного воздействия. Фракция не поддержит этот законопроект, так как он не вписывается в логику нашего Уголовного кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роднина Ирина Константиновна, пожалуйста. РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы сегодня уже много раз отмечали, что на сегодняшний день склонение к совершению самоубийства, равно как и организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, наказывается лишением свободы на срок до шести лет. Как правило, жертвами данных преступлений чаще всего являются несовершеннолетние дети, причём с ещё неустоявшейся психикой. Преступники работают очень последовательно, изощрённо, подталкивая детей к самоубийству шаг за шагом. Так называемые группы смерти в социальных сетях имеют сотни тысяч подписчиков, а их организаторы не несут адекватного наказания. Даже за мошенничество, преступление куда менее тяжкое, в нашей стране предусмотрено лишение свободы сроком на десять лет. Почему же за действия, направленные против жизни человека, против жизни ребёнка, предусмотрено менее суровое наказание? Любое содействие в совершении самоубийства есть не что иное, как умышленное причинение смерти другому человеку, и иным словом, кроме как "убийство", это не назовёшь. Именно поэтому в законопроекте предлагается ужесточить меры уголовной ответственности до пятнадцати лет лишения свободы, приравнять указанные деяния к убийству, установить повышенную ответственность за деяния, повлёкшие за собой смерть двух и более человек. Должна сказать, что наказание должно быть соразмерно тяжести совершённого преступления, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Тема обсуждаемого законопроекта весьма важна. Мы понимаем, что стоим перед угрозой распространения такого опасного явления, как массовый суицид, детский суицид, и, естественно, пытаемся принять меры. Может быть, они недостаточно продуманы, но сама опасность, наверное, и диктует поспешность действий. Наша фракция концептуально поддерживает законопроект, вместе с тем в прозвучавших только что замечаниях указывалось на то, что есть несогласованность между статьями Уголовного кодекса, и тут работа предстоит серьёзная и непростая. Хотелось бы обратить внимание, что прошёл только месяц с момента принятия закона, правоприменительная практика только начала складываться, по-моему, есть только один судебный акт... Два, да? Два всего - ну какая тут может быть практика?.. Насколько я знаю, есть несколько уголовных дел, и в нашей Челябинской области, кстати, есть уже такое уголовное дело. Я думаю, при подготовке ко второму чтению специалисты поработают, но придётся принять достаточно трудное решение. Ещё раз подчеркну, наша фракция концептуально поддерживает в первом чтении этот законопроект и предлагает проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, такое впечатление, что идёт соревнование, кто жёстче накажет потенциальных, скажем так... людей, которые доводят до самоубийства подростков или детей. Безусловно, это страшное преступление, но насколько массовое? Один из выступавших от фракции ЛДПР уже сказал, что безусловно не массовое. Я абсолютно убеждён, что по итогам этого года, может быть, два-три уголовных дела по этому поводу возбудят. Что касается обсуждения, доводов о том, что, мол, наш комитет не имел отношения к предыдущему закону, его другой комитет принял, - на мой взгляд, это смешные доводы. Депутаты Государственной Думы работают сообща, и все комитеты, все, кто заинтересован, и все авторы нового законопроекта, я думаю, прекрасно осведомлены о том, как принимался законопроект, как он здесь обсуждался, какие были предложения. И опять же, возвращаясь к принципу процессуальной экономии: ну неправильно, когда мы принимаем закон и уже через месяц в этот же закон вносим поправки, ведь непонятно даже, как он действует. То же касается двойных подходов в части, касающейся заключений Верховного Суда. Если вы возьмёте стандартное заключение о внесении изменений в уголовное законодательство, там будет чётко написано, что предложения по ужесточению наказания должны быть обоснованы сложившейся практикой, то есть либо увеличением количества аналогичных преступлений, что говорит о недостаточной степени ответственности, либо какими-то другими фактами. А здесь за семь дней, максимально быстро... Понятно, что, видимо, сработала какая-то личная, скажем так, связь, личный, персональный звонок, и законопроект быстренько согласовали, хотя мы иногда месяцами добиваемся согласования и не можем получить. Не оспаривая важности проблемы, не оспаривая концепцию законопроекта, хочу сказать, что надо всё-таки внимательно подходить к законам, которые мы принимаем, за которые голосуем. А то, о чём сказал Юрий Петрович - в части многочисленных нестыковок, - требует доработки законопроекта при подготовке к рассмотрению во втором чтении. Концептуально в первом чтении фракция КПРФ поддержит законопроект, но считаем, что он должен быть значительно доработан ко второму чтению. И в будущем подобные факты нам допускать ни в коем случае нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, я благодарен всем, кто принял участие в обсуждении. Я понял, что этот вопрос, то, о чём я говорил с трибуны, этот законопроект волнует, иначе не было бы столько вопросов, не было бы столько желающих выступить. Я вот из чего исхожу... Мы немножко путаем одно с другим: мы говорим о работе правоохранителей, которые, скажем, неэффективно выявляют правонарушения, или мы говорим о несовершенстве правового регулирования? Давайте отделим одно от другого. Да, есть вопросы относительно правоприменения, но давайте мы эти вопросы сконцентрируем, соберём и зададим, когда будет "правительственный час" и сюда придёт министр внутренних дел, спросим, почему возбуждается мало дел, почему всего несколько приговоров по подобного рода преступлениям, а сейчас давайте вернёмся к законодательной составляющей. Как я понимаю, моя задача, как руководителя комитета по безопасности, обеспечить общество законами, которые в самом деле обеспечивали бы полную безопасность наших граждан: детей, взрослых - не важно, - пенсионеров, социально незащищённых граждан. Это моё видение вопроса и моя обязанность, пока я работаю в Госдуме. Законопроект, который сегодня был представлен, как раз и направлен на повышение безопасности - не эффективности работы правоохранительных органов, а безопасности наших детей. И то, что против детей организована война - и она действительно идёт, эта война, и дети кончают жизнь самоубийством, - неправильно, такого не должно быть, это нонсенс! Дети должны быть здоровыми, должны быть весёлыми, должны быть с родителями, должны получать образование - а они бросаются из окон! Мне кажется, что не была раскрыта оппонентами законопроекта, была пропущена вот эта тема: почему это происходит, что же делать и всё ли мы сделали для того, чтобы этого не произошло. Юрий Петрович, вы, прокурорский работник, всё ли сделали для того, чтобы дети не кончали жизнь самоубийством? Я считаю, что не всё. Коллеги, прошу: поддержите законопроект. Мы дадим нашим правоохранителям мощное оружие, и пусть они, пользуясь этим оружием, ловят, арестовывают преступников, и пусть суды назначают наказание в виде пятнадцати лет лишения свободы всем, кто посягал на жизнь и здоровье детей. Я думаю, это справедливо. Давайте спросим общество - общество нас поддержит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 110-1 и 110-2 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 45 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принят в первом чтении. По ведению - Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, Комитет по государственному строительству и законодательству просит данный законопроект включить в порядок работы Государственной Думы на завтра, 20 июля, для рассмотрения его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть поправки должны быть сегодня внесены, правильно я понимаю? Включите микрофон Марданшину. МАРДАНШИН Р. М. По тем замечаниям, которые были высказаны комитетом, мною сегодня подготовлены поправки. Мы ждали принятия законопроекта в первом чтении, он принят, и данные поправки будут сегодня внесены, мы в комитете сможем их рассмотреть и принять решение до завтрашнего дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Вносите на заседание Совета Думы соответствующие документы.