Заседание № 254

18.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 227514-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (наделение комитетов, комиссий Совета Федерации и Государственной Думы правом направлять запросы Председателю и членам Правительства Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц, а также устанавливать срок дачи ответа на запросы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3587 по 3889 из 6294
Вот мне сказали, пункт 34 готов к рассмотрению. Михаил Игнатьевич, так? Пункт   
34, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О     
статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы          
Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Михаила Игнатьевича         
Гришанкова. Пожалуйста, Михаил Игнатьевич.                                      
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!             
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный     
закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной      
Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает дополнение     
его нормой, наделяющей комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной   
Думы правом направления запросов руководителям государственных органов          
власти, органов местного самоуправления и другим должностным лицам в целях      
получения документов и других материалов, необходимых для осуществления их      
деятельности.                                                                   
                                                                                
Согласно действующей редакции Федерального закона "О статусе члена Совета       
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания         
Российской Федерации" правом направлять запросы обладают каждая из палат        
Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты   
Государственной Думы. При этом установлены перечень должностных лиц, которым    
может быть направлен запрос, а также порядок и сроки дачи должностными лицами   
ответов на эти запросы. Аналогичным образом сформулирована и предлагаемая       
редакция новой нормы по перечню должностных лиц и порядку рассмотрения          
запроса комитета и комиссии, однако срок представления ответа на запрос         
комитета и комиссии увеличен на пять дней по отношению к парламентскому         
запросу, где срок рассмотрения - пятнадцать дней, и уменьшен на десять дней     
по отношению к запросу члена Совета Федерации и депутата Государственной        
Думы, срок рассмотрения которого - тридцать дней.                               
                                                                                
Почему мы предлагаем законодательно закрепить особый статус запроса комитетов   
и комиссий? Ни в коем случае не ставя под сомнение важность депутатских         
запросов, инициаторы законопроекта констатируют, что обращения коллегиальных    
рабочих органов парламента, как правило, касаются наиболее острых, важных и     
срочных вопросов, на которые, как представляется, мы вправе ожидать более       
оперативного реагирования со стороны органов исполнительной власти. Однако в    
настоящее время в условиях отсутствия правовой нормы, определяющей право        
комитетов и комиссий на запрос, а также порядок и сроки его рассмотрения, мы    
нередко сталкиваемся с небрежным отношением органов исполнительной власти и     
иных организаций к запросам.                                                    
                                                                                
В большинстве отзывов, поступивших на законопроект из комитетов и комиссий      
Совета Федерации и Государственной Думы, законопроект поддержан в полном        
объёме, исключение составляют заключение профильного комитета и официальный     
отзыв правительства, однако содержащиеся в них возражения касаются лишь         
обращений к председателю правительства и членам правительства. Как              
представляется, этот момент можно было бы доработать ко второму чтению.         
                                                                                
В качестве одного из контраргументов приводится то, что законопроект            
противоречит конституционному закону о правительстве. Хотел бы отметить, что    
он не может противоречить закону, поскольку предлагает новую норму. Если в      
законе о правительстве нет нормы о запросе комитетов, я считаю, что мы можем    
это исправить в будущем. Но обращаю ваше внимание на то, что это повысило бы    
ответственность федеральных органов исполнительной власти. Прошу поддержать.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста.           
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Сразу       
должен отметить, что рассматриваемый законопроект не только подписан группой    
депутатов Государственной Думы, но и поддержан уже Комитетом Государственной    
Думы по безопасности, Комитетом Совета Федерации по вопросам местного           
самоуправления, Комитетом Государственной Думы по делам ветеранов, а также      
Комиссией Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Говоря о настоящем законопроекте, обобщив мотивы и обоснования такого           
предложения, максимально уплотнив их, можно вывести цель законопроекта - это    
законодательное закрепление права комитетов на запрос. И в связи с этим сразу   
рассмотрим, что мы имеем в этой части в существующем нормативном поле. Начать   
предлагаю с Конституции Российской Федерации. Так вот, главы 5, 6 и 7           
Конституции развивают положения статьи 10 главы 1 Конституции об основах        
конституционного строя в части установления видов государственной власти.       
Устанавливая далее конституционные основы деятельности судебной власти, в       
главе 7 Конституция прямо закрепляет, что полномочия, порядок образования и     
деятельности судов, в том числе Конституционного, Верховного, Высшего           
Арбитражного, устанавливаются федеральным конституционным законом, а            
прокуратуры - федеральным законом.                                              
                                                                                
Далее, в главе 6 Конституции, устанавливающей основы организации деятельности   
правительства, то есть исполнительной власти, мы в статье 114 имеем прямое      
требование, что порядок деятельности правительства определяется федеральным     
конституционным законом. И такой закон, как мы знаем, имеется.                  
                                                                                
И наконец, мы подходим к главе 5 Конституции, которая называется "Федеральное   
Собрание". Если глава 6 содержит восемь статей, глава 7 - двенадцать статей,    
то глава "Федеральное Собрание" - уже шестнадцать статей. Таким образом,        
здесь в достаточно большом объёме и полно указаны конституционные требования    
к организации работы парламента, его составу, порядку принятия законов и так    
далее. Важно отметить и то, что вопросы ведения палат указаны абсолютно точно   
и расширительному толкованию они не подлежат.                                   
                                                                                
А теперь давайте посмотрим, какие требования содержит Конституция по            
дополнительному правовому регулированию вопросов Федерального Собрания. В       
статье 96 указано, что федеральными законами устанавливаются порядок выборов    
депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации. В       
статье 101 указано, что для осуществления контроля за исполнением бюджета       
Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и        
порядок деятельности которой определяется федеральным законом. И здесь же, в    
пункте 4 этой статьи, указано, что каждая из палат принимает свой Регламент и   
решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.                       
                                                                                
Таким образом, мы видим, что если согласно главам 6 и 7 вопросы порядка         
деятельности правительства, судов, прокуратуры должны решаться федеральными     
конституционными и федеральными законами, то эти же вопросы в парламенте        
согласно главе 5 - регламентами палат, другого Конституция не допускает,        
кроме решения вопросов, касающихся проведения выборов и формирования Счётной    
палаты. А отсюда следует, что формирование нормативного поля по всем вопросам   
образования и порядка деятельности комитетов и комиссий должно происходить      
исключительно в рамках Регламента как конституционного нормативного акта. И я   
полагаю, не надо этого бояться, так как, как я уже говорил, регламенты палат    
- это особые нормативные акты, наличие которых прямо предусмотрено в            
Конституции Российской Федерации.                                               
                                                                                
Но это часть проблемы. Переходим от Конституции к закону о статусе, о котором   
сегодня авторы и предлагают вести речь, в который предлагается ввести           
дополнительную статью о запросе комитета или комиссии.                          
                                                                                
В этом законе имеются две статьи, 13 и 14, - о парламентском запросе и          
депутатском запросе, - и вот между ними предлагается разместить статью 13-1 с   
той же самой диспозицией, кроме срока ответа. Что здесь следует отметить? Мы    
знаем, что основы статуса депутата Государственной Думы и члена Совета          
Федерации определены Конституцией, а данное законодательное предложение, по     
сути, идёт на перехват этого статуса, конституционного статуса члена            
парламента. А это уже, мы считаем, недопустимо. Депутат Государственной Думы    
- это не только личность, это фигура государственного масштаба и уровня,        
имеющая только ей принадлежащие права, полномочия, неприкосновенность и         
другое. И при таком, как предлагаемый сегодня, подходе мы на практике будем     
идти по пути понижения статуса депутата.                                        
                                                                                
Кроме того, как-то не очень логично: из всей группы полномочий комитета или     
комиссии, которые определены вообще в Регламенте, почему-то только одно         
выносится на уровень законодательного регулирования. При формировании своей     
законодательной инициативы авторы к тому же упустили требования статьи 7        
закона о статусе, где в качестве одной из форм работы депутата указано          
участие в работе комиссий и комитетов в порядке, установленном регламентами     
палат.                                                                          
                                                                                
Ну и ещё одно. Мы сегодня говорим о законе о статусе, и давайте в связи с       
этим повторим, каков вообще предмет регулирования закона о статусе. Открываем   
текст закона о статусе и читаем преамбулу. Что здесь написано? Настоящий        
федеральный закон определяет права, обязанности - прошу вслушаться! - и         
ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы и их     
помощников предусматривать основные правовые и социальные гарантии при          
осуществлении ими своих полномочий (дословно прочитал). Таким образом,          
вопросы регулирования порядка деятельности палат, комиссий, комитетов,          
аппарата и другие не относятся к предмету регулирования закона о статусе.       
                                                                                
И в заключение. Переходя к рассмотрению данного вопроса через призму теории и   
проблем государственного правового регулирования, мы с вами можем отметить,     
что путаница в выборе форм законодательных актов вполне может создать хаос в    
правовом регулировании. А кроме того, непонятна иерархия, структура, а также    
непонятна база должностной субординации, что при отсутствии внятных гарантий    
от злоупотребления публичными функциями серьёзно повышает возможности           
обюрокрачивания, а это, в свою очередь, начало создания повышенных              
коррупционных возможностей. Мы должны действовать осмотрительно. Хотя,          
конечно, одиночный случай не может резко негативно повлиять на общее            
состояние законности и правопорядка, но опасность тут в том, что система        
таких подходов - это угроза верховенству основного закона, а таковым является   
Конституция, и это подрыв основ государственного управления, что может          
расчистить путь не только неправомерному поведению, но и обеспечить             
формирование таких отношений, которых мы с вами сегодня ни при каких условиях   
допустить не можем.                                                             
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует Государственной Думе                 
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы?                                          
                                                                                
Есть вопрос один - у Решульского Сергея Николаевича.                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. У меня вопрос к Михаилу Игнатьевичу.                  
                                                                                
Уважаемый Михаил Игнатьевич, в основе любого закона лежит какой-то вопрос,      
проблема, нестыковка или, может, несуразица какая-то в государственном          
управлении, несоответствие каких-то статей закона друг другу и так далее,       
каких-то законов друг другу. Объясните, пожалуйста, почему вдруг возникла       
идея придать запросу комитета или комиссии Государственной Думы статус          
депутатского или парламентского запроса? Наверное, это не просто выдумка        
ваша, а основано на каких-то фактах. Я хотел бы, чтобы вы более подробно        
осветили, в чём первопричина подготовки такого законопроекта.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто будет отвечать? Пожалуйста, Михаил Игнатьевич.   
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, уважаемый   
Сергей Николаевич! Вы действительно правильный вопрос задали. Мы этот           
законопроект не высасывали из пальца, а, так сказать, писали своей жизнью.      
Комитеты и комиссии выполняют поручения Государственной Думы и руководства      
Государственной Думы, и действительно иногда требуется достаточно оперативно    
и срочно получать необходимую информацию по всем вопросам, которые интересуют   
депутатов Государственной Думы. И достаточно часто мы сталкиваемся с тем... У   
меня есть конкретный пример, когда председатели двух комитетов, по обороне и    
по безопасности, подготовили по важнейшей теме письмо на имя председателя       
правительства - или на имя одного из руководителей, - а ответ пришёл от         
клерка, от начальника отдела, письмо было адресовано в Государственную Думу,    
и достаточно долго это всё исполнялось. Вопрос, который мы обязаны были         
решить, мы были вынуждены решать другим путём, чтобы не было, образно говоря,   
проседания в решении проблемы. Я считаю, что мы ни в коей мере не посягаем на   
основы Конституции, как это было сказано в выступлении содокладчика. Мы         
предлагаем узаконить эту форму. Основные возражения, которые были высказаны и   
Правовым управлением, и в заключении правительства, состоят в том, что этот     
закон противоречит закону "О Правительстве...". Я считаю, что нет никаких       
проблем, мы можем точно такую же поправку внести в закон "О                     
Правительстве...", где указать им, что они обязаны рассматривать в такие-то     
сроки. Мне кажется, это подняло бы уровень взаимоотношений между                
правительством и Государственной Думой.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Был один вопрос, присаживайтесь.                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Один желающий - Драпеко Елена Григорьевна. И ещё    
Решульский Сергей Николаевич. Три минуты, пожалуйста.                           
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                         
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне кажется, что вопрос сегодня затронут очень               
болезненный. Все мы с вами сталкиваемся с неуважением со стороны                
исполнительной власти к депутатам Государственной Думы, а значит, и к палате    
нашей. Это и формальные отписки, это и ответы не по существу, это и ответы      
ненадлежащими лицами. Поэтому я считаю, что мы должны от имени палаты дать      
поручение нашему комитету по Регламенту или, может быть, нашему комитету по     
законодательству найти возможность как бы поставить на должную высоту           
уважение в стране к законодательному органу власти.                             
                                                                                
Я предлагаю поддержать инициативу нашего коллеги-депутата и проголосовать в     
первом чтении за этот законопроект, а дальше... Может быть, мы этим             
продемонстрируем хотя бы, что мы недовольны существующей сегодня ситуацией.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич.                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Александр Петрович Москалец очень хорошо выступал с трибуны по данному          
вопросу. Ссылки на Конституцию, на действующие законы, конституционные или      
простые, они, конечно, приемлемы, однако для того эти законы и для того наша    
Государственная Дума и Совет Федерации вместе с президентом, конечно, чтобы в   
случае необходимости эти законы поправлять, как оно складывается по жизни.      
                                                                                
Я не зря задал вопрос Михаилу Игнатьевичу: из чего это исходит? Ну я не вижу    
логики в том, какое решение принял комитет. Все без исключения депутаты в       
этом зале, начиная от сидящих в президиуме и кончая сидящими в последних        
рядах, все депутаты прекрасно понимают, что проблема эта существует. Я не       
понимаю, где же логика. Комитет состоит из депутатов, каждый депутат может      
направить свой депутатский запрос, а комитет в целом, то есть депутаты,         
объединившись и приняв какое-то коллегиальное решение большинством голосов,     
не имеют права это сделать.                                                     
                                                                                
Если у нас такие законы, Александр Петрович, значит, надо быстрее через ваш     
комитет поправлять такие законы. Мы же с вами хорошо знаем десятки, наверное,   
примеров (Михаил Игнатьевич так дипломатично сказал по этому поводу), мы        
можем привести примеры, когда, направляя по жизненно важным, необходимым        
вопросам свои обращения в правительство или в другие государственные органы     
власти, мы - комитеты, я имею в виду, даже не персонально депутаты! -           
месяцами ждём ответа или же ответ приходит от довольно (пусть не обижаются)     
второстепенного работника того или другого органа госвласти, при этом не        
определяется конкретно, что же всё-таки будет сделано, я ещё раз говорю, по     
коллегиальному решению комитета.                                                
                                                                                
Если у нас где-то нестыковки с законами, давайте их поправим. Это же для        
жизни, это же для людей, это же не какие-то политические или другие амбиции,    
это просто желание наладить механизм регулирования взаимоотношений между        
ветвями государственной власти.                                                 
                                                                                
Я думаю, что очень хорошо прописан этот законопроект. И мне кажется, приняв     
его в первом чтении, мы могли бы ко второму чтению, если будет такая            
необходимость, и с правовой, и с лингвистической точек зрения его доработать,   
может быть, что-то добавить, а что-то убрать в зависимости от участия наших     
депутатов, а если надо, и параллельно подготовить сопутствующий ему             
законопроект.                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемые председатели комитетов, к вам обращаюсь: вы        
терпите от этой нестыковки, большие изъяны в нашей... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Требуется ли заключительное слово? Хотели бы выступить представители            
правительства, президента? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект    
в первом чтении? Прошу определиться голосованием.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за               71 чел.15,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     72 чел.                                          
Не голосовало                 378 чел.84,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Принято... Не принято, не принято!