Заседание № 28
О проекте федерального закона № 227431-3 "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части распространения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на семьи, имеющие инвалидов с детства первой и второй групп инвалидности, и проезда в городском и пригородном транспорте на родителей, опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за инвалидами с детства первой и второй групп инвалидности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Приступаем к обсуждению вопроса 9 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Доклад представителя Московской областной Думы Любови Николаевны Кривцовой. Пожалуйста. КРИВЦОВА Л. Н., представитель Московской областной Думы. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты и приглашенные! Никого не надо убеждать в том, что лица, являющиеся инвалидами, и особенно детьми-инвалидами либо инвалидами с детства, нуждаются в усилении социальной защиты со стороны государства и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" нуждается в безотлагательном существенном совершенствовании. Наша законодательная инициатива первоначально содержала девять пунктов, но затем мы решили обозначить две проблемы, на наш взгляд наиболее острые. Итак, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам в возрасте до восемнадцати лет при наличии у них ограничения жизнедеятельности устанавливается категория "ребенок-инвалид". В дальнейшем ребенку-инвалиду (после исполнения ему восемнадцати лет) в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности устанавливаются категория "инвалид" и соответствующая группа инвалидности. Инвалиды с детства относятся к категории "инвалиды". Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" семьям, имеющим детей-инвалидов, установлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В части девятой этой статьи сказано (позвольте, я процитирую): "Инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы... и оплаты коммунальных услуг..." Обращаю ваше внимание, что из этого положения следует: семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида, пользуется льготами только до исполнения ребенку-инвалиду восемнадцати лет, а потом льготы предоставляются только самому инвалиду даже в том случае, если он инвалид с детства и состояние его с достижением восемнадцатилетия не улучшилось, а, наоборот, резко ухудшилось. А семья как ухаживала за ребенком-инвалидом, как влачила жалкое существование... Обычно это неполная семья, где одна мама ухаживает за ребенком, а государство лишает ее льгот. Далее. В статье 30 сказано, что родители детей-инвалидов, опекуны, попечители, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Из этого положения следует, что предоставление льгот на проезд родителям или лицам, осуществляющим уход за инвалидом с детства, также прекращается с момента исполнения ребенку-инвалиду восемнадцати лет. Получается, что льготы были семье предоставлены по одному основанию, то есть в связи с состоянием здоровья ребенка-инвалида, стойким расстройством функций его организма, а основанием для лишения льгот является только возраст ребенка-инвалида без учета степени ограничения жизнедеятельности, возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Не учитывается и то, что многие инвалиды с детства, бывшие дети-инвалиды, по-прежнему нуждаются в уходе со стороны семьи либо других лиц, так как само по себе исполнение восемнадцати лет не несет каких-либо существенных изменений в состоянии здоровья инвалида. Кстати, врожденные наследственные аномалии, по статистике, с возрастом нередко только осложняются. В качестве примера можно указать на то, что психические заболевания ребенка-инвалида с возрастом ни в коем случае не исчезают, а усугубляются, при этом более 50 процентов инвалидов с детства имеют психические заболевания. Когда нашу законодательную инициативу еще в прошлом созыве рассматривали на заседании комитета, то присутствующий представитель правительства, отклоняя ее, в то же время подтвердил наличие проблемы в законе. Мы, честно говоря, надеялись, что правительство, видя наличие серьезных проблем в законе "О социальной защите инвалидов...", возьмется за его совершенствование, но так как этого не произошло, мы нашу законодательную инициативу не отзываем. Комитет Совета Федерации и правительство указывают на то, что будет несправедливо, если семьи, имеющие в своем составе инвалидов с детства, получат льготы, а семьи, в составе которых есть просто инвалиды, льгот не получат. Согласитесь, что это не совсем правильный довод. Конечно, все инвалиды и их семьи, безусловно, нуждаются в усилении социальной поддержки со стороны государства, но обращаю ваше внимание, что в данном случае речь идет не об установлении льгот семьям, имеющим в своем составе инвалидов с детства, а о незаконном и необоснованном лишении этих семей льгот, которыми они пользовались до исполнения ребенку восемнадцати лет. Конечно, мы видим проблемы, которые сейчас могут возникнуть: как определить степень расстройства функции организма при исполнении инвалиду восемнадцати лет и так далее. Но проблемы эти можно решать ведь и путем внесения изменений в подзаконные акты, и поэтому мы предлагаем не отменять льготы семьям, имеющим в своем составе инвалидов с детства первой и второй групп. В Московской области проживает таких детей-инвалидов четыреста пятьдесят тысяч, вернее, всего инвалидов 450 тысяч, в том числе детей-инвалидов - двадцать три тысячи, по Российской Федерации - шестьсот двадцать тысяч человек. И кстати, из материалов, подготовленных Государственной Думой к парламентским слушаниям, - еще в прошлом созыве проходили эти слушания - следует, что к первому блоку проблем по детям-инвалидам относятся проблемы, связанные с предотвращением попадания детей в дома-интернаты, а к четвертому блоку отнесены проблемы обеспечения социальной помощи семьям, в составе которых есть ребенок-инвалид. Мы считаем, что и та и другая проблемы взаимосвязаны, и если уж речь идет о том, что необходимо решать задачи, направленные на поддержку семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, тем более надо думать об инвалидах с детства. И по статистике, на сегодняшний день по России увеличивается число детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях, а наша законодательная инициатива, сами понимаете, не усугубит эту проблему, а, наоборот, поможет из нее каким-то образом выйти. Уважаемые депутаты, я вас убедительно прошу проникнуться данной проблемой, исключить такой юридической казус, существующий в нашем законодательстве, и поддержать нашу законодательную инициативу. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы у депутатов к докладчику? Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемая Любовь Николаевна, конечно, приятно слышать, что в Московской области живут такие люди, которые вносят подобные инициативы. Но вы читали заключение, которое подписал господин Исаев от профсоюза, и там есть последний абзац, что, дескать (вот год правительство прождало, ничего не внеся, судя по вашему выступлению), мы еще немножко потерпим, и правительство вроде как деньгами начнет что-то выдавать. Как вы считаете, вообще, насколько справедлив вот такой подход и правительства, и нашего комитета во главе с господином от профсоюза? КРИВЦОВА Л. Н. Уважаемый коллега, дело в том, что на протяжении десяти лет я возглавляла социальную службу района и состояние этой категории населения знаю не понаслышке, а сердцем. И поэтому я категорически против такого промедления, ибо на сегодняшний день это самая беззащитная из беззащитных категорий населения. Я вас все-таки прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Любовь Николаевна, простите, может быть, вам покажется, что мой вопрос не имеет прямого отношения к тому законопроекту, о котором вы говорите. Как вы знаете, вместе с теми ущемлениями, которые повлечет за собой существующий законопроект, появится еще одно ущемление, касающееся наших инвалидов. Согласно закону о разграничении полномочий такое обязательство федерального бюджета, как бесплатный проезд детей-инвалидов к месту отдыха, делегируется сейчас территориям, то есть субъектам Федерации. Понятно, что те территории, бюджет которых является дотационным, не могут позволить себе такой роскоши - обеспечить проезд ребенка-инвалида к месту отдыха. Потребуется, конечно, на все эти законопроекты заключение вашей Московской областной Думы. Скажите, пожалуйста, как вы отнесетесь к этому законопроекту? Понятно, что ваши сегодняшние поправки мы, конечно, поддержим, слов нет, но поддержите ли вы нас и нашу позицию, с тем чтобы отстоять вот эти обязательства... (Микрофон отключен.) КРИВЦОВА Л. Н. Я вас благодарю за данный вопрос, ибо вы выразили мою боль. Конечно, в Московской области будут изысканы средства, если вопрос вот так решится, но так как мы связаны со многими субъектами Российской Федерации и идет длительное обсуждение вопросов по социальной защите инвалидов, конечно, у многих субъектов просто таких средств не будет хватать. Естественно, мы вас поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Любовь Николаевна, вот вы занимаетесь этой проблемой, глубоко ее изучили. Правительство дает отрицательный отзыв на ваш законопроект. Скажите, пожалуйста, сколько правительство сэкономит на льготах детям-инвалидам? КРИВЦОВА Л. Н. Мы просчитывали, правда, был представлен грубый расчет: по России это выльется в 2,3 миллиарда рублей. Но я обращаю ваше внимание на то, что на сегодняшний день это самая малообеспеченная категория населения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Николаевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Владимир Алексеевич Васильев. Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как известно, путь к сердцам наших избирателей лежит через тернии, и как раз этими терниями - думаю, вы согласитесь с этим - являются блоки социальных законов, которые мы, как правило, здесь, в Государственной Думе, отклоняем. Прежде чем пересказать всё, что было на заседании Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, я хочу сказать, что я, вообще-то, не от профсоюзов, я из этой же системы и прекрасно понимаю боль тех людей, тех депутатов, которые внесли эту законодательную инициативу, но, к сожалению, на сегодняшний день мы имеем де-факто такую картину. Мы имеем два заключения верхней палаты - Комитета по социальной политике и Комиссии по делам молодежи и спорту, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, заключение Правительства Российской Федерации, а также заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике. Во всех заключениях высказывается общее мнение о невозможности рекомендовать данный проект к принятию Государственной Думой по следующим причинам. Во-первых, законопроектом предусматривается установить льготный порядок оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства, проезда в городском и пригородном транспорте для семей, имеющих в своем составе одну из категорий инвалидов, а именно инвалидов с детства первой и второй группы инвалидности старше восемнадцати лет, а также распространить действие льгот на опекунов и попечителей, осуществляющих уход за данной категорией инвалидов. По общему мнению, такое предложение является социально несправедливым, поскольку под действие этой нормы не подпадают семьи, в состав которых входят лица с той же группой инвалидности, но приобретенной вследствие других причин, к примеру заболеваний общего характера. Во-вторых, документ нуждается в юридико-технической доработке, поскольку его принятие повлечет за собой увеличение расходных обязательств государственного бюджета. Оценочно сегодня прозвучала цифра 2,3 миллиарда, но, мне кажется, это очень неточная цифра, она значительно больше. Помимо финансово-экономического обоснования требуется согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации указание источника и порядка финансирования возникающих расходов. Требования данной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации в законопроекте не соблюдены. Вступление закона в силу с 1 января 2004 года, как это предусмотрено проектом, также невозможно без внесения изменений и дополнений в действующий закон "О федеральном бюджете на 2004 год". Отдельно считаю необходимым подчеркнуть позицию Комитета по труду и социальной политике, высказанную в ходе обсуждения законопроекта. Вопросы улучшения материального положения и повышения уровня социальной защищенности семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов с детства первой и второй групп, равно как и других льготополучателей, ни в коем случае не утрачивают своей актуальности. И правильно сегодня здесь высказываются, и понятно, почему задаются такие вопросы от фракции КПРФ, - все сегодня хотят выглядеть очень благородными по отношению к социально незащищенным слоям. Но давайте смотреть глубже. Этот и другие законопроекты, касающиеся льгот для отдельных социально незащищенных групп населения, которые нам еще предстоит рассмотреть и, возможно, отклонить, должны быть учтены в дальнейшей работе Госдумы. Нам предстоит очень большой труд по унификации системы льгот и постепенному переходу на механизм персонифицированного социального обеспечения получателей льгот посредством именных лицевых счетов. Это огромная работа, результатом которой должно стать повышение эффективности предоставления социальной помощи получателям. Ее целью является решение двух задач - оптимизации государственных социальных программ, социальных расходов и повышения уровня социальной защищенности граждан, действительно нуждающихся в поддержке государства. Именно этому созыву Думы предстоит выдержать большое общественное давление в поддержку льгот, проделать работу по разъяснению задач проводимых преобразований, я имею в виду перевод наших натуральных льгот в денежное исчисление. Но конечный итог данной работы, по нашему мнению, позволит освободить российскую экономику от одного из мощных сдерживающих развитие факторов - непроизводительной системы льгот, заменив ее на эффективную, прозрачную и управляемую систему адресного социального обеспечения, являющегося помимо прочего составной частью стимулирования экономического роста. Мы все знаем, что каждый рубль, выплаченный данному социальному слою, не склонному к накоплению, возвращается в экономику, причем под действием бюджетного мультипликатора в умноженном виде, а каждый неосязаемый рубль социальных льгот ложится тяжким бременем непокрытых расходов на производителя, будь то поставщик жилищно-коммунальных услуг, транспортное предприятие, аптека или другое предприятие, услуги которого за счет действующей системы льгот оплачиваются не полностью. Таким образом, препятствуя возникновению новых льгот, мы обязаны сделать всё, чтобы каждая группа социально незащищенных граждан, действительно нуждающихся в государственной поддержке, адресно получила полный социальный пакет, но в виде живых денег. Тогда из механизма сдерживания экономического роста система социальных льгот станет частью его стимулирования, а реальный уровень социальной защищенности возрастет. С учетом сказанного Комитет по труду и социальной политике предлагает Государственной Думе сегодня не поддерживать принятие данного проекта федерального закона. И несколько слов о том, что сегодня очень муссируется: правильно ли поступает правительство, что пытается перевести натуральные льготы на денежное возмещение стоимости этих льгот. Конечно, в социалистическом обществе было всё проще. Мы недоплачивали транспортникам - ничего страшного, разберемся. Всё было общее, всё было единое. Сегодня, когда у нас система рыночных отношений, все организации, принимающие участие в обеспечении льготных категорий, говорят бюджету: отдайте нам за всех ваших льготников. И откуда это брать - вот мы с вами должны серьезно подумать, прежде чем проголосовать за принятие данного законопроекта. Поэтому я еще раз подчеркиваю, что мы, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике, предлагаем вам сегодня не поддерживать, но эта очень важная проблема не должна быть лишена нашего внимания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы к содокладчику. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Алексеевич, на мой взгляд, вы сейчас в своем выступлении произнесли программные слова о том, как построить экономику на социально незащищенных группах населения. Вот для себя я возьму протокол и постараюсь показать своим избирателям. Я не знаю, программные ли это установки вашей фракции или партии, но я хочу задать вам следующий вопрос. Ваша личная позиция все-таки?.. Понятно, что к авторитету Совета Федерации, к авторитету правительства очень удобно прибегать, когда не хватает своих документов, и у нас очень часто этот аргумент звучит сегодня в Государственной Думе. А какова ваша личная позиция: как сегодня необходимо решать эту проблему в непростых рыночных условиях, коренным образом отличающихся от социалистических? ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Моя личная позиция. Наше государство избрало этот путь рыночных отношений, в том числе принятием решений в стенах и этого здания, и других зданий, я имею в виду властные структуры. Мы идем сегодня по пути развития рыночных отношений, и ностальгировать по поводу того, как было раньше хорошо и что было хорошо, нам с вами можно где-нибудь, так сказать, в условиях уютного кафе. Сегодня ситуация говорит о том, что расширять количество льгот мы просто не имеем права, потому что мы не имеем для этого средств. А если мы не имеем для этого средств, то всё остальное становится популистской демагогией. Вот мое личное мнение. А еще в дополнение я выскажу личное мнение о том, что должны быть защищены все, о ком должно заботиться государство. Да, они должны быть защищены, механизмы будем с вами вместе отрабатывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я вижу много рук. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. Вот вы правильно сказали, что каждый рубль, вложенный в социальное обеспечение или в натуральную льготу, конечно, обеспечивается бюджетом, а каждый рубль, выданный в виде наличных, возвращается в казну, прокрутившись через всякие рыночные механизмы и прочее. Но если это перевести на простой язык, понятный пенсионерам и льготникам и так далее, то можно высказаться и так: льготы заменят вот этими выплатами рублями и рубли очень быстро съедятся повышением цен, тарифов, инфляцией. Весь плюс этих льгот или, правильнее сказать, права на обеспечение в том, что они не подвержены этой инфляции, что они хоть как-то остаются. Вот это-то понятно тем разработчикам, которые этот путь предлагают, или нет? ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Виктор Аркадьевич, ну, во-первых, давайте так. Мы вернемся к самому проекту закона, там ничего такого не говорится, это мое было высказывание. А по проекту закона конкретно я еще раз говорю, что расширение таких льгот сегодня ну просто недопустимо, потому что мы их всё равно не обеспечим потом тем самым рублем и будем нести большую ответственность, чем если не расширим сегодня вот эту зону. Вот я вам так хочу ответить на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. Владимир Алексеевич, вы сегодня программную речь буквально произнесли, видимо, за президента, которую он, наверное, 26-го озвучит: что вот мы перейдем на эти все вещи и это будет наиболее справедливо, и доходчиво, и доступно и так далее. Не кажется ли вам, что вообще право выбора натуральной льготы либо денежной компенсации льготы надо предоставить самим льготникам? И пусть они своими голосами, в своих заявлениях скажут: вот эта льгота до меня не достает, я живу в деревне, мне лучше деньгами, а вот эту льготу - я живу в городе - предоставьте, 50 процентов... Не кажется ли вам, что это будет справедливее, вообще? ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Ну, когда кажется, мы обычно крестимся. Не кажется. Дело вот в чем. Во-первых, давайте смотреть действительно с экономической точки зрения на всё это. Вы говорите, не доходит в деревню, например, льгота по проезду на транспорте. Ну вы что, считаете, что этот человек не имеет права приехать в Москву, в Санкт-Петербург и так далее? Тогда какой льготой он будет пользоваться? Каким образом он будет ею пользоваться? Он приехал к нам в Москву, и транспортники должны его бесплатно провезти, а он, видите, выбрал не реальную льготу, а получил денежку за это где-то, в какой-то губернии. Ну, это к вопросу о том, как это всё можно объяснять. В данном законопроекте об этом ничего не говорится, данный законопроект направлен только на одно - давайте расширим количество льготников за счет вот этой категории. Вчера в комитет внесли еще один законопроект, в нем предлагается сделать льготниками детей, родители которых погибли во время боевых действий 1941-1945 годов. (Шум в зале.) Правильно?! Так давайте мы еще возьмем детей... А чем хуже дети, которые в 1941 году просто попали в детский дом, по разным другим причинам? Почему они должны как-то... И вот таким образом мы каждую категорию начинаем дробить, расширять количество льготополучателей, не имея возможности заплатить им ту же самую льготу. Так что давайте смотреть на это реально, с позиций сегодняшней жизни, а не заниматься политическим популизмом. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, внимание, у нас сегодня не "круглый стол", а заседание Государственной Думы. Кравец Александр Алексеевич. КРАВЕЦ А. А. Владимир Алексеевич, я думаю, что аргументация, которую вы привели, не выдерживает никакой критики, как и ссылки на Совет Федерации, и ссылки на то, что здесь нарушается принцип справедливости. Вопрос простой: если в России мало ресурсов по определенным причинам, то, наверное, надо идти, так сказать, продуманными шагами. Наверное, в комитете обсуждали, что семьи, где есть дети-инвалиды, - это совершенно особая категория, это вообще трагедия, трагедия для семьи, трагедия для тех, кто на своих плечах поднимает детей-инвалидов, и отношение здесь должно быть другое. А аргумент по части отсутствия средств, на который вы прежде всего, так сказать, нажимаете, отстаивая позицию комитета, тоже не выдерживает критики. Давайте посмотрим: приблизительно 80 миллионов долларов цена вопроса. Сегодня резервный фонд страны, как нам объявляют, - 8 миллиардов. 1 процент - и сотни тысяч семей будут поддержаны в этих тяжелейших условиях, повторяю, не окажутся брошены люди обездоленные, а они ведь ни в чем не виноваты. Кто-то получил инвалидность в силу... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я попрошу регламентную группу отслеживать ситуацию: это не выступление, а вопрос, на него в соответствии с Регламентом предоставляется одна минута. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Действительно, трудно вычленить вопрос и соответственно сформулировать ответ. Первое - о справедливости. Я бы мог ответить, конечно, вопросом на вопрос: а о чем мы думали лет сорок назад, когда создавалась система льгот в Советском Союзе? Тогда эта категория не была включена в число льготников, а чего мы сегодня-то о ней задумались? Это о системе, так сказать, справедливости. И второе. Еще раз подчеркиваю, что мы сегодня говорим только об одном: давайте обеспечим тех, кто уже у нас законодательно закреплен как льготополучатель. А когда здесь будут рассматриваться законопроекты о переходе натуральной льготы в деньги, вот тогда мы каждый выступим и выскажем свое мнение. Сейчас мы говорим о расширении категории льготополучателей, о том, возможно ли это в сегодняшних экономических условиях. Я и комитет, мы считаем, что сегодня это невозможно, хотя намерения очень благие. Но дальше мы увидим дробление других категорий и найдем и детей, родившихся после 45-го года, и так далее, и так далее. И что? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, по существу отвечайте, Владимир Алексеевич. Пожалуйста, ваш вопрос, Чаплинский Сергей Игоревич. ЧАПЛИНСКИЙ С. И. У меня вопрос к представителю комитета. И просьба к представителю правительства перед голосованием тоже сказать несколько слов на эту тему. Идея замены льгот денежным содержанием имеет право на существование, но возникает вопрос, почему до сих пор не принято решение о выделении этих средств инвалидам. Вот вы выступаете против принятия этого закона, но почему тогда до сих пор деньги не выплачиваются инвалидам? Вот ответьте на вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кратко, пожалуйста, Владимир Алексеевич. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Ну, я не знаю... если меня сюда пригласили просто со мной пообщаться - это другой разговор. Я докладываю законопроект и позицию комитета по конкретному законопроекту. Всё, что сейчас было сказано, никакого отношения к данному законопроекту не имеет, подчеркиваю еще раз. Речь идет о расширении... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Ближина Любовь Фёдоровна. Она устно проинформировала, что хочет задать вопрос. Пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф. Владимир Алексеевич, скажите, пожалуйста, чтобы не было вот таких споров... Конечно, это болезненные и жизненно важные вопросы, и нет средств больших, может быть, стоит подумать и вообще льготы отменить, а сделать достаточный прожиточный минимум для всех? Ведь пенсии у детей-инвалидов очень и очень маленькие. Вот когда приезжаешь в регион работать, люди приходят с этими вопросами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Круглый стол" идет у нас. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Извините, Борис Вячеславович. Я хочу только одно сказать, я подчеркну, что самого инвалида льгот никто не лишил, убрали... После достижения инвалидом восемнадцати лет лишаются льготы те, кто рядом с ним находится. Вот это еще раз усвойте, пожалуйста. По поводу прожиточного минимума у нас будет возможность поговорить: внесены законопроекты, которые требуют вот такого подробного обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Алексеевич, присаживайтесь. По ведению Останина, да? И Швец. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет. Швец Любовь Никитична. ШВЕЦ Л. Н. Я хотела задать вопрос, но почему-то меня не оказалось среди записавшихся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё уже. ШВЕЦ Л. Н. Нет-нет, я - по ведению. Я нажала кнопку вынужденно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШВЕЦ Л. Н. Я хочу обратиться к выступающим в зале депутатам как бывшая беспартийная. Сколько можно мусолить советское время?! Ведь здесь же сидят люди, которые занимали высокие посты в КПСС, это их вина, если что-то было не так. Я еще раз повторяю: я не была в партии, я занималась своим делом, но стыдно слушать, сколько можно так унижать депутатский корпус?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, пожалуйста. Тоже по ведению. МАЛЫШКИН О. А. У меня по ведению. Вот смотрите, мы сейчас не примем этот закон - будет виновата Государственная Дума. Почему у содокладчика, у нас у всех вопроса не возникало: а что же вы на областном уровне этот закон не приняли, в своей областной Думе почему этого вы не сделали? Ну хотя бы какие-то подвижки сделали! Ну, нет средств, не хватает - давайте каким-то образом эти проблемы решать. А то сейчас будем мы опять крайние - мы не приняли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы все заданы. Есть ли желающие выступить? Значит, надо записаться, потому что много рук поднято, а дальше мы определимся, в каком формате будут выступления. Прошу записаться на выступления. Покажите список записавшихся. Восемь депутатов записались. Есть предложение: по одному выступлению от фракции. Думаю, да, по три минуты от каждой фракции. Прошу определиться голосованием по данному формату выступлений. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 35 сек.) Проголосовало за 298 чел.92,3% Проголосовало против 20 чел.6,2% Воздержалось 5 чел.1,5% Голосовало 323 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Процедура принимается. В порядке записи. От ЛДПР - Малышкин Олег Александрович. Пожалуйста. МАЛЫШКИН О. А. Уважаемые депутаты, вот мне позиция Владимира Алексеевича понятна, он, как лев, там сражался, защищался: юридически необоснованно, это вот не так... Ну давайте мы посмотрим и, исходя из этого, сразу конкретно скажем: "Дорогие наши, у нас сейчас нет средств, ведь прежде чем какую-то льготу по ЖКХ дать, по транспорту надо найти средства. У нас же бюджет принят, где мы их возьмем?" Вот депутат говорил: давайте мы из Стабилизационного фонда чуть-чуть возьмем. Ну давайте мы сначала с правительством посмотрим, согласуем, у нас ведь много, очень много дыр, которые необходимо латать. Это первый вопрос. Второй вопрос. Как я говорил, выступая по ведению, давайте мы у всех представителей областных дум, региональных дум, которые сюда приезжают, спросим: "А что вы у себя приняли, какой закон вы у себя приняли? Каким образом его отклонили или отменили? Ну хотя бы это вы сделали или нет?" А то ведь они сразу приезжают сюда, в Думу, и говорят: "Давайте мы примем этот закон". Мы сейчас проголосуем отрицательно - скажут: "Вот видите, Государственная Дума нас не поняла, а мы стараемся". Чтобы этого не было, давайте мы вот в таком аспекте работать, пусть они сами что-нибудь там пробуют, делают, ну, если не получается, давайте мы будем подключаться. А то мы с вами практически всё время будем крайние. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От КПРФ записались Смолин, Сапожников, Тюлькин и Кондратенко. Кто будет выступать? Смолин Олег Николаевич. Включите микрофон, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, при рассмотрении социальных законов мы вынуждены повторяться, потому что повторяются наши оппоненты. Я вообще вспоминаю, слушая иных коллег, известную формулу: "Для того, чтобы поступить справедливо, нужно знать очень немногое, но для того, чтобы со знанием дела творить несправедливость, нужно как следует изучить право". Так вот, когда нам говорят, что справедливость сводится к формуле "ничего никому и никогда" - это вовсе не справедливость, это, повторяю, казарменный подход в духе известного героя булгаковской повести. Есть другая совершенно справедливость. К нам приходят на прием родители и спрашивают: "А что, как только моему ребенку исполнилось восемнадцать лет и он, например, поступил в вуз или в техникум, он уже не так нуждается в социальной поддержке, как тогда, когда ему было семнадцать лет?" Я думаю, коллеги, что путь к сердцам наших избирателей лежит не через антисоциальные термины, через антисоциальные термины путь лежит к выворачиванию их карманов. Позиция вторая - финансы. Да, 2,3 миллиарда. Александр Алексеевич Кравец, который задавал вопрос, немножко уже отстал в плане информации, недавно нам министр финансов Алексей Кудрин заявил, что Стабилизационный фонд не 8 миллиардов долларов, а более 12, а точнее, 384 миллиарда рублей. Назовите мне еще страну, которая, имея такие дополнительные доходы, отказывалась бы давать деньги собственному населению. О ком мы заботимся? Об иностранных кредиторах, которым мы вперед выплачиваем долги? О Стабилизационном фонде, когда минимальная зарплата - 20 долларов? И так далее, и так далее. Третье, историческая справка. Уважаемый мною коллега не прав, льготы идут не от советского времени, в советское время льгот было намного меньше. Но вот минимальная пенсия по инвалидности, извините, была у многих 70 рублей, что сейчас по меньшей мере 2,5 тысячи, это минимальная, а другая пенсия по инвалидности, первой группы, - 120 рублей, что сейчас, если помножить на 35, далеко переваливает за 4 тысячи. Поэтому льготы возникли тогда, когда обвалили уровень жизни населения, в начале 90-х годов, и тогда стали компенсировать это натуральными льготами. И позиция четвертая, что касается замены льгот денежными компенсациями. Недавно премьер-министр - спасибо ему - принимал вместе со мною группу руководителей общественных организаций инвалидов. Повторяю, спасибо премьеру за то, что он это сделал. Я пытался объяснить премьеру, что вот в отношении инвалида Великой Отечественной войны второй группы предлагается 900 рублей, а, по расчетам самого инвалида, минимальная компенсация должна была составить 2,2 тысячи, причем он почему-то на лекарства считал 120 рублей, хотя у многих инвалидов уходит 500, тысяча, а у некоторых и более тысячи. А как быть с заявлением молодого человека, который говорит, что, если будут заменены натуральные льготы компенсациями, его мать не получит необходимых лекарств и она умрет, что законы убьют его мать? Мы берем на себя ответственность за подобные действия, уважаемые коллеги? И последнее. Я думаю, что никто из нас не обещал своим избирателям, когда шел на выборы, что... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович, от "Единой России". ИСАЕВ А. К. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я все-таки призываю... Я понимаю, что есть возможность отпиариться, показать, как ты защищаешь интересы граждан, но все-таки я призываю при этом соотноситься с текстом закона и обсуждать то, что мы на сегодняшний день обсуждаем. Вот когда задается красивый вопрос: сколько государство сэкономит на детях-инвалидах, тот человек, который задает этот вопрос, должен бы знать, что данный закон вообще не о детях-инвалидах, он о взрослых людях, являющихся инвалидами с детства, и в этом суть проблемы. На сегодняшний день инвалиды имеют льготы, никто у них этих льгот не отбирал, но для семей, где есть дети-инвалиды, установлена дополнительная льгота: для родителей - опекунов этих детей установлена льгота. После того как эти дети вырастут, они ничем в правовом отношении не отличаются от всех других инвалидов, они точно такие же. Но здесь, в данном законе, нам предлагается для их родственников, родственников уже взрослых людей-инвалидов, эти льготы продлить. Такой подход не является справедливым, потому что в этом случае нам нужно, сказав "а", говорить "б": в этом случае надо распространять такой же подход на всех инвалидов первой и второй групп, иначе это будет опротестовано в Конституционном Суде. Другие, те, кто стал инвалидом не с детства, а в более старшем возрасте, по достижении восемнадцати лет и одного дня, допустим, имеют точно такие же права, и, значит, тогда надо честно говорить: мы предлагаем ввести льготы для всех родственников инвалидов. Это несколько миллионов человек. Тогда надо честно обсуждать, какой суммы из государственного бюджета потребует введение этой льготы. И мы отличаемся от вас, уважаемые товарищи слева, тем, что мы отвечаем за свои обязательства. Вот вы во второй Государственной Думе приняли льгот на 7 триллионов рублей, в то время как сегодняшний бюджет страны, совокупный бюджет, составляет 4 триллиона. Вы красиво выглядели, вы показывали, как вы защищаете права, а люди были обмануты, они не могли понять: есть у них льгота или нет, могут они ею пользоваться или нет, могут они на нее рассчитывать или нет? Такого безответственного подхода с нашей стороны не ждите, его не будет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чаплинский Сергей Игоревич, пожалуйста. ЧАПЛИНСКИЙ С. И. Спасибо. Во-первых, хочется сказать, что фракция "Родина" будет голосовать за данный законопроект. И очень странно слышать из уст представителей Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике вот такие вещи, направленные как раз на препятствование защите малозащищенных слоев населения, тем более ссылки на то, что это требует каких-то расходов из бюджета. Да, открываю вам тайну, дорогие коллеги: защита инвалидов требует расходов, но никаких препятствий, мы считаем, в этом плане нет. Так как постоянно по подобным законопроектам комитет выдает заключения о том, чтобы не принимались данные законопроекты, наверное, целесообразно переименовать его в комитет по антисоциальной политике. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления закончены. По ведению, строго по ведению - Кузнецов Виктор Егорович. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. Я обращаю внимание господина от профсоюза: прошу прекратить вот эту практику, когда коллеге-депутату говорят, что его мнение - это не его мнение, не его стремление, а желание попиариться. Пиарьтесь, где хотите! Мы высказываем свою позицию по любому вопросу. Это оскорбление! Извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Тюлькин Виктор Аркадьевич. По ведению. ТЮЛЬКИН В. А. Борис Вячеславович, к вам просьба. Понятна горячность партийная Андрея Константиновича и других товарищей, но мы считаем, что обвинять Смолина в желании попиарить по вопросам инвалидов - это просто неприлично. Сделайте как старший товарищ ему замечание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "Родина". Я просто по ведению, по поводу ответственности и честности. Наверное, было бы ответственно и честно сказать до выборов в Государственную Думу и до президентских выборов, что наша известная правящая партия предлагает заменить льготы непонятными денежными компенсациями, перейти к уменьшению социального налога, идущего в Пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, это не по ведению. Гончар Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Исключительно по порядку ведения. Коллеги, такого рода законопроекты нужно обсуждать в пакете с законом о бюджете, тогда нам сразу будет ясно, какова сумма и что мы сокращаем, чтобы реализовать эту позицию. У нас очень часто бывает так, что за полгода до принятия и обсуждения бюджета мы сначала поддерживаем закон, а потом, когда авторы закона не предлагают строки, сократив расходы на которые можно было бы реализацию этого закона обеспечить, не поддерживаем. Поэтому я предложил бы (в порядке ведения) сейчас этот законопроект перенести на осень, когда будем рассматривать бюджетные процессы, а тогда внятно сказать: мы предлагаем сократить статью расходов, допустим, на образование, или науку, или оборону, или правопорядок и выделить деньги на льготы. Только и всего. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я хотел бы обратиться к полномочному представителю правительства. Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Мы поддерживаем заключение, которое было высказано представителем комитета по социальной политике. Мы считаем, что доклад был исчерпывающим и аргументы, которые были приведены, заслуживают внимания, поскольку в сходном направлении ведет свою работу и правительство, переходя к адресности и к целевому назначению всех льгот и той социальной помощи, поддержки, которые государство предоставляет инвалидам. Инвалиды - это сложнейшая социальная проблема. И по сути дела, уровень цивилизованности общества, того или иного государственного и общественного строя зависит от того, как люди, как общество, как институты общества относятся к той категории населения, которая в силу определенного ущерба, имеющегося в физическом развитии или полученного в результате травм, катастроф, террористических актов - а этот фактор, к сожалению, в последние годы стал наиболее значительным, - как общество относится к этим людям, как обеспечиваются их права на инкорпорирование в общественную жизнь, на их активное участие в жизни общества, государства и в целом на материальный и физиологический комфорт. Мы считаем, что переход к целевым формам оказания им помощи и поддержки - это единственное, что мы можем делать в стране, которая рачительно должна распоряжаться своими доходами, экономно, целевым и правильным порядком. Абсолютно согласны с замечаниями, которые были высказаны от фракции "Единая Россия", потому что сам законопроект касается инвалидов с детства первой и второй групп только опосредованно. Уверен, что никто, положа руку на сердце, не даст гарантии, что в ста случаях из ста эта льгота инвалидам там, где они проживают вынужденно или же естественным образом уже во взрослом возрасте, целевым образом идет на них. Нет, она идет действительно на членов семей, проживающих с этими инвалидами. Сами инвалиды, как вы понимаете, никаких льгот не теряют при принятии и при отклонении этого законопроекта, все льготы остаются с ними. То же самое касается и проезда: мы предоставляем полный спектр льгот на проезд на пригородном и городском транспорте, кроме такси, для опекунов, членов семей, родственников, которые обеспечивают деятельность детей-инвалидов, но, когда эти инвалиды перестанут быть детьми, эта норма будет действовать для них в равной степени так же, как и для всех остальных инвалидов, получивших инвалидность после восемнадцати лет. О цифрах, которые здесь звучали и порой некорректным образом приводились. Я хочу сказать, что законопроект был внесен достаточно давно и численность этой категории выросла. У нас в стране, я напомню, 11 миллионов инвалидов, из них инвалидов с детства первой-третьей групп где-то 650 тысяч, причем только первой и второй групп - от 500 до 520 тысяч. В финансово-экономическом обосновании в расчетах указано 400 тысяч, поэтому в любом случае финансовые издержки будут значительно больше тех, которые предполагают авторы законопроекта. И главное. Правительство самым тщательным и внимательным образом относится к этой проблеме. Она рассматривалась в конце апреля на заседании правительства, когда обсуждался достаточно серьезный законопроект, связанный с внесением изменений в действующее законодательство и признанием утратившими силу ряда законодательных актов. Этот законопроект был вызван принятием Государственной Думой новых редакций федеральных законов - "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В рамках этого комплексного законопроекта - критику мы уже слышим со стороны общественности, хотя, я еще раз повторяю, правительство его не внесло в Государственную Думу, он находится на стадии доработки после заседания правительства 29 апреля - как раз будут предложены серьезные, кардинальные шаги для того, чтобы помощь инвалидам носила целевой, адресный характер и была более эффективной. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет. Уважаемые депутаты, все выступили по данному законопроекту. Нам необходимо по нему определиться голосованием. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 10 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 65 чел.14,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 156 чел. Не голосовало 294 чел.65,3% Результат: не принято Не принимается. По ведению - Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста. Что-то не так с ведением? КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, я просил бы доложить президенту об этих вопиющих выступлениях против ликвидации нищеты в России... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не обобщайте, Николай Игнатович... КОНДРАТЕНКО Н. И. Это антипрезидентская позиция... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Игнатович, не обобщайте, пожалуйста. Давайте "круглый стол" проведем и будем там обсуждать эти вопросы. Переходим к 10-му вопросу.
Заседание № 212
О проекте федерального закона № 227431-3 "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части распространения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на семьи, имеющие инвалидов с детства первой и второй групп инвалидности, и проезда в городском и пригородном транспорте на родителей, опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за инвалидами с детства первой и второй групп инвалидности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
И второе - предложение: снять вопрос 28 - "О внесении изменений в статьи 17 и 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - в связи с тем, что умерла докладчик. Вот эти два вопроса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А 28-й снять вообще, да?