Заседание № 144
08.02.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 227207-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение покоя граждан в ночное время; внесён депутатами Государственной Думы Н. П. Залепухиным и А. В. Митрофановым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4779 по 5510 из 6207
Коллеги, переходим к рассмотрению пунктов 10.1, 10.2, 10.3 и 10.4. Так как у нас отсутствует докладчик по пункту 10.1, я предлагаю выступить с докладом по пункту 10.2 - по проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" - представителю Законодательного Собрания Республики Карелия Лукину Александру Павловичу. Пожалуйста, Александр Павлович. ЛУКИН А. П., представитель Законодательного Собрания Республики Карелия. Уважаемые коллеги, я много времени у вас не отниму, но хочу заострить ваше внимание на том, что, по нашему мнению, в связи с принятием Государственной Думой в декабре 2003 года изменений в Кодекс об административных правонарушениях, в частности в статью 20, выпало основание для привлечения к ответственности хулиганов и дебоширов, не дающих нашим гражданам отдыхать в ночное время. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассматривал наше предложение, но, к сожалению, дал отрицательное заключение, порекомендовав нам принять закон в субъекте. По нашему мнению, это прямая прерогатива Государственной Думы, так как в силу статьи 71 Конституции порядок деятельности федеральных органов, в частности Министерства внутренних дел, - это предмет ведения Российской Федерации. И если мы, как в Москве, или в Калининграде, или в Нижнем Новгороде, примем такой закон, то совершенно справедливо прокуратура сможет его отменить, а МВД может не исполнять. Поэтому нам представляется, что мы сами себя загнали в неправовое поле. И ещё один момент. Нам представляется, что, наверное, надо, чтобы этот порядок был единообразным на всей территории Российской Федерации, а то у нас получится так, что в Карелии - одно, в Мурманске - другое, в Москве - третье, и гражданин, приехав из одного субъекта в другой субъект Российской Федерации, почувствует на себе, так сказать, несоблюдение норм конституционного права в отношении его. Я убедительно прошу вас поддержать наш законопроект, потому что тем самым будет закрыта правовая брешь. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Павлович. По законопроекту, обозначенному в пункте 10.3, выступит представитель... Нет, они нам доверили доложить этот законопроект. Алексей Валентинович Митрофанов, пожалуйста, ваш доклад по пункту 10.4. Включите микрофон депутату Митрофанову. С места. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, разрешите представить вам законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Не могу не сказать, что проблема с принятием административных мер против нарушения покоя граждан в ночное время стоит остро. И не только депутаты Госдумы ставят этот вопрос. Законодательные органы ряда субъектов также предлагают предусмотреть административное наказание за нарушение покоя граждан в ночное время. И вообще с ростом мегаполисов, в связи с тем, что большинство людей сейчас живут в больших городах и средних, эта проблема будет одной из наиболее острых. Если уж этот вопрос поднимается в Карелии, в Камчатской области, то граждане в Москве и Санкт-Петербурге, видимо, испытывают значительно большее влияние на здоровье от шумовых воздействий в ночное время. В настоящее время более 20 процентов жителей городов развитых государств, в том числе и России, страдают от повышенных шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий, особенно в ночное время, что вызывает серьёзные заболевания. Около 45 процентов населения постоянно испытывает чувство дискомфорта от действия повышенного шума, инфразвука и ультразвука. В крупных городах Российской Федерации в зонах повышенного акустического загрязнения проживает свыше 50 процентов населения этих городов. В Берлине, например, существует предписание в отношении защиты от шума, в соответствии с которым с 7 часов до 20 часов в городе запрещено производить шум, нарушающий спокойствие других граждан. Документ предназначен в основном для музыкантов, уличных торговцев, попрошаек, демонстрантов. Имеются серьёзные меры наказания за нарушение. Кстати, и в других городах предусмотрены такие же нормы, я имею в виду европейские города. Например, с 1995 года в американском городе Санта-Моника запрещено пользоваться шумовыми аппаратами для сбора листьев. Для нарушителей этого указа предусмотрены штраф в пределах 1 тысячи долларов США или шесть месяцев тюремного заключения. Согласно закону, принятому в городе Монтгомери (штат Алабама), автомобилисты не имеют права пользоваться магнитофонами, если их слышно в радиусе больше трёх метров. За нарушение предусмотрен штраф 500 долларов. Цель законопроекта - создать механизм административной ответственности за создание вредного шумового воздействия на здоровье граждан в городских и сельских поселениях в ночное время. По данным Москомприроды, в Москве и Санкт-Петербурге более 50 процентов граждан испытывают акустический дискомфорт, особенно в ночное время, когда собственники автомобилей размещают свои автомобили под окнами домов и многократное срабатывание охранной звуковой сигнализации в ночное время приводит к нарушению отдыха и сна граждан всего дома. Это справедливо вызывает возмущение большинства граждан, тем более что владельцы автомобилей порой не живут в этом доме и, конечно, не могут выключить охранную сигнализацию. Во многих государствах и в ряде регионов Российской Федерации появились законы прямого действия (повторяю: прямого действия), ограничивающие вредное шумовое (вибрационное) воздействие на здоровье граждан. Предлагаемый авторами законопроект устанавливает ответственность владельцев источников шумового (вибрационного) воздействия, виновных в совершении правонарушений в области охраны здоровья граждан от вредного шумового воздействия в ночное время. Административную ответственность предлагается установить в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Комитет Государственной Думы по экологии поддерживает принятие законопроекта в первом чтении, так как установление административной ответственности за такие правонарушения создаст благоприятные условия труда и жизни граждан, снизит заболеваемость, продлит жизнь многим гражданам, нуждающимся в покое, нормальном сне. Правовое управление Аппарата Государственной Думы указывает на то, что имеется Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", где сказано, что жилые помещения по уровню шума должны соответствовать санитарным нормам. В санитарных нормах также указывается, что создание повышенного шума отнесено к нарушениям нормальных условий проживания граждан. Что касается Кодекса об административных правонарушениях, то статьи 6.3 и 6.4, на которые ссылается Правовое управление, устанавливают административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, нарушении требований к эксплуатации жилых помещений, общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Таким образом, имеется прямая необходимость установления административной ответственности за нарушение покоя граждан в ночное время. Обращаю ваше внимание еще раз на то, что Комитет по экологии считает возможным поддержать законопроект. Удивительно, что Комитет Государственной Думы по охране здоровья, который должен стоять на страже здоровья граждан, тем более по такой острой проблеме, повторяет слова Правового управления и считает, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях уже установлена административная ответственность в статьях 6.3 и 6.4. Но повторяю еще раз: статьи 6.3 и 6.4 устанавливают административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных норм и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Повторяю ещё раз просто потому, что всё крутится вокруг этого. Если внимательно подойти к данной норме, то эта норма относится к эксплуатации жилых помещений, зданий в целом, сооружений и транспорта. Таким образом, наказать нарушителей покоя граждан в ночное время, например с одиннадцати часов вечера до семи часов утра, за вредные шумовые воздействия при пользовании телевизорами, магнитофонами, охранной сигнализацией, игре на музыкальных инструментах, пении нельзя, так как на эксплуатацию жилых помещений это не влияет. Должен ещё раз сказать, что совершенно не защищены граждане от вредного шумового воздействия на дачных участках, где многие хотят отдохнуть от городского шума, но опять встречаются с громкой ночной музыкой, пиротехникой и так далее. Комитет по охране здоровья в своём заключении привел пример, что ряд субъектов установили свою административную ответственность: Тюменская, Калининградская, Новосибирская, Рязанская области и другие. Но это нарушение административного законодательства Российской Федерации, такие нормы должны быть в федеральном законодательстве, чтобы не было противоречий. Прошу вас поддержать законопроект, а недостатки, которые указаны в заключениях, можно поправить ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Коллеги, Законодательное Собрание Ульяновской области доверило представить свой законопроект нашему комитету. Законопроект под пунктом 10.3 доверено доложить господину Бойцову, члену Совета Федерации, он просит рассмотреть законопроект без своего участия. Два данных законопроекта доложит Александр Петрович Москалец, и он же сделает содоклад от комитета по всем четырём законопроектам. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Любовь Константиновна уже об этом сказала, и в связи с тем, что не по всем законопроектам, входящим в данный блок, выступили докладчики, а поручили это сделать комитету или рассмотреть без их участия, я хотя бы тезисно, но изложу суть всех четырёх законодательных предложений. И, кстати говоря, вам легче будет понять, в чём же суть проблемы. Итак, Законодательное Собрание Ульяновской области предлагает установить административную ответственность за нарушение в период с 23.00 до 7.00 тишины в жилых помещениях, помещениях вспомогательного пользования, а равно на придомовых территориях. Законодательное Собрание Республики Карелия предлагает установить административную ответственность за нарушение покоя граждан с 22.00 до 6.00, указывая при этом перечень таких действий - от пения, свиста или крика до взрывов. Совет народных депутатов Камчатской области предлагает дополнить статью 20.1 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за мелкое хулиганство, словами "а также нарушение ночного спокойствия граждан". И в четвёртом законопроекте, внесённом депутатами Государственной Думы, нашими коллегами Залепухиным и Митрофановым, предлагается также установить в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за нарушение покоя граждан в ночное время, приняв за аналогию схему построения действующей статьи об ответственности за мелкое хулиганство. То, что необходимо обеспечивать правопорядок, спокойствие граждан, соблюдать принципы совместного проживания как в помещениях, так и в населённых пунктах, никаких сомнений, конечно же, не вызывает и у комитета тоже, однако при этом я не могу не остановиться на общих недостатках всех четырёх законопроектов. Во-первых, диспозиции всех предлагаемых статей построены таким образом, что любой шум или звук любого уровня и по любой причине в ночное время может повлечь за собой ответственность. Чтобы выполнить требование вот этих законопроектов и коллег, внёсших данные предложения, по сути, нужно прекратить работу и движение транспорта, лифтов, инженерных сетей, пожарных, милиции, скорой помощи и так далее, то есть остановить жизнь. Позвать на помощь, в конце концов, будет невозможно, я уж не говорю о празднике "Белые ночи" или празднике окончания школы, а Новый год вообще хоть отменяй напрочь. Да и у верующих, мы с вами знаем, есть ночные обряды и ночные действия. Кроме того, в предлагаемых статьях - и это в принципе правильно отмечалось в выступлениях, и мы это отмечаем - неверное, на наш взгляд, объединение разных составов правонарушений, так как действующие статьи 6.3 и 6.4 Кодекса об административных правонарушениях уже предусматривают ответственность в области благополучия населения, в том числе и санитарно-эпидемиологического. Во-вторых, действующими федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления..." и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяется, что организация охраны общественного порядка и установление административной ответственности находятся в ведении этих органов. Федеральные законы, регулируя вопросы местного самоуправления, довольно чётко говорят о вопросах, касающихся поселения и муниципального района. Тут и вопросы защиты населения, и обеспечение первичных мер пожаротушения, и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах, и организация охраны общественного порядка муниципальной милицией. А кроме того, часть 2 статьи 14 и часть 3 статьи 15 закона говорят, что органы местного управления вправе решать иные вопросы, не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов. Поскольку мы знаем, что федеральные законы не исключают этой компетенции, в связи с этим предлагаю перейти к вопросу компетенции субъектов. Рассмотрение соответствующего федерального закона показывает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов относится шестьдесят один вопрос, в том числе и установление административной ответственности (прошу обратить на это внимание) за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления. К тому же в пункте 3-1 статьи 26-3 этого федерального закона прямо указано, что по всем вопросам, относящимся к их полномочиям, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Заметьте: вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. И теперь третье. В заключение отмечу, что на сегодня шестьдесят субъектов Российской Федерации (вот у меня все эти выборки по законам из шестидесяти субъектов Российской Федерации) имеют собственное правовое регулирование, направленное на обеспечение общественного порядка, в том числе и на обеспечение тишины в ночное время. Вот, к примеру, Закон города Москвы, он так и называется "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве". Здесь всё указано: кто, за что, в каком объёме и в каком порядке несёт ответственность. Такой же закон принят в Санкт-Петербурге, в Тюменской, Новосибирской, Рязанской, Нижегородской, Амурской и других областях - всего, я повторю, в шестидесяти субъектах Российской Федерации. И ещё должен отметить, что Ульяновская и Камчатская области, а также Республика Карелия тоже имеют в этом вопросе собственное правовое регулирование. Так, в Камчатской области имеется Административный кодекс, в Республике Карелия - Закон "Об административных правонарушениях", а в Ульяновской области - Закон "Об административной ответственности за некоторые правонарушения...". Там нет положений об ответственности за нарушение тишины и покоя, но никто не мешает им внести это в свои нормативные акты. Таким образом, с учётом изложенного, а также имея в виду наиболее приемлемую практику реагирования по этим вопросам на уровне самих субъектов Российской Федерации, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе все четыре рассматриваемых законопроекта отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Два вопроса, да? Я видела две руки. Наверное, Александр Петрович, вас ни разу шумом не доставали в периоды праздников, поэтому, наверное, вы и комитет и приняли такое решение. МОСКАЛЕЦ А. П. Я терпимо отношусь к поведению моих соседей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошие у вас соседи. Надо к вам кого-нибудь подселить. Покажите список. Два человека. Багишвили, пожалуйста. БАГИШВИЛИ Е. Н. У меня вопрос к содокладчику. Извините, пожалуйста, вот вы назвали только два праздника, получается, Новый год, какие-то обряды ночные... Лично мне непонятно, что такое ночной обряд? Хочу вам напомнить о Дне десантника, Дне пограничника, когда всю ночь не то что спать невозможно, а даже выйти на улицу невозможно. Хочу вам напомнить о тех ребятах, которые разъезжают на автомобилях с очень громкой музыкой, подъезжают к дому, останавливаются там, и музыка орёт до четырёх, до пяти, до шести утра. Вызывай милицию, не вызывай - дело бесполезное, потому что они штраф не могут с них взять. Ремонты квартир проводят чуть ли не до 12 часов ночи, до часу. То же самое: приходит участковый, ему взяточку маленькую дадут - и всё нормально. Дни рождения - сколько их проходит в одной высотке! Извините, у меня собственный пример даже есть, когда я до четырёх спать не мог из-за того, что соседи гуляли, отмечали свой день рождения. Пришла милиция, выпила 50 грамм и ушла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович, прозвучало беспокойство. МОСКАЛЕЦ А. П. Да, я могу ответить на этот вопрос. Вот я приводил в пример Закон города Москвы, он прямо так и называется "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время...". Здесь указан период действия этого закона, написано, на какие территории, квартиры, помещения он распространяется, расписаны виды действий. Здесь всё: и игра на музыкальных инструментах, и использование звуковых сигналов охранной сигнализации, то есть всё то, о чём вы говорите. Всё здесь есть, здесь написано, как реагировать, кто составляет протокол и к какому виду ответственности привлекаются виновные в этом лица, в каком размере накладываются штрафы. А если сложилась такая не совсем правильная административная или правоприменительная практика, то это уже другой вопрос, это за пределами законопроектной, законодательной деятельности, это другой срез этого же вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Александр Петрович, вы знаете, когда я увидела четыре законопроекта сразу, и сейчас, когда я слушаю... Можно, конечно, это дело замотать и ничего не делать, но ведь комитет мог собрать все четыре законопроекта, подумать и по аналогии с московским законом, если вы говорите, что он хороший, сделать закон для всей страны. Представьте себе: приехал человек, законопослушный гражданин, из Москвы в другую область, а у них там время совсем другое в законе обозначено. Ну почему мы всё время говорим: вот пусть там в регионах они сами?.. Это же очень волнующая всех тема. Вот сейчас выступал передо мной депутат, он правильно всё говорил: мы ночью просыпаемся от сигнализации, от безобразий за стеной - и ничего не можем сделать. Мне кажется, вы как-то отнеслись к этому не очень серьёзно, а закон действительно важный. МОСКАЛЕЦ А. П. Я понимаю состояние предыдущего докладчика: когда здесь мой коллега Исаев выступал, вы называли комитет по-разному. Такие, знаете, термины, как "заматывать", - я что-то их не очень понимаю, какой-то не правовой термин. Вот если вы встанете на ту же позицию, как и я, профессионально рассмотрите закон и будете говорить юридическим, правовым языком, мы с вами, я думаю, поймём друг друга, а вот такое отношение, теперь уж я вам скажу, - обывателя и профессионала... Это всё-таки несколько разные вещи. Почему?.. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Александр Петрович, вы, пожалуйста... Уж обывателем трудно назвать, Тамара Васильевна с Верховного Совета работает. МОСКАЛЕЦ А. П. Тем более обидно: с Верховного Совета - и вот еще не научилась, как обращаться со своими коллегами. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МОСКАЛЕЦ А. П. Я потом отвечу. Значит, что касается вашего предложения, вы говорите: "единый законодательный акт". Но мы же с вами всё время о чём говорим? О вопросах разграничения полномочий субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на уровне районов и поселений и федерального центра. Вот она, практика, вот они - шестьдесят законов, которые вполне нормально сегодня работают. И нигде ни у кого нет никаких сомнений в части применения того или иного нормативного акта. Всё там расписано. Но ведь и субъекты у нас разные. Сравните состояние и проблемы Москвы и, скажем, такого субъекта Российской Федерации, как Эвенкийский автономный округ. Ну, я не знаю, там, наверное, даже найти лифт будет просто невозможно или же машину, которая начинена громкоговорителями, хотя, наверное, она не оказывала бы никакого воздействия, потому что там скоростных автострад и дорог тоже нет. В каждом регионе свои проблемы. И поэтому, я думаю, правильно, что мы говорим в этой ситуации: давайте работайте над проблемами своих граждан самостоятельно. И никаких воспрепятствований для того, чтобы субъекты Российской Федерации в полную силу развернулись, нет. А перекладывание этого всего на федеральный центр вообще может создать прецедент возврата всего к прежнему положению. Вот к чему всё это приведёт - правовое регулирование вернется только в одну точку. Но тогда опять же как быть с вопросами муниципальной милиции, вопросами реагирования на меняющуюся ситуацию, разными возможностями? Примеров нарушения мы можем привести даже больше, чем указано в этом законе. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть, и очень много. Коллеги, я предлагаю выступить по три минуты от каждой фракции. От фракции КПРФ кто хотел бы выступить? Нет желающих. От ЛДПР? Ближина Любовь Фёдоровна, пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф. Спасибо. По-моему, обилие предлагаемых законопроектов на эту тему свидетельствует, что проблема крайне наболела. Идей и предложений предостаточно, и мы обязаны реагировать на требования времени. Ни для кого из вас, я надеюсь, не секрет, что количество автомобилей на улицах наших городов, скажем, за последние двадцать лет выросло во сто крат и почти у всех имеются громогласные системы сигнализации, которые далеки от совершенства. Кроме того, у нас сплошь и рядом нарушаются правила парковки, владельцы авто не всегда реагируют на вопли своих "железных коней". Зачем тогда вообще нужна сигнализация? Опытного вора она не испугает, матёрый угонщик сумеет её отключить, а мелкий хулиган только этим позабавится. Вот и просыпаются всё чаще жители нижних этажей спальных районов от таких автомобильных трелей, теряя драгоценные часы отдыха, зарабатывая себе, между прочим, синдром хронической усталости. И я с Александром Петровичем совсем не согласна, хотя он оправдывается, - наверное, спит спокойно. Если соседи над вашими головами весело провели ночь, то завтра весь день вы будете чувствовать себя разбитыми. А что, если ваша работа связана с риском для здоровья, вашей жизни или жизни других людей? А что, если такое повторяется каждое воскресенье или по несколько раз в неделю? И почти в каждой квартире имеются животные, собаки например. Или кто-то в шесть утра включил за стеной перфоратор, или упрямый сосед взялся ни свет ни заря прибивать полку над головой, или ремонтом занимается до часу, до двух ночи. Причём такие проблемы не только у вас одних. А бедный участковый попросту и не успевает, и не сможет он взять никакого штрафа, потому что у нас нет закона. И почему в нынешнее разнузданное время, когда многие наши сограждане попросту плюют на интересы окружающих, нам предлагают руководствоваться постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 года? Уважаемые депутаты, вам это не кажется далёким прошлым? Да, в диспозиции предлагаемых законопроектов неверно объединены разные по своему характеру составы правонарушений. Что это значит? Я полагаю, это, значит, что нам необходим единый, универсальный закон, который позволил бы эффективно охранять здоровье наших граждан во всех отношениях, в том числе в случаях, связанных с вибрацией и шумом. Для этого надо взять всё дельное, реальное и конструктивное, в том числе и из других, ранее предложенных законопроектов, и сделать так, чтобы закон работал и днем, и ночью, учитывал любой бытовой случай, исключая, конечно, специфические, экстремальные. Я думаю, целесообразно будет создать при всех органах местного самоуправления авторитетные специальные комиссии по контролю над шумом, вооружённые новым законом и необходимыми нормативами. Пусть они тесно сотрудничают со спецподразделениями Министерства внутренних дел и оперативно реагируют на сигналы. Пусть работают там, где от шума и вибрации страдают люди. Поэтому нам нужно всем объединиться и сделать хороший, нормальный закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Единая Россия" нет никого? Нет. Есть Тарачёв, да? Пожалуйста, включите микрофон депутату Тарачёву. Тоже в три минуты, пожалуйста, уложитесь. ТАРАЧЁВ В. А., фракция "Единая Россия". Что подвигнуло меня выступить по этому вопросу? Конечно, встреча с избирателями, которая была на прошлой неделе. Представляете, пришёл дерганый такой избиратель и рассказывает мне следующее. Полмесяца - ведь мы предоставили полмесяца для отдыха после Нового года - каждый день вот эти петарды, всевозможные салюты. Живёт он рядом с трамвайным парком и с автостоянкой. После каждого выстрела петарды начинает работать сигнализация - там машин триста стоит. В общем, его на полмесяца определили в психушку. Вот он только недавно пришёл и мне вот это рассказал. Я, конечно, вынужден был ему сказать, зная программу работы нашей Государственной Думы, что я поддержу, безусловно, рассматриваемые сегодня законы. Безусловно, сегодняшние законопроекты направлены на защиту граждан от вредных шумовых воздействий. Указанная проблема с каждым годом становится всё более актуальной, особенно в густонаселённых районах и городах. Следует также отметить, что, по данным западных исследователей, проблема шума в крупных городах сравнима с проблемами промышленных выбросов и загазованности воздуха. Конечно, представленные сегодня проекты не лишены недостатков, в сферу их действия попадает лишь малая толика вредных шумовых воздействий, тем не менее необходимо с чего-то начинать. Я бы всё равно сегодня поддержал какой-то из законопроектов, на мой взгляд, один из них нужно принять за основу. Для доработки можно было бы рекомендовать проект Законодательного Собрания Карелии. Кроме того, следует вернуться, как здесь уже мои коллеги говорили, к идее принятия отдельного закона о защите здоровья граждан от вредного шумового воздействия. Так что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие?.. Павлов Николай Александрович, от фракции "Родина". Тоже три минуты, Николай Александрович. ПАВЛОВ Н. А., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Да, спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, у меня вот как к юристу к Александру Петровичу нет никаких претензий. Я всегда внимательно слушаю его доклады, они корректные, они точные. Но, Александр Петрович, проблема заключается в том, что депутат не только и не столько юрист, мы должны на ситуацию смотреть не только с юридической точки зрения, а ещё с нескольких точек зрения. Вот одна из них такая: в Париже сносили многоэтажки, выяснив, что экологическая среда в микрорайонах этих застроек крайне неблагоприятна и значимый уровень повышения преступности, подростковой преступности был зафиксирован именно там. Мы знаем, что мы занимаем одно из первых мест по суициду. Так вот, понятие "экология человека" - это тоже понятие, в общем-то, юридическое. Мне когда-то довелось этой проблематикой, как учёному, заниматься. И я вам могу сказать, что экологическая чистота включает в себя не только питьевую воду, но и окружающую среду, особенности застройки и, конечно, шумовой фон, звуковой, точнее, фон. Так вот, если в совокупности это оценивать, а для этого, конечно, нужно было писать пространную записку специалистам, чтобы разъяснить значимость этого вопроса, не, так сказать, профанировать его на уровне "хи-хи, ха-ха, хлопушки и гудки автомобилей", а учитывать то, что люди действительно доходят либо до агрессивности, либо до тяжелейших депрессий от того, что эфир засорён, засорён буквально сутками, не только в праздники... Ну, любой человек, живущий в многоэтажном доме, знает, что человека может до нервного срыва довести, и частая причина семейных ссор - шум, самый обыкновенный шум, когда невозможно отдохнуть, сосредоточиться, почитать, что-то написать, просто элементарно поспать. То есть мы не должны на уровне федерального парламента переводить проблему вот в такое шуточное русло, проблема очень серьёзная. Я не готов говорить, какой из законопроектов лучше, потому что себя юристом не называю, я думаю, что это второстепенный вопрос, а первостепенный - это значимость проблемы, общее согласие, что над ней нужно работать, и абсолютное согласие с тем, что, пока не будет единого федерального закона, региональные законы... если у нас к федеральным относятся спустя рукава, то к региональным законам относятся просто - извините за выражение, вынужден это сказать - наплевательски. И с этим все мы соглашаемся, то, что постоянно законы не исполняются, - это общая тема в наших рассуждениях. Мне кажется, что нужно над этим подумать, по крайней мере один из законопроектов всё-таки принять, может быть, в первом чтении, серьёзно к этому всему отнестись и каким-то образом работать дальше в этом направлении, более глубокие исследования проведя. Потому что, я ещё раз повторяю, эта проблема в мегаполисах в скором времени - и это доказывается всей мировой наукой - станет одним из важнейших факторов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие высказались. Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчиков? По три минуты тоже, договорились? Первый - докладчик от Законодательного Собрания Республики Карелия. Вы можете из ложи правительства говорить, вам удобнее будет, мы там включим микрофон. ЛУКИН А. П. Понимаете, я тоже юрист тридцать лет, и я не согласен с докладчиком от комитета Госдумы, что вот так всё плавно и хорошо в комитете, а мы вот тут такие идиоты, совсем не поняли, о чём пишем закон. На самом деле мы тоже этим вопросом занимались, прорабатывали его. Я утверждаю, что это прерогатива Государственной Думы именно потому, что мы не можем МВД это поручать. В пункте "г" 71-й статьи Конституции это закреплено, поэтому те законы, которые уже приняты, нарушают правовое поле. Мы и обратились к вам, чтобы у нас было единое государственное российское пространство в этом вопросе. Я солидарен с предыдущим выступавшим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И Митрофанов Алексей Валентинович. С места, тоже не более трёх минут. МИТРОФАНОВ А. В. Я предлагаю депутатам поддержать этот законопроект. И по сути, два соображения: одно - политического характера, другое - по смыслу рассматриваемого вопроса. По смыслу. Понимаете, идея, которую озвучил заместитель председателя комитета Москалец, о том, что, поскольку регионы свои законы принимают, нам в это дело лезть не надо, в принципе неправильная. Тогда зачем вообще мы существуем? Я понимаю, что есть тут некоторые моменты дискуссионные, но тем не менее Россия - большая инерционная страна, пока все регионы примут это, пока до них дойдёт... У них много других проблем, более серьезных. Депутаты в каких-то регионах могут не заниматься этой темой, но нам же проще и быстрее принять федеральную норму, чем, так сказать, ждать, пока будут во всех регионах это принимать. Тем более, видите, уже накоплен какой-то материал положительный в регионах, мы это возьмём и сделаем. Это первый момент. И второй момент. У меня просьба уже политического характера, так сказать, к нашим коллегам в разных партиях - и к коммунистам, и к "Единой России". Вот есть категория законов, по которым не нужно фракционное голосование. Ну давайте мы договоримся, что есть такие вещи, которые не влияют на большую политику. Там, где большая политика, - понятно, там жёсткая фракционная дисциплина, но дайте вы своим проголосовать, как они хотят, хотя бы по шумам в городе, так сказать. Я уверен, что, если будет свободное голосование, этот вопрос пройдет, но, наткнувшись на фракционную дисциплину, он не пройдёт, как и многие другие небольшие вопросы. Давайте в небольших вопросах, в вопросах о льготах Героям Социалистического Труда, ещё о чём-то, плаванье установим свободное, договоримся. В большой политике, вопросах о бюджете, об акциях "Газпрома" и так далее - понятно, здесь дисциплина фракционная, но здесь-то зачем, ну зачем по шумам мы ещё будем давать команды друг другу, как голосовать? Ну как захотим, так и проголосуем. В таких-то вопросах зачем она нужна, дисциплина? Здесь обычный здравый смысл, чисто житейские представления, больше ничего, понимаете? Я уверен, что если бы не фракционная дисциплина, то, конечно, этот закон был бы принят. А если будут опять фракционные решения, то, конечно, опять будут проблемы. Ну тогда мы по любому вопросу, даже сколько будет дважды два, будем принимать фракционные решения. Дважды два - это сколько? Вот пока не определим, что четыре... А если не определим, то, значит, не будем за это голосовать... Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Сергей Владимирович Иванов. Только по ведению. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, поскольку у нас четыре законопроекта и поскольку у нас здесь присутствует представитель законодательного органа Республики Карелия, давайте проголосуем по пункту 10.2, чтобы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это выступление по мотивам, а не по ведению. Москалец Александр Петрович, вы хотели бы высказаться? Не хотите. Но, вообще, если говорить объективно, повод для того, чтобы комитету поработать над данными предложениями, есть. Скоро откроются летние кафе, которые работают вообще всю ночь, до утра. И я не знаю, Александр Петрович, вам, наверное, очень повезло, что вы живёте в хорошем, тихом районе. Даже в нашем депутатском доме, извините меня, очень часто нельзя уснуть до четырёх часов утра, просто жить невозможно, потому что очень высокая звукопроницаемость. И всё-таки тема есть, и, наверное, о ней надо подумать. Нельзя же вот так, с ходу, всё отклонять. И абсолютно прав Павлов. Это создает как раз депрессивную, нервную обстановку не только в одной, отдельно взятой семье, но и, так сказать, в более крупном человеческом коллективе - обществе. Поэтому давайте всё-таки поручим вашему комитету изучить эту проблему и, может быть, высказать какие-то конкретные предложения о внесении изменений в административный кодекс уже от комитета. Представители правительства и президента хотели бы высказаться? Нет. У них нет позиции. Коллеги, на рейтинговое голосование законопроекты будут ставиться в порядке, указанном в повестке дня. На голосование ставится законопроект Законодательного Собрания Ульяновской области (пункт 10.1). Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) На голосование ставится законопроект Законодательного Собрания Республики Карелия (пункт 10.2). Кто за принятие его в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) На голосование ставится законопроект Совета народных депутатов Камчатской области (пункт 10.3). Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) И наконец, на голосование ставится законопроект, один из авторов которого - Алексей Валентинович Митрофанов. Пункт 10.4. Кто за? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты первого голосования - по пункту 10.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 06 сек.) Проголосовало за 76 чел.16,9% Проголосовало против 15 чел.3,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% За - семьдесят шесть человек. Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 10.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% За - девяносто два человека. Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 10.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 04 сек.) Проголосовало за 66 чел.14,7% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 68 чел. Не голосовало 382 чел.84,9% За - шестьдесят шесть человек. Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 10.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 33 сек.) Проголосовало за 54 чел.12,0% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6% За - пятьдесят четыре человека. Спасибо. Коллеги, у нас с вами будет еще голосование, также в рейтинговом режиме, по двум законопроектам, которые набрали наибольшее количество голосов. Прошу вас ещё раз проголосовать по пункту 10.1 - по законопроекту Законодательного Собрания Ульяновской области. (Идёт голосование.) И по пункту 10.2 прошу также включить режим голосования. Это законопроект Законодательного Собрания Республики Карелия. (Идёт голосование.) Прошу показать результаты голосования по пункту 10.1. Второе голосование. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 42 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6% Проголосовало против 21 чел.4,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 118 чел. Не голосовало 332 чел.73,8% За - девяносто семь человек. Спасибо. И покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 10.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 15 сек.) Проголосовало за 113 чел.25,1% Проголосовало против 21 чел.4,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 135 чел. Не голосовало 315 чел.70,0% За - сто тринадцать человек. Спасибо. Сейчас мы с вами проголосуем по пункту 10.2 еще раз. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 01 сек.) Проголосовало за 126 чел.28,0% Проголосовало против 43 чел.9,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 170 чел. Не голосовало 280 чел.62,2% Результат: не принято Законопроект не набрал двухсот двадцати шести голосов и считается непринятым.