Заседание № 138
11.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона N№ 227193-4 "О внесении изменения в статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части, касающейся срока представления заключений на законопроекты).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4878 по 5118 из 6499
Пункт 8. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Плетнёвой Тамары Васильевны. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Ну, это обсуждение облегчило мне задачу, в общем-то. Я, честное слово, даже не знала, что депутаты моей фракции, мои коллеги, внесли такой законопроект. Если бы знала, я, наверное, этот не вносила бы. Я сегодня стою перед вами в каком-то качестве совсем другом. Я всегда вношу законопроекты социальные, и обычно правительство на эти законопроекты дает отрицательное заключение и говорит, что денег нет, и вы все поддерживаете правительство, они не проходят. Но сегодня я шла, честно говорю, и думала, что на ура сейчас это примем, и всё, мы же сколько про это говорили, шумели. Мы с вами на протяжении двух лет... Особенно весной как мы ругались на правительство, как мы все тут, в зале, говорили, и представители "Единой России": да это безобразие! И сегодня, слушая все выступления, я была крайне удивлена. Вот, Александр Петрович, я еще лишний раз убедилась, какой вы умный человек. Ну я бы в жизни не придумала такие аргументы против, какие вы придумали сегодня. Это надо ведь каким быть умным, и всё вот так вывернуть, что о нужном деле сказать: не надо. И все всё равно поддерживают, потому что знают, что это надо поддерживать. Вот, понимаете, меня, например, подвигло к внесению законопроекта социального, допустим, то, что пришел дедушка без ноги и говорит: "Тамара Васильевна, я потерял ногу на фронте, а получаю меньше, чем тот, который пришел здоровым". Я придумала законопроект. Или, например, живет старушка в моем подъезде, жена депутата первого созыва из "Выбора России", которая получает пенсию всего 700 рублей. Я внесла законопроект о помощи семьям погибших, умерших депутатов. Тоже ждала, ждала заключение правительства, ну, чуть ли не целый год, потом уже к Жукову подошла - он говорит: "Да, Тамара Васильевна, я видел, где-то там лежит, я сделаю". В итоге мне написали, что принят уже такой в первом чтении, и этот принятый в первом чтении тоже где-то валяется уже второй год. Ну что вот мы, как мы работаем вообще? Что мы делаем?! Я сегодня не буду вас больше убеждать, потому что я понимаю, ничего вы не примете. Я в силу, так сказать, своих способностей больше ничего не придумала, кроме как написать: правительство обязано. Думаю, разрешительная норма есть и есть норма обязывающая, и написала: обязано в месячный срок. Мне пишут из Совета Федерации, Комитет по конституционному законодательству пишет: да, это не противоречит Конституции, это согласуется с Конституцией, но принимать не надо, вы какой-нибудь другой внесите, вы еще там что-нибудь придумайте. А другой пишет, например, так: лучше бы вы написали, что надо наказать их, премии там лишить или чего-нибудь еще сделать. Да если бы я это написала, я знаю, вы бы сказали, что это прерогатива не этого закона, а другого, административного. Ну что мы друг другу лжем? Ну отцы родные, правительство, их нельзя обижать. Но то, что сегодня мы уже обсуждаем, - это, я, думаю, конечно, до них всё уже давно дошло, и пресса об этом шумит. И я понимаю, что вы и мой закон не поддержите, тем не менее я думаю, что мы, депутаты, все отвечаем перед своими избирателями, и прошу вас поддержать его. Мы в комитете по Регламенту действительно рассматривали эту проблему, Олег Иванович об этом сказал, но на все мои реплики он ответил так: ну а что вы тут шумите, вы вносите изменения в закон и тогда будем... Вот внесла - опять ничего не надо. Поэтому я заканчиваю свое выступление. Извините за такое непарламентское выступление, но чего я буду еще тут доказывать, когда уже всё было сказано об этом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад сделает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, ну, с учетом предыдущего выступления, выступления докладчика, уважаемой Тамары Васильевны, я первую часть своих тезисов просто-напросто опущу, но некоторые вопросы перед вами поставлю, в связи с тем что это не альтернативные законопроекты, хотя касаются одного и того же Федерального конституционного закона "О Правительстве...". Мы с вами только что, обсуждая предыдущий законопроект, уже говорили, что проблема действительно имеется, но и в данном случае опять отмечу, что лежит эта проблема в плоскости исполнения закона, а не в плоскости его недостатков, поэтому я предложу вам, уважаемые депутаты, немножко иной подход к обсуждению вопроса. Автор законопроекта, вот только что вы слышали, предлагает в качестве императива тезис о том, что правительство обязано в срок до одного месяца направлять заключения на законопроекты. Вот, по сути дела, всё. Однако если вы возьмете действующий на сегодня Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", то для этой ситуации и так заложено положение о том, что заключение правительства направляется (я почти дословно читаю) субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца, а по согласованию срок может быть продлен. И таким образом, вот в этой поправке, в этом дополнении, вернее, в этом тезисе, который я прочитал, прямо указана обязанность правительства, каким образом и в какие сроки оно должно действовать для обеспечения режима, определенного законодательным процессом. В связи с этим мы и полагаем, что принятие законопроекта по сути ничего не меняет, так как указываемая обязанность правительства существует в действующем законе, и в неизменном виде она сохраняется и в новой редакции. И поэтому нет никакого смысла в рассмотрении данного законопроекта, кроме одного - еще раз обсудить поднимаемую проблему. Но, как вы знаете, обсудить ее можно и в другом порядке, а порядок внесения проекта, направленного на изменение закона, здесь не подходит. Да и вообще, я бы отметил, что мы столь увлеклись законотворчеством, что в форму закона (но это не относится к закону "О Правительстве Российской Федерации") пытаемся облечь даже то, что вполне может регулироваться нормативными актами. Кроме того, исходя из того же закона о правительстве, закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, других законов, регламентов, можно сказать, что имеется значительное количество (и мы это только что обсуждали) весьма эффективных рычагов воздействия на решение данной проблемы. В связи с этим Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Вопрос у Кондратенко Николая Игнатовича. Один вопрос. КОНДРАТЕНКО Н. И. Александр Петрович, и все-таки каково ваше мнение? А что, если в наш Регламент внести такую запись, что если правительство не представляет своевременно отзыв, то Дума временно приостанавливает рассмотрение проектов, внесенных правительством? Привести-то их надо к дисциплине! Это не означает, что мы не будем рассматривать, но приостановим... Пусть глава правительства тоже думает и чиновников заставляет работать. МОСКАЛЕЦ А. П. Николай Игнатович, вы почему-то всё время предлагаете абсолютно прямой и, казалось бы, понятный, ясный подход, но я не думаю, что в данном случае надо действовать таким образом. Мы в Регламенте не можем сделать запись о приостановлении, вообще режима приостановления рассмотрения по этим мотивам нет. Есть другой способ - вернуть. Или, скажем, можно рассматривать законопроект в том же режиме, как и все другие законопроекты, с тем же уровнем претензий, как и ко всем остальным, не делать никаких исключений, не нарушать очередность или еще что-либо. То есть здесь я не хотел бы, чтобы мы с вами предлагали какое-то прямое решение. Есть много разных способов. Например, мы в комитете с Андреем Викторовичем находим общий язык даже по самым сложным вопросам буквально в течение нескольких десятков минут, мы всё равно находим решение. Поэтому я думаю, что надо работать и с министрами, и с председателем правительства, и с полномочным представителем, и всегда решение будет найдено. И не обязательно требовать, чтобы это было заложено... оно потом, как камень, может лежать. А что касается недобросовестности, то она может проявляться и с другой стороны. И что мы тогда будем делать?! Ведь представьте теперь ситуацию, что Государственная Дума вышла, например, на режим активной выдачи проектов законов. Каждый депутат взял и десяток проектов законов написал - четыре с половиной тысячи... Да их любое правительство в течение месяца прочитать просто не сможет! Я уже говорил и о том, что следует подумать о качестве законопроектов. Поэтому давайте не будем переходить здесь на прямолинейный режим деятельности, а будем исходить из профессионализма, требований Конституции и тех законов, которые сегодня существуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Сергей Николаевич Решульский еще один вопрос хочет задать. Включите микрофон. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое. У меня к Александру Петровичу вопрос. Он несколько раз сказал, что у нас есть эффективные методы воздействия, но что-то они не работают. А вопрос простой. Александр Петрович, если Владимир Владимирович Путин пригласит Михаила Ефимовича Фрадкова и задаст ему вопрос: "Михаил Ефимович, что у тебя творится? Почему такая ситуация складывается?", - то как вы думаете, изменится ситуация в лучшую сторону или нет? МОСКАЛЕЦ А. П. Мы с вами наблюдаем каждую неделю, как по понедельникам Президент России собирает у себя некоторых членов правительства и председателя правительства, руководителя администрации, но явно показывают не всё. Но я представляю, насколько откровенно и жестко идет этот разговор. Но не будем же мы исходить всегда из какой-то идеальной ситуации. Идеальных явлений ни в природе, ни в социальной жизни нет, и не надо, на мой взгляд, претендовать сразу только на такую блестящую и ничем не запятнанную ситуацию. Ну а что касается того, что послушает или не послушает, - конечно, послушает. На то он и президент, на то он и гарант Конституции. А поэтому и мы с вами тоже прислушиваемся к нему, и правильно делаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Выступить хотел один человек - Сергей Алексеевич Попов. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. Три минуты. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Да я даже думаю, что в одну минуту уложусь. Я как раз хочу сказать, что Александр Петрович очень четко последними словами высветил точку зрения, которая возобладала в комитете, что может быть такая ситуация, что есть закон, но в определенных случаях правительство может его не выполнять. Вот пример был приведен: а если каждый депутат внесет десять законопроектов... Да не сможет оно выполнить!.. И вот эта точка зрения, к сожалению, возобладала в комитете. Вот это правда, реальная правда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства хотели бы высказаться? Нет. Требуется ли заключительное слово, Тамара Васильевна? С места. Включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хотела сказать только одну фразу: есть норма разрешительная, а есть норма обязывающая - вот направляется в течение месяца, и обязаны направить... Если бы мы приняли эту поправочку, потом можно было уже решать вопрос и о наказании, о котором вы говорите. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Я, вообще-то, минуту просил на выступление. А учитывая ответ Александра Петровича и это обсуждение, хотел бы внести такое предложение: давайте тогда готовить обращение, петицию Владимиру Владимировичу Путину, чтобы он, как высший гарант нашей Конституции и всей нашей жизни, в общем-то, привлек к ответственности Михаила Ефимовича Фрадкова или спросил по крайней мере с него. Я так понял, как подтверждает и Александр Петрович, что после этого ситуация будет выправляться очень резко. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 28 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7% Результат: не принято Это тоже был конституционный закон... Девяносто шесть голосов только за. Не проходит, не одобрен данный проект конституционного закона.