Заседание № 169
О проекте федерального закона № 227100-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части уточнения порядка приобретения гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также порядка получения ими разрешения на временное проживание в Российской Федерации и на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Михаила Владимировича Дегтярёва. Пожалуйста, Михаил Владимирович. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, проектом федерального закона предлагается установить дополнительные требования к иностранным гражданам, желающим проживать и работать на территории России, в целях совершенствования их адаптации и интеграции в российское общество. В нынешней редакции закона требования по оценке адаптационного потенциала иностранца для получения разрешения на временное проживание и вида на жительство фактически более просты, чем для получения разрешения на работу. Стоит отметить, что иностранный работник, конечно, должен знать русский язык, только если он работает, точнее, не только если он работает в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли и бытового обслуживания, но и во всех других сферах, однако такие популярные в среде трудовых мигрантов сферы деятельности, как, например, строительство, общественное питание, транспортное обслуживание, не включены сегодня в указанный перечень. И десятки тысяч иностранцев, плохо владеющих или вообще не владеющих русским языком, но при этом получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство, могут игнорировать или осознанно игнорируют это требование, противодействуют политике адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Сегодня можно выделить две группы риска: это низкоквалифицированные иностранцы, занятые в сферах экономики, где согласно действующему законодательству работа не требует знания русского языка, и иностранцы и члены их семей, которые проживают в России на основании разрешения на временное проживание или вида на жительство. Русский язык столетиями - это очевидно - способствовал укреплению межнациональных связей народов в едином многонациональном Российском государстве, которое называлось по-разному: и Российская Империя, и Советский Союз, сегодня - Евразийский союз. Неспособность и нежелание иностранцев адаптироваться к условиям новой для себя социальной среды, очевидно, вызывают у коренных жителей России, особенно в Москве, недовольство, следствием которого становятся конфликты. В связи с этим поправки в федеральный закон предлагают повысить уровень требований к трудовым мигрантам, которые работают в России, в части знания русского языка, а также культуры, истории и Конституции России. Законопроектом предлагается установить три уровня требований в зависимости от получаемого документа: при получении разрешения на работу от мигранта будет требоваться базовый уровень владения русским языком и оценка как минимум "удовлетворительно" по результатам государственного экзамена на знание истории и культуры России и Конституции Российской Федерации; при получении разрешения на временное проживание - первый уровень владения русским языком и оценка как минимум "удовлетворительно" по результатам государственного экзамена на знание истории и культуры России и Конституции Российской Федерации; при получении паспорта соответственно второй уровень владения языком и оценка как минимум "хорошо" по результатам указанного экзамена. Предлагаемый законопроект также направлен на предупреждение создания этнических анклавов с автономной системой обеспечения, что было бы чрезвычайно опасно, и способствует адаптации мигрантов в российском обществе. Европейский опыт, на который мы очень часто ссылаемся, показывает, что многие мигранты, приезжающие из государств, ранее политически и культурно связанных со странами Западной Европы, из так называемых бывших колоний, не готовы сегодня добровольно адаптироваться к непривычной для них социально-культурной среде, что вызывает серьёзную реакцию и необходимость уже законодательных изменений в ряде европейских стран. Принятие данного закона будет способствовать развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, позволит сформировать у приезжающих в нашу страну иностранцев навыки межкультурного общения и предотвратить проявление негативного отношения, неуважения к нашей культуре, истории, языку со стороны трудовых мигрантов. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В целом комитет очень положительно оценивает усилия многих наших коллег, в том числе и Михаила Владимировича Дегтярёва, по законодательному решению вопросов, которые были поставлены в докладе. Единственное, что мы должны отметить, - это то, что таких законопроектов было достаточно много, и один из них, устанавливающий обязательность сдачи экзаменов на знание русского языка, российской истории и основ законодательства России, уже принят Государственной Думой, это 74-й федеральный закон от 20 апреля этого года, он уже опубликован, дата вступления его в силу отложена, но тем не менее мы уже, по сути дела, этот вопрос закрыли. Поэтому остаётся только поблагодарить Михаила Владимировича за ту работу, которую он проделал, но этот законопроект необходимо, конечно, отклонить, так как вопрос уже решён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллеги, будут ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Автор? Нет. Представители президента, правительства? Нет. По ведению - Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Поступило письмо от авторов законопроекта под пунктом 14... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, минуточку! Значит, 13-й выносим на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 57 сек.) Проголосовало за 116 чел.25,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 117 чел. Не голосовало 333 чел.74,0 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 167
О проекте федерального закона № 227100-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части уточнения порядка приобретения гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также порядка получения ими разрешения на временное проживание в Российской Федерации и на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Сначала по ведению - Анисимов Егор Игоревич. АНИСИМОВ Е. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просьба перенести рассмотрение 8-го вопроса в связи с тем, что докладчик отсутствует, на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Действительно, у Михаила Владимировича важное совещание в 16 часов. Коллеги, не будет возражений, если перенесём на пятницу рассмотрение законопроекта? Нет. Приняли решение.