Заседание № 135
О проекте федерального закона № 227100-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся взаимодействия органов регулирования и контроля тарифов; принят в первом чтении 18 ноября 2005 года с названием "О внесении изменений в федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Депутат Иванов по карточке Курдюмова. Борис Вячеславович, вот нам по пункту 5 раздали материалы взамен розданного. Я, честно говоря, не очень пойму, в чем здесь разница. С чего начинается 17-я страница? Я просил бы докладчика учесть это при освещении данного вопроса, а то, как у Винокура, получается: здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачивал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Докладчик услышал ваши заявления.
Приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Люциановича Шаккума. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям подготовлен ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Указанный законопроект был принят в первом чтении с другим названием, название его было изменено на то, которое я вам изложил. Ко второму чтению законопроект существенно доработан. Поступило шестьдесят пять поправок, из них комитетом рекомендовано к принятию сорок девять, к отклонению - шестнадцать. Концепция законопроекта ко второму чтению не изменилась. Инфляционные процессы в сфере жилищно-коммунального хозяйства будут регулироваться посредством установления предельных индексов увеличения тарифов и введения мер государственного контроля за ростом тарифов. Законопроектом предусматривается, что до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной год Федеральная служба по тарифам будет устанавливать предельные индексы изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделяется аналогичными полномочиями в отношении органов местного самоуправления. В переходных положениях законопроекта особо оговорено, что в 2006 году тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и тарифы на тепловую энергию подлежат пересмотру и приведению в соответствие с предельными индексами в месячный срок. При доработке законопроекта ко второму чтению было также учтено то обстоятельство, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса трансформируются в конкретные платежи населения по достаточно сложной схеме. В условиях, когда подавляющее число квартир не оборудовано приборами учета, цены коммунальных услуг для населения зависят не только от отпускных тарифов, но и от норматива потребления, который устанавливают местные органы власти. По этой причине комитет поддержал поправки, согласно которым рост платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам. Предельные индексы роста платы за жилье и коммунальные услуги устанавливаются раздельно. Индексы должны учитывать соотношение платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и экономически обоснованных затрат коммунальных организаций. Это позволит Федеральной службе по тарифам устанавливать предельные индексы в зависимости от уровня перехода субъектов Российской Федерации на стопроцентную оплату гражданами жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, предлагаемые в законопроекте меры дают возможность регулировать рост тарифов на все без исключения жилищные и коммунальные услуги. Особо следует подчеркнуть, что нормы обсуждаемого законопроекта, регулирующие установление и применение предельных индексов, действуют до 1 января 2009 года. Этот срок представляется достаточным для налаживания системы государственного контроля за экономической обоснованностью тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, это даст сигнал бизнесу о целесообразности частных инвестиций в коммунальное хозяйство, в том числе в режиме концессий. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть две таблицы поправок. Давайте обсудим таблицу 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Здесь сорок девять поправок. Есть ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо поправки? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 32 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Принято. Таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Здесь шестнадцать поправок. Есть ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо поправки? Есть. Пожалуйста, Шелищ Пётр Борисович. ШЕЛИЩ П. Б., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, прошу вынести на отдельное голосование мою поправку 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Других предложений нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, без поправки 1. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 47 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0% Результат: принято Принимается. Включите микрофон депутату Шелищу. Пожалуйста, по поправке 1. ШЕЛИЩ П. Б. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Моя поправка не связана с концепцией данного законопроекта и вызвана обращениями ряда региональных ассоциаций товариществ собственников жилья и ЖСК, связанными с тем, что с 1 января 2006 года, когда вступит в силу данный законопроект, в который мы сейчас вносим ряд поправок, важных и нужных, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы лишатся той возможности, которую они имеют сегодня в соответствии с действующим новым Жилищным кодексом: управлять жилищным фондом самостоятельно или через управляющие организации, но при этом коммунальные услуги получать по индивидуальным договорам собственников квартир в многоквартирных жилых домах с организациями, оказывающими эти самые коммунальные услуги, - водоканалами, горТЭКами, организациями энергоснабжения и так далее. Необходимость и целесообразность выделения коммунальных услуг как предмета отдельных договоров собственников со снабжающими организациями вызвана, во-первых, тем, что ТСЖ и ЖСК в противном случае оказываются услугодателями, и все претензии по качеству услуг гражданам приходится предъявлять им, а не снабжающим их услугами организациям, а во-вторых, тем, что возникает проблема НДС, связанная с двумя юридическими лицами - ТСЖ или ЖСК (проблема НДС не возникает при прямых договорах с населением). Это серьезная проблема для ТСЖ и ЖСК, а мы с вами хотим, чтобы они развивались. Поэтому просьба принять такое дополнение к подпункту, в котором дается определение потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, а именно предусмотреть для граждан возможность заключать самостоятельно договоры с коммунальными организациями по решению органов управления товариществами собственников жилья или жилищно-строительными кооперативами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мартин Люцианович, пожалуйста, прокомментируйте и уточните (тут как раз был задан вопрос Ивановым Сергеем Владимировичем). Я так понимаю, что мы рассматриваем поправку 1 взамен ранее розданной поправки 1 в таблице 2 поправок. ШАККУМ М. Л. Борис Вячеславович, я могу только сказать, что комитет рассмотрел эту поправку, но мы не сочли возможным ее учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы не хотите прокомментировать? Я понимаю, что результат был такой... Слова просит Герман Оскарович Греф. Пожалуйста, включите микрофон в ложе правительства. ГРЕФ Г. О., министр экономического развития и торговли Российской Федерации. Спасибо. Добрый день, уважаемые коллеги! Я полностью разделяю озабоченность Петра Борисовича Шелища и считаю, что данный законопроект (нам надо просто вместе его посмотреть) нисколько не ущемляет права товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов в силу того, что в отношении тех, кто заключил соглашение с управляющими компаниями на управление жилищным фондом, в этом случае ограничения, которые устанавливаются правительством, не действуют. Таким образом, и ТСЖ, и ЖСК выведены, так сказать, из-под действия этой поправки, этого законопроекта. Поэтому мы просим эту поправку не голосовать в силу того, что фактически эта проблема устранена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 1 из таблицы 2. Предложение депутата Шелища - принять, мнение комитета - отклонить. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 52 сек.) Проголосовало за 23 чел.5,1% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 29 чел. Не голосовало 421 чел.93,6% Результат: не принято Не принимается. Мы рассмотрели таблицы поправок. Я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 39 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 5 чел.1,1% Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9% Результат: принято Принято. Мартин Люцианович, у вас есть еще предложение? ШАККУМ М. Л. Да. Уважаемый Борис Вячеславович, законопроект в полном объеме прошел правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется, поэтому у меня предложение принять этот закон в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам голосования, пожалуйста, Греф Герман Оскарович. ГРЕФ Г. О. Спасибо большое, Борис Вячеславович. Мы также поддерживаем предложение комитета от имени правительства. И, коллеги, мы очень просили бы вас проголосовать и в третьем чтении в силу того, что, по последним данным, которые нам поступили (мне буквально сегодня сообщила Федеральная служба по тарифам), у нас в следующем году предполагается в субъектах Федерации, по тому мониторингу, который сейчас проведен, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги на величину от 30 до 45 процентов. В силу этого нам нужно успеть принять закон в трех чтениях, нужно успеть подписать его у президента, опубликовать, затем Федеральной службе по тарифам принять решение, которое также опубликовать в средствах массовой информации, и после этого еще установить тарифы субъектам Федерации, муниципалитетам. Поэтому для нас является очень важным срок принятия вами этого законопроекта. Мы хотели бы, во-первых, поблагодарить вас за очень активную работу - и Мартина Люциановича, и комитет по промышленности, - во-вторых, сегодня очень просили бы вас проголосовать в третьем чтении. Это действительно очень серьезно поможет нам в следующем году и поставить под контроль рост тарифов на услуги ЖКХ для населения, и не допустить такого всплеска, который был в этом году, и в конечном итоге более точно контролировать инфляцию и всю макроэкономику. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, нет возражений? В рамках "часа голосования" я ставлю на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 26 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9% Результат: принято Принято. Спасибо.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 227100-4 "О внесении изменений в федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
АШЛАПОВ Н. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, я прошу заменить докладчика по пункту 2 сегодняшней повестки дня - вместо Валерия Владимировича Рязанского докладывать будет Владимир Семёнович Катренко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Замена докладчика по пункту 2.
Переходим к рассмотрению повестки дня. Пункт 2. Я приглашаю на трибуну... У нас замена докладчика, да? Депутат Катренко приглашается на трибуну для доклада по проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Вот такое длинное название. Пожалуйста. КАТРЕНКО В. С., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Год назад мы с вами приняли Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Основной его целью являлось создание эффективной единообразной системы тарифного регулирования коммунальных предприятий. Такая система должна ориентировать коммунальные предприятия на сокращение затрат и привлечение инвестиций в проекты по модернизации и развитию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства. Закон нами сознательно был принят с отсрочкой введения в действие до 1 января 2006 года. Это дало возможность дополнительно изучить тенденции формирования тех тарифов на услуги, которые не регулируются на федеральном уровне. В настоящее время на федеральном уровне устанавливаются тарифы на сетевое газоснабжение, а также предельные тарифы на электроснабжение, теплоснабжение и горячее водоснабжение. Представляется целесообразным, на наш взгляд, установить такие ограничения и на другие виды жилищно-коммунальных услуг, оказываемых секторами естественных локальных монополий, - это прежде всего холодное водоснабжение и водоотведение. С этой целью депутатами Госдумы был внесен предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Законопроектом предусматривается введение предельных уровней цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса в целях ограничения инфляционных процессов, а также применения мер государственного контроля за ростом стоимости коммунальных услуг для населения и иных потребителей. При этом предусматривается, что указанные предельные уровни цен (тарифов) могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Законопроектом предлагается усилить вертикаль органов регулирования тарифов на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Так, федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением установления тарифов в рамках предельных уровней тарифов в отношении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и отменяют принятые им решения в этой сфере в случае превышения полномочий. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделяется аналогичными полномочиями в отношении органов местного самоуправления. Установление предельных уровней тарифов должно стимулировать организации коммунального комплекса к снижению производственных затрат, повышению экономической эффективности производства товаров и применению энергосберегающих технологий. В целях совершенствования ценовой политики в коммунальном комплексе предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации основ ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Кроме того, законопроектом исключается норма, согласно которой стоимость электрической и тепловой энергии, складывающаяся с учетом тарифа и инвестиционных надбавок, может превышать предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию. Завершая свой доклад, подчеркну, что главная цель законопроекта - усиление государственного регулирования тарифов в области коммунального хозяйства и защита граждан от перекладывания на семейные бюджеты издержек неэффективного хозяйствования организаций коммунального комплекса Российской Федерации. На наш взгляд, эта задача требует безотлагательного решения. Исходя из изложенного, авторы законопроекта рекомендуют Государственной Думе принять обсуждаемый законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Семёнович. Пожалуйста, слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартину Люциановичу Шаккуму. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект обсуждаемого федерального закона. Необходимость принятия этого закона вызвана тем, что в последнее время тарифы на жилищные и коммунальные услуги растут опережающими темпами. За последние три года как доходы, так и расходы коммунальных предприятий выросли примерно в три раза, однако на качество услуг, на техническое оснащение предприятий коммунального комплекса это практически никак не повлияло. Доля роста тарифов на коммунальные услуги в общей инфляции на потребительском рынке превысила четверть в этом году. По мнению комитета, это связано с тем, что сегодня отсутствует система государственного нормативного регулирования и контроля за тарифами. Предприятия коммунального сектора, который является у нас не рыночным - сегодня он состоит в основном из локальных монополий, - ведут себя на самом деле как рыночные предприятия, устанавливая максимальные цены, которые не может заплатить сегодня население. Поэтому в рамках переходной экономики до формирования полноценных рыночных отношений в коммунальной сфере требуется усиление роли государства в вопросах регулирования тарифов и, вообще говоря, в управлении коммунальным комплексом. В связи с этим актуальность данного законопроекта не вызывает никаких сомнений. О концепции законопроекта я рассказывать не буду: ее очень подробно изложил автор законопроекта Владимир Семёнович Катренко, хочу только сказать, что законопроект направлен на создание эффективных механизмов ограничения инфляционных процессов путем установления предельных уровней тарифов и применения мер государственного контроля за стоимостью жилищных и коммунальных услуг. Принятие законопроекта обеспечит заполнение пробелов в законодательстве и позволит сформировать ясную и последовательную ценовую политику в коммунальном комплексе. Однако к законопроекту имеются следующие замечания. Вызывает сомнение наделение органов госвласти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению инвестиционных надбавок к тарифам на коммунальные услуги и тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры. Надбавки и тарифы на подключение устанавливаются в целях финансирования инвестиционных программ развития коммунального комплекса, которые утверждаются в свою очередь муниципалитетами, поэтому, на наш взгляд, этот вопрос необходимо отнести к компетенции муниципальных образований. Из законопроекта неясно и требует уточнения, должны ли устанавливаться предельные уровни тарифов в отношении тарифов на подключение объектов нового строительства к системам коммунальной инфраструктуры. Представляется нецелесообразным исключение статьи 11 из закона "Об основах регулирования тарифов...", поскольку указанная статья устанавливает единый порядок разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Этот вопрос сегодня является важнейшим, ключевым в вопросах модернизации систем коммунального комплекса. К законопроекту имеются и другие замечания, которые отражены в официальном отзыве правительства. В минувший понедельник законопроект обсуждался и был поддержан на парламентских слушаниях, в которых приняли участие представители правительства и иных структур исполнительной власти, а также депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители госвласти субъектов Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает возможным учесть сделанные замечания при подготовке законопроекта ко второму чтению и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Присаживайтесь, пожалуйста. Мы рассматриваем законопроект в первом чтении, поэтому есть ли вопросы? Рыжков, Илюхин... Много рук, я вижу по крайней мере пять и даже шесть. Тогда запишитесь, пожалуйста, коллеги. Включите запись на вопросы. Покажите, пожалуйста, результаты записи. Восемь записавшихся. Депутат Заполев Михаил Михайлович, пожалуйста. Включите микрофон. ЗАПОЛЕВ М. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Мне непонятно, когда часто приходится слышать: два-три года - и увеличение в два, в три, в четыре раза. Вот сегодня прозвучало, что в три раза повысились тарифы. Я задаю себе вопрос: а откуда же тогда инфляция 10 процентов? Если за этими тарифами тянется всё остальное в таких же объемах, и даже еще с опережением, тогда что получается? Кто кого обманывает? Или правительство нас, или кто докладывает такие вопросы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович, кому вы вопрос задаете? ЗАПОЛЕВ М. М. Шаккуму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шаккуму. С места, Мартин Люцианович, да? Включите, пожалуйста, микрофон депутату Шаккуму. ШАККУМ М. Л. Я хочу сказать, что увеличились доходы предприятий коммунального комплекса в три раза, доходы и расходы. Это не платежи граждан увеличились в три раза, они увеличились меньше, потому что в этих доходах присутствуют и различные субсидии, дотации, предоставляемые в рамках межбюджетной помощи, но тем не менее и напрямую увязывать это с инфляцией нельзя. То есть тарифы, рост тарифов на коммунальные услуги - только одна из составляющих инфляции, на нее приходится примерно 25 процентов в составе инфляции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Насташевский. Включите, пожалуйста, микрофон. НАСТАШЕВСКИЙ С. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня вопрос к Мартину Люциановичу. Скажите, пожалуйста, мы признаем, что жилищно-коммунальное хозяйство является монополией и большая часть затрат жилищно-коммунального хозяйства - это услуги монополий из других секторов. Как вы расцениваете взаимодействие этого законопроекта... Вы пытаетесь регулировать все-таки... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, да, Мартин Люцианович? Включите микрофон Шаккуму. ШАККУМ М. Л. Да. Уважаемый Святослав Анатольевич, дело в том, что система коммунального комплекса сама по себе монополией, и тем более естественной, не является, просто предприятия коммунального комплекса являются локальными монополистами. Они подпадают под закон о конкуренции, и сегодня вопросы нормативного регулирования ценообразования в соответствии с Жилищным кодексом должны решаться постановлениями правительства. К сожалению, мы неоднократно, только в этом году два раза, готовили обращения палаты к председателю правительства по поводу срыва сроков разработки правил установления тарифов, методик установления тарифов. И совершенно справедливо вами замечено, что тарифы на услуги коммунального комплекса, конечно же, должны регулироваться государством, в частности об этом и настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжков Владимир Александрович, ваш вопрос, пожалуйста. РЫЖКОВ В. А. Мартин Люцианович, намерение авторов понятно - сдержать рост тарифов ЖКХ. В этом году рост тарифов, по официальным данным, порядка 30 процентов, то есть сумасшедший рост. Но вы же прекрасно понимаете, как экономист, что в тарифы ЖКХ закладывается стоимость газа, электричества, железнодорожных перевозок и так далее, то есть тарифы общенациональных монополий. Ну почему мы с вами... Я сегодня уже говорил: правительство установило рост цен на газ 11 процентов, недавно правительство установило рост цен только на пассажирские железнодорожные перевозки 20 процентов. Ну хорошо, мы заморозим тарифы на услуги ЖКХ, установим потолок - на 5 процентов, а газ подорожает на 11, а железнодорожные перевозки - на 20 процентов, а электричество - на 9 процентов. Разорим коммунальное хозяйство за один-два года и ничего не добьемся. Мартин Люцианович, почему мы не принимаем закон о законодательном регулировании тарифов общенациональных корпораций? Мы внесли такой законопроект, Дума его пока не хочет рассматривать. Ваше мнение: можем ли мы заморозить тарифы на услуги ЖКХ, не решив проблему?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон Шаккуму включите. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Владимир Александрович, ну, часть этого вопроса как бы не ко мне, а вот относительно того, что касается меня, скажу, что мы не собираемся устанавливать надбавки, этот законопроект не о том, чтобы устанавливать надбавки ниже, или меньше, чем рост тарифов естественных монополий. Конечно, предельные уровни надбавок и предельные уровни тарифов будут устанавливаться правительством с учетом роста тарифов и цен на услуги естественных монополий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Аксакову Анатолию Геннадьевичу. АКСАКОВ А. Г., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Мартин Люцианович, в общем-то, уже ответил на этот вопрос, но, поскольку этот законопроект, уважаемый Мартин Люцианович, готовился в тесном, я так понимаю, взаимодействии с правительством, можете ли вы сейчас сказать, какое все-таки примерно ограничение будет установлено на рост тарифов в жилищно-коммунальной сфере? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шаккуму включите микрофон. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, я бы не утверждал, что законопроект готовился в тесном взаимодействии с правительством. Еще год назад при принятии действующего закона мы настаивали именно на такой его редакции, однако правительство приняло, на наш взгляд, слишком либеральную концепцию. В результате после примерно годовых переговоров правительство наконец согласилось с необходимостью регулирования тарифов, после того как нашу концепцию, комитета, поддержал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. По поводу установления конкретных величин надбавок, конечно, я сейчас не могу сказать. Ясно, что они будут не меньше, чем рост тарифов на услуги естественных монополий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Хованской Галины Петровны. Включите, пожалуйста, микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо. Уважаемый Мартин Люцианович, для населения размер платы за коммунальные услуги устанавливается в соответствии с жилищным законодательством, порядок устанавливается Правительством Российской Федерации. Я хочу напомнить, что в большинстве наших домов нет счетчиков. Значит, возникает такое понятие, как норматив. Вот мы сейчас ограничим тарифы. При том, что органы местного самоуправления вправе устанавливать нормативы, что мы получим на выходе, в результате этой операции, как вы думаете, как специалист? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон депутату Шаккуму включите. ШАККУМ М. Л. Уважаемая Галина Петровна, эта проблема действительно существует. Конечно же, мы должны сегодня все-таки переходить на систему оплаты по счетчикам. В данном законе есть целая глава о необходимости и фактически обязательности утверждения программ развития и модернизации коммунального комплекса, которые будет утверждать в обязательном порядке каждое муниципальное образование. И конечно, в этих программах один из ключевых моментов - установление приборов учета. Что касается нормативов, то они рассматриваются нами как совершенно вынужденная, неизбежная мера в переходный период, на переходном этапе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Малышкина Олега Александровича. Кому вопрос? Включите, пожалуйста, микрофон. МАЛЫШКИН О. А. Без разницы, у меня к обоим выступающим вопрос такого характера. Вы знаете прекрасно, что 50 процентов объектов теплоснабжения - сейчас еще в акционерных обществах, мы еще с 91-го года их не передали, вот там они. Нет вопросов, за гигакалории готовы чего-то платить, но они вам показывают и такие издержки: "Вот мы вручную толкали вагон с мазутом, разогревали его. Вот мы гайку несли 40 метров". То есть вот эти издержки они включают в стоимость тарифов на услуги. Как вы с этим поступите, как будете регулировать эти отношения? Ведь пока в муниципалку не передадите, ничего у вас не получится, они вам столько будут насчитывать, что вы всё время будете этот вопрос рассматривать. Как вы будете вот это налаживать-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Катренко готов ответить. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Катренко. КАТРЕНКО В. С. Спасибо. Олег Александрович, я хочу еще раз напомнить то, что звучало в моем докладе: законопроектом исключается норма, согласно которой стоимость электрической и тепловой энергии, складывающаяся с учетом тарифов и инвестиционных надбавок, может превышать предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Виноградов Борис Алексеевич, пожалуйста, вопрос. ВИНОГРАДОВ Б. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня вопрос в продолжение вопроса депутата Малышкина к Владимиру Семёновичу. Владимир Семёнович, поясните, пожалуйста, вашу мысль об инвестиционных надбавках. Это что будет такое - заем средств у населения либо это будут безвозвратно взятые деньги? С учетом того, что произойдет акционирование, потом капитализация, там может быть иностранный собственник и так далее, а жители будут в итоге финансировать увеличение, так сказать, доходной базы этого собственника! Как вы думаете, вот инвестиционная составляющая - что это такое будет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Катренко для ответа. КАТРЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемый Борис Алексеевич, я хочу напомнить, что мы на протяжении ряда лет пытаемся преодолеть тенденции, складывающиеся в области деятельности естественных монополий. И все эти годы в выступлениях депутатов практически всех фракций звучит обеспокоенность по поводу того, что естественные монополии злоупотребляют своим положением в этой сфере. Я еще раз хочу подчеркнуть: сегодня в инвестиционные надбавки закладывается перечень, перечень некоторых затрат, которые, на наш взгляд, используются для развития сетей, для развития тех или иных технологических комплексов не совсем обоснованно. Поэтому мы делаем один из очередных шагов для того, чтобы вот эту ситуацию в сфере естественных монополий можно было исправить. Не сделав первый шаг, не сделав второй шаг, мы никогда не сможем идти дальше. Считаю, что с введением в действие вот этого закона... Мы сейчас начинаем детально уже обсуждать суть вносимых нам предложений. В процессе рассмотрения и подготовки его ко второму чтению все эти моменты, все те, будем так говорить, вопросы, которые возникают или могут возникнуть, можно будет более подробно обсудить в рамках заседаний и комитета, и рабочих групп, которые могут быть созданы. Считаю, что этот очередной шаг нам поможет если не окончательно, то более тщательно разобраться вот в этой коллизии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Илюхин Виктор Иванович, ваш вопрос. Включите, пожалуйста, микрофон. ИЛЮХИН В. И. Спасибо. Я хочу спросить уважаемого мною Владимира Семёновича. Владимир Семёнович, вы помните, в 2003 году мы принимали примерно такой же закон, который регулировал цены на энергоносители. И что получилось? Закон мы приняли, но как цены росли, так они и растут до сих пор. У меня к вам вопрос, Владимир Семёнович: не получится ли аналогичная ситуация, не повторится ли судьба закона, который мы принимали в 2003 году? Я проголосую за этот закон, но меня настораживает несколько расплывчатость формулировок. Вы готовы усилить и сделать более категоричными записи, без всяких исключений, жестко? Тогда нас поймет и народ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон депутату Катренко включите. КАТРЕНКО В. С. Спасибо большое, Виктор Иванович. Меня, откровенно скажу, может быть, тоже до конца не устраивает текст, но вместе с тем (я, может быть, повторяюсь сегодня) считаю, что если мы будем отмалчиваться, если мы будем эти процессы пускать на самотек, мы никогда не наведем порядок в этой сфере. И у меня есть большая надежда на то, что этот очередной шаг поможет нам с вами, двигаясь по пути усиления государственного контроля, с участием в том числе антимонопольного комитета, тех министерств и ведомств, контролирующих органов, которые также должны нам помогать осуществлять контроль, в этой сфере все-таки добиться большего порядка, Виктор Иванович. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все вопросы заданы. Поскольку сейчас у нас процедура рассмотрения законопроекта в первом чтении, прошу желающих выступить поднять руки. Виноградов, Зубов... Три руки. Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста. ЗУБОВ В. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну наконец-то по прошествии пяти лет мы все-таки начали обсуждать самую важную проблему: что делать с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги? И как ни пытаются "забивать" целый ряд законов, которые у нас еще находятся в Госдуме, жизнь заставляет их принимать. Что сказать по данному закону? Я еще никогда не держал в руках отзыв правительства, в котором оно в принципе соглашается с тем, что можно принять закон, но при этом пишет: данный закон нарушает конституционный принцип разделения властей и их самостоятельности, противоречит положениям таких-то статей Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти..." (то есть мы влезаем в сферу не своей компетенции); данное предложение не позволит изменять тарифы организаций коммунального хозяйства в случае объективного изменения условий их деятельности. То есть закон, вообще-то говоря, с точки зрения правительства противоречит Конституции, целому ряду законов и экономически нефункционален, но тем не менее - бог с ним, можно рассматривать. Но важно другое - надо все-таки лошадь ставить впереди, а сзади ставить телегу: надо сначала принять закон о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий. Это наша компетенция, это то, что четыре года мы уговариваем правительство сделать. А потом - вы не волнуйтесь - на уровне регионов, муниципалитетов посмотрят, что мы здраво поступили, и примут свой закон, который входит в сферу их компетенции, и наведут порядок в жилищно-коммунальном секторе. Как вы собираетесь устанавливать предельные ставки на жилищно-коммунальные услуги, если одновременно повышаете цены на железнодорожные перевозки, газ, тепло и свет? Вы этим законом, если он будет принят и работать, всего лишь обанкротите жилищно-коммунальное хозяйство, которое сегодня и так в тяжелом положении. Мое конкретное предложение: закон рассматривать, но перед его принятием принять тот закон, который четыре года здесь лежит, - о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий, - и после этого либо самим принять, либо порекомендовать территориям принять этот закон. И еще. В отличие от других, я не поленился летом, зная, что министерство экономики этого сделать не сможет, посчитать, какие затраты складываются у естественных монополий. Ответ простой: мы можем в 2006 году вообще не повышать тарифы на услуги энергетиков, на газ и железнодорожные перевозки! Там достаточный запас прочности. И если мы установим тарифную паузу на услуги естественных монополий, наше жилищное хозяйство сможет, не переплачивая за услуги естественных монополий, действительно повысить качество жилищно-коммунальных услуг, что является - это очевидно - конечной целью нашего благого намерения в виде данного закона. Поэтому давайте всё делать как надо. Естественная монополия - наша сфера деятельности. Примем закон, сделаем свою работу, а потом предложим нашим коллегам на региональном уровне точно такую же работу проделать. И тогда мы действительно наведем порядок, собьем инфляцию и, самое главное, много чего полезного сделаем для своих людей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мащенко, пожалуйста. Я вижу, еще записались на выступления Виноградов, Аксаков и Малышкин. Всего пять человек. МАЩЕНКО О. И. Уважаемые коллеги, целиком согласен с коллегой Зубовым: очень правильный подход в этой ситуации. Нельзя подходить сегодня к жилищно-коммунальному хозяйству, вырвав его из контекста того, что происходит в стране! Естественные монополии задавили жилищно-коммунальное хозяйство, и в тарифах, к примеру, некоторых предприятий системы водоснабжения отдельных регионов до 60 процентов доходит эта составляющая - стоимость энергоносителей. Куда дальше идти? Теперь второй вопрос. Мы вроде бы этим законом решаем вопросы снижения тарифов ЖКХ, но обождите, посмотрим: куда деваются доходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства? Они что, жируют? Нет. Там что, высокие заработные платы? Посмотрите на среднюю заработную плату по любому региону - предприятия ЖКХ вышли за ее пределы? Нет. Инвестиционная составляющая там большая? Тоже нет. Тогда в чем причина? Который раз говорю вот с этой трибуны, с места каждый раз выступаю, записки пишу в правительство: друзья мои, посмотрите на систему налогообложения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, именно тех предприятий, которые оказывают услуги непосредственно гражданам. Ну нельзя же так же выжимать налоги, как с золотого прииска, к примеру, ну нельзя! Люди платят свои деньги и вынуждены львиную долю этих денег отдавать назад в бюджет. Вот где зарыта собака, вот где надо искать. Сегодня говорим: да, принять этот закон надо, над ним надо работать. Но еще раз повторюсь: Зубов полностью прав - давайте смотреть в комплексе. Посмотрим, где жируют, - это прежде всего газовики и энергетики - и придем к коммуналке. Износ основных фондов коммуналки катастрофический! Больше того, вот возьмем снизим... Если мы поставим предприятия ЖКХ в те условия, которые предлагаются этим законом, муниципальные власти завтра вынуждены будут поднять нормы потребления - другого пути нет! Нет просто другого пути, потому что системой учета мы не обеспечили всё жилье, а содержать его надо. И они просто в невыгодном положении, в такой ситуации, где... Глава местного самоуправления понимает, что ему надо обеспечить жилье всем необходимым, но он понимает и то, что на эти мизерные копейки он не сможет его содержать. Почему такой рост тарифов? Да потому, что с начала постсоветских времен главы муниципальных образований, главы субъектов Федерации вынуждены были сдерживать рост тарифов на услуги ЖКХ. Росли все основные тарифы, а в ЖКХ сдерживалось. В результате к тому пришли, что разрушили всю систему жизнеобеспечения. Благодарю за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Ю. Н. Волков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Виноградов Борис Алексеевич. ВИНОГРАДОВ Б. А. Спасибо. Безусловно, и Валерий Михайлович Зубов прав - надо умерять аппетиты естественных монополий, и закон нужен. Но я хочу сказать о другом аспекте. Вы знаете, жилищно-коммунальная сфера, вообще, находится примерно в таком состоянии, в котором находилась наша страна после Второй мировой войны. И тогда было тоже две проблемы: первая - найти деньги государственные, чтобы вложить в восстановление народного хозяйства, и вторая - это заем. Иосиф Виссарионович Сталин объявил государственный заем восстановления народного хозяйства. Вот сейчас, после наших пятнадцати бурных перестроечных лет, ЖКХ находится в таком же состоянии. Вчера состоялось заседание "круглого стола" по проблемам Севера и Дальнего Востока, и там представители Министерства регионального развития представили данные о том, сколько нужно заменять водопроводных, канализационных, теплофикационных труб и так далее, - это сотни тысяч километров. Поэтому есть два пути, при том, что принимать закон надо, работать с ним надо, но есть два пути решения проблемы: государство должно либо вложить в это средства, заменить всё гнилье на нормальные трубы, так сказать, привести коммунальное хозяйство в порядок, параллельно рассматривая вопросы ограничения тарифов естественных монополий, либо объявлять заем. Другого пути нет, без серьезных инвестиционных вливаний в эту сферу, одними законами мы не поможем решить эту проблему. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Аксаков, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Спасибо. Уважаемые коллеги, наверное, действительно надо принимать закон о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий, но реально государственное регулирование этих тарифов уже осуществляется. Ежегодно правительство принимает решение по тарифам практически всех естественных монополий. И вы знаете, что мы приняли закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию...". Полагаю, что принципиально ситуация не изменится, если даже будет принят закон о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий. Меня беспокоит другое: поскольку тарифы на услуги ЖКХ регулировались местными органами власти, то многие из них пытались строить социализм - сдерживали рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, чтобы хорошо выглядеть перед избирателями, хорошо выглядеть перед населением, которое живет в этом регионе. Вспомним Ульяновскую область, в которой длительное время сдерживался рост тарифов, - в результате жилищно-коммунальное хозяйство оказалось на грани разрушения. И этим законопроектом предполагается установить предельные надбавки. Получится, что те регионы, которые уже достаточно подняли тарифы и вышли на уровень себестоимости жилищно-коммунальных услуг, они в принципе безболезненно будут повышать тарифы в рамках этих надбавок, а регионы, которые сдерживали тарифы и ставили в сложное положение свое жилищно-коммунальное хозяйство, окажутся в достаточно сложном положении. На мой взгляд, в этом законопроекте надо предусмотреть возможность дифференциации установления надбавок для различных регионов с учетом соотношения тарифов и стоимости жилищно-коммунальных услуг. Это я просил бы учесть при дальнейшей работе над законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Малышкин. Пожалуйста, Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А. Это, конечно, очень важный законопроект, но изначально надо всем понять, смотреть в корень, почему это так произошло. В 91-м году, знаете прекрасно, была государственная программа приватизации, был Закон "О приватизации...". Там в одном из пунктов, по-моему, в пункте 9, говорится ясно и четко: запрещена приватизация объектов теплоснабжения, электроснабжения, социальной сферы. И в государственной программе говорилось ясно и четко, что эти объекты необходимо передать муниципалитетам в исправном состоянии, и на обеспечение этого исправного состояния правительство своими постановлениями выделяло средства. Что получилось в результате? Средства эти они быстренько приватизировали, бегом, (вы знаете как), утащили это всё, и эти объекты оказались в акционерных обществах, то есть приватизировались. И потом начинается самодеятельность. Я был главой местного самоуправления, говорю: ну-ка, паренек, а чего ты по такому тарифу тепло отпускаешь, чего по такому тарифу электроэнергию отпускаешь? И он мне начинает считать, говорит: я туда вот то-то отношу, вот там мы вагон в зимних условиях разогреваем, вот там мы яму копаем, вот там мы в ночную смену работаем. То есть акционерное общество, понимаете, да? Вместо того чтобы нам вместе с правительством изначально поставить все точки над "i", передать и хотя бы узнать, куда делись эти деньги, которые выделялись на ремонт (вы сейчас говорите: трубы в плачевном состоянии, то-то в плачевном состоянии), вместо того чтобы сделать это, мы сейчас принимаем решение - альтернативные системы ЖКХ. Какие альтернативные системы ЖКХ? Вы что, думаете, халява будет когда-нибудь? Вы чего думаете, - там вот эти вот создали это акционерное общество "Российские коммунальные системы" - на халявку чего-нибудь дадут, да? Ничего подобного! Тарифы повысят! И пока мы с вами первоначальный статус-кво не восстановим, ничего не получится. И депутат Виноградов прав, когда говорит: придется или заем делать, или вплотную заняться государственными инвестициями. Пока мы всё это в муниципалку не передадим, пока всё не передадим, не выдумывайте ничего, никаких альтернативных систем ЖКХ не выдумывайте. Пока это всё не передадим туда, пока мы не посадим туда действительно тех людей, честных людей, которые будут заниматься коммуналкой, ничего не получится. Будем с вами всё время, каждый год, рассматривать эти вопросы, каждый год. Сейчас новый закон, 131-й вышел. Оставляют коммуналку, говорят: давайте оставим на уровне муниципальных образований. Зачем оставлять? Если в городском или сельском поселении находится, допустим, котельная, - ради бога, выделите деньги, и пусть они содержат это всё. Опять запускаем по длинной непонятной траектории. Нужно всё ясно, прозрачно установить, решить, а потом уже мы будем с вами обсуждать этот вопрос. Но хорошо то, что вы уже двинулись в этом направлении, потому что у меня была сложная система: вылавливал я этих директоров акционерных обществ. Один, например, говорит: а я вот эту котельную сейчас закрою, она для меня невыгодна, я птичник открою здесь. Вылавливал - прятались. Представляете, как это приходилось делать? Жалобы многочисленные были, прокуратура бегала! Но пока мы вот это в изначальное положение не поставим, ничего не получится. Поэтому при доработке этого законопроекта, пожалуйста, учтите всё это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Владимир Иванович, прошу вас. Микрофон включите, пожалуйста. С места. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, фракция будет поддерживать этот законопроект, но хотелось бы высказать несколько мыслей, которые, на мой взгляд, здесь еще не звучали со стороны наших коллег. Первое. Конечно, любой закон должен быть в конце концов привязан к тому реальному положению, в котором находятся люди, поскольку законы мы в соответствии с Конституцией обязаны писать для людей. В данном случае в наших требованиях давно поставлен вопрос об осуществлении каждой семьей всех коммунальных платежей на уровне 10 процентов расходов бюджета семьи. Вот если бы мы изначально с вами ставили такую задачу и видели реальную заработную плату, причем в различных субъектах Федерации, в различных отраслях народного хозяйства, и в первую очередь исходя из этого рассматривали ситуацию, связанную с регулированием тарифов, то тогда бы мы, безусловно, и по-другому формировали концепцию и структуру закона. Я также хотел бы сегодня отметить еще одну деталь, о которой здесь не говорилось. Мы с вами, уважаемые коллеги, недавно слушали вопрос этот в комплексе, когда докладывал министр коммунального хозяйства, и вот тогда звучали детально все те вопросы, которые связаны с износом основных фондов, потерей электроэнергии и воды - это касается и других коммунальных услуг, - с теми приписками, которые сегодня существуют в первую очередь со стороны естественных монополий, прежде всего РАО "ЕЭС...". Эти приписки - мы называли конкретные цифры - выливаются в миллиарды, в десятки миллиардов рублей, и всё это ложится в итоге на плечи граждан из-за того, что нет учета и контроля, нет тех счетчиков, которые бы реально отражали ситуацию, связанную с конкретным стоимостным выражением истинно потребляемых коммунальных услуг. И снова это не прописывается, потому что нужны деньги. Коммунисты, наша фракция дала конкретные предложения по бюджету 2006 года, для того чтобы в корне изменить ситуацию, и если бы вы, уважаемая "Единая Россия", прислушались, к нашим предложениями, к конкретным цифрам, которые, сегодня рассматривая бюджет, мы имели бы на этих направлениях, то тогда бы я призвал членов своей фракции двумя руками голосовать за это. Но в данном случае мы можем и обязаны рассматривать принятие этого закона в первую очередь как пиаровскую вашу акцию. По-другому, конечно, трудно, согласитесь, расценивать этот закон, потому что в бюджете мы сегодня уже, по существу, определяем все параметры и цифры и этот закон опять подвиснет с точки зрения подкрепления его конкретными цифрами, в том числе федерального бюджета. Но еще раз хочу сказать, что есть определенная надежда, что мы можем поработать над этим законом и, как говорится, сделать что-то полезное для людей этим законом. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович, я, как один из авторов этого законопроекта, готов сегодня же подписать бумагу о том, чтобы включить вас в соавторы, здесь нет никакого пиара, честное слово. Уважаемые коллеги, все записавшиеся выступили. Есть ли какие-то пожелания у представителя президента, представителя правительства? Нет. Тогда я ставлю на голосование - позвольте не читать название, оно очень длинное - пункт 2 повестки дня. Мы голосуем законопроект в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 09 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8% Результат: принято Принимается, дружно принимается законопроект.