Заседание № 206
О проекте федерального закона № 226643-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления духовным образовательным организациям права реализовывать дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 10-му вопросу повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Любови Николаевны Духаниной. Пожалуйста, Любовь Николаевна. ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 16 октября 2018 года с единственной уточняющей поправкой, поступившей от Правительства Российской Федерации. В октябре данный законопроект был подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл необходимые правовую и лингвистическую экспертизы. Однако Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом были направлены обращения в Государственную Думу с дополнительными предложениями к законопроекту. Комитет Государственной Думы по образованию и науке проработал данные предложения и счёл возможным сформулировать их в виде двух поправок к законопроекту, в связи с этим появилась необходимость во внесении изменений в редакцию законопроекта. Комитет Государственной Думы по образованию и науке предлагает вернуть законопроект к процедуре второго чтения, рассмотреть имеющуюся таблицу поправок № 1, содержащую две поправки, а затем проголосовать за законопроект во втором чтении. В случае принятия законопроекта во втором чтении предлагаем рассмотреть законопроект в третьем чтении. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать предложение о возврате законопроекта к процедуре второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование предложение о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 48 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Законопроект возвращён к процедуре второго чтения. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1, рекомендуемых профильным комитетом к принятию? В этой таблице две поправки. Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 27 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Уважаемые коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 10 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Уважаемые коллеги, мы переходим уже к процедуре рассмотрения законопроекта в третьем чтении. По мотивам голосования от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", 10-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 57 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 152
О проекте федерального закона № 226643-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления духовным образовательным организациям права реализовывать дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения; принят в первом чтении 17 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Любовь Николаевна Духанина. ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект направлен на устранение правового пробела в части реализации духовными образовательными организациями образовательных программ дополнительного профессионального образования. В рамках подготовки ко второму чтению поступило шесть поправок. Четыре из них носят юридико-технический характер, в двух уточняются наименования дополнительных образовательных программ, которые смогут в случае принятия данного закона реализовывать духовные образовательные организации. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Заключение Правового управления замечаний не содержит. Комитет Государственной Думы по образованию и науке предлагает принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 50 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 13 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ДУХАНИНА Л. Н. Уважаемый Иван Иванович, прошу поставить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении на 15 ноября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 15 ноября. Прошу учесть, коллеги.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 226643-7 "О внесении изменений в статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части предоставления духовным образовательным организациям права реализовывать дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 43-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Доклад Любови Николаевны Духаниной. Пожалуйста, Любовь Николаевна. ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект федерального закона о внесении изменений в два закона - в закон "Об образовании... " и в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части предоставления духовным образовательным организациям права реализовывать программы дополнительного образования и программы профессионального обучения. В действующем законодательстве есть положения, которые уже сегодня наделяют духовные образовательные организации правом реализации следующих образовательных программ: образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Таким образом, сложился закрытый перечень образовательных программ, возможных для реализации духовными образовательными организациями, и, естественно, образовался законодательный вакуум в части реализации духовными образовательными организациями дополнительного образования. Представленный проект федерального закона предусматривает наделение духовных образовательных организаций правом реализовывать дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения. Это позволит духовным образовательным организациям стать полноценными участниками системы непрерывного образования в Российской Федерации, уточнит правовой статус духовных образовательных организаций, расширит их возможности в реализации разнообразных образовательных программ и обеспечит возможность для выпускников духовных образовательных организаций проходить повышение квалификации и переподготовку на базе тех образовательных организаций, которые они в своё время заканчивали. С учётом высокого качества обучения и духовно-нравственного воспитания в духовных образовательных организациях законопроект в целом будет способствовать интеграции духовного и светского образования в Российской Федерации. Уважаемые коллеги, прошу поддержать представленный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Вячеслава Алексеевича Никонова. Пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Наша страна всегда была страной высокой духовности, страной многоконфессиональной, в которой бок о бок на протяжении столетий жили православные, мусульмане, иудеи, буддисты. Сейчас 75 процентов наших избирателей - верующие. И надо сказать, что образование и духовность всегда шли рука об руку. В нашей стране образование появилось вместе с православием, вместе со святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые принесли грамотность на Русскую землю, в Киевскую Русь. Образование, наука, архитектура, иконопись, Священное Писание, предания, труды классиков античности - всё это пришло вместе с верой. У нас в стране, на Руси осталось столько культуры, сколько её осталось в наших монастырях. Духовное образование на протяжении многих веков опережало светское, затем светское образование, безусловно, вышло вперёд, и в какой-то момент духовное образование, к сожалению, у нас было прервано, сначала оно было запрещено, затем оказалось в серой зоне, и до сих пор оно находится в серой зоне. Мы сейчас предпринимаем усилия, для того чтобы вывести его шаг за шагом из этой серой зоны и сделать полноценным образованием в нашей стране. Итак, для чего нужен этот законопроект? Сейчас образовательные организации среднего образования, высшего образования, если мы говорим о религиозном образовании, действительно могут готовить специалистов в рамках своих программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, причём это касается как православных организаций, так и мусульманских, буддистских, но они не могут реализовывать программы дополнительного образования, такие как программы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки и так далее. Мы предлагаем этой поправкой расширить возможности религиозных образовательных организаций, с тем чтобы они могли реализовывать дополнительные образовательные программы, что уравняет их со всеми другими образовательными организациями среднего специального, высшего образования. Это поддерживается всеми традиционными конфессиями России, мы получили соответствующие письма поддержки и со стороны православной церкви, и со стороны муфтията. Мы получили множество положительных отзывов из самых разных мест Российской Федерации, субъекты Российской Федерации поддерживают эту инициативу, у нас есть положительные отзывы со стороны 36 законодательных собраний субъектов Российской Федерации и 50 исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, ни одного негативного замечания нет. Тем самым мы сделаем, на мой взгляд, очень полезный, хороший шаг в плане создания условий для нашего религиозного образования. Хотел бы заметить между тем, что в нашей стране не зафиксировано ни одного подростка, который посещает воскресную школу и который одновременно зарегистрирован в детской комнате милиции, нет такого. А в тех регионах, где основы религиозной культуры и светской этики преподаются в большем объёме, не только в четвёртом классе, заметно меньше и преступности, и пьянства, и наркомании среди молодёжи. Поэтому, я считаю, мы сделаем полезное дело, если действительно будем и дальше способствовать созданию нормальных условий для религиозного образования в нашей стране, для повышения квалификации священнослужителей в современном мире, где так много сейчас религиозных противоречий, конфликтов и где, как мы знаем, религия стала большой политикой - смотрите на Украину. Комитет предлагает поддержать представленный законопроект в первом чтении с учётом замечаний, которые у нас тоже есть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Алексеевич, вы, вероятно, знаете, есть такой советник многих президентов США - профессор Гарвардского университета Сэмюэл Хантингтон, который разработал стратегию разрушения многоконфессиональных и многонациональных государств по межрелигиозным дугам. Вот как вы считаете, возрастание в светском государстве роли религиозных образовательных центров, которые не всегда в союзе с государством, не способствует ли реализации таких программ? НИКОНОВ В. А. Ну, прежде всего должен вас, не знаю, расстроить или успокоить: профессор Хантингтон скончался, он не является больше советником никаких президентов. Его книга "Конфликт цивилизаций" действительно была одной из очень серьёзных и очень спорных работ, к ней, кстати, в Соединённых Штатах относились очень плохо. Собственно, главная идея его книги заключалась в том, что существует межцивилизационный конфликт, который, кстати, не всегда носит характер межрелигиозного, и при этом в качестве главной угрозы он выявлял исламский фактор. Работы Хантингтона, повторяю, очень спорные. Теперь вопрос: не считаю ли я, что развитие религиозного образования может способствовать межрелигиозным конфликтам внутри нашей страны? (Кстати, об этом Хантингтон не писал, он относил Россию однозначно к восточно-христианской цивилизации, он не рассматривал никакие внутренние религиозные противоречия в нашей стране, он был недостаточно грамотен, для того чтобы о них рассуждать.) На мой взгляд, безусловно нет. Я абсолютно уверен, что сейчас мы создаём условия нормального развития религиозного образования для всех наших традиционных конфессий - мы не говорим об образовании для всех конфессий, - кроме того, мы подчёркиваем, что это происходит в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Ясно, что это образование, введённое в легальные рамки, осуществляется уже действительно в рамках государственной образовательной политики, а не в противоречии с ней, как вы предполагаете. У нас нет, как вы знаете, никаких серьёзных конфликтов между основными конфессиями и нашей государственной политикой - напротив, мы действуем в русле единой государственной политики, поэтому у меня нет никаких оснований соглашаться с вашими озабоченностями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово - Любовь Николаевна Духанина. Включите микрофон. ДУХАНИНА Л. Н. Спасибо большое за возможность обсуждать эту тему и спасибо за поддержку! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Алексеевич, у вас есть желание выступить с заключительным словом? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", 43-й вопрос нашей повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 48 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.