Заседание № 243
10.10.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 226612-7 "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1625 по 2053 из 4717
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации". Доклад Виктора Викторовича Зобнева. Пожалуйста, Виктор Викторович. ЗОБНЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 18 июля текущего года. Он был разработан в связи с поручением Президента Российской Федерации, однако после принятия законопроекта во втором чтении в комитет поступило большое количество замечаний. Сегодня комитет считает, что в законопроекте не в полном объёме, не в полной мере решаются поставленные президентом задачи, и не рекомендует его к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, правильно будет добавить, что подготовили плохой законопроект и не оправдали... не выполнили то поручение, которое было дано, раз вы с этого начали, потому что законопроект не решает вопросов защиты отрасли, отечественного производителя, не решает вопросов формирования отрасли виноградарства и виноделия, которой у нас не было. Нам надо критично это признать и, признавая это, взять и сказать: да, не привлекли экспертное сообщество, не привлекли те предприятия, которые уже эффективно работают в этой сфере, не предложили конкретные меры по поддержке нашего производителя и в связи с этим вынуждены, что называется, на полку отправить то, что до этого было сделано. Коллеги, самое главное - то, что мы должны, сделав выводы, подготовить новый законопроект. Мы обсуждали, не скрою, этот вопрос с Онищенко Геннадием Григорьевичем и рядом наших коллег из тех регионов, которые особенно заинтересованы в развитии этой отрасли, - это Республика Крым, Севастополь, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Дагестан, Астраханская область, Волгоградская область, и все едины во мнении, что нам такой законопроект необходим и важно сделать всё, чтобы до конца года мы его рассмотрели в Государственной Думе и, если только сможем, постарались принять, с тем чтобы он заработал с будущего года. Мы с вами, посмотрите, впервые ввели льготное налогообложение в рамках налога на добавленную стоимость, и теперь не 20 процентов, а 10 процентов налог на виноград, на плодово-ягодные культуры, но мы говорим о законе о виноградарстве, поэтому речь идёт как раз о винограде. И когда мы с вами приняли буквально на днях, недавно закон бюджетообразующий, там также речь об этом шла - о возможности выделения субсидий на поддержку виноградарства. Вот это всё необходимо учесть. Сергей Иванович Неверов отвечает за профильный комитет, коллега Жигарев здесь присутствует, все участвовали в обсуждении этого вопроса вчера, поэтому правильно было бы, Сергей Иванович, более активно работать с представителями профессионального сообщества - надо встретиться, обсудить вопросы. Давайте договоримся, что на следующей неделе, во вторник, перед заседанием Государственной Думы, такую встречу организуем. Нет возражений, Сергей Иванович? Нет возражений. Давайте тогда мы договоримся вместе с коллегой Жигаревым. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У них слишком широкий круг ответственности - может, профильному комитету, аграрному, следует поручить проект о виноградарстве? Так ведь будет правильнее, и Сергей Иванович за него отвечает, и это один из локомотивов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, предложение-то дельное - давайте мы более активно задействуем аграрный комитет, потому что в части виноделия и продаж... Безусловно, профильный комитет, по экономической политике, может плечо подставить и активно работать, но давайте подключим аграриев, которые в любом случае здесь являются основой, потому что за виноградарство отвечает аграрный комитет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что? Значит, плохо подключены. Владимир Иванович, давайте выступайте в качестве участника подготовки этого законопроекта, и, если никто не будет возражать, пусть аграрный комитет становится комитетом-соисполнителем. А во вторник мы обсудим этот вопрос с приглашением представителей регионов - и Крыма, и Севастополя, и Краснодарского края, - давайте пригласим и представителей науки, давайте пригласим и руководителей предприятий и расставим в конце концов все точки. Включите микрофон Кашину. Пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, я в данном случае поддерживаю подобную позицию. Это связано с тем, что слишком много вопросов правительство не учло в этом законопроекте и именно в тех правительственных поправках, которые были приняты. В данном законопроекте отрасль виноградарства не рассматривалась как отрасль сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной деятельности, следовательно, были упущены все базовые системы, начиная от питомниководства и заканчивая всеми технологическими системами, которые сегодня являются кричащими, необходимы для того, чтобы эту отрасль, как говорится, поставить на хорошие рельсы, дать ей зелёный свет. Не было учтено много других вопросов, например развитие малого бизнеса или личного подсобного хозяйства, где занимаются этой темой - виноградарством, и это даже никоим образом не прописано в законопроекте. А также не было учтено плодово-ягодное направление, связанное с виноделием, - это и купажные, и многосортовые вина и многое другое. То есть правительство всё-таки узко подошло к решению этой задачи - мне думается, мы могли бы, имея эту основу, подготовить более системный и более работающий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, если нет возражений, ещё раз скажу: давайте договоримся, и мы тогда будем готовить такую встречу на 10 часов во вторник на следующей неделе. Нет, в среду, наверное, лучше, 16-го? Сергей Иванович, мы говорили, что на среду? На следующей неделе в среду, 16-го. Давайте тогда на среду запланируем - у нас будет побольше времени, - подготовим такую встречу с представителями профессионального сообщества и регионов и обсудим. Но, коллеги, у нас там есть ещё один вопрос, мы с ним столкнулись, когда обсуждали законопроект, который сегодня предложен к отклонению, - это попытка получить льготы, попытка пролоббировать фактически зарубежных виноделов, потому что речь шла о льготах для винного продукта, который ввозится на территорию нашей страны вот в этих баржах и - как их лучше назвать? - нефтевозах, которые идут порожняком обратно. Да, вот об этом. Наша задача - поддержать и защитить отечественного производителя, привязав всё это к месту произрастания винограда, чтобы были свои, российские товарные знаки, и многое-многое другое мы должны предусмотреть. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я готовился выступить, как обычно в рамках третьего чтения, и изложить позицию фракции. Мне хотелось бы, чтобы была ответственность тех, кто нас агитировал принять законопроект в первом и во втором чтениях. Почему они нас агитировали, а сейчас, в третьем чтении, они же нам говорят: не надо, давайте на доработку? Ну и какое у нас теперь должно быть отношение к ним? Это уже два года длится: законопроект внесли 14 июля 2017 года, то есть два года у этой отрасли отсутствует хорошее регулирование, хотя при этом мы общие законы принимали о развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации, а этот как бы дополняет, видимо, как поправка идёт к тому закону - он же у нас действует, он же уже принят или он не принят? Или же в законе "О развитии сельского хозяйства" должен быть соответствующий раздел. То есть законов много и мы это долго обсуждаем, но нужно довести дело до конца. Вот я был на Кубани, меня там угощали, говорили: "Вот наше вино". Потом выясняется, что это не наше вино - этикетка наша, а виноматериалы везут из-за границы. И рядом виноградники. А с них виноград куда идёт? Здесь надо вспомнить и тех, кто вырубал виноградники. Это какой же ущерб нанесён?! По-моему, 20 лет нужно, чтобы созрел урожай на новых виноградниках. И опять никакой ответственности! Дали команду вырубить, и через какое-то время, вот сейчас, через 30 лет - по-моему, это был 1986, 1987 год, - возвращаемся к этому вопросу. Вот такое шараханье нам очень не нравится. А главное, обвинения... Я смотрю, среди авторов законопроектов нет ни одного от ЛДПР, то есть, когда они вносили, другие фракции не участвовали, а теперь они же нам говорят: давайте отложим принятие в третьем чтении. И какова роль Титова, уполномоченного по защите прав предпринимателей в нашей стране? Он какое-то воздействие оказал под влиянием наличия своего собственного хозяйства в Абрау-Дюрсо, в Краснодарском крае, где производятся шампанское и вина, - возможно, его влияние ухудшило данный проект закона, но о нём опять ничего не говорят в комитете. Ну и о комитете: при чём здесь комитет по промышленности, это в чистом виде сельское хозяйство. И ещё. В законопроекте написано, что действие закона не будет распространяться на деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в целях изготовления вина только для личного потребления. А кто будет определять, сколько они произвели для личного потребления, участковый? А если на свадьбе угостили гостей, наверное, это уже будет не личное потребление. И будут у нас потом уголовные дела, нарушения. Надо это ограничение снять, мне кажется, пусть это будет их продукция, пусть продают её на рынке или где-то у себя дома, что здесь такого? Они же всё равно будут угощать кого-то, что же, человек одну бутылочку приготовит?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Вот как раз выступление по мотивам от фракции ЛДПР, от КПРФ Кашин выступил. Есть запрос на выступление от Онищенко Геннадия Григорьевича. Владимир Вольфович, вы правильные вопросы подняли, есть лишь одна просьба: подключайтесь к работе. Тем более что профильный комитет - комитет по экономической политике входит, так сказать, в зону ответственности ЛДПР, поэтому давайте работать. Пожалуйста, Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые участники пленарного заседания! В законопроекте, который должен быть внесён в Государственную Думу, - я так понимаю, что этот законопроект будет отклонён, - объединяются две самостоятельные отрасли. Прежде всего - виноградарство, начало которому было положено в 1613 году Михаилом Фёдоровичем. До советского периода виноградарство у нас было любительством, занятием элиты, а в советское время оно действительно развилось в самостоятельную отрасль благодаря нашему выдающемуся учёному Мичурину. На конец советского периода Российская Федерация имела 107 тысяч гектаров виноградников в зоне до 50-й параллели, прежде всего в Краснодарском крае. Сегодня у нас 63 тысячи гектаров виноградников, то есть вполовину меньше, технических сортов мы производим порядка 400 тысяч тонн, 200 тысяч в Краснодарском крае, 120-170 тысяч в Дагестане и Крыму. Если же говорить о линейке, то в Краснодаре только 27 технических сортов, а в Крыму их 100. Это действительно очень важная отрасль для нашей страны, которая сегодня потеряла всё. Сначала была хищническая вырубка лозы, вместо борьбы с алкоголизмом уничтожали виноградную отрасль, целую отрасль сельского хозяйства! Потом большой урон нанёс беспредел, который творился в 90-е годы, когда Молдавия, которая могла произвести 23 миллиона декалитров, завозила 45 миллионов декалитров, Грузия, которая максимально могла произвести 7 миллионов, завозила в три раза больше, чем позволяли её производственные мощности. Тем самым мы практически окончательно убили наше виноградарство. Помимо винного винограда, которого у нас производится 400 тысяч тонн, где-то 400 тысяч тонн винограда мы потребляем - потребляем, так сказать, как изделие, поэтому, конечно, и эта часть должна быть развита. Что касается виноделия, да, убита лоза. Сейчас в год используется примерно 7 тысяч саженцев, из них более половины завозится из-за рубежа, то есть национальную селекцию мы тоже потеряли. Законопроект, который был рассмотрен, не отвечал на существующие вопросы. Нам с вами нужно принять закон, который действительно защитит и разовьёт наше виноградарство и одну из отраслей, которая вытекает из виноградарства, - виноделие. Здесь нам нужно привлекать науку и нужно в законопроекте, который будет внесён в Государственную Думу, предусмотреть, учесть все аспекты этой большой проблемы. Это прежде всего и терминологические вопросы, и законодательное закрепление технологических правил производства прямо в законе, а не где-то там, в каких-то подзаконных актах, и сохранение централизованного государственного регулирования, потому что без этого мы с вами ничего не решим. Нам нужно решать большую проблему между 60-й и 50-й параллелями. У нас когда-то были виноградники Мамонтова в Царицыне - сегодня их нет. Произрастать виноград может даже в Сибири, и мы это должны развивать, а без государственного управления и без государственной поддержки мы этого не сможем сделать. В законопроекте нужно определить концепцию развития этих отраслей, в которую должно войти в том числе определение субъекта виноделия. Нужно законодательно установить требования к учёту хозяйственного использования виноградопригодных земель, составить реестр и следить за этим реестром. Необходимо законодательное вовлечение общественности в это дело, и в качестве одной из форм - создание центральной дегустационной комиссии. Нужно создать саморегулируемые организации в этой области. Нужно закрепить технологические правила производства и, кроме того, понятие "российские национальные системы производства", то есть нужно географическое закрепление: вот в Крыму 100 сортов винограда, правда, это в основном изабельные сорта, но тем не менее... закрепление - это развитие российских брендов. Культура виноградарства затрагивает прежде всего агропромышленный комплекс и одну из отраслей переработки - виноделие, поэтому объединение этих двух отраслей в едином законопроекте будет носить, должно носить горизонтальный характер. Кстати, все наши бывшие союзные республики, например Молдавия, после тех репрессий, которые к ним были применены, приняли аналогичные законы - Россия, как всегда, в этом плане отстаёт. Развивая своё виноградарство, мы защитим... Правильно здесь было сказано, что в Крыму, в Краснодаре угощали... Сегодня 90 процентов виноматериалов завозится из-за рубежа - никто не хочет развивать виноградарство, потому что привезти бадью, её разбодяжить, не купажировать, а просто разбодяжить, разбавить и выдать за продукт нашего, российского виноделия очень просто, а главное, выгодно ни за что не отвечать. Государство сегодня должно взять это в свои руки и развивать, если хотите, культуру виноградарства и, конечно же, воссоздавать национальную систему виноделия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Уважаемые коллеги, не будет возражений, если Геннадий Григорьевич возглавит рабочую группу, в которую войдут представители всех фракций, особенно представители тех регионов, где у нас эта отрасль могла бы эффективно развиваться? Здесь не упомянули Ставропольский край, правильно было бы и о нём сказать - это регион, который может развивать эту отрасль. И здесь персональная ответственность фракций, которые имеют в своём составе руководителей профильных комитетов - фракции ЛДПР, фракции КПРФ, а также Сергея Ивановича Неверова, как заместителя Председателя Государственной Думы, который курирует и один, и второй комитеты. Геннадий Григорьевич, тогда на среду на 10 часов всех приглашаем? Да, приглашаем в Малый зал для обсуждения этого вопроса. Депутаты, особенно из тех регионов, где произрастает виноград и могла бы эффективно развиваться отрасль виноградарства и виноделия: просьба обязательно принять участие. Мы пригласим и представителей регионов, и представителей делового сообщества и пообсуждаем эти все вопросы. Николай Васильевич, вы представляете Ростовскую область и делегировали Владимира Ивановича Кашина для этой работы. Ну задумайтесь, ущерб, нанесённый виноградарству, огромен. А кто за это будет отвечать? А кто нанёс ущерб? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Меня коллеги критикуют, говорят, что пытаемся вывести вас из-под ответственности. Да, вот Игорь Владимирович (учитывая, что Владимир Вольфович в этот раз вас щадит), он говорит. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Вырубили виноградники! А это достояние!.. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я как раз высаживал виноградники. И дело в том, что у нас есть всесоюзный... сейчас всероссийский институт садоводства и питомниководства, который имеет филиалы во всех этих регионах, а вы о нём ничего не говорите, и академик есть по профилю, который в принципе разбирается лучше всех. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так зачем вырубили-то, если всё это есть у нас? Вот когда Вера Анатольевна Ганзя выступает, она обязательно берёт и критикует, в том числе коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Кулика не трогайте! Кулик единственный, кто может вспомнить всё и рассказать, кто рубил и когда рубил и кто директивы подписывал. Видите, Вера Анатольевна? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какое "за дело"? Все виноградники вырубили, до сих пор не растут - вот вам дело! А кто отвечает? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горбачёв. Вот молодцы! Горбачёв. Вот там, где надо, вы сразу говорите: это наши, а где вырубили - это, значит, ваши. Пожалуйста, Онищенко Геннадий Григорьевич. Вот сейчас докопаемся до истины. Пожалуйста, Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г. Вячеслав Викторович, я не могу не отреагировать на реплику относительно институтов. Нам сегодня нужно примерно 20 тысяч саженцев, для того чтобы нормально существовать, потому что есть система освежения, растения долго не могут плодоносить. Мы имеем, сегодня используем только 7 тысяч, и то завозим больше половины из-за рубежа. Конечно, вся селекция у нас порушена, и её нужно восстанавливать. Слава богу, что хоть действительно остались единицы, которые что-то понимают в этом вопросе, но говорить, что у нас сегодня есть питомниководство, некорректно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Уважаемые коллеги, состоялись выступления по мотивам, более того, не по мотивам - по Регламенту. Есть предложение перейти к голосованию проекту федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации", это 3-й вопрос. Профильный комитет предлагает не поддерживать законопроект. Правильно? Правильно. Фракции также считают, что законопроект нуждается в кардинальной переработке, и мы признаём, что работа выполнена некачественно, особенно в части защиты нашего, отечественного товаропроизводителя, защиты от поставки вина, которое завозят в танкерах, а потом здесь, как сказал Геннадий Григорьевич, бодяжат. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 54 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 6 чел. Не голосовало 444 чел.98,7 % Результат: не принято За - один человек, против - три, воздержалось - два, голосовало шесть человек. Интересно, кто проголосовал за этот законопроект? Коллега Иванов Сергей Владимирович? Правильно, Сергей Владимирович, сделали, что проголосовали. Включите, пожалуйста, Иванову Сергею Владимировичу микрофон. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я, честно говоря, не очень понял постановку вопроса. Мы в третьем чтении голосуем либо за принятие законопроекта, либо за отклонение. Если я правильно понял, комитет должен был рекомендовать Государственной Думе не поддерживать данный законопроект, и тогда вы должны были поставить вопрос следующим образом: кто за то, чтобы не поддерживать, то есть отклонить данный законопроект? Поэтому я и проголосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иван Иванович Мельников. Подготовиться Игорю Владимировичу Лебедеву. Вы думаете, здесь всё решает председательствующий? Это не так, это вам только так кажется, складывается такое впечатление. Пожалуйста, Иван Иванович, по ведению. МЕЛЬНИКОВ И. И., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция КПРФ. Коллеги, при голосовании по законопроекту в любом чтении ставится вопрос таким образом: кто за то, чтобы принять законопроект в таком-то чтении? Поэтому Вячеслав Викторович правильно поставил на голосование вопрос, и все поняли, как голосовать, мне кажется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Владимирович Лебедев. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо. Скажите от фракции. Вы же влияете на меня, так отвечайте за своё влияние. ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Спасибо большое, Вячеслав Викторович. Очень приятно, что мы развернули такую бурную дискуссию по такому маленькому вопросу. В соответствии с нашим Регламентом - Иван Иванович абсолютно прав - всегда в Государственной Думе все законопроекты ставятся на голосование в позитивном ключе. Видимо, Сергей Владимирович просто не расслышал правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по ведению - Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мне в принципе уже нечего добавить, но тем не менее. На практике мы много раз сталкивались с тем, что решение комитета отрицательное, но голосовать нужно положительно, чтобы оно вступило в силу, то есть комитет предлагает отклонить законопроект, и мы голосуем за это. Голосование за не означает, что мы принимаем законопроект, - мы согласны с позицией комитета об отклонении законопроекта. Такое голосование редко случается, но мы должны закодировать себе в мозгу: иногда мы голосуем за, но при этом знаем, что в постановлении комитета указано, что законопроект отклоняется, и тогда... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы учитываем мнение комитета, и, когда мы законопроект не поддержали, он у нас не проходит после того, как комитет высказал свою точку зрения, высказали точку зрения фракции. Коллеги, отклоняется законопроект. А в среду Геннадий Григорьевич приглашает всех встретиться теперь уже вместе с двумя профильными комитетами, с руководителями фракций, отвечающих за профильные комитеты, а координирует и направляет работу Сергей Иванович Неверов, которому придётся всё начать сначала, с новым качеством.
Заседание № 228
18.07.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 226612-7 "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2107 по 2217 из 6353
29-й вопрос, о проекте федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации". Доклад Виктора Викторовича Зобнева. Пожалуйста, Виктор Викторович. ЗОБНЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации" был принят в первом чтении 8 ноября 2017 года. Основной целью законопроекта является обеспечение условий для устойчивого развития отечественного виноградарства и качественного виноделия в Российской Федерации, для увеличения ассортимента и снижения возможностей фальсификации вин в Российской Федерации, а также создание условий государственной поддержки производства вина, вина с защищённым географическим указанием и с защищённым наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского), игристого вина (шампанского) с защищённым географическим указанием и с защищённым наименованием места происхождения винодельческой продукции, а также ликёрного вина. В связи с этим предлагается регламентировать отношения в данной отрасли отдельным законом, в котором вводятся основные понятия, определяются принципы, направления государственного стимулирования данной отрасли, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, функции саморегулируемых организаций, а также устанавливаются лицензионные требования к производителям винодельческой продукции. За прошедший период Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству проводил заседания рабочей группы с участием специалистов профильных министерств и ведомств. Ко второму чтению в комитет поступило 52 поправки, в том числе от Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы. В результате длительного обсуждения 13 поправок комитетом рекомендуются к принятию, 39 поправок рекомендованы к отклонению. Проект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице № 1? Нет вопросов. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных профильным комитетом к принятию. В таблице 18 поправок. Докладчик сказал, что 13 поправок, - 18 поправок, коллеги. Для протокола. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 51 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается. Коллеги, по таблице поправок № 2 есть замечания, предложения? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных профильным комитетом к отклонению, в ней 39 поправок. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 28 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации", второе чтение, 29-й вопрос. Кто за? Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 01 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги, это действительно очень серьёзное решение не только в области законотворчества, но и в первую очередь в области создания условий для развития виноградарства и виноделия, такого закона не было. Это касается многих территорий - Краснодарского края, Крыма, Дагестана, Ставропольского края, Ростовской области, Волгоградской области, Астраханской области, так что надеемся, что более эффективно будут решаться вопросы развития этих отраслей, а значит, и импортозамещения в этой сфере. Включите, пожалуйста, микрофон на трибуне. ЗОБНЕВ В. В. Уважаемые коллеги, большое спасибо за то, что поддержали. Комитет просит включить законопроект в порядок работы Государственной Думы на 24 июля для рассмотрения в третьем чтении. Большое спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Поддерживаем.
Заседание № 74
08.11.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 226612-7 "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2222 по 2747 из 8264
Пункт 18, проект федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Константина Михайловича Бахарева. Пожалуйста. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации", подготовленный группой депутатов, представляющих ведущие винодельческие регионы нашей страны. Отмечу, что его рассмотрению в Государственной Думе предшествовало его широкое обсуждение с представителями отрасли в рамках "круглых столов", а также в ходе VII Всероссийского саммита виноделов, который прошёл в октябре этого года при поддержке Союза виноградарей и виноделов России и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В результате обсуждения данная законодательная инициатива получила одобрение профессионального сообщества виноградарей и виноделов, которые высказали большую заинтересованность в её скорейшем принятии. Концептуально рассматриваемый проект федерального закона является продолжением работы по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере развития виноградарства и виноделия. Результатом этой работы за последние годы стало принятие трёх принципиально важных для развития отрасли документов. В 2013 году Правительством Российской Федерации принято постановление № 585, которым вина виноградные, шампанские и игристые, произведённые из собственного винограда, выращенного и переработанного на территории Российской Федерации, включены в перечень сельскохозяйственной продукции, что позволило виноделам получить статус сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2014 году внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, позволяющие оказывать государственную поддержку хозяйствующим субъектам в связи с производством и реализацией винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда. В 2015 году вступил в силу федеральный закон № 490-ФЗ, который внёс кардинальные изменения в законодательную базу винодельческой отрасли. Введена основанная на мировом опыте классификация вин по географическому признаку. Правом производства и оборота вина, произведённого из выращенного на территории Российской Федерации винограда, наделены все категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, для них предусмотрен упрощённый порядок маркировки алкогольной продукции. Введено декларирование объёма собранного винограда для производства винодельческой продукции, на основе декларации составляется расчёт потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в федеральных специальных марках. Предусмотрено формирование реестра виноградных насаждений, определены полномочия саморегулируемой организации виноградарей и виноделов. С принятием данных нормативных правовых актов отрасль получила базу для развития, виноделы стали получать первые лицензии, развивается институт саморегулирования. Накоплена достаточная правоприменительная практика, которая позволяет понять, где в законодательстве есть пробелы, а где резервы. Логичным продолжением проведённой работы по совершенствованию нормативно-правовой базы в этой сфере стала разработка отдельного федерального закона для отрасли виноградарства и виноделия. Попытка эта далеко не первая. Впервые в России закон о виноделии был принят более 100 лет назад - это закон Российской Империи о виноградном вине от 24 апреля 1914 года. Данным законом были установлены правила выделки, хранения и продажи виноградного вина, они включали определения "виноградное вино", "игристое вино", перечень технических приёмов приготовления виноградных вин и так далее. В современной России требования к организации производства и оборота винодельческой продукции как одного из видов алкогольной продукции установлены Федеральным законом № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Несмотря на многочисленные дискуссии на разных площадках о необходимости принятия специального федерального закона в сфере виноградарства и виноделия до настоящего времени в Российской Федерации такого закона нет. В течение 15 лет попытки его разработать предпринимались как органами власти, так и бизнес-сообществом. Соответствующие законодательные инициативы находились на рассмотрении в Государственной Думе, однако по ряду причин поддержки не получили. При этом общеизвестным фактом является то, что во всех винодельческих странах, от Аргентины до ЮАР, включая страны постсоветского пространства, виноград и вино - это самостоятельные предметы правового регулирования отдельных законодательных актов. Именно такая концепция, подкреплённая мировым опытом и более чем столетней практикой правоприменения, легла в основу рассматриваемого проекта федерального закона. В нём виноградарство и виноделие определяются как самостоятельный предмет регулирования законодательства, отличный от алкогольной продукции. Устанавливаются меры государственного стимулирования развития виноградарства и виноделия из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, а также особенности производства винодельческой продукции с защищённым географическим указанием и с защищённым наименованием места происхождения. Расширяются полномочия саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов, упрощаются лицензионные требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим производство из собственного винограда вина, игристого вина (шампанского), а также его хранение, поставки и розничную продажу. Разрешается розничная продажа винодельческой продукции, произведённой из собственного винограда, на тематических фестивалях, выставках, ярмарках. Необходимость принятия федерального закона, комплексно регулирующего отраслевые вопросы, отмечается также в проекте Концепции развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации, которая находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Отмечу также, что вместе с рассматриваемым законопроектом нами подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Данные изменения направлены на совершенствование правового регулирования в отрасли, снижение административной нагрузки на хозяйствующих субъектов, осуществляющих виноградарство и виноделие. В этом же проекте закона предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части снятия запрета на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию вина, игристого вина (шампанского), произведённых из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, а также винодельческой продукции с защищённым географическим указанием и защищённым наименованием места происхождения. В целом принятие данных изменений в федеральное законодательство будет способствовать созданию благоприятных условий для устойчивого развития отрасли виноградарства и виноделия, повышению её инвестиционного потенциала, увеличению площадей виноградных насаждений и, как следствие, снижению зависимости от импорта виноматериалов, стимулированию роста количества винодельческих хозяйств, в которых осуществляется производство винодельческой продукции из собственного винограда, в том числе малых виноделен, обеспечению населения нашей страны качественной винодельческой продукцией отечественного производства. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учётом замечаний. Уважаемые коллеги, на основании изложенного прошу поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по экономической политике Виктора Викторовича Зобнева. ЗОБНЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации", внесённый рядом депутатов Государственной Думы, отмечает следующее. Основными целями законопроекта являются обеспечение условий для устойчивого развития отечественного виноградарства, увеличения ассортимента, а также снижение возможности фальсификации вин, создание условий государственной поддержки производства вина, вина с защищённым географическим указанием и защищённым наименованием места происхождения, игристого вина (шампанского), игристого вина (шампанского) с защищённым географическим указанием и защищённым наименованием места происхождения винодельческой продукции, а также ликёрного вина. В связи с этим в законопроекте предлагается регламентировать отношения в данной отрасли отдельным законом, в котором вводятся основные понятия, определяются принципы и направления государственного стимулирования этих отраслей, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, функции саморегулируемых организаций, а также устанавливаются лицензионные требования к производителям винодельческой продукции. Согласно Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года мерами по реализации государственной политики в этой сфере являются в том числе изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счёт уменьшения доли потребления крепких спиртосодержащих напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции, а также создание условий для развития целой отрасли российского виноделия и увеличения производства качественных российских вин. Комитет, отмечая важность регулируемых в законопроекте правоотношений, поддерживает меры, направленные на развитие данной отрасли, и положительно оценивает представленную на рассмотрение законодательную инициативу, вместе с тем у комитета имеется ряд замечаний, о которых нельзя не сказать. В частности, по мнению комитета, целесообразно распространить действие закона в случае его принятия на производство вина исключительно из российского винограда, что даст дополнительный толчок для появления новых виноградников и винодельческих хозяйств. Кроме того, необходимо уточнить отдельные формулировки предлагаемого в законопроекте понятийного аппарата, а также доработать особые требования к лицензированию деятельности по производству и обороту вина, игристого вина и расширить контроль за этим видом деятельности. Требует дополнительного обсуждения определение направлений деятельности саморегулируемых организаций по повышению требований к производству винограда, обеспечению качества винодельческой продукции, а также наделение их отдельными контрольными функциями в отношении производителей винограда и вина. При этом следует ввести жёсткие требования в части оборота винодельческой продукции на специализированных ярмарках и фестивалях и внести соответствующие изменения в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Следует также отметить положения законопроекта, которыми предлагается допустить розничную продажу винодельческой продукции производителями дистанционным способом посредством сети Интернет, - полагаем, что в данном контексте необходимо установить более чёткие лицензионные требования для участников рынка. По мнению комитета, в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению целесообразно предусмотреть дополнительные меры по продвижению винодельческой продукции, произведённой из винограда, выращенного в Российской Федерации, такие как, например, частичная либерализация рекламы вина в средствах массовой информации. С учётом изложенного Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Константин Михайлович, вопрос вам. Безусловно, законопроект примерно лет на двадцать опоздал. Комитет настраивает на то, чтобы всё-таки делать вино только из нашего винограда, а не завозить сырьё, как это сейчас происходит, и выдавать за наши, отечественные марки... Поскольку это горизонтальный закон, базовый, всеобъемлющий, вопрос такой: что предусматривается в этом законопроекте в части развития отечественного сортования, выращивания лозы и так далее? Об этом ничего не сказано, а ведь с этим связана одна из главных причин того, что у нас не развивается виноделие. БАХАРЕВ К. М. Могу сказать, что в числе видов государственной поддержки, которая будет оказываться виноградарям и виноделам, планируется предусмотреть государственную поддержку развития питомников. Это очень важное направление: сейчас питомники практически полностью развиваются за счёт частных инвестиций, в то же время мы понимаем, что для снижения зависимости от импорта - а импортные виноматериалы составляют большую часть, более 50 процентов общего объёма виноматериалов, которые находятся в производстве, - нам нужно развивать собственную питомниководческую базу. Без этого невозможно достигнуть цели, которую мы преследуем, - увеличить площадь виноградников в нашей стране с нынешних 90 тысяч гектаров, из которых плодоносящих 70 тысяч, хотя бы до 200 тысяч, сколько было в период существования Советского Союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Виктору Викторовичу Зобневу. Уважаемый Виктор Викторович, меня в вашем выступлении несколько насторожило заявление, что нужно ещё больше ужесточить требования по лицензированию деятельности подобного рода небольших предприятий. Я из Ростовской области и могу сказать, что, по мнению виноделов и на мой взгляд, требования, наоборот, избыточны, административные барьеры очень высоки, требования к малым предприятиям, к винодельням, примерно такие же, как к крупным винодельческим заводам, в результате вход на рынок безумно дорог. Например, от виноделов в сельской местности требуют, чтобы у них проходная была оборудована точно так же, как на крупном винодельческом предприятии, - естественно, это стоит денег. Что вы всё-таки имели в виду под ужесточением и введением дополнительных требований по лицензированию? И не кажется ли вам, что нужно, наоборот, эти требования несколько смягчить, чтобы не отпугивать бизнесменов от вхождения на этот рынок? ЗОБНЕВ В. В. Я хотел бы ответить на вопрос таким образом (это всё-таки мнение комитета): ужесточение предусматривается только в плане наведения порядка, только в этом контексте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Константин Михайлович, при разработке этого законопроекта вы подсчитывали количественный эффект, который получите в результате принятия закона? Ведь заходим в магазин - видим на полках более 95 процентов импортных вин. Так вот как, допустим, на горизонте три - пять лет принятие закона повлияет на производство сухих вин на территории Российской Федерации? БАХАРЕВ К. М. Спасибо, Дмитрий Иванович, за вопрос. Горизонт, который вы обозначили, три - пять лет, - это, наверное, минимальный период, в течение которого мы сможем рассчитывать на какой-то эффект, потому что винодельческая отрасль из всего огромного агросектора имеет, наверное, самый долгий инвестиционный цикл: от посадки лозы до получения готовой продукции, бутылки вина, проходит минимум пять лет, по оценкам экспертов, поэтому раньше, чем через три - пять лет, мы эффекта, может быть, и не увидим. Однако совершенно очевидно, что инвесторы, в том числе те, которые уже сейчас готовы вкладывать деньги в виноградарство и виноделие, увидят изменение государственной политики, увидят, что эта государственная политика получила воплощение в базовом законодательном акте, во исполнение этого акта будут приняты, как мы рассчитываем, другие нормативные правовые акты, в том числе в отношении увеличения объёмов и видов оказываемой государственной поддержки, и это станет, собственно говоря, стимулом для частного бизнеса вкладывать деньги в отрасль виноградарства и виноделия. Это в конечном счёте и даст эффект, как мы рассчитываем, именно в том прогнозном горизонте, который вы указали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Константин Михайлович, сейчас предприятие, если само производит виноматериал и само разливает продукцию, имеет льготу. А если первичка, скажем, находится в Крыму, производит качественный виноматериал, но продаёт его для розлива другому предприятию?.. Предусматривается ли в законопроекте льгота для так называемого первичного виноделия? Сейчас, если мы продаём виноматериал уже для розлива другому предприятию, то утрачиваем эту льготу. БАХАРЕВ К. М. Да, конечно, предусматривается льгота... В части 1 статьи 13 речь как раз идёт об организациях, не являющихся винодельческими хозяйствами, осуществляющими производство, хранение и поставки вина, - это именно та категория, о которой вы говорили, задавая свой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику. Константин Михайлович, вы уже сказали коллеге Савельеву о необходимости среднесрочного планирования в данной отрасли. Скажите, пожалуйста, когда вы проводили консультации с Министерством сельского хозяйства - вы в своём докладе упомянули, что планируется увеличить почти в 3 раза количество гектаров, которые будут возделывать, - подсчитывали ли вы, какая финансовая поддержка из федерального бюджета будет необходима для этого? Мы понимаем, что все страны поддерживают своих виноделов, это достаточно затратная статья, и вот это увеличение в 3 раза количества возделываемых гектаров бюджет, который выделяется на АПК в целом, выдержит? БАХАРЕВ К. М. Кирилл Игоревич, я хочу сказать, что здесь есть полное взаимопонимание с Министерством сельского хозяйства, более того, не дожидаясь принятия данного нормативного правового акта, то есть базового отраслевого закона, министерство ежегодно увеличивает объём финансовой поддержки именно виноделов и виноградарей. В проекте федерального бюджета, который мы приняли в первом чтении, объём поддержки установлен на уровне почти 2 миллиарда рублей - ещё три года назад этот показатель составлял всего-навсего 350 миллионов рублей, то есть объём господдержки вырос в 6 раз. Мы рассчитываем, что положительная динамика сохранится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Плотников Владимир Николаевич, пожалуйста. ПЛОТНИКОВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В законопроекте создаётся правовая основа для развития очень важных направлений экономики, сельского хозяйства, для осуществления импортозамещения, создаётся правовая база для наведения порядка, осуществления государственной поддержки и действительно стимулирования развития отрасли. Я напомню, что государственная поддержка, оказываемая виноградарям, позволяет ежегодно закладывать 5 тысяч гектаров новых современных виноградников, и это даёт регионам основу для развития реального импортозамещения. Я считаю, закон в случае его принятия поможет навести порядок и создаст предпосылки для развития этой важной отрасли. Наша фракция поддержит принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Коротко. Фракция ЛДПР поддержит данную инициативу. Мы понимаем, что в большей степени она направлена на стимулирование развития виноделия, но одновременно и на поддержку виноградарства, а это не только виноделие, не только конечная продукция - винные изделия. Когда мы заходим в наши магазины, мы видим, что абсолютное большинство винной продукции - из-за рубежа, и с учётом цены, по которой продукция предлагается, мы понимаем, что в большинстве случаев она представляет собой обычный винный порошок, разбавленный определённой жидкостью, точнее, спиртовым раствором. Что касается винограда, несмотря на то что многие регионы его производят, у нас очень много импортного, при этом - вот сейчас, при рассмотрении законопроекта, я хотел бы обратить ваше внимание - в средней полосе России, в Смоленской области, была разработана уникальная методика, автор которой, гражданин Чугуев, к сожалению, ушёл из жизни (слава богу, депутаты городского совета присвоили ему звание почётного гражданина города Смоленска)... Так вот в природно-климатических условиях Смоленской области Чугуев сумел добиться очень серьёзных показателей, причём там нет никакой химии, только правильная высадка, уход, вода и правильная подача воздуха к этой агрокультуре. Что возмущало? А то, что ректор сельхозакадемии (слава богу, относительно недавно он был заменён), вместо того чтобы водить на эти плантации студентов, показывать, как можно развивать виноградарство даже в условиях, не самых благоприятных для этой отрасли и для этой культуры, всё это подавал как какую-то антинаучную деятельность, объявляя этого почётного гражданина города Смоленска чуть ли не сектантом. Какое предложение? Фракция ЛДПР поддерживает законодательную инициативу, но я просил бы комитет к третьему чтению помимо поддержки этой инициативы включить в итоговый проект постановления следующее: изучить уникальные практики, которые имеются в нашей стране (ведь есть ряд общественных организаций, которые объединяют людей по интересам, в том числе в этой сфере), и, изучив этот опыт, распространить его в том числе в неблагоприятных для виноградарства природно-климатических условиях, и прежде всего распространить опыт Смоленской области на территории других субъектов. Тем самым может быть решён вопрос с импортозамещением и снизится конечная стоимость нашей продукции. Нужна, конечно, поддержка виноградарей, тех, кто занимается переработкой и производством вин и консервной продукции, ну и в целом будут одни плюсы. Прошу изучить положительный опыт Смоленской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Онищенко Геннадий Григорьевич. На рабочем месте включите микрофон. ОНИЩЕНКО Г. Г. Как я уже сказал, законопроект опоздал лет на пятнадцать, а то и на двадцать. В концепции реализации государственной политики в отношении алкоголя, утверждённой Владимиром Владимировичем Путиным, предусматривается - и это такая мировая практика - переход с северного типа потребления алкоголя на южный, с преобладанием винных изделий. Вопрос непростой, но без базового закона не обойтись. Грузия, Молдавия приняли такие законы, а в нашей стране, когда был создан вакуум примерно на 40 миллионов декалитров из-за запрета прямого ввоза, виноградари палец о палец не ударили, чтобы развить свою отрасль, хотя их собирали, мотивировали - ничего не произошло. В результате мы растеряли все питомники, и нам надо это восстанавливать, поэтому в законопроекте должно быть уделено внимание развитию науки в данной области. Это первое. Второе. Я хотел бы отреагировать на предложение комитета прописать в этом законопроекте интернет-торговлю - это не предмет регулирования данного закона, это надо решать с помощью других законов, и ещё вопрос, стоит ли вообще это сейчас делать. Конечно, нужно думать о подготовке кадров, и то, что здесь есть географическая привязка, безусловно, очень важный аспект, который позволит нам избавиться от приобретённой привычки жить за счёт молдавских виноматериалов, которые ввозили, перерабатывали и просто беззастенчиво выдавали за наши вина. И конечно, нужна не государственная поддержка, а банковские льготы - без них мы виноградарство не разовьём. Вот если это всё будет учтено, то закон в случае его принятия сыграет важную роль в сохранении здоровья наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили? Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Владимир Кашин ещё просит слова. Пожалуйста, депутат Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Комитет является соисполнителем, поэтому я позволю себе попросить у коллег и товарищей дать возможность сказать несколько слов, выступить. Во-первых, и виноградарство, и плодоводство - самые зависимые от импорта отрасли, и очень важно, что в последние три-четыре года государство стало уделять этому направлению большое внимание. Здесь уже назывались цифры: действительно, в 5,5 раза увеличены вложения на закладку плодовых садов и виноградников. Есть понимание необходимости производства своих саженцев, не менее 30 миллионов штук, и в целом для отрасли плодоводства, и для виноградарства. И очень важно, что есть понимание необходимости дальше развивать это направление в части выделения средств на раскорчёвку. Нужно принять закон, который предложил комитет, об уменьшении НДС с 18 процентов до 10 процентов. Надо же было додуматься: за столовые сорта винограда мы платим как за деликатес, 18 процентов, как будто это чёрная икра! Это всё касается системы мер, о которой мы говорили, государственных мер. Абсолютно правильно речь идёт о необходимости подготовки новых кадров, поскольку появляются совершенно новые направления, связанные с закладкой новых, суперинтенсивных садов с плотностью, допустим, для плодовых 1200-1500 растений на гектар вместо 400 для традиционных. Точно так же всё, что касается виноградарства: устойчивость плантаций, долголетие - всё это относится к той же теме, вписывается в наши законопроекты, особенно в тот, который мы будем принимать в ближайшее время, связанный с поддержкой опытных хозяйств, учхозов, то есть структур, которые непосредственно занимаются созданием сортов, а также решением вопросов питомниководства. И я хотел бы особенно подчеркнуть социальную составляющую. Возьмём южные регионы - всем хорошо известно о скрытой безработице в этих регионах, так вот новые сады - это новые рабочие места, переработка - это тоже новые рабочие места, это заработная плата, это как раз возможность действительно делать всё необходимое для нашей страны, а не выбрасывать миллиарды долларов на то, чтобы завозить и виноград, и яблоки, а тем более сухие и другие вина. В целом комитет поддерживает данную законодательную инициативу, и чем быстрее она получит правовое применение, тем больше будет пользы для всех нас. И абсолютно правильно здесь сказали, что здоровье нации во многом определяется потреблением винограда, яблок, вообще фруктов. Давайте к этому стремиться, нам это направление - вот чтобы было понятно - необходимо увеличить минимум в 8-9 раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БАХАРЕВ К. М. Уважаемые коллеги, хочу вас поблагодарить за конструктивное, заинтересованное обсуждение, за вопросы. Я полностью согласен с тем, что сказал Геннадий Григорьевич, действительно этот закон опоздал лет на пятнадцать. Но именно потому, что отрасль так долго ждёт этот закон, наша задача в кратчайшие сроки доработать его ко второму чтению и принять. Прошу поддержать. Приглашаю всех к совместной работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 54 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.