Заседание № 153

09.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 226535-5 "О внесении изменений в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении перечня документов, на основании которых физические и юридические лица будут признаваться плательщиками земельного налога).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4652 по 4833 из 6175
Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 388      
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Липецкий областной       
Совет депутатов просит рассмотреть законопроект без участия своего              
представителя. Слово для доклада предоставляется члену Комитета по бюджету и    
налогам Раисе Васильевне Кармазиной.                                            
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемая Светлана Сергеевна, уважаемые коллеги! Липецкий       
областной Совет депутатов вносит поправки в статью 388 части второй             
Налогового кодекса. Авторы законопроекта предлагают изменить положение статьи   
388, дополнив её нормами, предусматривающими расширение перечня документов,     
являющихся основанием для признания гражданина налогоплательщиком земельного    
налога. В частности, предлагается дополнить указанный перечень такими           
документами, как справки из садоводческого товарищества или гаражного           
кооператива, нормативные акты органа местного самоуправления об                 
инвентаризации земельных участков и другие справки. Внесение указанных          
изменений авторы законодательной инициативы обуславливают тем, что в Едином     
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зачастую    
отсутствуют сведения о правах на земельный участок, предоставленный             
гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации,      
что препятствует возможности его привлечения к уплате земельного налога.        
                                                                                
Комитет предлагает отклонить данный законопроект по следующим основаниям.       
Вопрос об установлении права на земельный участок и о составе документов,       
необходимых для этого, является предметом регулирования Гражданского кодекса.   
Невозможно считать правоустанавливающими документами такие документы, как       
справку садоводческого некоммерческого объединения, гаражного кооператива или   
акт органа местного самоуправления об инвентаризации земель. По мнению          
комитета, введение данных положений приведёт к возникновению большого числа     
неточностей при определении действительного обладателя прав на земельный        
участок, что подтверждается практикой.                                          
                                                                                
Нерешённым остаётся и вопрос о том, каким образом при отсутствии инициативы     
со стороны органов, осуществляющих ведение государственного земельного          
кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и    
сделок с ним, или со стороны гражданина информация о земельном участке          
попадёт в налоговый орган, то есть администрировать это будет практически       
невозможно.                                                                     
                                                                                
Таким образом, принятие рассматриваемого законопроекта породило бы              
значительное количество проблем как в правоприменительной практике, так и в     
сфере налогового администрирования. Исходя из этого комитет рекомендует         
Государственной Думе отклонить настоящий законопроект.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Есть ли вопросы? Рохмистров Максим Станиславович, подводим черту.               
                                                                                
Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович.                                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Вот мы здесь уже говорили о том, что у нас, к сожалению, у     
субъектов большие выпадающие доходы. Вы понимаете, что данная инициатива        
субъекта связана с тем, что у нас люди готовы платить налог за землю, которой   
они пользуются, но они не готовы пройти через круги ада, чтобы в завершении     
получить свидетельство о собственности на землю. Далеко не секрет, что при      
каждой регистрационной палате существует целая группа контор, конторочек,       
которая берёт деньги. Вот мне недавно человек жаловался. Построил он домик      
себе садовый. Хочу, говорит, платить налог, но когда мне сказали, что 7 тысяч   
долларов надо дать, чтобы его оформили, как положено, чтобы я с него налог      
платил, я сказал: да идите вы далеко и надолго. Я, говорит, должен ещё 7        
тысяч заплатить, чтобы потом ещё и налоги в бюджет платить.                     
                                                                                
Вот Липецкая область поднимает эту проблему, как флаг, что есть люди, они       
готовы... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это был вопрос, а не выступление. Закончите, вопрос как   
звучит? Буквально десять секунд.                                                
                                                                                
Рохмистрову включите, пожалуйста, микрофон.                                     
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. И вопрос, собственно, заключается в том, анализировал ли       
комитет, как упростить процедуру, чтобы она реально работала, с тем чтобы кто   
хочет платить налог, пошёл и заплатил этот налог, не бегая, не обивая пороги    
и не давая чиновникам взятки за то, чтобы его признали налогоплательщиком?      
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Мы с вами приняли закон, где продлили оформление земельных      
участков до 2015 года, у нас было до 2010 года, - так называемая дачная         
амнистия. И хочу вам сказать, что поступают жалобы от людей, с которых          
требуют налог на основании вот этих справок садовых обществ, а они уже давно    
избавились от этих земель. Приобрёл пенсионер - ручная сделка, не оформлена,    
он не должен там платить за имущество, от уплаты за землю тоже пенсионеры       
освобождаются в отдельных субъектах, муниципальных образованиях. Есть           
Гражданский кодекс, где чётко сказано: должно быть свидетельство о праве        
собственности на землю. И это является... они предоставляют эти сведения в      
налоговый орган, для того чтобы исчислить налог, и тогда налоговый орган        
может администрировать этот налог и принимать меры воздействия к                
собственникам земли. Если человек не является собственником земли, мы не        
имеем права требовать с него налог.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Рохмистров Максим Станиславович.                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Вот опять меня комитет не понял. Что же вы всё пугаете нашу    
страну страшными налоговыми службами, которые заставят всех всё платить?        
                                                                                
Надо, чтобы в налоговую люди шли, чтобы проконсультироваться, а вы всё их       
пугаете: вам начислят, вас закошмарят - поэтому никто и не идёт, у нас все      
боятся. А мы с вами не можем создать людям человеческие условия. Я говорю о     
тех людях, которые имеют собственность и хотят за неё платить налоги, но не     
хотят давать взятки той огромной орде всяких посредников и чиновников,          
которые из этого сделали личную кормушку.                                       
                                                                                
Вот оговорка по Фрейду - "так называемая дачная амнистия". Да по этой дачной    
амнистии количество конторок, которые кормятся, только увеличилось, к           
сожалению, а ставки - как были, так и есть. Только в нашей стране человек       
хочет платить налоги, а ему говорят: ты не будешь платить налоги, потому что    
тебе надо пойти туда, зарегистрировать, получить, кучу справок собрать,         
провести там обследование, замеры, заплатить ещё за это деньги. В Московской    
области это достаточно большие деньги - чтобы тебе кадастрировали твой          
земельный участок. И после этого ещё тебе будут присылать квитанции об уплате   
налогов.                                                                        
                                                                                
Радоваться мы должны тем людям, которые приходят и хотят заплатить налоги. И    
в сегодняшней ситуации субъекты, естественно, заинтересованы в том, чтобы те    
люди, которые хотят платить налоги, приходили, их в налоговой не кошмарили      
разными бумажками, справками, не говорили им, что, мол, мы вам штрафы           
насчитаем и, вообще, вас в тюрьму посадим, а с удовольствием их встретили бы    
и сказали: "Дорогой мой, мы ваши документы сейчас прямо здесь упакуем, по       
почте отправим. К вам придёт свидетельство, и вы обязательно будете платить     
налог. Это ваш земельный участок". Вот тогда, может быть, у нас и не будет      
таких выпадающих доходов по субъектам. И это один из способов решить эту        
проблему.                                                                       
                                                                                
И когда субъект - пускай он, может быть, не до конца понимает все нюансы        
законотворчества - присылает сюда свой законопроект, так сказать, свою боль,    
мы им говорим: ребята, вы тупые, вы не понимаете. А я говорю, что они           
приходят к нам с проблемой. Мы должны поддержать законопроект в первом          
чтении, а во втором чтении наш мудрый и знающий бюджетный комитет поможет       
сделать из этого законопроекта нормальный закон, который будет                  
корреспондироваться со всеми нормами права. Но проблема есть, потому что        
дачная амнистия у нас - "так называемая", как амнистия к 65-й годовщине -       
вроде как амнистия, потому что в принципе не одного человека, а целых сорок     
она затрагивает.                                                                
                                                                                
Я считаю, что такие законопроекты, боль субъектов, нельзя отвергать и           
говорить: ребята, идите и что-нибудь придумайте, как вам там собрать налоги     
себе и компенсировать вашим пенсионерам что-нибудь ещё. Мы должны им помогать   
и не отвергать их законодательную инициативу, а принимать их концепцию в        
первом чтении. Концепция этого законопроекта как раз и говорит о том, чтобы     
упростить процедуру для тех людей, которые хотят платить налоги на свои         
земельные участки, упростить им процедуру, чтобы они платили, если они хотят,   
и не отсылать их обратно в эти конторки, которые при регистрационных палатах    
сделаны.                                                                        
                                                                                
Посмотрите, у нас что ни руководитель регистрационной палаты, то либо сидит,    
либо посадят через месяц-другой. Сколько у нас их поменялось и сколько          
уголовных дел там идёт! С ними борются, борются - и бесполезно бороться. И у    
нас в налоговую человек идёт и трясётся, как бы его там не посадили, не         
закрыли, чего бы ему не насчитали, потому что самая ужасная страшилка в нашей   
стране - это налоговая служба. Будем надеяться, что сейчас, может, что-то       
изменится. Хотя без участия бюджетного комитета, с такой позицией, какую он     
сейчас занимает, ничего не изменится. Как был это кошмар для бизнеса и людей,   
так он и останется.                                                             
                                                                                
Поэтому мы предлагаем, чтобы в первую очередь у нас изменилась позиция самого   
бюджетного комитета. И людям надо идти навстречу. Для этого мы с вами должны    
занимать несколько другую позицию. И людей, особенно тех людей, которые хотят   
платить налоги, всячески поддерживать, и бегать за ними, и уговаривать их.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает ли полномочный представитель президента на выступлении?              
Правительства? Содокладчик? Нет, не настаивают.                                 
                                                                                
Тогда ставится на голосование вопрос 16, проект федерального закона "О          
внесении изменений в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской      
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за               90 чел.20,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.