Заседание № 232
09.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 226474-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции компьютерных, аудио- и видеоматериалов учебного и научного назначения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3583 по 3715 из 6244
Пункт 10 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 164 части второй Налогового кодекса..." (в части НДС в размере 10 процентов при реализации компьютерных и других учебных материалов). Докладчик снова депутат Шишлов Александр Владимирович. Пожалуйста. ШИШЛОВ А. В. Уважаемые коллеги, этот закон также направлен на стимулирование образования, на стимулирование и использование передовых технологий в сфере образования. Он очень простой. И суть его состоит в том, что мы предлагаем льготную ставку налогообложения по налогу на добавленную стоимость, которая сегодня применяется к продукции учебного и научного назначения на книжных носителях, распространить на учебную и научную продукцию на компьютерных, аудио- и видеоносителях. Потому что сегодня ситуация весьма парадоксальная: учебная и научная продукция, которая распространяется на бумаге, подпадает под действие льготы, а если в состав учебного комплекта входит, скажем, компьютерный диск или аудио-, видеопродукция, то здесь идет налогообложение по полной ставке. Такая ситуация тем более вызывает недоумение, что мы совсем недавно приняли закон, вносящий поправки в Закон "Об образовании" в части развития дистанционных образовательных технологий, и, на наш взгляд, на взгляд авторов законопроекта, мы должны стимулировать использование современных учебных средств и стимулировать дистанционное образование, в частности. Поэтому мы предлагаем распространить льготную ставку налогообложения по налогу на добавленную стоимость на учебную и научную продукцию на компьютерных, аудио- и видеоносителях и принять этот простой законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад. Пожалуйста, Михаил Михайлович Задорнов. ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Вольфович! По этому законопроекту в комитете даже не было дискуссии, комитет практически подавляющим большинством голосов поддержал данный законопроект. Почему? Сейчас есть 10-процентная льгота - не 20 процентов, а 10 процентов - на учебники, книжную продукцию и так далее, то есть на то, что на бумажных носителях. Здесь предлагается то же самое применять к учебным материалам на СD-ROMах, компакт-дисках, аудио-, видеоинформационных носителях, то есть, по сути, вот ту новую учебную продукцию, учебную литературу, которая не на бумажных носителях, а на более современных, предлагается просто приравнять по действующим уже сейчас льготам к учебной и книжной продукции. С нашей точки зрения, если мы хотим развивать - а мы хотим развивать - современные технологии обучения и больше использовать для этого информационные технологии, компьютеры, Интернет, что на территории нашей страны особенно важно в силу ее большой протяженности, мы не должны ставить более современные средства обучения в худшее положение по сравнению с бумажными носителями. Именно поэтому мы рекомендуем Государственной Думе от имени бюджетного комитета поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов нет к докладчикам? Желающие выступить? Есть. Депутат Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, убедительно вас прошу: ну хоть этот законопроект поддержите, пожалуйста. В конце концов, ситуация совершенно ясная: действительно, если мы идем в информационное общество, понятно, что бумажные носители в той или иной степени будут вытесняться или заменяться частично носителями, связанными с компьютерами и с магнитными дисками и так далее, и так далее. Поэтому неравенство обложения налогом бумажных носителей и носителей магнитных приводит к тому, что мы тормозим собственное движение к информационному обществу, вот и всё. Затрат здесь практически никаких для бюджета. Прошу поддержать от имени Агропромышленной группы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше желающих нет? Пожалуйста, представитель Правительства Моторин Михаил Альбертович. МОТОРИН М. А. Уважаемые депутаты, кроме той аргументации, которую я приводил уже по предыдущему законопроекту, о вреде любых налоговых льгот, я должен здесь добавить, что в отношении НДС это имеет, так скажем, уже двойное значение, так как любые льготы по НДС, как правило, не приводят к снижению цен, по которым реализуются те или иные товары. Поэтому любая льгота по НДС или пониженная ставка по НДС, как правило, приводит к тому, что увеличиваются только прибыли тех, кто производит те или иные товары, облагаемые по ставке 10 процентов. Ну и кроме того, я должен указать на следующее. Мы очень давно уже обсуждаем введение единой пониженной ставки НДС для всех товаров. Чем больше мы расширяем перечень товаров, облагаемых по пониженной ставке, тем больше сомнений возникает в том, что мы сможем ввести единую пониженную ставку НДС. И соответственно, таким образом мы опять же размываем наши подходы к налоговой системе: вместо общего понижения налоговой ставки мы начинаем выдергивать отдельные товары, которые льготируются по тем или иным направлениям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента?.. Нет желания выступить. Ставится на голосование пункт 10... (Выкрики из зала.) С заключительным словом хочет выступить Михаил Михайлович Задорнов. Пожалуйста. ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, я сегодня утром был в одном из наиболее информатизированных вузов - Московском экономико-статистическом институте, сейчас - университете. Вот смотрите, книга, по которой они обучают, и компакт-диск, который используют, допустим, в этом вузе около ста тысяч студентов - дистанционное обучение там в ста шестидесяти городах России. Книга - 10 процентов НДС, та же самая информация на компакт-диске - 20 процентов НДС. Но это же вопрос простой, мы новую льготу-то не делаем, мы просто приводим в соответствие с законом, действующим сейчас, нормы в связи с появлением новых носителей. Понимаете? Причем... Я, например, спросил у себя в Западном окружном управлении образования: у них сейчас только одна трата, сейчас они закупают вот эти информационные материалы - 5 миллионов рублей тратит управление образования. Оно потом будет тратить точно на 10 процентов меньше, потому что это стандартная закупка. Но здесь-то никакой новой льготы, здесь приведение в соответствие с жизнью. Если мы хотим по-прежнему отставать от жизни на десять лет, конечно, мы должны против этого выступать, но, если мы хотим, чтобы наши дети, школьники и студенты, обучались с помощью современных средств, мне кажется, здесь нет никаких вопросов. Это даже не налоговый вопрос, это вопрос просто прогресса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Владимирович? Не надо, да? Всё. Ставится на голосование пункт 10, проект закона о внесении изменений в статью 164 Налогового кодекса, об НДС на видеопродукцию. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 11 сек.) Проголосовало за 199 чел. 44,2% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел. 53,8% Результат: не принято Не принято.