Заседание № 109
01.07.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 22647-4 "О внесении изменения в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся уточнения понятия "халатность").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5336 по 5441 из 6906
22-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Олега Васильевича Шеина. Но так как его нет, и это уже второй... Есть? Отлично. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "Родина". Уважаемые коллеги, в настоящее время, как мы с вами знаем, уже и Конституционный Суд начинает вплотную заниматься вопросами, связанными с соответствием Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации нормам Конституции, в частности по правам потерпевших лиц. Собственно, и многие иные нормы Уголовного кодекса, принятого в свое время под большим политическим воздействием наших бывших коллег справа, из "СПС" и "ЯБЛОКА", вызывают большое сомнение. Например, в соответствии со статьей 293 Уголовного кодекса (статья называется "Хищения") в части ответственности субъектами преступления являются исключительно должностные лица, то есть лица, наделенные определенными властными полномочиями, которыми они обязаны пользоваться правомерно. В отношении указанных лиц законом предусмотрена уголовная ответственность (статья называется "Халатность", я оговорился, конечно) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. И состав преступления в результате такого неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей усматривается только при причинении крупного ущерба. Таким образом, законодатель связал преступность указанных действий только с причинением материального вреда, крупного ущерба, исключив моральный вред, связанный с существенным нарушением прав и законных интересов граждан, а также нарушением охраняемых законом интересов общества или государства. Между тем совершенно очевидно, что отнюдь не всегда халатность связана исключительно с крупным ущербом, она может быть связана с существенным нарушением прав и законных интересов граждан, общества в целом. Поэтому, с моей точки зрения, которую, кстати, поддерживает и прокуратура в том числе, в данном случае есть смысл немножко изменить диспозицию статьи 293 Уголовного кодекса и изложить ее в следующей редакции: "Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или охраняемых законом интересов общества или государства, либо повлекло причинение крупного ущерба..." И далее уже идет санкция, то есть мера ответственности за соответствующее преступление. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. С содокладом от комитета выступит Капков Сергей Александрович. Пожалуйста. КАПКОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрел проект федерального закона и считает, что мы, Государственная Дума, должны отклонить данный законопроект. Во-первых, предлагаемое автором изменение статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации является по существу возвращением к редакции, в которой часть первая данной статьи действовала до вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Во-вторых, по нынешнему, действующему законодательству и законодательное описание, и реальное содержание рассматриваемых признаков халатности отличается от общественно опасных последствий должностного злоупотребления и превышения полномочий (статьи 285, 286 и 288 Уголовного кодекса Российской Федерации). По своей природе последствия в основном составе халатности выражаются в имущественном вреде, стоимостное выражение которого в соответствии с примечанием к статье 293 Уголовного кодекса Российской Федерации превышает 100 тысяч рублей. В-третьих, последствия неосторожных преступлений не могут быть идентичны последствиям умышленных преступлений, поскольку первые обладают менее высокой степенью общественной опасности и уголовная ответственность наступает при наличии четко указанных в законе наиболее тяжких последствий, причиненных по неосторожности. На этом основано построение состава халатности в соответствии с последними изменениями в уголовном законодательстве. Правительство Российской Федерации также прислало отрицательный отзыв на законопроект. На основании вышеизложенного наш комитет предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации". Прошу поддержать позицию комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович, присаживайтесь. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 20 сек.) Проголосовало за 47 чел.10,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 47 чел. Не голосовало 403 чел.89,6% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 105
10.06.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 22647-4 "О внесении изменения в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся уточнения понятия "халатность").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4115 по 4119 из 4697
Коллеги, пункт 24, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации". Фиксирую отсутствие в зале докладчика - Шеина Олега Васильевича. Переносим рассмотрение на следующее пленарное заседание.