Заседание № 109
01.07.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 22647-4 "О внесении изменения в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся уточнения понятия "халатность").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5336 по 5441 из 6906
22-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 293
Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной
Думы Олега Васильевича Шеина. Но так как его нет, и это уже второй... Есть?
Отлично. Пожалуйста, Олег Васильевич.
ШЕИН О. В., фракция "Родина".
Уважаемые коллеги, в настоящее время, как мы с вами знаем, уже и
Конституционный Суд начинает вплотную заниматься вопросами, связанными с
соответствием Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской
Федерации нормам Конституции, в частности по правам потерпевших лиц.
Собственно, и многие иные нормы Уголовного кодекса, принятого в свое время
под большим политическим воздействием наших бывших коллег справа, из "СПС" и
"ЯБЛОКА", вызывают большое сомнение. Например, в соответствии со статьей 293
Уголовного кодекса (статья называется "Хищения") в части ответственности
субъектами преступления являются исключительно должностные лица, то есть
лица, наделенные определенными властными полномочиями, которыми они обязаны
пользоваться правомерно. В отношении указанных лиц законом предусмотрена
уголовная ответственность (статья называется "Халатность", я оговорился,
конечно) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей
вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. И состав
преступления в результате такого неисполнения или ненадлежащего исполнения
должностным лицом своих обязанностей усматривается только при причинении
крупного ущерба. Таким образом, законодатель связал преступность указанных
действий только с причинением материального вреда, крупного ущерба, исключив
моральный вред, связанный с существенным нарушением прав и законных интересов
граждан, а также нарушением охраняемых законом интересов общества или
государства. Между тем совершенно очевидно, что отнюдь не всегда халатность
связана исключительно с крупным ущербом, она может быть связана с
существенным нарушением прав и законных интересов граждан, общества в целом.
Поэтому, с моей точки зрения, которую, кстати, поддерживает и прокуратура в
том числе, в данном случае есть смысл немножко изменить диспозицию статьи 293
Уголовного кодекса и изложить ее в следующей редакции: "Халатность, то есть
неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей
вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это
повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или
охраняемых законом интересов общества или государства, либо повлекло
причинение крупного ущерба..." И далее уже идет санкция, то есть мера
ответственности за соответствующее преступление.
Спасибо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.
С содокладом от комитета выступит Капков Сергей Александрович. Пожалуйста.
КАПКОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет
Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и
процессуальному законодательству рассмотрел проект федерального закона и
считает, что мы, Государственная Дума, должны отклонить данный законопроект.
Во-первых, предлагаемое автором изменение статьи 293 Уголовного кодекса
Российской Федерации является по существу возвращением к редакции, в которой
часть первая данной статьи действовала до вступления в силу Федерального
закона от 8 декабря 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации".
Во-вторых, по нынешнему, действующему законодательству и законодательное
описание, и реальное содержание рассматриваемых признаков халатности
отличается от общественно опасных последствий должностного злоупотребления и
превышения полномочий (статьи 285, 286 и 288 Уголовного кодекса Российской
Федерации). По своей природе последствия в основном составе халатности
выражаются в имущественном вреде, стоимостное выражение которого в
соответствии с примечанием к статье 293 Уголовного кодекса Российской
Федерации превышает 100 тысяч рублей.
В-третьих, последствия неосторожных преступлений не могут быть идентичны
последствиям умышленных преступлений, поскольку первые обладают менее высокой
степенью общественной опасности и уголовная ответственность наступает при
наличии четко указанных в законе наиболее тяжких последствий, причиненных по
неосторожности. На этом основано построение состава халатности в соответствии
с последними изменениями в уголовном законодательстве.
Правительство Российской Федерации также прислало отрицательный отзыв на
законопроект.
На основании вышеизложенного наш комитет предлагает Государственной Думе
отклонить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 293
Уголовного кодекса Российской Федерации". Прошу поддержать позицию комитета.
Спасибо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович, присаживайтесь.
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие
выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю
президента, полномочному представителю правительства? Нет. Ставится на
голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения
в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу
голосовать.
Включите режим голосования.
Покажите результаты голосования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 20 сек.)
Проголосовало за 47 чел.10,4%
Проголосовало против 0 чел.0,0%
Воздержалось 0 чел.0,0%
Голосовало 47 чел.
Не голосовало 403 чел.89,6%
Результат: не принято
Не принято.
Заседание № 105
10.06.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 22647-4 "О внесении изменения в статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся уточнения понятия "халатность").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4115 по 4119 из 4697
Коллеги, пункт 24, о проекте федерального закона "О внесении изменения в
статью 293 Уголовного кодекса Российской Федерации". Фиксирую отсутствие в
зале докладчика - Шеина Олега Васильевича. Переносим рассмотрение на
следующее пленарное заседание.