Заседание № 232

09.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 226467-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся налогообложения образовательных учреждений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3224 по 3582 из 6244
Переходим к пункту 9.                                                           
                                                                                
По ведению - депутат Коломейцев.                                                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, я имею право выступать по мотивам, даже если   
я выступал, дважды разрешается депутату, тем более что Валерий Васильевич       
Гребенников исказил суть моего выступления. Я ничего не интерпретировал, я      
вам зачитал статью 10 Конституции, не больше и не меньше. А вы уже              
интерпретировали так, как вас учили.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, ну вы, пожалуйста, с Валерием         
Васильевичем разбирайтесь не на пленарном заседании, не для стенограммы.        
Очень как-то похоже стало на кухонные разборки вообще поведение депутатов в     
палате.                                                                         
                                                                                
Пункт 9 - проект федерального закона...                                         
                                                                                
По ведению - Надеждин.                                                          
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. У меня короткая ремарка по процедуре этого голосования. Есть     
народная примета, работает совершенно точно: если вносит кто-то из              
центристов, Котенков говорит, что Президент не вносил, голосуют со второго      
раза. Это народная примета. Спасибо.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё точно выслушал, то, что сказали Коломейцеву, и        
поступил точно так же.                                                          
                                                                                
Пункт 9 - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в       
статью 264 второй части Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает   
депутат Государственной Думы Шишлов Александр Владимирович.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШИШЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и       
науке, фракция "ЯБЛОКО".                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию             
предлагаются поправки к статье 264 части второй Налогового кодекса Российской   
Федерации, связанные с частичным восстановлением налоговых льгот, которые       
существовали в сфере образования до принятия части второй Налогового кодекса.   
Предложения состоят из двух частей.                                             
                                                                                
Первая - это разрешение относить за пределы налоговой базы, освобождение от     
налогообложения расходов, связанных с приобретением основных средств            
образовательными учреждениями, основных средств и малоценных предметов.         
Сегодня применяемый механизм налогообложения и применяемый механизм учета       
амортизации приводят к тому, что внебюджетные средства, которые зарабатывают    
образовательные учреждения, в значительной степени проедаются. Я могу           
привести вам данные, с помощью которых можно сравнить положение в образовании   
в 2001 году и в 2002 году. В 2001 году, когда существовал другой налоговый      
режим, примерно 8 процентов внебюджетных средств, заработанных высшими          
учебными заведениями, направлялось на закупку оборудования и примерно столько   
же, около 8 процентов, - на капитальный ремонт. После того как был введен       
механизм, предусмотренный частью второй Налогового кодекса, эти расходы         
сократились вдвое. Соответственно, увеличилась доля расходов, направляемых      
образовательными учреждениями по разделу "Прочие расходы". Вы можете            
догадаться, о какого рода расходах идет речь. Таким образом, введенный          
механизм налоговой политики привел к тому, что высшим учебным заведениям, да    
и образовательным учреждениям в целом, стало невыгодно вкладывать средства в    
собственное развитие. Мы хотим восстановить существовавшее положение, мы        
хотим стимулировать развитие образования, стимулировать привлечение             
внебюджетных средств на цели развития образования, на закупку оборудования. И   
предлагаем освободить эти расходы от налогообложения, вывести их за пределы     
налоговой базы по налогу на прибыль.                                            
                                                                                
Следующее предложение, которое также содержится в этом законопроекте,           
относится к сфере среднего профессионального образования. Сегодня по            
действующей редакции статьи 246, это последний абзац пункта 3, к прочим         
расходам налогоплательщики могут относить расходы, связанные с подготовкой и    
переподготовкой (в том числе повышением квалификации кадров) на договорной      
основе с образовательными учреждениями, получившими аккредитацию, имеющими      
лицензию. Но из этого перечня исключены высшие и средние учебные заведения.     
Очевидно, логика при принятии этих исключений была таковой: если дать           
возможность относить к расходам, связанные с производством и реализацией,       
расходы, связанные с получением высшего образования по договорам с              
организациями, то это может стимулировать недобросовестное использование        
средств организациями. Скажем, руководители, наверное, стремились бы            
направить для получения платного высшего образования своих детей. Но в данном   
случае мы говорим о среднем профессиональном образовании, и такие мотивы вряд   
ли здесь применимы. С другой стороны, все мы знаем, в каком сложном положении   
находится система среднего профессионального образования. И мы полагаем, что    
введение такой налоговой льготы позволит привлечь дополнительные средства в     
систему среднего профессионального образования и будет способствовать           
обучению востребованных промышленностью и хозяйством российским кадров.         
Поэтому мы здесь сразу решаем несколько задач, если примем такую инициативу.    
                                                                                
На законопроект поступили различные замечания, в частности поступили            
замечания после рассмотрения в бюджетном комитете. И мы полагаем, что           
замечания, связанные, скажем, с характером основных средств, которые            
выводятся из налоговой базы, вполне могут быть учтены во втором чтении так      
же, как и другие предложения бюджетного комитета. Но главное - принять          
принципиальное решение о поддержке сферы образования, о создании налоговых      
механизмов, которые стимулируют привлечение внебюджетных средств в эту сферу.   
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               В. В. Жириновский                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё у вас, Александр Владимирович?                        
                                                                                
Тогда содокладчика заслушаем. Пожалуйста, содоклад заместителя председателя     
комитета по бюджету Михаила Михайловича Задорнова. А потом - вопросы и          
выступления.                                                                    
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не буду еще раз останавливаться на сути этих двух          
предложений. У нас была подробная дискуссия в бюджетном комитете, и комитет     
рекомендует Думе принять данный законопроект в первом чтении, но при условии,   
что во втором чтении будут учтены два принципиальных замечания.                 
                                                                                
Первое. Если образовательная организация заработала внебюджетные средства       
оказанием образовательных услуг, то, соответственно, она может отнести их на    
расходы, если оборудование, которое она приобретает, используется именно для    
образовательных целей. Ну, я думаю, что понятно, зачем мы предлагаем такое      
ограничение, - чтобы все-таки на базе, скажем, учебных заведений не             
приобреталось оборудование, которое бы выводилось из-под налога и               
использовалось на какие-то другие цели, что сегодня по уставу вполне можно      
сделать. Это первое дополнение.                                                 
                                                                                
И второе дополнение. Мы предлагаем во втором чтении рассмотреть возможность     
установления определенных, может быть, числовых ограничений в этом режиме.      
                                                                                
Исходя из того, что, сегодня мы знаем, затруднено отнесение на расходы этих     
средств, амортизация основных средств для бюджетных организаций крайне          
затруднена, что ставит их в невыгодное положение даже по сравнению с            
предприятиями, скажем, промышленности или сельского хозяйства, мы считаем,      
что само предложение коллег правильное и оно может быть поддержано с учетом     
этих двух замечаний.                                                            
                                                                                
Что касается второго предложения. Поскольку, как мы знаем, бюджеты              
федеральный, региональные не могут в полном объеме финансировать расходы        
вузов, мы считаем, что можно относить на расходы предприятий те средства,       
которые они направляют на оплату первого среднего специального или высшего      
образования своих работников, поскольку это создает дополнительный спрос на     
образовательные услуги, и если государство целиком не может обеспечить          
финансирование вузов, то это канал, по которому можно привлечь дополнительные   
средства от тех предприятий, которые заинтересованы в подготовке своих          
кадров.                                                                         
                                                                                
И таким образом, с двумя дополнениями бюджетный комитет рекомендует Думе        
поддержать данный законопроект. Спасибо.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо.                                             
                                                                                
Вопросов нет? Желающих выступить нет.                                           
                                                                                
Пожалуйста, представитель Правительства. Моторин Михаил Альбертович, от         
Министерства финансов.                                                          
                                                                                
МОТОРИН М. А., заместитель министра финансов Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, всегда достаточно сложно выступать     
против льгот социального характера. Но я хотел бы обратить внимание на то,      
что, принимая главу Налогового кодекса о налоге на прибыль, мы договаривались   
с вами о том, что, понижая ставку налога на прибыль, мы сокращаем или           
практически ликвидируем все льготы, которые у нас применялись по налогу на      
прибыль. Сейчас мы видим обратную тенденцию: постепенно, по одной, по две,      
начинают восстанавливаться все те льготы, которые мы ликвидировали, и           
создаются новые. К чему всё это приводит? Любая льгота, которая вводится в      
налоговую систему, разъедает эту налоговую систему, так как, как правило,       
любой налоговой льготой в большем объеме пользуется не тот, кому                
предназначена эта налоговая льгота, а тот, кто хочет воспользоваться этой       
льготой для уклонения от налогообложения. Естественно, что и данный             
законопроект создает такие возможности для уклонения от налогообложения. Не     
случайно бюджетный комитет делает значительные оговорки по поводу того, что     
нужно включить во втором чтении в данный законопроект, чтобы перекрыть эти      
возможности по уклонению от налогообложения. Но при этом нужно учитывать, что   
чем больше таких будет оговорок, тем сложнее будет применять эту льготу тем,    
для кого она предназначена. Очень сложно всегда доказывать целевое              
использование тех или иных средств. И соответственно, опять же те, кому эта     
льгота предназначена, ей, как правило, воспользоваться не смогут и, наоборот,   
воспользуются только те, кто недобросовестно попытается использовать эту        
льготу.                                                                         
                                                                                
Соответственно, такие поправки существенно усложняют администрирование          
налога. Чем больше льгот, тем нужно больше проверять, больше подтверждать       
целевой характер направления и использования этих средств.                      
                                                                                
Поэтому Правительство против принятия данного законопроекта и предлагает его    
отклонить. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Смолин, и будем голосовать.           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Вольфович! Как один из       
авторов законопроекта и от имени Агропромышленной депутатской группы я хотел    
бы попросить вас поддержать этот законопроект по следующим основным             
соображениям.                                                                   
                                                                                
Соображение первое. Мы должны четко понимать, что отмена или сокращение         
налоговых льгот по образованию уменьшают его финансирование. Финансирование     
образования сейчас, по расчетам экспертов, минимум в два раза, по самому        
минимуму в два раза меньше, чем должно быть. И между тем в прошлом году, по     
данным Министерства образования, от ликвидации налоговых льгот система          
образования только по министерству потеряла 3,5 миллиарда рублей (документы у   
нас есть на руках).                                                             
                                                                                
Соображение второе, уважаемые коллеги. Мировой опыт. Я другой такой страны не   
знаю, где образование облагалось бы налогами. Повторяю, из развитых не знаю     
ни одной. Мы специально проводили экспертные опросы и специально направили      
письма в различные государства. Так вот, Соединенные Штаты, Британия,           
Франция, Германия, Южная Корея и так далее - сфера образования налогов не       
платит. Государственное - полностью, частное - так, как и было у нас раньше,    
- в части, реинвестируемой в образовательный процесс снова. Мы в данном         
случае идем другим путем, и, мягко говоря, не лучшим путем.                     
                                                                                
И наконец, третье, уважаемые коллеги. Мне не очень понятна эта логика: все      
должны быть абсолютно равны по налогообложению. Давайте всем ликвидируем        
льготы и сделаем всех равными, сделаем равными нефтяную компанию и школу,       
табачную компанию и больницу, "Газпром" и Большой театр, инвалидов и новых      
русских?! С такой политикой мы уже много чего наделали. Я не понимаю, почему    
принцип самого примитивного, я бы сказал так, казарменного коммунизма           
используется для того, чтобы насаждать в России самый дикий капитализм. Я       
уверен, что эта идеология налоговая неправильна.                                
                                                                                
Что касается злоупотреблений, мы спрашивали специально наших коллег -           
парламентариев из разных стран: а вот вы не боитесь, что школа будет            
злоупотреблять налоговыми льготами? Ответ был один и тот же во всех странах:    
на это есть правоохранительные органы, уважаемые коллеги.                       
                                                                                
Этот закон паллиативный, осторожный, но это первый шаг все-таки в правильном    
направлении, поэтому прошу вас активно поддержать этот законопроект. Спасибо.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Арбатов. И будем голосовать. Еще Шишлов.          
                                                                                
АРБАТОВ А. Г. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Мне кажется,   
всем совершенно ясно, что сфера образования - это сфера, напрямую относящаяся   
к будущему государства, государства процветающего, цивилизованного, стоящего    
на передовых рубежах развития науки, техники, экономики и обороноспособности.   
Финансирование образования в нашей стране далеко не достаточно. Дополнительно   
к тому, что сказал коллега Смолин, можно привести еще много цифр и фактов. Ну   
вот, например, то, что во многих районах Сибири, Дальнего Востока наличие       
компьютера и доступ в Интернет - это единственный способ для молодых людей      
получить самую современную информацию в отсутствие библиотек, книг, должного    
обеспечения периодической литературой, - это еще один важный факт, который мы   
должны учитывать. Многие депутаты, которые приезжают из регионов,               
рассказывают, что доступ к Интернету буквально меняет культурный,               
образовательный, специальный уровень учащихся в этих нецентральных,             
нестоличных учебных заведениях.                                                 
                                                                                
В этой связи предоставить стимул организациям направлять своих работников для   
повышения их уровня в образовательных учреждениях, создать для этих             
учреждений стимул приобретать современное оборудование, иметь доступ к          
современным информационным технологиям, освобождая их, таким образом, от        
налогов, - это важнейший способ восполнить то далеко не адекватное              
финансирование этой важнейшей для цивилизованного общества сферы, которое       
ежегодно из бюджета в бюджет переходит у нас.                                   
                                                                                
Принятие положений, изложенных в законопроекте, позволит частично               
восстановить налоговые позиции образовательных учреждений, существовавшие до    
1 января 2002 года, и привести в соответствие нормативные положения в части     
налогового законодательства, предусмотренные в федеральных законах в области    
образования, с Налоговым кодексом Российской Федерации, привлечь                
дополнительные средства работодателей в сферу образования.                      
                                                                                
Фракция "ЯБЛОКО" будет голосовать в полном составе за этот законопроект, и мы   
призываем наших коллег по Государственной Думе также его поддержать. Спасибо.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово. Докладчик депутат Шишлов,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШИШЛОВ А. В. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые коллеги! Я попросил        
слова, прослушав выступление представителя Правительства. Я должен сказать,     
что и у меня, и у очень многих, я думаю, коллег-депутатов, как и у авторов      
законопроекта, отношение к налоговым льготам тоже весьма настороженное. Но на   
это и существует второе чтение, на это и существуют правовые механизмы -        
чтобы предусмотреть инструменты защиты, защиты от злоупотреблений и             
нецелевого использования этих льгот, которые мы предоставляем. Поэтому в        
принципе здесь вопрос стоит совершенно иначе. Здесь стоит вопрос, хотим ли мы   
создать особые условия для абсолютно приоритетной сферы, для сферы, от          
которой зависит будущее страны, или мы хотим создавать равные условия для       
всех и оставаться в плену теоретических представлений, забыв при этом, какое    
будущее ждет наше образование.                                                  
                                                                                
Если сегодня у нас не хватает бюджетных средств на поддержку образования, то    
нужно использовать другие механизмы для привлечения других, внебюджетных        
средств, именно это мы и предлагаем. Я еще раз хочу напомнить, что введение в   
действие нынешнего механизма налогообложения привело к тому, что в прошлом      
году более 3 миллиардов рублей из заработанных высшими учебными заведениями     
денег было направлено не на развитие образования, не на закупку оборудования,   
необходимого для учебного процесса, а на прочие расходы. Мы хотим поощрять      
такой путь использования финансовых средств или мы хотим поощрять развитие      
образования?                                                                    
                                                                                
Я прошу очень внимательно отнестись к этому голосованию и отдельно обращаюсь    
к коллегам из центристских фракций, и особенно к коллегам из фракции "ОВР",     
потому что ваш представитель является одним из руководителей,                   
координатором-сопредседателем Российского общественного союза развития          
образования. И мне кажется, что политическая позиция в поддержку развития       
образования выражается именно в таких голосованиях, которые создают             
стимулирующую среду для образования.                                            
                                                                                
Я хочу подчеркнуть, что законопроект внесен был представителями разных          
фракций. Мы приглашали в соавторы и других депутатов. И по сути, от нынешнего   
голосования по очень простому законопроекту, на мой взгляд, зависит ответ на    
вопрос, как действительно относятся фракции к тому, является ли образование     
приоритетом.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще депутат Плетнёва и потом Михаил Михайлович,           
содокладчик, и будем голосовать.                                                
                                                                                
С места, пожалуйста, Тамара Васильевна.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, я думаю, всем, сидящим здесь в зале,          
понятно, что закон этот надо принимать, что государство на образование денег    
выделяет недостаточно. И те деньги, которые образование само зарабатывает, -    
хотя бы эти деньги надо позволить оставить на систему образования. Это всем     
понятно. Тогда почему же мы ведем здесь дебаты? И почему... Я уверена, больше   
чем уверена, что закон всё равно не пройдет. У всех главная мысль - что денег   
в бюджете будет меньше, а как их восполнить?                                    
                                                                                
Я вспоминаю, как мы голосовали здесь закон о подоходном налоге с физических     
лиц, и всё время думаю: как же вы могли тогда голосовать по всем одинаково? И   
мотивировка была одна: да вы знаете, они же всё равно платить-то так много не   
будут. Можно найти тысячи различных вариантов для того, чтобы и социальные      
проблемы решать, и проблемы образования, о которых и Президент в посланиях      
говорит, и все выступающие с экранов: мы поддерживаем и народ, и образование,   
учителей и всех. А как до голосования дело доходит, так не голосуем.            
                                                                                
Наша фракция будет голосовать единогласно за этот закон и просит всех           
депутатов поддержать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчику слово. Михаил Михайлович Задорнов, и         
голосуем.                                                                       
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, у меня буквально 30 секунд.                   
                                                                                
Если во втором чтении будут две поправки, которые предлагает бюджетный          
комитет, приняты, мы гарантируем, что это исключает какую-либо возможность      
использования вот этих льгот не на образовательные цели. Именно при условии     
внесения этих двух поправок во втором чтении комитет поддержал законопроект и   
просит принять в первом чтении. Спасибо.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование пункт 9 повестки дня: принять в   
первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 264      
части второй Налогового кодекса..." (в части налогообложения образовательных    
учреждений). Пожалуйста, голосуем.                                              
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              194 чел.             43,1%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    203 чел.                                          
Не голосовало                 247 чел.             54,9%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6194 по 6203 из 6244
БУТКЕЕВ В. А. Я просто хотел, чтобы в стенограмму внесли, что по пункту 9 - о   
льготах для учебных учреждений, о налоговых льготах, и по пункту 12 - о         
воинской обязанности, об отсрочке для тех, у кого жена вторым ребенком          
беременна, я голосовал за, а у меня в распечатке стоит "не проголосовал".       
Пусть в стенограмме...                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, пусть в стенограмму внесут добавление, что депутат   
Буткеев голосовал за два этих законопроекта. Всё, мы всё исчерпали. До          
свидания.