Заседание № 98

13.05.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 22642-4 "О внесении изменения в статью 222 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об установлении ответственности за незаконный оборот огнестрельного гладкоствольного оружия и незаконное приобретение и ношение газового, а также холодного оружия, в том числе метательного).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3513 по 3888 из 6641
У нас подошел докладчик по 14-му вопросу, давайте мы этот пункт рассмотрим. О   
проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 222 Уголовного       
кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Олега       
Васильевича Шеина.                                                              
                                                                                
ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, в этой связи я, наверное, не буду рассказывать    
как автор то, что написано в пояснительной записке, а зачитаю, пожалуй,         
официальный отзыв на данный законопроект Верховного Суда Российской             
Федерации, который как раз является структурой, анализирующей                   
правоприменительную практику, чье мнение по вопросам, связанным с уголовным     
законодательством, равно как и иным другим, с моей точки зрения, должно         
учитываться Государственной Думой.                                              
                                                                                
Официальный отзыв Верховного Суда на законопроект, который я внес, по статье    
222 Уголовного кодекса: "Предлагаемые в данном законопроекте новые редакции     
частей 1 и 4 статьи 222 УК РФ преследуют цель ограничить незаконный оборот      
оружия, в том числе гладкоствольного огнестрельного оружия, а также             
холодного, газового и метательного. В пояснительной записке к проекту           
обоснованно указывается на то, что неправомерный оборот оружия, боеприпасов,    
взрывчатых веществ и взрывных устройств является одним из наиболее серьезных    
факторов, способствующих ухудшению криминогенной обстановки, росту              
организованной преступности, терроризма в стране..." - с которым у нас кто-то   
здесь, по-моему, борется - "...и представляет реальную угрозу                   
государственной, общественной и личной безопасности граждан. Справедливость     
этого вывода подтверждается судебно-следственной практикой, ибо большинство     
преступлений против жизни и здоровья совершается с применением огнестрельного   
(в том числе гладкоствольного) и холодного оружия. К сожалению, принимаемые     
меры по изъятию оружия, находящегося в незаконном обороте, не дают ощутимых     
результатов. Выдача незаконно хранящегося огнестрельного оружия, включая и      
гладкоствольное, происходит не добровольно, а лишь при задержании               
подозреваемых и обысках. С учетом изложенного данный законопроект в целом       
поддерживается". И больше того, там предлагается даже дополнить после слов      
"огнестрельного оружия" слова "его основных частей". Могу сказать, что          
законопроект об ответственности за незаконное приобретение, передачу, сбыт,     
хранение, перевозку и ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатки    
и прочего писался в тесном сотрудничестве с работниками прокуратуры, и, с       
моей точки зрения, каких-то оснований, кроме абсолютно формальных,              
высказанных комитетом, для отклонения данного законопроекта нет. У меня         
большая просьба к представителю комитета не просто зачитать отзыв комитета, а   
прокомментировать, как комитет относится к мнению Верховного Суда как к         
мнению третьей власти в Российской Федерации.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Содоклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и             
процессуальному законодательству Сергея Александровича Капкова. Пожалуйста.     
                                                                                
КАПКОВ С. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Ну, Олег Васильевич сделал за меня половину дела - он зачитал отзыв             
Верховного Суда на его законопроект, но умолчал о ряде причин, которыми         
руководствуется наш комитет. Я повторю их, с вашего позволения.                 
                                                                                
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 222 Уголовного кодекса    
Российской Федерации, установив уголовную ответственность за незаконное         
приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение                   
гладкоствольного оружия. При этом исключается уголовная ответственность за      
данные деяния в отношении основных частей огнестрельного оружия. Кроме того,    
предлагается разрешить ношение холодного оружия в местностях, где оно           
является принадлежностью национального костюма. На взгляд нашего комитета,      
предлагаемые изменения в Уголовный кодекс неприемлемы по следующим причинам.    
Как вам известно, в рамках либерализации уголовного законодательства            
Федеральным законом от 8 декабря 2003 года "О внесении изменений и дополнений   
в Уголовный кодекс Российской Федерации" уголовная ответственность за данные    
деяния была исключена. В настоящее время в сфере оборота данного типа           
гражданского оружия административных форм регулирования вполне достаточно. В    
частности, административная ответственность за незаконный сбыт гражданского     
гладкоствольного оружия, его основных частей и боеприпасов предусмотрена в      
статье 20.8 Кодекса об административных правонарушениях. Вместе с тем           
предложение об исключении уголовной ответственности за незаконный оборот        
основных частей огнестрельного оружия противоречит требованиям Европейской      
конвенции № 101 от 28 июня 1978 года о контроле за приобретением и хранением    
огнестрельного оружия частными лицами. Предложение автора законопроекта в       
части разрешения на ношение холодного оружия в местностях, где оно является     
принадлежностью национального костюма, противоречит Конституции Российской      
Федерации, ведь часть 2 статьи 19 Конституции провозглашает равенство прав      
человека и гражданина, в том числе независимо от национальности и места         
жительства. Следует также отметить, что в Российской Федерации не существует    
местности, где холодное оружие является принадлежностью национального           
костюма, в законодательстве данная форма не предусмотрена.                      
                                                                                
Мы с уважением относимся к официальному отзыву Верховного Суда, но у нас есть   
официальный отзыв и правительства, которое предлагает не поддерживать данный    
законопроект, так как в рамках государственной политики идет политика           
либерализации уголовного законодательства.                                      
                                                                                
Поэтому позиция нашего комитета - отклонить данный законопроект.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович, присаживайтесь.            
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу вопрос.                      
                                                                                
Розуван Алексей Михайлович, пожалуйста.                                         
                                                                                
РОЗУВАН А. М. У меня вопрос к содокладчику.                                     
                                                                                
Сергей Александрович, а в чем вы видите разницу в степени общественной          
опасности? За карабин установлена уголовная ответственность, а за нарезное      
оружие, за гладкоствольное охотничье оружие она отсутствует. Для сведения       
сообщаю, что при попадании в грудную клетку лося из карабина животное еще       
может пробежать сто метров, из гладкоствольного ружья - падает на месте. Если   
из такого ружья выстрелить человеку в череп, то он вместе с мозгами прилипнет   
к стене. И сегодня надо признать, что была допущена ошибка, когда исключалась   
уголовная ответственность за ношение и хранение гладкоствольного охотничьего    
оружия. Согласен с тем, что нет необходимости в уголовной ответственности за    
газовое оружие, но в первом случае надо ошибку исправлять. Ваше мнение?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Сергею Александровичу       
Капкову. По карточке Гришина Виктора Ивановича, будьте добры.                   
                                                                                
КАПКОВ С. А. Спасибо, Алексей Михайлович, за вопрос. Хотелось бы отметить,      
что вопрос вы поднимаете правильный, но 222-я статья Уголовного кодекса         
предусматривает ответственность за незаконное приобретение, когда же вы         
говорите, что совершено преступление с применением этого оружия, то за это      
преступление в Уголовном кодексе предусмотрена уголовная ответственность. Но    
мы также должны понимать, что не все владельцы охотничьего и гладкоствольного   
оружия являются преступниками, они прежде всего являются охотниками. Без        
дополнительных документов вы не можете пойти в оружейный магазин и приобрести   
оружие, оно же не находится в свободной продаже.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ. Нет больше вопросов? Есть. Чижов, да?      
Пожалуйста, Чижов Сергей Викторович.                                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЧИЖОВ С. В., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
У меня вопрос докладчику, Олегу Васильевичу.                                    
                                                                                
Насколько я помню, цель законопроекта заключается в том, чтобы снизить          
уровень криминогенности в стране. С одной стороны, ужесточение мер, связанное   
с заменой административной ответственности на уголовную, за незаконный оборот   
гладкоствольного оружия является как бы логическим. С другой стороны, два       
остальных пункта - исключение уголовной ответственности в отношении основных    
частей огнестрельного оружия и разрешение ношения холодного оружия, если оно    
является принадлежностью национального костюма, - на мой взгляд, наоборот,      
как бы ослабляют предъявленную цель.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, ответьте.               
                                                                                
ШЕИН О. В. Спасибо большое.                                                     
                                                                                
Вот по тем правилам, которые сейчас существуют, человек может ходить с шашкой   
около Спасских ворот в день выступления президента перед парламентом, и это     
будет вполне законным, нормальным и никаких к нему претензий особенных,         
уголовных, предъявить будет невозможно.                                         
                                                                                
Что касается вопросов, связанных с предметами национального быта, как сказал    
докладчик от комитета, у нас в законодательстве нет территорий, которые         
подпадают под понятие регионов, где особенностью национального быта является    
ношение холодного оружия. Это просто старая формулировка, которая у нас была    
в предыдущем Уголовном кодексе. Эту формулировку сочли правильным сохранить     
те люди, с которыми непосредственно я разрабатывал законопроект, то есть        
прокуратура, чтобы не нагнетать какую-то сложную ситуацию на Северном           
Кавказе. Потому что есть закон, а есть его правоприменительная практика.        
По-любому речь идет именно о том, чтобы восстановить старые правила, потому     
что, по мнению большого числа, практически всех сотрудников МВД, прокуратуры,   
ФСБ и большой части судей, Уголовный кодекс и УПК, которые сегодня              
существуют, писались скорее преступниками и их адвокатами, чем людьми,          
занимающими твердую государственную позицию. Я напомню, что и тот и другой      
законы были приняты по инициативе наших коллег из фракций "СПС" и "ЯБЛОКО".     
Это было проявлением именно такой очень либеральной идеологии, нацеленной на    
то, чтобы в первую очередь защитить интересы обвиняемых и подозреваемых лиц,    
и совершенно во второй очереди оказались интересы лиц, страдающих от действий   
преступников. И поэтому то, что у нас было написано два года назад, надо,       
бесспорно, исправлять.                                                          
                                                                                
Норма, которую я предлагаю, поддерживается тем же самым Верховным Судом, она    
предполагает ужесточение нынешних правил, и уж, по-моему, после тех законов о   
борьбе с терроризмом, которые были приняты у нас в прошлом году, говорить о     
том, что наша государственная политика направлена на либерализацию              
законодательства в области незаконного оборота оружия, по меньшей мере          
странно.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Курьянович Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Уважаемые коллеги, я предлагаю на этот вопрос посмотреть       
несколько шире. Мы выступаем за легализацию короткоствольного огнестрельного    
оружия. Вот такие данные я вам могу привести. В нашей стране, по оценкам        
криминалистов, в незаконном обороте находится более пяти миллионов стволов,     
по уровню преступности Россия, это общеизвестный факт, занимает второе место.   
В 1992 году в Эстонии был принят закон, разрешающий продажу короткоствольного   
оружия, револьверов и пистолетов, и в результате в следующем, точнее, в 1999    
году уровень преступности в стране снизился на 80 процентов, а количество       
убийств сократилось на 20 процентов. Власти Великобритании, напротив, в 1997    
году ввели запрет на оборот оружия, и к 2002 году рост убийств составил 54      
процента.                                                                       
                                                                                
Речь идет о том, чтобы разрешить приобретение и ношение оружия                  
совершеннолетним дееспособным гражданам, прошедшим медицинское                  
освидетельствование и специальную подготовку в спортивно-стрелковых клубах. А   
нынешняя власть, она боится своего народа, поэтому так называемые ЧОПы,         
которые в основном состоят из бандитствующих элементов, имеют все права на      
приобретение не только гладкоствольного, но и огнестрельного нарезного          
оружия. Получается так, что все честные добропорядочные граждане не могут       
себя защитить. Наверное, как раньше в ГУЛАГе давили, так сказать,               
политических заключенных и меньше внимания обращали на уголовников, так и       
сейчас, видимо, - и это символично - наши власти будут поддерживать эти         
бандитствующие ЧОПы, но не давать разрешать носить оружие честным гражданам,    
и в этом, наверное, социальная близорукость их и проявляется.                   
                                                                                
Поэтому этот вопрос политический, я призвал бы коллег воздержаться от           
голосования по данному вопросу, оружие нужно легализовывать, вооружать им       
наших граждан, поскольку бандиты все уже давно вооружены.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Владимирович.                            
                                                                                
Воронин. Пожалуйста, Павел Юрьевич.                                             
                                                                                
ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Ну, я тоже категорически против принятия этого закона. Могу обосновать тоже     
почему. Что, якут, охотник, живущий в тайге, будет разрешение брать на          
ношение своего оружия, так сказать, идя на охоту? Ну, до маразма можно дойти,   
понимаете? Давайте, как в Штатах: если вы ходите по улице с пилочкой для        
ногтей и с ножничками маникюрными, значит, вы подвергаетесь уголовной           
ответственности. Террористы, поверьте мне, будут покупать нарезное оружие,      
потому что у нас на Кавказе оно стоит гораздо дешевле, чем гладкоствольное, и   
его купить проще, можно купить там соответствующее за не очень дорого, в том    
числе и АКМ.                                                                    
                                                                                
Что касается разрешения на ношение холодного оружия, то этого вообще, я         
считаю, ни в коем случае нельзя делать. Например, исключения для                
национальностей вы предлагаете ввести - это я к депутату Шеину обращаюсь.       
Понимаете, казак - это тоже, мы считаем, этническая национальность, а у нас     
по казачьему уставу можно с шашкой ходить, можно с плеткой, можно на лошади     
ездить. Ну и что? Вы на Кавказе просто рванете ситуацию, потому что все         
горские народы начнут вооружаться холодным оружием, а потом вспомнят, что их    
прадеды с пиками ходили, с копьями, и кончится это весьма плачевно. А народ     
ждет, чтобы ему что-нибудь разрешили, так же, как ждут принятия закона о        
казачестве с одной лишь целью - чтобы в этом законе было предусмотрено          
ношение холодного оружия. Этого ни в коем случае нельзя делать! Что касается    
холодного оружия, я считаю, что мы еще не доросли, а что касается               
гладкоствольного, еще раз подчеркну, что преступники им не пользуются, на       
лося с ним ходят, а на человека нет, на человека ходят с нарезным оружием,      
оно эффективнее.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Чижов Сергей Викторович.                                            
                                                                                
ЧИЖОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович.                                        
                                                                                
Я бы тоже хотел высказать свое мнение, прежде чем приступить к голосованию, и   
обосновать его.                                                                 
                                                                                
Надо заметить, что в законодательстве Советского Союза никогда не               
предусматривалась уголовная ответственность за гладкоствольное оружие,          
охотничьи ружья на протяжении нескольких десятилетий свободно продавались в     
спортивных и промтоварных магазинах и считались средством проведения досуга,    
так же как и спиннинги, и садово-огородный инвентарь. С другой стороны,         
по-прежнему у нас в стране остаются зоны массового владения оружием, как мои    
коллеги говорили уже здесь, - это Север, Сибирь, Северный Кавказ. При этом      
речь, как правило, идет об оружии хотя и нелегальном формально, но в то же      
время по большей части не криминальном, в отношении которого местные власти     
разумно не принимают никаких жестких мер.                                       
                                                                                
Что касается неправомерно используемого гладкоствольного оружия, гражданам,     
занимающимся спортом и охотой, не всегда удается, в общем-то, по объективным    
причинам оформить соответствующие документы на приобретение, передачу, сбыт и   
хранение. Таких людей у нас в стране достаточно много. Я считаю, что те         
административные меры, которые на сегодняшний день принимаются, касающиеся      
незаконного оборота гладкоствольного оружия, вполне регулируют эту ситуацию,    
тем более что штраф может достигать 50 тысяч рублей.                            
                                                                                
Что касается примеров других стран, то, как вы знаете (здесь и мои коллеги      
тоже приводили примеры), в США, например, в двадцати восьми штатах разрешено    
скрытое ношение огнестрельного оружия. Мне кажется, что иногда можно            
принимать меры не по ужесточению, а, наоборот, по легализации и упрощению       
некоторых правил, по которым живет наша общественность, люди.                   
                                                                                
В заключение хотелось бы сказать, что оружие не определяет жизненные            
принципы, оно всего лишь инструмент в руках человека, и проблема роста числа    
преступлений связана не с использованием оружия, она носит именно социальный    
характер, поэтому причину нужно искать именно в деградации общества и           
отдельных его элементов. Представленные факты свидетельствуют о том, что        
заявленные автором проекта цели не достигаются предлагаемыми мерами и           
способами. Я предлагаю этот законопроект отклонить.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть еще желающие выступить? Так, двоих вижу, депутат Розуван и депутат         
Кондратенко. Это всё? Всё. Курьянович уже выступал у нас.                       
                                                                                
Пожалуйста, Розуван Алексей Михайлович.                                         
                                                                                
РОЗУВАН А. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратиться в первую очередь к       
выступавшим - Курьяновичу, Воронину и Чижову. Речь ведь в законопроекте,        
который предлагает Шеин, идет не о запрете оборота гладкоствольного оружия, а   
о том, чтобы это оружие находилось в обращении в установленном законом          
порядке, чтобы на него имелось разрешение, оно было зарегистрировано. Каким     
образом вы прикажете раскрывать преступления, если у нас в обществе будут       
тысячи стволов оружия, о наличии которого правоохранительные органы не знают?   
Раньше был порядок, такие преступления раскрывались и их было значительно       
меньше. Поэтому я поддерживаю Шеина. Ну, конечно, сегодня этот законопроект     
не будет принят, это понятно, но создана группа под председательством           
депутата Гурова, где разрабатываются предложения в Уголовный кодекс. Там один   
из вопросов - введение уголовной ответственности за незаконный оборот           
гладкоствольного оружия. Подключайтесь, и вместе будем работать. И я думаю,     
что мы этот закон рано или поздно проведем в жизнь.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович.                
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я охотник с уже довольно       
большим стажем и хочу сказать, что законы нынешние по оружию,                   
гладкоствольному в том числе, довольно жесткие и суровые. Мне, по крайней       
мере, эти законы доставляют немало хлопот, я слежу за тем, чтобы не             
просрочить ни на один день свои документы по хранению оружия. Приобретение      
оружия тоже в жесткие рамки поставлено. Причины того, что мы обеспокоены,       
совершенно в другом. Правильно здесь коллеги ставят вопрос, искать их надо в    
другом, - в том, что Москва и центр живут по одним нормам, это одна Россия, а   
периферия вымирает, там молодежь не знает, на что жить. Они готовы воровать,    
пока их не посадят. Мы уничтожаем своих детей этим путем, мы создали            
предпосылки для преступления. А у нас в этой ситуации всегда будет появляться   
желание уничтожить оружие, чтобы в руки не взяли. Не оружие возьмут             
гладкоствольное - топоры возьмут! Надо искать причины в другом.                 
                                                                                
Мы не хотим видеть то, что мы сотворили на Кавказе. Война-то рукотворная, из    
московских кабинетов, и, посмотрите, никто не хочет разобраться. Ведь убивая    
людей без суда, без следствия, без введения чрезвычайного положения, мы         
попираем Конституцию и попираем Россию. Кровь убитых и раненых вскипает в       
живых, у них ведь есть родственники, - в этом причина убийств. Злость мы        
вызываем в обществе. Менять надо политику в стране, по-другому надо             
регулировать межнациональные отношения. Изобрели жупел международного           
терроризма. Я говорил вам: нет его, международного терроризма! Не взрывают      
Украину, Белоруссию, Болгарию, Польшу, Прибалтику, Казахстан, Китай, а нас,     
русских, россиян, взрывают. Задайте вопрос: что это? Это не международный       
терроризм, это наша, мягко говоря, неумелая межнациональная политика, прежде    
всего наша ненормальная политика на Кавказе. Не хотим разобраться, так и        
будем, как слепые котята, мыкаться.                                             
                                                                                
Не надо менять закон. Заверяю вас: он жесткий и соответствует состоянию         
нашего общества. Давайте искать причины в другом. Голосовать за этот закон не   
буду.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента?          
Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О       
внесении изменения в статью 222 Уголовного кодекса Российской Федерации" в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за               20 чел.4,4%                                      
Проголосовало против           11 чел.2,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     31 чел.                                          
Не голосовало                 419 чел.93,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.