Заседание № 90
01.04.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 22632-4 "О внесении изменений и дополнений в статьи 115, 116 и 213 Уголовного кодекса Российской Федерации" (уточнение редакции статей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2657 по 2845 из 5153
Вопрос 6, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 115, 116 и 213 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Олега Васильевича Шеина. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, когда у нас принимался Уголовный кодекс, в стране была немножко другая политическая ситуация. Я напомню, что Уголовный кодекс во многом был сформирован под воздействием коллег Павла Владимировича по фракции "Союз Правых Сил", да и фракции "ЯБЛОКО". Этот Уголовный кодекс не случайно получил оценку наших правоохранительных структур как документ, который содействует, к сожалению, преступникам и их адвокатам. Год назад в феврале 2004 года мною было внесено порядка девяти законодательных инициатив по отдельным положениям Уголовного кодекса, причем эти инициативы были разработаны совместно с сотрудниками прокуратуры моего региона. У меня была встреча с руководством прокуратуры Российской Федерации, которая тоже считает данный подход правильным. О чем идет речь в данном случае? В соответствии с новой редакцией Уголовного кодекса причинение легкого вреда здоровью, побои, иные насильственные действия по отношению к гражданам выведены в категорию частного обвинения, то есть по факту, по сути, каких-то следствий наши правоохранительные органы осуществлять не должны. Таким образом, кто должен осуществлять розыск преступников, которые избили человека, если только речь не идет об особо тяжких телесных повреждениях, совершенно непонятно. Правоохранительные органы не могут этого делать, поскольку не проводят расследование по данной категории дел, суды функцией розыска неустановленных лиц не наделены, а как сам гражданин будет искать тех, кто на него напал, совершенно, так сказать, понять невозможно. Хочу отметить сразу, и, мне кажется, это момент принципиальный, важный: да, у нас здесь есть всякие отрицательные заключения наших думских комитетов, где написано, что якобы всё это в законе отрегулировано и прочее, но у нас есть и официальный отзыв Верховного Суда Российской Федерации - того самого органа, который оценивает правоприменительную практику в стране и является третьей властью, собственно, как раз и изучающей, каким образом у нас в стране работает законодательство и насколько люди могут или не могут свои законные, именно законные права и интересы отстаивать, в том числе право на безопасность. И вот что пишет Верховный Суд: "Введение... вторых частей в статьи 115 и 116 УК РФ, предусматривающих ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений и нанесение побоев из хулиганских побуждений, привело к смешению понятий "уголовное дело частного обвинения" и "уголовное дело публичного обвинения", что не способствует нормальному осуществлению уголовного судопроизводства. Как отмечалось, указанные уголовные дела частного обвинения возбуждаются по заявлению потерпевшего; предварительное расследование по ним не производится. Между тем насилие над личностью из хулиганских побуждений - это, как правило, "уличное" преступление, и без проведения предварительного расследования практически невозможно обеспечить защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Что касается суда, то он не имеет возможности устанавливать личность скрывавшегося с места преступления лица. К тому же это не его функция. В виду изложенного данный законопроект, в котором ставится вопрос об исключении вторых частей из статей 115 и 116 УК РФ, а также об изложении статьи 213 УК РФ в новой редакции, Верховным Судом Российской Федерации поддерживается". То есть Верховный Суд поддерживает те предложения, которые я внес. Прокуратура... у нас здесь нет бумаг официальных, но я думаю, мы все прекрасно понимаем, что Уголовный кодекс в новой редакции вызвал крайне негативную реакцию прокуратуры, я еще раз это отмечу, прокуратура, работники которой выступали в качестве консультантов в ходе подготовки данного законопроекта, такую позицию разделяет. Поэтому мне кажется, что данный законопроект принимать нужно. Совершенно очевидно, что произошел перекос в нашем праве в пользу защиты интересов подозреваемых лиц и мы оголяем права и законные интересы лиц потерпевших, предлагая им, по сути, самостоятельно разыскивать тех преступников, которые в отношении них совершили незаконные действия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. С места, пожалуйста. Включите микрофон. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, законопроект, предложенный коллегой Шеиным, рассмотрен в Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Данный законопроект предусматривает внесение изменений в статьи 115, 116 и 213 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 115 - это "Умышленное причинение легкого вреда здоровью", статья 116 Уголовного кодекса - "Побои". Автор законопроекта предлагает вернуться к старой редакции статей 115, 116 и 213 Уголовного кодекса, действовавшей до принятия в 2003 году изменений в Уголовный кодекс. Основанием, по мнению автора, для принятия данного законопроекта является то, что законодатель фактически оставил потерпевших без защиты от преступных посягательств, поскольку дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью и дела о побоях являются делами частного обвинения. Мнение автора законопроекта о том, что по делам частного обвинения не проводится следствие или дознание, ошибочно. Согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознание по статьям 115 и 116 УК проводится дознавателями (следователями) органов внутренних дел Российской Федерации. Также в предложенном варианте статьи 213 Уголовного кодекса не учтены положения статьи 20 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за мелкое хулиганство, и в случае принятия данных изменений, соответственно, выпадет полностью статья 20 Кодекса об административных правонарушениях. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает отклонить указанный законопроект, в том числе и по причине того, что на сегодняшний день подготовлены изменения в статьи Уголовного кодекса о делах частного обвинения, которые будут рассматриваться палатой в ближайшее время. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Так, я вижу, выступление, да? Саблин Дмитрий Вадимович, пожалуйста. САБЛИН Д. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я внимательно изучил данный законопроект. Что хотелось бы сказать? Во-первых, я, конечно, не согласен с мнением разработчика, что у нас потерпевшие остаются один на один, так сказать, с хулиганством, с побоями и другими вещами, потому что если потерпевший подаст заявление, то органы внутренних дел, непосредственно дознаватель, следователь обязательно будут проводить и дознание, и оперативно-розыскные мероприятия и так далее. Второе. Вот тут, по-моему, ключевой вопрос - это проблемы частного и публичного обвинения. В конце концов, проблема нашей страны в том... Что получается? Два соседа повздорили на кухне, и любой участковый уже может в отношении и одного и второго возбудить уголовное дело. То есть это как раз тот вопрос, который нас всегда занимал и тревожил, - о правоохранительных органах, которые, к сожалению, до сегодняшнего дня находятся еще не на должной высоте. И третье. Мы буквально в декабре 2003 года изменили данные статьи, и сейчас автор законопроекта предлагает вернуться обратно. Так вот, здесь хотелось бы сказать, что проблема, мне кажется, нашей страны не в том, что у нас, может быть, плохие законы, а в том, что они часто меняются и люди не успевают привыкнуть жить по одним законам, а приходится уже жить по другим. Поэтому я здесь поддерживаю непосредственно мнение комитета и тоже считаю, что в данный момент такой законопроект не стоит принимать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Есть. С места, пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Я хотел бы отметить только одно: позицию, которую я высказал, разделяет, в частности, руководство Верховного Суда Российской Федерации, и в официальном отзыве Верховного Суда говорится о том, что предварительное расследование по данной категории дел не проводится. Это говорят судьи - те, кто непосредственно рассматривает дела. Это относится в том числе к делам частного обвинения и прочему. Мне кажется, что игнорировать такие вещи - это просто игнорировать то, что реально происходит в стране. Что касается заявления о том, что мы приняли закон, давайте не будем его менять, то совершенно очевидно, что, если принят плохой закон, надо его менять однозначно, и чем быстрее, тем лучше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 115, 116 и 213 Уголовного кодекса Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 01 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0% Проголосовало против 16 чел.3,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4% Результат: не принято Не принято.