Заседание № 170
14.06.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 22628-4 "О внесении изменения и дополнения в статью 88 Уголовного кодекса Российской Федерации" (о повторном назначении наказания в виде условного лишения свободы за деяния, совершённые несовершеннолетними).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4653 по 4792 из 6756
Пункт 22. Проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 88 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад Олега Васильевича Шеина. С места. Включите микрофон депутату Шеину. ШЕИН О. В. Спасибо большое. Это как раз из того блока законопроектов, которые я вносил в рамках взаимодействия с органами прокурорского надзора. По сути, это их инициатива, иное дело, что они иногда это делают через депутатов. В соответствии со статьёй 88 Уголовного кодекса несовершеннолетнему осуждённому, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести в возрасте до шестнадцати лет, а также остальным несовершеннолетним осуждённым, совершившим преступления небольшой тяжести впервые, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. При этом при практическом применении указанной нормы возникает немало проблем. В настоящее время подростки зачастую совершают преступления небольшой и средней тяжести, за которые исходя из перечня наказаний нельзя назначить ничего, кроме условного лишения свободы. Штраф назначается при наличии у несовершеннолетнего осуждённого самостоятельного заработка, взыскать штраф с родителей возможно только с их согласия, поэтому данная норма не работает по определению. Исправительные работы назначить также невозможно, поскольку данный вид наказания назначается лицам, не имеющим постоянного места работы либо учёбы. Арест и обязательные работы на практике не применяются. Применение принудительных мер воспитательного воздействия также неэффективно, поскольку изучение материалов уголовных дел показывает, что отсутствие должного контроля родителей за несовершеннолетними приводит к совершению последними ряда преступлений. Поэтому фактически у нас возникает ситуация, когда при совершении данного вида правонарушений никакой ответственности нет вообще, что влечёт за собой рецидивы, и, конечно, ребята потом просто ломают себе жизнь уже гораздо более основательно. Обращаю также внимание на то, что - и об этом говорится в пояснительной записке - довольно часто подростки, которым назначено наказание в виде условного лишения свободы, вновь совершают тяжкие преступления. Как следует из судебной практики, назначение повторного условного осуждения за тяжкие преступления не оказывает воздействия на несовершеннолетних осуждённых, чему странно удивляться, ибо совершенно очевидно, что второе условное осуждение - это что угодно, только не мера наказания. В этой связи предлагается внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации. Хочу обратить внимание на то обстоятельство, что частично данный законопроект поддержан Верховным Судом Российской Федерации. Я знаю, что он также имеет поддержку органов прокурорского надзора. Поэтому можно было бы его принять за основу, чтобы потом, при рассмотрении во втором чтении, вносить необходимые корректировки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад по данному законопроекту от Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству сделает Дмитрий Владимирович Ерёмин. С места. Включите микрофон, пожалуйста. ЕРЁМИН Д. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект по своей направленности усугубляет положение несовершеннолетних, предусматривая применение к ним наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести. В связи с этим получается, что мы не даём данным законопроектом, который предлагает депутат Шеин, шанс малолетнему, или несовершеннолетнему, преступнику стать нормальным, полноценным членом общества. Политика государства на современном этапе направлена на гуманизацию уголовного законодательства. Мы считаем, что данный законопроект идёт не в ногу со временем, и у нас есть заключения Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и нашего профильного комитета, а также Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, которые не поддерживают данный законопроект. Учитывая вышеизложенное, предлагаем отклонить проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 88 Уголовного кодекса Российской Федерации". Это наше мнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги, к докладчику и содокладчику? Есть вопрос у Нины Александровны Останиной. Включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Я бы хотела адресовать свой вопрос Олегу Васильевичу. Олег Васильевич, вот как бы анонсируя свой законопроект, в пояснительной записке вы как раз пишете, что речь идёт о гуманизации наказания, но сам законопроект направлен на то, чтобы ужесточить это наказание. Вот эти противоречивые позиции, вообще, на чём основываются и что двигало вами, когда вы предложили внести поправки об ужесточении наказания несовершеннолетних вот в эту статью? Могли бы вы привести статистику, насколько ужесточение наказания, когда речь идёт о повторном наказании, способствует тому, чтобы криминализация вот в этой подростковой среде уменьшалась? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Спасибо большое. О гуманизации как раз в моей пояснительной записке не сказано ни слова. Это первое. Второй момент. Есть две составные части законодательной инициативы, и вторая часть как раз касается повторного условного осуждения. Я думаю, что по этой части должны согласиться, что повторно условно осуждать нельзя. Что касается первой части, мы, допустим, ещё можем из законопроекта это убрать: мол, ладно, один раз человек совершил ошибку, может быть, не стоит его из-за этого прессовать как-то основательно, но повторное условное осуждение мне представляется вещью совершенно нелепой. Кроме того, мне кажется, мы много говорим о гуманизации, при этом забывая о том, что кроме осуждаемых есть ещё и пострадавшие люди, и вообще, собственно говоря, законодательство должно в первую очередь о них думать. Статистику я сейчас привести, наверное, не готов, но мне кажется, это не особая проблема - истребовать её нам из Верховного Суда. Проблема заключается в другом: наш профильный комитет готов спокойно отклонять законодательные инициативы без наличия всякой статистики. И вот, к сожалению, представитель профильного комитета даже не сказал о том, что Верховный Суд поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить, коллеги? Нет. Представители правительства и президента? Не желают. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 06 сек.) Проголосовало за 9 чел.2,0% Проголосовало против 14 чел.3,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 24 чел. Не голосовало 426 чел.94,7% Результат: не принято Не принято.