Заседание № 212

11.02.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 226193-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и статьи 57 и 58 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (введение понятия "музей-заповедник").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1464 по 1713 из 7214
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и       
статьи 57 и 58 Федерального закона "Об объектах культурного наследия            
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Доклад           
председателя Комитета по культуре Григория Петровича Ивлиева.                   
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Петрович.                                                  
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, рассматриваемый проект федерального закона был принят во    
втором чтении 10 декабря 2010 года. При этом разногласия по определению         
понятия историко-культурного заповедника, которое регулируется статьёй 2        
этого законопроекта, преодолены не были, и при подготовке законопроекта к       
третьему чтению выяснилось, что необходима дальнейшая проработка этого          
вопроса.                                                                        
                                                                                
Учитывая наличие в комитете принятого в первом чтении и подготовленного ко      
второму чтению законопроекта об объектах культурного наследия, комитет принял   
решение продолжить работу над определением понятия историко-культурного         
заповедника и его статуса при работе с этим законопроектом, который уже в       
марте будет предложен вниманию депутатов для рассмотрения во втором чтении. В   
связи с этим нам понадобилось отказаться от статьи 2 того законопроекта,        
который был принят в декабре, и мы предлагаем исключить регулирование этого     
вопроса из статей 57 и 58 закона "Об объектах культурного наследия              
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Исключение из    
текста этой статьи повлекло за собой редакционные изменения в ряде положений    
законопроекта, поэтому комитет предложил пять поправок, учитывающих данную      
ситуацию.                                                                       
                                                                                
Вместе с тем нужно указать, что в предлагаемом законопроекте сохранена          
возможность создания музеев-заповедников на базе ансамблей. Для того чтобы      
обеспечить возможность распространения норм проекта закона на действующие       
музеи, обеспечивающие сохранность и популяризацию ансамблей и                   
достопримечательных мест и осуществляющих виды деятельности, предусмотренные    
данным законопроектом, вводится переходная статья, согласно которой положения   
законопроекта должны распространиться на указанные музейные учреждения. Это     
статья 3 законопроекта, принятого в декабре, теперь она предлагается            
именоваться статьёй 2. В текст внесены необходимые редакционные изменения.      
Предлагаемая редакция позволит таким уникальным музейным учреждениям, как       
музеи-заповедники и музеи-усадьбы, на протяжении десятков лет кропотливо        
сохраняющим переданное им культурное наследие, обеспечивающим доступ к ним      
граждан, осуществлять свою деятельность на строго правовом основании. При       
этом возможности для защиты, охраны и показа этих ценностей этим                
законопроектом значительно расширяются.                                         
                                                                                
Предлагаем возвратить законопроект к процедуре второго чтения, рассмотреть      
поправки и принять затем его во втором и в третьем чтениях.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением           
комитета и вернуть данный законопроект к процедуре второго чтения? Прошу        
проголосовать. (Шум в зале.)                                                    
                                                                                
Что бы мы без вас делали, Николай Васильевич?!                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Спасибо. Мы приняли решение о возврате во второе чтение.                        
                                                                                
Коллеги, таблица поправок, рекомендованных к принятию, состоит из пяти          
поправок. Всего одна таблица. Есть ли возражающие против данных поправок,       
которые комитет рекомендует к принятию? Нет... А, Рохмистров. Рохмистров и      
Решульский.                                                                     
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста.                                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Мне кажется, мы не можем обсуждать эти поправки, потому что    
депутаты их просто не видели. Закон важнейший, причём из него делается          
изъятие с переносом в другой закон, которого мы тоже не видели. Как он там      
будет рассматриваться... Я думаю, что надо либо перенести обсуждение            
закона...                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Станиславович, я спросила сегодня, есть ли         
вопросы по порядку работы. Вы видели этот законопроект, он в повестке дня,      
все обоснования к его рассмотрению даны, и мы обсудили уже порядок работы,      
поэтому ваше предложение сейчас излишне.                                        
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Я предлагаю на отдельное голосование поправки 2 и 4.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2 и 4.                                           
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять таблицу поправок, кроме поправок 2 и 4?       
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.31,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский, поправка 2. Пожалуйста, ваше обоснование.         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, я прошу, чтобы вы прислушались, ибо дело    
касается действительно исторических ценностей, которые есть у нас в             
Российской Федерации. Приведу такой пример. Вот с изменением редакции данного   
законопроекта во втором чтении принятой новой поправкой мы можем с вами         
потерять Бородино. Приближается трёхсотлетие Бородинской битвы. Вы знаете,      
какой это музей-заповедник и какой ансамбль из себя представляет вся эта        
инфраструктура. Вот сейчас застройка Бородинского поля идёт полным ходом. Я     
не знаю, из каких соображений исходили авторы этой поправки в законопроект,     
но исключение понятия "ансамбль" позволит узаконить все те коттеджные           
застройки, которые уже сократили Бородинское поле. Я предлагаю эту поправку     
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Петрович, ваше мнение, мнение        
комитета.                                                                       
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. По мнению комитета, как раз принятие такого закона сейчас          
необходимо, чтобы предотвратить незаконные захваты земельных участков вокруг    
заповедников. И если вы обратили внимание, в нашем законопроекте есть           
специальная статья, посвящённая земельным участкам, которая совершенно жёстко   
говорит о том, что всё, что передано заповедникам, что находится в их           
ведении, не может уже существовать ни в каком другом правовом режиме, кроме     
того, который будет предусмотрен нашим законопроектом.                          
                                                                                
Что касается ансамблей, то обратите внимание, что понятие "ансамбль" включено   
в наш законопроект. Принципиально эта норма не изменилась. Мы поменяли          
местами слова "ансамбль" и "достопримечательное место", с тем чтобы это         
соответствовало действующей норме, определяющей историко-культурный             
заповедник, которую мы не меняем, она остаётся в той редакции, которая есть,    
поэтому никакого ухудшения не произойдёт. А предлагаемая норма, особенно в      
отношении земельных участков, позволит нам как раз и по Бородину, и по          
Пушкинским Горам занять ту позицию, которая поддерживает охранителей музеев,    
поддерживает их многолетнюю борьбу.                                             
                                                                                
И голосование против этой поправки, конечно же, поставит депутатов в            
неудобное по крайней мере положение во взаимоотношениях со всем музейным        
сообществом.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 2 из таблицы   
предлагаемых к принятию поправок? Депутат Решульский против. Прошу              
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против           45 чел.10,0 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Сергей Николаевич, поправка 4. Ваше обоснование.                                
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Никто не сомневается, уважаемые коллеги, что подобный закон    
необходимо было принимать, и правильно здесь об этом сказал Григорий Петрович   
Ивлиев. Но вместе с тем те коррективы, которые вносят и 2-я поправка, и 4-я     
поправка, разрушают концепцию, которая была заложена первоначально в            
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Если вы внимательно прочитаете текст 4-й поправки, она короткая: статью 2       
исключить. А касается она достопримечательного места, представляющего собой     
выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс... Ну, у меня     
нет времени, чтобы это всё зачитывать. Я тогда вам в открытую предлагаю взять   
сегодняшнюю газету "Комсомольская правда" и посмотреть, что вообще творится с   
Бородином, этим историческим нашим местом, местом, которое овеяно славой.       
Даже памятная дата у нас есть в законе по этому поводу. Я ещё раз вам хочу      
сказать, что с принятием такого законопроекта, выхолощенного по сравнению с     
первоначальной концепцией, мы с вами к трёхсотлетию празднования Бородинской    
битвы придём с такими результатами, что вокруг всё будет застроено              
коттеджами, а само Бородинское поле мы не разыщем не то что на карте, а и       
воочию не сможем найти.                                                         
                                                                                
Я предлагаю поправку 4 в связи с этим исключить, не принимать, оставить         
статью 2 в её первоначальной редакции, как было. И вместе с тем ещё раз         
предлагаю всем, чтобы действительно удостовериться, взять газету                
"Комсомольская правда" и ознакомиться с тем, что происходит на этом             
историческом месте.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорий Петрович - комментарий комитета.                 
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемые депутаты, если возвращаться к статье 2, то нужно         
возвращаться к той её редакции, которую мы давали в первом чтении. И если вы    
посмотрите на редакцию этой статьи в первом чтении, то увидите, что весь        
смысл её заключался только в том, чтобы добавить слова "или ансамбля". Вопрос   
об ансамбле принципиальный, и мы нашли другое решение, чтобы включить понятие   
"ансамбль" в понятие "музей-заповедник". У нас музей-заповедник неразрывно      
связан с ансамблем, и это установлено в части первой статьи 26-1                
"Музеи-заповедники", о которой идёт речь.                                       
                                                                                
Музей-заповедник - это музей с земельными участками и расположенными на них     
ансамблями. Наряду с достопримечательным местом это принципиальное положение    
в нашем законопроекте сохраняется. И то, что необходимо дорабатывать понятие    
"историко-культурный заповедник", нам тоже понятно, но логично это сделать в    
том законопроекте, о котором я уже сказал, - большом законопроекте, которым     
мы комплексно решаем все вопросы, связанные со статусом музея-заповедника, со   
статусом историко-культурного заповедника, с порядком создания                  
историко-культурного заповедника. Если мы будем сюда переносить все эти         
вопросы, то выйдем за рамки концепции законопроекта, которую мы приняли в       
первом чтении ещё весной прошлого года. Поэтому принять предлагаем именно в     
той редакции, в которой мы сейчас дали. Это на данный момент правильное         
решение.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 4, вынесенную из таблицы принятых    
на отдельное голосование? Депутат Решульский против.                            
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против           68 чел.15,1 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Петрович.                                                  
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Комитет предлагает принять данный законопроект и в третьем         
чтении. Законопроект подготовлен, прошёл редакционную правку. Мы предлагаем     
его принять во втором и в третьем чтениях.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам?           
Коломейцев Николай Васильевич и Степанова Зоя Михайловна.                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну мы же в "час голосования" всё будем делать! Выносим    
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5616 по 5746 из 7214
Перед голосованием по пункту 8 по мотивам - Коломейцев Николай Васильевич.      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Безусловно, я оговорился,   
назвав послание детским. Послание, на треть посвящённое детям, - так будет      
правильно. Это для стенограммы.                                                 
                                                                                
А теперь по сути этого вопроса. Ну, первое. Если вы посмотрите сегодня          
центральные газеты, то увидите, что они пестрят такими заголовками: "Тяжёлое    
наследие", "Росохранкультурная революция", "Зачем охранять памятники?",         
"Культуру перестали охранять". Ну а если вникнете в суть и подумаете, какие     
законы мы уже приняли... Мы приняли закон о том, чтобы часть культурного        
наследия передать религиозным организациям, ранее мы принимали решение о        
разрешении приватизировать. Если же посмотрите другую статистику - сколько      
памятников культурного наследия уничтожено только в Москве и только за          
прошлый год, - то вы ужаснётесь. Ну, буквально рядом с Думой, вы помните,       
совсем недавно сгорел известный центр Грабаря. И всем понятно, что он горел     
не просто из-за несчастного случая, из-за того, что гастарбайтер что-то там     
бросил. Мы с вами понимаем, что на самом деле всегда за любым процессом стоят   
какие-то люди, а точнее - люди, владеющие большими капиталами и желающие на     
этом месте поставить свой офис, чтобы он был поближе к центру, чтобы он         
отличался хотя бы каким-то архитектурным изыском.                               
                                                                                
К сожалению, вот и данный закон опять же выхолащивают к третьему чтению. Мы с   
вами потратили время на первое чтение, когда утверждается концепция закона, и   
во втором чтении уже нельзя исключать статьи. Мы его приняли во втором          
чтении, и уже, казалось бы, осталась только юридико-техническая доработка, но   
и опять комитет, впопыхах представляющий законопроект, нам предлагает здесь     
читать, здесь не читать, это принимать, это исключать, в то время когда никто   
не читал того, что он предлагает сегодня. Поэтому мы высказывались              
категорически против принятия закона впопыхах. Вы обратите внимание на          
сегодняшнюю повестку: 90 процентов законов озаглавлено - о внесении изменений   
в ранее принятые законы. Может быть, нам нужно более спокойно рассматривать     
законопроекты, тогда будет меньше вот таких законов.                            
                                                                                
Мы не будем поддерживать этот закон, так как считаем, что он принимается в      
угоду каким-то лицам и пролоббирован ими, так же как и бесконечное              
реформирование структур, которые должны по своему статусу охранять наше         
культурное наследие.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Степанова Зоя Михайловна, ваш комментарий по данному законопроекту.             
                                                                                
СТЕПАНОВА З. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будут голосовать за        
принятие данного законопроекта. Законопроект ликвидирует правовой пробел, в     
результате которого созданные в советское время музеи-заповедники и             
музеи-усадьбы, имеющие в своём составе памятники истории и культуры, в том      
числе памятники ландшафтной архитектуры и природные комплексы, не могут         
осуществлять на законном основании деятельность по сохранению этих объектов     
наследия и по поддержанию особого режима использования переданных музеям        
территорий традиционного образа жизни и природопользования на данных            
территориях. Отличие музея-заповедника от музея-усадьбы только в размерах и в   
виде объекта культурного наследия, для изучения и обеспечения сохранности       
которого создаётся музей. Музей-заповедник создаётся на базе                    
достопримечательного места, а музей-усадьба - на базе усадебного ансамбля.      
                                                                                
Вносимые в данный законопроект изменения не отменяют установленные              
законодательством об охране культурного наследия требования, запрещающие        
проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ    
на территории ансамбля, независимо от того, будет он отнесён к                  
историко-культурному заповеднику, как это предполагалось ранее, или нет.        
                                                                                
Законопроект позволяет не только музеям-заповедникам, созданным на базе         
достопримечательных мест, представляющих собой выдающиеся целостные             
историко-культурные и природные комплексы, таким как Бородино, Пушкинские       
Горы, Куликово поле, Поленово, Ясная Поляна, но и многим другим музеям,         
созданным на базе усадебных ансамблей, таким как музей-усадьба                  
"Архангельское", музей-усадьба "Остафьево" - "Русский Парнас", музей-усадьба    
"Кусково", музей-усадьба "Останкино", или на базе оборонных сооружений, как,    
например, музей "Зарайский Кремль", осуществлять деятельность по обеспечению    
сохранности, изучения и популяризации, в том числе путём содействия             
туристской деятельности объектов культурного наследия, переданных музею.        
                                                                                
Этот законопроект, Николай Васильевич, готовился несколько лет, неоднократно    
обсуждался с музейными работниками, в том числе и на выездном заседании в       
Вёшенской, в музее-заповеднике "Шолохово", в подмосковной усадьбе               
"Середниково", связанной с жизнедеятельностью Михаила Лермонтова и Петра        
Столыпина. Проект активно поддержан всей музейной общественностью, поскольку    
не только устанавливает процедуру организации и определяет виды деятельности    
музеев-заповедников, создаваемых как на базе достопримечательных мест, так и    
на базе ансамблей, но и распространяет действие закона на музеи-заповедники и   
музеи-ансамбли, созданные и до вступления в силу закона в случае принятия       
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
Отвечая на выступления депутата Решульского, скажу, что факты застройки на      
территории Бородинского музея-заповедника являются нарушением                   
законодательства об объектах культурного наследия и не могут рассматриваться    
в... (Микрофон отключён.)                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы с вами возвратили этот законопроект к         
процедуре второго чтения, и поэтому я прошу сейчас, после его обсуждения        
проголосовать за данный законопроект во втором чтении. Кто за это               
предложение? Прошу голосовать.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
И этот же законопроект в рамках "часа голосования" прошу проголосовать в        
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 200

10.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 226193-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и статьи 57 и 58 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (введение понятия "музей-заповедник (музей-усадьба)"; принят в первом чтении 20 января 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4347 по 4428 из 8121
Пункт 27. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"   
и статьи 57 и 58 Федерального закона "Об объектах культурного наследия          
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Доклад           
председателя Комитета по культуре Григория Петровича Ивлиева.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Определение правового         
статуса музея-заповедника, содержащееся в подготовленном ко второму чтению      
законопроекте, отражает основную специфику музея-заповедника - наличие          
значительной по площади территории природного комплекса, а также                
достопримечательных мест и ансамблей, расположенных в границах территории       
музея-заповедника. Именно наличие природного комплекса, который подлежит        
защите наряду с объектами культурного наследия, и отражает специфику таких      
музейных учреждений в отличие от обычных музеев, которые занимаются только      
музейными предметами и музейными коллекциями. Именно поэтому мы и выделяем      
определения понятий музея-заповедника, его территории, видов деятельности в     
отдельную статью закона - статью 26-1 "Музеи-заповедники".                      
                                                                                
Исходя из особенностей деятельности музеев-заповедников в данный проект         
федерального закона предлагается включить такие виды деятельности               
музеев-заповедников, которые осуществляются на практике, но не имеют сейчас     
законодательного регулирования. Мы предлагаем к функциям музея-заповедника      
отнести сохранение в границах его территории исторически сложившихся видов      
деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и              
природопользования). Нам необходимо сохранить на этой территории сложившиеся    
для данной территории способы хозяйствования, народно-художественные промыслы   
и ремёсла. Очень важно также решить вопрос об экскурсионном обслуживании и      
предоставлении информационных услуг. Этим законопроектом мы гарантируем         
создание условий для осуществления музеями-заповедниками туристской             
деятельности.                                                                   
                                                                                
Очень важное направление деятельности - проведение природоохранных              
мероприятий и проведение их именно музеями-заповедниками гарантирует            
сохранение того ландшафта, который исторически сложился в данной местности. К   
видам деятельности, которыми мы дополнили во втором чтении этот законопроект    
- и это очень важно, - относится содержание и эксплуатация объектов             
инфраструктуры и транспортных средств. Это создаёт гарантии осуществления тех   
видов деятельности, о которых я говорил чуть раньше.                            
                                                                                
С учётом того что к историко-культурным заповедникам могут относиться не        
только достопримечательные места, но и ансамбли, нами дополняется и другой      
закон - "Об объектах культурного наследия...", в результате чего соотношение    
понятий ансамблей, представляющих собой выдающуюся археологическую,             
историческую, мемориальную, архитектурную или художественную ценность, будет    
соответствовать тому положению, которое занимают музеи-заповедники в нашей      
практике сейчас.                                                                
                                                                                
Рассматриваемый законопроект с учётом предлагаемых поправок полностью           
соответствует потребностям музеев-заповедников. Он давно ожидаем музейным       
сообществом, и принятие его в предложенной редакции создаст все условия для     
сохранения таких выдающихся памятников отечественной культуры, как              
"Бородинское поле", "Куликово поле", "Михайловское", "Ясная Поляна", "Царское   
Село", "Петергоф", "Павловск", "Архангельское", и многих других.                
                                                                                
К данному законопроекту поступили поправки, они представлены в виде таблицы     
поправок, рекомендуемых к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению,       
нет.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В таблице 1 семь поправок. Нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на              
голосование таблица поправок 1, рекомендованных к принятию. Прошу голосовать.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Выносим 27-й вопрос на "час голосования".                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6815 по 6834 из 8121
27-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального       
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской   
Федерации и музеях в Российской Федерации" и статьи 57 и 58 Федерального        
закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)        
народов Российской Федерации".                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 136

20.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 226193-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (введение понятия "музей-заповедник (музей-усадьба)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2249 по 2367 из 6340
Тягунов, готовы по 6-му вопросу? Докладчик здесь? Просто я по                   
постановлению... Вы предлагаете сейчас постановление рассмотреть?               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. После перерыва!                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте тогда 6-й вопрос, проект федерального закона "О   
внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации   
и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах             
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской         
Федерации". Тягунов докладывает.                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТЯГУНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! В настоящее время в Российской    
Федерации созданы и функционируют более ста музеев-заповедников, половина из    
них по функциям музеи-усадьбы. В их состав входят уникальные памятники          
истории и культуры, являющиеся не только национальным достоянием, но и          
гордостью нашей с вами Родины. Даже по общемировым меркам в них хранятся        
ценнейшие музейные коллекции. Находящиеся в составе музеев-заповедников и       
музеев-усадеб объекты культурного наследия представляют Россию в Списке         
всемирного наследия ЮНЕСКО. Из пятнадцати объектов всемирного культурного       
наследия России двенадцать входят в состав музеев-заповедников. Благодаря       
музеям-заповедникам и музеям-усадьбам Россия представлена в мировом             
культурном пространстве не только столицами, но и провинцией.                   
                                                                                
Составляя 6 процентов от общего числа музейных учреждений в стране,             
музеи-заповедники содержат более 12 процентов музейных фондов и обеспечивают    
до 25 процентов посещаемости музейных учреждений. Широко известны за            
пределами России такие музеи-заповедники и музеи-усадьбы, как Петергоф,         
Царское Село, Павловск, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Ростовский      
кремль (имеется в виду в Ярославской области), Государственный Бородинский      
военно-исторический музей-заповедник, "Поленово", "Ясная Поляна", музей         
Шолохова в станице Вёшенской, музеи-заповедники "Михайловское", "Остафьево" -   
"Русский Парнас", "Архангельское", связанные с именами Пушкина, Тютчева,        
Баратынского, и многие другие выдающиеся историко-культурные комплексы.         
                                                                                
Большая часть музеев-заповедников, музеев-усадеб была создана                   
распорядительными правовыми документами правительства в 50-е годы, то есть их   
формировала ещё советская власть при отсутствии... То есть тогда-то в           
присутствии, а сегодня, можно сказать, при отсутствии необходимой правовой      
базы работают эти учреждения.                                                   
                                                                                
Музеи-заповедники обеспечили сохранность своей территории в большинстве своём   
на энтузиазме людей, которые занимались этим, территории с расположенными на    
ней памятниками истории, культуры, парковыми, лесными насаждениями, прудами,    
каналами, обеспечили сохранность и изучение музейных предметов и музейных       
коллекций. Сама заповедная территория, исторические здания и сооружения,        
природный ландшафт являлись предметами показа музея-заповедника. И              
представьте себе: всё это дело - на энтузиазме людей, которые занимались        
этими вопросами.                                                                
                                                                                
В 96-м году был принят Федеральный закон, уже наш постсоветский закон, - "О     
Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", в         
котором определены цели создания музеев. И опять в этом законе то, что          
касается музеев-заповедников, мы упустили, коснулись только музеев,             
ценностей, которые у них есть, хранения, изучения, публичного представления,    
но о музеях-заповедниках, которые имеют ту специфику, о которой я сказал        
ранее, и в последних наших законах не было сказано ни слова.                    
                                                                                
Действующие музеи-заповедники, ещё раз повторяюсь, осуществляют не только       
изучение, хранение, выявление, собирание и публикацию музейных предметов и      
музейных коллекций, но и комплексное хранение, эффективную охрану,              
рациональное использование историко-культурного, природного наследства на       
занимаемых территориях, а также сохранение и развитие на указанных              
традиционных территориях хозяйственной деятельности, которая чаще всего носит   
тоже исторический характер. Поскольку уставы музеев-заповедников не содержат    
этих положений, как не предусмотренных законодательством о музейном деле,       
огромная работа дирекций музеев-заповедников по возрождению уникальных          
заповедных территорий получается не вполне законной. В целях легитимизации      
этой деятельности, совершенствования правового регулирования отношений,         
связанных с созданием музеев, функционирующих на территории выдающихся          
целостных историко-культурных и природных комплексов, нуждающихся в особом      
режиме содержания, разработан предложенный вам проект федерального закона.      
Законопроектом предлагается определение музея-заповедника (музея-усадьбы),      
определяются цели его создания. Музей-заповедник (музей-усадьба) определяется   
проектом федерального закона как музей, на который возложены дополнительные     
функции, не предусмотренные федеральным законом о музейном деле. То есть то,    
что я сейчас предлагаю от имени комитета... Законопроектом предлагается         
определение музея-заповедника (музея-усадьбы) как музея, который обеспечивает   
не только хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и     
музейных коллекций, но и сохранность, изучение и популяризацию объектов         
историко-культурного заповедника или ансамбля, а также природного ландшафта,    
являющегося неотъемлемой частью историко-культурного заповедника. Отличие       
музея-заповедника от музея-усадьбы не только в размерах и видах культурного     
наследия для изучения и обеспечения сохранности, музей-заповедник создаётся,    
как правило, на базе историко-культурного заповедника, достопримечательного     
места, а музей-усадьба - на базе ансамблей.                                     
                                                                                
Соответствующие изменения предложено внести также в статью федерального         
закона № 54-ФЗ в части дополнения целей создания музеев видами деятельности,    
позволяющими музеям-заповедникам её осуществлять, а это охрана, сохранение,     
использование, воссоздание, изучение, популяризация расположенных на их         
территориях объектов культурного наследия и природных комплексов в              
сложившейся исторической, культурной и природной среде.                         
                                                                                
В связи с тем что музеи, расположенные в усадебных комплексах, также            
осуществляют работу по обеспечению сохранности, изучению и популяризации        
входящих в состав усадебного комплекса памятников истории и культуры и          
садово-паркового искусства, проектом предлагается также внести изменения в      
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и       
культуры) народов Российской Федерации".                                        
                                                                                
Полагаем, что наш закон позволит ввести в правовое поле существующие более      
полувека музеи-заповедники, повысит эффективность регулирования отношений в     
сфере совершенствования музейной деятельности, а главное - будет                
способствовать охране нашего великого историко-культурного наследия. Музейное   
сообщество поддержало представленный проект. И я от имени комитета прошу вас,   
уважаемые коллеги, поддержать этот законопроект в первом чтении.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, весь регламент выбрал Александр Александрович,        
поэтому содоклад мы заслушать не успеем.                                        
                                                                                
Объявляется перерыв на тридцать минут. Потом продолжим обсуждение               
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2413 по 3051 из 6340
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ивлиев, пожалуйста, содоклад от комитета по пункту 6.     
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, внесённый законопроект посвящён очень важной и актуальной   
теме, которая волнует нашу страну уже не один год. Наши встречи с               
общественностью, с музейными работниками в последнее время показали, что        
вопрос о сохранности культурных и природных ценностей в музеях-заповедниках     
приобретает всё большую остроту и откладывать его решение уже невозможно.       
                                                                                
Мы видим, что в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия..."        
содержится норма, согласно которой вопросы содержания историко-культурного      
заповедника, в зданиях и сооружениях которого находятся исторические и          
художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному    
показу, регулируется Федеральным законом "О Музейном фонде Российской           
Федерации и музеях в Российской Федерации", однако Федеральный закон "О         
Музейном фонде..." от 26 мая 1996 года не содержит определения этой             
разновидности музеев, которые осуществляют свою деятельность на территории      
историко-культурных заповедников и ансамблей и именуются                        
музеями-заповедниками или музеями-усадьбами. Отсутствие определения этого       
вида музеев создало огромные трудности для существования музеев-заповедников,   
и они преодолевались только благодаря энтузиазму музейных работников и          
привлечению внимания общественности к попыткам ограничить территорию            
музеев-заповедников, к попыткам изменить визуально природный ландшафт этих      
заповедников. И для нас принципиально важным является сейчас работа по охране   
не только культурных ценностей, содержащихся в музеях, но и соединённых с       
культурными ценностями объектов природного наследия, что создаёт неповторимое   
единство и богатство нашей страны.                                              
                                                                                
В настоящее время деятельность музеев-заповедников и музеев-усадеб по           
обеспечению сохранности памятников истории, культуры, природного ландшафта,     
по воссозданию традиционных методов ведения хозяйства в музеях-усадьбах либо    
в монастырских комплексах не охватывается определением понятия музейной         
деятельности, существующего в действующем законодательстве. Следует отметить,   
что за полувековой период существования этих уникальных учреждений культуры     
их особая роль в деле сохранения расположенных на их территориях объектов       
культурного наследия и природных ландшафтов не получила законодательного        
оформления и остаётся за рамками правового поля. Такая пробельность в           
законодательном регулировании деятельности музеев-заповедников и                
музеев-усадеб была отмечена на заседании правительства ещё 1 декабря 2005       
года, где рассматривались вопросы государственной поддержки                     
музеев-заповедников и историко-культурных заповедников. По результатам ещё      
того решения было высказано мнение о необходимости внесения соответствующих     
изменений в законодательство Российской Федерации. На отсутствие правового      
регулирования деятельности музеев-заповедников было обращено особое внимание    
Президента Российской Федерации Медведева на совместном заседании президиума    
Государственного совета и президиума Совета при Президенте Российской           
Федерации по культуре и искусству 18 сентября прошлого года, и это нашло        
отражение в данных президентом поручениях.                                      
                                                                                
Одним из принципиальных положений данного законопроекта является введение       
понятия "музей-заповедник (музей-усадьба)", и все без исключения музейные       
работники приветствуют такое решение. Законопроектом предлагается уточнить      
цели музейной деятельности, что позволит музеям-заповедникам не только          
осуществлять все виды деятельности, которые осуществляет в настоящее время      
любой музей, но и проводить работу по возрождению, сохранению, развитию и       
популяризации бытовавшей на этих территориях традиционной хозяйственной         
деятельности.                                                                   
                                                                                
Законопроектом вносятся уточнения в Федеральный закон "Об объектах              
культурного наследия...", что позволит нам согласовать нормы двух законов в     
правовом регулировании этих вопросов.                                           
                                                                                
Комитет полагает, что законопроект повысит эффективность правового              
регулирования отношений в сфере развития и совершенствования музейной           
деятельности и охране культурного наследия.                                     
                                                                                
Подчёркивая принципиальную необходимость принятия данного закона в настоящее    
время, комитет предлагает в то же время обратить внимание и на необходимость    
доработки законопроекта по ряду позиций. Замечания по доработке                 
сформулированы в отзыве Правительства Российской Федерации, есть замечания      
Правового управления, но обращаю внимание, что эти замечания не носят           
концептуального характера и доработка вполне возможна в рамках второго          
чтения. Нам также необходимо определиться с терминологией и сделать             
терминологию единой, с тем чтобы наше определение не изменило сложившуюся       
ситуацию в ряде вопросов.                                                       
                                                                                
Обращаю также внимание, что данным законопроектом предлагается урегулировать    
вопросы охраны объектов культурного наследия, и подчёркиваю, что речь идёт      
именно об охране - о наличии сторожей вневедомственной охраны, о                
противопожарной охране. Эта деятельность требует большого финансирования со     
стороны государства, и мы знаем печальные случаи, когда, к сожалению, музеи     
пострадали от пожаров или от проникновения посторонних лиц. Но при этом я       
должен подчеркнуть, что мы не ведём речь о придании музеям-заповедникам в       
настоящее время функций государственной охраны объектов культурного наследия    
и природного наследия, находящихся на их территории. Это дело будущего, и мы    
будем ставить вопрос о том, чтобы и в области государственной охраны роль       
музеев-заповедников была более высокой.                                         
                                                                                
Указанные предложения могут быть учтены как при доработке ко второму чтению,    
так и при внесении других законопроектов.                                       
                                                                                
На законопроект поступило тридцать восемь положительных заключений органов      
законодательной власти субъектов Российской Федерации и сорок семь              
положительных заключений органов исполнительной власти. Отрицательных           
заключений у нас три. Законодательное Собрание Пензенской области и             
правительство Пензенской области указывают на необходимость более глубокой      
проработки вопроса в целом и принятия самостоятельного законопроекта,           
регулирующего деятельность музеев-заповедников. Конечно, комплексный подход к   
решению всех вопросов и создание самостоятельного закона, полностью             
регулирующего все аспекты деятельности музеев-заповедников, мы можем только     
приветствовать, но на основании этого замечания мы не должны задерживать        
решение неотложных правовых вопросов, поскольку это угрожает существованию      
музеев-заповедников на тех территориях, которые они сейчас занимают, и в тех    
формах, в которых они сейчас работают. Государственное Собрание - Курултай      
Республики Башкортостан считает, что всё должным образом урегулировано и        
необходимости в регулировании этих вопросов нет. Должен заметить, что это       
мнение не разделяет никто и музейные работники ждут от нас этого закона.        
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддержало указанный законопроект и          
поставило условие его доработки по тем параметрам, которые я вам доложил.       
                                                                                
Комитет по культуре поддерживает указанный законопроект и рекомендует принять   
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть: Останина, Плетнёва, Грешневиков,   
Драпеко. Четыре, да? А, есть ещё желающие, пять.                                
                                                                                
Останина, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Григорий Петрович, трудно не согласиться с вашим       
утверждением о том, что вопрос сохранности объектов культуры действительно      
очень волнует наше общество, особенно в последнее время в связи с               
посягательствами на эти объекты со стороны двух институтов: власти и бизнеса.   
При этом оба этих института слились: власть - в своём желании всё-таки          
удовлетворить прихоть бизнеса и отдать под приватизацию эти объекты под         
предлогом того, что недостаточно бюджетного финансирования, ну а бизнес         
демонстрирует свою готовность финансировать содержание этих объектов. Мы уже    
видели это на примере проведения празднеств и торжеств в музейном комплексе     
"Аврора", где отплясывала Валентина Ивановна Матвиенко, Герман Греф устраивал   
в одной усадьбе свою свадьбу. Скажите, не целесообразно ли в предложенном       
вами законопроекте всё-таки прописать норму, которая запретит проведение        
всякого рода увеселительных мероприятий в музеях-усадьбах и заповедниках?       
                                                                                
И второе. Как ваш комитет относится вообще к проблемам приватизации             
объектов?.. (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Что касается мероприятий, проводимых на территории объектов        
культурного наследия, о которых вы говорите, то их очень много, в том числе и   
таких, которые мы никак запретить не можем. Там идут спектакли, устраиваются    
концерты, проводятся молодёжные мероприятия. И конечно, все эти мероприятия,    
которые проводятся в музеях-усадьбах и музеях-заповедниках, нужны нам,          
обществу, они нужны тем людям, которые туда приходят. Это очень важное          
направление работы музеев. Скажем, в ряде музеев-заповедников просто            
существуют исторические залы, в которых такие концерты проводятся. И для нас    
чрезвычайно важно, чтобы в таких усадьбах, в таких заповедниках                 
осуществлялось всё это в соответствии с традициями, обычаями, которые там       
бытовали. Вот что касается каких-то увеселительных мероприятий, конечно же,     
их там быть не должно, это должно регулироваться, наверное, по-другому.         
                                                                                
Относительно приватизации. Приватизация объектов культурного наследия - это     
вещь необходимая. В своё время государство взяло под свою опеку все объекты     
культурного наследия, была создана ситуация, когда мы многие годы не могли их   
все содержать, и это на протяжении последних семидесяти лет стало совершенно    
очевидно. Сейчас в соответствии с концепцией развития и сохранения памятников   
культуры мы предполагаем, что приватизация объектов культурного наследия        
необходима, но для этого нужно сделать три вещи: усилить в законе требования    
к собственнику по сохранению объекта культурного наследия и обязать его         
реставрировать эти здания, регистрировать весь предмет охраны в качестве        
обременения в реестре сделок с таким имуществом, создать преференции для        
собственника, который собирается вкладывать в реставрацию объекта культурного   
наследия большие средства.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Плетнёва.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Григорий Петрович, конечно, странно из ваших уст слышать такие   
вещи. Ну, наверное, у нас такие председатели комитетов сейчас.                  
                                                                                
Скажите, пожалуйста... Мне пришлось летом побывать в музее-усадьбе Репина в     
Ленинградской области. Усадьба в плачевном состоянии, от финнов там лежал       
веночек на могиле, от нас, к стыду, вообще ничего. Приходит в плохое            
состояние не только сама усадьба, но и ландшафт. Я написала министру, ответ     
был такой: вы знаете, что финансирует это только регион, и всё. Но не было      
сказано в ответе, что у нас в законе не прописаны музеи-усадьбы. Вот теперь     
мы их прописали. Я согласна с пензенским руководством, которое прислало         
отрицательный отзыв, совершенно ничего этот законопроект не решает. Скажите,    
пожалуйста, нельзя ли действительно сделать законопроект, в котором             
прописывалось бы всё - и охрана, и финансирование, и ответственность за         
сохранение. Ну и, конечно же, приватизация - это просто ужас!                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Я должен сказать, что придание в этом законе функции               
традиционной хозяйственной деятельности как раз и позволит нам финансировать    
эту функцию музеев, найти музеям достаточно надёжные источники                  
финансирования. И содержание музеев в этом смысле будет, конечно, на порядок    
лучше, если мы примем этот закон. И поверьте, что, если бы вы обратились к      
руководителю того музея-усадьбы, который вы посетили, она бы просто попросила   
вас поддержать этот законопроект, потому что нет ни одного руководителя         
музея-заповедника или музея-усадьбы, который бы ни просил меня лично при        
встрече принять этот законопроект. И не только мы видим его важное значение,    
но видит всё музейное сообщество важнейшее значение этого документа для         
дальнейшего развития музеев-заповедников.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев.                                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый автор законопроекта, Александр Александрович, вот    
я прочитал закон - пафоса много было в вашем выступлении, - а тут всего три     
статьи и в принципе ничего конкретного. Скажите, пожалуйста, в связи с          
65-летием Победы в Великой Отечественной войне как по этому закону можно        
решить такой вопрос: в музее-заповеднике ветерана Великой Отечественной войны   
нобелевского лауреата Шолохова Михаила Александровича был поставлен             
генералу-эсэсовцу Краснову четырёхметровый памятник, ещё одна усадьба... И,     
несмотря на предписание прокуратуры, никто пальцем не шевелит, потому что там   
замешаны чьи-то интересы, в том числе зарубежной и нашей олигархии. И           
прокуратура сделать ничего не может. Вот как в законе прописать, чтобы такие    
вопросы ко Дню Победы решить?                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ТЯГУНОВ А. А. Николай Васильевич, ты же опытный депутат, мы с тобой тут         
долго... Но не всё же в законе! Вот эти три новации, которые мы в законе        
прописали, они, в сущности, решают главную задачу, которая является             
концепцией этого закона: музеи-заповедники приобретут статус, будут             
узаконены, легитимными станут - вот это для нас сейчас самое главное.           
                                                                                
Ну а в конкретном случае вы лучше меня знаете, как надо бороться. Давайте       
вместе... и я готов по тому факту, который вы привели, подписать с вами         
вместе ещё раз в адрес - давайте повысим, если министр не решает, -             
вице-премьера... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ивлиев хотел бы ответить на этот вопрос.                  
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Я хотел бы ответить депутату Коломейцеву. Как вы будете            
обращаться к прокурору, если вы в законе не определили это понятие? Вам же      
прокурор, к которому вы обратитесь, скажет: господин законодатель, а почему     
вы в законе не записали это понятие? Вот вы его запишите, тогда и обращайтесь   
к прокурору. А говорить о том, что законопроект ничего не решает... Он как      
раз и решает эти вопросы! И если вы обратитесь к руководству шолоховского       
музея, они вам подтвердят, что наличие этих норм необходимо для того, чтобы     
они могли бороться как раз с таким строительством, которое там ведётся          
незаконно.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков.                                              
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия".                               
                                                                                
Григорий Петрович, спасибо, конечно, вам за этот законопроект и за то, что вы   
нашли доброе слово в адрес тех работников музеев, которые берегут наше          
культурное достояние.                                                           
                                                                                
Я хочу вас возвратить к озвученной мной ранее в Думе проблеме - об отставке     
директора музея-заповедника Ростова Великого Леонтьева, уникального учёного,    
на всероссийском фестивале в номинации "Наука в музее" его коллектив обошёл     
такой известный музей, как Эрмитаж. Вы лично писали министру прошение, чтобы    
не увольняли этого человека, общественность просила, однако министерство        
сочло нужным уволить этого учёного. Какой вывод вы сделали из того, что         
министерство проигнорировало вашу просьбу и просьбу учёных?                     
                                                                                
И второе. На днях председатель правительства, министр культуры и патриарх       
Русской православной церкви Кирилл обсуждали проблему, связанную с выведением   
музея-заповедника из Ипатьевского монастыря. И было... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, добавьте десять секунд.                               
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Никто не против, чтобы передавались церкви все помещения,     
но для этого нужно всё-таки музею дать возможность сохранить свои ценности.     
Вот сейчас в том же Ростове Великом, в Борисоглебе в сараи, в амбары...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Петрович.                            
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемый Анатолий Николаевич, конечно же, музеям нужно дать       
возможность сохранить свои ценности и сохранить природный ландшафт, который     
окружает эти ценности, и именно этому посвящён законопроект.                    
                                                                                
Что касается позиции кадровой, которую мы с вами озвучили для министерства,     
то, на мой взгляд, мы сделали то, что должны сделать депутаты, - мы указали     
на необходимость решения этого вопроса. А решает вопрос министр - это зона      
его ответственности. И если вы не удовлетворены этим решением, то можете ещё    
раз обратиться к министру. Пока ещё нового назначения на эту должность не       
произведено, и я знаю, что министерство рассматривает сейчас кандидатуры,       
которые были бы достойны того, чтобы возглавить такой важный музей, как музей   
в Ростове.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко, пожалуйста.                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемый Григорий Петрович, я, как вы знаете, тоже поддерживаю   
этот законопроект и нахожусь в числе его авторов, но мне бы хотелось вот о      
чём вас спросить. Не считаете ли вы, что в связи с передачей государственной    
собственности в церковную собственность, в собственность общественных           
организаций, в связи с приватизацией усадеб необходимо было бы предусмотреть    
не только государственные музеи-заповедники, но и негосударственную форму       
музея-заповедника, для того чтобы инвестиции могли пойти и в                    
негосударственные учреждения?                                                   
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Елена Григорьевна, у нас и сейчас можно создавать                  
негосударственные музеи, и наш закон, если будет это положение принято,         
позволит создавать и негосударственные музеи-заповедники. Но, обращаясь снова   
к приватизации, хочу вам сказать: вы посмотрите, что творится на практике,      
ведь ищут людей, которые могут стать спонсорами, которые могут использовать     
это наше культурное наследие, разваливаются усадьбы, разваливаются деревянные   
памятники наши, мы не можем найти таких людей, которые бы обиходили эти         
памятники и сохранили. Их просто ищут - для музея Чайковского, для музеев       
наших многочисленных поэтов, сколько их у нас есть. Где эти люди? Нет людей!    
Мы должны создать условия для того, чтобы люди хотели сохранить эти объекты и   
взялись за их сохранение, причём сохранение объекта культурного наследия -      
это не получение, это трата, это вложение, это инвестиции, это развитие.        
                                                                                
И мы должны совершенно чётко видеть те памятники, которые всегда останутся в    
государственной собственности, всегда останутся в федеральной собственности,    
но мы должны видеть и то, что только всё общество может сохранить памятники     
культуры. Государство, уже много лет действуя в этом режиме, доказало, что      
оно не способно сохранить все эти памятники. И никакое государство само, без    
общества, памятники не сохраняет, только государственно-частное партнёрство,    
только поддержка всех собственников - это путь, когда памятники сохраняются в   
течение тысячелетий, и мы должны по нему идти.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Я предлагаю по одному выступлению от фракции,       
потому что...                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Да!                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не возражает никто? Пожалуйста, кто выступает от          
фракции КПРФ? Коломейцев.                                                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наверное, надо принимать          
дополнения к закону, которыми вносятся разъяснения понятий, ныне                
используемых, но я считаю, что как с законами о финансах, которые мы            
принимаем в трёх чтениях и делаем из них братскую могилу, внося всё, поправки   
от Гражданского кодекса до Уголовного, с отсылками, так и здесь. Необходимо     
более комплексно смотреть на проблему!                                          
                                                                                
Меня лично не удовлетворили ответы, особенно председателя комитета, в части     
того, что вы можете то, мы можем сё. Всё, что мы можем, мы предпринимаем, но    
вы задайте себе вопрос: почему вы считаете, что до нас не было жизни? Все       
музеи-заповедники создавались на основании обязательных правовых актов,         
которые обязательно регламентировали всё, от названия до функционирования и     
финансирования. И нам с вами надо принимать законы, чтобы абрамовичи и прочие   
по 12 тысяч евро не давали чаевых, тогда хватит и на культуру, и на детский     
спорт, и на все остальные вопросы. А так получается, что мы принимаем закон,    
пафосно рассказываем, какой он хороший, как его все его поддерживают, но в      
конце - "Где деньги, Зин?" - говорим, что денег нет.                            
                                                                                
Поэтому, с моей точки зрения, можно самые красивые формулировки в законах       
писать, но если закон не решает три вопроса - вопрос собственности, вопрос      
финансирования на обслуживание и вопрос пропаганды этого наследия - то он       
никогда не станет действенным. Мы, располагая одним из самых больших наследий   
в мире, культурных и исторических, фактически сегодня допустили и допускаем     
его всё большую деградацию, никак не используем его для популяризации и         
улучшения туристической деятельности. Мне кажется, что здесь надо бы было и     
Министерство спорта, туризма и молодёжной политики приобщить к принятию этого   
закона, потому что получается так, что и министр спорта любит ездить на         
международные мероприятия, но фактически у нас туристическая деятельность       
внутрироссийская как была на нуле, так она и сегодня не далеко от нуля ушла.    
Фактически инфраструктурой никто не занимается, в лучшем случае используют      
её, чтобы сделать какие-то шалманы, к которым стыдно подойти. А вопрос          
изготовления сувениров сегодня запустили вообще! Даже в тех местах, где были    
народные промыслы развиты, всё фактически сегодня пришло в упадок из-за         
налоговой и другой политики, которая сегодня проповедуется в нашем              
государстве.                                                                    
                                                                                
Я всё-таки считаю, что в преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной     
войне и Комитет по культуре, и Комитет по безопасности должны уделить вопросу   
сохранения, восстановления и приумножения памятников этой эпохи особое          
значение. А то ведь как получается? Мы любим покрасоваться на юбилейных         
мероприятиях - и на этом всё наше внимание к этим объектам заканчивается.       
Хотя подчёркиваю, в третий раз подчёркиваю: в музее-заповеднике ветерана        
Великой Отечественной войны, нобелевского лауреата в нарушение закона об        
экстремизме, о пропаганде фашизма построена за колоссальные деньги фактически   
усадьба генералу-эсэсовцу Краснову - и предписания Генеральной прокуратуры      
суд волокитит умышленно. Ну какие же мы с вами наследники Победы, если мы       
даже такие священные вопросы не хотим решить в законодательстве?! А с моей      
точки зрения, ничего нет такого, чтобы взять и отдельной статьёй прописать      
ответственность, которая наступала бы за глумление над музеем-заповедником. Я   
считаю, что вот такие акты - это и есть глумление над нашей Победой и над       
ветеранами Великой Отечественной войны.                                         
                                                                                
Да, мы поддержим эти поправки, но убеждены, что если их не углубить и не        
расширить, то они малое значение будут иметь. Как бы там музейные работники     
ни просили вас, но я лично не увидел здесь решений существенных каких-то        
вопросов, фундаментальных, которые давал бы этот законопроект.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров от фракции ЛДПР.                   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты...                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Я попросил бы председательствующего сделать замечание:         
постоянно прерывают мои выступления из первого ряда.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, историко-культурное наследие страны - вопрос                
надпартийный. Я считаю, что придавать ему политическое значение, наверное,      
неправильно.                                                                    
                                                                                
И первое, что я хотел бы сказать, это слова благодарности Комитету по           
культуре, который выпустил действительно нужный законопроект, всем авторам      
законопроекта, отдельно Александру Александровичу Тягунову, потому что это      
человек, который много лет борется за сохранение культурного наследия           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Закон нужный, потому что на слуху все те вопросы, которые у нас возникают,      
когда строятся дачные посёлки - понятно, кого и как - на территории             
усадеб-заповедников, постоянно отрезаются какие-то земли, всё остальное. Но     
решит ли этот законопроект все проблемы сохранения культурного наследия? Нет,   
не решит, потому что то, что происходит в нашей стране в последнее время с      
историческим и культурным наследием, ничего, кроме стыда, не вызывает,          
наверное, ни у одного нормального человека. Уничтожаются объекты культурного    
наследия в угоду краткосрочной прибыли, а наказание за это, несмотря на то,     
что об этом говорят парламент, президент, премьер, не наступает.                
                                                                                
Я хотел бы напомнить, как с этой трибуны я рассказывал об одном случае          
уничтожения объекта культурного наследия в Центральном округе города Москвы.    
Без документов, с наличными деньгами для подкупа проверяющих - установленные    
факты, я говорю о тех фактах, которые установлены судом, - человек, который     
вёл переписку о том, что знает, что этот объект культурного наследия            
федерального значения, - он идёт и уничтожает этот объект. Расследование        
ставится под контроль Государственной Думы, депутатов, ставится под контроль    
президента, премьера, министра... И что мы получаем? В первой инстанции         
вообще оправдали человека: ну, он как бы без умысла уничтожил объект            
культурного наследия. Вмешалось политическое руководство нашей страны,          
отменили данное решение, год рассматривали и потом назначили ему штраф 400      
тысяч рублей - человеку, который собирался на этом участке получить 250         
миллионов долларов прибыли! И что, мы с вами и дальше будем так бороться,       
когда человек в открытую говорит: "Я куплю это государство, и мне ничего за     
это не будет"? И он оказался прав.                                              
                                                                                
Посмотрите те факты, о которых у нас сообщается (я уже не буду говорить о       
частных случаях в Екатеринбурге и в Москве): постоянно, каждую неделю,          
уничтожается объект культурного наследия. Если говорить о частном               
коммерческом интересе, то понятно, что тяжело бороться: деньги... Страна у      
нас бедная, чиновники молодые, им хочется получать чуть больше зарплаты,        
поэтому тяжело бороться. Но посмотрите, что творится в государстве. У нас       
принят Гражданский кодекс, где прописано, что разграничение собственности       
произведено в 1991 году постановлением Верховного Совета № 3020 в части всего   
имущества (кроме земли, землю мы отдельно возьмём), за исключением              
государственной собственности, я не говорю - частной, на объекты культурного    
наследия, и этого разграничения до сих пор нет. Уже девять лет у нас между      
субъектами и правительством ходят списки согласования, как поделить объекты     
культурного наследия, причём если внимательно присмотреться к этим спискам,     
то видно, что они касаются только коммерчески выгодных объектов, про усадьбы,   
которые находятся вне исторических центров городов, про воинские захоронения    
или про другие объекты, которые не представляют никакого коммерческого          
интереса, ничего не говорится.                                                  
                                                                                
Предусмотрены ли у нас преференции по реставрации объектов? Нет. Реставрация    
в десять, в сто раз дороже, чем новое строительство. Какие преференции у нас    
предусмотрены? Никаких преференций нет. Мы говорим о приватизации.              
Предусмотрены ли у нас законом какие-то сервитуты, ограничивающие человека в    
том, чтобы он не снёс этот объект либо не перестроил его так, чтобы там от      
памятника ничего не осталось? Нет. Как это делается, например, в Москве? В      
Москве сохраняется внешний вид фасада, а внутри - это новодел. Нигде в мире     
такого нет, нигде. Как у нас определяется, что является предметом охраны?       
Тоже непонятно как.                                                             
                                                                                
Я считаю, что комитету необходимо в срочном порядке разработать единый          
законопроект, потому что на сегодняшний день у нас нормативные акты - указы     
президента, закон № 73-ФЗ не отвечают этим требованиям. Надо привести           
законодательство в нормальный порядок. Да, важный законопроект сегодня          
принимаем. И фракция ЛДПР поддержит этот законопроект, потому что он            
действительно нужен для сохранения именно музеев-усадеб. Но в то же время мы    
не предусматриваем никакого наказания за нарушение этого законопроекта (не      
работают сегодняшние статьи), мы не предусматриваем сервитутов по ограничению   
владений. Мы говорим о приватизации, но как мы сможем воздействовать на того    
собственника, который, получив объект, фактически его уничтожит? Мы не сможем   
это сделать. Поэтому в срочном порядке, если мы говорим о том, что пришло       
время приватизировать объекты культурного наследия, необходимо делать единый    
закон, который будет регулировать объекты охраны, потому что всё-таки у нас     
это один из немногих видов имущества, который прописан в Конституции, где       
государство выступает гарантом сохранения культурного наследия Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Мы много принимаем поправок в закон "Об акционерных обществах", мы то           
посылаем перерегистрироваться общество с ограниченной ответственностью, то не   
посылаем. Мы каждый день регулируем какую-то деятельность, но мы с вами за      
двадцать лет никак не можем отрегулировать деятельность в части распоряжения    
(управления и сохранения) имуществом, которое прописано в Конституции. Я        
считаю, что это время пришло. И если мы с вами выходим на приватизацию,         
необходимо срочно принимать закон и срочно устанавливать сервитуты. Есть        
огромный международный опыт, когда создаются преференции в зависимости от       
того, как человек вкладывает в него деньги. Никто не будет вкладывать деньги    
в сохранение и реставрацию объектов культурного наследия (я имею в виду         
крупный бизнес и бизнес), если у них не будет преференций. Никто не увидит      
эти объекты культурного наследия, если мы не введём так называемый              
общественный сервитут. В той же Франции, если к объекту культурного наследия,   
находящемуся в частной собственности, имеется доступ, если он открыт для        
публичного посещения, есть серьёзные налоговые льготы для собственника этого    
объекта.                                                                        
                                                                                
Необходимо обозначить, что такое охранная территория, потому что на             
сегодняшний день у нас объект является памятником культуры, вот сейчас по       
усадьбам, слава Богу, принимаем решение, но ведь есть и другие объекты,         
когда, например, в центре города находится объект, а земля под ним никакого     
отношения к нему уже не имеет, хотя и имеет статус охранной территории. Но      
нет никаких мер воздействия на арендатора этого земельного участка, который     
там что-то делает, кроме каких-то штрафов, от которых даже в суде отбиваются,   
потому что законодательство написано, так сказать, на коленке в начале 1990-х   
и воздействия не имеет. Поэтому и появляются различные лазейки у тех людей,     
которым наплевать на наше с вами прошлое, на наше с вами историческое           
наследие, наплевать на нашу страну, их интересуют только деньги, добытые        
сегодня.                                                                        
                                                                                
Поэтому ещё раз хотелось бы обратиться к комитету с тем, чтобы комитет          
наконец-то принял меры к тому, чтобы появился единый законопроект,              
аналогичный, может быть, даже кодексу и касающийся того имущества, которое      
прописано в Конституции, где гарантом является государство, и каждый из вас     
как депутат Государственной Думы тоже несёт свою долю ответственности за        
сохранение культурного наследия нашей великой России.                           
                                                                                
Фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зубов. А, Тягунов от "ЕДИНОЙ РОССИИ".         
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТЯГУНОВ А. А. Я хотел бы, во-первых, вас поблагодарить, потому что, никуда не   
денешься, как автор выступаю, но я единственное хочу... Родные мои, мы сейчас   
столько времени потратили, чтобы, конечно, глубоко... Но мы не в третьем        
чтении его принимаем, поэтому многое, о чём говорилось, можно будет внести в    
виде поправок, и мы с удовольствием вместе с вами будем над этим работать. Но   
мы сместили акценты рассмотрения - то, что предлагает тот законопроект,         
который я озвучил, и то, что мы обсуждаем.                                      
                                                                                
В нашем законопроекте главным является определение музея-заповедника и его      
видов деятельности. Конечно, родные мои, - особо Рохмистрову я благодарен, -    
бесспорно, закон об охране историко-культурного наследия и вообще эта           
проблема, которая существует почти двадцать лет... Никак не можем сделать,      
чтобы заработал закон № 73-ФЗ. Бесспорно, всё, что вы говорили, правильно, но   
я ещё раз хочу попросить: давайте вернёмся к тому, что я озвучил в качестве     
предложения комитету по закону. А в части определения музея-заповедника         
спасибо за позицию, потому что все высказались в поддержку.                     
                                                                                
С большинством предложений вполне можно согласиться, но формы решения           
поставленных вопросов, конечно, немножко иные, чем в том законопроекте,         
который я представил.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Первое. Фракция "Справедливая     
Россия" поддерживает этот законопроект и поэтому останавливаться на его         
достоинствах или недостатках нет смысла. Мы его поддерживаем.                   
                                                                                
Второе, что хотелось бы сказать. Мы начинаем, кажется, очень длинный разговор   
на очень важную тему - о соотношении между культурными учреждениями и нашим     
общим образом жизни. Когда говорят о приватизации культурных учреждений, я      
хотел бы напомнить, гораздо легче перечислить то, что было создано              
государством: Эрмитаж, ну, в какой-то степени пушкинский музей, а всё           
остальное было создано частниками, Третьяковская галерея, все усадьбы - это     
всё частное. И культура начиная со времён Парфенона в Древней Греции была       
частью жизни, это было вкрапление, это не отделялось от обычной жизни. И        
только потом, примерно сто лет назад, вдруг решили отделить музеи, усадьбы от   
нашей обычной жизни. Туда стали продавать билеты, эти объекты стали             
государственной собственностью и законсервировались. Вот это проблема - то,     
что они стали как под колпаком, культурные учреждения.                          
                                                                                
И мне кажется, принимая этот законопроект, мы начинаем этот колпак разбивать,   
мы начинаем разговор о том, что музей - это прекрасно, если туда приходят       
дети, могут не только картины посмотреть, но и, как в Красноярском краевом      
краеведческом музее, поиграть в игру: найти тот или иной экспонат. Можно        
организовать в рамках музея юбилей. А почему нет? Почему мы не задумываемся,    
что в наших музеях до 90 процентов экспонатов в загашнике? Это то, что никто    
из нас не видит на стенах музея. Какая ценность, вообще, в чём радость того,    
что они лежат где-то там внизу и никто их не видит? Может быть, имело бы        
смысл провести политику - вытащить на свет эти произведения из загашников,      
раздав их другим музеям?                                                        
                                                                                
Опыт Красноярского края, который я представляю, в музейном деле, думаю, может   
быть некоторым положительным примером изучения. Первый и пока последний музей   
в России, который получил приз Совета Европы как лучший музей, - это музей в    
Красноярском крае. За что он его получил? За то, что там постоянно              
обновляется экспозиция, за движение, за то, что там проходят "музейные ночи",   
когда молодёжь собирается на целые сутки в музее и каждый представляет свой     
оригинальный проект, они живут там.                                             
                                                                                
На мой взгляд, мы, принимая сегодня решение, должны понять, что нам очень       
важно решить одну задачу. Конечно, это задача сохранения музейного наследия,    
но точно так же и его эксплуатации. Кто знает, что одна из лучших коллекций     
импрессионистов-модернистов находится в Красноярском крае, потому что её туда   
в тридцатые годы спрятали люди, которые думали о будущем России? Понимали,      
что это временно, что пройдёт время. Она там, в загашниках, лежала, теперь      
уже достаётся. Полотна всех великих художников, которые прославили Россию,      
оказывается, в Красноярском крае находятся. Но музею, усадьбе без таких         
тривиальных вещей, как парковка, возможность накормить за умеренную плату       
детей, потому что после двух часов в музее ребёнок уже хочет кушать... У нас    
должна быть возможность приехать и провести там встречу со своими друзьями,     
товарищами, отметить юбилей.                                                    
                                                                                
Мне кажется, правильно, что мы сейчас принимаем этот законопроект. Но это       
только начало разговора о том, чтобы культура была не отгороженной от           
общества, а органической частью, чтобы мы ходили туда не просто посмотреть      
картину, а чтобы там отдыхать, наполняться мыслями, думать, переживать. Это     
же всё было частью быта, а мы теперь его отгородили.                            
                                                                                
Я думаю, ещё будет много проблем, но данный закон надо, конечно, принять,       
потому как он в правильном направлении выстраивает нашу позицию по отношению    
к культурному наследию.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента и правительства не настаивают    
на участии в дискуссии? Нет. Тягунов уже выступил с заключительным словом.      
Ивлиев, есть необходимость выступить? Есть. Пожалуйста.                         
                                                                                
Включите микрофон Ивлиеву.                                                      
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемые депутаты, очень приятно, что обсуждение завершается в    
позитивном ключе. Мы хотим вас заверить, что вопросы культурного наследия       
являются основой деятельности нашего комитета. 17 марта будет у нас министр     
на "правительственном часе", и те вопросы, которые здесь прозвучали, можно      
будет задать ему. В марте же предусмотрено рассмотрение законопроекта,          
внесённого депутатами нескольких комитетов, касающегося сохранения объектов     
культурного наследия. Мы имеем по этому проекту позитивную позицию              
правительства. Мы надеемся, что в марте все те вопросы, которые вы сейчас       
обсуждали, будут обсуждены ещё более глубоко и мы найдём правильное решение     
для того, чтобы защитить объекты культурного наследия.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в             
Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия   
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.