Заседание № 25

12.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 22618-4 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и за правонарушения в ряде других областей правоотношений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4065 по 4260 из 5995
рассмотреть пункт 17, так как докладчик сегодня только до конца дня может       
участвовать в рассмотрении данного вопроса. Уважаемые коллеги, не будет         
возражений, если мы начнем рассматривать пункт 17? Не будет возражений.         
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает          
представитель Государственного Совета Республики Коми Завьялова Людмила         
Васильевна. Пожалуйста, Людмила Васильевна.                                     
                                                                                
ЗАВЬЯЛОВА Л. В., представитель Государственного Совета Республики Коми.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, мне хотелось бы сначала сказать о некоторых своих           
впечатлениях, поскольку мы начинаем работать с вами сызнова. С прошлым          
составом Государственной Думы мы достаточно успешно проталкивали некоторые      
законопроекты, поэтому я сейчас внимательно присматриваюсь и считаю, что        
мужчины Российской Федерации вынуждают женщин создавать женскую партию. Это     
мое первое впечатление.                                                         
                                                                                
Законопроект, речь о котором сегодня пойдет здесь, касается... Сегодня до       
перерыва я внимательно слушала выступления, когда говорили о миграции, о        
других проблемах, других законопроектах. В принципе обсуждалась одна очень      
важная проблема - проблема сохранения России и национальной безопасности.       
Поэтому законопроект, который предлагает Государственный Совет Республики       
Коми, - о внесении изменений и дополнений в двадцать одну статью Кодекса        
Российской Федерации об административных правонарушениях - преследует задачу    
обеспечения в Российской Федерации продовольственной безопасности,              
экологической безопасности, а это очень важные составляющие в целом             
национальной безопасности. И конечно, если рассуждать по сути дела, то мы       
сегодня возможное перспективное рассмотрение и реализацию изменений Кодекса     
об административных правонарушениях должны вписывать в какой-то контекст        
стратегии внутренней политики Российской Федерации, но у нас, у регионалов,     
создается такое впечатление, что мы ни один законопроект не вписываем в эту     
стратегию, потому что она отсутствует. Таким образом, наше правовое поле        
сегодня представляет собой стадо без пастуха, наши граждане, получившие         
свободу, сегодня понимают свободу как своеволие, а свобода предполагает         
жесточайшую дисциплину и ответственность. Таким образом, наши предложения в     
двадцать одну статью Кодекса об административных правонарушениях как раз        
позволят усилить ответственность.                                               
                                                                                
Я понимаю, что на слух очень трудно воспринимать поправки, я буду называть      
статью и то, что мы хотим добавить... ну, я вам просто на примере покажу. Мы    
совершенно не согласны с концепцией, предложенной в заключении, которое, мы     
знаем, сделал комитет по конституционному законодательству, и я вам просто на   
некоторых примерах покажу, насколько мы правы и насколько не прав комитет,      
который подготовил решение об отклонении нашего законопроекта.                  
                                                                                
Дело в том, что Кодексу об административных правонарушениях Российской          
Федерации исполняется два года, это как раз тот период, когда мы начинаем       
отлаживать, хотим заставить работать этот кодекс. Во многих субъектах           
принимаются свои законы об административной ответственности и                   
административных правонарушениях. Так я прошу депутатов Государственной Думы    
внимательней относиться к тем предложениям, которые приходят из регионов. И     
вы, наверное, знаете, сколько поступает из регионов Российской Федерации        
разумных предложений по совершенствованию Кодекса об административных           
правонарушениях.                                                                
                                                                                
Один пример. Статья 19.6 в действующей редакции, где записано, что та           
ответственность, которая... Например, не отремонтировал вовремя кровлю          
зернохранилища или не установил камнеотборник на мельнице и так далее. Так      
вот, действующая редакция предполагает наложение административного штрафа на    
должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.    
Представляете, он крышу не отремонтировал вовремя! Да он пятьсот раз по пять    
минимальных заплатит и ничего не сделает! Так вот наше предложение в данном     
случае - от трех до пятидесяти, для того чтобы у него нашлись средства          
отремонтировать крышу и он подумал бы о размере второго штрафа, который         
последует в случае неисполнения вот этого административного решения.            
                                                                                
Мы получили поддержку одиннадцати законодательных собраний Российской           
Федерации. Мы благодарны законодательным собраниям Дагестана, Северной Осетии   
- Алании, законодательным собраниям Ульяновской области, Саратовской области,   
Калужской области, Республики Алтай, Республики Башкортостан, Чувашской         
Республики, которые поддержали наш законопроект. И только невнимательно         
прочитала Тульская областная Дума, которая посчитала несущественными наши       
дополнения и изменения, поскольку, по ее мнению, уменьшение размера санкций     
приведет к тому, что все будут нарушать. А мы считаем, что нужно учитывать      
социально-психологические факторы, мы должны иметь в виду, что у нас закон...   
Если помните, у Салтыкова-Щедрина: чем жестче закон, тем больше вероятности,    
что он не будет исполняться. Поэтому любой закон, в том числе и Кодекс об       
административных правонарушениях, должен иметь еще и воспитательную             
составляющую. Таким образом, мы, учитывая личность, низкую заработную плату     
человека, который, возможно, будет такое нарушение допускать, и убавили         
размер первоначального штрафа с трех до одного минимального размера оплаты      
труда. Концепция, которой руководствовался комитет по конституционному          
строительству и которая позволила депутатам этого комитета принять решение с    
рекомендацией об отклонении нашего законопроекта, абсолютно нас не              
устраивает.                                                                     
                                                                                
Более того, я хочу вам сказать, если мы хотим вообще усовершенствовать... Я     
понимаю, мы с вами работаем в очень трудное время, мы сейчас создаем            
законодательство для новой страны, мы должны все законы переписать, и когда     
мы указываем на несоответствие одного закона другому, это вполне закономерно,   
потому что этот процесс очень длительный, и я думаю, что нашей с вами жизни     
не хватит для того, чтобы мы получили такое законодательство, которое бы всех   
нас устраивало. А вообще законы должна писать жизнь, и жизнь корректирует       
законы, и вот эти предложения в двадцать одну статью Кодекса об                 
административных правонарушениях, которое предлагает Государственный Совет      
Республики Коми, это поправки и изменения, выверенные жизнью.                   
                                                                                
Если есть вопросы или нужны еще примеры, для того чтобы убедить в               
необходимости принять в первом чтении наши дополнения и изменения, то я         
отвечу.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Пожалуйста, содоклад Александра Николаевича Харитонова, а потом мы будем        
задавать вопросы.                                                               
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Людмила Васильевна         
Завьялова, как опытный региональный законодатель, совершенно правильно          
отметила многострадальность Кодекса об административных правонарушениях. Я      
только из последней поездки привез от специалистов и ученых более тридцати      
пяти предложений о его изменении, поправок. И если мы на каждом заседании       
будем наш кодекс кроить и перекраивать, то, я понимаю, обогатятся только наши   
типографские службы, которые занимаются переизданием огромного документа        
такого рода.                                                                    
                                                                                
По существу дела. Как следует из пояснительной записки, целью                   
рассматриваемого законопроекта является совершенствование процедуры             
привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении       
правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое            
благополучие населения, в области охраны собственности, охраны окружающей       
природной среды и природопользования, правонарушений в промышленности, в        
строительстве и энергетике, на транспорте, в области предпринимательской        
деятельности, а также правонарушений против порядка управления.                 
Представляется, что совершенствование процедуры привлечения к                   
административной ответственности, являющееся целью законопроекта, в             
результате предлагаемых изменений вряд ли будет достигнуто. Проектируемые       
дополнения - предупреждения в качестве мер административного наказания во       
многих статьях кодекса - не соответствуют логике кодекса, поскольку такой вид   
наказания, как предупреждение, применяется в качестве альтернативного за        
совершение малозначительных правонарушений, где размер штрафа также невелик.    
Применение данной меры административного наказания альтернативно штрафу в       
большом размере (от сорока до пятидесяти, от четырехсот до пятисот              
минимальных размеров оплаты труда) может повлечь весьма значительную степень    
усмотрения правоприменителя при назначении наказания, чего нельзя допустить.    
                                                                                
И дальше отмечается нашим комитетом, что значительные разрывы между нижним и    
верхним пределами штрафа могут предоставить дополнительные коррупционные        
возможности при рассмотрении дел по указанным статьям. При этом необходимость   
предлагаемого снижения нижних пределов административных штрафов в указанных     
статьях, так же как и смягчение ответственности за правонарушения,              
предусмотренные частями 1 и 2 статьи 19.19, устанавливающей ответственность     
за правонарушения, посягающие на права и законные интересы потребителей, а      
также экономические интересы Российского государства, то есть правонарушения,   
отличающиеся значительной степенью общественной вредности, авторами             
законопроекта никак не обосновывается.                                          
                                                                                
Что касается компетенции органов стандартизации, метрологии и сертификации по   
рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 19.19 кодекса,   
то следует отметить, что здесь, в общем, этим нашим органам предоставляется     
право рассмотрения таких дел, хотя, как сказано в кодексе, это                  
рассматривается только судьями. И еще предлагается замена безальтернативной     
конфискации на альтернативную конфискацию, но дело в том, что это прерогатива   
только судебных органов. Другое дело, что нам, может быть, есть смысл           
совершенствовать нашу судебную систему.                                         
                                                                                
Предлагаемое изменение части 1 статьи 28.7 кодекса, устанавливающей случаи,     
когда проводится административное расследование, представляется                 
неоправданным, в частности, в связи с тем, что повлечет увеличение сроков       
производства по всем категориям дел. И еще там вносится предложение -           
увеличить срок до трех суток.                                                   
                                                                                
Законопроект представляется концептуально недостаточно проработанным и с        
учетом изложенного рекомендуется Комитетом по конституционному                  
законодательству и государственному строительству к отклонению. Одиннадцать     
субъектов Федерации, как сказала Людмила Васильевна, поддержали этот            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Желающие             
выступить? Тоже нет. У представителей президента и правительства нет желания    
выступить? Нет.                                                                 
                                                                                
На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и      
дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Прошу определиться голосованием по принятию данного           
законопроекта в первом чтении. Мнение комитета - отклонить.                     
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за               41 чел.9,1%                                      
Проголосовало против           33 чел.7,3%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     75 чел.                                          
Не голосовало                 375 чел.83,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.