Заседание № 114
О проекте федерального закона № 226084-7 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности за незаконное предоставление участка в границах особо охраняемых природных территорий; принят в первом чтении 21 марта 2018 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет считает нецелесообразной подготовку данного законопроекта ко второму чтению. Напомню, что он был внесён ещё в 2017 году, уже более пяти лет назад, и у нас, у комитета, изначально, в первом чтении было много замечаний, мы их высказывали в своём заключении, и поправками, которые вносились в ходе рассмотрения, эти замечания не были учтены. В связи с этим мы предлагаем законопроект отклонить, более того, от авторов, от правительства пришло письмо с этим же предложением, поэтому просим воспользоваться статьёй 123-1 Регламента и отклонить законопроект, ранее принятый в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по мотивам будут выступления? Нет. Кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 26 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 18 чел.4,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 226084-7 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях уточнения состава административного правонарушения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Юрий Сергеевич Любимов. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Названный законопроект подготовлен нами по поручению заместителя председателя правительства Хлопонина и направлен на усиление административной ответственности должностных лиц за нарушение законодательства в области управления особо охраняемыми природными территориями. В настоящее время должностные лица органов исполнительной власти и местного самоуправления несут административную ответственность за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов на основании статьи 19.9 КоАП. Так, согласно части 2 указанной статьи удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юрлица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, влечёт наложение административного штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. Но диспозиция этой нормы не охватывает весь спектр возможных правонарушений, которые могут совершаться должностными лицами в сфере управления особо охраняемыми природными территориями. Кроме того, с учётом экономического, природоохранного, социального значения особо охраняемых природных территорий административное наказание, которое было мною упомянуто, является незначительным. В связи с этим предлагается дополнить статью 19.9 частью 2-1, в соответствии с которой незаконное предоставление должностным лицом земельного или лесного участка либо водного объекта в границах ООПТ, а равно выдача должностным лицом разрешения на осуществление деятельности, в том числе строительства, запрещённой на указанных территориях и в их охранных зонах, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, повлечёт наложение административного штрафа в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до года. Также в целях обеспечения неотвратимости наказания за данные правонарушения предлагается установить в отношении совершивших их лиц трёхлетний срок давности привлечения к административной ответственности. Составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, указанных в законопроекте, будут прокуроры на основании части 1 статьи 28.4 КоАП, рассматривать такие дела будут судьи согласно части 1 статьи 23.1 КоАП. Полагаем, что принятие этого проекта закона позволит повысить эффективность профилактики правонарушений в сфере управления особо охраняемыми природными территориями и обеспечить целостность природных комплексов и их компонентов, культурно-исторических объектов, для сохранения которых создаются особо охраняемые природные территории. Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич. С содокладом выступает Олег Петрович Быков. БЫКОВ О. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внести изменения в статью 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив её частью 2-1, устанавливающей административную ответственность за незаконную выдачу разрешений на действия, совершаемые в границах особо охраняемых природных территорий. В этом заключается особенность, и тем самым предлагается выделить в отдельный состав соответствующие нарушения, касающиеся участков именно в границах особо охраняемых природных территорий. Кроме того, в целях обеспечения неотвратимости наказания за административные правонарушения, предусмотренные данным законопроектом, предлагается установить увеличенный срок давности привлечения к административной ответственности - три года - путём внесения соответствующих изменений в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Есть ряд моментов, на которые хотелось бы обратить внимание и которые могут быть проработаны ко второму чтению с помощью поправок. На заседании комитета мы обсуждали вопросы, связанные с размерами штрафов за данные административные правонарушения, это можно доработать ко второму чтению, а также с субъектным составом лиц, привлекаемых к административной ответственности. В данном случае к административной ответственности за указанные административные правонарушения должны привлекаться должностные лица, но согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" федеральные государственные бюджетные учреждения, которые осуществляют управление национальными парками, подпадающими под категорию особо охраняемых природных территорий, вправе предоставлять своим работникам в пользование служебные наделы в установленном порядке. Эти вопросы ко второму чтению можно будет обсудить и внести соответствующие поправки. Комитет поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тен Сергей Юрьевич. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Полагаю значимым, востребованным самой жизнью установление повышенной ответственности за незаконное предоставление должностным лицом земельного или лесного участка либо водного объекта в границах особо охраняемых природных территорий. То, что происходит у нас сейчас на побережье Байкала, иначе как беспределом назвать невозможно, и это прямое подтверждение важности данной законодательной инициативы. Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности - необходимая мера для упорядочивания деятельности на особо охраняемых природных территориях. Вместе с тем, полагаю, необходимо установить ответственность не только за незаконное предоставление, но и за незаконный перевод земель из одной категории в другую. В посёлке Листвянка на берегу Байкала земельные участки, полученные под индивидуальное жилищное строительство, граждане Китая застраивают гостиницами, большими по площади трёхэтажными зданиями, в последующем осуществляется перевод земельного участка в другую категорию использования - из участков для ИЖС в зоны рекреации, таким образом узаконивается понастроенное. Предлагаю установить ответственность должностных лиц и за незаконный перевод земель. Уважаемый Юрий Сергеевич... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд. У нас сейчас вопросы идут. ТЕН С. Ю. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Юрий Сергеевич, скажите, пожалуйста, каково ваше отношение к моему предложению? ЛЮБИМОВ Ю. С. Большое спасибо за предложение. У меня отношение к вашему предложению по определению хорошее, и всё, о чём вы сказали, безусловно, нуждается в детальном рассмотрении. Просто мы здесь охватывали только вопросы административной ответственности, вопросы земельно-правовые в чистом виде в данном случае не рассматриваются, только санкции и расширение состава административного правонарушения. Мы действовали строго в рамках поручения, которое нам было дано правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Юрий Сергеевич, а есть ли у вас статистика, которая показывает необходимость повышения административных штрафов? И есть ли у вас уверенность, что именно это будет способствовать снятию проблемы? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за вопрос. Ну вот мои коллеги, те, кто разрабатывал проект, подсказывают, что по новому составу точно нет статистики, потому что это новый состав. Мы посмотрим, есть ли по старому составу у нас какой-то криминологический анализ, если что-то есть, то дадим, но так, при первом приближении, полагаю, тоже нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Юрий Сергеевич, рассматриваемый законопроект важен, нужен, и то, что ужесточается наказание за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов, - это шаг, безусловно, правильный, но хотелось бы отметить, что это не единственная проблема в сфере управления особо охраняемыми природными территориями. Специалисты, например, отмечают, что одним из основных пробелов в данной сфере является отсутствие в российском законодательстве норм, включающих особо охраняемые природные территории с международным статусом в национальную систему охраняемых территорий, что на практике порождает трудности в определении статуса таких территорий, их правового режима и, к сожалению, создаёт основания для различных злоупотреблений. Скажите, пожалуйста, как будет решаться данная проблема? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Дмитрий Иванович. Я с вами согласен, видите, этот вопрос рефреном звучит и в выступлениях ваших коллег. Безусловно, административной ответственностью в этой области проблема не только не исчерпывается, но практически даже не затрагивается. Я думаю, это вопрос скорее к моим коллегам из министерства природных ресурсов, потому что мы, как ведомство юстиции, отвечали здесь сугубо за юридические аспекты - это установление административной ответственности. Просто в правительстве мы, так сказать, ведём КоАП, все изменения в КоАП, поэтому нам поручили это разрабатывать. А что касается сути, я согласен с тем, что эта проблема должна рассматриваться, но, скорее всего, с нашим участием лишь в качестве дополнения к работе наших коллег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Юрий Сергеевич, подскажите, пожалуйста, вот мы не можем муниципального или регионального чиновника дважды наказать за одно и то же правонарушение, и в связи с этим вопрос: нет ли у вас информации, есть ли вообще такие факты, когда местные чиновники сознательно идут на то, чтобы получить административное взыскание в виде штрафа, чтобы потом уйти от уголовного преследования? Есть вот такие факты или нет, есть у вас информация? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое. Согласен с вами, как раз с учётом того, что размеры административных штрафов всё равно не очень большие относительно той выгоды, которую можно получить при совершении нарушения, безусловно, ответственность не должна исчерпываться только административной ответственностью, потому что это как раз был бы лёгкий способ избежать наказания. У нас уголовное законодательство построено так, что в случае, если есть состав уголовного преступления, ответственность наступает вне зависимости от административного правонарушения, поэтому здесь как раз я этих рисков не вижу. Будут наступать последствия самые разные: и уголовные, и административные, и имущественно-правовые, если есть нарушение, если оно установлено. Мы исходим из того, что хуже не будет, потому что санкция повышается, вводится новый состав. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синяговский Владимир Ильич. СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Сергеевич, почему в качестве субъекта правонарушения называется только должностное лицо? Возможно ли в рамках данного законопроекта предусмотреть ответственность юридических лиц? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое. Здесь мои коллеги-разработчики тоже подсказывают, что концептуально мы были не против этой идеи, но действовали опять же в соответствии с поручением. У нас было поручение предусмотреть ответственность должностных лиц, поэтому именно такой текст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Мы проведём запись и объявим перерыв. Включите режим записи на выступления.
Переходим к рассмотрению 20-го вопроса, вернее, возвращаемся к его рассмотрению. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект рассматривается в первом чтении. У нас прозвучал доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра юстиции, прозвучал содоклад, и мы приступили к выступлениям. На выступления записались Марданшин Рафаэль Мирхатимович и Нилов Олег Анатольевич. Пожалуйста, Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает рассматриваемый законопроект, который направлен на повышение административной ответственности за незаконное предоставление земельных участков, лесных участков или водных объектов в границах особо охраняемых природных территорий, а также за выдачу разрешений на запрещённую на таких территориях и в их охранных зонах деятельность. Считаем, что данный подход является целесообразным, поскольку незаконное выделение земельных или лесных участков в особо охраняемых зонах, которые имеют особую ценность и по которым принято решение об их сохранении в первозданном виде, имеет более негативные последствия, чем незаконное выделение земельных участков, лесных участков или водных объектов, находящихся в государственной собственности. Вместе с тем хотелось бы отметить, что в случае принятия данного законопроекта в первом чтении при его доработке ко второму чтению необходимо рассмотреть вопрос о включении в перечень субъектов, совершающих такие правонарушения, помимо должностных лиц также юридических лиц, которые в некоторых случаях тоже могут совершать такие правонарушения. Ещё раз хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", пожалуйста. Выступление от фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот про такой законопроект можно сказать словами классика - Владимира Ильича Ленина, который о проявлениях чиновничьего бюрократизма и о преступном отношении и к государству, и к людям сказал когда-то примерно следующее: по форме правильно, а по сути издевательство. То, что вы предложили, господа из правительства, - это издевательство! Другими словами - ещё жёстче можно сказать, - напугали Бобика буханкой, а вернее, даже не буханкой, а тортом с вишенкой. Перевожу на понятный язык: в КоАП ответственность за эти преступления... Что такое передача для строительства, для реализации каких-то бизнес-проектов земель особо охраняемых территорий, что это, как не преступление?! Сейчас за такое преступление чиновника-преступника предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10-20 тысяч рублей, а к нам приходят и говорят, что, мол, не помогает штраф 10-20 тысяч рублей, давайте 40-50 тысяч сделаем, - это разве не издевательство?! Многомиллионные, если не многомиллиардные потери несёт государство, теряя вот это самое богатство, это невосполнимое богатство! Это не деньги из банка передать... А представьте, если бы было так, что чиновник миллионами передаёт деньги, а к нему приходят и говорят: ай-ай-ай, сейчас мы тебя накажем штрафом 40-50 тысяч рублей, в худшем случае отстраним на полгода-год от занимаемой должности, а потом опять продолжай в том же духе. Конечно, басня Крылова написана вот про такое отношение к преступникам: погрозили пальчиком, развели руками, повернулись и ушли. Что нужно делать? Обратите внимание на действующие статьи КоАП: в статьях 7.13, 7.14, 7.15, где говорится примерно об этом же, о нарушении требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия (согласитесь, что это вещи одного порядка), предусмотрена ответственность в виде штрафа 20 миллионов рублей, он может быть и больше - размер штрафа может быть привязан к кадастровой стоимости, - до 60 миллионов рублей. Почему же вы здесь такие добрые, почему вы забыли, что можно вот таким штрафом наказать этих горе-чиновников?! Почему нет ответственности перед третьими лицами? Понятно, что кто-то получил эти земли, построил там коттеджи и посёлки, перепродал третьим лицам, потом возможно решение суда о сносе - кто отвечает за всё это, чиновник? 40 тысячами рублей отвечает?! Так что, уважаемые коллеги, я поддержал бы с удовольствием хотя бы концепцию, если бы в названии (хотя бы в названии!) было сказано хоть слово о том, что это проект закона об ужесточении ответственности должностных лиц за то-то и то-то, - но этого нет даже в названии! За что голосовать, я не понимаю. Предлагаю вам, коллеги, помнить о том, что с сегодняшнего дня Дума работает в особом режиме, сейчас особое время, а вы продолжаете нас баснями в виде вот такого законопроекта кормить. Ответственность за разработку в том числе таких законопроектов якобы во исполнение поручений правительства... Какое было поручение правительства? Добиться того, чтобы захват берегов озёр, рек, не знаю, Бородинского поля остановить. Вот этим вы точно не останавливаете - вы этим поощряете и как бы говорите, мол, ребята, продолжайте делать то же самое, вам ничего не будет, в крайнем случае 40-50 тысяч рублей заплатите. У меня точно рука не поднимется голосовать за этот законопроект. Во всяком случае, решение фракции такое: если не изменится ко второму, к третьему чтению именно мера ответственности - не рублём наказывать, а миллионными суммами, - то этот законопроект принимать нельзя, он будет вреден абсолютно! Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 34 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.