Заседание № 180
О проекте федерального закона № 226032-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (в части, касающейся условий и порядка повторного участия сельхозтоваропроизводителей в программе финансового оздоровления).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
48-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Докладывает Надежда Васильевна Школкина. Пожалуйста. ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", предусматривающий предоставление сельхозпроизводителям права повторного участия в программе финансового оздоровления, был принят Госдумой в первом чтении 13 декабря 2013 года. В комитет к законопроекту поступило десять поправок, авторами которых являются как депутаты, так и Правительство Российской Федерации, и в настоящее время комитетом подготовлен текст законопроекта, который соответствует официальному отзыву правительства. Все поправки, поступившие в комитет к законопроекту, были включены в две таблицы: в таблицу поправок № 1 - девять поправок, предлагаемых к принятию, в таблицу поправок № 2 - одна поправка, предлагаемая к отклонению. Кроме того, коллеги, в зале была роздана дополнительно поправка, которая на самом деле является технической. Просьба рассмотреть дополнительную поправку, принять две таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 18 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Таблица принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 44 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Таблица также принимается. Коллеги, 3-я таблица комитетом не рассмотрена, поэтому я обязан прежде всего поставить на голосование предложение о рассмотрении 3-й таблицы поправок. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 21 сек.) Проголосовало за 274 чел.60,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 276 чел. Не голосовало 174 чел.38,7 % Результат: принято Предложение принимается. Есть ли замечания по 3-й таблице, содержащей одну поправку? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 49 сек.) Проголосовало за 281 чел.62,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 281 чел. Не голосовало 169 чел.37,6 % Результат: принято 3-я таблица также принимается. Надежда Васильевна, пожалуйста. ШКОЛКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые правовые и лингвистические экспертизы. В случае принятия законопроекта во втором чтении просим его принять и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
48-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 14 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 41 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 179
О проекте федерального закона № 226032-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (в части, касающейся условий и порядка повторного участия сельхозтоваропроизводителей в программе финансового оздоровления).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, просим вопрос 25, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", перенести на пятницу.
25-й вопрос просят перенести на пятницу, соглашаемся.
Заседание № 134
О проекте федерального закона № 226032-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (в части, касающейся условий и порядка повторного участия сельхозтоваропроизводителей в программе финансового оздоровления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Далее у нас идут законопроекты первого чтения. Пропустим несколько, поскольку докладчики пока не подошли, и рассмотрим 30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Докладывает Николай Васильевич Панков. Пожалуйста. ПАНКОВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", который является базовым и устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельхозтоваропроизводителей. В действующем законе заложен принцип однократности участия в данной программе, закреплены условия реструктуризации долгов: в зависимости от финансового состояния должнику предоставляется отсрочка погашения долга на срок от 5 до 7 лет с последующей рассрочкой на срок от 4 до 6 лет. К настоящему моменту в программах финансового оздоровления приняли участие более 13 тысяч сельскохозяйственных организаций, общая сумма задолженности составила 87 миллиардов рублей, в том числе 45 миллиардов рублей - это штрафы по налогам в бюджеты всех уровней и пени, но, коллеги, только 8 процентов от общего количества предприятий завершили эту реструктуризацию, смогли выполнить все условия, а 7,5 тысячи предприятий, то есть 56,7 процента от общего количества предприятий, утратили право на реструктуризацию долгов в связи с невозможностью выполнения взятых на себя обязательств. Причины тяжёлого финансового состояния сельхозтоваропроизводителей вы прекрасно знаете, мы неоднократно говорили об этом здесь: последствия засухи 2009, 2010, 2012 годов, удорожание кормов, последствия затопления и прочие факторы. С учётом необходимости улучшения финансового состояния аграриев, для поддержания их финансовой устойчивости депутатами был подготовлен данный законопроект. Депутаты предлагают предоставить сельхозтоваропроизводителям возможность повторной реструктуризации долгов в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, приведших к гибели более 25 процентов плановых объёмов производства сельхозпродукции на всей площади посева и посадок многолетних насаждений, а также к гибели 15 процентов животных и птицы в период ликвидации очагов особо опасных болезней по сравнению со средним уровнем объёма производства за предыдущие три года. При этом возможность повторного участия в программе финозодоровления следует предоставлять только тем организациям, которые выполнили условия ранее заключённых соглашений в полном объёме. Порядок и условия повторного участия в программе будут определены Правительством Российской Федерации. Уважаемые коллеги, на данный законопроект получены положительный отзыв Правительства России, а также 92 положительных отзыва из 65 субъектов Российской Федерации. С учётом изложенного Комитет по аграрным вопросам просит принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Николай Васильевич, вы, как руководитель комитета, наверное, знаете, что задолженность сельхозпроизводителей в этом году выросла уже до рекордных 1 триллиона 900 миллиардов. Может быть, стоило бы в этом законе в том числе ограничить процентные ставки по кредитам для сельхозпроизводителей хотя бы так называемой ключевой ставкой, перестать подкармливать Россельхозбанк, а может, продумать систему финансирования сельского хозяйства напрямую, чтобы миновать вот эти тромбы в виде "Росагролизинга", который заморозил колоссальные средства? Сегодня, вы знаете, эта система фактически не работает и не помогает сельскому хозяйству, поэтому как вы смотрите на то, чтобы во втором чтении всё-таки вопросы взаимоотношений и с банковской системой, и с "Росагролизингом" урегулировать, потому что это фактически не оговорено в вашем законопроекте? ПАНКОВ Н. В. Спасибо большое, Николай Васильевич. Да, вы правильно охарактеризовали тот факт, что около 2 триллионов рублей составляет задолженность сельхозтоваропроизводителей по кредитам перед различными банками, и как раз в понедельник наш комитет проводит расширенное заседание "круглого стола" по этой проблеме, где мы будем рассматривать различные формы и методы выхода из этой ситуации. Как вариант, да, можно готовить и предложения ко второму чтению, их тоже можно рассмотреть. Я за то, чтобы всё обсудить с аграрным сообществом, в том числе и с предприятиями сельхозтехники, и с "Росагролизингом", и с крестьянско-фермерскими хозяйствами, но думаю, что данный законопроект нужно в первом чтении принимать, а дальше уже работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наша фракция, безусловно, поддерживает этот законопроект, вместе с тем мы хотели бы ещё и ещё раз отметить, что сегодня объём валовой продукции, произведённой в сельском хозяйстве, не дотягивает по стоимости до уровня задолженности, о которой говорили, в 2 триллиона рублей. Исходя из этого, понимая все сложности, которые сегодня имеются в экономике сельского хозяйства, конечно, надо более внимательно, комплексно рассмотреть те меры, которые мы называем мерами финансового оздоровления. В данном случае ко второму чтению надо рассмотреть все те ограничения, которые сегодня уже определены правительством и другими структурами. Вот смотрите, возьмём, допустим, норму, касающуюся обязательного выполнения плана первичной реструктуризации в течение пяти лет: как уже было сказано, четыре года, по существу, у нас была засуха - как в таком случае выполнить условия и рассчитаться по взятым обязательствам по реструктуризации? И не только этот вопрос встаёт, но и многие другие. Вы посмотрите, что с показателями: надо обязательно доказать, что погибло 25 процентов площади посевов или 15 процентов поголовья, но ведь мы все знаем, что сегодня в принципе всё село убыточное, уровень рентабельности составляет 7 процентов, - ну почему нужны обязательно вот такие показатели, чтобы реализовать программу оздоровления и реструктуризации?! Мне думается, это ограничение тоже необъективное, над этим нам всем надо серьёзно поработать, полагаю, что эти процентные показатели должны быть снижены. Здесь уже говорили об этом, однако из отзыва правительства следует, что они возражают. Даже при том объёме мер, которые определены при подготовке этого законопроекта к принятию в первом чтении, мы видим, что 54 процента хозяйств, или 7,2 тысячи коллективов, не смогут повторно участвовать в программе реструктуризации, поэтому... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: выступление от фракции. КАШИН В. И. ...поэтому нам думается, что ко второму чтению необходимо более серьёзно рассмотреть все меры, предлагаемые в этом законопроекте, чтобы расширить возможности участия в программе для основной массы хозяйств, сельхозпроизводителей, работающих сегодня активно в поле, на фермах, работающих в условиях, когда экономические механизмы разрушают, по существу, производство, в первую очередь это экономические механизмы, связанные с вступлением в ВТО, и многие другие вещи, включая препятствия для доступа на рынок. Оценивая всё это, мы должны убрать все эти рогатки, все ограничения и в целом, комплексно рассмотреть процесс финансового оздоровления, потому что принимать закон, у которого такое огромное количество авторов, чтобы он ничего серьёзного, значительного не принёс хозяйствам, которые занимаются сельскохозяйственным производством, - ну, это не совсем здорово! Ладно бы один-два человека подписали законопроект, но когда такая большая группа уважаемых людей, то толк всё-таки должен быть! Мы не раз уже предлагали рассмотреть вопросы списания долгов с тех хозяйств, где люди трудятся, трудятся всерьёз и на поле, и на фермах; отсутствие государственной поддержки, отсутствие системы ценообразования на товары сельхозпроизводителей, давление торговых сетей и многие другие вещи, которые мешают развитию сельского хозяйства, включая диспаритет цен, отсутствие инфраструктуры на селе, строительства, - весь этот комплекс проблем сегодня очень беспокоит всех нас. В итоге - мы ведь должны это понимать - сегодня у нас не производится и 50 процентов необходимого продовольствия, две-три цифры если назвать, то всё будет понятно. Вы посмотрите, мы уже говорили: 56 миллионов тонн молока производили - сегодня в два с половиной раза меньше, возьмите мясо, говядину... А самое главное - это же непросто будет в дальнейшем восстановить, если базовые отрасли выкошены, вырезаны! В основу, повторяю, заложен экономический механизм, который является разрушительным, в этом плане, ещё и ещё раз говорю, мы все вместе, уважаемые коллеги, товарищи, должны сделать те шаги, которые приведут действительно к значительному улучшению финансового положения на селе, чтобы крестьяне понимали, что завтра у них за их нелёгкий труд будут и зарплата достойная, и возможность иметь хорошее жильё в благоустроенном посёлке, и так далее, а для этого нам всем надо изменить менталитет и своё отношение, в первую очередь в стенах Государственной Думы, к нашим кормильцам! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Поскольку все понимают важность темы и то, что она поднята в связи с прозвучавшим посланием президента, приходит на ум мысль о том, что у президента фактически отсутствует дееспособный аппарат советников, понимающих важность развития сельского хозяйства в стране. Почему? Смотрите, ведь косвенно к сельскому хозяйству можно отнести и вопросы землеустройства, которые были затронуты, а я вам напомню, что у нас проворовавшийся руководитель кадастровой службы сбежал за границу, а система землеустройства фактически разгромлена. Без возвращения к научной организации сельского хозяйства, без возвращения хотя бы 10-12 процентов орошаемого земледелия сельское хозяйство никогда не выйдет на уровень рентабельности! Кроме того, смотрите, увеличились на 400 миллиардов долги в сельском хозяйстве, - казалось бы, ну как эту тему не раскрыть в послании президента, так ведь, да? Причём обозначены задачи, уже ранее провозглашённые президентом, - создание двадцати пяти миллионов рабочих мест, а ведь создание одного рабочего места в сельском хозяйстве, например если вы начнёте пахать, ведёт к созданию четырнадцати новых рабочих мест с учётом перевозки, переработки продукции, изготовления машин и оборудования, то есть, с моей точки зрения, мы с вами не выполняем даже базовых решений! Я просто напоминаю вам, что вступление в ВТО нанесло самый значительный урон сельскому хозяйству, но сегодня никто в стране - ни Росстат, ни Минэкономразвития, которое нас туда втянуло, ни Минсельхоз - вам не назовёт ни одной достоверной цифры. Почему? Потому что присутствует конъюнктура, но отсутствует статистика, и вообще, по рекомендации ООН органы статистики должны подчиняться первым лицам государства, а они у нас сегодня являются ведомственными. Кроме этого, вы посмотрите, у нас ведь сегодня нет ни одного профессионального аграрника во власти! Дворкович аграрник? Фёдоров - юрист, не аграрник, понимаете?! Назовите мне кого-нибудь в окружении президента, кто может давать квалифицированные советы по аграрным вопросам! Ну а как же мы тогда решим эту главную проблему? Имейте вы хоть всё золото мира, но если у вас нет на каждого гражданина хотя бы по корочке чёрствого хлеба на один день, то всё ваше золото может моментально перекочевать к тому, у кого эти корочки есть, - это сказал Жан-Жак Руссо. Мы, конечно, поддержим этот законопроект, но считаем, что он мелковат для решения проблемы нарастающей задолженности и банкротств предприятий сельского хозяйства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Я согласен с предыдущим оратором, что на сегодняшний день в целом ситуация, которая складывается в сельском хозяйстве, далеко не благополучна. Фракция ЛДПР тоже будет поддерживать данный законопроект, хотя им пытаются решить, может быть, одну восьмидесятую часть существующих проблем. Но мы с вами имеем два программных документа: первый документ - это программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, второй - Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. В рамках анализа двух этих документов, проведённого экспертами, нашими учёными, выявлена полная некорректность цифр, которые там заложены, а самое главное, что к 2020 году мы абсолютно не приблизимся к решению задач, поставленных в Доктрине продовольственной безопасности, то есть к обеспечению себя продуктами питания, произведёнными внутри страны. Экспорт, как мы видим, сегодня развивается всё шире и шире, а то, что мы из года в год сокращаем меры поддержки сельхозтоваропроизводителей, говорит о том, что ситуация с продовольственной безопасностью с каждым годом будет ухудшаться. Возвращаясь к вопросу о планировании финансовых средств для того, чтобы решать данную проблему, мы должны вспомнить цифру, которую изначально называли представители экономического блока: что при вступлении в ВТО для поддержки сельского хозяйства необходимо будет выделять 9 миллиардов долларов в год, то есть около 300 миллиардов рублей. И что мы видим сегодня? 190 миллиардов мы с вами заложили в бюджет на 2014, 2015, 2016 годы, но абсолютно не учитываем те катаклизмы, которые происходят, а средства на ликвидацию последствий наводнения на Дальнем Востоке или тех засух, которые наблюдаются уже на протяжении последних пяти лет в различных наших регионах, изыскиваем, перераспределяя их в пределах вот этой суммы, то есть мы всё больше и больше сокращаем финансовую поддержку сельхозпроизводителей. А если ещё вспомнить, что происходит с Россельхозбанком, нашим профильным, отраслевым банком, и с "Росагролизингом", то есть компанией, которая по идее должна накачивать современной техникой наших сельхозпроизводителей, то ситуация вырисовывается ещё более удручающая. Сельхозпроизводители получают кредиты практически на общих основаниях, да, можно сказать, что им становится немного легче от субсидирования ставки рефинансирования, но в целом это абсолютно не решает проблему, потому что кредиты предоставляются на короткий срок, на два, три, четыре года, в лучшем случае кому-то удаётся получить на пять лет, а те процессы, которые сегодня наблюдаются в отрасли, говорят о том, что по молочному животноводству необходимо давать кредиты на 10-12 лет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время. ЧЕРКАСОВ К. И. ...по мясному животноводству - то же самое, не меньше. В результате получается, что мы не можем привлечь в отрасль профессионального крупного инвестора, не говоря уже о том, чтобы сделать вообще инвестиционно привлекательной эту отрасль, потому что основной посыл - это чёткое планирование возможностей получения финансовых ресурсов, это законодательное обеспечение работы отрасли, а это всё не скоррелировано, абсолютно не увязано с показателями производительности труда, в частности, у нас сегодня производительность труда в разы меньше, чем в Европе. А предпосылки к тому, чтобы наука вернулась, чтобы появилась новая техника, новые технологии, появилась возможность у крестьян получить специалистов, которые будут работать на этой технике, к сожалению, сегодня отсутствуют, предыдущие ораторы об этом тоже говорили. Закон, безусловно, надо принимать, и надо ко второму чтению постараться максимально его дополнить нормами, дающими возможности для финансирования крестьян, чтобы они могли или напрямую воспользоваться финансовыми ресурсами, или каким-то образом реструктурировать свои долги. В целом надо изменить подход к финансированию сельского хозяйства и задуматься над тем, что программа на 2013-2020 годы... Время же летит быстро, коллеги, и к 2020 году мы придём с тем, что показатели утверждённой программы вроде бы будут исполнены, а основной вопрос - это решение проблем, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности, - не будет решён. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства, комитета? Нет? Выносим законопроект на "час голосования".
30-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 42 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.