Заседание № 137
23.12.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 225767-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1358 по 1728 из 5529
Вопрос 10. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Александра Алексеевича Чекалина. Пожалуйста. ЧЕКАЛИН А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! 16 октября 2004 года в ходе визита Президента Российской Федерации было подписано межправительственное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации. Его реализация позволит упростить процесс трудоустройства таджикских и российских работников на территории обоих государств, повысить эффективность использования их труда и социальную защиту, укрепить гарантии соблюдения их прав в процессе трудовой деятельности. С другой стороны, оно будет способствовать совместному разрешению на государственном уровне имеющихся миграционных проблем, созданию действенных механизмов для предотвращения незаконного привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников из Республики Таджикистан. Анализ статистических данных показывает, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция к увеличению объемов трудовой миграции на территорию России из Республики Таджикистан. Увеличивается и количество российских граждан, работающих на территории Республики Таджикистан. Двустороннее соглашение, регулирующее отношения в области внешней трудовой миграции между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, заключается впервые. Учитывая, что соглашение разрабатывалось и согласовывалось в течение длительного времени, в нем употребляется термин "трудовое увечье", содержавшийся в действующем на момент разработки соглашения КЗоТе России. Республика Таджикистан завершила внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу данного международного договора. Вопрос о тарификации соглашения Российской Федерацией согласован с Министерством экономического развития и торговли, Министерством здравоохранения и социального развития, Пенсионным фондом, Министерством финансов и Министерством юстиции. Прошу поддержать предложение МИДа и МВД о ратификации соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Присаживайтесь. Вопросы будут уже потом. Сначала будет содоклад заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Сергея Владимировича Антуфьева. Пожалуйста. АНТУФЬЕВ С. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками рассмотрел проект федерального закона о ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан по вопросу, который сейчас мы обсуждаем. Комитет считает, что временная трудовая деятельность граждан одной стороны на территории другой стороны отражает важную составляющую российско-таджикского сотрудничества. Учитывая направленность нашего настоящего соглашения на удовлетворение взаимной заинтересованности сторон в урегулировании процессов внешней трудовой миграции с учетом ситуации на рынках труда Российской Федерации и Республики Таджикистан, комитет рекомендует принять федеральный закон о ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан. Комитет-соисполнитель - Комитет по труду и социальной политике - также поддерживает ратификацию данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Три, четыре вопроса. Будем считать, что запись прошла. Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к первому докладчику. Уважаемый Александр Алексеевич, соглашение, о котором вы доложили, естественно, двустороннее. И в статье 1 соглашения регулируются вопросы трудовой деятельности и защиты прав трудящихся мигрантов из Таджикистана в России и из России в Таджикистане. В материалах есть статистика по поводу количества таджиков у нас, в России, и их численность за последние четыре года увеличилась с тринадцати до тридцати пяти тысяч, но нет ни единого слова о том, есть ли россияне в Таджикистане. Поэтому мой вопрос: сколько работающих россиян находится в настоящее время в Таджикистане? И как Россия защищает их права? Спасибо. АНТУФЬЕВ С. В. В настоящее время на территории Таджикистана на основе договорных отношений работает три с половиной тысячи россиян, которые находятся под юрисдикцией как России, так и таджикской стороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос Александру Алексеевичу Чекалину. Уважаемый Александр Алексеевич, конечно, я полностью поддерживаю данный законопроект, потому что действительно эти люди, они же не рабы. И то, что мы начинаем поворачиваться лицом к ним, - это всё правильно. Но, с другой стороны, я мыслю так: у нас ведь очень большая безработица. Не скажется ли это, вот легализация всего, защита прав, на том, что наши граждане будут оттесняться от трудовой деятельности? Потому что та рабочая сила всё равно ведь дешевле. Не просчитывались ли эти варианты? ЧЕКАЛИН А. А. Эти варианты просчитывались. Есть региональные законодательства, которыми предусматриваются приоритеты для граждан Российской Федерации как по направлениям деятельности, так и по режиму. Тем не менее рыночные механизмы привлечения трудовых мигрантов в данном случае работают, и нередко в пользу, как вы и предполагаете, трудовых мигрантов. Но надо учитывать и следующее: сегодня весь мир находится в состоянии жесткой конкурентной борьбы за трудовую миграцию и нам надо подумать над тем, что надо сделать, чтобы вот эта трудовая миграция не отвернулась от нас, потому что этим тут же воспользуются другие государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алкснис Виктор Имантович, пожалуйста. АЛКСНИС В. И. У меня вопрос к Александру Алексеевичу. Александр Алексеевич, в настоящее время действует межправительственное соглашение о том, что граждане России и Таджикистана совершают поездки друг к другу по внутренним паспортам. Сейчас в Душанбе на рынке можно купить таджикский паспорт за 50 долларов, и, по сообщениям средств массовой информации, "Аль-Каида", боевики "Аль-Каиды" проникают на территорию России через территорию Таджикистана по внутренним таджикским паспортам. Не приведет ли ратификация вот этого соглашения к тому, что еще больше к нам хлынет боевиков, международных террористов? И что в этой ситуации предполагает делать МВД? ЧЕКАЛИН А. А. Мы предприняли с таджикской стороной меры. Сейчас таджикская сторона в пяти консульских точках выдает общегражданские национальные заграничные паспорта Таджикистана. Сейчас эта работа находится в активной фазе. По сути дела, обычные национальные гражданские паспорта со временем уйдут в прошлое, мы получим обновленную базу данных, и будет новый подход к этой теме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Андрей Николаевич, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". У меня вопрос к Сергею Владимировичу Антуфьеву. Дело в том, что в заключении комитета есть достаточно много критических замечаний в адрес соглашения, которое предлагается к ратификации. Мне кажется, что там говорится в том числе и о том, что, в общем-то, это соглашение бесполезное. Если исходить из того, что мы здесь не просто штампуем ратификации, а еще высказываем определенную точку зрения, почему бы нам те критические замечания, которые есть в заключении комитета, не включить в постановление? Почему у нас такое голое постановление, в общем-то, такое же бессмысленное, как и само соглашение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АНТУФЬЕВ С. В. Уважаемые коллеги, я не совсем согласен с той трактовкой, которую дал сейчас Андрей Николаевич Савельев, задавая мне вопрос. Дело в том, что у членов комитета были претензии к тексту соглашения, ко многим положениям так называемого общего характера, но вместе с тем мы считаем, что тех норм, которые в этом соглашении присутствуют и касаются и ответственности работодателей за оплату труда временных работников - трудовых мигрантов, и порядка возврата трудовых мигрантов, то есть оплаты обратного проезда, и вопросов медицинского обслуживания временных работников из Республики Таджикистан на территории России и граждан России на территории Республики Таджикистан, и ряда других вопросов, достаточно для того, чтобы мы с вами поддержали ратификацию данного соглашения. Безусловно, есть моменты, над которыми еще предстоит работать. И комитет в своем заключении указал разработчикам, представителям Правительства Российской Федерации, МИДа, на то, что, к сожалению, наши соглашения межправительственные очень часто грешат большим количеством общих положений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Сергей Владимирович. Уважаемые коллеги, есть ли желание у кого-либо выступить? Вижу, Алкснис и Ройзман, двое выступающих. И Савельев третий. Начнем с Ройзмана Евгения Вадимовича. Пожалуйста. РОЙЗМАН Е. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Надо совершенно четко понимать одну вещь: на сегодняшний день, по данным МОМ ЮНЕСКО, в России находится порядка девятисот тысяч таджиков, их поток не прекращается, практически весь героин поступает к нам с территории Таджикистана, и завозят его именно граждане Таджикистана. В торговлю наркотиками всё больше втягиваются и властные структуры Таджикистана. Это не только моя точка зрения, это всем известно. Мало того, в свое время, в 90-м году, оттуда были вынуждены бежать триста пятьдесят - четыреста тысяч русских и русскоязычных. Об этом тоже ни одного слова не сказано в этом соглашении. Я считаю, его нельзя ратифицировать, потому что это просто предательство национальных интересов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алкснис Виктор Имантович. АЛКСНИС В. И. Уважаемые коллеги, на заседании фракции "Родина" (Народная Воля - СЕПР) было принято решение солидарно голосовать против ратификации данного соглашения. Мы с большой симпатией относимся к Таджикистану, таджикским гражданам, к тем, кто честно трудится сегодня на территории России, но, к горькому сожалению, мы констатируем, что под прикрытием этих нормальных, порядочных людей, которые приезжают к нам в Россию зарабатывать деньги, одновременно к нам идет очень негативная сила. На территорию России, используя вот этот большой миграционный поток, хлынул огромный поток наркотиков - началась наркоагрессия против России. И вот эти люди, которые в подавляющем большинстве честно трудятся здесь, являются своеобразным прикрытием этого громадного наркотрафика. Дело дошло до того, что наши властные структуры, наши силовые органы уже не в состоянии контролировать этот процесс. Ситуация осложнилась после ухода наших пограничников с реки Пяндж и вообще с афгано-таджикской границы, причем это было сделано по инициативе таджикской стороны. Именно Президент Таджикистана Рахмонов заставил Россию оттуда уйти. Как утверждают некоторые источники, в том числе в нашей внешней разведке, это связано с лоббированием, афганские и таджикские наркобароны пролоббировали это решение, чтобы очистить границу от российских пограничников, которые стояли на пути этого огромного наркотрафика на территорию России. В результате сегодня мы получили практически неохраняемую границу с Казахстаном в 7,5 тысячи километров. И вот всё это - и наркотики, и мигранты незаконные, и боевики, которые сегодня воюют, в том числе в Чечне, и осуществляют теракты на территории России, - всё это идет оттуда, и они идут под прикрытием вот этой огромной массы людей, которые в целом-то едут в Россию честно зарабатывать деньги. У нас вызывают недоумение шаги наших властных структур, предпринятые в последнее время. Это, например, открытие вновь движения этих самых наркопоездов Душанбе - Саратов, Душанбе - Москва, в которых как раз и перевозится огромное количество наркотиков. Нам непонятно, почему именно в последнее время было принято решение осуществлять взаимные поездки по внутренним паспортам. Я уже напоминал, что сегодня таджикский паспорт стоит на рынке в Душанбе 50 долларов и его покупает кто хочет. И под прикрытием этого паспорта... Да, он формально может переехать территорию Киргизии, а также Казахстана и так далее и уже оттуда совершенно легально с этим внутренним таджикским паспортом пересечь нашу границу, предъявляя его пограничникам. И они ничего не могут сделать, потому что есть межправительственное соглашение. Учитывая все эти... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А почему микрофон выключили? Выступление с места идет. АЛКСНИС В. И. Учитывая приведенные выше доводы... Еще раз повторяю, мы с большой симпатией относимся к Таджикистану и таджикским гражданам, но, учитывая, что властные структуры Таджикистана сегодня не в состоянии навести порядок в этих вопросах, связанных с наркоторговлей, связанных с проникновением на территорию России боевиков "Аль-Каиды" и других террористических организаций... Вот до тех пор, пока не будут предприняты конкретные шаги, для того чтобы эти угрозы устранить, я считаю, мы не имеем права ратифицировать это соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Савельев Андрей Николаевич. САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на подчеркнутую асимметрию этого соглашения. Оно, безусловно, направлено в пользу таджикской стороны, а вовсе не в пользу российской стороны. Те, кто с российским паспортом приезжает в Таджикистан, - это преимущественно вчерашние таджики, получившие российское гражданство, поэтому это соглашение направлено лишь на то, чтобы создать позитивные условия для миграции таджиков в Российскую Федерацию и для внедрения их на российский рынок труда. При этом предполагается создание определенных преимуществ для таджикских работников, которые действительно работают хорошо и подчас лучше, чем российские работники. Но те преимущества, которые предлагаются в этом соглашении, подрывают российский рынок труда, поскольку иностранца, который не может защитить свои права или не знает, как это делать, нанимать всегда проще, а российского гражданина просто так невозможно превратить в раба. Несмотря на то что в этом соглашении вводится определенный механизм социальной защиты иностранных работников, реальная деятельность нашей Федеральной миграционной службы, наших работодателей подтверждает, что эти социальные нормы на самом деле не будут введены в действие, по крайней мере в ближайшее время. Кроме того, в сегодняшнем выступлении представителя правительства, первого заместителя министра внутренних дел, подспудно проявилась та концепция миграционной политики, которая носит антигосударственный, антироссийский характер. Эта концепция отражает конкуренцию, борьбу за миграционные потоки, то есть фактически за то, чтобы коренное население Российской Федерации заменить другим населением, которое будет мигрировать из других стран, и тогда можно будет не платить российскому работнику достойную заработную плату, а платить более низкую заработную плату иностранному мигранту. Я считаю, что такое положение дел совершенно неприемлемо. И подспудно проявившаяся в выступлении концепция указывает на то, что по форме бессмысленное соглашение является вполне осмысленной частью антигосударственной политики, которая проводится сегодня властью. Я считаю, что поддержать это соглашение невозможно еще и потому - о чем хотелось бы отдельно сказать, - что для своих граждан мы вводим драконовские методы регистрации, драконовские методы биометрии - параметры, которые мы втискиваем в паспортные данные, в удостоверение личности, а для иностранных граждан у нас ничего подобного не планируется, поскольку, разумеется, таджикская сторона не сможет снабжать свои паспорта, удостоверения личности аналогичными биометрическими параметрами. Я думаю, что по совокупности всех этих аргументов поддерживать данное соглашение нельзя, это не имеет никакого смысла. И есть существенная опасность, что дальнейшая практика принятия подобных соглашений приведет к крайне негативным последствиям, проблемам, связанным с защитой коренных российских народов, наших работников, а также к стратегическим проблемам, связанным с существованием Российского государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пастухов Борис Николаевич, пожалуйста. ПАСТУХОВ Б. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я решил взять слово после этих трех выступлений, где совершенно, на мой взгляд, безосновательно произносились такие слова, как "предательство национальных интересов" и прочие. Представляю здесь межпалатную российско-таджикскую парламентскую комиссию, в которую входят от Государственной Думы семь депутатов. Мы регулярно бываем в Таджикистане, мы регулярно встречаемся с нашими коллегами здесь, в Москве, и убежденно сегодня заявляем о том, что данный документ ратифицировать совершенно необходимо. Этот документ даст возможность нормально работать тремстам - четыремстам тысячам таджиков, многие из которых трудятся сейчас на птичьих правах здесь, в центральных областях России. А вот говоря о киргизской трудовой миграции, нужно сказать, что группы, бригады, коллективы киргизов, которые едут работать в сельскую местность, избрали местом своего труда территорию за Уральским хребтом. И депутаты, которые представляют эти районы нашей России, подтвердят, что это трудолюбивые, подготовленные люди, которые делают всё для того, чтобы компенсировать, так уж получается, отсутствие наших трудовых резервов. Я должен отметить, что, несмотря ни на какие трудности, таджикская сторона очень серьезно относится к вопросу о том, как направить, организовать трудовой поток. Мы договорились о создании трудовых бирж на территории Таджикистана и России. Мы договорились о том, что мигранты в Россию будут проходить соответствующее медицинское освидетельствование. Я просил бы коллег-депутатов не валить по политическим соображениям всё в одну кучу - асимметрию, предательство интересов, ущемление трудовых интересов наших граждан. В конце концов, речь идет еще и о том, чтобы Россия, как великая держава, как народ, который воспитан на высоких традициях морали и гуманизма, не только нормально относилась к нашим таджикским братьям, из которых мы здесь делаем дворников, подметальщиков, но и помогла им получить профессию и вернуться, для того чтобы поднимать свою экономику. И еще я хотел бы сказать господину Алкснису и другим (уж ему-то известно, откуда идут наркотики и кто организует этот наркотический контроль): давайте подумаем о том, как лучше здесь принять, обучить таджиков и киргизов, которые потом вернутся и будут решать экономические задачи в интересах России. Мы в ближайшие годы должны вложить в подъем экономики Таджикистана 2,5 миллиарда долларов - это в интересах России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Докладчику с заключительным словом? Нет. Уважаемые коллеги, выносится данный проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2370 по 2389 из 5529
Пункт 10. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 49 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1% Результат: принято Принято.