Заседание № 145

11.02.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 225586-6 "О внесении дополнений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части предоставления возможности назначения административного наказания ниже нижнего предела санкции, устанавливающей административную ответственность за совершение соответствующего административного правонарушения)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5277 по 5520 из 6429
16-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении дополнений в    
статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных                     
правонарушениях...". Докладывает Андрей Дмитриевич Крутов.                      
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Причина, побудившая    
группу депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внести данный законопроект, -    
это необходимость защитить наших малоимущих, малообеспеченных граждан и         
предприятия наши, прежде всего малые и средние, от чрезмерных штрафов за        
административные правонарушения, которые установлены в действующем Кодексе об   
административных правонарушениях. Суть нашего законопроекта заключается в       
том, чтобы предоставить право при определённых обстоятельствах назначать        
административное наказание ниже минимального предела санкции,                   
предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях.                  
                                                                                
Наша позиция, на которой базируется концепция законопроекта, нашла поддержку    
в Конституционном Суде. В решениях и постановлениях Конституционного Суда за    
разные годы говорится о том, что необходима дифференциация ответственности в    
зависимости от тяжести содеянного, в зависимости от причинённого ущерба, от     
степени вины и иных существенных обстоятельств. Это было прописано в            
постановлениях Конституционного Суда ещё в 99-м году. В 2009 году               
Конституционный Суд в своём очередном постановлении развил этот тезис и         
указал, что наказание должно быть адекватно последствиям содеянного и вреду,    
который причинён. В этих постановлениях речь идёт об уголовных преступлениях,   
но Конституционный Суд счёл справедливым распространить подобную правовую       
практику и на административные правонарушения.                                  
                                                                                
Кстати говоря, в Уголовном кодексе предусмотрена возможность назначения         
наказания ниже минимального предела санкции, а вот административным кодексом    
такая возможность не предоставляется. Это несправедливо, получается, при        
определённых обстоятельствах к уголовным преступникам мы можем проявить         
снисхождение, а к административным правонарушителям - нет.                      
                                                                                
Сейчас это становится особенно актуальным, так как в последние годы             
административные штрафы и для физических лиц, и для должностных лиц, и для      
юридических лиц значительно возросли. Я напомню, что в настоящее время          
физические лица уплачивают штраф в размере до 5 тысяч рублей, а по некоторым    
административным правонарушениям - до 300 тысяч рублей; на должностных лиц      
может быть наложен штраф в размере до 50 тысяч рублей, а по некоторым           
составам административных правонарушений - до 600 тысяч рублей; для             
юридических лиц в административном кодексе установлен штраф до 1 миллиона       
рублей, а по некоторым видам правонарушений - до 5 миллионов рублей. Есть       
много случаев, когда эти штрафы чрезмерны, прежде всего это касается            
предприятий малого бизнеса, вот несколько конкретных примеров. Мясокомбинату    
в Ульяновской области был выписан штраф в размере 800 тысяч рублей, который в   
десять раз превышал годовую прибыль предприятия, за то, что он пользовался      
артезианской водой из скважины, не имея соответствующим образом оформленных     
документов, при этом, когда предприятие не заплатило этот штраф, на него был    
наложен штраф за неуплату штрафа и величина штрафной нагрузки на мясокомбинат   
возросла до 1 миллиона 600 тысяч рублей. Детская больница в Удмуртии            
вынуждена была заплатить штраф в размере 100 тысяч рублей за неправильное       
хранение лекарств. Радиоэлектронному заводу в Санкт-Петербурге был выписан      
штраф в размере 700 тысяч рублей за нераскрытие информации о деятельности на    
финансовых рынках. Эти и ряд других компаний не так давно обратились с          
очередной жалобами в Конституционный Суд, и их жалобы на чрезмерные, по         
мнению заявителей, штрафы будут в ближайшее время Конституционным Судом         
рассмотрена.                                                                    
                                                                                
Есть примеры и из жизни, что называется, обычных людей, но я думаю, что         
наиболее характерный пример - это штрафы за неправильную парковку.              
Какой-нибудь пенсионер из Московской области, приехав в Москву на автомобиле,   
может, растерявшись, оставить его в неположенном месте, а потом отдать          
полпенсии за неправильную парковку, штраф за которую в Москве составляет 3      
тысячи рублей.                                                                  
                                                                                
Кстати, было несколько соответствующих решений Конституционного Суда, в         
частности, 17 января 2013 года Конституционный Суд принял решение по делу       
Маслянского хлебоприёмного пункта, который за то, что вовремя не сообщил в      
Федеральную антимонопольную службу некую информацию, был оштрафован на 300      
тысяч рублей, а 14 февраля 2013 года Конституционный Суд вынес                  
соответствующее решение в части, касающейся административного наказания за      
нарушение закона "О собраниях, митингах, демонстрациях...". Общий вывод,        
который содержится во всех этих решениях Конституционного Суда, следующий:      
необходима индивидуализация ответственности, минимальный размер штрафа не       
позволяет в полной мере учесть характер совершённого правонарушения,            
имущественное положение физических или юридических лиц, а также иные            
обстоятельства дела, в результате чего нельзя назначить нарушителю              
справедливое, соразмерное наказание.                                            
                                                                                
Можно сослаться здесь и на зарубежный опыт. Мы знаем, что во многих странах     
размер административного штрафа зависит от доходов правонарушителя, но у нас    
такие положения в кодекс пока не введены, поэтому мы предлагаем защитить        
прежде всего малообеспеченных граждан и наши малые предприятия, то есть при     
назначении административного наказания учитывать все обстоятельства дела,       
имущественное и материальное положение правонарушителя и давать возможность     
устанавливать штраф, санкцию ниже минимального предела, указанного в            
административном кодексе.                                                       
                                                                                
Что касается контраргументов противников принятия нашего законопроекта, то      
они в основном сводятся к тому, что принятие подобного рода решений приведёт    
к увеличению коррупционной составляющей. Ну, я думаю, что эти обвинения         
звучат не вполне справедливо, в частности, мы же не выдвигаем подобного рода    
обвинений в отношении судей, которые рассматривают уголовные дела и имеют       
возможность назначать наказание при определённых обстоятельствах ниже           
минимальной санкции, а борьбе против коррупции, я думаю, больше послужило бы    
отсутствие штрафных вилок, которые предусмотрены нашим Кодексом об              
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
Некоторые отдельные замечания, которые содержатся в заключении профильного      
комитета, могут быть, совершенно очевидно, учтены при подготовке нашего         
законопроекта ко второму чтению. В первом чтении мы принимаем его концепцию,    
которая с точки зрения авторов законопроекта - депутатов фракции                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" состоит в том, что при назначении административной        
ответственности должны учитываться материальное, имущественное и иное           
положение нарушителя, и которая признаётся нами справедливой и разумной. Мы     
предлагаем Государственной Думе поддержать дифференциацию и индивидуализацию    
штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Дмитриевич. Присаживайтесь. (Шум в        
зале.)                                                                          
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                
                                                                                
Коллеги, просьба: немножко потише!                                              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Аргументация           
комитета подробно изложена в нашем заключении. Вне всякого сомнения,            
необходимо исполнять решения Конституционного Суда, но у нас есть ряд           
замечаний, которые в случае их учёта ко второму чтению существенно повлияли     
бы на концепцию законопроекта, именно поэтому мы вынуждены рекомендовать        
Государственной Думе отклонить этот законопроект.                               
                                                                                
Конечно же, необходимо более чётко прописать критерии назначения                
административной санкции ниже минимального предела, конечно же, необходимо      
исключить норму о назначении административной санкции ниже минимального         
предела в случае, если имеются обстоятельства, отягчающие вину лица, которое    
привлекается к административной ответственности. Есть необходимость прописать   
более подробно правила, критерии назначения административного наказания ниже    
минимального предела, чтобы было понятно, что вот за это можно снизить, а за    
всё остальное нельзя, - сейчас же формулировки расплывчатые, достаточно         
размытые. Мы ни в коем случае не умаляем право суда устанавливать санкции в     
различных размерах для различных категорий правонарушителей в зависимости от    
обстоятельств совершения правонарушения, но тем не менее напоминаем, что не     
случайно установлены так называемые вилки - нижние и верхние пределы            
административных санкций, штрафов.                                              
                                                                                
Вот с учётом всех этих аргументов, которые, повторю ещё раз, подробно           
изложены в заключении комитета, мы рекомендуем, к сожалению, данную             
законодательную инициативу отклонить. Тем не менее авторам большое спасибо за   
то, что они очень оперативно отреагировали на постановления Конституционного    
Суда, которых было, кстати, несколько, совершенно верно, по схожим вопросам.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Есть ли желающие задать вопросы?                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Дмитрий Фёдорович, всё, что вы перечислили, в частности в        
отношении конкретизации критериев, может быть учтено ко второму чтению.         
Закон-то действительно интересный и нужный, в связи с этим не имеет ли смысл    
принять его в первом чтении, а ко второму чтению доработать, потом принять в    
третьем чтении и дать ему жизнь?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Иванович, мы с разных сторон, если можно так     
выразиться, рассматривали данный законопроект, в том числе и с точки зрения     
возможности его доработки: всё пришлось бы переписывать, к сожалению, и         
вносить достаточно большое количество изменений в другие нормы Кодекса об       
административных правонарушениях, и это был бы, по сути дела, уже другой        
законопроект. Поэтому мы посчитали, что этот законопроект необходимо            
отклонить. А то, что проблему необходимо решать в соответствии с                
постановлением Конституционного Суда, - это вне всякого сомнения.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Чтобы не брать потом слово для изложения позиции фракции, сразу     
скажу: фракция ЛДПР поддержит данную инициативу.                                
                                                                                
И вопрос Дмитрию Фёдоровичу. На протяжении полутора лет со стороны              
руководства вашего комитета звучали обещания, что вот-вот будет принят закон,   
который позволит оплачивать только половину суммы штрафа тем, кто согласен с    
этими санкциями и сразу же готов этот штраф заплатить. Скажите, пожалуйста,     
какова судьба этого законопроекта? И будет ли это реализовано, или всё это      
было некой такой пиар-акцией и ушло в небытие?                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, несмотря на то что проблема не       
относится к рассматриваемому нами законопроекту, я тем не менее вам скажу,      
что эта идея действительно обсуждалась очень серьёзно, в том числе и с          
Федеральной службой судебных приставов. Есть ряд проблем, связанных в первую    
очередь с обменом информацией и документами между различными ведомствами,       
которые выносят постановления о привлечении к административной                  
ответственности, и кредитными организациями, и на это неоднократно              
указывалось на самых различных совещаниях. Есть также проблема с                
информированием правонарушителей. И именно из-за ряда проблем, в том числе и    
технического характера, мы пока не реализовали очень хорошую идею -             
возможности сначала заплатить половину штрафа, для того чтобы не платить        
полный, а в случае, если не заплатить вовремя, сумма штрафа удваивается.        
Сейчас у нас за несвоевременную оплату сумма штрафа удваивается, ну а всё       
остальное - идея. Мы её не забросили, поверьте, мы ею занимаемся.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Не вижу.                                            
                                                                                
Андрей Дмитриевич, будете выступать?                                            
                                                                                
Депутату Крутову включите микрофон.                                             
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Дмитрий Фёдорович, уважаемые    
коллеги! Я буквально три момента отмечу в завершение.                           
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект. Мы считаем           
справедливым и разумным, когда дифференциация и индивидуализация штрафов        
защищает права малоимущих граждан и права и интересы малого бизнеса, тем        
более что вопрос вилок, о которых уважаемый Дмитрий Фёдорович говорил, не       
решает эту проблему. Почему? Потому что даже минимальный размер штрафов для     
отдельных категорий малоимущих граждан и для малых предприятий представляется   
и нам, и им завышенным, и именно с этим связана концептуальная идея нашего      
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Мы вместе с экспертами и с соавторами, несомненно, готовы все замечания,        
которые содержатся в заключении профильного комитета, учесть ко второму         
чтению, а сейчас я призываю всех вас поддержать наш законопроект                
концептуально, поскольку сегодня мы голосуем за него в первом чтении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, будете ещё раз выступать? Нет.                               
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              194 чел.43,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    194 чел.                                          
Не голосовало                 256 чел.56,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.