Заседание № 63

22.09.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 225508-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о заслушивании докладов представителей Счётной палаты Российской Федерации при рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов о бюджетах внебюджетных фондов и отчётов об их исполнении).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 969 по 1015 из 5663
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный        
кодекс Российской Федерации" (о заслушивании докладов представителей Счётной    
палаты Российской Федерации при рассмотрении проектов федеральных законов о     
бюджетах внебюджетных фондов и отчётов об их исполнении). Доклад Ирины          
Евгеньевны Марьяш.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект    
федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации", предусматривающий усиление парламентского контроля при              
рассмотрении на пленарных заседаниях Государственной Думы проектов              
федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на           
очередной финансовый год и плановый период в первом чтении, а также отчётов     
об их исполнении, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении ответственным     
комитетом - по бюджету и налогам. Законопроект прошёл юридико-техническую и     
лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной        
Думы, замечаний нет.                                                            
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, прошу поставить на голосование вопрос о          
принятии законопроекта в третьем чтении.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, выступления от фракций по мотивам будут? Нет.                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Бюджетный кодекс Российской Федерации", вопрос 3 повестки дня.                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 19 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 60

13.09.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 225508-7 "О внесении изменений в статьи 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о заслушивании докладов представителей Счётной палаты Российской Федерации при рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов о бюджетах внебюджетных фондов и отчётов об их исполнении).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2141 по 2326 из 6645
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 145 и     
149 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о заслушивании докладов           
представителей Счётной палаты Российской Федерации при рассмотрении проектов    
федеральных законов о бюджетах внебюджетных фондов и отчётов об их              
исполнении). Доклад Ирины Евгеньевны Марьяш.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Евгеньевна.                                                   
                                                                                
МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представленный        
вашему вниманию законопроект подготовлен в целях реализации поручения           
Государственной Думы и направлен на усиление парламентского контроля при        
рассмотрении Государственной Думой проектов бюджетов государственных            
внебюджетных фондов Российской Федерации, а также отчётов об их исполнении.     
Напомню, что это поручение зафиксировано в постановлении Государственной Думы   
"Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2016 году", которое   
было принято 5 июля текущего года.                                              
                                                                                
Законопроект устраняет имеющиеся пробелы в бюджетном законодательстве,          
поскольку действующая редакция Бюджетного кодекса предоставляет право           
председателю Счётной палаты докладывать на пленарном заседании                  
Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального бюджета в первом     
чтении и при рассмотрении отчёта об исполнении федерального бюджета, но         
лишает при этом Счётную палату такого права при рассмотрении проектов           
бюджетов государственных внебюджетных фондов в первом чтении и отчётов об       
исполнении этих бюджетов. Таким образом, целью рассматриваемого законопроекта   
является предоставление Счётной палате Российской Федерации, как органу         
парламентского контроля, возможности выступления на пленарном заседании         
Государственной Думы при рассмотрении проектов бюджетов государственных         
внебюджетных фондов в первом чтении и при рассмотрении отчётов об исполнении    
этих бюджетов.                                                                  
                                                                                
Ответственный комитет - Комитет по бюджету и налогам - рассмотрел проект        
федерального закона "О внесении изменений в статьи 145 и 149 Бюджетного         
кодекса Российской Федерации" и считает, что при его доработке ко второму       
чтению необходимо уточнить порядок выступления представителей Счётной палаты    
Российской Федерации при рассмотрении проектов федеральных законов о бюджетах   
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной           
финансовый год и плановый период и отчётов об исполнении этих бюджетов          
аналогично порядку, который прописан в действующей редакции кодекса в           
отношении рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый     
год и плановый период и рассмотрения отчёта об исполнении федерального          
бюджета.                                                                        
                                                                                
Получены положительные заключения Правительства Российской Федерации,           
Правового управления Аппарата Государственной Думы и Счётной палаты             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам поддерживает проект           
федерального закона, рекомендует Государственной Думе принять его в первом      
чтении и просит установить срок представления поправок до 18 часов 17           
сентября текущего года, учитывая актуальность законопроекта. Просим             
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику? Будут.                                           
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Ирина Евгеньевна, вот при рассмотрении законопроектов будет приниматься         
решение, принять или отклонить, а при рассмотрении отчётов мы просто            
заслушиваем информацию? То есть предусматривается ли потом, после               
заслушивания информации об исполнении бюджета, принятие какого-то решения? В    
законопроекте это не прописано - мы просто заслушиваем информацию.              
                                                                                
МАРЬЯШ И. Е. Дело в том, что уже принято решение давать оценку деятельности     
того или иного органа исполнительной власти по результатам его деятельности.    
В данном случае мы говорим о пробеле, который отмечается при рассмотрении       
проектов бюджетов фондов и отчётов. Если вы считаете необходимым ваши           
предложения видеть в этом проекте закона, то ко второму чтению вы можете        
подать поправку, мы её рассмотрим в установленном порядке.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Луговой Андрей Константинович.                            
                                                                                
ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемая Ирина Евгеньевна, конечно, законопроект позитивный, правильный,       
вместе с тем мы повышаем качество парламентского контроля, но не кажется ли     
вам, что нам необходимо привлекать Счётную палату и к оценке эффективности      
деятельности Фонда национального благосостояния? Я так понимаю, что в данном    
случае мы этот вопрос не рассматриваем. Что вы думаете по этому поводу?         
                                                                                
МАРЬЯШ И. Е. Дело в том, что Фонд национального благосостояния является         
составной частью федерального бюджета, поэтому когда Счётная палата в рамках    
своих полномочий проводит предварительный аудит федерального бюджета и          
оперативный анализ федерального бюджета, а также в последующем осуществляет     
контроль как за его реализацией, так и за организацией самого процесса, то,     
безусловно, Счётная палата рассматривает и вопросы, касающиеся Фонда            
национального благосостояния, поэтому отдельно здесь это прописывать не надо.   
В пояснительной записке, в заключении Счётной палаты и по проекту бюджета, и    
по отчёту об исполнении, посмотрите, всё это подробно всегда отражается.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемая Ирина Евгеньевна, планируется ли рассматривать отчёты внебюджетных    
фондов за 2016 год по новой процедуре с учётом скорости принятия этого          
закона?                                                                         
                                                                                
МАРЬЯШ И. Е. Мы рассчитываем, что внесём на Совет Государственной Думы          
предложение о порядке рассмотрения отчётов об исполнении бюджетов               
государственных внебюджетных фондов, всех трёх, за 2016 год уже с учётом        
настоящих изменений. Надеемся, законопроект будет сегодня принят в первом       
чтении, рассчитываем на поддержку, понимая, что это не окончательная            
редакция, что он не будет ещё подписан и не будет опубликован. С учётом         
сегодняшнего обсуждения комитет настроен направить предложение в Совет          
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Есть желающие.                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы напомнить историю о том, как мы пришли к          
рассмотрению этого законопроекта. Это был конец прошлой сессии, мы с вами       
обсуждали отчёт Счётной палаты, и все фракции отметили очень качественный       
анализ, который представила Счётная палата. Мы говорили тогда, что не до        
конца используем потенциал тех кадров, которые там сосредоточены, что это       
фактически наш парламентский орган, который мы должны использовать. И           
Председателем Думы было дано поручение: каждой фракции подготовить              
предложения, как же нам всё-таки более эффективно и чётко использовать этот     
потенциал.                                                                      
                                                                                
Такие предложения были внесены всеми фракциями, и наша фракция направила        
четыре предложения. И хочу напомнить, что одно предложение прозвучало от всех   
фракций, - это та тема, которую поднял коллега Луговой, задавая вопрос о        
Фонде национального благосостояния. Конечно, при рассмотрении бюджета мы        
видим цифры, но вопрос-то стоял о другом - о том, насколько эффективно те       
средства, которые мы храним сегодня за пределами, так сказать, в других         
юрисдикциях, работают на экономику России, - вот о чём мы хотели бы услышать!   
                                                                                
Кроме того, фракция ЛДПР давала предложения относительного государственных      
закупок, и Счётная палата, я думаю, тоже вполне могла бы дать нам свои          
конкретные предложения. В частности, речь шла о том, что нужно изменить         
подходы и внести изменения в те законы (мы практически на каждом заседании      
вносим изменения в 44-й закон), которые определяют процедуру торгов. У          
Счётной палаты есть определённая концепция, мы это знаем, но всё предлагается   
очень разрозненно, при рассмотрении каких-то попутных вопросов, а ведь эти      
вопросы тоже надо решать!                                                       
                                                                                
Мы говорили также о том, что ежегодно приватизация федерального имущества от    
плана всё дальше и дальше, и мы тоже хотели бы услышать от Счётной палаты       
предложение, оно лежит на поверхности, витает в воздухе, но мы хотели бы        
услышать цифры, конкретику. Речь шла о том, чтобы перейти к единому порталу,    
который используют для госзакупок, чтобы можно было... Я не говорю о крупных    
предприятиях, по которым решения принимает политическое руководство страны, я   
говорю о тех элементах приватизации, которые должны быть доступны для всех      
субъектов на территории России, чтобы не было так, что в каком-то отдельном     
субъекте что-то приватизируют из федеральной собственности.                     
                                                                                
Мы считаем, что этот законопроект положительный, фракция ЛДПР его поддержит,    
но, я думаю, он всё-таки больше, скажем так, имитационный, то есть              
показывает, что по результатам обсуждения отчёта Счётной палаты мы что-то       
сдвинули, сделали, но кардинальных решений, которые, напомню, практически       
единогласно поддерживались всеми фракциями, в этом законопроекте мы не          
увидели. Я думаю, что надо поработать ко второму чтению и шире использовать     
Счётную палату.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте посоветуемся: с учётом того    
что у нас есть ещё двое записавшихся на выступления, наверное, было бы          
правильно всё-таки продолжить рассмотрение законопроекта после перерыва. Нет    
возражений? Нет.                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, после перерыва у нас вначале "правительственный       
час", а затем мы с вами продолжим рассматривать этот вопрос.                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3977 по 4150 из 6645
Коллеги, возвращаемся к вопросу 8 повестки дня. Мы его начали рассматривать,    
остановились на выступлениях, на выступления записались Шурчанов и Фаррахов,    
и у нас есть возможность в соответствии с Регламентом, учитывая, что в 14.30    
должен быть перерыв (это в порядке работы отражено), данный вопрос              
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
И для информации. Мы, как я уже сказал, начинаем консультации с                 
правительством, сегодня состоится первая встреча, в связи с этим я хотел бы     
предоставить слово Ивану Ивановичу Мельникову для ведения, а мы вместе с        
руководителями комитетов начнём сегодня такие консультации и потом продолжим    
их по профилю комитетов. Эта работа будет продолжаться до внесения проекта      
закона о бюджете в Думу, затем мы уже будем обсуждать это в рамках своих        
регламентных полномочий.                                                        
                                                                                
Иван Иванович, пожалуйста, ведите заседание дальше, а у нас с Андреем           
Михайловичем Макаровым и Евгением Сергеевичем Москвичёвым будет встреча с       
коллегами в правительстве.                                                      
                                                                                
Итак, вопрос 8, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 145   
и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации".                                 
                                                                                
Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич, вам слово.                             
                                                                                
Подготовиться Фаррахову.                                                        
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я    
постараюсь уложиться в три минуты, но выступаю от фракции, имейте это в виду.   
                                                                                
Фракция КПРФ всегда выступала за усиление парламентского контроля, и мы этот    
законопроект поддерживаем, участвовали в его подготовке. Считаем, что участие   
Счётной палаты, доклады Счётной палаты, которые, надеюсь, будут, как всегда,    
аналитическими, помогут нам улучшить работу с внебюджетными государственными    
фондами, но проблемы всё-таки есть, и я хотел бы от имени фракции КПРФ          
обратить на них внимание, хотя бы на две из них.                                
                                                                                
Первая проблема. В правительстве в вопросе о внебюджетных государственных       
фондах всегда были какие-то шатания. Сначала, помните, были страховые взносы,   
потом была внедрена система единого социального налога, потом всё это опять     
отобрали, вернули Пенсионному фонду, который занимался всеми этими тремя        
внебюджетными фондами, теперь уже передали их налоговикам. Так вот главная      
проблема возникла как раз при переходе от одного ответственного к другому: на   
этих этапах образовались многомиллиардные дебиторские задолженности по          
Пенсионному фонду, по Фонду социального страхования и по фонду обязательного    
медицинского страхования. Эксперты говорят разное: одни считают, что это        
порядка 700 миллиардов рублей, по оценкам других - где-то 800 миллиардов, но    
уже доказано, что по крайней мере 90 миллиардов действительно висят, и вот      
эти дебиторские задолженности могут существенно пополнить внебюджетные фонды    
и помочь решить многие задачи, которые стоят перед этими фондами.               
                                                                                
Мы, фракция КПРФ, считаем, что главное - передача Счётной палате этих           
функций, с тем чтобы они разобрались со всеми этими дебиторскими                
задолженностями, навели полный порядок. Единый подход со стороны Счётной        
палаты позволит нам решить многие вопросы в части задолженностей, а             
соответственно, существенно пополнить доходную часть этих бюджетов. Мы          
понимаем, что проблемы есть и в фонде медицинского страхования, и в других      
фондах, взносы в которые за неработающее население должны платить регионы.      
Если мы хотим заступиться за регионы, эти деньги могут помочь.                  
                                                                                
Вторая проблема - это рост нагрузки на налоговые службы. Федеральный бюджет у   
нас в доходной части...                                                         
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. ...тринадцать с лишним триллионов рублей. Если даже не           
учитывать таможенные сборы, за которые отвечает таможня, налоговая служба       
отвечает сегодня почти за 9 триллионов рублей по федеральному бюджету, а ещё    
9 триллионов рублей прибавляется по Пенсионному фонду, точнее, 8,5 триллиона,   
и, если даже государственные дотации убрать, остаётся около 5 триллионов,       
затем фонд обязательного медицинского страхования - почти 2 триллиона, то       
есть 1,9 триллиона, ну и Фонд социального страхования - порядка 700             
миллиардов. Таким образом, на налоговую службу ложится ответственность по       
сбору платежей в доходную часть в два с лишним раза больше.                     
                                                                                
А что мы сегодня предоставляем налоговой службе? Пока у налоговой службы всё    
время только появляются дополнительные функции, и мы действительно не           
разобрались со многими проблемами, которые у неё имеются. Недавно было          
выездное заседание Комитета по бюджету и налогам в налоговой службе, и мы       
убедились, что эта служба действительно старается эффективно работать, но       
смотрите, сколько всего на них возложили: за маркировкой шуб надо следить,      
отслеживать внедрение в кассовые аппараты фискальных элементов до 1 июля 2018   
года, заниматься утилизацией... И при таких больших объёмах и усложнении        
функций зарплата в налоговой службе уже долгое время не растёт.                 
                                                                                
В ходе региональной недели я специально побывал в налоговых службах в           
субъектах Российской Федерации и хочу сказать, что на районном, межрайонном,    
городском уровнях работники налоговой службы получают примерно от 8 тысяч       
рублей, это минимальная зарплата, а самая большая - около 15-18 тысяч, до 20    
тысяч рублей. Как можно отвечать за весь этот огромный объём средств, почти     
16-17 триллионов рублей, при таких заработных платах?!                          
                                                                                
Фракция КПРФ вносит следующее предложение: если мы допустили рост дебиторской   
задолженности при переходе ответственности от одного органа к другому,          
давайте оценим героизм налоговой службы - надо специально рассмотреть           
состояние фонда оплаты труда в системе налоговой службы, потому что функции     
прибавляются. Вот, допустим, докер, грузчик, если одну тонну перемещает на      
подъёмном механизме или на своей спине - это одна заработная плата, а если он   
увеличивает свою производительность и переносит две тонны, то в конечном        
счёте зарплата пропорционально растёт. В отношении налоговой службы этот        
вопрос пока остаётся без решения.                                               
                                                                                
Принятие данного закона, как нам представляется, поможет обратить внимание и    
на эти проблемы, с тем чтобы всем нам, безусловно, жилось лучше.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
От фракции выступает Фаррахов Айрат Закиевич.                                   
                                                                                
Поставьте семь минут.                                                           
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект,       
разработанный депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, расширяет         
полномочия Счётной палаты, а следовательно, и возможности парламентского        
контроля.                                                                       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно реализует концепцию усиления и роста    
возможностей парламентского контроля. Хочу напомнить, что уже в первую сессию   
Государственной Думы седьмого созыва депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" были    
предложены изменения в закон "О Счётной палате Российской Федерации", в         
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые были   
поддержаны Государственной Думой и существенно расширили полномочия Счётной     
палаты и возможности парламентского контроля.                                   
                                                                                
Общий объём расходной части трёх внебюджетных фондов превышает 11 триллионов    
рублей. Это финансовые ресурсы, решающие конкретные проблемы граждан, в         
первую очередь тех граждан, которые нуждаются в дополнительной защите.          
Принятие этого закона, конечно же, позволит не только решать конкретные         
проблемы граждан, но и стимулировать изменения в тех отраслях, по которым       
сегодня самое большое количество обращений наших избирателей.                   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает принятие данного              
законопроекта в первом чтении и предлагает рассмотреть возможность              
использования этой концепции уже при обсуждении отчётов внебюджетных фондов     
за 2016 год, то есть в самое ближайшее время.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айрат Закиевич.                                  
                                                                                
По ведению - Герасименко Николай Фёдорович.                                     
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Иван Иванович, по пункту 7 я голосовал за - видно, кнопка не сработала.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                
Представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет. Ирина          
Евгеньевна, будете выступать с заключительным словом? Нет.                      
                                                                                
Коллеги, рассмотрение законопроекта завершено.                                  
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
статьи 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации".                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.82,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.