Заседание № 248

09.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 225461-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о возможности направления средств материнского (семейного) капитала на лечение и реабилитацию ребёнка-инвалида).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4822 по 4974 из 6829
Мы с вами закончили пункт 13, сейчас я предлагаю начать рассматривать пункт     
14, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О     
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Доклад    
депутата Государственной Думы Александра Вадимовича Ломакина-Румянцева.         
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, достаточно сложно представлять законопроект, если знаешь,    
что при отрицательных заключениях на него, и в первую очередь правительства,    
никакие аргументы, никакие реальные примеры не смогут изменить его судьбу и     
он будет отклонён. На мой взгляд, это неправильная ситуация, когда палата,      
точнее, фракция большинства на пленарном заседании, по сути, не обсуждает       
законопроекты, не может принять решение, идущее вразрез с мнением               
правительства, но касающееся конкретных проблем людей, даже если для этого не   
требуется дополнительных средств из бюджета.                                    
                                                                                
Предлагаемый вашему вниманию законопроект предусматривает расширение            
направлений использования средств материнского капитала путём предоставления    
возможности его использования для лечения и реабилитации детей-инвалидов.       
Родители детей-инвалидов неоднократно обращали внимание на большие проблемы с   
организацией лечения и реабилитации их детей. На многие виды лечения и          
реабилитации, особенно высокотехнологичные, имеется большая очередь. Многие     
виды такой помощи оказываются лишь в ведущих центрах страны и полностью         
отсутствуют в отдалённых регионах. Всё это задерживает возможность получения    
такой помощи, а для многих детей она остаётся полностью недоступной, однако     
для больных детей временной фактор является решающим для получения              
эффективного лечения и реабилитации и задержка на несколько месяцев или лет     
часто приводит к необратимым последствиям. Родители детей-инвалидов отмечают    
в своих многочисленных обращениях, что они готовы использовать средства         
материнского капитала в первую очередь именно на лечение и реабилитацию, так    
как своевременное получение такой помощи обеспечивает наиболее благоприятные    
перспективы для социальной интеграции ребёнка. Как я уже сказал, законопроект   
расширяет для семей, имеющих детей-инвалидов, возможность распорядиться         
средствами материнского капитала наиболее эффективно и полезно с учётом         
интересов ребёнка-инвалида. При этом подчеркну: он только предоставляет         
право, а отнюдь не обязывает родителей.                                         
                                                                                
Какие же аргументы для отклонения законопроекта приводят комитет (точнее, я     
бы сказал, позиция комитета - это позиция большинства членов комитета,          
являющихся членами партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", так как среди авторов есть и члены   
комитета, занимающие иную позицию) и правительство? Читаю: "Предложенный        
авторами механизм компенсации не проработан в достаточной степени, что не       
позволяет ожидать эффективной реализации предлагаемых норм. Представляется,     
что соответствующие положения должны найти отражение непосредственно в          
проекте федерального закона и регулирование указанных отношений не может быть   
возложено на Правительство Российской Федерации". А авторам представляется,     
что данный механизм, кстати включённый по предложению тех же членов комитета,   
можно было бы доработать при необходимости ко второму чтению, но есть ли        
такая необходимость? Почему по другим направлениям использования материнского   
капитала всё передано на уровень правительства, а в этом случае надо            
обязательно прописать в законе?                                                 
                                                                                
Следующее замечание: "В частности, вызывает возражение употребление в           
законопроекте понятия "лечение", которое не имеет легального определения в      
законодательстве Российской Федерации". А как тогда быть со статьёй 2 нового,   
рассматриваемого сейчас Думой законопроекта "Об основах охраны здоровья         
граждан в Российской Федерации", где в пункте 7 даётся это определение?         
                                                                                
Но главное замечание (в кавычках), высказанное правительством и, естественно,   
поддержанное комитетом, звучит так: "...действующее законодательство            
Российской Федерации предусматривает предоставление детям-инвалидам             
медицинских и реабилитационных услуг на бесплатной основе за счёт бюджетных     
средств. Введение предлагаемого законопроектом нового направления               
использования средств материнского (семейного) капитала... фактически           
приведёт к переложению бремени расходных обязательств государства в сфере       
охраны здоровья детей-инвалидов на их родителей (усыновителей), получивших      
дополнительно целевую государственную поддержку в виде указанных средств...".   
Невольно возникает вопрос: а что, по другим направлениям использование          
материнского капитала у нас уже всё платное, в том числе и образование?         
По-моему, Конституцию России пока ещё никто не отменял.                         
                                                                                
Мне говорят, что все вопросы могут быть решены через квоты по ВМП. Во-первых,   
далеко не все операции входят в этот список, а во-вторых, ВМП на реабилитацию   
вообще не распространяется.                                                     
                                                                                
Кстати, в августе 2011 года стало известно из материалов СМИ, что квоты на      
2011 год вообще практически закончились. Министерство, видимо, выделит          
дополнительные средства, но ведь бывают ситуации, когда люди ждать не могут.    
Социальные сети переполнены информацией о проблемах, связанных со спасением     
больных малышей. Отчаявшиеся родители надеются на доброту чужих людей, потому   
что рассчитывать на милосердие государства у нас как-то не принято. В блоге     
президента был крик отчаяния несчастной женщины, у которой нет средств, чтобы   
спасти своего ребёнка-инвалида. А вспомните, как выступал лидер вашей партии    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" на небезызвестном концерте фонда "Федерация" в помощь таким     
детям. Получается, что наверху о проблемах знают, но решить их законодательно   
почему-то не хотят.                                                             
                                                                                
Совсем другая реакция на законопроект в регионах, где непосредственно           
сталкиваются с этими проблемами: из пятидесяти двух органов исполнительной      
власти его поддержали сорок пять, а из сорока двух законодательных - тридцать   
девять.                                                                         
                                                                                
Хотя вначале я говорил, что предполагаю судьбу законопроекта, но хотелось бы    
надеяться на чудо. Предлагаю законопроект поддержать.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по вопросам семьи, женщин    
и детей Натальи Николаевны Карпович.                                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Автор, в общем-то,          
прочитал почти полностью заключение Комитета по вопросам семьи, женщин и        
детей. Мы действительно предлагали ввести механизм возврата этих средств, так   
как это дополнительная гарантия, которую государство даёт. И закон временный,   
то есть он действует до 2016 года, это тоже основание для того... В данном      
случае мы пока не знаем, будет ли продлена эта дополнительная гарантия. И мы    
в предложенном авторами законопроекте не увидели механизма возврата средств в   
Пенсионный фонд, дальше эта дополнительная гарантия будет использоваться        
семьёй в целях, которые уже прописаны.                                          
                                                                                
Есть ещё один момент. Нужно не забывать, что действие материнского капитала     
наступает с момента рождения второго ребёнка. И в данном случае в неравных      
условиях оказывается семья с ребёнком-инвалидом, в которой один ребёнок, - не   
могут они воспользоваться дополнительной гарантией, хотя имеют те же права и    
те же основания.                                                                
                                                                                
Очень сложный законопроект мы рассматриваем, потому что, с одной стороны, это   
проблема острая и мы все понимаем, что необходимо её решать, а с другой         
стороны, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что стоимость            
высокотехнологичных операций и реабилитации, которая необходима, намного        
превышает средства материнского капитала.                                       
                                                                                
И вот сегодня мне бы хотелось ещё раз с трибуны Государственной Думы            
обратиться к Правительству Российской Федерации, к Росздравнадзору с            
вопросом: почему сегодня нас не слышат, когда мы говорим о тех тендерах, о      
тех закупках высокотехнологичного оборудования, аппаратов, имплантатов,         
препаратов, которые необходимы этой категории, когда мы даём полный анализ      
того, что необходимо, реальную стоимость всего этого и перечень тех фирм,       
которые работают на территории России, и почему очень часто мы получаем         
некачественные имплантаты, которые отозваны по всему миру, и даже Украина от    
них отказалась, а нашим детям их ставят?                                        
                                                                                
Вопрос, который сегодня стоит перед нами, он, наверное, останется, потому что   
не решается этим законопроектом. Это вопрос не только ко всем нам, но прежде    
всего к правительству. Эта проблема есть, и её надо как-то решать. Пускай это   
будут квоты, которые выделят минздрав и правительство, пускай это будут         
дополнительные гарантии. К сожалению, данный законопроект эту проблему не       
решит, а только породит ещё ряд негативных моментов в части неравных            
возможностей у людей этой категории.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Николаевна.                              
                                                                                
Мы сейчас должны прервать обсуждение данного законопроекта и перейти к "часу    
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5216 по 5891 из 6829
Переходим к продолжению рассмотрения пункта 14. Мы сейчас закончим              
рассмотрение этого вопроса. Есть ли вопросы по данному законопроекту? Прошу     
записаться на вопросы по пункту 14.                                             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Семь желающих.                                                                  
                                                                                
Депутат Гребёнкин по ведению.                                                   
                                                                                
ГРЕБЁНКИН О. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, по решению Совета Госдумы вопросы с 37-го по   
46-й должны быть рассмотрены по сокращённой процедуре. Большая просьба          
рассмотреть их сегодня, это не займёт много времени.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, спасибо вам большое, но до них ещё      
надо дойти: мы с вами рассматриваем только 14-й пункт.                          
                                                                                
Первый вопрос - Останина Нина Александровна.                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Вадимович, в бюджете 2010 года на            
финансирование закона о материнском капитале было заложено почти 102            
миллиарда рублей, в бюджете 2011 года - 121 миллиард рублей, при этом сам       
закон стоил в прошлом году... потратили всего 32 миллиарда, за семь месяцев     
текущего года - 22 миллиарда. Скажите, пожалуйста, - я не смогла получить       
информацию, когда здесь у нас был министр финансов Кудрин, - о том, как         
используются оставшиеся на счетах Пенсионного фонда деньги? Если у вас есть     
такая информация, скажите, средства, которые предполагаются на финансирование   
закона о материнском капитале, вот эти 100 миллиардов, которые остаются на      
счетах Пенсионного фонда, где используются?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон.                           
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Спасибо за вопрос, но этот вопрос, наверное, не ко мне   
всё-таки, а к Пенсионному фонду, потому что получить такую и, вообще-то,        
любую другую информацию достаточно сложно всегда. И одна из самых больших       
проблем - это отсутствие статистики по проблемам инвалидов в данной сфере.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, ваш вопрос.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемая Наталья Николаевна, прокомментируйте всё-таки, пожалуйста,            
следующую ситуацию. У нас образование по Конституции бесплатное, но             
материнский капитал на образование тратить разрешается; у нас,                  
соответственно, по Конституции медицина бесплатная, но тратить материнский      
капитал на лечение и реабилитацию даже ребёнка-инвалида запрещается,            
считается, что это ущемляет право инвалида на бесплатную медицину. Почему       
совершенно разная логика и разные подходы в абсолютно одинаковых ситуациях?     
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Николаевна Карпович, с места          
включите микрофон.                                                              
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Логика заключается в том, что закон о материнском капитале       
сразу подразумевал три направления. То, что мы с вами сейчас рассматриваем, -   
это дополнительные поправки, внесение изменений в действующий закон. В          
действующем законе не было распределения материнского капитала на               
высокотехнологичные операции и лечение. В данном случае есть отрицательные      
заключения правительства и комитета, в которых подробно объяснено, почему       
сегодня мы не можем принять внесение данных изменений.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич, ваш вопрос.                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос к Наталье Николаевне. Материнский капитал          
предоставляется, очевидно, с целью улучшения качества жизни наших детей, для    
этого важно поддерживать здоровье самых близких для них людей - родителей.      
Вот как вы лично относитесь к тому, чтобы материнский капитал направлялся на    
лечение и реабилитацию не только ребёнка-инвалида, но и матери-инвалида?        
Женщина должна быть уверена в том, что, если роды, не дай бог, приведут к       
ухудшению её здоровья, у неё могут быть возможности для лечения и               
восстановления и она сможет как можно быстрее вернуться к воспитанию            
родившегося ребёнка.                                                            
                                                                                
И вопрос к Александру Вадимовичу. Как вы относитесь к возможности увеличения    
размера материнского капитала для родителя, имеющего ребёнка-инвалида?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Николаевна, пожалуйста, вы первая отвечаете.      
Потом мы включим Александру Вадимовичу микрофон.                                
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Уважаемый Валерий Сергеевич, спасибо за вопрос. Я считаю, что    
материнский капитал не может решить вопросы лечения ни ребёнка, ни женщины,     
которая оказалась в сложной ситуации, став инвалидом. Я считаю, что это         
сегодня вопрос к нашему Минздравсоцразвития, потому что министерство            
здравоохранения сегодня не обеспечивает полностью выполнение тех надлежащих     
условий, которые должны быть выполнены по отношению к детям-инвалидам и к       
семьям, в которых эти дети-инвалиды растут.                                     
                                                                                
И я считаю, это абсолютно моё мнение, я уже в начале своего выступления         
сказала, что есть очень много моментов, когда деньги используются нецелевым     
образом и не на те нужные вещи, которые действительно решили бы проблемы в      
этой области. Это же касается и родовых проблем, которые случаются с нашими     
женщинами, когда они рожают детей. Я ещё раз могу сказать, что я эту проблему   
понимаю, знаю и готова поддерживать пути её решения, но не в рамках этого       
закона, потому что этот закон ничего не может изменить.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И включите, пожалуйста, Александру Вадимовичу микрофон    
с места.                                                                        
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Валерий Сергеевич, ну, наверное, была бы странной моя    
реакция, если я сказал бы, что я возражаю против увеличения средств             
материнского капитала, но, дай бог, чтобы хотя бы те средства, которые есть,    
направлялись на решение проблем детей-инвалидов.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна, ваш вопрос.                   
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Наталье Николаевне.                                             
                                                                                
Уважаемая Наталья Николаевна, вот в заключении правительства на законопроект    
говорится, что высокотехнологичная медицинская помощь должна оказываться        
бесплатно. С этим очень трудно спорить, но в августе этого года средства        
массовой информации, Интернет уже пестрели сообщениями, что квоты вот по        
такой помощи на 2011 год уже закончились. Скажите, пожалуйста, как быть тем,    
кто в квоту не попал и чей ребёнок болен, а он не может использовать средства   
материнского капитала для того, чтобы его полечить? Вам не кажется, что         
решение комитета, который не поддержал вот эту законодательную инициативу       
Ломакина-Румянцева, человека, который знает очень хорошо проблемы инвалидов,    
в том числе детей-инвалидов, просто безнравственно?                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Наталье Николаевне Карпович.            
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Уважаемая Светлана Петровна, я ещё раз могу сказать, что         
расширение возможности использования материнского капитала, о котором мы        
сегодня говорим, не решит вопроса, который вы ставите. Поэтому это не           
безнравственно, а это то отношение комитета, которое проработано, продумано,    
и сегодня есть аргументированная позиция.                                       
                                                                                
Но я вам хочу привести цифры, которые сегодня опубликованы на сайте             
минздрава, комментарий замминистра Белова: 2,5 миллиарда выделено на            
высокотехнологичное лечение именно на 2011 год, и за эти пять лет в 4,7 раза    
увеличился объём средств. Мы с вами сейчас получили эти средства, но знаем,     
что эта проблема есть. И я ещё раз могу сказать в этом зале, так же как и       
автор законодательной инициативы может сказать, и члены комитета, то, что я     
всегда говорила, - что эта проблема есть, но я убеждена, что 362 тысячи         
материнского капитала не решат проблемы высокотехнологичного лечения и          
проблемы реабилитации, потому что один имплантат хотя бы по кохлеарной          
имплантации, который действительно бесплатно выделяется у нас, стоит миллион,   
но покупают его почему-то в фирме за 1 миллион 400 тысяч. Вот это вопрос,       
который нужно ставить и решать.                                                 
                                                                                
И в данном случае, я считаю, правительству нужно обеспечить полностью сегодня   
ту помощь, которая необходима инвалидам, и я об этом буду говорить в зале       
столько раз, сколько вы меня спросите. Я не против помощи детям-инвалидам и     
не против расширения квоты, возможности предоставления услуги, но данный        
законопроект не решает ничего на сегодняшний день и вводит дискриминацию в      
отношении тех, у кого нет второго ребёнка. Что делать тем, у кого один          
ребёнок-инвалид?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович, ваш вопрос.                   
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
Уважаемая Наталья Николаевна, вы только что случайно коснулись темы             
кохлеарного имплантата. Вот мы некоторое время назад ребёнка смогли             
прооперировать в Германии, там это стоило 10 тысяч евро, а в России - 30        
тысяч евро, минздрав...                                                         
                                                                                
Я вот как раз в этой связи. Скажите, пожалуйста, ведь существует ещё проблема   
лечения за рубежом, её решение очень длительное, может шесть месяцев идти       
согласование. И вот за прошлый год, по моим данным, всего одиннадцать человек   
благодаря официальной нашей, так сказать, медицине получили лечение за          
рубежом. Может быть, как раз использование материнского капитала, который       
можно мгновенно использовать, быстро, если дать такое право маме, могло бы      
решить в том числе и проблему лечения за рубежом? Потому что тот юридический    
момент, на который вы указываете, он-то в данном случае уходит как раз на       
второй план.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Николаевна Карпович.                  
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Уважаемый Антон Владимирович, вы говорите об имплантате, это     
одно из направлений, но я вам скажу о ещё более низкой стоимости, речь идёт о   
такой высокотехнологичной операции, как устранение порока сердца, которая у     
нас делается сегодня, и ищут детей, для того чтобы её сделать, а за границей    
её делают за тысячу евро. Вы знаете, иногда люди даже не обращаются в           
министерство за помощью, а сразу начинают искать, собирать деньги, для того     
чтобы лечить ребёнка. Недавно мы с этой ситуацией столкнулись с вами на         
телевидении и решали всем миром этот вопрос, а потом выяснилось, что уже        
неоднократно были деньги собраны. Это вопрос очень сложный, его надо            
прорабатывать.                                                                  
                                                                                
Если мы не можем в России обеспечить такую помощь, то нам с вами, конечно,      
может быть, нужно создавать какие-то определённые условия, чтобы семья могла    
получить поддержку за границей, но это должно быть после того, как всё решено   
в России. Чаще всего в случаях с зарубежным лечением сама семья оказывается в   
ситуации... она не стремится получить помощь прежде всего здесь, а обращается   
сначала с просьбой о сборе денег.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос.              
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Мой вопрос опять к Наталье Николаевне. Наталья Николаевна,     
если помните, то при принятии законопроекта мотивация того, что мы не даём      
широко пользоваться материнским капиталом, была одна: согласно                  
кредитно-финансовой политике нашего государства борьба с инфляцией понимается   
только как сжимание денежной массы на рынке. И именно по этой мотивации -       
борьба с инфляцией - были введены ограничения на использование материнского     
капитала. То, что вы здесь говорите, конечно, хорошо, но сегодня ситуация       
другая, и возможность использовать шире материнский капитал, наверное, можно    
было бы предоставить, тем более что вы здесь вот в имплантаты по миллиону       
упираетесь.                                                                     
                                                                                
Я вам на своём опыте могу сказать, что, когда здесь, в России, говорили, что    
моему ребёнку надо будет делать три операции, то есть три раза ломать кости,    
а потом заново делать, то операция в том же самом Израиле обошлась в 7 тысяч    
долларов и была сделана за полтора часа. Здешние врачи потом ещё и говорили:    
"А мы сомневаемся, что у вас ребёнок вообще что-то ломал". Вот почему мы не     
дадим... (Микрофон отключён.)                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Николаевна, пожалуйста.                           
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Вы знаете, Максим Станиславович, я ещё раз вам могу сказать,     
что, наверное, если бы я и говорила сегодня о расширении возможности            
использования средств материнского капитала, то я бы говорила о жилье для       
семей с детьми-инвалидами, об улучшении их жилищных условий, но не о            
высокотехнологичных операциях, потому что, во-первых, у нас есть закон,         
который сегодня должен это всё обеспечить, во-вторых, то, о чём вы говорите,    
- это уже вопрос некачественного исполнения, а не предмет этого закона. И я     
думаю, что, слушая сегодня о том, что происходит, и о некачественном подходе,   
а иногда и недобросовестном, всё-таки ответят на наши с вами вопросы            
правительство и непосредственно министерство.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Николаевич Грешневиков. Но его нет в зале.       
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы закончили вопросы. Есть ли желающие выступить? Прошу      
тогда записаться на выступления.                                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шесть человек. Валерий Сергеевич Селезнёв предложил по одному выступлению от    
фракции. Принимаем его предложение?                                             
                                                                                
Я ставлю на голосование: кто за предложение Валерия Сергеевича Селезнёва        
выступить по одному человеку от фракции? Прошу проголосовать.                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              288 чел.97,0 %                                    
Проголосовало против            9 чел.3,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
От фракции КПРФ кто будет выступать? Останина Нина Александровна.               
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вначале      
два аргумента по форме, затем по содержанию законопроекта.                      
                                                                                
Что касается формы, Наталья Николаевна, невзирая на то что вы выступали от      
имени комитета, мне бы всё-таки хотелось, чтобы вы оговорились, поскольку       
мнение комитета не было консолидированным. Более того, два члена Комитета по    
вопросам семьи, женщин и детей входят в состав авторского коллектива данного    
законопроекта. Это первое.                                                      
                                                                                
И второе. Есть позиция комитета, которая изложена в пункте 7 заключения         
комитета, где говорится о том, что одним из оснований для отклонения данного    
законопроекта является тот факт, что якобы законопроект ущемляет права семьи    
на пользование материнским капиталом и та обязанность, которую должно нести     
государство, перекладывается на плечи семьи.                                    
                                                                                
Я помню, как этот аргумент приводился на заседании комитета. Инициатору         
принятия данного закона Александру Вадимовичу Ломакину-Румянцеву                
порекомендовали тогда: "Александр Вадимович, внесите поправки, доработайте      
свой законопроект. Укажите, что эти средства будут потом из бюджета             
возвращены семье". Александр Вадимович наивно в это поверил, отозвал на         
некоторое время свой законопроект, внёс эти поправочки. Комитет снова           
собирается, и говорят: "Александр Вадимович, мы закон принять не сможем,        
потому что бюджетный год уже в разгаре, в бюджете эти средства не заложены,     
поэтому давайте забирайте свой законопроект обратно". И вот по этому кругу...   
Однажды говорил депутат Грачёв, как нанозайцев по нанокругу гоняли. Неудобно    
было, понимаете? Все эти аргументы уже прозвучали - авторский коллектив         
воспользовался этими аргументами, и сегодня, когда вы, Наталья Николаевна,      
говорите, что поддержите и будете сами агитировать за подобного рода            
законопроекты, если они будут в какую-то другую юридическую форму облечены,     
это неправда: вы не станете этого делать до тех пор, пока не получите отмашку   
из правительства. Но если уж слова президента и премьера для вас не служат      
сигнальной лампочкой, то что надо, чтобы вы проблемами детей-инвалидов          
сегодня озаботились?                                                            
                                                                                
Светлана Петровна права, ссылаясь на заседания правительства и прямые           
распоряжения президента. Накануне нашей осенней сессии прозвучала информация    
о том, что квоты на операции, квоты на лечение уже закончились и для детей, и   
для взрослых, то есть полгода прошло, а квоты закончились, и премьер            
обратился к правительству, чтобы внести предложение. Понятно, что никакое       
предложение одно проблемы не решит, но если этот закон решит хоть часть         
проблем детей-инвалидов, если позволит какой-то семье, ребёнку лучше себя       
почувствовать, то это будет нашим вкладом.                                      
                                                                                
Я не случайно задала Александру Вадимовичу вопрос по статистике. Когда мы       
принимали закон о материнском капитале, три направления, которые предложило     
нам правительство, не были аксиомой. Когда мы предложили расширить, добавить    
родителям право использовать данные средства в том числе на лечение ребёнка,    
то прозвучал один аргумент (вот Екатерина Филипповна Лахова сидит, она его      
приводила): у нас же лечение-то по Конституции и по закону о здравоохранении    
бесплатное! Как и мой коллега Олег Смолин, я говорю: а образование-то тоже      
бесплатное! Тем не менее направление, возможность использования этих средств    
на образование в законе прописана, и семье эти средства тоже не возмещаются.    
Государство по закону обязано оплачивать образование наших детей!               
                                                                                
Ещё раз называю сумму, которая была выделена из бюджета на финансирование       
этого закона на 2010 год: 101,2 миллиарда рублей; семьями, где родился второй   
ребёнок, было использовано 31,9 миллиарда рублей, из них 31,5 - на улучшение    
жилищных условий, 0,33 - на образование и 0,071 - на пенсионное обеспечение     
женщинам, поэтому совершенно очевидно, что работает только одно направление -   
улучшение жилищных условий. А ведь мы вторглись в этот закон! Мы вторглись в    
закон, когда дали семье право использовать эти средства не только на ипотеку,   
но и на то, чтобы провести ремонт или построить жильё хозспособом на селе, и    
что мешает нам, принимавшим этот закон в Государственной Думе, сегодня внести   
в него поправки, расширительное толкование в части использования материнского   
капитала в том числе и на лечение детей-инвалидов?                              
                                                                                
Статистика 2011 года: 120,8 миллиарда рублей заложено в бюджете на              
финансирование этого законопроекта (деньги находятся в Пенсионном фонде); за    
семь месяцев использовано 22,2 миллиарда рублей, из них 22 миллиарда - на       
жильё, 0,162 - на образование, 0,03 - на улучшение пенсионного обеспечения.     
Куда пойдут остальные 100 миллиардов рублей? Неужели эти деньги пролежат в      
Пенсионном фонде, мы будем смотреть на них и запретим использовать на то,       
чтобы пролечить детей-инвалидов?! Я, Александр Вадимович, как и вы, не          
получила ответа на этот вопрос ни из Пенсионного фонда, ни от министра          
финансов. Какой-то политический, что ли, смысл имеет эта сумма, которая         
сегодня лежит в Пенсионном фонде? Ну не могут же деньги лежать и не работать!   
На кого они тогда работают? На выборы, что ли, для взрослых и здоровых людей    
из той партии, которая сегодня не хочет поддержать вот этот законопроект?       
                                                                                
Хочу обратиться ко всем депутатам. Каждый, кто действительно работает в своей   
приёмной, не один раз сталкивался с ситуацией, когда на приём приходили         
родители, имеющие ребёнка-инвалида. Даже если выделена квота на лечение,        
совершенно очевидно, что на сопровождение ребёнка средства не выделяются, для   
того, чтобы ребёнка затем реабилитировать, нормально его кормить и содержать    
в нормальных условиях, - то же самое. Как правило, это слабо защищённые         
семьи.                                                                          
                                                                                
Если исходить из логики, что одним законом проблему не решить, то вообще не     
имеет смысла вся наша законодательная деятельность. Положим, законом о          
выделении жилья молодой семье проблему всех молодых семей не решить,            
направлением средств материнского капитала тоже проблему семьи не решить. Вы    
привели пример стоимости имплантата. А какова стоимость квадратного метра       
жилья в Москве? Один квадратный метр жилья купишь на средства материнского      
капитала? Получается, направлять эти средства на улучшение жилищных условий     
тоже нелогично.                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать этот законопроект, потому что он            
действительно направлен на защиту интересов детей, лоббистов которых нет        
сегодня в здании Государственной Думы. Мне кажется, что приведённая мною        
статистика убедительно свидетельствует о том, что так называемые свободные      
деньги, когда они используются по чьему-то личному, так сказать, распоряжению   
или усмотрению без нашего, депутатов, вмешательства... Ну это просто            
бессовестно!                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - Селезнёв Валерий Сергеевич,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, я уже третий раз за сегодняшний день на       
этой трибуне, и всё по одному и тому же вопросу - по проблематике инвалидов.    
Складывается впечатление, что у нас проблематикой инвалидов занимаются все,     
кроме тех, кто должен этой проблематикой заниматься. Напоминаю вам, уважаемая   
Наталья Николаевна, что существует межфракционное объединение по делам          
инвалидов, - почему вы не приглашаете нас, вот уважаемого коллегу               
Ломакина-Румянцева, он, правда, не входит в это межфракционное объединение,     
но за ним как минимум полтора миллиона человек в той организации, которую он    
возглавляет? Почему Олег Николаевич Смолин, который представляет здесь          
интересы слепых инвалидов, не участвует в обсуждении данного законопроекта?     
Мы что, должны выискивать, что ли, возможности и лазейки, как подойти к         
Комитету по вопросам семьи, женщин и детей? Мы должны подозревать вас в том,    
что ваш комитет будет отклонять любые законодательные инициативы, которые       
направлены на решение проблем женщин, детей?                                    
                                                                                
Материнский капитал предназначен не для того, чтобы обогащать банкиров. Вы же   
сейчас, собственно, точно также могли бы передать этот вопрос в комитет по      
финансам, как вы прошлый вопрос - по инвалидам, который поднимал я, по ОСАГО,   
- уцепившись за то, что там есть формулировка по ОСАГО, передали в комитет по   
финансам, потому что речь идёт о том, что средства материнского капитала,       
которые выделены, находятся на счетах государственных пенсионных фондов,        
банков, не важно кого, крутятся как минимум от трёх лет и до бесконечности.     
Вы понимаете, чьи интересы вы здесь сейчас защищаете? Чьи угодно интересы, но   
только не матерей, не семей и не детей! Что вы тогда делаете в этом комитете?   
Я не понимаю.                                                                   
                                                                                
На самом деле я неспроста задал вам этот вопрос. Ничего личного, вы извините,   
но прежде всего здесь, в зале, вы депутат, а не человек, поэтому прошу не       
обижаться, что именно вам поручили вот такую вот миссию - отфутболивать этот    
законопроект.                                                                   
                                                                                
Сразу оговорюсь, фракция ЛДПР, естественно, будет голосовать за этот            
законопроект, потому что любой разумный человек сегодня понимает, что           
материнский капитал давался с единственной целью - защитить здоровье наших      
детей, нашего будущего. И поэтому философствовать и пугать нас тем, что         
материнского капитала всё равно не хватит, потому что средства реабилитации     
или необходимые операции стоят от 1 тысячи долларов и выше, не надо. Ну,        
может быть, вы сталкиваетесь исключительно с теми случаями, когда требуются     
чрезвычайно дорогостоящие операции, простые люди, поверьте мне, сталкиваются    
с тем, что им не хватает 1 тысячи, 2, 3, 5 тысяч рублей, чтобы решить           
проблемы, связанные с тем, будет ли их ребёнок инвалидом в дальнейшем или же    
полноценным человеком.                                                          
                                                                                
Соответственно, наше предложение, фракции ЛДПР: помимо поддержки данного        
законопроекта надо расширить его действие по следующим пунктам.                 
                                                                                
Первое - распространить действие законопроекта не только на детей-инвалидов,    
а абсолютно на всех детей, которые нуждаются в лечении, не признаны             
инвалидами, но может существовать такая угроза, что если не найдётся у          
мамочки или у папы денег и он не сможет воспользоваться материнским             
капиталом, то очень скоро этот ребёнок в лучшем случае пополнит ряды общества   
инвалидов. Их у нас и так хватает.                                              
                                                                                
Второе - расширить использование материнского капитала на женщин, которые       
рожают детей и возникает угроза в связи с родами их здоровью, а у них не        
хватает денег, чтобы осуществить своевременно необходимое лечение. Если этого   
своевременного лечения дожидаться от Минздравсоцразвития в плановом порядке,    
то лечение может не понадобиться или опять же в лучшем случае эта мать станет   
тоже инвалидом.                                                                 
                                                                                
И третье - увеличить размер материнского капитала для тех семей, в которых      
родители являются родителями инвалидов, потому что - может быть, для вас это    
секрет, для меня это не является секретом, я профессионально занимаюсь этими    
проблемами и знаю, - к сожалению, статистика показывает, что в семьях, где      
есть инвалид, в основном эта проблема ложится на плечи мамы, папы часто         
уходят, уходят из семьи...                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Вот вы подсказываете мне сами, что 80 процентов отцов не         
выдерживают той психологической нагрузки, которая ложится на семью, и уходят    
из этой семьи, бросая ребёнка-инвалида.                                         
                                                                                
Очень стыдно, что мы в очередной раз идём на поводу у тех, кто лоббирует        
финансы, очень стыдно, что мы в очередной раз не сможем смотреть открыто в      
глаза тех людей, которые нас избирают и надеются, что Госдума - это место,      
где защищают их интересы, а не интересы миллиардеров и финансистов.             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Лахова Екатерина Филипповна. С   
места.                                                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛАХОВА Е. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Вадимович, я много лет занимаюсь проблемой                  
детей-инвалидов. Вопрос, который вы сегодня поставили, действительно вроде      
важно звучит, но то, как вы его аргументировали, совершенно мне, например,      
непонятно.                                                                      
                                                                                
Вы прекрасно знаете, что в восьмидесяти трёх субъектах Российской Федерации     
проводятся реабилитационные мероприятия. Какие проблемы? В каких субъектах?     
По каким нозологиям? Что касается, например, детей-инвалидов глухих и           
детей-инвалидов слепых, то вы знаете, что есть детские дошкольные учреждения    
для детей, интернатные учреждения для детей слепых и слабовидящих. Что          
касается глухих и слабослышащих, работают детские дошкольные учреждения,        
интернатные учреждения, сурдологические центры по новым технологиям мы          
внедряем. Сейчас благодаря тому, что только в последние шесть лет мы стали      
получать такие дорогостоящие имплантаты, мы не одну операцию, не десять         
операций проводим, а значительно больше. Это раз. Что касается детского         
церебрального паралича, мне тоже, например, непонятно, вы мне скажите: из       
восьмидесяти трёх субъектов Российской Федерации в каких центрах конкретно      
отказываются детей лечить и нет никаких условий? Кроме того, в рамках           
модернизации здравоохранения, когда защищали все субъекты в министерстве        
здравоохранения свои планы, одно из условий было - реабилитация                 
детей-инвалидов, это в плане мероприятий стояло. Вы про это ничего не           
сказали.                                                                        
                                                                                
Что касается лечения. Вот когда я представляла закон о материнском капитале в   
прошлой Думе, да, определили концепцию по трём направлениям. Когда мы           
представляли данный закон, было всего четыре с половиной миллиарда заложено     
на высокие технологии в бюджете, на следующий год в бюджете было заложено 17    
миллиардов. В этом году на высокие технологии заложено 42 миллиарда, и два с    
половиной миллиарда дали дополнительно, на следующий год - 43 миллиарда. И с    
2012 года задача президентом и председателем правительства поставлена: вне      
очереди, никаких очередей чтобы не было у детей.                                
                                                                                
Поэтому вроде проблема действительно важная, а вот мы такие плохие, мы не       
принимаем. Скажите конкретно, какие есть нарушения в субъектах, если они        
есть, то ни министр здравоохранения этого субъекта, ни социальная защита -      
эти руководители не должны работать. А вот так, популистски, представлять       
проблему, мол, давайте мы примем, название хорошее, хотя механизма никакого     
нет...                                                                          
                                                                                
Я считаю, на сегодняшний день данный законопроект в том варианте, в котором     
он представлен, нереально принимать.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Мизулина Елена             
Борисовна.                                                                      
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Выступая вчера на          
мировом политическом форуме, который был посвящён проблемам бедности,           
богатства, справедливости, Президент Российской Федерации сказал, что то, что   
в России сегодня нашим народом востребована идея справедливости - это не        
только российская особенность, такая ситуация сегодня имеет место во всём       
мире. Но для того чтобы достичь справедливости, нужна солидарность, без         
солидарности невозможно это осуществить. Солидарность богатых с бедными,        
здоровых с больными, сильных со слабыми, партийного большинства в               
Государственной Думе, когда принимается закон, защищающий социально уязвимые    
слои населения, с оппозицией. Давайте назовём вещи своими именами: в Комитете   
по вопросам семьи, женщин и детей только депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ"            
голосовали за отклонение этого законопроекта. Поэтому если сегодня он будет     
похоронен, то тоже надо понимать, что это только "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Но я буду     
не права, если скажу, что здесь такие жестокие депутаты. Это не так. Просто     
есть позиция правительства: правительство против. И неважно, что на самом       
деле часть депутатов из "ЕДИНОЙ РОССИИ" разделяют озабоченность, связанную с    
необходимостью принятия этого закона, - всё равно голосуют против, потому что   
существует этот негласный запрет.                                               
                                                                                
И вот в связи с этим, уважаемые депутаты, я хотела бы обратить ваше внимание    
на несколько моментов. Первое. Не все человеческие ценности можно измерить      
деньгами. Вот к таковым ценностям относятся жизнь и здоровье наших детей. И в   
этом смысле предлагаемый законопроект - это некоторая проверка                  
Государственной Думы в очередной раз на порог чувствительности. Мы на самом     
деле не лицемерим, не фарисействуем, заявляя о том, что нам дороги              
человеческая жизнь и ребёнок. Или же это всё лишь слова, которые мы начинаем    
пафосно раздавать здесь, с трибуны Государственной Думы, когда случается        
трагедия, как та трагедия, которая произошла сейчас в Ярославле?                
                                                                                
Вот тот законопроект, который предлагается, - фактически попытка сохранить      
жизнь тысячам детей, тысячам и даже десяткам тысяч, то есть не допустить        
наступления трагедии. Что, здесь есть депутаты Государственной Думы, которые    
против того, чтобы не было трагедии в российских семьях, что, здесь есть те,    
кто считает, что гибель ребёнка - это не трагедия для родителей?                
                                                                                
Уважаемые депутаты, зачем нужен этот закон о материнском капитале? Ведь когда   
он принимался, его цель была связана с тем, чтобы увеличить рождаемость и       
обеспечить воспроизводство российского населения, чтобы страна не вымирала.     
Да как же так? Вкладывая деньги в то, чтобы семьи рожали детей, мы не хотим     
защитить родившихся детей, сделать так, чтобы они не погибали? Вы знаете,       
сколько в год умирает детей только младенческого возраста? В прошлом году -     
тринадцать тысяч четыреста двадцать два ребёнка. А если бы им была оказана      
высокотехнологичная медицинская помощь, может быть, значительная часть этих     
смертей не произошла.                                                           
                                                                                
Здесь обсуждают вопрос о том, сколько это стоит, есть ли такие средства в       
федеральном бюджете? Вот посмотрите данные: на высокотехнологичную              
медицинскую помощь выделено в этом году действительно 42,2 миллиарда рублей,    
на единовременную выплату в рамках материнского капитала было выплачено 20,4    
миллиарда рублей, то есть примерно половина от этой суммы. 42 миллиарда идут    
на всю высокотехнологичную медицинскую помощь, но количество детей, которые     
её получили в прошлом году, - пятьдесят с небольшим тысяч.                      
                                                                                
Когда вот здесь в зале раздаются такого рода возражения, когда говорят, что     
достаточно средств в федеральном бюджете, когда предлагают использовать,        
реализовать эти средства, осваивать их, у меня возникает вопрос: а вообще,      
правительство и вы, уважаемые депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ" (если отойдёте           
чуть-чуть от позиции правительства), вы что, не живёте в реальной жизни? Вот    
смотрите, правительство пишет: законопроект перекладывает обязанности, или      
бремя, лечения ребёнка на плечи родителей. А что, сегодня это не на плечах      
родителей, что ли?                                                              
                                                                                
Вот в наш комитет масса идёт писем. Посмотрите, что сегодня с правом ребёнка    
на получение медицинской помощи. Оно же заменено: сегодня вместо права на       
медицинскую помощь - право на квоту. Родители нам пишут о том, что, чтобы       
воспользоваться этой высокотехнологичной медицинской помощью, они сначала       
должны заполнить массу документов на квоту, а врач либо предлагает им после     
заполнения платные услуги, либо говорит: я вас ставлю в очередь на операцию     
либо на процедуры. Средняя продолжительность - от трёх до шести месяцев. Ну     
здесь ли говорить, что специалисты однозначно утверждают, что детей с           
онкологией надо лечить немедленно, даже три - шесть месяцев могут быть для      
них опасными!                                                                   
                                                                                
И тем более меня удивляет, когда здесь уважаемые специалисты говорят, что нет   
такой острой проблемы. Да разве к нам не приходит масса писем? Разве мы не      
видим на страницах газет, журналов, на телевидении, в Интернете массу           
объявлений о том, что собираются деньги на лечение детей, маленьких детей? На   
самом деле сложилась ситуация, когда правительство российское управляет         
народом, не зная, как он живёт, сколько на самом деле детей нуждаются в такой   
помощи. Здесь задавались вопросы относительно квоты, относительно численности   
детей, я с сожалением должна сказать, что сегодня нельзя найти информацию о     
том, сколько детей в возрасте до трёх лет нуждаются в высокотехнологичной       
медицинской помощи, скольким детям вообще требуется такого рода помощь,         
сколько реально получают её применительно к тому, что требуется, вам эти        
данные никто не даст, это никто не мониторит. Поэтому когда нам говорят, что    
правительство очень заботится о том, чтобы обеспечить высокотехнологичную       
медицинскую помощь детям, то это по меньшей мере лукавство. Я утверждаю, что    
этого нет.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. И освободите меня, Екатерина Филипповна Лахова, от               
необходимости называть фамилии. Вы много лет в Думе, научитесь вести себя       
прилично и не перебивать выступающего, я вас не перебивала.                     
                                                                                
Сегодня уже звучало здесь в зале, что, к сожалению, эти квоты в этом году уже   
исчерпаны, по данным на август. На самом деле это действительно так. Сколько    
ещё детей погибнет до конца этого года, так реально и не воспользовавшись       
высокотехнологичной медицинской помощью?!                                       
                                                                                
Про качество юридической техники - это, к сожалению, повторяется и в            
заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы - мне бы не       
очень хотелось говорить, потому что на самом деле могу зафиксировать одну       
закономерность, и здесь коллеги уже об этом говорили: как только законопроект   
касается социально уязвимых слоёв населения, так сразу начинают выдвигаться     
разного рода предлоги, в том числе говорят про качество юридической техники.    
Да это самый простой вопрос - заменить "лечение" на "медицинскую помощь",       
"срочные меры" на "неотложное медицинское вмешательство ", да это к третьему    
чтению возможно! Поэтому не надо лукавить и обманывать самих себя: качество     
юридической техники на самом последнем месте среди аргументов за отклонение     
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, я хочу обратить ваше внимание на то, что данный             
законопроект, хотя он и не имеет поддержки в Правительстве Российской           
Федерации, что фактически предопределяет его печальную судьбу, тем не менее     
очень важен. И у меня всё равно, несмотря на позицию партии большинства,        
которая здесь прозвучала, есть надежда на то, что разум, совесть и искренняя    
любовь к нашим детям окажутся решающими.                                        
                                                                                
Я хочу обратить ваше внимание на то, что мы можем с помощью этого закона        
переломить складывающуюся дурную закономерность: мы с вами начинаем охать,      
ахать и искать разного рода меры после того, как трагедия уже состоялась.       
Этот закон позволит ситуацию изменить. Тот, кто поднимет руку против            
законопроекта, за его отклонение, фактически поднимет руку против жизни и       
здоровья тысяч наших детей, тысяч! Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" призывает      
ещё раз подумать, прежде чем голосовать за отклонение данного законопроекта.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас все выступили. Требуется ли заключительное слово? Требуется.              
                                                                                
Включите микрофон Ломакину-Румянцеву.                                           
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Уважаемые коллеги, не собирался выступать, но не могу    
не отреагировать на пассаж Екатерины Филипповны.                                
                                                                                
Для сведения: Екатерина Филипповна, на Северном Кавказе нет практически         
никаких реабилитационных центров для детей-инвалидов. Центры для детей с ДЦП    
- серьёзные центры, в России их можно пересчитать по пальцам одной руки.        
                                                                                
К вашему сведению, Екатерина Филипповна, государственной системы                
реабилитации, в том числе детей-инвалидов, в Российской Федерации на            
сегодняшний день нет вообще, она была исключена 122-м законом. То, что ещё в    
регионах осталось, это только благодаря региональной поддержке, а если в        
вашем регионе нет нужного вам реабилитационного центра, то в соседнем регионе   
вы вынуждены заплатить деньги. Так что ситуация в сфере реабилитации, между     
прочим, намного хуже, чем в сфере получения медицинской помощи.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента и правительства не желают        
выступить? Нет.                                                                 
                                                                                
Я ставлю на голосование: кто за принятие данного законопроекта в первом         
чтении? Прошу проголосовать.                                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              111 чел.24,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    112 чел.                                          
Не голосовало                 338 чел.75,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.