Заседание № 141

12.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 224875-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей жилищного строительства; внесён депутатами Государственной Думы А. А. Козерадским, О. В. Носковой и В. А. Корниловым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4742 по 5068 из 8046
У нас дальше идут два альтернативных законопроекта. Обращаю ваше внимание,      
что депутат Коган просит рассмотреть законопроект из пункта 17.1 без своего     
участия. По пункту 17.2 будет делать доклад депутат Государственной Думы        
Анатолий Александрович Козерадский, которого я приглашаю на трибуну. Это        
законопроект "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации".    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЗЕРАДСКИЙ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Земельный кодекс Российской       
Федерации устанавливает, что земельные участки из земель государственных или    
муниципальных фондов могут предоставляться в собственность или в аренду для     
жилищного строительства, включая индивидуальное строительство жилья,            
исключительно на аукционах.                                                     
                                                                                
Мы считаем, что отбор по единственному критерию, такому, как цена, не всегда    
оправдан. Такие критерии, как срок выполнения работ, плотность, параметры       
застройки территории, возможность в конце концов получения земельного участка   
для определённых категорий граждан со средними доходами (например, местными     
коренными жителями) для строительства собственного дома, для себя, не менее     
важны для целей обеспечения строительства доступного жилья. Подход, когда       
победителем является тот, кто предложил наибольшую цену, конечно же,            
представляется наиболее объективным, не допускающим разночтения, в первую       
очередь для богатых и очень богатых людей.                                      
                                                                                
В этом случае за бортом, так сказать, индивидуального строительства жилья       
остаются достаточно большие группы граждан со средним достатком, в том числе    
молодые семьи. Например, возможность получения участка для строительства        
индивидуального жилого дома в селе Дивеево, это мои районы Нижегородской        
области, для коренных жителей равняется нулю. Святая Серафима Саровского        
земля скупается - сегодня она очень дорого стоит - московскими                  
предпринимателями, и конечно же, у селян никакой возможности конкурировать с    
этими предпринимателями нет. Десятки людей приходят на приём, десятки семей     
приходят на приём и говорят: "Надо посмотреть по законам нашим, надо что-то     
предпринять, чтобы мы, те, кто живёт на этой земле, могли построить жильё для   
своих детей". Поэтому нашим законопроектом предлагается предусмотреть           
возможность предоставления земельных участков для целей жилищного               
строительства как путём проведения аукциона, так и при проведении конкурса.     
                                                                                
Справедливые замечания Правительства Российской Федерации о необходимости       
предусмотреть положения об установлении условий конкурса, формировании          
комиссий, представлении для участия в торгах дополнительных материалов о        
соответствии условиям конкурса вполне могут быть учтены в тексте                
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                А. М. Бабаков                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется Юсупову Марселю Харисовичу.                 
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроектом "О внесении изменений в статьи 30-2, 38,      
38-2, 49 Земельного кодекса Российской Федерации", внесённым Законодательным    
Собранием Оренбургской области, предусматривается возможность продажи права     
на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного           
освоения в целях жилищного строительства не только путём проведения аукциона,   
как предусматривает действующая редакция Земельного кодекса, но и при           
проведении конкурса. Проведение конкурсов предполагается в случаях, когда       
исполнительным органом власти установлено условие о строительстве жилых         
помещений для последующей реализации гражданам, имеющим право на получение      
социальных выплат на покупку жилья. Вместе с тем это условие носит оценочный    
характер, в то время как такой критерий выбора победителя торгов, как           
наибольший размер арендной платы, является более объективным, так как не        
допускает злоупотреблений со стороны уполномоченных органов власти.             
                                                                                
Законопроектом также предлагается расширить основания изъятия земельных         
участков для государственных и муниципальных нужд, предусмотрев возможность     
такого изъятия в целях жилищного строительства. Случаи, когда допускается       
изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, отнесены Земельным     
кодексом к исключительным. Вместе с тем осуществление жилищного строительства   
является не исключительным, а широко распространённым случаем. При этом в       
границах населённых пунктов жилищное строительство является одним из основных   
видов использования.                                                            
                                                                                
На законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской           
Федерации. Законопроект не поддержал комитет-соисполнитель - Комитет по         
вопросам местного самоуправления.                                               
                                                                                
В связи с изложенным комитет не поддерживает законопроект и рекомендует         
Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.            
                                                                                
Коллеги, законопроект "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской       
Федерации", внесённый депутатами Государственной Думы Козерадским, Носковой и   
Корниловым, также разрешает предоставление земельных участков для жилищного     
строительства не только путём проведения аукциона, но и при проведении          
конкурса. Однако при проведении конкурсов используются оценочные критерии, а    
при проведении аукционов наиболее объективные, не допускающие разночтений, а    
именно цена земельного участка или размер арендной платы. Возврат к             
конкурсным процедурам приведёт к злоупотреблениям, поскольку законопроектом     
не устанавливаются случаи, когда проводится конкурс, а также не определяются    
какие-либо критерии выбора победителя конкурса. Также предлагается              
распространить льготный заявительный порядок предоставления земельных           
участков для индивидуального жилищного строительства граждан на юридических     
лиц. Такое предложение неаргументированно и необоснованно.                      
                                                                                
На законопроект поступил отрицательный отзыв правительства. Законопроект не     
поддерживает комитет-соисполнитель - Комитет по вопросам местного               
самоуправления.                                                                 
                                                                                
В связи с изложенным комитет рекомендует Государственной Думе отклонить его     
при рассмотрении в первом чтении.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Да, пожалуйста, можно записаться. Три человека, да?           
Правильно.                                                                      
                                                                                
Рохмистров, пожалуйста.                                                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету.                                      
                                                                                
У меня просьба, чтобы было понятно другим депутатам, - вы здесь специалист,     
наверное, знаете, - скажите, пожалуйста: сколько процентов сегодня в            
стоимости метра жилья занимает стоимость земельного участка? И потом сделайте   
вывод, возможна ли у нас декларация доступного жилья при продаже земельных      
участков под жилищную застройку на условиях аукциона, то есть по максимальной   
цене.                                                                           
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Максим Станиславович, такую статистику невозможно        
привести в неком формате по всей стране. В отношении данных законопроектов,     
которые предложены и по которым озвучена отрицательная позиция комитета,        
хотелось бы сказать, что такие процедуры - процедуры безвозмездной передачи -   
уже прописаны, существуют в Земельном кодексе Российской Федерации. Это         
касается вопросов передачи комплексного освоения территории, скажем так,        
лицам, с которыми заключён договор о развитии застроенных территорий, ну и      
так далее. То есть в тех случаях, когда, скажем так, стоимость земли в          
меньшей степени вкладывается в стоимость квадратного метра.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Анатолию Александровичу Козерадскому.            
                                                                                
Анатолий Александрович, вы в своём выступлении хорошую мысль высказали - о      
том, что действительно для получения участка земельного... сегодня не каждый    
гражданин, особенно среднего достатка, может его получить. Мы полностью с       
этим согласны. Но в предлагаемом законопроекте ничего подобного не              
прописывается. В основном прописываются условия - даже если это не аукцион      
будет, а конкурс - для тех, кто сможет освоить большие площади земельные,       
построить большое количество жилья. И причём не прописаны условия, так          
сказать, социального оснащения этой площадки, ничего абсолютно не прописано.    
Поэтому, может быть, я бы поддержала, например, но поддерживать тут, в          
общем-то, нечего: опять условия, опять те же самые деньги, будь то аукцион,     
будь то конкурс, и небогатый никогда не построит ничего на этой земле.          
Правильно я понимаю или нет?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон Козерадскому.              
                                                                                
КОЗЕРАДСКИЙ А. А. Спасибо за вопрос.                                            
                                                                                
Я отметил в выступлении, последние слова мои были о необходимости               
предусмотреть положения об установлении условий конкурсов, формировании         
комиссий и так далее, это надо в законопроект включать. Это можно было бы       
сделать ко второму чтению.                                                      
                                                                                
Действительно, в законопроекте много вопросов, связанных с критериями -         
такими, как срок выполнения работ, плотность, параметры застройки территории    
и так далее и так далее. Это для того, чтобы у нас были какие-то возможности    
видеть то, что мы хотим видеть, на тех площадках, на тех землях, которые мы     
отдаём под застройку. Это тоже, считаю, необходимо. При проведении конкурсов    
это возможно, а аукционы - это всё: деньги есть большие, получи участок и       
делай что хочешь. Я считаю, что и тот, и другой подход должен быть прописан в   
нашем законодательстве.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к комитету. То, что в стране социальная структура          
разорвана, и то, что у нас сосуществуют концентрация гигантских финансовых      
возможностей на одном полюсе и колоссальная бедность и недостаток на другом,    
всем известно.                                                                  
                                                                                
Два момента. Первый. Нет ли в комитете анализа практики? Показывает ли          
аукционная практика, что, условно говоря, хотя бы 10 процентов аукционов        
выигрывают представители малого и среднего бизнеса?                             
                                                                                
И второй момент. Как, предположим, в Подмосковье, в любой зоне, в ста           
километрах, выглядит практика: в том случае, если физические лица являются      
участниками аукционов, выигрывают ли их люди со средним и малым достатком?      
                                                                                
Я вижу в сильно коррумпированной стране изъяны и у того, и у другого способа,   
но ощущение такое, что, сужая диапазон, мы ещё меньше возможностей даём тем,    
кому... (Микрофон отключён.)                                                    
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Валентин Степанович, конечно, как таковую статистику,    
о которой вы спрашиваете, я думаю, на сегодняшний день невозможно озвучить, и   
вряд ли она вообще существует, но, безусловно, в части участия и процента,      
скажем так, выигрышей представителей малого и среднего бизнеса или физических   
лиц того или иного достатка всё зависит от размеров и от местонахождения этих   
участков. Безусловно, если брать Подмосковье, это один критерий, я думаю, там   
статистика совершенно иная, чем в регионах России, или, скажем, не в            
городах-миллионниках, а в небольших населённых пунктах. В таких населённых      
пунктах выигрывают, наверное, и все сто процентов, если это, скажем так,        
отдалённые территории и так далее.                                              
                                                                                
Здесь речь идёт... Я всё-таки вернусь к предлагаемым законопроектам, в них      
основным посылом является замена аукционов на конкурсы. Ну вот, уважаемый       
Валентин Степанович, вы поймите, что в этом случае злоупотреблений будет        
гораздо больше. Мы сегодня в случае принятия этой нормы дадим местным           
властям, местному самоуправлению возможность самостоятельно решать, кому        
выдавать, а кому не выдавать, и злоупотреблений в данной сфере будет гораздо    
больше, поверьте. Здесь статистика как раз говорит об обратном, и наиболее      
приемлемая, наиболее честная всё-таки система аукционов.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы все? Будут желающие выступить?                                          
                                                                                
Рохмистров, пожалуйста.                                                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, важнейший законопроект, поднимает          
важнейшую проблему. Да, написан он как бы не совсем, может быть, корректно,     
но концептуально возможность... Сегодня у нас отсутствует возможность           
проведения конкурсов на жилищном рынке. Почему мы с вами столько лет говорим    
о доступном жилье, но оно у нас никогда не появится? Потому что сегодня         
жилищная застройка возможна только по результатам аукциона. Аукцион - это       
максимальное извлечение прибыли для продавца земельного участка, для того,      
кто покупает, задача - максимальное извлечение прибыли из того, что он          
построил, поэтому нет возможности регулировать рынок. Всё, что в дальнейшем у   
нас появляется, жильё, которое у нас продаётся субъектами исходя из             
инвестиционных контрактов, - там доля города появляется или доля субъекта,      
тех, кто участвовал, - вот эти доли определяются по рыночной стоимости.         
Рыночная стоимость определяется в основном стоимостью метра, которая            
сложилась на рынке, то есть по результатам аукционной продажи земли. На         
сегодняшний день нет и не будет, если мы не внесём такие изменения,             
возможности выделения земельных участков под жилищную застройку на условиях     
конкурса. Что такое конкурс? Конкурс - это ряд параметров, а не только цена,    
которая будет установлена, и эти параметры можно утвердить и через              
правительство, и законом. На сегодняшний день - я спрашивал многих людей,       
которые занимаются градостроительной деятельностью в субъектах, - что нужно,    
чтобы появилось доступное жильё? Возможность проведения конкурсов. Что, у нас   
нет коррупции, которой все так боятся в части аукционов и тендеров? Да есть,    
и никто этого сегодня не скрывает, все говорят: нарушения есть, тендеры         
проходят заказные, какие-то ещё - левые, правые, косые, кривые. Как             
проводятся земельные аукционы, тоже все знают: стоит задача одна -              
максимальное извлечение прибыли. Попробуйте сегодня сделать критерием отбора    
застройщика того или иного участка, например, конечную стоимость квадратного    
метра в жилом доме, который вы строите, как один из параметров - не             
получится, потому что есть аукцион: кто больше денег дал, тот и получил.        
                                                                                
Во многих субъектах, в частности в Москве, существует большая проблема. По      
законам города Москвы человек, который переселяется из ветхого или сносимого    
жилья, обязан получить жильё. Где? В этом же самом районе, но в этом районе     
высокая цена земельного участка, здесь престижное строительство и,              
следовательно, высокая стоимость квадратного метра, поэтому правдами и          
неправдами используются различные схемы, чтобы выдавливать жителей из тех       
мест, где они жили, где жили их бабушки и дедушки и так далее, и так далее,     
на окраины Москвы, в другие районы, где жильё подешевле.                        
                                                                                
Сегодня, если мы хотим, чтобы у нас появилось доступное жильё или хотя бы       
законодательная возможность сформировать рынок доступного жилья, это возможно   
сделать только одним способом - введением конкурсов по выделению земельных      
участков под жилищную застройку. Как это регламентировать? Я думаю, можно       
прописать и во втором чтении, и в нормативных правовых актах правительства те   
критерии, которые будут исключать коррупционную составляющую, например чётко    
нормировать, какие критерии в обязательном порядке должны присутствовать в      
этих самых конкурсах.                                                           
                                                                                
Я думаю, что концептуально законопроект - что касается возможности выделения    
земельных участков по результатам конкурса - надо принимать, если мы хотим,     
чтобы у нас появилось доступное жильё. Поэтому фракция ЛДПР поддерживает        
концепцию законопроекта в первом чтении, чтобы наряду с аукционами появилась    
возможность выделения земельных участков под жилищное строительство по          
результатам конкурса.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будет ли заключительное слово? Нет.                                             
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении законопроект, обозначенный в пункте     
17.1 повестки дня, "О внесении изменений в статьи 30-2, 38, 38-2, 49            
Земельного кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении альтернативный законопроект,            
обозначенный в пункте 17.2 повестки дня, "О внесении изменений в Земельный      
кодекс Российской Федерации".                                                   
                                                                                
Прошу показать результаты голосования по пункту 17.1.                           
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               23 чел.5,1%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     23 чел.                                          
Не голосовало                 427 чел.94,9%                                     
                                                                                
По пункту 17.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за               13 чел.2,9%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     13 чел.                                          
Не голосовало                 437 чел.97,1%                                     
                                                                                
Оба законопроекта отклонены.                                                    
                                                                                
Так, объявляется перерыв. В 16.00 встречаемся.                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу прощения, пункт 17.1 ещё раз ставится на          
голосование.                                                                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за               17 чел.3,8%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     17 чел.                                          
Не голосовало                 433 чел.96,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принят.