Заседание № 218

07.02.2003
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (проект № 224776-3; о порядке вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты; в редакции, предложенной согласительной комиссией; в связи с отклонением Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1206 по 1377 из 4368
У нас есть еще пункт 3 повестки дня: о федеральном законе "О внесении           
изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном   
регулировании и валютном контроле".                                             
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Михайлович Задорнов.                                         
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Напомню, что этот             
законопроект касался объема вывоза наличной иностранной валюты российскими      
гражданами и иностранными гражданами за пределы территории Российской           
Федерации. Дума, хотя закон был инициирован Правительством, установила эту      
планку в декабре на уровне десяти тысяч долларов. Совет Федерации отклонил      
данный закон, предложив создать два режима: до пяти тысяч долларов имеют        
право вывозить иностранные граждане и до десяти тысяч долларов - российские     
граждане. Таково было изначальное предложение Совета Федерации.                 
                                                                                
В середине января была сформирована согласительная комиссия, которая в конце    
прошлого месяца и провела работу по согласованию позиций. Смысл предлагаемого   
решения. Во-первых, мы, думская депутация, настаивали, и с этим Совет           
Федерации в итоге согласился, чтобы был равный подход к иностранцам и к         
российским гражданам, то есть в законе, который предлагается вашему вниманию,   
закреплен равный подход к резидентам, как мы говорим, и нерезидентам.           
                                                                                
Второе. До трех тысяч долларов вывозится без всяких оправдательных документов   
и без упоминания в таможенной декларации, от трех тысяч долларов до десяти      
тысяч долларов - без каких-либо банковских справок, но с обязательным           
письменным указанием в таможенной декларации, то есть это не будет уже          
зависеть от воли ГТК или Центрального банка. Любой человек, иностранец или      
россиянин, выезжающий за границу, обязан от трех до десяти тысяч вывозимых      
долларов указать письменно в таможенной декларации.                             
                                                                                
И третья позиция. Вывоз свыше десяти тысяч наличных долларов запрещен,          
разрешен только безналичный перевод. При этом я отмечу, что, если российские    
граждане или иностранцы, въезжая в страну, указали в таможенной декларации      
какую-то сумму (пусть это будет триста долларов или тысяча долларов), они       
имеют право сверх десяти тысяч вывезти их за границу, указав их в               
соответствующей таможенной декларации.                                          
                                                                                
Таким образом, что это позволяет сделать? Никаких разрешений Центрального       
банка не требуется. Для сумм даже свыше десяти тысяч долларов разрешен просто   
безналичный перевод. Мы пошли на эту норму потому, что выяснили, что,           
оказывается, Центральный банк, несмотря на действие закона, ни одного           
разрешения ни разу не выдавал на вывоз свыше десяти тысяч долларов. Такого      
порядка вообще не существует даже, несмотря на обращение небольшого             
количества людей. Поэтому эта норма просто теряет какой-либо смысл, она         
просто неработающая.                                                            
                                                                                
Второе. Мы, приняв этот закон, тем самым ликвидируем бизнес на фиктивных        
банковских справках, которые являлись основанием для вывоза валюты.             
                                                                                
И третье. Декларирование сумм свыше трех тысяч долларов тем самым позволяет     
получать информацию, необходимую для того, чтобы отслеживать фактическое        
движение наличной валюты через границы Российской Федерации как в ту, так и в   
другую сторону. На основании анализа этой информации, на основании, конечно,    
анализа действия нового миграционного законодательства мы сможем в дальнейшем   
сделать следующие необходимые шаги по легализации как пребывания, так и         
доходов иностранных граждан на территории Российской Федерации. Я напомню,      
что, по банковской статистике, от 50 до 70 процентов наличной валюты,           
приобретаемой на российском рынке, приобретается нерезидентами. Фактически      
это граждане государств - членов СНГ и тех государств, которые граничат с       
Российской Федерацией на Дальнем Востоке, то есть Китая и некоторых других      
стран. Таким образом, эти потоки, их движение будут контролироваться, и не      
останется никакой возможности зарабатывать на каких-либо фиктивных              
документах. Вот суть предлагаемого решения.                                     
                                                                                
Просьба поддержать представленную сопоставительную таблицу и законопроект в     
согласованной редакции. Отмечу, что в заседании согласительной комиссии         
принимали участие приглашенные нами представители и Президента, и               
Центрального банка, и Правительства и они согласились с данным решением.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы?                                         
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Михаил Михайлович, вы сказали, что присутствовали представители Президента и    
Правительства. Я специально перед сегодняшним заседанием поднял стенограмму     
рассмотрения вопроса здесь у нас, в Государственной Думе, и вот пламенное       
выступление Александра Алексеевича. Я не понял, что изменилось. Меньше станет   
денег вывозиться, Александр Алексеевич? Дело в том, что, если вы умножите три   
тысячи долларов на 150 миллионов, как вы в прошлый раз умножали, это ж можно    
вообще страну вывезти за один раз! Что изменилось в позиции Президента в        
такой ситуации?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос-то, Александру Алексеевичу?                   
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Я могу ответить на этот вопрос еще раз. Перед вами протокол      
согласительной комиссии. Один из сотрудников Администрации Президента был       
официально уполномочен представлять позицию. Он активно участвовал в            
выработке той позиции, которая вам предлагается для голосования.                
                                                                                
Напомню, что с самого начала обсуждения Правительство и президентская сторона   
предлагали именно ограничить тремя тысячами, вернее, тремя или пятью тысячами   
долларов. Вопрос в том, требовать ли для этой суммы банковскую справку или      
какой-то другой оправдательный документ или мы будем контролировать вывоз       
валюты фактически в уведомительном порядке. И в тексте закона как раз           
предлагается именно это, то есть реальное движение валюты свыше этой суммы      
будет полностью находиться под пристальным вниманием и Центрального банка, и    
ГТК, поскольку будет собираться соответствующая информация.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Логинов хотел также на этот вопрос ответить от       
имени Правительства. Пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Действительно, многое изменилось, и учтены те требования и предложения,         
которые высказывались Правительством Российской Федерации, в частности          
появилась норма о декларировании той суммы, которую ввозит гражданин-резидент   
и которая находится в коридоре между тремя тысячами долларов и десятью          
тысячами долларов. Хочу напомнить, что до этого эта процедура -                 
декларирование, - безусловно, производилась, но подтверждалась еще также        
предоставлением банковской справки. Как говорит докладчик, зачастую это были    
фиктивные банковские справки. Сегодня отпала необходимость в изготовлении       
таких справок, именно этих, фиктивных, поскольку они не решали никаких          
вопросов, связанных с финансовыми взаимоотношениями, не отслеживали и не        
помогали фиксировать эти взаимоотношения. Сегодня у нас в Правительстве         
совместно с ГТК очень серьезно разрабатывается система, в соответствии с        
которой те суммы, которые граждане будут вывозить из страны-резидента и         
декларировать, суммы, находящиеся в коридоре между тремя тысячами и десятью     
тысячами долларов, будут, безусловно, отслеживаться. И таким образом, всё это   
будет соотноситься с данными, которые будут поступать в налоговые службы.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще один вопрос. Резник Владислав Матусович.              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы уже задали вопрос.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М., фракция "Единство".                                               
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я в развитие вопроса коллеги Коломейцева обращаюсь    
к представителю Президента, который на предыдущем заседании посчитал число      
выездов российских граждан и не только российских граждан, но и нерезидентов    
из страны, помножил это на сумму десять тысяч долларов - а сумма-то у нас       
осталась той же - и сказал, что будут вывезены все золотовалютные резервы       
страны в очень короткие сроки. Вот я в этой части... В чем изменилась позиция   
глубокоуважаемого Александра Алексеевича?                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков, пожалуйста.                
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Я хотел бы напомнить глубокоуважаемому Владиславу Матусовичу,    
что я здесь не высказываю свою позицию, я здесь высказываю позицию              
Президента. Так вот, позиция изменилась именно в том, что, во-первых,           
запрещен вообще наличный вывоз при наличии любых документов сумм свыше десяти   
тысяч долларов. Только безналично! Пожалуйста, оформляйте как положено. Это     
строго подконтрольные операции. Второе. Недекларируемый вывоз наличной валюты   
снижен до трех тысяч долларов как для резидентов, так и для нерезидентов, то    
есть они выравнены в правах. А я вам напомню, что декларирование в таможенной   
декларации десяти тысяч долларов подпадает под закон о контроле за              
соответствием крупных расходов граждан доходам, и наши налоговые службы         
могут, взаимодействуя с таможенными органами, в случае необходимости            
проверить задекларированные десять тысяч, их происхождение, уплачены ли с них   
налоги.                                                                         
                                                                                
Вот, собственно говоря, основная задача, которая ставилась: нельзя вывозить     
деньги - "левые", "черные", "серые" и так далее. Задекларировал - отвечай,      
откуда они у тебя есть.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Михайлович, присаживайтесь. (Выкрики из зала.)                           
                                                                                
Коллеги, сейчас мы перейдем к этому закону. Мы просто сейчас выносим их на      
"час голосования", а потом вы можете по мотивам высказаться.                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1415 по 1474 из 4368
Павел Тимофеевич, вы по закону "О валютном регулировании...", да? Пожалуйста,   
Бурдуков Павел Тимофеевич.                                                      
                                                                                
Сейчас мы будем таблицу голосовать.                                             
                                                                                
БУРДУКОВ П. Т., Агропромышленная депутатская группа.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, я по мотивам. Хотел бы сказать, что мы делаем крупную        
ошибку, принимая закон вот в такой редакции. Что такое десять тысяч долларов?   
"Челнок" ездит десять раз в год как минимум, вывозит 100 тысяч долларов за      
границу. Это инвестирование Турции и других стран, их экономики. Поэтому, я     
считаю, это ошибка.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Коллеги, у вас есть на руках таблица, предложенная согласительной комиссией.    
Кто за то, чтобы данную таблицу утвердить? Уважаемые депутаты, идет             
голосование. В редакции согласительной комиссии.                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.             53,8%                        
Проголосовало против           86 чел.             19,1%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.             26,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Тамара Васильевна, вы записались по ведению, да? Пожалуйста, Плетнёва.          
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Геннадий Николаевич, я записывалась очень давно, когда шло еще   
обсуждение повестки. Я просто хотела сказать, что, если бы я была мужчиной, я   
поступила бы точно так же, как Шандыбин.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ладно, мы эту тему, как говорится, уже обсудили.          
                                                                                
Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный закон в       
редакции согласительной комиссии? Пожалуйста, голосуйте.                        
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.             52,7%                        
Проголосовало против           99 чел.             22,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.             24,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 213

15.01.2003
Вопрос:

Проект постановления "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (проект № 224776-3)

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1652 по 1673 из 5508
Второй проект постановления. Совет Федерации отклонил поправки в закон о        
валютном регулировании, связанные с объемом вывоза наличной валюты. Надо        
создать согласительную комиссию с тем, чтобы они предложили это сделать, с      
тем, чтобы мы как можно скорее начали работу. Просьба поддержать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, эти оба проекта постановлений розданы вам. Кто   
за то, чтобы их включить в сегодняшнюю повестку дня? Пожалуйста, голосуйте.     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.             83,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.             16,2%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
В повестку дня включаются.                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5160 по 5216 из 5508
И второе постановление. Михаил Михайлович Задорнов, пожалуйста.                 
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, второе постановление касается создания        
согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений и          
дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации" "О валютном              
регулировании и валютном контроле". Если вы помните (мы в декабре его           
рассматривали), он касается объема валюты, который как российский гражданин,    
так и иностранец могут вывозить из страны без соответствующей справки           
Центрального банка, без соответствующих подтверждающих документов.              
                                                                                
Данный закон 27 декабря был отклонен Советом Федерации с предложением создать   
согласительную комиссию по данному вопросу. Бюджетный комитет предлагает        
создать такую комиссию этим постановлением (состав ее - в тексте розданного     
вам постановления) и обратиться в Совет Федерации с просьбой предложения в      
письменном виде сформулировать до пятницы, с тем чтобы затем пригласить         
представителей Правительства, Президента, Центрального банка для участия в      
согласительных процедурах.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы?                                             
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Михаил Михайлович, там одну фамилию включить надо в комиссию   
- Анненского Игоря Александровича.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кого пропустили? Сейчас, секундочку...                    
                                                                                
Михаил Михайлович, вы слышали?                                                  
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Нет никаких возражений против кандидатуры Анненского. Вот        
здесь представители фракции "СПС" предлагают также Томчина Григория             
Алексеевича. Есть предложение тогда двух этих товарищей добавить в состав       
согласительной комиссии.                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Товарищей?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Ставлю на голосование с учетом            
дополнений, о которых здесь говорили. Пожалуйста, голосуйте.                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну хорошо, одного товарища и одного господина.            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.             70,0%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.             29,8%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 210

20.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 224776-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (о порядке вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты; принят в первом чтении 31 октября 2002 года с названием "О внесении дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1567 по 2316 из 7277
Пункт 8 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений и     
дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном               
регулировании и валютном контроле". Доклад заместителя председателя Комитета    
по бюджету и налогам Михаила Михайловича Задорнова.                             
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Михайлович.                                                  
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Напомню,      
какого предмета касается данная поправка к закону "О валютном регулировании и   
валютном контроле". Она касается минимума суммы, которую резидент, то есть      
российский гражданин, или нерезидент, иностранец, имеют право без справки       
коммерческого банка о приобретении валюты либо без таможенной декларации, по    
которой они ввезли валюту в страну, беспрепятственно вывезти за пределы         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Напомню, что в первом чтении мы приняли законопроект, согласно которому         
Правительство предлагало установить этот минимум в 1,5 тысячи долларов.         
Соответственно и для российских граждан, и для иностранцев эта норма начнет     
действовать с момента вступления в силу данного федерального закона. Напомню,   
что в настоящее время это правило - 1,5 тысячи долларов для                     
беспрепятственного вывоза - действует только в отношении российских граждан и   
установлено оно приказом ГТК и инструкцией Центрального банка. Иностранцы       
сегодня имеют право вывезти из России ровно столько, сколько они ввезли и       
указали в таможенной декларации, и ни одним долларом больше.                    
                                                                                
Комитет в ходе рассмотрения данного законопроекта выполнил то, о чем            
говорилось при обсуждении законопроекта в Государственной Думе в первом         
чтении. Мы обсуждали предельную норму беспрепятственного вывоза валюты, и в     
своде поправок обсуждалось три позиции: 3 тысячи долларов для                   
беспрепятственного вывоза, 5 тысяч долларов и 10 тысяч долларов - позиция,      
которая и была поддержана Комитетом по бюджету и налогам после достаточно       
жесткой дискуссии в комитете.                                                   
                                                                                
Вот это как бы первая сущностная позиция, которая меняет текст проекта          
закона, принятого в первом чтении. Все остальные моменты носят технический      
характер, связаны с изменением названия закона ("О внесении изменений и         
дополнений..."), с уточнением юридических положений закона при включении        
данной позиции в его текст и так далее. Поэтому, по существу, мы должны         
сегодня определиться с тем объемом наличной иностранной валюты, который         
российский резидент или иностранный гражданин имеют право вывезти из России     
без банковских справок и других оправдательных документов.                      
                                                                                
Напомню, что сумма свыше 10 тысяч долларов (эта норма есть и в действующем      
законе, и эта норма сохраняется) может быть вывезена только по специальному     
разрешению Центрального банка. Поэтому если в результате Думой будет принято    
решение не о 10 тысячах, а, скажем, о 3 или 5 тысячах, то разницу между этой    
суммой и 10 тысячами долларов гражданин будет иметь право вывезти по            
банковской справке либо таможенной декларации - так, как это действует          
сегодня. Напомню перед обсуждением таблиц поправок еще раз, что большинством    
голосов бюджетный комитет поддержал установление этой планки на уровне 10       
тысяч долларов. Тогда получается: 10 тысяч - без сопроводительного документа,   
после 10 тысяч - специальное решение Центрального банка.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1?                       
                                                                                
Депутат Пузановский. Какая поправка? Пожалуйста.                                
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г., депутатская группа "Народный депутат".                       
                                                                                
Уважаемый Михаил Михайлович, в отношении поправки, которая связана с позицией   
Центробанка и отдела по валютному контролю. Заявите, пожалуйста, позицию        
именно этого отдела, который работает на основании данного закона.              
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. На...                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, подождите, Михаил Михайлович.                  
                                                                                
Адриан Георгиевич, какую поправку вы выносите на отдельное голосование?         
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Я выношу на отдельное...                                      
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Я понял, что это вопрос.                                         
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Это, скорее всего, вопрос, связанный с поправкой, Георгий     
Валентинович.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы не выносите никакой. Пожалуйста.               
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Адриан Георгиевич, я могу сказать, что во время обсуждения в     
комитете и Правительство Российской Федерации, и Центральный банк,              
представленный департаментом валютного контроля, его руководителем,             
настаивали на сумме 3 тысячи долларов, считая, что этого достаточно для         
большинства как бы бытовых, туристических и частных поездок.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, хотите вынести? Пожалуйста.            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Мы просили    
бы из таблицы принятых вынести на отдельное голосование поправку 1.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 1. Еще есть? Нет. Ставится на голосование        
предложение комитета по бюджету согласиться с поправками, сведенными в          
таблицу 1, за исключением поправки 1.                                           
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              263 чел.             58,4%                        
Проголосовало против            6 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    270 чел.                                          
Не голосовало                 180 чел.             40,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Согласились.                                                                    
                                                                                
Поправка 1. Пожалуйста, Михаил Михайлович.                                      
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Георгий Валентинович, ваша поправка, поэтому, по всей            
видимости, вы должны ее обосновывать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне неудобно ее обосновывать сейчас.                      
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Ну почему? Как депутату, я думаю, вполне удобно, не как          
председательствующему, а как депутату - автору поправки.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я тогда скажу, поскольку я был         
автором этой поправки.                                                          
                                                                                
Дело в том, что мы при обсуждении и принятии этого законопроекта в первом       
чтении говорили о том, что у нас контроль со стороны Центрального банка за      
перемещением валюты начинается с суммы 10 тысяч долларов, контроль же сумм,     
которые ниже этой, осуществляется коммерческими банками. Эти справки -          
разрешения на вывоз валюты в сумме до 10 тысяч долларов выдаются в любом        
банке Российской Федерации и, естественно, стоят каких-то денег - 0,5           
процента, 0,2 процента от суммы вывозимой валюты. Эти справки продаются прямо   
в здании самого аэропорта "Шереметьево" в отделениях двух банков. Поэтому в     
результате никакого контроля реального, никаких ограничений по перемещению      
валюты не осуществляется, но зато наши граждане просто вынуждены платить        
коммерческим банкам деньги за эти справки. Вот и всё. Поэтому предлагается      
поставить цифру, начиная с которой реально осуществляется контроль              
Центральным банком Российской Федерации.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Я приношу      
извинения, дело в том, что цель законопроекта, который поддержало               
Правительство, заключалась в том, чтобы уравнять в данной ситуации и            
резидентов, и нерезидентов. Поэтому, конечно же, вынося на отдельное            
голосование поправку 1, Правительство имело в виду только изменение вот этого   
барьера - вместо 1,5 тысячи мы готовы поддержать поправку депутата Задорнова,   
которая находится в таблице отклоненных, где сумма эквивалентна 3 тысячам. Но   
я еще раз повторяю: мы не хотим нарушать концепцию законопроекта. Поэтому мы    
полагаем, что тогда необходимо вернуться к таблице и вынести на отдельное       
голосование также поправку 6, потому что поправка 1 касается 1,5 тысячи для     
резидентов, а поправка 6 - 1,5 тысячи для нерезидентов. А уже в дальнейшем мы   
бы просили принять те поправки депутата Задорнова - 3 тысячи соответственно     
для резидентов и нерезидентов, - которые находятся в таблице отклоненных.       
                                                                                
В чем как бы мотивы позиции Правительства? 10 тысяч - это сумма достаточно...   
ну, можно так выразиться, баснословная для большинства граждан нашей            
Российской Федерации. И мы, конечно, понимая, каков общий уровень, средний      
уровень благосостояния наших граждан, в том числе и тех, которые выезжают за    
границу, считаем, что 3 тысячи - это совершенно нормальная сумма, которую они   
могут вывозить, не декларируя ее в соответствующих органах. Всё, что идет       
выше, - возникает ощущение, что эти деньги могут иметь какое-то иное            
происхождение, и здесь, безусловно, мы вправе потребовать от выезжающих как     
резидентов, так и нерезидентов обоснование источников их приобретения.          
Конечно же, мы не можем сослаться на какие-то совершенно точные                 
экономические, социологические, финансовые расчеты, но, по мнению               
Правительства, сумма 3 тысячи наиболее адекватна сегодняшнему состоянию         
страны и сегодняшнему благосостоянию российского общества.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Владислав Матусович Резник.                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М., фракция "Единство".                                               
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, поскольку представитель Правительства выносит на      
голосование поправку из таблицы отклоненных, я хотел бы отметить, что в         
таблице отклоненных есть еще одна поправка на эту же тему, это поправка 2, и    
там стоит другая сумма - 5 тысяч. Это компромисс между тем, что мы сейчас       
обсуждали, и тем, что предлагает Правительство. У меня просьба также ее тогда   
вынести на отдельное голосование. Мотивация при обсуждении. Спасибо.            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это по таблице отклоненных, да?                           
                                                                                
Коллеги, я понял так, что обсуждение данной поправки состоялось. Это таблица    
принятых поправок, поэтому я буду ставить на голосование. Кто за то, чтобы      
поправку 1 из таблицы принятых поправок принять? Мнение Георгия Валентиновича   
- принять, да? И бюджетного комитета - принять. А чего же ее выносили? А-а,     
Правительство против. Ставлю на голосование поправку 1, ту, что докладывал      
Боос.                                                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              199 чел.             44,2%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    201 чел.                                          
Не голосовало                 249 чел.             55,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Логинов.                                                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Геннадий Николаевич, поскольку эта поправка отклонена палатой,    
мы убедительно просим вас также вынести на отдельное голосование и поправку     
6, то есть отменить результаты голосования по таблице 1 и вынести на            
отдельное голосование поправку 6. Я приношу извинения. Они действительно        
симметричные поправки, поскольку отражают концепцию данного законопроекта,      
уравнивая в правах резидентов и нерезидентов при вывозе и при ввозе...          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас...                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Медведев Павел Алексеевич.                                          
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "Отечество - Вся Россия".                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу по поправке 1 сказать. Я хочу попросить вернуться к   
голосованию. И два слова в качестве аргументации. Когда вывозятся деньги за     
границу, возникает такое впечатление, что мы что-то теряем. Так вот когда       
вывозятся бумажки за границу, мы только приобретаем. Бумажка - это долговое     
обязательство. Если у меня лежит доллар в кармане - это значит, что у           
какого-то американца есть материальные ценности, соответствующие этому          
доллару. И этот американец надо мной смеется. Он мне дал бумажку, которая не    
стоит ничего, а получил взамен реальные ценности. Если я этот доллар, эту       
бумажку, вывезу и предъявлю её Президенту Соединенных Штатов, он, Президент,    
должен будет мне дать материальную ценность. Надо на всех таможенных пунктах    
написать: "Граждане России, если вы патриоты, вывозите эти зеленые бумажки и    
привозите реальные ценности в Россию!" Спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы предлагаете вернуться к голосованию по         
поправке 1, да?                                                                 
                                                                                
Михаил Михайлович, поясните.                                                    
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Поясню, уважаемые коллеги, еще раз. Обсуждались три планки:      
10, 5 и 3 тысячи. Мы проголосовали поправку, которую поддержал комитет, это     
первая из блока принятых поправок. Но у нас в блоке отклоненных есть поправки   
1 и 2: 3 и 5 тысяч долларов. В соответствии с Регламентом мы должны двинуться   
по таблице отклоненных поправок и определиться по поправкам 1 и 2. Только       
после этого мы можем к чему-то возвращаться, поскольку мы, двигаясь дальше,     
должны определиться по остальным имеющимся вариантам решения.                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я знаю, я поставлю на голосование. Секундочку...      
Улюкаев от Правительства хочет высказаться.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В., первый заместитель министра финансов Российской Федерации.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Михаил Михайлович            
правильно обрисовал ситуацию. У нас действительно выбор между тремя планками:   
1,5 тысячи, 10 тысяч, 5 тысяч. Понятно стремление депутатов, и не только        
депутатов... Мы с автором поправки, Михаилом Михайловичем Задорновым, тоже      
искренне хотели бы максимально быстро двигаться по пути либерализации.          
                                                                                
Хочу лишь напомнить вам, что данный законопроект изначально был призван         
решить одну узкую, частную проблему. Частная проблема - это проблема            
нерезидентов, потому что по состоянию на сегодняшний день резиденты             
Российской Федерации могут вывозить до 1,5 тысячи без предъявления              
документов, нерезиденты - не могут. Было большое количество обращений послов,   
представителей иностранных государств в Правительство Российской Федерации, и   
в ответ на это - как шаг доброй воли, свидетельствующий об улучшении            
инвестиционного климата в стране, - мы вышли с этим предложением.               
                                                                                
Одновременно напомню: Правительство после долгих дебатов сейчас одобрило        
законопроект с новой редакцией закона о валютном регулировании и валютном       
контроле. На днях он поступит в Государственную Думу. Этот законопроект         
решает принципиальные вопросы организации системы регулирования валютных        
операций в стране. И поэтому представляется, что основной стержень дебатов и    
принятие принципиальных решений должны быть увязаны именно с этим               
законопроектом.                                                                 
                                                                                
Теперь вернемся к конкретным цифрам. Есть статистика, которая говорит о тех     
объемах валютных операций, которые связаны с тем или иным пороговым барьером.   
Барьер в 1,5 тысячи означает массовость совершения соответствующих              
налично-денежных операций. Какие это налично-денежные операции? Это операции,   
не связанные с предпринимательской деятельностью. Это операции, связанные с     
кратковременным выездом за границу нас с вами, наших сограждан с целью прежде   
всего туристической. И это нормальная практика во всех странах, для этого-то    
люди и вывозят наличную валюту. Для всех остальных случаев существует система   
безналичного обращения валюты. И в конце концов мы, наверное, с вами хотели     
бы жить в цивилизованной стране, где доля наличных операций относительно доли   
безналичных операций такая же, как и во всех странах.                           
                                                                                
Кроме того, это требование международных организаций, таких, как ФАТФ,          
которые глубоко обеспокоены большим трансграничным движением наличных сумм,     
справедливо связывают это в ряде случаев и с отмыванием грязных денег,          
отчасти и с финансированием террористических организаций. И к этому,            
наверное, тоже следовало бы прислушаться. Есть специфическая проблема,          
которую не имеют европейские страны или Соединенные Штаты, которые имеют        
лимит в 10 тысяч долларов, - это проблема, связанная с наличием значительного   
количества рабочих, часто нелегальных рабочих, из стран ближнего зарубежья,     
которые и совершают значительные объемы перевоза средств, и этим тоже часто     
обеспокоены наши правоохранительные органы.                                     
                                                                                
Весь этот комплекс обстоятельств говорит нам о том, что, может быть, сейчас,    
сегодня такая принципиальная подвижка в сторону более либерального режима       
валютообменных трансграничных операций, таких, как восстановление высокого,     
десятитысячного, барьера, преждевременна. У меня убедительная просьба: прежде   
всего поддержать поправку депутата Задорнова. Этим мы обозначили бы             
следующее. Мы показали бы, что мы движемся в этом направлении, мы движемся в    
направлении либерализации. Но давайте еще дадим друг другу возможность более    
тщательно посмотреть таможенную статистику, более тщательно посмотреть круг     
тех операций, которые связаны с этими барьерами денежными, и вернуться к        
этому вопросу тогда, когда мы с вами будем - и это уже очень скоро, - будем     
обсуждать основной закон, то есть новую редакцию закона "О валютном             
регулировании и валютном контроле". Тогда мы с вами сможем друг другу           
предъявить более веские аргументы.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте более кратко комментировать. Что за      
выступления при втором чтении?                                                  
                                                                                
По ведению записались Боос, Гончар, Резник.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Георгий Валентинович.                                               
                                                                                
БООС Г. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Отечество   
- Вся Россия".                                                                  
                                                                                
Я хотел бы сказать по ведению исключительно. Ну, поставим на голосование        
предложение о том, чтобы вернуться к голосованию, или не поставим - это         
второй вопрос, но мы должны сейчас следовать строго по Регламенту. По           
Регламенту, Михаил Михайлович, мы рассматриваем сначала всю таблицу принятых    
поправок. При этом одновременно никакие поправки из таблицы отклоненных мы не   
рассматриваем, мы до них дойдем. Мы до них дойдем!                              
                                                                                
Правительство попросило вернуться к голосованию по поправке 6 и отменить        
ранее принятое решение, потому что у нас поправка 6 проголосована и принята.    
После этого мы первую таблицу поправок рассмотрели и перешли ко второй          
таблице поправок. Там будут выноситься на отдельное голосование, я так          
понимаю, и вами предложенные поправки, Михаил Михайлович, и Владиславом         
Матусовичем, он предложил вынести в этом случае еще какие-то поправки. Мы их    
будем выносить и рассматривать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Гончар Николай Николаевич.                           
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
По порядку ведения.                                                             
                                                                                
Насколько я понял Павла Алексеевича Медведева, он предлагает вернуться к        
голосованию по поправке депутата Бооса, которая набрала 199 голосов, с учетом   
той дискуссии, которая была в зале. Поэтому, я надеюсь, мы закроем таблицу      
принятых поправок после того, как рассмотрим вопрос о том, возвращаться ли к    
поправке депутата Бооса.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, всё правильно, так и будет.           
                                                                                
Пожалуйста, депутат Резник Владислав Матусович.                                 
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, опять-таки по ведению, по ведению в связи с           
выступлением глубокоуважаемого Алексея Валентиновича Улюкаева, первого          
заместителя министра финансов Российской Федерации, который нам рассказывал     
страсти о финансировании терроризма, о нелегальных иммигрантах, говорил, что    
как-то это связано с обсуждением данного законопроекта. Коллеги, что касается   
ведения, я хотел бы отметить, что разговор о финансировании терроризма путем    
вывоза наличных денег нелегальными иммигрантами... Ну, нелегальные иммигранты   
легально у нас не проходят через пункты пропуска. Более детальные комментарии   
я дам при обсуждении иных поправок. Но что касается ведения, я просил бы        
глубокоуважаемых представителей Правительства все-таки говорить о проблемах     
законопроекта, а не о финансировании наркоторговли и терроризма.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё правильно.                                            
                                                                                
Так, Решульский Сергей Николаевич.                                              
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я просто хотел бы попросить Михаила Михайловича, наверное,     
зачитывать эти поправки. Речь идет о какой-то поправке 6, но у меня два         
законопроекта, и все таблицы заканчиваются поправкой 5.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Их шесть.                                                 
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну где шесть? Я могу одну вам передать.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица поправок, рекомендованных к принятию,             
заканчивается поправкой 6, депутата Бооса.                                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Поправка 5, депутата Бооса: "...слова "эквивалентную 1         
500... заменить словами "эквивалентную 10 000..." Вот поправка 5.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, это на втором листе. Вот таблица,      
посмотрите, пожалуйста, где написано: "Взамен розданного".                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Если мы пункт 8 рассматриваем, то вот то, что мне раздали.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, смотрите: "Взамен розданного". Где     
ваша табличка? И вот видите, поправка 6 на отдельном листе.                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я вижу у вас, но я не вижу у себя.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, и у Георгия Валентиновича то же самое.               
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну пусть он зачитывает тогда поправку.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я сейчас поставлю на голосование.     
                                                                                
Райков Геннадий Иванович, пожалуйста.                                           
                                                                                
РАЙКОВ Г. И., председатель депутатской группы "Народный депутат".               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я не знаю, принятые,         
отклоненные... Речь идет о трех градациях: 3 000, 5 000, 10 000. Вот нам надо   
проголосовать по этим градациям, и тогда всё встанет на свои места. Что мы      
друг другу голову морочим?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Иванович, мы до этих градаций дойдем. Но мы      
идем строго по закону, мы идем по таблицам.                                     
                                                                                
Сейчас я ставлю на голосование предложение депутата Медведева о том, чтобы      
вернуться к голосованию по поправке 1 из таблицы принятых поправок.             
Пожалуйста, голосуйте. (Выкрики из зала.) Та, о которой докладывал Боос. Из     
таблицы принятых поправок она выносилась на отдельное голосование.              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              214 чел.            100,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    214 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.              0,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
К голосованию вернулись.                                                        
                                                                                
По ведению - Решульский.                                                        
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Ну, мы       
сейчас можем переголосовывать, возвращаться, где-то не набирать голоса.         
Правильно Геннадий Иванович Райков сказал: у нас есть три альтернативные        
цифры. Ну давайте, учитывая поправку 1, сразу по всем трем альтернативным       
проголосуем, и сразу определим, останется 1 500, 3 000 или 10 000.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, ну вы знаете, в чьих поправках         
находятся эти цифры, мы каждую из них обсудим, просто они в разных таблицах.    
                                                                                
Коллеги, будьте внимательны. Ставлю на голосование поправку 1, которую          
комитет и депутат Боос рекомендуют принять, Правительство рекомендует           
отклонить. Пожалуйста, голосуйте.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              226 чел.             50,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    227 чел.                                          
Не голосовало                 223 чел.             49,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается. (Аплодисменты.)                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, представитель Правительства просил отменить ранее принятое   
решение по поправке 6.                                                          
                                                                                
Андрей Викторович Логинов, вы настаиваете на том, чтобы мы отменили решение     
по поправке 6 и вынесли ее на отдельное голосование?                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Да, мы просим, чтобы ее вынесли на отдельное голосование.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Боос, по ведению.                             
                                                                                
БООС Г. В. Андрей Викторович, дело в том, что действительно поправки 1 и 6      
связаны и если поправка 1 принята, то тогда нельзя отменять принятое решение    
по поправке 6. Вы либо настаивайте тогда, чтобы мы отменили решение по обеим    
поправкам, либо не настаивайте на этом.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Логинов.                                      
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Действительно, мы настаиваем на том, чтобы было отменено          
решение по обеим поправкам. Мы совершенно четко изложили позицию                
Правительства, согласованную со всеми экономическими ведомствами и              
министерствами. Порог должен устанавливаться в 3 тысячи долларов, а не в 10     
тысяч, как предлагается комитетом. Тем более обращаю ваше внимание уже на       
такую, казалось бы, забытую здесь деталь, что попыткой установить вместо 1,5    
тысячи 10 тысяч комитет фактически полностью исказил ту концепцию закона,       
которая первоначально одобрялась палатой в первом чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будьте внимательны. Я ставлю на голосование.     
Правительство настаивает на отмене решений. Кто за то, чтобы отменить решения   
по поправкам 1 и 6? Отменить решение. Пожалуйста, голосуйте. Кто за то, чтобы   
отменить решения по поправкам 1 и 6?                                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              125 чел.             27,8%                        
Проголосовало против           22 чел.              4,9%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    149 чел.                                          
Не голосовало                 301 чел.             66,9%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Решение не отменяется.                                                          
                                                                                
Переходим к таблице отклоненных поправок. Кто из депутатов хотел бы вынести     
поправки на отдельное голосование? Прошу записаться. По таблице отклоненных     
поправок.                                                                       
                                                                                
Включите режим записи. Покажите список.                                         
                                                                                
Депутат Задорнов Михаил Михайлович, вы один, кто выносит поправку на            
отдельное голосование. Пожалуйста.                                              
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я понимаю,     
что уже было проголосовано решение, связанное с порогом в 10 тысяч. Я просто    
дам одну краткую справку.                                                       
                                                                                
Согласно данным таможенного комитета и Центрального банка, если планка          
устанавливается на уровне 3 тысяч долларов, это покрывает 91 процент случаев    
регистрации и 65 процентов вывезенной из страны валюты. То есть, по сути, вот   
эта планка закрывает абсолютное большинство случаев, которые связаны, прошу     
прощения, не с нашей с вами практикой вылета из "Шереметьева", не с какими-то   
бизнес-поездками, абсолютное большинство случаев связанны с передвижением 15    
миллионов туристов из страны. И мы уточнили среднюю стоимость туристической     
путевки - 700 долларов. Вы сами понимаете, что человек, покупая такую           
путевку, не будет с собой везти наличными, так сказать, кратно большую сумму.   
И соответственно, это относится и к большей части деловых поездок. Вот исходя   
из этой статистики мы и предлагали планку в 3 тысячи долларов. Это для          
информации.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надеждин здесь? Только за и против. Пожалуйста,           
Надеждин Борис Борисович.                                                       
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил".                                      
                                                                                
Я взял слово против, чтобы только одну вещь сказать. Когда планка стоит 1,5     
тысячи, люди просто везут эту валюту, не показывая, и поэтому, конечно, в       
пределах 3 тысяч оказывается 91 процент. Вот увидите, если мы либерализуем      
эту планку, сделаем до 10, как Дума решила, статистика просто изменится.        
Давайте на свет божий выводить деньги официально. Ладно?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович, вы выносите или не выносите первую     
поправку? Вы не сказали.                                                        
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Ну принята норма уже из первой таблицы, поэтому потеряло смысл   
вынесение.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть не выносите.                                      
                                                                                
Тогда я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением      
комитета в части отклонения поправок? Голосуем всю таблицу. Пожалуйста,         
голосуйте.                                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.             67,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.             32,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный закон...    
                                                                                
Представители Правительства и Президента выступят перед голосованием.           
                                                                                
Представитель Правительства Улюкаев, пожалуйста. (Шум в зале.)                  
                                                                                
Потише!                                                                         
                                                                                
УЛЮКАЕВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мне            
представляется, что сейчас происходит изменение концепции закона.               
Правительство вносило и Государственная Дума принимала в первом чтении один     
закон. Сейчас, во втором чтении, принимается совершенно другой закон, имеющий   
совершенно другие цели и ведущий к совершенно другим последствиям. Можно        
говорить о том, хороши будут эти последствия или плохи, но это совершенно       
другой закон. Правительство категорически не может поддерживать этот закон в    
его совершенно новой идеологической редакции. И я думаю, что мы будем           
предлагать и на дальнейших стадиях этот закон к отклонению.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента Александр Алексеевич Котенков,   
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Прежде всего я поддерживаю мнение Правительства в том,    
что концепция закона изменена и хочу привести следующие доводы перед            
голосованием.                                                                   
                                                                                
Ну, то, что закон будет отклонен Президентом, не вызывает сомнения, это         
вопрос решенный. Я хотел бы вас все-таки попросить перед голосованием           
подумать. У вас был вариант принять компромиссное решение, вы от него           
отказались. Отклонение закона будет означать, что сохранится норма              
действующая. Но несколько доводов...                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Я сомневаюсь в том, что вы преодолеете вето.                     
                                                                                
Вот приведу доводы, которые излагал комитет по финансовому мониторингу.         
Комитет по финансовому мониторингу считает, что увеличение недекларированной    
суммы вывоза наличных долларов до 10 тысяч одним лицом может привести в         
следующем году при некотором изменении финансово-экономической ситуации в       
мире (я не буду о ней говорить, чтобы как бы не пугать массы, но ситуация       
очень напряженная)... И в общем-то, Правительство приняло правильное решение    
проводить либерализацию валютной политики очень и очень осторожно в следующем   
году, а не вот так резко, как вы сейчас попытались это сделать. Возможно, что   
нам понадобится использование золотовалютных резервов.                          
                                                                                
Принятая вами сейчас норма позволяет, теоретически позволяет в течение года,    
если, как было здесь сказано, выезжает 15 миллионов человек, вывезти до 150     
миллиардов наличных долларов из страны при 47 миллиардах золотовалютных         
запасов всего Центрального банка. Я подчеркиваю: может сложиться такая          
ситуация, что этот вывоз будет резко активизирован в силу некоторых             
финансово-политических проблем, возникающих в мире. Доводы же о том, что всё    
равно справки покупают, - простите, это не проблема законодателя, это           
проблема правоприменителя. Пресекайте незаконную выдачу справок, выявляйте,     
наказывайте. А то, что не вывозят граждане по 10 тысяч сейчас... Да,            
безусловно, человек вывозит одну - полторы тысячи, по крайней мере я,           
извините меня, сколько раз выезжал за границу - и у меня больше тысячи          
долларов в кармане никогда не было, у меня нет такой потребности. Но если       
разрешат вывозить 10 тысяч долларов, кто вам даст гарантию, что не будет        
ситуации, когда просто бабушка, дедушка вылетают, подходит к ним мальчик вот    
такой и говорит: "Так, бабуля, вот штуку - тебе, десять штук вывезешь". Вы      
исключаете такой вариант? Это абсолютно неконтролируемая ситуация. Поэтому, я   
подчеркиваю, либо вы вернетесь к принятию компромиссного решения о 3 тысячах    
долларов, либо вы обречете этот закон на отклонение.                            
                                                                                
Спасибо. (Шум в зале.)                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, потише, коллеги! Потише!                             
                                                                                
Георгий Валентинович, по ведению, а потом Задорнов - от имени комитета.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БООС Г. В. Ну, во-первых, мне как-то странно слышать и из уст представителя     
Правительства, и из уст представителя Президента про недекларируемые деньги.    
Хотелось бы сказать, что все деньги, которые вывозятся, абсолютно все,          
подлежат декларированию. И данный закон, и данная поправка не говорят о том,    
декларируются деньги или не декларируются. Декларируются все деньги.            
                                                                                
Александр Алексеевич Котенков, послушайте, пожалуйста.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич!                                     
                                                                                
БООС Г. В. Я к вам обращаюсь. Все деньги декларируются. Разговор идет только    
о том, нужна будет банковская справка, дающая разрешение на вывоз валюты, -     
банковская, коммерческого банка, не Центрального банка - или не нужна. Вот о    
чем идет разговор. Больше ни о чем.                                             
                                                                                
Я понимаю, что сейчас сложная ситуация возникла. С одной стороны, мы все,       
здесь сидящие, хотели бы, чтобы цивилизованные процедуры приходили как можно    
быстрее к нам в страну. С другой стороны, мы не хотели бы, чтобы мы, наши       
стремления оказались заложниками чьего-то неправильного трактования и           
предложения Президенту заветировать данный законопроект. Я предлагаю сейчас     
во втором чтении его не голосовать, провести консультацию короткую с            
представителями Правительства, Президента, бюджетного комитета и лидерами       
всех фракций здесь, в комнате президиума, и после этого принять решение: либо   
проголосовать этот законопроект во втором чтении, либо вернуться к таблицам     
принятых и отклоненных поправок и проголосовать какие-то другие поправки.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Райков Геннадий Иванович, пожалуйста. По ведению.         
                                                                                
РАЙКОВ Г. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я просто хочу   
сказать, потому что Георгий Валентинович сказал, что сегодня норма 1,5 тысячи   
и никто их не декларирует. Планка, которая установлена, означает свободный      
провоз, и никто в декларацию эту сумму не записывает. Если мы сделаем тысяч     
10, люди и не обязаны будут писать декларацию, потому что это разрешение        
провоза по зеленому коридору. Не путайте, пожалуйста.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович Задорнов, пожалуйста.                   
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Геннадий Николаевич, позицию комитета я обозначил в своем        
докладе. Комитет поддержал ту позицию - 10 тысяч долларов, - которая            
зафиксирована в поправках 1 и 6. Все аргументы были высказаны в ходе            
обсуждения. Но мы слышали, что это вызывает возражение у Правительства,         
Центрального банка и Администрации Президента.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Вы против того, чтобы переносить рассмотрение       
закона, да?                                                                     
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. А какой смысл его переносить, если определились все?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять           
законопроект во втором чтении? Пожалуйста, коллеги, решайте голосованием.       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              251 чел.             55,8%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    263 чел.                                          
Не голосовало                 187 чел.             41,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Задорнов.                                                           
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, текст, который предложен комитетом, не        
изменился, и планка осталась та же. В розданных вам документах есть             
предложение о принятии проекта закона в третьем чтении и направлении в Совет    
Федерации. Проект прошел юридическую и лингвистическую экспертизы, ни одной     
запятой не изменено. Предлагаю принять его в целом.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Каково мнение депутатов? Ставлю на голосование: принять   
в целом. Пожалуйста, голосуйте.                                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              255 чел.             56,7%                        
Проголосовало против           10 чел.              2,2%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    269 чел.                                          
Не голосовало                 181 чел.             40,2%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              
                                                                                
Спасибо, Михаил Михайлович.                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4595 по 4604 из 7277
ДОРОГИН В. Ф., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, я хочу сделать заявление по поводу голосования по пункту    
8, "О валютном регулировании...". Я в это время в зале не находился,            
находился совершенно в другом месте, вместо меня проголосовал кто-то за. Хочу   
зафиксировать, что я - против.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо. В стенограмме это есть.                  
                                                                                

Заседание № 198

31.10.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 224776-3 "О внесении дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (о порядке вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1500 по 1796 из 4049
Начинаем рассмотрение законопроектов первого чтения. Пункт 5: о проекте         
федерального закона "О внесении дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской     
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Докладывает           
представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - первый       
заместитель министра финансов Сергей Дмитриевич Шаталов.                        
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д., представитель Правительства Российской Федерации,                
статс-секретарь - первый заместитель министра финансов Российской Федерации.    
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию            
предлагается технический закон, направленный на то, чтобы установить            
одинаковые правила вывоза иностранной валюты за пределы России как для          
российских граждан - резидентов России, так и для иностранных граждан.          
                                                                                
Сегодня этот вопрос регулируется следующим образом. Для российских граждан -    
резидентов России закон не содержит никаких положений, и соответственно, этот   
вопрос регулируется приказами Государственного таможенного комитета.            
Установлена сумма - до 1 500 долларов можно вывозить без объяснения             
происхождения этих денег. Для иностранных граждан действует норма, в            
соответствии с которой вывезти можно только ту сумму, которая была              
задекларирована при ввозе на территорию России. И соответственно, если          
иностранный гражданин не задекларирует какую-то сумму при въезде на             
территорию России, либо снимет, например, по карточке, или получит перевод на   
территории России в иностранной валюте, а затем захочет выехать, не истратив    
ее полностью, у него немедленно возникнут проблемы.                             
                                                                                
К российскому Правительству неоднократно обращались представители               
Европейского сообщества, послы, дипломаты, с тем чтобы исправить эту            
ситуацию, и законопроект направлен как раз на это. И для российских, и для      
иностранных граждан предлагается установить одинаковый порядок, в               
соответствии с которым сумму до 1 500 долларов в иностранной валюте можно       
вывозить без объяснения причин возникновения этой суммы. Сумму, которая         
превышает 1 500 долларов, нужно подтвердить - либо это приобретение, либо       
перевод, либо декларация, либо другое законное происхождение этой суммы.        
                                                                                
Просим поддержать этот законопроект в первом чтении.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам   
Задорнов Михаил Михайлович.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Михайлович.                                                  
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я прошу минутку внимания,   
и Геннадия Васильевича Кулика в том числе. Дело в том, что этот закон           
касается на самом деле каждого из граждан России и тех, кто приезжает сюда      
(напомню, что Россию 15 миллионов человек посетили в прошлом году). Комитет     
предлагает поддержать данный законопроект по следующим основаниям. Во-первых,   
ту норму, о которой сказал Сергей Дмитриевич и которая касается российских      
граждан, то есть вывоз из России до 1 500 долларов без оправдательных           
документов, без специальной справки Центрального банка, установить законом, а   
не приказами ГТК. Вы сами понимаете, что, если это норма закона, она более      
устойчива, а что решит ГТК завтра, будет ведомо только самому таможенному       
комитету или Центральному банку, поэтому важно закрепить эту норму в законе,    
как мы это сделали по целому ряду других норм Закона Российской Федерации "О    
валютном регулировании...".                                                     
                                                                                
Второе. Мы за то, чтобы было равенство российских граждан и иностранцев в       
этом вопросе, поскольку сейчас явная дискриминация иностранцев. Сергей          
Дмитриевич сказал мягко, а на самом деле, например, в "Шереметьево" просто      
изымают у иностранца всю валюту, если у него даже 300 долларов и он не может    
показать таможенную декларацию о ввозе валюты в страну. Таких конфликтов        
достаточно много, и они, конечно, не приносят нашей стране ничего хорошего,     
но вызывают дополнительное раздражение у иностранцев при выезде из страны.      
Разумеется, это мешает развитию торговых, культурных и прочих отношений.        
                                                                                
В то же время мы считаем, что, хотя законопроект надо поддержать в первом       
чтении, его надо существенно доработать ко второму чтению по следующим          
позициям.                                                                       
                                                                                
Во-первых, с нашей точки зрения, - и комитет уже послал соответствующий         
запрос в Центральный банк и Правительство - нуждается в обосновании сама        
сумма 1 500 долларов. Почему именно 1 500 долларов, почему не 2 000, почему     
не 3 000, почему не 1 000? Мы запросили статистику из ГТК и Центрального        
банка, которая говорит о том, какова же реально ситуация с вывозом валюты и     
какую сумму Правительство обосновывает как нижний предел вывоза как             
резидентами, так и нерезидентами без справки.                                   
                                                                                
Вторая позиция. Если сумма превышает этот предел - скажем, 1 500, - справка     
Центрального банка нужна на сумму превышения или на всю сумму? Это также        
достаточно важно, и это должно быть зафиксировано в законе.                     
                                                                                
Третья позиция. Ставя нерезидентов, то есть иностранцев, в то же положение,     
что и российских граждан, тем не менее эта норма закона не отменяет             
требования к ним обосновывать ввоз валюты, любой суммы валюты, в страну с       
помощью фиксации ее в таможенной декларации или в каком-то другом               
оправдательном документе. Мы считаем, что если мы вводим норму, равную для      
всех, то иностранцы, естественно, также не должны обосновывать попадание в их   
руки валюты ниже этой суммы.                                                    
                                                                                
Таким образом, мы поддерживаем этот законопроект и считаем, что это очень       
важный шаг, но проект закона нуждается в доработке ко второму чтению.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, у кого есть вопросы? Запишитесь, пожалуйста, на вопросы.    
Кто без карточки и хотел бы выступить? Нет.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Пузановский Адриан Георгиевич, ваш вопрос.                          
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Мой вопрос будет обращен к Сергею Дмитриевичу.                
                                                                                
Сергей Дмитриевич, предложение, которое мы рассматриваем, является нужным и,    
безусловно, будет поддержано, нет вопросов. Но есть технический вопрос в        
связи с этим.                                                                   
                                                                                
Мы нормативно фиксируем категорию "единовременный вывоз", но мы ничего не       
говорим о кратности вывозов. Легко представить механизм курьерской передачи,    
например, в районе Санкт-Петербурга: Выборг - Финляндия - Эстония. В течение    
месяца границу можно при соответствующем визовом обеспечении пересечь           
тридцать, а то и больше раз. За год, подсчеты показывают, получается очень      
приличная сумма. Каким образом это регулируется? Имеются ли ведомственные       
акты, определяющие кратность в год по пересечению границы и вывозу валюты?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон в ложе Правительства.                   
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Этот законопроект совершенно четко говорит о том, что ограничение - 1 500       
долларов - касается каждого, однократного случая пересечения границы и вывоза   
валюты за пределы территории России. Поэтому если человек десять раз выедет,    
то он сможет десять раз воспользоваться этой нормой. Никаких ограничителей,     
внутренних документов, здесь не предполагается. Но на самом деле эта норма      
носит технический характер. Для тех, кто захочет вывести валюту в больших       
количествах, совсем необязательно много раз ездить за пределы России.           
Существуют и другие способы - это и карточки, и переводы всевозможные.          
Поэтому здесь нет большой проблемы.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, вы не разделяете беспокойство Президента и         
премьера по поводу того, что не удается пресечь вывоз капитала? Вот Михаил      
Михайлович в докладе сказал: 15 миллионов посещений. Умножьте на 1 500          
долларов, которые можно вывезти, - это 22 миллиарда долларов можно только в     
кармане вывезти, никому ничего не говоря, понимаете? Это так, по-простому, но   
если более сложно, то скажите, пожалуйста, какова задача Правительства:         
все-таки беречь национальную финансовую устойчивость или способствовать         
вывозу капитала? Международное сообщество, Евросоюз нам диктуют: с территории   
на территорию - виза, а вы - извольте, пожалуйста, вывозите что хотите, не      
объясняя, откуда взяли. Это вообще интересный и странный подход.                
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Задача Правительства - конечно же, беречь и всячески охранять финансовую        
устойчивость государства. Я напомню, что этот законопроект в отношении          
российских граждан вообще не привносит ничего нового. 1 500 долларов - это      
сегодняшний предел той суммы, которую можно вывозить. Если иностранные          
граждане ввозят средства на территорию России сегодня, то в пределах той        
суммы, которую они задекларировали, они могут эти средства вывозить.            
                                                                                
Но проблема состоит в том, что многие не декларируют такую сумму, поскольку     
она незначительна (скажем, ввез 500, 600, 1 000 долларов), а вот обратно эту    
сумму уже просто-напросто не вывезти. И вторая проблема - техническая. Она      
связана с тем, что иностранный гражданин получил, например, перевод, снял       
деньги со счета по карточке, а у него осталось 300-400 долларов - в этом        
случае таможенники просто обязаны изъять у него эту сумму, потому что она не    
задекларирована.                                                                
                                                                                
Здесь, на наш взгляд, нет никакого ущерба для интересов государства. Мы         
анализировали международную практику - подобные нормы, и даже значительно       
более либеральные нормы, существуют и в других государствах. Мы не опасаемся    
за финансовую устойчивость страны.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы закончились. Кто хотел бы выступить из            
депутатов? Депутат Боос.                                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Георгию Валентиновичу.                           
                                                                                
БООС Г. В. Спасибо.                                                             
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Сейчас я обращаюсь,         
наверное, и к Михаилу Михайловичу Задорнову, и к Сергею Дмитриевичу Шаталову.   
Мы часто летаем за границу сами и очень хорошо знаем, что банковская справка,   
дающая разрешение на вывоз валюты, на самом деле не что иное, как               
формальность. Эту справку можно получить в любом банке, купить в любом банке,   
даже прямо в аэропорту "Шереметьево", если у вас ее вдруг нет по какому-то      
стечению обстоятельств. И для любого гражданина, вывозящего валюту, это         
является просто лишним крючком, который мешает спокойно и нормально жить.       
                                                                                
Поэтому, на мой взгляд, цифра 1 500 долларов должна быть изменена и должна      
быть поставлена цифра, с которой начинает контроль за вывозом и перемещениями   
валюты Центральный банк. Вот до момента, пока не контролирует Центральный       
банк, никакие коммерческие банки ничего не контролируют, контролировать не      
будут и будут выдавать эти справки совершенно спокойно, а мы, в общем, будем    
просто платить лишние деньги этим банкам за эти справки, вот и всё. А вот за    
те суммы, с которых начинает контролировать Центральный банк, можно             
действительно что-то спросить. Поэтому я считаю, что при доработке ко второму   
чтению этот законопроект можно было бы уточнить исходя из этих позиций. В       
первом чтении, на мой взгляд, его надо поддержать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Требуется ли заключительное слово докладчика и содокладчика? (Выкрики из        
зала.) Вы выступить хотите? Пожалуйста. Коломейцев Николай Васильевич.          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, наверное, не странно, что у нас в последнее время        
резко возросло количество законов, которые фактически, мне кажется, повторяют   
преддефолтовский путь: максимально убрать препоны государства по вывозу         
валюты, по контролю за международной деятельностью, по контролю, я бы сказал    
так, за совместной деятельностью. Всё это в конечном итоге ведет к              
разграблению страны.                                                            
                                                                                
С моей точки зрения, Правительство неадекватно реагирует на происходящее и      
просто дискредитирует Президента и его высказывания. Президент неоднократно     
высказывал свою озабоченность тем, что не удается стабилизировать контроль за   
вывозом капитала из страны. О том, что его вывозится непомерно много, он        
также говорил и называл сумму - 25 миллиардов долларов. Об этом же говорил и    
премьер.                                                                        
                                                                                
Мне абсолютно непонятно: у нас правительство - Правительство Российской         
Федерации или это филиал международного правительства, который выполняет        
любой чих международного сообщества? Я считаю, что если мы с вами обеспокоены   
ситуацией, складывающейся в экономике страны, если мы обеспокоены тем, чтобы    
элементарно хотя бы деньги у нас все-таки не вывозили, то этот законопроект     
надо отклонить и, вообще-то, потребовать от Правительства внятно сказать,       
каковы же его основные приоритеты на ближайшую перспективу по оздоровлению      
ситуации в стране. Я вам трижды предлагал послушать премьер-министра на         
"правительственном часе" - вы почему-то не хотите. Но вот вы посмотрите,        
сегодня мы уже до того распоясались, что вносим на рассмотрение документы,      
даже не позаботившись о том, чтобы элементарно был соблюден Регламент. Мы       
сегодня уже до того распоясались, что не успело Правительство внести            
законопроект - Плескачевский уже бежит на трибуну его докладывать, не дав       
возможности даже депутатам почитать. Я вас прошу: успокойтесь и с более         
холодной головой подходите к серьезному законодательному процессу.              
Законопроект предлагаю отклонить.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Михаил Михайлович, пожалуйста.                                                  
                                                                                
Включите микрофон Задорнову для заключительного слова.                          
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. В выступлении уважаемого Николая Васильевича было сразу, как     
говорится, обо всем. Но этот законопроект был внесен Правительством еще         
летом, этот законопроект, который мы обсуждаем, - не другие, о которых          
говорил уважаемый коллега Коломейцев, а вот этот именно - в соответствии с      
Регламентом прошел полное обсуждение. И я хочу отреагировать на некоторые       
замечания.                                                                      
                                                                                
Во-первых, как я уже сказал, я согласен с Георгием Валентиновичем Боосом в      
том, что суммы все должны быть уточнены во втором чтении. И мы это сделаем не   
на основании каких-то наших абстрактных представлений, а запросив статистику    
ГТК и Центрального банка, которая даст четкое представление о том, каков        
действительно тот уровень, начиная с которого надо контролировать вывоз         
наличных. И я думаю, что только очень наивные или плохо себе представляющие     
реальное движение капитала люди предполагают, что вывоз капитала из страны      
осуществляется с помощью наличных, что вот люди наличными вывозят деньги из     
страны, что это основной отток капитала. Кстати говоря, во всех странах, не     
только в развитых, действует норма, которая, в общем-то, эквивалентна 10 000    
долларов. Это наиболее распространенная практика.                               
                                                                                
И еще два замечания. Отток капитала из страны в этом году заметно сократился,   
он сократился примерно вдвое по сравнению с прошлым годом, несмотря на то что   
мы год назад существенно облегчили капитальные и текущие операции для людей.    
А вот как раз в 1997-1998 годах, до кризиса, действовал старый Закон "О         
валютном регулировании...", который запрещал практически всё, и несмотря на     
это, произошел финансовый кризис. Это говорит о том, что на самом деле надо     
идти за экономикой, а не пытаться запрещать всё и вся. Спасибо за внимание.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович.                               
                                                                                
Сергей Дмитриевич Шаталов, вы хотели бы что-то сказать в заключение? Нет.       
                                                                                
Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект федерального закона "О       
внесении дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном      
регулировании и валютном контроле". Кто за то, чтобы принять законопроект в     
первом чтении? Прошу проголосовать.                                             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              273 чел.             60,7%                        
Проголосовало против           72 чел.             16,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.             23,3%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 197

30.10.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 224776-3 "О внесении дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (о порядке вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1512 по 1513 из 8102
ЛОГИНОВ А. В. Мы просили бы заменить официального представителя Правительства   
по пункту 30: вместо Улюкаева выступит Шаталов Сергей Дмитриевич. Письмо я