Заседание № 132
О проекте федерального закона № 224549-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
15-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Законопроект подготовлен к третьему чтению. Замечаний юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Просим поддержать законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович выступит по мотивам, Макаров Андрей Михайлович по мотивам будет выступать и Гартунг Валерий Карлович - трое. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 15. По мотивам голосования от фракции ЛДПР - депутат Иванов. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я понимаю, что все торопятся, но тем не менее не могу не сказать. Вы знаете, я всегда с большой настороженностью отношусь к законопроектам, которые вносит и докладывает, самое главное, наш уважаемый коллега Андрей Михайлович Макаров. Дело в том, что, как вы знаете, в судебном процессе есть всего один участник, который может знать правду и не говорить её, - это адвокат. Ну, так устроено наше судопроизводство. Поэтому в данном случае у меня большое сомнение: Андрей Михайлович, как водится, знает правду и не говорит, для кого разработан данный законопроект. Я понимаю, что в ответном слове он наверняка будет говорить о сотнях и тысячах членов семей предпринимателей, которые со слезами благодарности после этого придут и будут говорить о том, как здорово, что их теперь не привлекают к уголовной ответственности. Однако, уважаемые коллеги, если вы посмотрите статистику по данному законопроекту, кого привлекают и кому дают реальные сроки по налоговым преступлениям, то увидите, что это очень маленькая категория лиц, которые, заметьте, действительно сознательно уклоняются от налогов. Тут в пояснительной записке много чего сказано. Ну, составлена она, разумеется, с учётом нашего семидесятипятилетнего партийного опыта, так, как составлялись пояснительные записки, видимо, для генеральных секретарей: со ссылками на первых лиц государства, на то, что наша система налоговая работает замечательно. Хотя замечательно, по-моему, работала налоговая система, которая была в Древней Руси, - десятина: сколько бы ни заработал - 10 процентов отдай. И проблем никаких, а государство уже найдёт, куда их потратить. Вот потому, что у нас этого нет, а наша налоговая система настолько запутана, что, извините за выражение, там сам чёрт ногу сломит, иногда бывают случаи, когда обычный бухгалтер что-то не так сделает, напутает. И в этом случае его могут привлечь опять же не к уголовной ответственности, а просто-напросто поставят на вид, что он ошибся, оштрафуют и так далее. Кстати, я посмотрел статистику - журнал такой есть этого сообщества, по-моему, "Бухгалтер" называется, - там чёрным по белому написано, что случаи привлечения к уголовной ответственности бухгалтеров данных предприятий практически исключены, то есть они единицами исчисляются. В основном, как правило, это касается крупных предпринимателей, которые воруют пачками, уклоняются от налогов. Вот, скажем так, ради них, может быть, этот законопроект и сделан. Кроме того, учтите, коллеги, может получиться так, что у нас здесь возникнет интересный момент. Как вы знаете, если за то, что человек перешёл дорогу в неположенном месте, к примеру говорю, его штрафовали, а потом мы за это установили ответственность - год лишения свободы, человека не посадят, у нас законы не должны ухудшать положение... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Но вы были правы, вы - гипнотизёр: Макаров на трибуне, вы предположили, что он будет отвечать. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вы знаете, я не буду на это отвечать. Я хотел бы сказать немножко о другом. Помните, мы с вами в 2004 году начали заниматься проблемами налогового администрирования. По предложению "ЕДИНОЙ РОССИИ" мы с вами прописали процедуры для налоговых органов, исключив возможность усмотрения чиновника. Прошло менее пяти лет, налоговые органы, которые по всем опросам бизнесменов, предпринимателей входили в тройку самых коррумпированных, сегодня не входят даже в десятку. Год тому назад мы изъяли из Закона "О милиции" по предложению фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" самые коррупционные нормы, которые позволяли милиционерам войти на любое предприятие, к любому налогоплательщику и делать с ним всё что угодно. Несколько недель тому назад один мой товарищ, бизнесмен средней руки, сказал мне: "Ты посмотри, декабрь на дворе, а ко мне ещё УБЭП за данью не приходил". Полгода тому назад мы с вами приняли решение, которым ограничили возможности проверок малого бизнеса. Вы посмотрите, уже сотни тысяч проверок... Прокуратура отказала в возможности проверок, с которыми пришли бы к людям и потрошили бы их исключительно для того, чтобы набивать свой карман, ясно, что исходя не из интересов государства. Сегодня мы с вами принимаем следующий закон из той серии налоговых законов, которые подготовила "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Смысл этого закона абсолютно понятен. В 2004 году президент Путин, обращаясь к нам с вами, с посланием, сказал: прекратить налоговый террор. В прошлом году президент Медведев, обращаясь к нам, сказал: необходимо прекратить кошмарить бизнес. Законопроект, по которому сегодня нам предстоит проголосовать в третьем чтении, вот эти требования - прекратить налоговый террор и прекратить кошмарить бизнес - возводит в степень закона. Я не думаю, что завтра все милиционеры станут лучше, я думаю, что просто теперь они будут точно знать, что те действия, на которые они шли раньше, размахивая законом, как дубиной, являются незаконными, и это наша с вами заслуга. И наконец, последнее, что хотелось бы сказать. Государство постоянно говорит: государство и налогоплательщик - партнёры. Но с партнёром нельзя говорить с позиции силы. Самое главное, чего не хватает нашей экономике, особенно в период кризиса, так это атмосферы доверия, доверия между налогоплательщиком и государством. Вот этот законопроект направлен на установление такого доверия. Поэтому перед голосованием по этому закону мне бы хотелось закончить словами Бориса Вячеславовича Грызлова, который ясно сказал: цель налоговой системы не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков были привлечены к ответственности и сели в тюрьму, а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков платили налоги. Я думаю, в этом заинтересованы и государство, и налогоплательщики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, от фракции "Справедливая Россия" по мотивам. ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия". Я хотел бы разочаровать депутата Иванова. На самом деле речь в этом законе идёт не об освобождении крупного бизнеса от ответственности платить налоги, речь идёт о повышении порога, при котором начинается уголовная ответственность. Мало того, здесь, наверное, тот редкий случай, когда я с Андреем Макаровым всё-таки соглашусь, что мы движемся в правильном направлении и этим законопроектом мы прежде всего уменьшаем возможности для коррупции и для вмешательства коррумпированных чиновников в бизнес. К сожалению, - и здесь я разочарую Андрея Михайловича - всё-таки этот закон не решает всех проблем, которые сегодня накопились в нашем налоговом администрировании. Нам предстоит ещё очень много сделать в этой сфере, но в целом этот законопроект - в правильном направлении, и "Справедливая Россия" его поддержит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Третье чтение. Голосуйте, коллеги! Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 48 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 224549-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я предлагаю пункты 15 и 28 снять, как внесённые с грубым нарушением Регламента, а точнее, вчера в 19.30 такие законопроекты в АСОЗД отсутствовали.
Депутат Коломейцев Николай Васильевич предлагает пункты 15 и 28 снять с рассмотрения в связи с тем, что они поставлены в повестку с нарушением Регламента. Макаров - по пункту 15. Пожалуйста. А, Васильев, извините. Просто докладчик Макаров, поэтому... Васильев Юрий Викторович, председатель Комитета по бюджету и налогам. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 16 октября, прошёл месячную рассылку, было подано сорок две поправки, принято девятнадцать, отклонено двадцать три. При подготовке ко второму чтению комитет активно работал в тесном контакте с правительством и с ГПУ президента. Поправки поступили от более чем ста пятидесяти депутатов, все эти поправки были поддержаны. Законопроект поддержан Верховным Судом, с ним согласован. Все замечания правительства и официальные отзывы учтены. Никаких оснований для исключения его из повестки нет, поэтому я предлагаю оставить его в повестке, рассмотреть и принять во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение депутата Коломейцева снять сегодня с рассмотрения пункт 15. Позицию комитета вы слышали. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 24 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 62 чел. Не голосовало 388 чел.86,2% Результат: не принято Отклоняется предложение.
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, хотел бы сразу начать с того, что сегодня мы рассматриваем закон, имеющий чрезвычайно важное значение для нашей экономики, для всей налоговой сферы, для установления нормальных взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, для установления атмосферы доверия между налогоплательщиками - а все мы являемся налогоплательщиками - и государством. Напомню, что смысл законопроекта, принятого в первом чтении, состоит в том, чтобы максимально декриминализировать налоговую сферу. Цель этого закона была сформулирована одним из его авторов, Борисом Вячеславовичем Грызловым, который сказал, что задача налоговой системы не в том, чтобы посадить налогоплательщика в тюрьму, а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков платили налоги, а если налог не уплачен, чтобы получить в бюджет налог, пени и штраф, чтобы при этом предприятие могло и дальше нормально функционировать. Поэтому мне бы хотелось буквально в двух словах охарактеризовать те поправки, которые предлагается Комитетом по бюджету и налогам принять во втором чтении. Сразу хочу сказать, что, несмотря на то что вокруг этого закона кипели нешуточные страсти, тем не менее концепция законопроекта, принятого в первом чтении, полностью сохранена. (Шум в зале.) Спасибо, коллеги. Спасибо огромное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович... МАКАРОВ А. М. Я не могу просто, понимаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, просто громко говорят. Коллеги, трудно докладчику, видите, напрягается человек. Дайте ему возможность выступить. МАКАРОВ А. М. Я вам не мешаю? Спасибо. Спасибо огромное. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Нет, это я вам мешаю, а своим коллегам я не мешаю, они сказали. Так вот, уважаемые коллеги, что мы предлагаем? Мы предлагаем поддержать законопроект во втором чтении. Первое. Мы учли все замечания, которые были изложены в официальном отзыве правительства. Сразу хочу сказать, что эти замечания ни в коей степени не подрывают концепцию данного закона, в основном это вопросы юридической чистоты содержания закона. Они все учтены. В развитие концепции, что основой ответственности, любой ответственности налогоплательщика, может быть только решение налогового органа, вступившее в законную силу, были разработаны и внесены группой депутатов - я хотел бы подчеркнуть, что это почти сто пятьдесят депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ", - поправки, которые комитет предлагает поддержать. И четыре поправки - это те новеллы, которые предлагается поддержать. Первая. Мы полагаем, что избрание в качестве меры пресечения в ходе предварительного расследования досудебного приговора по делам о налоговых преступлениях является совершенно излишним. Мы полагаем, что нет никакой необходимости лишать налогоплательщика свободы, пока его вина не доказана в суде. Мы полагаем, что эти люди не представляют общественной опасности и могут оставаться на свободе. Мы сохраняем возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу только в тех случаях, которые прямо указаны в Уголовно-процессуальном кодексе, а именно: если человек скрылся от следствия и суда, если человек нарушил меру пресечения, если у него нет постоянного места жительства либо это место не установлено, то есть бесспорные основания, но при этом исключаем такие возможности, если основания только предполагаются. То есть мы убираем самые коррупционные нормы, которые сегодня используются на самом деле не для борьбы с преступностью, а для того, чтобы коррупционеры могли набивать свой карман. Это первая поправка, которая предлагается партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вторая поправка. Мы полагаем, что размер недоимки по налогам и сборам для привлечения к уголовной ответственности должен быть увеличен. Напомню, что в сегодняшнем законодательстве у нас с вами, скажем, для физического лица размер ответственности - 100 тысяч рублей, 100 тысяч рублей в течение трёх лет. По-моему, каждого гражданина страны можно привлечь к ответственности. Представьте себе ситуацию, человек продаёт свою квартиру за 1 миллион рублей - это не такая большая стоимость для квартиры - и не подал декларацию, - не уплатил 13 процентов налога. Он может сесть в тюрьму, потому что 13 процентов - это 130 тысяч рублей. Понятно, что в тюрьму его не посадят, но уж то, что душу помотают, вынут и ещё деньги из кармана вынут, - это абсолютно точно. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо больше увеличить этот размер, чем он был увеличен в первом чтении. Мы увеличиваем не в пять, а в шесть раз, то есть предлагаем 600 тысяч рублей для физического лица, а особо крупный размер - 3 миллиона рублей. Мы полагаем, что это нормальные цифры и они соответствуют сегодняшнему состоянию экономики. Соответственно увеличиваются эти размеры и для юридических лиц. Третий вопрос, который, мы считаем, необходимо решить, это вопрос о значении решений судов, то есть преюдиции, которые были вынесены, например, при рассмотрении в арбитражных судах. Представляете себе ситуацию - это не выдуманная ситуация, это конкретные дела, - когда налогоплательщик, выиграв спор у налоговой инспекции, выходит из арбитражного суда, а ОБЭП арестовывает его на ступеньках этого самого суда, и потом его судят и сажают в тюрьму за то, что он якобы совершил налоговое преступление, по которому арбитражный суд признал, что он абсолютно невиновен. Вот для того чтобы исключить подобные ситуации, мы вносим в Уголовно-процессуальный кодекс правило преюдиции, которое устанавливает, что все решения судов, приговоры судов имеют обязательную силу до тех пор, пока они не отменены в установленном порядке. Вы установили, что налогоплательщик давал взятки и поэтому получил неправомерное решение, - привлеките к ответственности взяточника, и никаких проблем у вас не будет. После этого предъявляйте обвинение по налогам. И четвёртый момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание, он очень важен. Мы предлагаем передать следствие по делам о налоговых преступлениях от следственных органов органов внутренних дел в Следственный комитет при прокуратуре, то есть к следствию прокуратуры. Что это нам даст и почему мы вынуждены это сделать? Потому что сегодня объединение в одних руках, в руках органов внутренних дел, следствия и оперативной работы - это и есть основная проблема. Вот именно здесь и рождаются все фальсификации по этим делам, которые только могут быть. Мы предлагаем создать систему, когда налоговые вопросы решает налоговая инспекция, оперативная работа, оперативно-розыскная работа ведётся органами внутренних дел, следственная работа осуществляется Следственным комитетом при прокуратуре, а надзор за всем этим осуществляет прокуратура и все дела в конечном итоге решаются в суде. Это нормальная система, которая позволяет... Вы знаете, я допускаю, что можно договориться со следователем отдельным, можно договориться с отдельным оперативником, с отдельным судом, но купить всех никаких денег не хватит. Так вот, предложение в данном случае, я подчёркиваю, более чем ста пятидесяти депутатов "ЕДИНОЙ РОССИИ" направлено на то, чтобы наконец вот то самое указание, которое президент Путин дал в 2004 году в своём послании, прекратить налоговый террор... Президент Медведев в прошлом году сказал: перестаньте кошмарить бизнес. Вот сегодня эти пожелания обретают силу закона. Я рассказал о тех изменениях, которые мы предлагаем сделать во втором чтении, и просил бы перейти к таблицам поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, правильно ли я понимаю, что отдельно одна поправка роздана... МАКАРОВ А. М. Да, но это... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Коллеги, таблица 1 - девятнадцать поправок, рекомендованных к принятию. Надо обсуждать? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Голосуйте. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, остановите голосование! Так вот я поэтому и обратил ваше внимание на... МАКАРОВ А. М. Извините, ради бога, просто не успел это сделать. Уважаемые коллеги, в данном случае, естественно, поскольку продолжалась очень серьёзная работа, в том числе с ГПУ президента, у нас сделаны предложения, которые были связаны с изменением содержания статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса. Это вот та самая статья о преюдиции, о которой я вам говорил. Администрация президента считает, что преюдиция должна касаться не только арбитражного или гражданского законодательства, но это должно быть общее правило, которое должно охватывать и административное производство, и уголовное. Мы полностью согласны с данной поправкой. Поэтому я предложил бы эту поправку из таблицы принятых поправок убрать, а проголосовать её в той редакции, которая роздана в зале на отдельном листе, - это поправка депутата Груздева и депутата Макарова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, как я понимаю, вы выносите статью 90 на отдельное голосование. А какой номер-то поправки? МАКАРОВ А. М. Сейчас, одну секундочку, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я поэтому и обратил ваше внимание. Надо теперь искать, чтобы номер поправки назвать для стенограммы. МАКАРОВ А. М. Я прошу меня извинить, ради бога, просто... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По-моему, если не ошибаюсь, это 11-я поправка. МАКАРОВ А. М. Это поправка 11, совершенно справедливо. Извините, я просто начал смотреть не ту таблицу, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, правильно. Итак, ставится на голосование таблица 1, за исключением 11-й поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 11 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Принимается таблица. Вместо изъятой из таблицы 11-й поправки я предлагаю, как и депутат Макаров, проголосовать текст этой поправки в редакции, которая роздана на отдельном листочке. Нет возражений? Ставится на голосование данная поправка. Она подписана депутатами Груздевым и Макаровым. И Бурыкиной. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 53 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Принимается поправка. Коллеги, мы вынесли из таблицы принятых поправку 11, и, поскольку таблица была проголосована без этой поправки, этой поправки по факту в таблице нет, она не считается принятой. Это я разъясняю просто, тут вопрос задают по телефону. Поэтому мы вместо неё приняли поправку, которая роздана на отдельном листочке, подписанную Груздевым, Макаровым, Бурыкиной. Всё, понятно. Теперь таблица 2 - двадцать три поправки. Будем обсуждать? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Голосуйте. Среди отклонённых, кстати, поправок, к сведению Николая Васильевича, в том числе поправки, поданные депутатами "ЕДИНОЙ РОССИИ". Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 04 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 33 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7% Проголосовало против 54 чел.12,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении. Пожалуйста, Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я просто хочу сказать огромное спасибо. В результате той работы, которая была проведена всеми нами, десятки тысяч людей не сядут в тюрьму. Давайте подумаем о тех детях, жёнах, родителях, которые в данном случае могли не пережить такое горе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению. Принимаем к сведению ваше заявление.
Заседание № 117
О проекте федерального закона № 224549-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Блок "Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство". Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, посвящённый, наверное, ключевой проблеме сегодняшней налоговой системы, и поэтому своё выступление мне хотелось бы начать словами одного из авторов законопроекта, спикера Государственной Думы, который сказал, что мы должны определить цель налоговой системы. Ведь цель государства состоит не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков были привлечены к ответственности и сели в тюрьму, а чтобы как можно больше налогоплательщиков могли нормально функционировать и платить налоги. В чём необходимость принятия того законопроекта, который предлагается вам сегодня? Напомню, сделано было очень много: изменения в налоговом администрировании, 2005 год... Кстати, я помню, как в этом же зале нам с вами говорили: "Зачем вы копаетесь в этих процедурах? Что всё это даёт? Ничего не изменится." Напомню: до 2005 года налоговые органы, по опросам граждан, по опросам налогоплательщиков, твёрдо входили в тройку самых коррупционноёмких структур. Сегодня все опросы показывают, что они не входят даже в десятку. Вот результат тех процедур, которые мы с вами предложили и прописали в законе. Следующий этап - мы ограничили права органов внутренних дел по отношению к налогоплательщикам. Результат начинает сказываться. Мы ограничили возможность проверки малого бизнеса. Но это решения, после принятия которых не прошло ещё и года, не надо ждать результатов этих решений сразу. Вот тот законопроект, который сегодня предлагается и который подготовлен фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", по существу, является завершающим этапом именно в решении данной конкретной проблемы - установление нормального климата во взаимоотношениях налогоплательщиков и государства. В чём сегодня главная сложность этих взаимоотношений? В том, что над каждым налогоплательщиком фактически занесён дамоклов меч, висит угроза применения уголовной репрессии, то есть за спиной налогоплательщика стоит милиционер, а перед ним маячит камера в Бутырке. Вот цель данного законопроекта - перевести отношения государства и налогоплательщика в нормальные процедуры Налогового кодекса, которые мы с вами уже прописали и приняли и которые показали свою эффективность. Для этой цели законопроект предлагает установить, что любая ответственность за налоговые правонарушения может наступать только тогда, когда факт налогового правонарушения установлен налоговым органом в рамках тех самых процедур, о которых мы с вами здесь так долго спорили пять лет тому назад. То есть перевести это из следственного кабинета в рамки нормальной налоговой процедуры. Что мы получим в итоге? В результате этой процедуры налогоплательщик получает возможность спорить, возражать, доказывать свою правоту, а если он не смог этого сделать в рамках налоговой процедуры, он вправе обратиться в суд и продолжить спор - спор с государством на цивилизованной основе. Дальше. Если всё-таки налогоплательщик признан неправым, признано, что факт нарушения имеет место, в этом случае налоговые органы, как сегодня это установлено, выставляют ему требования об уплате налога, пеней и штрафов. Законопроект устанавливает, что в том случае если налогоплательщик уплатил налог, пени и штрафы, он освобождается от уголовной ответственности, то есть материалы не направляются в органы внутренних дел. Вот это и есть задача государства. В чём заинтересовано государство: получить деньги - налог, пени и штрафы - или посадить этого налогоплательщика в тюрьму, что, по существу, может привести к закрытию бизнеса, и больше никогда никаких налогов не будет? Следующий вопрос, который очень важен. У нас и сегодня ведь существуют в Налоговом кодексе нормы, согласно которым органы внутренних дел обязаны направлять все материалы о налоговых правонарушениях в налоговые органы. Но органы внутренних дел этого не делают. Почему? Они говорят: "А в Законе "О милиции" такой обязанности нет". Именно поэтому законопроект носит комплексный характер: мы вносим изменения сразу в Налоговый кодекс, в Закон "О милиции", в Уголовный кодекс и в Уголовно-процессуальный кодекс. Почему это необходимо? Да просто для того, чтобы правоохранительные структуры, которые тоже приходят "потрошить" налогоплательщика, не могли ссылаться на другое законодательство, говоря, что, мол, на нас Налоговый кодекс не распространяется. Ну, и наконец, положения, которые необходимо было устранить. Сегодня Уголовный кодекс устанавливает пределы привлечения к уголовной ответственности, и вот эта сумма, после которой наступает уголовная ответственность, стыдно сказать, начинается со 100 тысяч рублей: 100 тысяч рублей за три года! Да по-моему, сегодня можно любого привлечь к налоговой ответственности, к уголовной ответственности, а потом уже искать эту сумму. Вот авторы законопроекта предлагают увеличить этот порог кратно, в законопроекте мы предложили в пять раз его поднять. Думаю, что ко второму чтению нам надо ещё раз посчитать эту сумму, потому что эта сумма не изменялась в течение шести лет с тех пор, как была установлена. За это время... Мы сами говорим, что всё индексируем на инфляцию, почему же эта сумма остаётся неизменной? А вот увеличение этого порога позволит правоохранительным органам заниматься теми, кто действительно совершил налоговое преступление, когда действительно речь идёт о существенном ущербе, который причинён государству и бюджету. Следующий вопрос, который здесь возникает, и он очень важен. Сегодня, к сожалению, в Налоговом кодексе существует норма, которую мы всегда считали однозначной, но которая вызвала различные прочтения, а именно: у нас сказано, что первична уголовная ответственность, а вот если нет уголовной ответственности, тогда наступает налоговая ответственность. И на основании этого органы внутренних дел требуют передавать сначала им все дела, и только если они установят, что преступления нет, тогда вступают в дело налоговые органы. Мы устраняем и это противоречие. И наконец, последняя новелла, которая вносится. У нас с вами достаточно много дел, которые возникают не из налогового производства, не у налоговых органов, а возникают в ходе оперативно-розыскной деятельности или непосредственно следственной деятельности правоохранительных органов. В этом случае мы вводим норму о том, что, если налогоплательщик до окончания предварительного расследования уплатил налог, пеню или штраф, дело подлежит прекращению и лицо освобождается от уголовной ответственности. Многие говорят, мы возвращаем старое деятельное раскаяние. Ничего подобного! Там не было штрафов, не было штрафов. Мы говорим о том, что наказание в данном случае, даже если лицо совершило эти действия, всё равно должно наступить, только в этом случае следует освобождение от уголовной ответственности. Наказание должно быть то, которое предусмотрено Налоговым кодексом, а не Уголовным кодексом. И распространяем мы это только на тех, кто совершил такие действия впервые. Нас спрашивают, а почему вы это делаете только до окончания предварительного расследования? Но, коллеги, я думаю, вы согласитесь, достаточно смешно дать возможность человеку дождаться суда, принятия решения, довести до конца процедуру, дорогостоящую процедуру, а потом перед угрозой уже вынесенного приговора, когда он уже получил там лет восемь, сказать: ну ладно, давайте вы лучше вместо этих восьми лет деньги заплатите. Мы не предлагаем создавать механизм торговли с государством, мы предлагаем изменить климат взаимоотношений государства и налогоплательщика. У нас все говорят о том - и все прекрасно знают, это общее место, - что экономический кризис - это кризис доверия. В налоговой сфере эта проблема возрастает тысячекратно. И вот данный законопроект в первую очередь направлен на то, чтобы укрепить климат доверия между налогоплательщиком и государством. Он говорит о том, что налогоплательщик и государство являются партнёрами. А с партнёрами надо говорить не на языке дубинки, не на языке силы - с партнёрами надо говорить по-партнёрски. Ещё раз говорю, очень сложный законопроект. Он очень тяжело готовился и очень тяжело получал положительное заключение правительства. Я говорю сейчас об этом уже не только от лица авторов, но и от комитета по бюджету. Я думаю, что и во втором чтении нас ждут очень серьёзные споры по одной простой причине - помимо того что он решает вопросы налогоплательщиков, этот закон является исключительно антикоррупционным. Мы вырываем колоссальную кормушку из рук тех, кто использовал угрозу привлечения к уголовной ответственности для того, чтобы просто доить налогоплательщиков. И понятно, что у этого закона - и у тех изменений, которые предлагаются, и у тех, над которыми нам предстоит работать, - ещё очень много серьёзных противников. Но главное, мне кажется, в том, что и правительство, поддержав концепцию данного закона, прекрасно понимает, что этот законопроект нуждается в скорейшем принятии. И поэтому уже с 1 января следующего года он должен вступить в действие. Нам предстоит очень тяжёлая работа по подготовке его ко второму чтению. Комитет по бюджету предлагает поддержать данный законопроект, доработать его ко второму чтению и обеспечить его скорейшее принятие, чтобы уже с 1 января следующего года он вступил в действие. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у присутствующих? Нет. Есть ли необходимость выступить? Гудков Геннадий Владимирович, пожалуйста, выступление. Включите микрофон. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Наша фракция действительно поддержит этот законопроект, потому что мы считаем его разумным. Он действительно направлен на нормализацию отношений между налогоплательщиками и государственными органами, ведущими учёт. И в этом смысле, я думаю, нужно сохранять концепцию, а те поправки, которые могут возникнуть, не должны ухудшить положение налогоплательщиков. Это особенно важно в период кризиса. Законопроект стоит признать действительно очень разумным и грамотным. Единственное, хотелось бы пожелать в том числе и бюджетному комитету, чтобы не только законы у нас были достаточно чёткими, но и правоприменительная практика. Я хотел бы просто обратить внимание на следующую сложившуюся практику. Я считаю, что она неправильная и, в общем-то, заставляет задуматься. На сегодняшний день налоговые органы предъявляют претензии контрагентам предприятий, в отношении которых осуществляется налоговая проверка. Объясню по-русски. Если у предприятия, завода есть десять тысяч, или тысяча, или сто контрагентов и какой-то из этих контрагентов ведёт дело недобросовестно, или допускает нарушение налоговых платежей, или предпринимает какие-то иные неправильные шаги, то предприятию налоговые органы - это в массовом порядке происходит - выставляют требования, то есть они не засчитывают, несмотря на фактически произведённый объём, поставку товаров, услуг, эти платежи. Предъявляют требования сегодня, в период кризиса, когда предприятие работает. Ему предъявляют непомерные налоговые требования, то есть ищут не там, где совершается нарушение, ищут не там, где действительно что-то плохо, а ищут под фонарём, как в известном анекдоте пьяный, потому что там светлее. И хотелось бы просто обратить внимание бюджетного комитета: наверняка будут дебаты с налоговыми ведомствами, они отрицают, что такая идеология есть в этом ведомстве, но на самом деле количество обращений к нам, депутатам, говорит о том, что это есть. Поэтому очень хотелось бы, чтобы прозрачность, понятность взаимоотношений налогоплательщиков и государства соблюдались по всем параметрам, иначе мы будем обязывать каждый завод, каждое предприятие, каждый хозяйствующий субъект, который работает в системе экономики Российской Федерации в целом, держать специальное подразделение, которому нужно будет передавать полномочия правоохранительного органа, который будет проверять, делать запросы, а также другие соответствующие властные полномочия, с тем чтобы обеспечить ответственность и за других лиц, участвующих в экономической деятельности. В целом законопроект мы поддерживаем, он действительно направлен на улучшение взаимоотношений налогоплательщиков и государственных органов и, думаю, сыграет свою положительную роль. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 46 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8% Результат: принято Принято.