Заседание № 217
22.03.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 224490-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за клевету и оскорбление, унижение чести и достоинства гражданина).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5696 по 6144 из 6337
Пункт 27 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, уважаемая Надежда Васильевна. От имени фракции ЛДПР поздравляю вас с днём рождения. Мы удивляемся, почему вас не освободили в столь знаменательный день от ведения пленарного заседания. Куда делись все наши мужчины-ведущие? Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается один из тех законопроектов, которые как раз и проверяют на вшивость, как говорится, всю нашу государственную систему законодательства. Дело в том, что у нас издревле ведётся, что российский закон устроен таким образом, что его характеризуют как дышло: куда повернул, туда и вышло. Вот вам простой пример. Сейчас многие смотрят по центральным каналам такой... не знаю, как его назвать - сериал не сериал, называется "Мульт личности". Видели, наверное, да? Там изображаются президент, премьер в виде куколок, которые поют частушки, ну, в общем, шоу так называемое, как сейчас любят выражаться телевизионщики. И вы знаете, ни у кого не возникает желания после этого подать в суд за то, что президента и премьера оскорбляют (ну, до поры до времени), потому что вроде как ничего там такого, какой-либо критики нет абсолютно. И другой пример. Вот были у нас выборы в области пять лет назад, тоже мы карикатурки нарисовали - тут же возбудили уголовное дело по факту клеветы, следователь по особо важным делам начал выяснять: а кого это мы нарисовали, кого имели в виду? Вот эта двойственная позиция как раз и заставляет наших людей говорить, что суда справедливого у нас нет, ну а закон, соответственно, что дышло: куда повернёшь, туда и вышло. Именно поэтому фракция ЛДПР предлагает уйти от этих двойных стандартов и статью 129 "Клевета" и статью 130 "Оскорбление" вывести из состава Уголовного кодекса и перевести в состав Кодекса об административных правонарушениях. Ну, коллеги, сами поймите, у нас за одно и то же деяние, например за оскорбление, за сведения, порочащие честь, деловую репутацию, предусмотрено и административное наказание, и уголовное. И вот уголовное - это если кому-то покажется, что нашему королю показали фигу - умрём все до одного, то, значит, прокуратура начинает этим делом заниматься. Если нет - идите в суд и доказывайте, что вас оклеветали, оскорбили, и после этого вам, может быть, присудят возмещение какого-то материального ущерба. Мы предлагаем уйти от этого. Кроме того, тем самым мы с вами освободим руки нашей прессе, связанные абсолютно: этими статьями пользуются органы государственной власти и местного самоуправления, запрещая под страхом возбуждения уголовного преследования по этим статьям писать какие-либо критические материалы. То есть, ну, по-простому: если кто-то кого-то в прессе обозвал непечатным, например, словом, то мы с вами, обычные люди, будем разбираться в сфере действия Кодекса об административных правонарушениях, а если, не дай бог, кто-то из нас занимает должность депутата, губернатора, мэра - тут же начинаются разборки по уголовному законодательству. И это грозит средству массовой информации лишением лицензии, а, стало быть, весь коллектив останется без работы, да и самого средства массовой информации как такового не будет. Верховный Суд, которому мы направляли законопроект, в отзыве написал, что возражений по законопроекту не имеется, они тоже понимают двойственность этого положения. Правда, потом, после того как правительство написало отрицательный отзыв, Верховный Суд тут же исправился - вот опять же показатель независимости нашего суда! - и написал, что кое-какие замечания у него есть, правда, не концептуального характера. Что касается нашего, вернее, вашего правительства, то доводов у них абсолютно нет, заключение правительства буквально вот махонькое-махонькое, написано, что не представлено никаких статистических данных, а поскольку таких статистических данных нет, давайте-ка мы этот законопроект отклоним. Это, конечно, говорит о компетентности нашего правительства, вернее, не нашего - вашего, ещё раз говорю (надеюсь, скоро оно поменяется). Уважаемые коллеги, доклад я закончил и, чтобы не тратить ваше драгоценное время, все устали, прошу поддержать, а там пресса посмотрит, насколько вы действительно заинтересованы в том, чтобы у нас были гласность, демократия и свобода слова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Способ действий авторов данного законопроекта образно можно сравнить с переносом чего-либо с одного места на другое, однако в данном случае этот перенос произошёл ещё только частично, оставив в промежуточном состоянии саму силу воздействия на допускаемые правонарушения. Авторы предлагают дополнить Кодекс об административных правонарушениях двумя новыми статьями, касающимися защиты чести, достоинства, неприкосновенности частной жизни, доброго имени и другого. А вот если текст предлагаемых статей наложить на текст двух действующих статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за клевету и оскорбления, то мы увидим, что пять новых диспозиций административного законодательства есть не что иное, как слово в слово повторяемые пять диспозиций уголовного законодательства, а разница в том, что вновь предлагаемые статьи названы по-другому. Но самое главное состоит в том, что предлагаемый нам законопроект резко понижает санкции за клевету и оскорбления. К примеру, сегодня действующая часть третья статьи 129 Уголовного кодекса за клевету, соединённую с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, предусматривает такой набор наказаний, как штраф до 300 тысяч рублей или штраф в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо ограничение свободы до трёх лет, либо арест сроком до шести месяцев, либо лишение свободы до трёх лет, а новый законопроект за это же самое правонарушение предлагает только штраф: на граждан - до 5 тысяч, на должностных лиц - до 50 тысяч, на юридические лица - до 300 тысяч рублей. Таким образом, мы имеем здесь не просто факт декриминализации правонарушений, а ещё и очень значительное снижение уровня санкций. Конечно, в этом весьма заинтересованы будут сами правонарушители, а вот как быть с интересами потерпевших, тех, кто пострадал от клеветы и оскорбления, - это, как вы видите, очень и очень большой вопрос. Мы, конечно, так же как и авторы, разделяем позицию о необходимости перевода значительного ряда составов уголовных правонарушений, то есть преступлений, в разряд административных правонарушений, ибо в этом случае упрощается работа правоохранительных систем, значительно повышается оперативность реагирования, иной становится тяжесть и административной, и судебной ошибки, есть ещё немало плюсов при этом подходе. К тому же Уголовный кодекс уже содержит немало составов, которые по своим санкциям не только равны санкциям Кодекса об административных правонарушениях, но иногда и менее уровня его воздействия. Однако реализацию этой позиции мы видим только в режиме комплексного решения, а не частного, да и систему административных наказаний тоже нужно в связи с этим уточнить. В данном случае, говоря о рассматриваемом законопроекте, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Депутат Рохмистров и ещё депутат Шеин. Пожалуйста, ваш вопрос, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к комитету. Вы много говорите о декриминализации сегодня, и имеется много оснований (в том числе было высказано при обосновании), например, для введения административной ответственности по вопросам, связанным с коррупцией, и по другим вопросам. Как-то не очень согласуется это с вашей позицией в отношении оскорбления и в отношении того, что здесь предлагается перевод из уголовной ответственности, которая сама по себе у нас идёт немножко в другом ракурсе, в административную. Вот как это согласуется с вопросами декриминализации? Мне кажется, тут применяется политика двойных стандартов. Если можно, Александр Петрович, нормальными словами, тут не все депутаты понимают ваши выражения. И вопрос к автору: как вы считаете, в отношении кого сегодня применяются такие санкции, как лишение свободы? Я знаю, вам известно, приведите хотя бы парочку фактов, в отношении кого применяется такая санкция, как лишение свободы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. По порядку вопросов. Пожалуйста, Александр Петрович, ваш ответ. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, сегодня двести пятьдесят статей содержит Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Так вот, только в Особенной части Уголовного кодекса имеется тридцать четыре статьи, тридцать четыре состава, по которым вообще нет санкции в виде лишения свободы, а ещё свыше сорока составов содержат самое минимальное наказание в виде лишения свободы. Понимаете? А у нас на сегодня уже даже Кодексом об административных правонарушениях предусматриваются за некоторые виды нарушений штрафные санкции до 5 миллионов рублей. Конечно, мы в связи с этим согласны, что здесь есть о чём говорить. Но есть разные составы правонарушений: есть умышленные правонарушения, есть совершённые по неосторожности, по небрежности и тому подобное. Заметьте, что всё-таки клевету и оскорбления нельзя отнести к неосторожным явлениям. Если неосторожно - ну, с этим я согласен, видимо, две стороны друг друга поймут. А вообще здесь ситуация несколько иная. Мы даже вот недавно здесь слышали, по стенограмме я прочитал, как один из находящихся в зале депутатов назвал другого депутата, находящегося в зале, валенком. Ну не стоит, наверное, так уж оскорблять-то, вообще, друг друга! Мы все здесь с одинаковым статусом. Наверное, просто нужно более внимательно относиться к своим действиям и всё-таки привыкать отвечать за них. Культуру в общество нужно нести, в первую очередь подавая пример нашим с вами поведением, нашим с вами правопослушанием и законопослушанием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, ваш ответ. ИВАНОВ С. В. У нас, как правило, за это дело сажают людей, которые губернатора или мэра города как-нибудь оскорбят на публичном мероприятии, потому что те слишком высоко ценят свои честь и достоинство. Таких примеров можно массу накопать в Интернете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Пожалуйста, депутат Шеин Олег Васильевич, ваш вопрос. ШЕИН О. В. Я чуть позже выскажусь по самому смыслу закона, но у меня такой будет вопрос. Александр Петрович, отталкиваюсь от темы УК, поскольку мы здесь по-любому говорим о применении статей 129 и 130 с точки зрения именно политических репрессалий за взгляды. Не находите ли вы, что, помимо концептуальной необходимости, о чём вы сейчас сказали, перевода этих двух категорий составов в административные правонарушения, нужно всё-таки ещё как-то систематизировать наше законодательство по моральному ущербу, то есть за так называемое нанесение морального вреда? Потому что, когда рабочего уволили с завода, он не может прокормить свою семью - 5 тысяч рублей моральный ущерб, когда в отношении Лужкова кто-то выскажет критические высказывания - 1 миллион рублей моральный ущерб. Вы не находите, что есть смысл в рамках полемики всё-таки здесь это систематизировать, чтобы уйти от этих классовых ножниц? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Васильевич, ну, вы понимаете, ведь дело-то ещё и в чём? Не в том, собственно говоря, что диспозиция статьи перенесена из одного кодекса в другой. Заметьте, я прошу всех обратить внимание на то, что существующий на сегодня штраф может достигать нескольких сотен тысяч рублей и даже быть в размере дохода, или заработка, за два года - ну представьте себе доход депутата за два года. И это может быть сегодня заложено. Новым же законопроектом предлагается в отношении граждан штраф всего-навсего 5 тысяч рублей, а в отношении должностных лиц - только до 50 тысяч рублей, от 30 до 50 тысяч рублей. С чем связано такое резкое понижение нашей с вами заботы, вообще-то, о правах и интересах потерпевших лиц?! А как им тогда быть? Мы почему-то с одной стороны зашли, а с другой - не зашли! Давайте декриминализируем, но штраф поднимем, предположим, до 5 миллионов рублей или ещё что-то сделаем. У нас же есть институты и конфискации, и изъятия имущества, и другие. Нам же предлагается явно усечённый подход, односторонний подход к решению данного вопроса, что, конечно, неприемлемо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Вопросы завершены. Есть ли, уважаемые депутаты, желающие выступить по данному законопроекту? Есть - Шеин и Рохмистров. Пожалуйста, Олег Васильевич Шеин. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, я считаю, что данный законопроект надо поддержать, и скажу почему. У нас действительно диспозиции статей 129 и 130 сегодня представляют собой некую разновидность статьи 58 знаменитого Уголовного кодекса РСФСР 40-х годов прошлого века, потому что активно используются именно для политической расправы с оппозицией. Ну я приведу только две цитаты, две иллюстрации. Вот наш товарищ в Астрахани, руководитель общественной приёмной Сергея Михайловича Миронова, говорит следующие слова про мэра города от "ЕДИНОЙ РОССИИ": "Хитрый мэр Боженов перед юбилеем обратился к депутатам с предложением о присвоении Путину звания почётного гражданина Астрахани. Я напомню, что звание почётного гражданина Астрахани предоставляет льготы: бесплатные дрова, подписка на газету "Горожанин", 50 процентов - льготы по ЖКХ, а также бесплатные похороны и место на кладбище, на аллее Героев. Путина ну явно не прельщают эти льготы". Конец цитаты. Вот за эту фразу человек был оштрафован не далее как два месяца назад на сумму в 130 тысяч рублей: 80 тысяч - в пользу государства, 50 тысяч - в пользу господина Боженова, причём не просто оштрафован, а осуждён по статье "Клевета". Когда следователи отказывались вести это дело, следователей меняли. Было три экспертизы, из которых две в пользу так называемого следствия, а одна - о том, что эта фраза на самом деле является обычной политической критикой, - и человека осудили! И другого нашего товарища, депутата Негерова, по аналогичной позиции не просто осудили, а ещё и лишили полномочий. А теперь прочитаю заявление того же самого господина Боженова из Астрахани: "Всё, как делал Гитлер, сегодня делает лидер "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"..." - ну, то есть я в данном случае - "...здесь, на территории города Астрахани... В марте выборы будут непростые: вас, кандидатов, будут бить физически, топтать, членов ваших комиссий будут запугивать... Вас будут рвать в клочья, и вы к этому приготовьтесь... Сегодня все люди, которые будут заявляться, должны быть готовы к тяжёлой, изнурительной политической борьбе, и не только политической, а к борьбе и на улицах, потому что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" к этим выборам готова как никогда... А люди, которые озлоблены, которые вас ненавидят, которые готовы вас бить и убивать, они на выборы придут ровными рядами, как зомби... Поэтому нам, "ЕДИНОЙ РОССИИ" и кандидатам от "ЕДИНОЙ РОССИИ", нужно быть, как никогда, сплочёнными и, как никогда, готовыми к тяжёлой борьбе, в принципе к 17-му году, и это не для красного словца..." Конец цитаты. Вот эти высказывания Боженову сошли с рук, вашему Боженову, в моём понимании высказывания совершенно экстремистские. И в этих условиях статьи 129 и 130 действительно сегодня носят характер абсолютных политических репрессалий. Да, действительно, федеральные депутаты в этом смысле защищены, но есть наши региональные товарищи, есть не депутаты, а обычные активисты, есть социальные активисты. Я напомню, как возбуждали уголовные дела в отношении людей лет пять назад за критику господина Зурабова. И это было! Кроме того, я не случайно затронул тему штрафов. Да, мы можем здесь говорить о том, что у людей разные доходы. Но вот только штрафы идут в пользу государства, и они не должны быть связаны с тем, большие доходы или малые. Я говорил про моральный ущерб. Возмещение морального ущерба не зависит от того, кто его платит, а зависит от того, какой вред был причинён человеку. А у нас сегодня получается, уважаемый Александр Петрович, картина следующая: рабочего человека вышвыривают с работы, добросовестного активиста, он лишается средств к существованию, его семье нечего есть, есть случаи суицидов из-за этого, есть случаи репрессий в отношении тех людей, кто ведёт политическую деятельность, и необязательно человека в тюрьму отправлять, его можно лишить средств к существованию, и мы знаем, что это происходило. В Тверской области опять-таки господин из "ЕДИНОЙ РОССИИ" с говорящей фамилией Дубов заявил о том, что "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ" надо выжигать калёным железом. Я помню, в этом районе и ЛДПР тоже досталось по полной программе. И это сходит с рук или назначается штраф или возмещение морального ущерба в символическом размере, 3-5 тысяч рублей. А стоит разозлить так называемого мэра города, так штраф в Астрахани - 150-200 тысяч рублей, в Москве (по Лужкову) - 500 тысяч - 1 миллион рублей. Мы знаем такие ситуации и по другим регионам Российской Федерации. Конечно, с этой точки зрения данную инициативу надо поддержать. И мы будем настаивать не только на соответствующих поправках в уголовное законодательство. Я уверен, что президент, который, кстати, озвучивал уже идею перевода статей 129 и 130 в КоАП, эти свои инициативы обязательно реализует, так как он реализовывает всегда свои политические заявления. Бесспорно, необходимо менять и позицию в Гражданском кодексе в части морального ущерба, чтобы так называемые штрафы не были методом просто разорения людей и мести, политического возмездия тем, кто неугоден, и тем, чьи высказывания, может быть, не нравятся на местах, местной власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваше выступление. РОХМИСТРОВ М. С. Мы призываем депутатов поддержать настоящий законопроект. И вот не случайно я задал вопрос, на который получил нормальный ответ от комитета - что он считает, что настоящий законопроект внесён в интересах тех, кто намеренно оскорбляет, будем так говорить, наших граждан. Если провести аналогию, так как докладчик от комитета сказал, что никаких двойных стандартов нет и отношение ко всем законам абсолютно одинаковое, то получится, что законопроект о либерализации ответственности, о переводе в административные штрафы, в отношении коррупции был принят в интересах коррупционеров. Так надо понимать это? То есть мы любую либерализацию уголовного законодательства проводим в интересах тех, кто намеренно совершает преступления. Ну всё-таки надо какой-то логики придерживаться в своих выступлениях, иначе мы тут непонятно до чего договоримся. Действительно, практика показывает, что настоящие две статьи, как правило, не защищают интересы наших простых граждан, они защищают интересы исключительно власти предержащей, и дело, собственно говоря, не только в этом, а в той наглости, с которой в последнее время власть предержащая борется посредством штрафов, когда за мнение политической партии, которая находится в оппозиции, подаются гражданские иски, исчисляющиеся десятками миллионов рублей. Десятками миллионов рублей! Даже Верховный Суд выдал: господа судьи, вы-то уж суммы хоть вменяемые ставьте, - там уже совесть у людей проснулась. И собственно говоря, всё, что здесь применяется, все эти статьи в части уголовного... Это уже уголовное законодательство и административное. Уголовное несёт в себе ещё и поражение наших граждан в правах, то есть помимо штрафа, который назначается в рамках уголовного преследования, помимо какого-то срока, реального либо условного, человек ещё и поражается в правах на определённый срок. И сегодня всё это даёт возможность (которую неоднократно использует власть) сказать: вы извините, у вас тут сращивание с криминалом. И никого не интересует, что человек получил судимость в 80-е годы по такой статье, как превышение пределов необходимой самообороны: на него с ножом напали, а он дубиной по голове дал, получилось очень сильно. В 82-м году он получил срок - сейчас он всё ещё "криминал", до сих пор, несмотря на погашенную судимость, он поражён в правах. И здесь, естественно, есть определённая политическая заинтересованность в сохранении именно уголовного состава по этим статьям. И когда людей привлекают к ответственности... Если вы посмотрите, кто привлечён к этой ответственности и кто истцом выступает, смею вас заверить, что в девяноста девяти процентах случаев вы увидите, что ни один простой человек либо оппозиционер не доказал то, что его оскорбили. Если и доказал, то на это он положил годы своей жизни и пробился через тернии к звёздам. А обычная ситуация - этими вопросами занимается даже не сам потерпевший, который не соизволит явиться ни в суд, ни к следователю, в суде, как правило, его представитель. Вроде оскорбление личное, носит личный характер, но почему-то и в суде, и при всех опросах фигурируют должностные лица, которые получают зарплату от государства, но отстаивают интересы лично оскорблённого чиновника. Кстати говоря, это и есть коррупция, потому что для решения личных вопросов - а это решение личных вопросов, если человека лично оскорбили, - он привлекает служащих, которые получают зарплату из того или иного бюджета. И таких вариантов более чем достаточно, когда в приказном порядке слово одного оскорблённого большого начальника вдруг подхватывают все его подчинённые и подают коллективные иски. И сегодня, когда мы говорим о модернизации политической системы, говорить применительно к этим статьям, исходя и из практики их применения, то, что мы тут защищаем интересы простых граждан, ну, на мой взгляд, просто как-то, наверное, не совсем правильно, что ли, потому что сегодня статистика говорит об обратном. Господа депутаты, я призываю вас поддержать это, потому что сегодня, если мы уж взяли курс на модернизацию политической системы, то хотя бы вот от такого бессовестного, наверное, использования служебного положения надо наших граждан защитить. И надо защитить оппозицию, так как сейчас оппозиция, которая у нас и так достаточно бесправна... ну, наверное, ещё в связи с этим поражать её в правах через уголовное преследование не совсем правильно. Поэтому, уважаемые депутаты, фракция ЛДПР призывает вас поддержать настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. Выступления завершены. Полномочный представитель президента не желает выступить, правительства - также. Заключительное слово, пожалуйста, докладчику Иванову Сергею Владимировичу. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, спасибо большое за обсуждение. Я всё-таки, ну, нормальный человек, выхожу со многими из вас в курилку, общаюсь и понимаю, что в душе вы, конечно, за принятие данного закона, однако партийная дисциплина мешает вам проголосовать так, как подсказывает совесть. Это очень плохо, когда партия заставляет своих членов действовать против совести. Что касается данного законопроекта. Вот, уважаемый Александр Петрович, например, я посчитаю сейчас всё, что вы сказали в своём содокладе, оскорбительным и клеветническим. После этого, например, суд, приняв моё заявление к рассмотрению, придёт к выводу, что вы действительно и оклеветали меня, и выступали в оскорбительном тоне. И тогда, Александр Петрович уважаемый, у вас будет в биографии факт: судим по статьям 129, 130 - Уголовного кодекса, заметьте! - и вы будете поражены в правах, и в следующей Думе вас уже никто не увидит, потому что скажут: "Не может в наших рядах быть судимый человек". Поэтому не надо лукавить, здесь нет никакого умаления ничего абсолютно. Если кто-то кого-то обозвал дураком, даже в прессе, или ещё как-то, за длинный язык его накажут именно теми суммами, о которых вы говорили, но только в рамках Кодекса об административных правонарушениях. Он не будет считаться судимым - не будет! - и, значит, будет продолжать свою деятельность. А вот всё остальное, как вы говорите, - это пожалуйста, подавайте в суд и доказывайте, что вашей чести, деловой репутации и тому, что там ещё у вас есть, нанесён огромный ущерб, и если суд признает, что так оно и есть, тогда с человека, который вас оскорбил, будет взыскано и 5 миллионов, и сколько там ваш неподкупный, так скажем, суд признает. И последнее, коллеги. Вы же знаете, что по Уголовному кодексу наказывают за деяния, которые несут общественную опасность. Вот какая в том общественная опасность, если мы в пылу ссоры или полемики обозвали друг друга непечатным словом или как-то не так высказались? Никакой абсолютно. И сажать за это человека за решётку - извините, это абсолютно не наш метод. Поэтому, завершая своё выступление, я хочу сказать, что фракция ЛДПР может быть не согласна ни с одним словом, которое вы говорите, но готова умереть за ваше право это говорить, и в том числе право прессы писать то, что она считает нужным. Можно потом уже в судах разбираться - так это или не так... но ни в коей мере нельзя сажать человека за решётку за то, что он что-то не так сказал и кому-то из чиновников это не понравилось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Заключительное слово содокладчику не требуется. В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 54 сек.) Проголосовало за 130 чел.28,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 130 чел. Не голосовало 320 чел.71,1 % Результат: не принято Не принято.