Заседание № 125

20.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 224115-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся администрирования региональных и местных налогов, а также совершенствования механизма предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2063 по 2183 из 7198
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Доложит о данном законопроекте      
Максимова Надежда Сергеевна. Пожалуйста, Надежда Сергеевна.                     
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!             
Законопроект № 224115-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные       
акты Российской Федерации" был проголосован палатой во втором чтении 13         
сентября текущего года. Вместе с тем в процессе подготовки законопроекта к      
третьему чтению Государственно-правовое управление президента высказало         
предложение прописать в законопроекте порядок определения инвентаризационной    
стоимости доли налогоплательщиков в общей долевой стоимости имущества. И это    
логично, поскольку в перечне объектов налогообложения у нас в законопроекте     
появился новый объект - это доля в праве общей собственности на имущество. В    
связи с этим в пункт 2 статьи 2 законопроекта вносится дополнительный абзац.    
И кроме того, сделано две поправки редакционного и юридико-технического         
характера в статьи 4 и 6. Для принятия указанных поправок законопроект          
необходимо вернуть к процедуре второго чтения. Просьба проголосовать в          
соответствии с Регламентом.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за предложение комитета вернуть данный       
законопроект к процедуре второго чтения? Прошу проголосовать.                   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Сергеевна.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, в таблице принятых поправок (приложение 1)   
поправка 1: добавляется второй абзац в пункт 2 статьи 2. Этим абзацем           
устанавливается, что за имущество, находящееся в общей долевой собственности    
нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников            
соразмерно их доле в этом имуществе. При этом стоимость такого имущества        
рассчитывается как произведение инвентаризационной стоимости имущества и        
соответствующей доли. И в связи с этим вносится поправка и в третий абзац,      
где определено, что стоимость имущества, находящегося в общей совместной        
собственности нескольких собственников без определения долей, определяется      
как часть инвентаризационной стоимости имущества пропорционально числу          
собственников данного имущества.                                                
                                                                                
Помимо этой поправки предлагаются ещё две поправки. Поправкой 13 исключается    
из проекта пункт 2 статьи 4, в соответствии с которым вносились изменения в     
закон о госпошлине, уточнялось наименование органа, осуществляющего             
кадастровый учёт. Дело связано с тем, что в настоящее время в Думе находится    
на рассмотрении законопроект о госпошлине... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, я вынуждена вас остановить. У нас      
две таблицы поправок, не надо делать доклад по поправкам, я должна только       
спросить: есть ли вопросы по одной или по другой таблице поправок? Если они     
есть, то тогда мы выносим поправки на отдельное голосование, если таковых       
нет, мы не обсуждаем поправки. Поэтому я предоставила вам слово.                
                                                                                
Таблица 1 состоит из двадцати шести поправок, рекомендованных к принятию.       
Есть ли у депутатов вопросы по данной таблице поправок? Нет. Прошу              
проголосовать по данной таблице поправок.                                       
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, состоит из   
трёх поправок. Есть ли у кого-то возражения или желание вынести на отдельное    
голосование одну из них? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу 2 поправок,      
рекомендованных комитетом к отклонению? Прошу проголосовать.                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять с учётом проголосованных таблиц поправок      
законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать.                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
А теперь, Надежда Сергеевна, будем ли мы принимать в третьем чтении данный      
законопроект? Пожалуйста.                                                       
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые          
процедуры, подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет рекомендует         
проголосовать за его принятие. Спасибо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В связи с тем что мы сегодня принимали две таблицы        
поправок, есть ли возражения у представителей Президента и Правительства        
Российской Федерации? Нет. Выносим на "час голосования".                        
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4344 по 4359 из 7198
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Кто за принятие данного             
законопроекта в третьем чтении? Прошу проголосовать.                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 123

13.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 224115-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся администрирования региональных и местных налогов, а также совершенствования механизма предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3854 по 3979 из 6950
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает член Комитета по        
бюджету и налогам Надежда Сергеевна Максимова.                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект закона № 224115-5 "О       
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об   
отдельных вопросах администрирования региональных и местных налогов, а также    
совершенствования механизма предоставления финансовой помощи муниципальным      
образованиям) был нами принят в первом чтении 23 сентября.                      
                                                                                
Была осуществлена тридцатидневная рассылка этого законопроекта в регионы.       
Отзыв дали пятьдесят восемь регионов, сорок семь из них поддержали однозначно   
указанный законопроект, пять дали своё согласие с учётом замечаний и шесть      
высказались против законопроекта. Таким образом, большинство регионов           
высказались за принятие указанного законопроекта.                               
                                                                                
Ко второму чтению было внесено двадцать девять поправок, из них двадцать        
шесть поправок приняты и три отклонены. Таблицы поправок по электронной почте   
вам были направлены. Из принятых поправок большинство носит редакционный или    
технический характер, но есть и несколько существенных поправок. Так, в части   
налога на имущество физических лиц: теперь будут учитываться объекты            
налогообложения, которых раньше не было, то есть к объектам, которые            
предусмотрены законом - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные помещения и   
сооружения, - теперь отнесены также комнаты и доли в праве общей                
собственности на имущество. То есть для налогоплательщиков, которые             
располагают таким имуществом, налог будет исчисляться исходя из                 
инвентаризационной стоимости комнаты или доли в общей собственности. Эта        
норма вводится с 1 января 2010 года, то есть уже в 2010 году граждане будут     
платить налог на имущество физических лиц именно по этой норме.                 
                                                                                
В части Бюджетного кодекса: вносится изменение в статью 142-3 в отношении       
расчёта межбюджетных субсидий. Действующая в Бюджетном кодексе норма            
предписывает рассчитывать субсидии для всех поселений конкретного района по     
единому нормативу в расчёте на одного жителя или потребителя муниципальных      
услуг. И поскольку входящие в район поселения у нас очень различаются - одни    
экономически развитые, другие, наоборот, депрессивные, у одних бюджет           
формируется с профицитом, у других, у большинства, с дефицитом и так далее, -   
существующий метод расчёта субсидий приводит к необоснованным размерам          
выделяемых субсидий этим поселениям. Теперь эта норма заменена: вместо того     
чтобы рассчитываться по единому нормативу для всех поселений, субсидии будут    
рассчитываться по единой методике, что даст возможность учитывать различия в    
экономическом и социальном развитии этих поселений.                             
                                                                                
Кроме того, в статьи 130 и 136 Бюджетного кодекса внесены изменения в           
отношении условий предоставления межбюджетных трансфертов. Этими статьями       
предусмотрены условия, которые касаются ограничения прав субъектов и            
муниципальных образований в зависимости от того, какую долю межбюджетные        
трансферты у них в собственных доходах составляют, "за исключением субвенций"   
- была такая норма. Мы сейчас её расширили, и из межбюджетных трансфертов       
будут исключаться при определении доли не только субвенции, предоставляемые     
субъектам из федерального бюджета или муниципалам из бюджетов субъектов и       
районов, но и субсидия, которая выделяется им за счёт средств Инвестиционного   
фонда, то есть это норма, которая будет стимулировать привлечение инвестиций    
в регионы и в муниципальные образования.                                        
                                                                                
В Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного          
самоуправления в Российской Федерации" статья 55 приводится в соответствие со   
статьёй 53. Это в части включения в собственные доходы районов тех субвенций,   
которые предоставляются им, районам, из бюджетов поселений в случаях, которые   
устанавливаются уставами этих муниципальных районов.                            
                                                                                
В поправках были учтены замечания Правового управления Аппарата                 
Государственной Думы, Государственно-правового управления президента,           
правительства. Комитет рекомендует депутатам проголосовать за поправки в        
таблицах 1 и 2 и принять законопроект во втором чтении.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 включает двадцать шесть     
поправок, которые комитет поддержал. Настаивает кто-то на обсуждении этих       
поправок? Нет.                                                                  
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.18,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Таблица 2 - три поправки, которые комитет рекомендует отклонить. Нет            
предложений у депутатов по обсуждению этих поправок? Нет.                       
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.82,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4082 по 4090 из 6950
НОВИКОВА К. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Для протокола: по пункту 15 депутаты Новикова, Салихов, Черкесова и Яковлева    
голосовали за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается к сведению.                                   
                                                                                

Заседание № 122

11.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 224115-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся администрирования региональных и местных налогов, а также совершенствования механизма предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 806 по 811 из 8063
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и         
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Просьба 11-й вопрос            
сегодняшней повестки перенести на 13-е число.                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1242 по 1245 из 8063
Васильев Юрий Викторович как председатель комитета просит 11-й вопрос           
перенести на пятницу. Не будет возражений ни у кого? Соглашаемся с этим         
предложением комитета.                                                          
                                                                                

Заседание № 112

23.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 224115-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся администрирования региональных и местных налогов, а также совершенствования механизма предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5481 по 5984 из 6575
Итак, переходим к пункту 12. О проекте федерального закона "О внесении          
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" докладывает    
депутат Государственной Думы Вячеслав Степанович Тимченко.                      
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Внесённый          
законопроект представлен депутатами всех фракций Государственной Думы. Это      
говорит о том, что вопросам развития законодательства о местном                 
самоуправлении уделяется большое внимание депутатами Государственной Думы. И    
прежде всего важнейшим направлением развития законодательства о местном         
самоуправлении является работа по укреплению финансовых основ и формированию    
стабильной доходной базы местных бюджетов. По этому пути мы идём пусть не так   
быстро, как хотелось бы, но системно.                                           
                                                                                
Менее года назад мы приняли 310-й закон, вносивший изменения в Бюджетный        
кодекс. Работа в этом направлении продолжена, и совместными усилиями            
депутатов всех фракций, как я уже сказал, и представителей Министерства         
финансов, Министерства регионального развития, других ведомств был разработан   
данный законопроект, предусматривающий дальнейшее устранение выявляемых в       
реальной муниципальной практике проблемных мест в федеральных законах. Вот      
это как раз и есть предмет данного законопроекта.                               
                                                                                
Что же мы предлагаем? Мы предлагаем внести в Бюджетный кодекс изменения,        
предусматривающие совершенствование механизма предоставления финансовой         
помощи муниципальным образованиям, определение новых источников пополнения      
доходов местных бюджетов, приведение отдельных положений 131-го федерального    
закона в соответствие с положениями Бюджетного кодекса. В частности, статья     
136 Бюджетного кодекса устанавливает ограничения по осуществлению бюджетного    
процесса в муниципальных образованиях в зависимости от уровня финансовой        
самостоятельности органов местного самоуправления.                              
                                                                                
Учитывая, что сегодня объём финансовой помощи из бюджетов всех уровней          
составляет около 60 процентов, практически все муниципалитеты оказались         
лишёнными права самостоятельно устанавливать оплату труда депутатов и           
муниципальных служащих, вводить дополнительные меры социальной поддержки для    
отдельных категорий граждан и решать другие вопросы, решение которых отнесено   
к их компетенции. Эта система ограничений требует совершенствования.            
                                                                                
Законопроектом предлагается не включать в состав финансовой помощи,             
учитываемой при установлении ограничений, не только субвенции, но и             
межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов   
местного значения и при передаче их либо от поселений к муниципальным           
районам, либо в обратном направлении в соответствии с заключёнными              
соглашениями.                                                                   
                                                                                
Изменения, подготовленные в 131-й закон и в Бюджетный кодекс, предусматривают   
корректировку механизма предоставления субвенций, субсидий из бюджетов          
поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного          
назначения межмуниципального характера.                                         
                                                                                
В 131-й федеральный закон также вносятся изменения, устанавливающие и           
уточняющие порядок финансирования вопросов, решение которых отнесено к правам   
органов местного самоуправления. Финансирование таких вопросов предлагается     
осуществлять за счёт доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных      
трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской           
Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам         
отчислений, а не только за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых     
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, как            
установлено в сегодняшней редакции федерального закона.                         
                                                                                
В Налоговый кодекс нами предлагается внести изменения, касающиеся улучшения     
администрирования, в том числе и снижения материальных затрат при взимании      
земельного и транспортного налогов, налогов на имущество физических лиц.        
Например, предусматривается установление обязанностей налогоплательщиков -      
индивидуальных предпринимателей по самостоятельному определению налоговой       
базы по земельному налогу не только в отношении земельных участков,             
фактически используемых ими в предпринимательской деятельности, но и в          
отношении участков, предназначенных для использования в такой деятельности.     
                                                                                
Наряду с этим предлагается внести изменения, устанавливающие предельный срок    
- три года - привлечения к уплате транспортного и земельного налогов            
налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих эти налоги     
на основании налогового уведомления.                                            
                                                                                
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 391 Налогового           
кодекса, связанные с тем, что в настоящее время налоговая база по земельному    
налогу определяется по состоянию на 1 января каждого года и в случае            
приобретения земельного участка в течение года налоговая база определяется      
лишь с 1 января следующего налогового периода. Это приводит к уменьшению        
поступлений от земельного налога в местные бюджеты. Предлагаемые изменения      
устраняют этот недостаток.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот лишь несколько штрихов по данному законопроекту, более   
подробные материалы у вас есть. Учитывая ограниченное количество времени, я     
предлагаю коллегам поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад представителя бюджетного комитета Максимовой Надежды Сергеевны. Она    
готова с места сделать содоклад.                                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Олег Викторович.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, члены Комитета по бюджету и налогам принимали активное       
участие в разработке законопроекта № 224115-5 "О внесении изменений в           
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Как уже было сказано,     
указанный законопроект вносит уточнения в отдельные позиции Бюджетного          
кодекса, они направлены на совершенствование механизмов поддержки и             
финансовой помощи муниципальным образованиям. В Налоговый кодекс также          
вносятся уточнения, которые касаются уточнения объектов налогообложения и       
налогоплательщиков по земельному налогу и по налогу на имущество физических     
лиц. Кроме того, устанавливается трёхгодичный срок. Он устанавливается как      
для представления требования об уплате налогов, так и в отношении неправильно   
произведённого налогообложения - это по транспортному налогу и по земельному    
налогу.                                                                         
                                                                                
Надо сказать, что все эти поправки имеют принципиальное значение для            
составления региональных и муниципальных бюджетов на 2010 год. Они поддержаны   
и Правительством Российской Федерации, и нашим Комитетом по бюджету и           
налогам.                                                                        
                                                                                
Но вместе с тем надо отметить, что в заключениях, которые представили Комитет   
по бюджету и налогам и правительство, отмечены отдельные неточности этого       
законопроекта. В частности, в законопроекте мы предлагаем определять            
налоговую базу в отношении земельного участка, которая образуется в течение     
налогового периода, исходя из его кадастровой стоимости на момент               
образования. Но вот в заключениях отмечается, что в законодательстве            
Российской Федерации присутствуют иные нормы - это понятие "постановка на       
учёт объекта недвижимости". Имеется в виду, что нужно привести наш              
законопроект в соответствие с существующим законодательством. Ну, кроме того,   
есть замечания юридико-технического характера.                                  
                                                                                
Поэтому Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять   
указанный законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму.    
Мы, авторы, над этими поправками сейчас активно работаем, они практически       
согласованы с правительством.                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть. Депутат Коломейцев, депутат Федоткин, депутат            
Рохмистров. Всё, да?                                                            
                                                                                
Депутат Коломейцев, пожалуйста.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Степанович, вы сказали, что одно из основных положений       
закона - это дача возможности муниципальным образованиям определять             
заработную плату своим муниципальным служащим и бюджетникам. Скажите,           
пожалуйста, не будет ли это стимулировать следующую позицию? Вот у нас в        
одном из городов (я не буду его называть) возникла коллизия: мэр внёс на        
решение городской Думы постановление о своём содержании, в котором "по          
скромности" написал, что ему надо в отпуск разрешить оплачивать путёвку в       
любую точку мира и на любой курорт. То есть муниципального бюджета - он и так   
во многих местах дотационный - не хватит. Не стимулирует ли принятие закона     
вот такие вот хамские вещи?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович Тимченко.                             
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич.                           
                                                                                
Конечно, не стимулирует. В любом случае данные проекта бюджета будут            
рассматриваться представительным органом, который в случае несогласия с         
представленным проектом сметы или бюджета может это откорректировать. Для       
этого сегодня повышается роль представительного органа, и в соответствии с      
этим принят закон № 90-ФЗ от 7 мая 2009 года о повышении роли                   
представительных органов в контроле за деятельностью местной администрации и    
глав муниципальных образований.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин.                                                 
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Вячеславу Степановичу, даже два таких вопроса.   
                                                                                
Первая проблема. Ну, о том, что законопроект, связанный с муниципальными        
образованиями, всегда страдает массой недостатков, мы знаем по количеству       
поправок. В связи с этим я хотел бы узнать: сколько субъектов Российской        
Федерации поддержали данный законопроект и сколько не поддержали, если он       
направлялся им для оценки деятельности?                                         
                                                                                
Второй вопрос. Вот вы говорите, как-то был разговор, что такие законопроекты    
не требуют финансовых средств. Вот образование из трёх единого органа           
кадастровой оценки, изменения в налогах, это значит и в документах - во что     
обойдётся нашим налогоплательщикам принятие данного документа? Он обязательно   
будет стоить немалых денег, не говорите, что он ничего не стоит.                
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Владимир Николаевич, что касается первого вопроса,     
безусловно, мы в соответствии с требованиями Конституции и Регламента           
направляли его во все субъекты Российской Федерации для определения оценки, и   
мы не получили ни одного отрицательного заключения. Но смею вам заметить, что   
касается законодательства о местном самоуправлении, здесь не всегда является    
объективной оценка субъекта Российской Федерации, потому что закон о местном    
самоуправлении касается местного уровня, а субъекты Российской Федерации        
зачастую высказывают позицию, которая отражает именно их субъектовый            
характер, а не муниципальный характер. Поэтому ориентироваться на позицию       
субъектов, как это положено по Конституции и положено по нашему Регламенту,     
не стоит. Я могу сказать, что предложения, которые легли в основу данного       
законопроекта, прошли детальное обсуждение во многих муниципальных              
образованиях, на форумах муниципальных сообществ, проводимых Всероссийским      
советом местного самоуправления и Общероссийским конгрессом муниципальных       
образований. Здесь в данном случае поддержка целиком и полностью. Более того,   
мы даже большую поддержку хотели бы получить, но пока, в силу определённых      
финансово-экономических сложностей в стране и в мире, мы не можем это           
реализовать.                                                                    
                                                                                
Что касается второй части вопроса, о том, что может лечь на плечи нашего        
налогоплательщика. Это как раз тот случай, когда никаких дополнительных         
затрат данный законопроект не потребует.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, вопрос.                                       
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к авторам. Вот здесь в нескольких местах         
проскакивает понятие "налогооблагаемая база" - на мой взгляд, она не совсем     
правильно определяется. Ну, здесь уже от комитета данное замечание в части      
кадастровой оценки объектов земли было высказано, а вот в части объектов        
имущества... У нас до сих пор в законодательстве существует такая вещь, как     
балансовая, или инвентаризационная, стоимость того или иного имущества,         
причём очень многие объекты попадают в эту часть, потому что у нас, с одной     
стороны, есть рыночная оценка стоимости объектов, нанесения ущерба и так        
далее, а с другой стороны, налоги у нас, как правило, платятся с баланса, то    
есть со стоимости по оценке БТИ, произведённой в 66-м году, - 3,5 рубля за      
квадратный метр площади квартиры в Москве, которая в пяти минутах ходьбы от     
Кремля. И многие земельные участки у нас так же оценены. Вот как это...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тимченко.                                     
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Максим Станиславович, безусловно, мы разделяем ваши    
опасения, и, более того, ваши опасения разделяет и премьер-министр Российской   
Федерации Владимир Владимирович Путин, который дал поручение Министерству       
экономического развития совместно с другими министерствами разработать          
законопроект, который будет учитывать как раз не балансовую стоимость, а        
реальную, рыночную стоимость. Соответствующий законопроект находится в          
проработке, я думаю, что если не в конце этого года, то в начале следующего     
года мы получим его для рассмотрения.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает. Две      
руки. Так, даже если по пять минут, то как раз мы с вами... Три руки. Уже       
пятнадцать минут.                                                               
                                                                                
Комарова по ведению.                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не успеваем.                                         
                                                                                
КОМАРОВА Н. В. Уважаемые коллеги, я прошу поставить на голосование вопрос о     
продлении заседания палаты, в связи с тем что здесь находится представитель     
Костромской областной Думы, для того чтобы доложить по вопросам, которые уже    
однажды нами переносились ввиду нехватки времени, это пункты 15, 16 и 17.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я уточню предложение депутата Комаровой: сейчас           
завершить обсуждение 12-го вопроса, затем рассмотреть пункты 15, 16 и 17 и на   
этом завершить заседание. Ставлю на голосование данное предложение.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все тридцать шесть рассмотреть? Это другое предложение,   
я его тоже поставлю на голосование, если это не пройдёт.                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              294 чел.65,3%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    296 чел.                                          
Не голосовало                 154 чел.34,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Идём по этому режиму.                                                           
                                                                                
Итак, выступает депутат Федоткин.                                               
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание в рамках пяти     
минут на несколько очень интересных моментов. Помните, в советское время была   
одна организация, которая вела всё: кадастровый учёт, регистрацию, контроль     
за налогами и так далее. Потом говорили, что это плохо, это монополизм,         
сделайте три организации. А вот сейчас снова этим законопроектом, прямо         
пунктом 1, мы говорим, что вместо этих трёх организаций надо ввести единый      
орган, который будет все эти функции снова, как и раньше, в советское время,    
осуществлять. К сожалению, такое шараханье, извините за такой термин, у нас     
стало регулярным. И по налогообложению, касающемуся Пенсионного фонда, вот      
так же потом отменяли. Мы тогда говорили, что мы правы, и теперь,               
возвращаясь, мы снова говорим, что правы.                                       
                                                                                
Второй момент, о предельном сроке привлечения налогоплательщиков к оплате       
транспортного, земельного налога и так далее. Я приведу пример. У нас по        
Рязанской области проходят, так же как и по другим областям, дороги по          
различным землям. Так вот, бывают случаи, когда, чтобы провести кадастровую     
оценку единой трассы, приходится давать до сорока с лишним кадастровых          
паспортов на одну дорогу. До сорока с лишним кадастровых паспортов! То есть     
это сорок с лишним хозяев.                                                      
                                                                                
Мы совершенно запутали эту систему, а теперь говорим: почему мы не можем        
собрать какие-то налоги, почему у нас недобор в бюджеты муниципальных           
образований? Сплошь и рядом дорога проходит по землям юридических лиц, и они    
действительно сегодня недоплатят, потому что находятся в кризисе: они           
произвели продукцию, им деньги не выплачивают, кредиты банки не дают, они       
должники, да и мы ещё усилим их ответственность. Банкротство, да и всё! Так у   
нас практически один страховой рынок и останется.                               
                                                                                
Теперь о проведении новой кадастровой оценки в отношении земельных участков.    
Вы, наверное, знаете, что с нового года практически по всем пяти основным       
видам земель (всего их восемь, три - льготные) по нашему закону регионы         
принимают свои законы, по которым устанавливается новая кадастровая оценка. Я   
вам докладываю по Подмосковью. По садово-огородным участкам в девять раз        
удорожание кадастровой стоимости, в девять раз растёт налог. Личное подсобное   
хозяйство - в десять раз. Под промышленными зданиями и сооружениями - это       
трубопроводы, газопроводы, электросвязь и так далее - тоже в десять раз. А мы   
ещё ужесточим требования по уплате этих налогов, то есть мы окончательно их     
разобьём. Вот авторы учитывали такое десятикратное удорожание кадастровой       
оценки этих земель? Это по юридическим лицам.                                   
                                                                                
А что по физическим лицам? Вот у нас в области сейчас в соответствии с          
приказом, постановлением министра финансов от апреля прошлого года произошла    
переоценка стоимости имущества, которым владеют несколько физических лиц. То    
есть это касается налога на имущество физических лиц. Так вот, я вам            
докладываю: с этого года произошло удорожание тоже в десятки раз. Люди          
платили в прошлом году 250 рублей, в этом году - около 10 тысяч рублей. А мы    
снова ужесточим и снова выбросим людей на улицу. И таких примеров, к            
сожалению, очень много.                                                         
                                                                                
В заключение я хотел бы, поскольку время ограничено пятью минутами, сказать о   
центральном вопросе этого закона. Видите, как он звучит: о механизме            
предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям. Я вам              
докладываю, что сегодня федеральные налоги составляют почти 80 процентов,       
региональные налоги - около 15, а местные - 3 процента. 3 процента! Конечно,    
так их легче держать в чёрном теле, в узде и говорить: мы вам поможем, если     
вы что-то там сделаете так, как надо, а если вы не сделаете, то мы не           
поможем. К сожалению, эта практика стала общероссийской традицией. Поэтому, я   
думаю, нам нужно по закону, по-человечески, вообще-то, рассматривать не         
вопрос уплаты земельного налога, транспортного (а транспортный тоже с           
будущего года возрастает в два раза и разорит многие транспортные               
организации), а вопрос о прекращении использования термина "помощь              
муниципальным образованиям" и такой политики. Им надо отдать налоги, и они      
будут в десять раз лучше управлять, чем с нашей помощью, и прежде всего налог   
на прибыль надо им вернуть.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть.                                                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Обращаясь к коллегам и к товарищам - депутатам, я хочу подтвердить и ещё раз    
сказать, что данный законопроект направлен на совершенствование                 
законодательства, которым сегодня пользуются муниципальные образования.         
Абсолютное большинство муниципальных образований скажет нам за это спасибо.     
Этот законопроект родился в муках, после долгих совещаний, здесь неоднократно   
собирались представители разных муниципальных образований, в том числе из       
Новосибирска приезжали, и вот наконец-то хотя и не все проблемы, но некоторые   
из них данным законопроектом решаются.                                          
                                                                                
Но самое главное, что данным законопроектом вводится налоговая амнистия,        
даётся три года для отсечки. Прямая норма здесь есть, устанавливается, что      
три года - предельный срок для привлечения к уплате транспортного и             
земельного налога. Это очень актуальная тема в период кризиса. Я думаю, вы      
знаете, что многие избиратели получают дополнительные квитанции, им говорят:    
четыре года назад, пять лет назад вам неправильно кто-то начислил и вы          
чего-то там недоплатили, так вот надо сейчас доплатить. В период кризиса,       
конечно, у наших избирателей это вызывает очень много вопросов. Это абсолютно   
социальная норма, и, когда мы спрашиваем, во сколько обойдётся данный           
законопроект нашим налогоплательщикам, нашим гражданам... Это очень             
существенное послабление.                                                       
                                                                                
Я взял слово для того, чтобы высказать пожелание. Есть ещё одна тема - налог    
на имущество. И было бы хорошо, если бы мы ко второму чтению в данный           
законопроект поправку внесли, распространили такую амнистию и на налог на       
имущество. В период кризиса многие муниципалитеты на местах стремятся           
поправить свои бюджетные дела, вытащив данные о том, кто чего-то там            
недоплатил - не самые богатые наши избиратели - за частные домики или за        
дачные участки четыре года или пять лет назад. Поэтому, думаю, хорошо бы        
распространить это ещё и на налог на имущество.                                 
                                                                                
А в целом я призываю всех проголосовать за данный законопроект. С некоторыми    
шероховатостями, но он решает серьёзные проблемы.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста.                                   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, я не во всём могу согласиться с коллегой   
Локотем: да, многие проблемы действительно этот законопроект решает, но то, о   
чём у нас болит душа в части муниципальных образований, не решает. Здесь, в     
этом зале, об этом уже говорили. У нас есть глава муниципального образования,   
победивший от ЛДПР, не от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Вот когда всем муниципальным         
образованиям межбюджетный трансферт из областного бюджета был направлен в       
размере 200, 300, 500 тысяч - видимо, как-то оценивают, - то ввиду особой       
богатости, наверное, ЛДПР межбюджетный трансферт муниципальному образованию,    
где победил кандидат от ЛДПР, был направлен в размере 1 тысячи рублей. И мы     
хоть десять таких законов можем принять, которые что-то регламентируют, но      
если ему не захотели посылать - это в Рязанской области, уже поднимали в зале   
этот вопрос, - то вот такое издевательство всё равно будет продолжаться.        
                                                                                
Не случайно я поднял вопрос по так называемой инвентаризационной стоимости.     
Пора уже, наверное, нам уйти от этих суррогатов. У нас в законах одну и ту же   
вещь называют разными именами и по-разному её облагают налогами. Налоговое      
законодательство должно быть... Для того чтобы у нас нормально бюджет           
формировался и нормально к этому граждане относились, бюджет должен быть        
понятным, легко администрируемым и легко просчитываемым, и субъективный         
фактор должен максимально отсутствовать, так скажем. Возможны какие-то          
региональные наложения, конечно, но я до сих пор понять не могу, почему в       
Москве владелец автомашины должен платить по 150 рублей за лошадиную силу, в    
Московской области на эту же автомашину владелец будет платить по 100 рублей,   
а в соседней Тульской области - по 70 рублей или по 60 рублей. Вот это          
непонятно. Я вообще считаю, что от таких вещей, как, например, налог на         
транспортное средство в том виде, в каком он у нас существует, надо уходить и   
- я говорил, как нормальные страны это делают, - включать его в розничную       
стоимость бензина, чтобы наконец-то у людей, которые не могут сегодня продать   
машину, но хотят купить новую, появилась эта возможность и их два раза          
налогами не мучили.                                                             
                                                                                
Теперь относительно фразы по поводу трехлётнего срока давности, так сказать.    
Слушайте, у нас чиновников огромный аппарат, есть целая Федеральная налоговая   
служба, которая занимается тем, что исчисляет и направляет требования по        
налогообложению. Если по вине инспекции неправильно был насчитан налог,         
найдите конкретного чиновника, который делал расчёт, и вычтите у него из        
зарплаты! Зачем на гражданина это перекладывать? Вот там сидел плохой           
мальчик, он три года вам неправильно считал, или пять лет, или шесть лет, а     
сейчас мы вам выкатили полную сумму за три года, теперь доплатите. Если он      
плохо считал, вот с него и надо взыскивать, а на граждан это вешать из-за       
нерадивости какого-то чиновника, я считаю, совершенно не нужно. Поэтому         
трёхлетний срок, вообще, надо сократить до года, чтобы не было такой            
возможности, если по вине чиновника. А если гражданин скрывает средства от      
налогообложения, вот тогда такого срока вообще не должно быть. Если он          
умышленно занижает свою налогооблагаемую базу, то пускай заплатит сполна за     
всё время, в течение которого он занижал, а не за три года.                     
                                                                                
По кадастровой стоимости тоже есть ряд вопросов. Сегодня, например, земельный   
участок по кадастровой стоимости в Истринском районе, будем так говорить, в     
хорошем месте стоит за сотку 500 рублей, а люди покупают в этом месте за        
25-50 тысяч долларов - вот вам разница в налогооблагаемой базе! Поэтому         
всё-таки надо уходить от этих суррогатов, которые называются                    
"инвентаризационная стоимость", "кадастровая стоимость". Вот, мол, кадастр,     
который тогда был откадастрирован, а вот тот, который сегодня кадастрирован,    
- от этого тоже надо уходить. Потому что очень смешно получается: налогом у     
нас облагается квартира стоимостью 200 тысяч рублей, а застрахована эта         
квартира на 10 миллионов долларов. Тоже непонятно почему. Если она стоит 10     
миллионов долларов, так и плати за неё налоги, как со стоимости в 10            
миллионов долларов. И здесь тоже надо законодательно подойти к решению этого    
вопроса. У нас ставка налога на имущество - правильно здесь Анатолий Локоть     
говорил - какая-то странная: от 0,5 до 2,2 процента. Вот можно в этих рамках    
устанавливать... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время.                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Ставится на голосование... Да,       
прошу прощения.                                                                 
                                                                                
Тимченко - заключительное слово.                                                
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, спасибо за обсуждение и заинтересованный разговор.           
Безусловно, законодательство о местном самоуправлении, наверное, самое          
молодое законодательство Российской Федерации, если считать с момента           
принятия основного, базового закона, 131-го, который был принят в 2003 году и   
начал работать с 2006 года. Видимо, поэтому понятия, определения, к которым     
апеллируют муниципалы, не всегда правильно трактуются, в том числе и            
депутатами Государственной Думы. Но тем не менее все ваши выступления и         
замечания будут учтены.                                                         
                                                                                
Единственное, что хотел бы отметить, уважаемые коллеги, касается амнистии,      
которая вызвала здесь бурное, заинтересованное обсуждение. Уведомления          
выписываются налоговыми органами. И разговор как раз идёт не о том, чтобы       
потом что-то доплачивать. Если гражданин всё уплатил в соответствии с           
представленным налоговым уведомлением, на котором стоит в соответствии с        
действующими правилами подпись о получении, то к нему никаких претензий через   
три - пять лет не должно быть. Можно, конечно, согласиться с предложением       
Анатолия Евгеньевича Локотя расширить перечень действий, но я считаю, что       
даже те изменения, которые сегодня мы принимаем, реально помогут                
муниципальным образованиям развиваться.                                         
                                                                                
И при этом ещё хотел обратить внимание, коллеги, на следующее. Налоговая        
составляющая - очень большая составляющая в бюджетах муниципальных              
образований. Но давайте создавать условия для увеличения не только налоговой    
составляющей, но и неналоговых доходов муниципальных образований. Я думаю,      
если мы сможем создать реальные механизмы развития неналоговых поступлений в    
муниципальный бюджет, это будет гораздо лучше, чем передавать какие-то виды     
налогов с верхнего уровня на нижний, хотя это тоже нужно делать, ведь           
привычка просто получать, а не зарабатывать, приводит к иждивенческой           
позиции.                                                                        
                                                                                
Коллеги, мы продолжим работу над совершенствованием законодательства о          
местном самоуправлении и всех желающих принять участие в этой работе            
приглашаем к сотрудничеству.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование проект федерального закона "О       
внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Комитет за.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.