Заседание № 243
О проекте федерального закона № 223906-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления права пользования участками недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса нашей повестки (это блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении). О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления права пользования участками недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата". Доклад Александра Николаевича Ищенко. Пожалуйста, Александр Николаевич. ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Названный законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 8 октября 2019 года и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. По представленному законопроекту замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Прошу поддержать и принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Я в своё время предлагал законопроекты, касающиеся осуждённых, положения дел в тюрьмах или в следственных изоляторах, обозначать значком "Решать в срочном порядке, спешно", а вот законопроекты, касающиеся недр, тоже следует обозначать как имеющие высочайший уровень государственной безопасности. Вот как слово "недра" появляется в проекте закона, так сразу же надо уделять особое внимание. Мы не голосовали и сейчас не будем голосовать. Вроде бы хорошо: мы предоставляем право пользования участками недр для геологического изучения с участием иностранных инвесторов, и вот здесь, как говорится, зарыта собака. В этом зале некоторые товарищи хлопали, когда мы приняли закон о совместном предприятии (СП) по разработке недр на Сахалине с участием США, - ну и где польза от этого? Я что-то не слышал, чтобы мы получили что-то хорошее, - мы там ещё и налоги платили! Американцы всю нефть вывозили, всю прибыль себе присваивали, а мы ещё за них платили налог как недропользователи - нас обманули тогда. Это тогда были представители фракции "ЯБЛОКО", они танцевали даже - надо как-нибудь найти в архивах кадры и показать. Здесь тоже есть такая опасность, хотя вроде бы и предусмотрено наличие заключений Минобороны, ФСБ об отсутствии угрозы, но это же заключения об отсутствии угрозы на момент предоставления участков, а техника идёт вперёд. Там же не будет сидеть представитель КГБ и наблюдать за разработкой недр, а у них техника может быть более совершенной, она позволит раньше определить запасы нефти или газа на каком-то участке, и можно будет с помощью каких-то подземных, так сказать, коммуникаций вывести эти запасы на соседнюю территорию. И это будет, допустим, нефть и газ Норвегии или Японии - какого-то соседнего государства. В этом смысле есть опасность, тем более что они получают право и на разведку, и на добычу. Тоже как бы сразу мы им всё даём вперёд - пусть дадут вначале какую-то технологию свою и так далее! То есть мы здесь сперва, казалось бы, выигрываем, но в конечном счёте может быть проигрыш, поэтому, когда касается недр, наших подземных богатств, а тем более в районе Арктики, а тем более подводных и подземных, надо быть особенно настороже. Мы воздержимся от голосования за данный проект, ибо опасность здесь выше, чем польза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николаев Николай Петрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу обратить внимание, что закон действительно очень важный и вообще сфера недропользования для нашей страны является исключительно важной. Я хочу обратить внимание, что в этом законопроекте говорится только о разведке и оценке недр, ни в коем случае не говорится о добыче, поэтому мы как раз заинтересованы в привлечении как можно более широкого круга участников этого рынка для разведки и оценки месторождений. Это даст возможность нашим отечественным компаниям впоследствии увеличивать добычу и газа, и нефти. Что касается количественных параметров, только представьте, сейчас есть предположение о нахождении в море Лаптевых порядка 13 миллиардов кубометров газа, в Карском море - около 400 миллионов тонн углеводородного сырья. Это все те месторождения, которые требуют детальной разведки и оценки, с тем чтобы наш бизнес и наша экономика получали возможность добывать это сырьё на благо страны. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам прозвучали. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления права пользования участками недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата", 2-й вопрос нашей повестки. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 44 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 15 чел.3,3 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 223906-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления права пользования участками недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата" (принят в первом чтении 20 октября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления права пользования участками недр федерального значения, расположенными во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в целях геологического изучения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы с вами переходим к рассмотрению вопроса 2 нашей повестки. Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления права пользования участками недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата". Доклад Александра Николаевича Ищенко. Пожалуйста, Александр Николаевич. ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен Правительством Российской Федерации и внесён в Госдуму 12 июля 2017 года, был принят в первом чтении 20 октября 2017 года. Проект федерального закона направлен на создание инвестиционной привлекательности в области геологического изучения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. В настоящее время Законом "О недрах" не предусматривается предоставление права пользования недрами в целях геологического изучения на участках федерального значения в качестве самостоятельного вида пользования. Законопроектом предлагается предусмотреть возможность предоставления таких участков недр заинтересованным пользователям на основании заявки без проведения аукциона и при наличии заключений Министерства обороны Российской Федерации и ФСБ России об отсутствии угрозы интересам обороны страны и безопасности государства. Установление порядка рассмотрения заявок законопроект относит к компетенции Правительства Российской Федерации. К указанному законопроекту поступило пять поправок, которыми предлагается распространить действие законопроекта исключительно на нефть, газ и газовый конденсат, то есть только на углеводородное сырьё, и все эти поправки рекомендуются к принятию. С учётом изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предлагает поддержать таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, и принять рассматриваемый законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 29 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 57 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон включите, пожалуйста. ИЩЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, законопроект полностью готов к принятию в третьем чтении. Прошу включить его в порядок работы Государственной Думы на 10 октября 2019 года. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Включаем.
Заседание № 70
О проекте федерального закона № 223906-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления права пользования участками недр федерального значения, расположенными во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в целях геологического изучения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления права пользования участками недр федерального значения, расположенными во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в целях геологического изучения". Доклад официального представителя правительства заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Евгения Аркадьевича Киселёва. Пожалуйста. КИСЕЛЁВ Е. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по недропользованию. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления права пользования участками недр федерального значения, расположенными во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в целях геологического изучения" разработан Минприроды России по поручению правительства. Участки недр внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в соответствии с Законом "О недрах" относятся к участкам недр федерального значения, при этом степень их геологической изученности на порядок ниже, чем степень изученности прилегающих участков суши и шельфа, что определяет более низкий инвестиционный спрос. Внесение в Закон "О недрах" положения о геологическом изучении недр на таких участках как самостоятельном виде пользования будет существенным стимулом для привлечения инвестиций как в геологическое изучение, так и в последующее промышленное освоение таких участков недр. Предоставлять рассматриваемые участки недр в пользование предполагается на основании заявки недропользователя при условии наличия заключений Минобороны России и ФСБ России об отсутствии угрозы интересам обороны страны и безопасности государства. Установление порядка рассмотрения заявок предлагается отнести к компетенции Правительства Российской Федерации. В случае открытия месторождения в процессе геологического изучения пользователю недр предоставляется возможность получения права на разведку и добычу полезных ископаемых на открытом месторождении на основании решения Правительства Российской Федерации. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Слыщенко Константина Григорьевича. Пожалуйста. СЛЫЩЕНКО К. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представитель правительства довольно подробно доложил о сути законопроекта. Законопроект был внимательно и всесторонне рассмотрен на заседании комитета, и мы пришли к следующим выводам. С учётом представленного в пояснительной записке обоснования предлагаемые изменения в Закон "О недрах" видятся целесообразными. Поддерживая в целом идею законопроекта, считаем необходимым отметить два момента. Первый момент: поскольку в законопроекте предлагается предоставлять участки недр в пользование без проведения аукциона, видится целесообразным установление механизма открытости и конкурентности предоставления таких участков недр. И второй момент: остаётся неясным порядок предоставления указанных участков при наличии двух-трёх заявок, на исследование недр. Замечания вполне устранимы к рассмотрению во втором чтении. С учётом изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию законопроекта и предлагает депутатам проголосовать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В Азовском море намыты песчаные острова. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать местной администрации, чтобы всё-таки можно было брать оттуда песок, намывать и делать хорошие пляжи? КИСЕЛЁВ Е. А. Я так понимаю, вопрос мне. Добыча общераспространённых полезных ископаемых, в частности песка, песчано-гравийных смесей, регулируется как Законом "О недрах", так и законодательством в сфере деятельности по созданию гидротехнических сооружений. Когда речь идёт о коммерческой реализации добытых полезных ископаемых, Роснедра выдают лицензии на осуществление такой деятельности. Поскольку это акватория наших морей, то это участки недр федерального значения. Процедура известна, такие лицензии выдавались нами на осуществление деятельности в Калининграде, в Белом море и в Баренцевом море, тут ничего нового нет - и можно будет пользоваться этими участками. Что касается гидротехнических сооружений, в ходе создания которых в том числе формируются огромные массы навалочных грунтов, мы всегда занимали абсолютно согласованную позицию: в этом случае нет перехода права собственности, добытые и перемещённые полезные ископаемые по-прежнему остаются в собственности Российской Федерации. Если такие полезные ископаемые появляются в ходе хозяйственной деятельности по госконтрактам, они могут использоваться по хозяйственному назначению, но без извлечения коммерческой выгоды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю комитета по природным ресурсам. Если будет два или три заявителя на это месторождение, как без аукциона или без какого-то конкурсного отбора можно будет определить, кто же именно будет его разрабатывать? Я никак этого понять не могу! СЛЫЩЕНКО К. Г. Елена Григорьевна, комитет в своём заключении и отметил, что при подготовке ко второму чтению нужно будет рассмотреть данный вопрос. Мы считаем, что процедура должна быть, во-первых, прозрачной, во-вторых, доступной. Что будет происходить, ко второму чтению как раз и нужно прописать как норму закона. Мы, так же как и вы, обеспокоены - ко второму чтению мы рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Евгений Аркадьевич, скажите, пожалуйста, какая нужда была, чем была вызвана необходимость появления этого законопроекта? Кому это понадобилось и почему? И почему нас не устраивает существующее положение вещей, то, которое было до этого? КИСЕЛЁВ Е. А. Спасибо, Владимир Владимирович, это для нас насущный вопрос. За период с 2011 по 2017 год было выдано всего пять лицензий на изучение таких участков недр, при этом участки недр внутренних морских вод и территориального моря занимают значительную прибрежную часть Российской Федерации и, безусловно, перспективны с точки зрения обнаружения месторождений нефти и газа. Я уже говорил, что степень их изученности на порядок ниже изученности прилегающих участков суши и шельфа, поскольку отсутствовали технологии сейсмических исследований таких участков недр. За последние десять лет мы наработали такие технологии в Российской Федерации, имеются сервисные компании, которые в состоянии осуществлять такие работы, и наша задача заключается в том, чтобы повысить степень геологической изученности. Я для примера скажу, что на сегодняшний день выданы, действуют 503 лицензии на геологическое изучение нефти и газа на суше Российской Федерации, действуют 1342 лицензии на геологическое изучение твёрдых полезных ископаемых. Мы хотели бы, чтобы так называемые зоны транзиталий изучались такими же темпами, как и остальные, при этом система мероприятий, которые были реализованы в период с 2012 года, позволила нам увеличить свою долю в мировых ГРР с 3 процентов до 5 процентов в части твёрдых полезных ископаемых и существенно поднять долю по нефти и газу. Хочу напомнить, площадь суши Российской Федерации составляет 11,5 процента мировой площади суши. Вот наша целевая задача - 11,5 процента средств направлять на геолого-разведочную работу, чтобы развивать минерально-сырьевую базу Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович, пожалуйста. МАРИНИН С. В. Евгений Александрович, проведение аукционов подразумевает, что государство может получить максимальную сумму при передаче права пользования недрами. Каковы гарантии, что отмена аукциона не приведёт к уменьшению доходов госбюджета, к сужению конкурентной среды, к злоупотреблениям при расчёте величины запасов? КИСЕЛЁВ Е. А. Сергей Владимирович, дело в том, что мы не отменяем аукционы. Форма предоставления участков недр федерального значения по-прежнему аукционная, мы предлагаем её расширить за счёт геологического изучения, потому что, как я уже сказал, пять участков за шесть лет было предоставлено в пользование в этих зонах. При этом - наши коллеги из комитета оговорились, что мы обсуждали уже этот вопрос, - мы готовим ко второму чтению концепцию, постановление правительства, которое будет определять правила игры, правила предоставления таких участков недр. В Минприроды такой порядок уже отработан на названных участках, я говорил: выдано 1342 лицензии на геологическое изучение на твёрдые полезные ископаемые, 503 - на нефть и газ. Действующим порядком Минприроды определено, что в случае поступления двух заявок участок недр передаётся на аукционное распределение. Таким образом, если к участку есть конкурентный интерес, участок будет предоставлен в пользование на условиях аукциона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Белик Дмитрий Анатольевич. БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Евгений Аркадьевич, Государственной Думой в первом чтении был принят правительственный законопроект, касающийся свободной экономической зоны в Крыму и городе Севастополе, где участникам свободной экономической зоны даётся возможность использовать шельфы Чёрного и Азовского морей для определённых видов деятельности. В связи с этим вопрос: законопроект, который мы сегодня рассматриваем, и тот законопроект, касающийся свободной экономической зоны Крыма и Севастополя, корреспондируют друг другу, не нужно ли будет вносить какие-то изменения во втором чтении в законопроект о свободной экономической зоне в связи с тем, что мы сегодня рассматриваем? КИСЕЛЁВ Е. А. Вопрос понятен, Дмитрий Анатольевич. Участки недр в Чёрном и Азовском морях мы не относим к участкам недр федерального значения - это позиция и правительства, и МИД Российской Федерации - в связи с тем, что делимитация морских пространств в этих акваториях не проведена. Предоставление права пользования участками недр в Чёрном и Азовском морях осуществляется на основе специальных законов, которые определили специфику недропользования в этих акваториях при вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня к Евгению Аркадьевичу вопросы. Я, может быть, повторю вопрос коллеги Бортко. Ведь не просто так появилась эта инициатива, кто-то же обратился в правительство с такой просьбой - вот хотелось бы узнать бенефициаров. Это первое. Второе. Проводилась ли антикоррупционная экспертиза? Все акты, которые вносит правительство, должны проходить эту экспертизу - в документах я ничего об этом не увидел. И к комитету вопрос. Как это вы открытость и конкурентность хотите обеспечить, убирая аукцион? Вот мне просто интересно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КИСЕЛЁВ Е. А. Валерий Карлович, я, как мне кажется, уже ответил на этот вопрос. Мы не убираем аукционную форму распределения участков недр. Что касается интересов, в комитете состоялось обсуждение предлагаемого законопроекта с участием этих компаний. Интересантами является большинство крупных вертикально интегрированных компаний, которые оперируют в прибрежной зоне, - это и "Газпром", и "Роснефть", и "ЛУКОЙЛ", и "НОВАТЭК", можно и дальше перечислять такие компании. Кроме того, мы полагаем целесообразным в рамках постановления правительства, которое будет определять порядок предоставления права пользования недрами, в том числе ввести квалификационный отбор возможных участников, потому что работа в акватории связана с существенными экологическими рисками, там должны оперировать компании, которые имеют соответствующие технологические наработки и опыт работы в акватории. А конкурентность, я ещё раз подчёркиваю, предполагается обеспечить за счёт того, что при поступлении нескольких заявок участок будет выставляться на торги, на аукцион, как это определено для участков недр федерального значения. Мы сидим на этих участках недр, ничего не происходит... Есть знаменитая работа академика Грамберга, великого нашего учёного, в 2000 году он впервые поднял вопрос о необходимости изучать зону транзитали, помните? Шикарная работа, которая прозвучала на весь мир! В Норвегии изучили свои зоны транзитали так, что нам и не снилось, а мы сидим на этой корзине, не имея ни малейшего представления, какие ресурсы у нас там сосредоточены. Средств федерального бюджета на изучение этих территорий просто-напросто не хватит. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. СЛЫЩЕНКО К. Г. Валерий Карлович, вот смотрите, в данный момент мы рассматриваем бюджет на 2018, 2019 и 2020 годы. И вот по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" сокращение на 2018 год на 30 процентов, а на 2019 и 2020 годы - на 35 процентов. Я сейчас перечислю полезные ископаемые, с которыми у нас уже в ближайшие годы будут проблемы, из-за того что геологоразведка не проводится: марганец, титан, хромиты, бокситы, цирконий, тантал, ниобий, редкоземельные металлы. Проблема очень большая! И наблюдается такая тенденция: желающих участвовать в разведке нет. Данный законопроект в первую очередь обусловлен, вызван тем, что необходимо стимулировать людей, организации, которые хотят заниматься этим делом, тут надо без всяких дополнительных аукционов и конкурсов. Если же будет несколько заявок, я уже сказал, мы при подготовке ко второму чтению обязательно рассмотрим процедуру, что будет делаться для того, чтобы это было прозрачно, чтобы это было на соревновательной, конкурсной основе. Я понимаю ваши опасения, но уверен, что ко второму чтению мы все эти вопросы снимем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Я всё-таки хотел бы напомнить докладчику вопрос депутата Гартунга, на который мы не получили ответа. Была ли проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Аркадьевич. КИСЕЛЁВ Е. А. Простите, я забыл об этом вопросе. Да, экспертиза была проведена в полном объёме. Мы опрашивали компании и в установленном порядке провели антикоррупционную экспертизу. Замечаний, которые свидетельствовали бы о наличии коррупционных факторов, не было. При этом хотел бы ещё раз отметить, что абсолютно все горные компании и большинство субъектов Федерации подчёркивают эффективность введённых заявительных механизмов в отношении геологического изучения недр, которые позволили нам в условиях падающего рынка... Хотел бы напомнить, что за последние три года объёмы геолого-разведочных работ в мире уменьшились в 3 раза, а в Российской Федерации они растут. Я считаю необходимым сохранить эту динамику и эту практику, чтобы обеспечить опережающее геологическое изучение недр Российской Федерации, а у нас, по нашим экспертным оценкам, геологическая изученность страны по сравнению, например, с Канадой и Австралией на 30-35 процентов ниже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бортко Владимир Владимирович по ведению. Пожалуйста. БОРТКО В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, может быть, я сейчас скажу что-то неправильное, но тем не менее. Вот смотрите, сейчас мы обсуждаем законопроект - после семи вопросов мы наконец добрались до сути дела: а в чём же там дело? Нельзя ли, хотя бы когда от комитета выступают, объяснять, что было до этого не так, почему предлагается принять закон и что будет в случае его принятия, - после этого всё станет ясно и понятно. А то мы добиваемся от двоих выступающих сути этого законопроекта и только через полчаса приходит к решению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Аркадьевич. КИСЕЛЁВ Е. А. Я учту, безусловно, это пожелание в своей практике. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г. Я прошу прощения, мне нужна справка. Мне казалось, что антикоррупционную экспертизу должна проводить прокуратура, а не профильное министерство, - возможно, я ошибаюсь, пусть меня наш профильный комитет поправит. Кто проводит антикоррупционую экспертизу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Аркадьевич, наверное, вам нужно ответить на этот вопрос. КИСЕЛЁВ Е. А. В установленном порядке эта экспертиза проведена Минюстом, кроме того, этот вопрос рассматривался Институтом законодательства и сравнительного правоведения - всё в установленном порядке, как положено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. От фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция категорически против принятия этого закона, и вот почему. Мы так и не услышали, проводилась антикоррупционная экспертиза или нет. Это первое. Второе. В заключении Правового управления сказано, что сейчас есть процедура, которая позволяет эту проблему решать, - получение так называемой совмещённой лицензии, которая также по аукциону распределяется, это касается геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Какие проблемы? В действующем законодательстве инструменты для решения этого вопроса имеются, единственное препятствие в реализации этого, скажем так, процесса - это, видимо, нежелание через конкурсные процедуры покупать эту лицензию, то есть нежелание платить в федеральный бюджет. Собственно, мы только в этом видим проблему. Но если проблема в этом, если это на самом деле так - а нас пока никто не опроверг: мы задавали вопросы, пытались вытянуть из представителя правительства информацию, но никаких доводов не услышали, - тогда за этот законопроект нельзя голосовать. В то время, когда не хватает денег на индексацию пенсий работающим пенсионерам, на полную индексацию пенсий всем остальным пенсионерам, когда мы лишаем фиксированной надбавки сельских пенсионеров, брать и дарить недра Российской Федерации - а это самое большое богатство Российской Федерации и, наверное, последнее, что у нас ещё осталось, что мы ещё не раздарили, - я думаю, неправильно. Вячеслав Викторович, у нас предложение. Мы эту тему уже обсуждали - предлагаем вернуться к вопросу о проведении антикоррупционной экспертизы: либо нам представят, скажем так, документ о её проведении, либо парламент должен дать поручение соответствующему комитету провести такую работу, организовать, с привлечением заинтересованных, компетентных ведомств. В противном случае, мы считаем, за этот законопроект голосовать категорически нельзя. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николаев Николай Петрович. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У нас есть два варианта: первый вариант - поговорить на тему, а второй вариант - поговорить о законопроекте. Так вот если мы говорим о законопроекте, то я хочу обратить ваше внимание на несколько моментов. Первое. Мы часто говорим, что надо повышать эффективность и думать о будущем. За несколько лет было выдано всего пять лицензий, и это говорит не о том, что компании не устраивает конкурсная основа - во всех других сферах это работает, - а о том, что спроса нет. Второе. Бюджет в случае принятия этого закона ничего не теряет. На мой взгляд, это как раз достаточно честный законопроект. Почему? Потому что никто не предлагает раздавать недра без конкурса. Обратите внимание на текст законопроекта: речь идёт о геологическом изучении - это именно та сфера, на которую, к сожалению, в бюджете нашей страны средства сокращаются, и нам нужно находить другие, эффективные возможности осуществления геологического изучения, тем самым обеспечивая серьёзные притоки в наш бюджет в будущем. Очень важно это чётко понимать. И не надо передёргивать, мол, мы раздаём недра. Нет! Очень чётко в законопроекте прописано, что, если геологическое изучение закончилось успехом, компания платит в соответствии с ценой, которую определяет государство, и только после этого приступает к следующему этапу. Коллеги, мы очень внимательно изучали законопроект в комитете. Вот здесь говорили об открытости и конкурентности. Конкурентность - это если есть два претендента и более, но нельзя забывать ещё и о том, что эти претенденты должны узнать о самом факте предоставления такой возможности. Поэтому мы при рассмотрении в комитете говорили - и в нашем заключении это есть, - что мы должны обеспечить открытость этой процедуры и открытость информации о наличии такой возможности. Замечания, которые здесь прозвучали, мы услышали. Что касается антикоррупционной экспертизы, нельзя забывать, что это не депутатский законопроект, это правительственный законопроект, прошедший все процедуры согласования. Мы рекомендуем принять законопроект, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович - по ведению. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, дело в том, что нас сейчас вводят в заблуждение. Антикоррупционная экспертиза как раз правительственных законопроектов должна проводиться в соответствии с законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не вижу Павла Владимировича Крашенинникова и Ольгу Викторовну Савастьянову, которые могли бы нам прокомментировать данный вопрос, по поводу экспертизы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это понятно, но если нашего коллегу не удовлетворяет ответ... Представитель Министерства юстиции здесь у нас - можете дать комментарий по поводу экспертизы? Было бы правильно ответить на вопрос. ЛЮБИМОВ Ю. С., статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемые коллеги, антикоррупционную экспертизу мы проводим по всем законопроектам, которые поступают нам на рассмотрение, то есть мы два заключения делаем - правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизу. Другое дело, что мы технически сейчас их объединяем в один документ (по нашей просьбе правительство это сделало в своё время), просто чтобы бумаг не плодить, но мы проводим антикоррупционную экспертизу и каждого законопроекта, и проектов постановлений правительства, и других актов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, удовлетворены ответом? Нет? Пожалуйста, Гартунгу включите микрофон. По ведению. ГАРТУНГ В. К. Мы хотели бы увидеть этот документ, его в розданных материалах нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просьба тогда ко второму чтению представить антикоррупционную экспертизу. По ведению - Сергей Владимирович Иванов. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, по этому вопросу могу вам зачитать статью 3, часть 1, федерального закона: "Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: 1) прокуратурой Российской Федерации...; 2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции...; 3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке..." и так далее. Поэтому в принципе любой законопроект, которым устанавливаются, как здесь написано, необоснованно широкие рамки для его применения, обязан проходить данную экспертизу в соответствующих органах, и было бы неплохо, чтобы в материалах к законопроектам были эти документы. Они должны быть, но мы их не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вот, коллеги, исчерпывающее пояснение нам дал Иванов Сергей Владимирович. Просим Евгения Аркадьевича: нужно, чтобы у нас ко второму чтению были эти материалы, чтобы при рассмотрении законопроекта мы уже могли ориентироваться на антикоррупционную экспертизу. Коллеги, по ведению видел список записавшихся, потом это было снято. Достаточно? Достаточно. Полномочный представитель президента? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. Заключительное слово докладчика, пожалуйста. КИСЕЛЁВ Е. А. Уважаемые коллеги, я благодарен Николаю Петровичу Николаеву, он дал исчерпывающие ответы, и эти ответы были сформированы в том числе на двух заседаниях комитета. Комитет провёл очень большую работу, глубоко вник в суть проблемы, и я очень признателен и комитету, и многим иным коллегам за поддержку этого законопроекта. Закон в случае его принятия, безусловно, послужит делу развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации через геологическое изучение. Ещё раз хотел бы повторить, что все необходимые конкурсные процедуры мы задействовали начиная с 2000-х годов, но они не дали желаемого результата. И принятые нами меры, которые позволили по объёму геолого-разведочных работ в 3 раза превзойти зарубежных коллег, рождались именно в ходе этой деятельности, она дала значимые результаты - не так много отраслей в российской экономике растут такими темпами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, есть желание выступить с заключительным словом? Есть. Пожалуйста, включите микрофон Слыщенко Константину Григорьевичу. СЛЫЩЕНКО К. Г. Уважаемые коллеги, хотел бы сказать от комитета: если ко второму чтению кому-то нужны дополнительные справки, документы, с тем чтобы была полная открытость, мы готовы их представить, готовы учесть все ваши предложения. Мы прекрасно понимаем, что законопроект вызывает какие-то опасения, тем не менее комитет тоже считает, что его необходимо принимать в первом чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 18 повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 32 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 26 чел.5,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. Спасибо всем, кто принимал участие в его обсуждении.